Что такое гештальтпсихология? -Каковы ее принципы?

Обновлено: 19.04.2024

Психология способна быть одновременно по-научному точной и по-человечески многообразной, и ученые, которые являются приверженцами теории гештальтов, горды тем, что первыми сумели продемонстрировать это.

Гештальт-психология – это течение в общей психологии, зародившееся под влиянием феноменологии в 1912 году (Эренфельс, Вертхаймер, Коффка, Келлер). Одним из основных положений гештальт-психологии является следующее: «целое отлично от суммы его частей» и появляется в результате их многочисленных взаимодействий. Гештальт-психология особо подчеркивает значение субъективного восприятия.

«Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации игдивидуальных частей, которая создает целостность. Основная предпосылка гештальт-психологии состоит в том, что человеческая природа организована в виде паттернов или целостностей, и только таким образом может быть воспринята и понята. Основная идея гештальта состоит в том, что это – целое; полное, покоющееся в себе целое»[1].

Гештальтпсихология, одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины XX века выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Возникновение гештальтпсихологии связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже XIX-XX в.в. и ассоциативной психологии как специфической формы этого мировоззрения в психологической науке.

Термин «гештальт» (нем. Gestalt – целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому Г. фон Эренфельсом (1890) представлению об особом «качестве формы», привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа[2].

В области философии наибольшее влияние на представителей гештальтпсихологии оказали системы Ф.Брентано и Э.Гуссерля, особенно развитый в этих системах тезис об интенциональности сознания как выражении его целостности и внутренней активности.

Непосредственное начало гештальтпсихологии положено М.Вертхеймером. Первые экспериментальные исследования гештальт-психологии посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (например, соотношение фона и фигуры). Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены на изучение мышления, которое трактовалось как процесс последовательного применения различных структур «видения» (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в которой возникла задача.

Согласно гештальтпсихологии в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной. Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиологических и физических гештальтов (Кёлер). Однако эти представления оказались необоснованными и в дальнейшем не получили развития.

Ещё одно направление гештальтпсихологии посвящено изучению личности и связано с работами К.Левина и его сотрудников. Центральным здесь оказалось представление о личностном поле, его целостной структуре и процессах её переструктурирования.

Как целостная психологическая концепция гештальтпсихологии не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях.

Однако серьёзные достижения гештальтпсихологии как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии[3].

1. Постулаты М. Вертгеймера.

Главным постулатом Макса Вертгеймера являлось, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе невыводимые из образующих их компонентов[4].

Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Мысль о том, что целое больше образующих его частей, была очень древней. Чтобы объяснить характер ее влияния на психологию, следует рассмотреть общий исторический фон (весь научно-теоретический "гештальт"), в пределах которого складывалась новая школа.

Вертгеймер установил, что наблюдаемые исследователем особенности строения восприятия не могут быть объяснены характером отдельных элементов воспринимаемой ситуации, а требуют учёта связи этих элементов, целостности ситуации. Направленность на исследование целостной структуры (гештальта) воспринимаемого образа и составила основной принцип гештальт-психологии[5].

Вертгеймер распространил принципы гештальт-психологии из области восприятия на другие психические процессы, в частности на мышление, которое было понято им как процесс последовательной смены гештальтов, разных типов видения ситуации под воздействием естественно возникшей или специально поставленной задачи.

Решение задачи, по Вертгеймеру, наступает при совпадении структуры видения ситуации и объективной структуры самой ситуации. В соответствии с этим механизмы мышления М.Вертгеймер усматривал не в ассоциациях, а в действиях по структурированию и переструктурированию образа ситуации в соответствии с решаемой задачей.

Эти представления Вертгеймер, наиболее полно изложенные в работе «Продуктивное мышление», которая считается классической, составили эпоху в психологическом исследовании мышления. Как показало последующее развитие психологии, одним из самых уязвимых мест концепции М.Вертгеймера оказался тот факт, что объяснение механизмов мышления давалось в ней без учёта социально-исторической природы мыслительной деятельности.

2. Основные положения учения Ф.Перлса.

Основной тезис следующего гештальт-психологии заключается в том, что окружающий мир воспринимается не как отдельные элементы (которые, согласно структуралистам, затем интегрируются сознанием или, согласно бихевиористам, обусловлены стимулированием), а как организованные, целостные формы – гештальты.

Само восприятие генетически запрограммировано, что существенно для выживания индивида. Многие идеи гештальт-психологии стали основополагающими для исследования различных разделов психологии - от восприятия до динамики групп, которые также не являются простой суммой входящих в нее индивидов.

Точный лингвистический эквивалент немецкому слову гештальт в русском языке найти трудно. Его можно перевести как фигура, конфигурация. Точнее – это специфическая организация частей, которая составляет органическое целое.

Основной принцип гештальт-психологии заключается в том, что анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть – только часть, и никакого представления о целом не дает.

Ф.Перлс отвергал идею разделения тела и ума, разделения объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этого он делает очень важный для его времени вывод о том, что пропасти между душевной и физической деятельностью человека не существует. Ф.Перлс полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Перлсу, занимают центральное место в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон[6].

Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции. Перлс очень верил в то, что он называл «мудростью организма». Он рассматривал здорового человека как саморегулирующееся существо. Одно из основных положений гештальт-теории заключается в том, что каждый обладает способностью достигать оптимального равновесия внутри себя и между собой и средой.

Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от равновесия ведет к разрушению фигуры, размыванию четких границ между нею и фоном. «Любое нарушение организмического равновесия, – писая Перлс, –составляет неполный гештальт, незаконченную ситуацию, заставляющую организм становиться творческим, находить средства и пути восстановления равновесия. Формирование фона, оказывающегося особенно сильным, временно принимает на себя управление всем организмом. Это основной закон организмической саморегуляции». Интерес Перлса больше сосредоточивался не на гештальт-психологии, а на гештальт-терапии.

Гешталып-терапия – это сложный синтез из психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование конфликтов), дзен-буддизма (минимум интеллектуализации и фиксирование на осознавании настоящего)[7].

Основными понятиями гештальт-терапии являются: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость[8]. Отношение фигуры и фона. В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан воды – фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами. Отношение между фигурой и фоном – одно из центральных понятий гештальт-психологии. Ф.Перлс применил это положение к описанию функционирования личности[9].

Гештальтпсихология: представители, понятие, принципы, способы и характеристики

Гештальтпсихология является направлением в психологии, которые возникло в Германии. Она позволяет изучить и понять психику с точки зрения целостных структур, которые первичны по отношению к определенным компонентам.

Данная статья позволит понять, что такое теория гештальтпсихологии и кто является ее представителями. Далее будут рассмотрены такие моменты, как история возникновения этого направления психологии, а также какие принципы заложены в его основу.

Определения и понятия

Прежде чем рассмотреть идеи и принципы, необходимо дать определение основным понятиям гештальтпсихологии. Это психологическое направление, которое нацелено на объяснение восприятия, мышления и личности в целом.

Данное направление построено на гештальтах – формах организации, которая создает целостность психологических явлений. Другими словами, гештальт – это некая структура, обладающая целостными качествами, в отличие от суммы своих составляющих. К примеру, портрет или фотография определенного человека включает в себя набор определенных элементов, однако другие люди воспринимают образ в совокупности (при этом в каждом отдельном случае он воспринимается по-разному).

История возникновения данного психологического направления

История развития направления гештальтпсихологии берет свое начало в 1912 году, когда Макс Вертгеймер выпустил свою первую научную работу на данную тематику. Этот труд основывался на том, что Вертгеймер поставил под сомнение общепринятое представление о наличии отдельно существующих элементов в процессе восприятия чего-либо. Благодаря этому 20-е годы вошли в историю как период развития школы гештальтпсихологии. Основные личности, которые фигурировали в зарождении данного направления:

  1. Макс Вертгеймер.
  2. Курт Коффка.
  3. Вольфганг Келер.
  4. Курт Левин.

Эти ученые внесли неоценимый вклад в развитие данного направления. Однако подробнее об этих представителях гештальтпсихологии будет рассказано немного позже. Эти люди ставили перед собой сложную задачу. Первые и основные представители гештальтпсихологии являлись теми, кто хотел перенести физические законы на психологические явления.

келлер гештальтпсихология

Принципы данного психологического направления

Представители гештальтпсихологии установили, что единство восприятия, а также его упорядоченность достигаются на основании следующих принципов:

  1. Близость (стимулы, которые имеют близкое расположение, имеют тенденцию восприниматься не в отдельности, а совокупно).
  2. Схожесть (стимулы, имеющие похожий размер, форму цвет или же очертание, восприниматься совокупно).
  3. Целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности).
  4. Замкнутость (описывает тенденцию завершать какую-либо фигуру так, что она приобретает целостную форму).
  5. Смежность (близкое положение стимулов во времени и пространстве).
  6. Общая зона (принципы гештальта формируют повседневное восприятие так же, как и прошлый опыт).
  7. Принцип фигуры и фона (все, что наделяется смыслом, выступает в роли фигуры, которая имеет менее структурированный фон).

Руководствуясь данными принципами, представители гештальтпсихологии смогли определить основные положения данного направления психологии.

Основные положения

Исходя из принципов можно описать основные положения следующим образом:

  1. Все процессы психологии – это целостные процессы, имеющие свою структуру, имеющую свой набор конкретных элементов, которые всегда будут вторичными по отношению к ней. Исходя из этого предмет гештальтпсихологии – это сознание, которое имеет структуру, наполненную тесно связанными элементами.
  2. Восприятие имеет такую особенность, как константность. Это говорит о том, что константность восприятия – это относительная неизменность определенных свойств, которыми обладают предметы (при наличии изменений условия восприятия). К примеру, это может быть константность освещения или же цвета.

Основополагающие идеи гештальтпсихологии

Представители данной школы определили такие основные идеи данного направления психологии:

  1. Сознание – это целостное и динамическое поле, в котором все его точки находятся в постоянном взаимодействии друг с другом.
  2. Создание анализируется при помощи гештальтов.
  3. Гештальт – целостная структура.
  4. Гештальты исследуются путем объективного наблюдения и описания содержаний восприятия.
  5. Ощущения не являются основой восприятия, так как первое не может существовать физически.
  6. Основной психический процесс – это зрительное восприятие, которое определяет развитость психики и подчинено своим закономерностям.
  7. Мышление – это процесс, который не формируется на основании опыта.
  8. Мышление является процессом решения определенных задач, который осуществляется через «инсайт».

Определив, что это за направление в психологии, а также разобравшись в его основах, следует более подробнее описать, кто является представителями гештальтпсихологии, а также какой вклад они внесли в развитие этой научной области.

Макс Вертгеймер

Как уже отмечалось ранее, Макс Вертгеймер является основоположником гештальтпсихологии. Родился ученый в Чехии, однако свою научную деятельность он вел в Германии.

Согласно историческим данным, Макса Вертгеймера во время отдыха посетила мысль провести эксперимент для того чтобы понять, почему человек может видеть движение определенного предмета в тот момент, когда в действительности оно отсутствует. Сойдя на перроне Франкфурта, Вертгеймер приобрел самый обычный игрушечный стробоскоп с целью провести эксперимент прямо в отеле. Уже спустя некоторое время ученый продолжил свои наблюдения в более официальной обстановке во Франкфуртском университете.

методы гештальтпсихологии

В целом данные исследования были направлены на изучение восприятия движения предметов, которого не происходит на самом деле. В ходе эксперимента ученый использовал термин «впечатление движения». При помощи такого прибора, как тахистоскоп, Макс Вертгеймер пропускал луч света через небольшие отверстия игрушки (одна прорезь игрушки располагалась вертикально, а вторая имела отклонения от первой на двадцать - тридцать градусов).

В процессе исследования луч света пропускали через первую прорезь, а потом через вторую. Когда свет проходил через вторую щель, то интервал времени увеличивали до двухсот миллисекунд. В этом случае участники эксперимента наблюдали, как свет появляется сначала в первой, а в последующем и во второй щели. Однако если временной промежуток освещения второй прорези сокращали, то создавалось впечатление, что обе щелочки освещены постоянно. А при освещении второй прорези на протяжении 60 миллисекунд казалось, что свет постоянно перемещается от одной прорези ко второй, а затем возвращается обратно.

гештальтпсихология основные

Ученый убедился, что такое явление по-своему является элементарным, но в то же время представляет нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. В последующем Макс Вертгеймер дал этому явлению название «фи-феномен».

Многие пытались опровергнуть результаты этого эксперимента. В частности, теория Вундта подтверждала, что должно было создаваться восприятие двух световых полосок, находящихся по соседству, но при этом ничего более. Однако насколько бы строго ни проводилась интроспекция в эксперименте Вертхеймера, полоска продолжала двигаться, и объяснить это явление при помощи имеющихся теоретических позиций никак не удавалось. В данном эксперименте целым являлось движение световой линии, а суммой составляющих элементов – две неподвижные линии света.

Опыт Вертхеймера бросил вызов привычной атомистической ассоцианистской психологии. Результаты эксперимента были опубликованы в 1912 году. Так было положено начало гештальтпсихологии.

Курт Коффка

Еще одним представителем гештальтпсихологии является Курт Коффка. Он был немецко-американским психологом, который вел свою научную деятельность вместе с Вертхеймером.

основными представителями гештальтпсихологии являются

Он посвятил достаточное время тому, чтобы понять, как устроено восприятие и из чего оно формируется. В процессе своей научной деятельности он установил, что появляющийся на свет ребенок еще не имеет сформированных гештальтов. К примеру, маленький ребенок может и не узнать даже близкого человека, если тот изменит некоторые детали своей внешности. Однако в процессе жизнедеятельности у любого человека происходит формирование гештальтов. Со временем ребенок уже становится способным узнать маму или бабушку, даже если они сменят цвет волос, стрижку или любой другой элемент внешности, отличающий их от других, посторонних женщин.

Вольфганг Келер (Келлер)

Гештальтпсихология как научная область многим обязана этому ученому, так как он написал множество книг, которые стали основой теории, и провел несколько удивительных экспериментов. Келер был уверен, что физика как наука должна иметь определенную связь с психологией.

гештальтпсихология понятие

В 1913 году Келер отправился на Канарские острова, где он изучал поведение шимпанзе. В одном из экспериментов ученый помещал банан для животных за пределы клетки. Фрукт был обвязан веревкой, и шимпанзе легко решал эту задачу – животное просто тянуло за веревку и приближало к себе угощение. Келер сделал вывод, что это простая задача для животного, и усложнил ее. Ученый протянул к банану несколько веревок, и шимпанзе не знал, какая из них ведет к угощению, поэтому чаще ошибался. Келер сделал вывод, что решение животного в этой ситуации является неосознанным.

Ход другого эксперимента был немного другим. Банан помещали все так же за пределами клетки, а между ними клали палку (напротив банана). В этом случае животное воспринимало все предметы как элементы одной ситуации и с легкостью пододвигало к себе лакомство. Однако когда палка лежала в другом конце клетки, шимпанзе не воспринимало предметы как элементы одной ситуации.

Третий эксперимент проводился в похожих условиях. Точно так же банан помещался вне клетки на недоступном расстоянии, а обезьяне давали в руки две палки, которые были слишком короткими, чтобы достать фрукт. Для решения задачи животному было необходимо вставить одну палку в другую и достать угощение.

Суть всех этих экспериментов сводилась к одному – сравнить результаты восприятия объектов в различных ситуациях. Все эти примеры, точно так же, как и эксперимент Макса Вертгеймера со светом, доказали, что перцептивный опыт имеет качество целостности (законченности), чего не имеют его составляющие. Другими словами, перцепция – это гештальт, а попытка разложить его на составляющие оканчивается неудачей.

Исследования дали понять Келеру, что животные решали поставленные задачи либо путем проб и ошибок, либо при помощи внезапного осознания. Таким образом был сформирован вывод – объекты, лежащие в поле одного восприятия и не связанные между собой, при решении задач соединяются в общую структуру, осознание которой помогает решить проблему.

Курт Левин

Этот ученый выдвинул теорию, сравнивающую давления социума, определяющее поведение человека с различными физическими силами (внутренние – чувства, внешние - восприятие чужих желаний или ожиданий). Данная теория имеет название «теория поля».

Левин утверждал, что личность – это система, в которой есть субсистемы, находящиеся во взаимодействии. Проводя свои эксперименты, Левин отмечал, что когда особенность активна, состояние субсистемы напряжено, а при прерывании деятельности оно все равно будет в напряжении до момента возвращения к выполнению действия. В случае если логическое завершение действия отсутствует, то напряжение субституируется или дренажируется.

гештальтпсихология представители основополагающие идеи

Говоря простыми словами, Левин пытался доказать взаимосвязь поведения человека и окружения. Данный ученый ушел от идей влияния опыта на структуру личности. Теория поля гласит, что человеческое поведение абсолютно не зависит от будущего или прошлого, но при этом оно зависит от настоящего.

Гештальтпсихология и гештальт-терапия: определение и отличия

В последнее время гештальт-терапия стала очень популярным направлением психотерапии. Методы гештальтпсихологии и гештальт-терапии различны, а также вторая чаще поддается критике со стороны приверженцев первой.

представителями гештальтпсихологии являются

Как утверждают одни источники, Фриц Перлз – ученый, который считается основателем гештальт-терапии, не имеющей отношения к научной школе гештальтпсихологии. Он синтезировал психоанализ, идеи биоэнергетики и гештальтпсихологии. Однако от школы, которую основал Макс Вертгеймер, в данном направлении терапии нет ничего. Некоторые источники утверждают, что на самом деле привязка к гештальтпсихологии являлась всего лишь рекламным ходом, для привлечения внимания к синтезированному направлению психотерапии.

При этом другие источники отмечают, что такая терапия все-таки связана со школой гештальтпсихологии. Однако это связь не прямая, но она все же есть.

Заключение

Разобравшись подробным образом в том, кто является представителями гештальтпсихологии, а также что представляет собой это направление научной деятельности, можно сделать вывод, что оно направлено на изучение восприятия, которое является целостной структурой.

Гештальт-подходы со временем проникли во многие научные области. К примеру, в патопсихологии или теории личности, а также такие подходы встречаются в социальной психологии, психологии научения и восприятия. На сегодняшний день тяжело представить такие научные области, как необихевиормзм или когнитивную психологию, без гештальтпсихологии.

Как уже было отмечено ранее, основными представителями гештальтпсихологии являются Вертгеймер, Коффка, Левин и Келер. Узнав о деятельности этих людей, можно понять, что данное направление сыграло огромную роль в развитии мировой психологии.

Узнаем как закрыть гештальт: способы

Когда удается вовремя закончить все свои дела, человек чувствует себя счастливым. Эта особая удовлетворенность от своей жизни и осознание того, что ты настоящий молодец, делают жизнь более полной. Задача пройти полный цикл во всех начинаниях .

Гештальтпсихология: основные положения, идеи, представители, преимущества и недостатки

Гештальтпсихология – это научное направление, изучающее проблемы, возникающие в целостности восприятия, и занимающееся ими же на практике. Само понятие гештальт простыми словами - это метод изучения сознания и психики, в котором все явления .

Бихевиоризм: основные положения теории, представители и предмет изучения

Психология как наука довольно широка по обхвату воззрений на человеческую деятельность и механизмы, связанные с ней. Одной из ключевых концепций является бихевиоризм. Он изучает поведенческие реакции не только людей, но и животных. В данной статье .

Гуманистическая психология: особенности, представители и различные факты

Направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку

Когнитивная психология - кратко о главном. Основные положения, история и специфические особенности

Говорить о психологии сегодня как о науке единой невозможно. Каждое направление в ней предлагает свое понимание психической реальности, ее функционирования и подход к анализу определенных аспектов. Относительно молодой, но довольно популярной и .

Статья познакомит вас с выдающимся немецким психологом, одним из основателей гештальтпсихологии Максом Вертгеймером. В его трудах особое внимание уделено проблемам человеческого достоинства, психологии личности, проблемам теории этики, которыми он занимался на протяжении всей своей жизни.

Макс Вертгеймер - один из основателей гештальтпсихологии: краткая биография, книги, вклад в психологию

Молитва гештальтиста - строки, написанные Фредериком Перлзом. Она помогает обрести самообладание в сложных конфликтных ситуациях, способствует личностному росту и даже улучшает отношения с окружающими.

Молитва гештальтиста Перлза: для чего нужна и как применять?

Сочетание слов «измененное состояние сознания» вызывает какое-то волнение и трепет, как и имя человека, который посвятил свою жизнь таким исследованиям. Речь идет о знаменитом основателе трансперсональной психологии по имени Станислав Гроф.

Американский психолог и психиатр Станислав Гроф: книги автора, матрицы и основные идеи

Концепция одного из величайших американских психологов XX века, Берреса Фридерика Скиннера, становится все более популярной. Но что стоит за ней в действительности? Какова она? Что такое оперантное поведение? Что есть радикальный бихевиоризм и чем отличается от оперантного поведения? Как русский ученый И. Павлов смог повлиять на мировоззрение Скиннера? Ответы на данные вопросы — в этой статье.

Бихевиоризм Скиннера: определение теории оперантного обусловливания и основы поведенческой психологии

Когнитивная психология (представители этого течения активно работают над его развитием, разрабатывая методологию) является тем направлением, которое более остальных интересует научный мир. И это вовсе не удивительно, ведь оно раскрывает человека как существо мыслящее и постоянно анализирующее свою деятельность.

Гештальтпсихология. Принципы гештальтизма

Гештáльтпсихолóгия— это общепсихологическое
направление, которое связано с попытками
объяснения прежде всего восприятия, мышления и
личности. В качестве основного объяснительного
принципа гештальтпсихология выдвигает принцип
целостности. Основана Максом Вертгеймером,
Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В
центре её внимания — характерная тенденция психики к
организации опыта в доступное пониманию целое
Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким
психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу
Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки
зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против
выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на
элементы и построения из них сложных психических феноменов,
они предлагали идею целостности образа и несводимости его
свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков,
предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются
чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные
формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства
фигуры не описываются через свойства частей. Собственно
гештальт являет собой функциональную структуру,
упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальтизма:
1) близость (стимулы, расположенные
рядом, имеют тенденцию
восприниматься вместе),

2) схожесть (стимулы, схожие по размеру,
очертаниям, цвету или форме, имеют
тенденцию восприниматься вместе),

Незавершенный гештальт
Один из сторонников гештальт психологии Ф. Перлз обосновал
основную причину человеческого счастья и несчастья тем, что
главным источником, питающим невроз, является
незавершенный гештальт. По его мнению, для того чтобы его
завершить необходимо проявлять к нему безразличие. Чем
больше эмоций проявляет человек к гештальту, тем сложнее
процесс его завершения.
Таким образом, незавершенный гештальт – это определенная
цель, которая связывает нас со многими людьми, некоторыми
местами и повторяющимися жизненными ситуациями.
Простыми словами:
1) Это наши желания, которые не были воплощены в жизнь;
2) Это резкое завершение отношений с человеком по
непонятным для вас причинам;
3) Это недоделанное задание или работа.

Незавершенный гештальт может быть опасен по
следующим причинам:
1) Возникновение тревоги и
неудовлетворенности внутри нашего организма;
2) Главная преграда в достижении поставленных
целей и продвижению по жизни.

Какие проблемы решает этот вид психологии?
Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и
выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку
нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое
сознание от стандартов культурных и личных традиций.
Основатели данного направления в психологии выделили 5
основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую
проблему:
1) Возникновение проблемной ситуации – на этом этапе
появляется чувство напряженности, которое стимулирует
творческие силы.
2) Анализ проблемы и ее осознание – восприятие целостного
образа проблемной ситуации.
3)Решение проблемы – мыслительные процессы проходят
неосознанно.
4) Альтернативные методы решения проблемы (инсайты)
Исполнение

Гештальтпсихология основные положения. Понятие гештальтпсихологии.

Гештальтпсихология – наука, ставшая самым продуктивным вариантом при решении проблемы сохранения целостности австрийской и немецкой психологии. Основные представители гештальтпсихологии, такие как М. Вертгеймер, В. Келер и К. Коффка, К. Левин, создали науку для противостояния структурализму.

Они выдвинули следующие идеи гештальтпсихологии:

  • Предмет гештальтпсихологии — это сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности;
  • Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом;
  • Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;
  • Главным методом исследования гештальтов стало непосредственное и объективное наблюдение и описание содержаний собственного восприятия;
  • Восприятие не происходит от ощущений, поскольку они не существуют в реальности;
  • Зрительное восприятие является главнейшим психическим процессом, который способен определить уровень развития психики, имеющий собственные закономерности;
  • Мышление не может быть рассмотрено как сформированное путем проб и ошибок набор определенных знаний и навыков. Таким образом мышлением является процесс определения и решения условий задачи, через структурирование поля в реальном времени. Опыт, полученный в прошлом, не имеет какого-либо значения для решения задачи.

Гештальтпсихология – это наука, которая исследовала целостные структуры, состоящие из психического поля, разрабатывая новейшие экспериментальные методы. Представители гештальтпсихологии считали, что предметом данной науки несомненно является исследование психики, анализа всех познавательных процессов, динамики и структуры развития личности. Методологический подход к изучению данной науки базируется на понятии психического поля, феноменологии и изоморфизма. Психические гештальты имеