Членовредительство без суицидальных тенденций

Обновлено: 24.04.2024

Люди с суицидальными намерениями не избегают помощи, а наоборот, часто стремятся к ней. в частности к консультированию. Из тех, кто совершает суициды, почти 70% консультируются врачами общего профиля за месяц, а 40% – в течение последней недели до совершения фатального поступка; 30% так или иначе выражают свои намерения, ставя в известность окружающих.

Суицидальное поведение является динамическим процессом, состоящим из следующих этапов (Моховиков, 2001а):

I. Этап суицидальных тенденций. Они являются прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла или нежелании жить. Суицидальные тенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. На этом этапе осуществляется превенциясуицида, то есть его предотвращение на основании распознания психологических или социальных предвестников. Главный смысл превентивных мер состоит в том, чтобы убедить общество, что суицидальные мысли психологически понятны и сами по себе не являются болезнью, ибо представляют естественную часть человеческого существования; что суицидальное поведение преходяще и доступно разрешению, а потому предотвратимо, если у окружающих будет желание выслушать другого человека и помочь ему.

II. Этап суицидальныхдействий. Он начинается, когда тенденции переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткойпонимается сознательное стремление лишить себя жизни, которое по не зависящим от человека обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т.п.) не было доведено до конца. Самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных действий (шантаж, членовредительство или самоповреждение, направленные на оказание психологического или морального давления на окружение для получения определенных выгод), носят название парасуицида.Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но есть случаи, когда человек гибнет, потому что «переиграл». Суицидальные тенденции могут также привести к завершенному суициду,результатом которого является смерть.

На этом этапе осуществляется процедура интервенции.Она представляет собой процесс вмешательства в текущий суициддля предотвращения акта саморазрушения и заключается в контакте с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в переживаемом кризисе. Главная задача интервенции состоит в том, чтобы удержать человека в живых, а не в том, чтобы переделать структуру личности человека или излечить его нервно-психические расстройства. Это самое важное условие, без которого остальные усилия психотерапии и методы оказания помощи оказываются недейственными.

III. Этап постсуицидального кризиса.Он продолжается от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций, иногда характеризующихся цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические или психопатологические) и их выраженность могут быть различными. На этом этапе осуществляются поственцияи вторичная превенциясуицидального поведения.

Поственция – это усилия по предотвращению повторения акта аутоагрессии, а также предупреждение развития посттравматических стрессовых расстройств у уцелевших и их окружения. Задачи поственции состоят в облегчении процесса приспособления к реальности у переживающих трудности, уменьшении степени заразительности суицидального поведения, а также в оценке и идентификации факторов риска повторного суицида.

Они решаются путем использования таких стратегий, как: (а) психологическое консультирование; (б) кризисная интервенция; (в) поиск систем поддержки личности в обществе; (г) образовательная стратегия для повышения осознания роли и значимости саморазрушающего поведения; (д) поддержание контактов со СМИ для соблюдения этических принципов при информировании об актах аутоагрессии в обществе. Вторичная превенция заключается в предупреждении повторных суицидальных попыток.

Для осуществления превенции самоубийств ВОЗ предлагает использовать три концептуальные модели (Моховиков, 2001а):

Медицинская модель превенциирассматривает попытку суицида прежде всего как крик о помощи, к которому приводят эмоциональные расстройства и психологический кризис. Консультирование, медикаментозное и психотерапевтическое лечение, снижающие уровень аутоагрессии, являются основными задачами этой модели.

Социологическая модель ориентирована на идентификацию факторов и групп риска с целью адекватного контроля за суицидальными тенденциями.




Экологическая модель предусматривает исследование связи суицида с факторами внешнего окружения в конкретном социокультурном контексте. Реализация этой модели состоит, прежде всего, в контроле и ограничении доступа к различным средствам и инструментам аутоагрессии.

Представление о суициде в нашей культуре окружено огромным количеством мифов. Осознание их может удержать консультанта от многих ошибок.

Мифы и факты о суициде (Моховиков, 2001а):

1. Миф: говоря о желании покончить с жизнью, человек просто пытается привлечь к себе внимание.

Люди, которые говорят о самоубийстве или совершают суицидальную попытку, испытывают сильную душевную боль. Они стараются поставить других людей в известность об этом. Никогда не игнорируйте угрозу совершения самоубийства и не избегайте возможности обсудить возникшие трудности.

2. Миф: человек совершает самоубийство без предупреждения.

Исследования показали, что человек дает много предупреждающих знаков и «ключей» к разгадке его плана. Приблизительно 8 из 10 задумавших самоубийство намекают окружающим на это.

3. Миф. склонность к самоубийству наследуется. Склонность к самоубийству не передается генетически.

4. Миф: самоубийства происходят только на верхних уровнях общества – среди политиков, писателей, артистов и т.п.

Известно, что суицид совершают люди всех социальных групп. Количество самоубийств на всех уровнях общества примерно одинаково.

5. Миф: все суицидальные личности страдают психическими расстройствами.

Не все люди, совершающие суицид, психически больны

Человек, задумавший самоубийство, чувствует безнадежность и беспомощность, не видит выхода из возникших трудностей, из болезненного эмоционального состояния. Это совсем не значит, что он страдает каким-то психическим расстройством.

6. Миф: разговор о самоубийстве может усилить желание человека уйти из жизни.

Разговор о самоубийстве не может быть причиной его совершения. Если не поговорить на эту тему, то невозможно будет определить, является ли опасность суицида реальной.» Часто откровенная, душевная беседа является первым шагом в предупреждении самоубийства.

7. Миф: если человек совершил суицидальную попытку, значит он всегда будет суицидальной личностью, и в дальнейшем это обязательно повторится.

Суицидальный кризис обычно носит временный характер, не длится всю жизнь. Если человек получает помощь (психологическую и другую), то он, вероятнее всего, сможет решить возникшие проблемы и избавиться от мыслей о самоубийстве.

8. Миф: люди, задумавшие самоубийство, просто не хотят жить.

Подавляющее большинство людей с суицидальными намерениями колеблются в выборе между жизнью и смертью. Они скорее стремятся избавиться от непереносимой душевной боли, нежели действительно хотят умереть.

9. Миф: мужчины пытаются покончить жизнь самоубийц ством чаще, чем женщины.

Женщины совершают суицидальные попытки приблизительно в 3 раза чаще, чем мужчины. Однако мужчины убивают себя приблизительно в 3 раза чаще, чем женщины, поскольку выбирают более действенные способы, оставляющие мало возможностей для их спасения.

10. Миф: все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными, непродуманными и свидетельствуют об отсутствии плана.

Не всегда так происходит. Большинство пытающихся уйти из жизни предварительно обдумывают свои действия.

11. Миф: человек может покончить с собой под воздействием обстоятельств даже в хорошем расположении духа.

В хорошем настроении с жизнью не расстаются, зато депрессивное состояние, как правило, рождает мысли о самоубийстве.

12. Миф: не существует значимой связи между суицидом и наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.

13. Миф: суицид – редкое явление.

В Северной Америке суицид входит в число десяти основных причин смерти (для детей и юношества это одна из двух основных причин смерти). Мысли о самоубийстве приходят почти половине населения Соединенных Штатов. Суицидальные попытки совершают 1 из 250 человек. Фактически число суицидальных попыток может быть и гораздо больше, так как некоторые самоубийства маскируются под несчастные случаи.

14. Миф: Если человек уже решил умереть, его невозможно остановить.

Большинство людей, имеющих суицидальные намерения, колеблются между желанием жить и желанием умереть. Обращение за помощью к специалистам говорит об этой амбивалентности и надежде найти другой выход.

При обращении суицидального клиента вначале задача консультанта сводится к тому, чтобы «оттянуть время» и дождаться окончания опасного периода. Если суицидент в полной мере вовлечен в терапевтический процесс, у него возникает желание узнать, куда ведет его консультант, и он может решить «повременить» с исполнением своих суицидальных намерений. Поэтому необходимо постоянно пробуждать и поддерживать у суицидента интерес к терапии. При этом крайне важно соблюдать принцип непрерывности терапии и обеспечивать преемственность содержания сессий. Чтобы перекинуть мостик от одной сессии к другой, терапевт может, например, вызвать у суицидента какой-то вопрос и отреагировать на него приблизительно так: «Вы затронули очень интересную тему. У меня есть некоторые соображения на этот счет, но я расскажу вам о них на следующей сессии. Может, и вы вкратце запишете, что вы думаете по этому поводу?»

Наиболее эффективный подход заключается в том, чтобы побудить суицидента к объективному анализу своих суицидальных желаний и подвести его к осознанию того, что эти желания могут оказаться безосновательными; таким образом терапевт может создать у суицидента мотивацию к продолжению исследования.

При первой встрече терапевт преследует несколько целей:

• установить эмпатический контакт с суицидентом;

• вызвать надежду на улучшение, что, несомненно, является крайне важным в кризисной интервенции;

• получить от него такую информацию, которая позволила бы сделать вывод о степени суицидального риска в настоящее время и в ближайшем будущем.

Эмпатический контакт предполагает, в первую очередь, безоценочное слушание, поддержку суицидента в его пусть пока еще небольшом желании выговориться; поэтому терапевт не форсирует события и задает далеко не все необходимые вопросы, то есть полученная от суицидента информация на данный момент является весьма неполной.

Необходимо понять, в какой степени суицидент будет сотрудничать с консультантом, другими словами – «бороться за свою жизнь» в процессе кризисной интервенции. Если консультант-психолог понял, что имеет дело с депрессивным суицидентом, ему следует предложить консультацию психиатра для решения вопроса о лечении. Это не значит, что консультант отказывает суициденту в кризисной помощи. Консультант делает все возможное и зависящее от него, чтобы помочь суициденту выжить, значит, он отвечает за то, чтобы суицидент был проинформирован обо всех формах необходимой ему помощи. Необходимость в медицинской помощи возрастает при ажитированной депрессии, а также на выходе из депрессивного состояния, когда повышается активность суицидента, а его эмоциональное состояние остается подавленным.

Поиски альтернатив должны проводиться совместно с суицидентом. Задачей номер один является выработка конкретного плана действий. Особенно важно обсудить, чем человек будет занят в ближайшие часы и дни, с кем и где проведет это время.

В дальнейшем направление и методы терапевтического вмешательства будут зависеть от того, какие мотивы лежат в основе суицидального поведения клиента.

Наиболее общими направлениями в работе с суицидальными клиентами являются следующие (Бек, 2003).

Исследование мотивов суицида.Перед терапевтом (консультантом) стоит задача понять, какими мотивами руководствуется клиент, совершивший суицидальную попытку или вынашивающий подобные планы.

Депрессивные суициденты чаще всего обосновывают свои суицидальные желания двумя категориями мотивов. Одни решаются на самоубийство, желая положить конец своим страданиям и видя в самоубийстве единственно возможный способ избавиться от тягостного напряжения. Эти суициденты обычно говорят о «невыносимости» и «бессмысленности» жизни, о том, что они устали от «постоянной борьбы».

Другие суициденты признаются, что пошли на этот шаг в надежде добиться желаемого от окружающих. Кто-то пытается таким образом вернуть любовь или расположение эмоционально значимого человека, другие хотят показать близким, что нуждаются в помощи, третьи просто желают попасть в больницу, чтобы вырваться из «невыносимой» обстановки Довольно часто наблюдается одновременное присутствие обоих мотивов, а именно: мотива бегства от жизни и манипуля-тивных стремлений. У суицидентов с преимущественно ма-нипулятивной мотивацией суицидальные попытки обычно носят менее серьезный характер.

На вопрос о том, чем вызвано желание покончить с собой, суицидальные клиенты обычно дают следующие ответы.

1. Жизнь не имеет смысла. Мне нечего ждать от жизни.

2. Я не могу больше жить. Я никогда не буду счастлив.

3. Это единственная возможность положить конец страданиям.

4. Я стал обузой для семьи. Им будет лучше без меня.

Все эти утверждения так или иначе связаны с чувством безысходности. Человек не видит выхода из невыносимой для него ситуации и считает, что только самоубийство освободит его от груза «неразрешимых» проблем.

Оценка риска самоубийства.Так называемая «оценка риска самоубийства» предлагает психологу/психотерапевту упорядоченный метод оценки суицидальной опасности, объединяющий и уравновешивающий достоверный клинический материал из анамнеза суицидента, данные относительно его заболевания и оценку психического состояния в настоящее время.

Оценивая степень суицидального риска в настоящий момент и в перспективе, необходимо анализировать информацию о человеке с учетом перечисленных выше факторов и индикаторов. Основой для оценки суицидального риска является интервью с клиентом и последующий анализ позиций данного интервью. Сделанный вывод можно проверить, воспользовавшись шкалой оценки угрозы суицида (таблица 7.2.), разработанной Американской ассоциацией превенции суицидов. Шкала предназначена для экспресс-диагностики, поэтому, по возможности, все же лучше определять степень суицидального риска, используя детальный анализ состояния пациента, факторов и индикаторов суицидального риска.

Членовредительство без суицидальных тенденций

Несуицидальное членовредительство является действием, причиненным самому себе, которое причиняет боль или незначительное повреждение, но не преследует цель самоубийства.

Несмотря на то, что методы, которые люди используют, чтобы причинить себе вред, такие как разрезание запястья лезвием, иногда совпадают с методами попыток самоубийства Суицидальное поведение Самоубийство — это смерть, вызванная умышленным причинением себе вреда, целью которого был смертельный исход. Суицидальное поведение включает совершенное самоубийство, попытку самоубийства. Прочитайте дополнительные сведения , несуицидальное членовредительство отличается тем, что люди не имеют намерений себя убить. Часто люди специально заявляют, что они не пытаются себя убить. В других случаях врачи предполагают, что человек не пытается умереть, когда он неоднократно делает что-то, что явно не станет причиной смерти, например, наносит себе ожоги сигаретами.

Однако в первый раз, когда люди причиняют себе вред, может быть неясным, хотели ли они умереть. Например, люди могут думать, что они могут убить себя путем передозировки антибиотиков или витаминов, принять эту дозу, а затем понять, что эта доза не причиняет вреда.

Даже когда членовредительство не вызывает смерти, люди, которые наносят себе вред, с большей вероятностью в течение длительного периода времени могут совершить попытку самоубийства или самоубийство. Поэтому врачам и членам семьи не следует с легкостью относится к несуицидальному членовредительству.

Наиболее распространенные примеры членовредительства без суицидальных тенденций:

порезы или проколы кожи острым предметом, например, ножом, лезвием для бритвы или иглой;

прижигание кожи, чаще всего сигаретой.

Люди часто причиняют себе множественный вред за один раз, делая несколько порезов или ожогов в одном месте. Как правило, выбирают легкодоступную область, которую можно легко скрывать одеждой, например предплечье или переднюю часть бедер. Обычно люди также причиняют себе вред неоднократно, что приводит к обширным шрамам от предыдущих эпизодов. Люди часто поглощены мыслями о вредоносных действиях.

Неясно, почему люди причиняют себе вред, но, возможно

для снижения напряжения или избавления от негативных ощущений;

для решения проблем в межличностных отношениях;

в качестве самонаказания за мнимую вину;

в качестве призыва о помощи.

Некоторые люди считают, что их членовредительство не является проблемой и поэтому не обращаются за советами или не принимают их.

Диагностика

Во-первых, врачи осматривают человека, чтобы определить, требуется ли лечение его травм.

Чтобы диагностировать членовредительство без суицидальных тенденций, врачи должны определить, было ли это действие совершено с намерением причинить смерть (суицидальное поведение) или без намерения причинить смерть (членовредительство без суицидальных тенденций). Для такого определения врачи оценивают намерение, причины и настроение человека. Люди, которые занимаются членовредительством без суицидальных тенденций, могут заявить, что они наносят вред себе, чтобы избавится от негативных ощущений, а не чтобы убить себя. Или они могут неоднократно использовать методы, которые практически никогда на приводят к смерти. Однако люди, которые занимаются членовредительством, могут пытаться совершить самоубийство и часто пытаются его совершить. Поэтому врачи беседуют с друзьями и близкими членовредителя об изменениях в его настроении и стрессах в его жизни, чтобы оценить риск самоубийства.

Если люди не считают, что их членовредительство является проблемой, они могут неохотно об этом говорить. Поэтому, чтобы оценить людей, которые причинили себе вред, врачи сначала пытаются помочь этим людям заговорить о причинении себе вреда. Для этого врачи говорят следующее:

Что они услышали человека и серьезно относятся к его опыту

Что они понимают, как человек себя чувствует, и как эти чувства могут привести к членовредительству

Затем врачи пытаются определить следующее:

Каким образом люди причиняют себе вред и сколькими способами они это делают (например, наносят ли они себе ожоги и делают ли порезы?)

Как часто они причиняют себе вред

Как долго они причиняли себе вред

С какой целью они причиняют себе вред

Насколько расположены они к участию в лечении

Врачи также проверяют наличие других психических расстройств и пытаются оценить, насколько велика вероятность совершения попытки самоубийства у этих людей.

Лечение

Определенные виды психотерапии

Лечение любых других присутствующих заболеваний

Определенные виды психотерапии могут помочь людям, которые причиняют себе вред. Они включают:

Диалектическая поведенческая терапия

Групповая терапия по регулированию эмоций

В ходе диалектической поведенческой терапии проводятся еженедельные индивидуальные и групповые занятия в течение 1 года, а также пациент может связаться с психотерапевтом по телефону в любое время суток. Терапевт действует в качестве консультанта по проблемам поведения. Цель — помочь людям найти подходящие способы реагирования на стресс, например, противиться желанию нанести себе вред.

Групповая терапия по регулированию эмоций предусматривает 14 недель групповой терапии. Она помогает людям знать, понимать и принимать свои эмоции. Эта терапия помогает людям быть готовыми принимать свои негативные эмоции как часть их жизни и не реагировать на такие эмоции так сильно и импульсивно.

Утвержденных препаратов для лечения несуицидального членовредительства нет. Однако налтрексон и определенные атипичные нейролептики показали себя эффективными у некоторых людей.

ПРИМЕЧАНИЕ: Это — пользовательская версия ВРАЧИ: Нажмите здесь, чтобы перейти к профессиональной версии

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Членовредительство без суицидальных тенденций


Практический опыт в современной суицидологии свидетельствует о постоянных изменениях в содержательной и соответствующей терминологической части. По мнению Ю.Р. Вагина (2001) терминологические проблемы в суицидологии возникают по следующим причинам: во-первых, нередко наблюдается полная недефинированность некоторых феноменов и их аспектов; во-вторых, многие имеющиеся понятия обладают дефинитивной нечеткостью, многозначностью или противоречивостью (вплоть до взаимоисключаемости); в-третьих, последовательное расширение сферы исследований в суицидологии привело к вторичному «размыванию» границ многих понятий; в-четвертых, существуют лингвистические трудности переноса и/или перевода ряда понятий с одного языка на другой. Традиционно понятие «суицид» включало в себя все проявления сознательной суицидальной активности, конечной целью которых является прекращение физического существования. Вместе с тем, последние научные исследования показали, что паттерны аутоагрессивного поведения могут реализовываться в различных, не связанных непосредственно с самоубийством целях. Более того, они (паттерны) не всегда являются осознанными и нередко направлены на причинение себе вреда без летального контекста. В частности, К. Меннингер (2000) описал помимо собственно самоубийства, его многочисленные хронические формы (аскетизм и мученичество, неврастению, антиобщественное поведение, психозы), локальное самоубийство (членовредительство, симуляцию, полихирургию, преднамеренные несчастные случаи, импотенцию, фригидность) и органическое самоубийство (психосоматические заболевания). Эти обстоятельства привели к появлению в суицидологии большого числа слабо очерченных, часто перекрывающих или противоречащих друг другу понятий, таких как «непрямой (скрытый) суицид», «полунамеренный суицид», «протрагированный (продленный) суицид», «органический суицид», «суицидальный эквивалент», «бессознательное суицидальное поведение». Выделяют семь основных характеристик непрямого суицида: 1) частое отсутствие полного осознания последствий своих поступков, 2) рационализация, интеллектуализация или негативное отношение к своему поведению, 3) постепенное начало деструктивного поведения, которое все же стремительно приближает смерть, 4) крайне редкое открытое обсуждение этих тенденций, 5) вероятность долготерпеливого мученического поведения, 6) извлечение вторичной выгоды из сочувствия или/и проявлений враждебности во время саморазрушения; 7) смерть почти всегда кажется случайной (Перехов А.Я., 2004). А.Г. Амбрумова (1986) справедливо подчеркивает, что изучение суицидального поведения нельзя сводить только к изучению законченных суицидов и суицидальных попыток, необходимо изучать все многообразие этого феномена и рассматривать раздельно различные виды и типы суицидального поведения. К сожалению, непрямое самоубийство является менее очевидным для окружающих, тем не менее, его результаты также летальны (Grollman E.A., 1988).

В современном понимании аутоагрессия - это действия, направленные (сознательно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической, психической, социальной или духовной областях; намеренная саморазрушающая активность, проявляющаяся на идеаторном, аффективном и поведенческом уровнях; отказ от активной жизнедеятельности, от своих гражданских обязанностей, долга, нежелание решать личностные и социальные вопросы.

Одной из форм замаскированного самоубийства, идеальным инструментом самоуничтожения (по Grollman E.A., 1988) является подверженность несчастным случаям (особенно дорожно-транспортным происшествиям). Невнимательность, превышение скорости, ошибки в оценке ситуации и управление автомобилем в нетрезвом состоянии часто являются следствием осознанного или бессознательного саморазрушаюшего поведения. Исследования водительского опыта и семейного статуса молодых людей (496 человек в возрасте 16-19 лет) выявили, что юноши, с которыми с большей вероятностью случались аварии, преимущественно проводили время на улице, отличались бурным и неуправляемым характером. В состоянии эмоционального стресса они легко употребляли алкоголь или наркотики, а затем беззаботно и импульсивно управляли автомобилем, проявляя больший интерес к мощности и скорости, чем к безопасности вождения. В целом девушки считаются более безопасными водителями. У них, по-видимому, более выражен, чем у мужчин эмоционально-волевой контроль. Обращает на себя внимание тот факт, что у 3-30 % жертв транспортных аварий повышенный уровень алкоголя в крови (Галимов А.Р., Орловская А.В., Чернов В.Н., 2000).

Весьма спорным вопросом остается то, насколько «случайными» были эти несчастные случаи, так как правило, отсутствуют сведения (например, суицидальные записки), позволяющих предположить истинную причину происшествия. Это обусловлено и тем, что использование транспортных средств как орудия самоубийства сложно поддается динамическому наблюдению, статистическому учету и анализу. На наш взгляд, для профилактики дорожно-транспортных происшествий целесообразно дезавуирование в структуре личности водителей аутоагрессивных мотиваций.

Актуальной в клинической суицидологии была и остается проблема алкоголизма и наркоманий. Еще в 1927 году E. Sinunel опубликовал методику лечения аддиктов, склонных к аутоагрессии, путем избавления от «невроза самоповреждения». Пациентам разрешалось наносить любые повреждения изображениям медперсонала санатория. Специалисты соответствующего профиля выделяют следующие уровни аутодеструктивности: 1) физический (употребление суррогатов алкоголя, высокотоксических наркотических средств, заболеваемость СПИДом, снижение/отсутствие ценности здоровья); 2) семейный (разводы, отсутствие детей, переживание одиночества); 3) социальный (снижение социального, профессионального статусов); 4) психологический (проблемы межличностного общения, экзистенциальный вакуум) (Шустов Д.И., 2000; Бисалиев Р.В., 2005).

Безусловно, изложенные феномены являются формами латентной аутоагрессии. Однако при интерпретации или соотнесения их к аутоагрессивным следует подчеркнуть, что они являются проявлениями и самой аддикции. Кстати, Л.К. Шайдукова, Е.В. Коблова (2006) прямо указывают на то, что у больных алкогольной и наркотической зависимостью понятия «аддиктивное» и «саморазрушающее» поведение сливаются воедино, особенно когда речь идет о ранних, злокачественно протекающих формах заболевания.

Суицидальный эквивалент может быть закамуфлирован такими духовными ценностями как идеализм или альтруизм. Так называемые альтруистические самоубийства характеризуются тем, что завершенные суицидальные действия (описаны акты самосожжения в странах Юго-Восточной Азии) реализуются по морально-этическим соображениям, например, во имя Бога или отечества. Причем эти поступки являются неотъемлемым компонентом некоторых культур.

Не давая оценку этим данным и, опираясь на историографический анализ, можно констатировать, что с развитием цивилизации во многих государствах совершение суицидальных деяний по культурным или иным причинам запрещено законодательством.

Аутодеструктивная активность может проявляться через трудовую занятость человека или его профессиональную принадлежность. Так, при трудоголизме индивид пренебрегает режимом дня, не соблюдает правила личной гигиены, ограничивает контакты с окружающими, с семьей. Многолетние исследования (в течение 11 лет) обнаружили, что суициды среди врачей, стоматологов и адвокатов встречались в три раза чаще, чем у непрофессиональных клерков (Grollman E.A., 1988). Основными причинами самоубийств были употребление психоактивных веществ, семейные конфликты, разводы. Некоторые авторы утверждают, что значительное число суицидентов составляют лица, изменяющие свою профессиональную деятельность (Кемешкири Я., 1985). Суицидоопасным является профессиональное движение от физического к умственному труду, либо при падении статуса квалифицированного работника.

С определенной долей вероятности можно предположить, что «профессиональный суицид» осуществляется посредством определенной «программой»: систематические опоздания и прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, конфликты с коллегами, администрацией, недобросовестное отношении к должностным обязанностям. В дальнейшем это приводит к потере профессионального статуса. Кульминацией этой программы будет суицид.

Таким образом, можно сделать заключение о сложности и неоднозначности феномена несуицидального аутоагрессивного поведения. Авторы не претендуют на полноту изложения материала, так как диапазон проявлений непрямого самоубийства достаточно широк. Латентные формы аутоагрессии рассматриваются в литературе преимущественно с психологических позиций и в подавляющем большинстве при их интерпретации носят предположительный характер.

Анализ данных литературы показал, что многие аспекты проблемы аутоагрессивного поведения требуют дальнейших углубленных исследований.

Детский и подростковый суицид


Тема суицидального поведения у подростков всегда была закрытой. Все мы, родители, думаем, что нас никогда не коснется такая проблема, боимся поделиться с кем-либо тревогой, которую может внушать поведение ребенка. Но, насколько бы эта тема не была тяжела для нашего восприятия, не стоит отгораживаться от проблемы, лучше обсудить все, что беспокоит со специалистом-психологом. Сегодня психолог Центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Диана Аветисян расскажет о том, на что стоит обратить внимание родителям, и как помочь ребенку, если он уже предпринимал попытки причинить себе вред.

Способы предупреждения суицида

Попыткам суицида предшествуют изменения настроения, поведения, снижение самооценки, нарушения сна и аппетита, проблемы с учебой, головные боли и иные психосоматические проблемы, суицидальные мысли.

Если ребенок говорит: «Лучше я бы не появлялся на свет» или «Лучше заснуть и не просыпаться», − это признаки суицидальных намерений.

Саморазрушающее поведение тоже может говорить о склонности к суициду: алкоголь, наркотики, экстремальные виды спорта, «зацеперство» и т.п.

«Нельзя ругать, упрекать, давить на чувство совести или вины. Такие действия могут подорвать доверие к родителям, понизить самооценку. Важно выяснить, что беспокоит ребенка, задав прямые вопросы, внимательно выслушать, поддержать, убедить обратиться за помощью», − советует психолог.

Внимание: самоповреждения / Аутоагрессия

Членовредительство может включать поверхностные царапины, порезы, прижигания, а также колющие ранения, удары и повторяемое растирание кожи. Повреждения кожи могут наноситься ребенком, как с умыслом, так и без.

Членовредительство может быть связано с алко- или нарко- зависимостями или показывает, что подросток находится в сильном стрессе.

Иногда такое поведение является данью моде среди определенной группы подростков, в том числе среди «виртуальных» друзей.

Такие проявления аутоагрессии не указывают на попытку суицида, а являются:

  • «наказанием» для себя самого;
  • способом привлечения внимания кого-то из близких;
  • выражением злости;
  • подражанием кому-то из друзей или известным людям;
  • простым любопытством «А что, если. ».

«С любыми самоповреждениями необходимо обратиться к психиатру, чтобы он определил, что является причиной членовредительства в конкретной ситуации», − рекомендует Диана Авестисян.

Алгоритм действий в случае, если ребенок предпринял попытку суицида:

  1. Непосредственно устранить угрозу жизни в текущий момент.
  2. Предотвратить возможность повторной попытки — спрятать потенциально опасные вещи: острые предметы, лезвия, таблетки, веревки и т.п., не оставлять ребенка одного.
  3. Тщательно следить за тем, чтобы ребенок принимал назначенные лекарства. До завершения лечения ребенок должен находиться под постоянным наблюдением родителей и специалистов.

«Дети могут угрожать себя убить или даже инсценировать суицид для того, чтобы обратить на себя внимание или добиться желаемого. Но даже если подросток „играл на публику“, нельзя игнорировать это, смеяться или ругать ребенка за „спектакль“. В таком случае подросток может повторить попытку по-настоящему, чтобы доказать, что „он не шутит“. Оценить серьезность угрозы должен помочь врач-психиатр», − отмечает психолог.

Факторы, снижающие риск суицида

  • Сопровождение специалистами/психологами, обладающими достаточными знаниями в области суицидологии;
  • Отсутствие стигматизации и табуирования;
  • Поддержка близких, друзей, учителей и других лиц, участвующих в жизни ребенка;
  • Обучение, развитие навыков разрешения конфликтов.

«Человек, который реально хочет причинить вред своему здоровью, не привлекает к себе внимания». Обычно суициду предшествуют предупреждающие знаки, вербальные или поведенческие.

«Если у человека есть склонность к суициду, то это навсегда». В большинстве случаев суицидальные попытки и\или мысли имеют временный характер и связаны с конкретной ситуацией.

«Родители должны быть вместе со своим ребенком в трудной ситуации. Только, будучи рядом, поддерживая неокрепшую психику подростка, можно вырастить уверенного в себе, сильного человека», − убеждена Диана Аветисян.

Детский и подростковый суицид

В современной России проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем. По числу суицидов среди несовершеннолетних Россия занимает первое место в мире. Среди причин смертности подростков самоубийство занимает третье место сразу после тяжелых травм и неизлечимых врожденных болезней. По данным официальной статистики, от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, что составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. По данным ВОЗ, каждый год в нашей стране завершают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков. За последние четыре года (2010−2013 г. г. [1]) самоубийством покончили жизнь 5285 несовершеннолетних. На каждые 100 тысяч детей 10−14 лет приходится 2,5 самоубийства, среди подростков 15−19 лет — 14,6 (данные 2012 г.).

С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение учащается с возрастом и достигает максимума в пубертатном периоде, соответственно, пик суицидального риска падает на 15−19 лет. Впрочем, есть основания считать, что число суицидальных попыток в детском возрасте (с 6 до 12 лет) также увеличивается. При этом не существует официальных данных по количеству попыток самоубийства.

В общей сложности 45% девушек и 27% юношей в России задумывались о самоубийстве. У 30% лиц в возрасте 14−24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия.

Появляется все больше доказательств, что самоубийство среди детей в возрасте 5−14 лет является растущим явлением.

К сожалению, положительных тенденций изменения показателей завершенных суицидов среди подростков не наблюдается.

Отмечаются значительные различия в частоте суицидов среди детско-подросткового населения по федеральным округам. Так, в 2012 году в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах показатели частоты суицидов среди подростков превышали среднероссийские в 2,5 раза.

Для сравнения, в Москве, отличающейся в целом достаточно благополучной суицидальной обстановкой, частота самоубийств среди детей составляет 0,9 на 100 тысяч, среди подростков и молодежи — 1,9 на 100 тысяч.

Одним из показателей суицидального поведения является индикатор ГППЖ (годы потенциально потерянной жизни), который определяется по следующей формуле: [75 — средний возраст] х число смертей.

Анализ данного показателя (ГППЖ) по интересующей нас категории показывает, что в данной возрастной популяции (от 5 до 21 года) потеряно 109 954 лет жизни.

Что касается причин суицидального поведения, то анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, чёрствостью и безразличием окружающих.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.

Современное состояние культуры предполагает постоянное принудительное общение конкретного человека с огромной массой людей, которое обезличивает его и впоследствии порождает конфликты. Как заметил К. Лоренц, степень отчужденности людей напрямую зависит от плотности населения (по Погодину И. А., 2008). Будучи микросоциально обусловленными, большинство суицидальных действий направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Это в первую очередь относится к суицидальным действиям именно подростков, поскольку они направлены обычно не против своей личности, а против окружения. В большинстве случаев в подростковом возрасте речь идет не о покушении на самоубийство, а лишь о применении суицидальной техники для достижения той или иной суицидальной цели.

Все более существенную роль в этиологии суицидального поведения несовершеннолетних играет безнаказанное размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования информации, популяризирующей самоубийства, провоцирующей ребенка или подростка на лишение себя жизни. В Интернете имеется значительное число сайтов, где культивируется тема смерти, своим опытом делятся те, кто уже пытался покончить жизнь самоубийством. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

А.Е. Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: истинное, демонстративное и аффективное (Личко, А.Е., 2000).

При истинном суицидальном поведении намерение подростка покончить с собой нередко долго вынашивается, предпринимаются меры, чтобы никто этому не помешал. В оставленных нередко записках звучат мотивы поступка, субъективные оценки обстоятельств, самообвинения и др. При патохарактерологических реакциях, составляющих 10% попыток, истинное суицидальное поведение бывает обычно следствием длительной и тяжелой психической травматизации, воздействующей, прежде всего, на слабые стороны акцентуированного характера. Чаще такие действия обнаруживаются у сенситивных и циклоидных (в депрессивной фазе) подростков. Заметно чаще истинное суицидальное поведение у подростков проявляется при депрессивных состояниях, имеющих различное происхождение.

Демонстративное суицидальное поведение по сути своей выражает не всегда осознанное подростком стремление привлечь внимание к положению, в котором он оказался, вызвать сочувствие, избежать ожидаемых неприятных последствий за какие-либо поступки, выйти из трудной ситуации, а также напугать своих недругов (шантаж, угрозы, вымогательство и т. п.). При такой попытке подросток не всегда гарантированно защищен от смертельного исхода, так как часто не осознает степень опасности предпринимаемых действий и их последствий.

Аффективное суицидальное поведение является одной из форм острых психогенных реакций, возникающих на фоне акцентуаций характера, психопатий или остаточных явлений органического поражения головного мозга. Одной из разновидностей такого типа суицидального поведения является реакция пассивного протеста в подростковом возрасте. В основе такой реакции лежит состояние чрезвычайно сильного переживания обиды или острого недовольства окружающими, либо самим собой, стремление отомстить, наказать лиц, повинных в незаслуженном наказании, унизительном замечании. Такая реакция может быть ограничена всего лишь мыслью или представлением о суициде, либо выразиться в совершении суицидальной попытки. В последнем случае решение заранее не обдумывается, а возникает по механизму «короткого замыкания». В отличие от демонстративных суицидальных реакций, суицидальные реакции протеста совершаются в одиночестве. Если смертельный исход не наступил, то дети и подростки, как правило, стыдятся своего поступка, стараются его скрыть, тогда как демонстративная реакция рассчитана на внимание и сочувствие окружающих.

Основными мотивами суицидального поведения детей и подростков являются (Калинина Л.М., 1994):
•переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
•действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;
•переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
•чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
•боязнь позора, нежелание извиниться;
•любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
•чувство мести, злобы, протеста, угроза и вымогательство;
•желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
•сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).

По мнению ряда авторов (Ю.А. Клейберг, 2005; Г. И. Макартычева, 2007), риск суицида у подростков провоцируется рядом следующих факторов:

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

По определению ВОЗ (1982), «суицид — акт самоубийства с фатальным исходом; покушение на самоубийство — аналогичный акт, не имеющий фатального исхода». В докладе о состоянии здравоохранения в мире (2001 г.) отмечалось: «Самоубийство есть результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода». Критерием суицида является наличие намерения прекращения собственной жизни, что и позволяет отграничить самоубийство от других видов аутоагрессивных действий (убийство, членовредительство, несчастный случай). Как правило, термины «самоубийство» и «суицид» применяются как синонимы.
На сегодняшний день существует множество различных суицидологических терминов. Здесь представлены только некоторые из них.


Суицидальное поведение — это вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель — смерть, мотив — разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Таким образом, критериями суицидального поведения являются:
1) намерение лишить себя жизни;
2) знание последствий предпринимаемых действий.
Самоубийство — осознанное намеренное лишение себя жизни.
Суицидальная попытка — оперирование средствами лишения себя жизни не приведшая к смерти.
Суицидальный риск — потенциальная готовность покончить с собой.
Самоповреждение — умышленное нанесение себе телесных повреждений. Самоповреждения, не направленные на лишение себя жизни (либо не направленные представлением о смерти), не относятся к суицидальному поведению.
Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта (Амбрумова А.Г., 1974). В формировании суицидального поведения принимают участие биологические факторы, личностно-психологические особенности и стрессы личной жизни (критические жизненные ситуации)
Социально-психологическая дезадаптация личности обнаруживается у всех суицидентов. Объективно она проявляется изменением поведения человека, заметного для ближайшего социального окружения, ограничением возможности успешно справляться со своими социальными функциями. Субъективно же выражением дезадаптации является широкая гамма психоэмоциональных изменений — от негативно окрашенных психологических переживаний (тоскливости, тревожных опасений, горя, отчаяния, душевной боли, гнева, злобы) до клинически выраженных психопатологических расстройств. Внутренними формами суицидального поведения являются суицидальные фантазии, замыслы и намерения, а внешними — суицидальные действия. Суицидальные действия, в свою очередь, подразделяются на суицидальные попытки и завершённые самоубийства. Выделяют истинные и демонстративно-шантажные суицидальные попытки.
Истинное суицидальное поведение — это осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Демонстративно-шантажное поведение относится к суицидальному с некоторой долей условности, поскольку здесь имеет место сознательная манипуляция жизнеопасными действиями. Личностный смысл подобных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для суицидента сторону (разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т.п.). Целью может быть и наказание обидчика, чтобы таким способом доставить ему серьезные неприятности.
При таких попытках суицидент понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и для этого предпринимает определённые меры предосторожности. Обычно такие попытки совершаются в присутствии окружающих. На демонстративно-шантажный характер суицидальных действий указывают и способы их реализации, среди которых преобладают самопорезы предплечий (как правило, множественные и поверхностные) и самоотравления лекарственными средствами, не опасными для жизни. Использование огнестрельного оружия встречается крайне редко, хотя угроза его применения довольно широко распространена. Под внешним выражением чувств скрывается сознательная манипуляция окружающими и обстоятельствами. Тем не менее, это поведение может приводить к трагическим последствиям (серьезным увечьям и даже к смертельному исходу), когда различного рода случайности и неправильный расчет определяют конечный результат попытки.
Суицидальные действия с высоким риском реализации суицида, совершенные в состоянии эмоционального напряжения, без предварительного продумывания обстоятельств суицида, относят к аффективному суицидальному поведению.
Среди суицидальных попыток выделяют прерванные суицидальные попытки (прерванный парасуицид) — осознанное действие, направляемое представлением о своей смерти, но прерванное внешними обстоятельствами (например, вмешательство посторонних предотвратило физическое повреждение) и абортивная суицидальная попытка (абортивный парасуицид) — акт, предпринятый с целью самоубийства, но прерванный непосредственно самим субъектом.
В отличие от суицидального поведения, самоповреждения (или членовредительства) обычно не направляются представлениями о смерти. Опасные для жизни действия, направляемые иными целями, следует относить к несчастным случаям.
Как правило, суицидальное поведение в своём развитии проходит через ряд последовательных этапов.

2. Этапы суицидального поведения

На первом этапе наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей. Это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности и эмоциональной неустойчивости.
В этот период у потенциального суицидента возникают пассивные суицидальные мысли. Примером являются высказывания типа:
«Чем так жить, лучше умереть», «Хорошо бы стало, если бы меня не стало», «Хотелось бы заснуть и не проснуться». Часто такие высказывания недооцениваются руководством или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте. При отсутствии изменений в лучшую сторону беспокоящих его жизненных обстоятельств, развивается следующий этап, когда на смену пассивным приходят активные суицидальные мысли (суицидальные замыслы).
Суицидальные замыслы — это активная форма проявления суицидальности — разработка плана самоубийства (продумывается способ, выбирается время и место действия). Как правило, в этот период отмечаются высказывания о своих намерениях. В поведении сохраняются признаки дезадаптации. Человек не справляется со служебными обязанностями, часто держится замкнуто. На замечания может реагировать фразами типа: «Скоро я перестану доставлять вам проблемы…». Одной из важных особенностей человека на этих двух этапах является амбивалентное (разнонаправленное) отношение к самоубийству. Он стремится найти человека, с которым можно поделиться своими сомнениями, получить сочувствие. Если в этот период у него найти желаемое не получиться, реакции руководства не последует, и данное лицо не будет отправлено на осмотр к специалисту, убеждённость в необходимости покончить с собой, ощущение безнадёжности и безысходности усилится и суицидальные замыслы достигнут степени суицидальных намерений.
На третьем этапе (этапе суицидальных намерений) происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения и включение волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению суицидальных действий. После принятия решения о совершении суицида свои переживания начинают скрываться, поведение становится формально правильным. Окружающим следует помнить, что неожиданная, «беспричинная» смена рисунка поведения человека, ранее проявлявшего признаки дезадаптации, — настораживающий признак усиления суицидальной опасности, за которым может последовать суицидальный акт. В этот период характерным (хотя и не всегда) становится стремление человека «завершить дела», часто он «неожиданно» отдаёт сослуживцам личные вещи, которыми ранее дорожил. При этом следует подчеркнуть, что в момент перехода человека с суицидальным поведением на этап суицидальных замыслов, шансов предотвратить суицидальное действие становится крайне мало, т.к. смена рисунка поведения часто расценивается окружающими скорее как признак того, что он «наконец-то взял себя в руки», чем как симптом неотвратимости суицида.
Время от появления пассивных суицидальных мыслей до суицидального акта называется пресуицидальным периодом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или неделями (хронический пресуицид). При острых пресуицидах возможно внезапное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.
Временной промежуток после совершения суицидальной попытки называется постсуицидальным периодом. Любой человек, совершивший суицидальный акт, должен быть незамедлительно отправлен на осмотр психиатром, который, как правило, рекомендует стационарное обследование.

3. Конфликтная ситуация и мотивы суицидального поведения

Одной из самых сложных задач суицидологии остаётся поиск ответа на вопрос: «Почему люди совершают суицид?». Провоцирующих суицидальное поведение причин достаточно много, и в основе каждой из них лежит тот или иной конфликт, переживание которого является решающим фактором при принятии решения о самоубийстве. Конфликт образуется из двух разноплановых тенденций, одну из которых составляет основная актуальная потребность (мотив, намерение, побуждение) человека, а другую — тенденция, препятствующая её удовлетворению или реализации.
Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает её как высокозначимую, а свои возможности — как недостаточные для её преодоления. Переживание при этом чувства безнадежности заставляет воспринимать суицидальные действия как единственно возможный для себя выход. Различают конфликты внутренние, внешние и смешанные.
Внутренний конфликт образуется, когда обе противоборствующие тенденции располагаются во внутриличностном плане — долг и страсть, желание и ограниченные личностные ресурсы для его реализации.
Внешний конфликт возникает, когда одна из составляющих его тенденций располагается вне личности и представляет собой элемент внешней ситуации, являющийся препятствием для актуализации потребности — запрет, приказ, требование и т.д.
Часто конфликт носит смешанный характер, когда существуют противоборствующие с актуальным мотивом или потребностью как внутриличностные тенденции, так и внешние факторы.
Конфликты, лежащие в основе суицидального поведения, могут быть классифицированы следующим образом:
1. Конфликты, обусловленные спецификой деятельности:
– трудности или негативные результаты выполнения конкретной служебной задачи;
– межличностные конфликты с другими сотрудниками;
– служебные и межличностные конфликты со своими начальниками (подчиненными);
– неудачи в освоении специальности.
2. Конфликты, обусловленные спецификой личностно-семейных взаимоотношений:
– несправедливое отношение (оскорбление, обвинения, унижения) со стороны родственников и окружающих;
— «неразделенная» любовь, ревность, измена любимой девушки или жены, развод;
– тяжелая болезнь или смерть близких:
– препятствия к удовлетворению актуальной ситуационной потребности;
– неудовлетворенность поведением и личными качествами «значимых лиц»;
– одиночество, изменение привычного стереотипа жизни, социальная изоляция;
– недостаток внимания и заботы со стороны окружающих;
– интимно-сексуальные конфликты (половая несостоятельность).
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:
– опасение уголовной ответственности;
– боязнь презрения окружающими в связи с асоциальным поступком.
4. Конфликты, связанные с состоянием здоровья:
– соматические (телесные) заболевания, особенно социально-порицаемые заболевания (сифилис, СПИД и т.д.);
– физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности, воспринимаемые как недостатки), слабое физическое развитие;
– нервно-психическая неустойчивость.
5. Материально-бытовые трудности.
Перечисленные конфликты фактически являются поводами суицидального поведения.

4. Индивидуально-личностные факторы суицидального риска

Существуют различные факторы суицидального риска, но для профилактики суицидальных происшествий, прежде всего, имеют значение индивидуально-личностные особенности. К характерным личностным особенностям потенциальных суицидентов можно отнести:
– неуверенность в себе, несамостоятельность;
– низкий или заниженный уровень самооценки;
– завышенная потребность в самореализации;
– склонность к самообвинению, преувеличению своей вины;
– импульсивность, эмоциональная неустойчивость;
– инфантильность, незрелость личности;
– несформированные механизмы психологической защиты;
– уменьшение или утрата ценности жизни;
– сниженные способности приспосабливаться к трудностям.
Изменение привычного стереотипа поведения имеют для таких лиц большое субъективное значение. При столкновении с негативными жизненными обстоятельствами они теряются и считают, что самоубийство является единственным выходом из создавшейся ситуации. При этом у некоторых из них пусковыми факторами для самоубийства могут служить следующие события:
– негативная оценка руководством служебной деятельности;
– разрыв близких отношений, отказ девушки;
– изменение психического состояния, вызванное употреблением психоактивных веществ или алкоголя;
– разлука со старыми друзьями;
– пребывание в одиночестве, наедине со своими мыслями и переживаниями, касающимися себя или семьи;
– финансовые трудности (долги, кредиты);
– новые назначения по службе;
– переживания, связанные с недавней потерей близкого человека (например, в связи с его смертью).
– потеря уважения к себе или снижение общественного (служебного) положения; унижение; – увольнение.
Руководству следует особенно внимательно относиться к лицам со следующими биографическими характеристиками:
– совершение суицидных попыток ранее;
– случаи суицидального поведения со стороны родственников;
– наличие психически больных в семье;
– отсутствие отца в раннем возрасте;
— «матриархальный» стиль отношений в семье (сильное влияние матери);
– отсутствие внимания, отверженность в детском и подростковом возрасте;
– развод родителей;
– чрезмерная опека, воспитание по типу «кумир семьи»;
– частые скандалы в семье;
– воспитание в детском доме;
– серия неудач в решении подростковых проблем;
– побеги из дома;
– частые смены мест учебы и/или работы;
– злоупотребление алкоголем и/или наркотическими веществами;
– неудачи в обучении, изоляция в коллективе.
Кроме представления об основных факторах суицидального риска для предотвращения суицидальных происшествий важно знание внешних признаков суицидального риска, предшествующих совершению суицида.

5. Внешние признаки суицидального риска

Для предотвращения суицидальных действий необходимо обращать внимание на характерные признаки подготовки к самоубийству, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки:
1. Прямые и явные заявления о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенные намеки о суицидальном намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Вам больше не придется обо мне волноваться».
3. Многочисленные «шутки» на тему самоубийства.
4. Проявление нездоровой заинтересованности вопросами смерти.


Поведенческие признаки:
1. Раздача вещей, имеющих большую личную значимость, окончательное приведение в порядок дел, прощение обид и т.п.
2. Радикальные перемены в поведении, изменения в привычках, внешнем виде: появление неряшливости, пропуск занятий, невыполнение заданий, избегание общения с однокурсниками, раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, отгороженность от друзей, семьи, чрезмерная (нехарактерная ранее) деятельность или, наоборот, безразличие к окружающему, внезапные приступы подавленности. Нарастание признаков беспомощности, пассивности, безнадежности, отчаяния и обиды.

Читайте также: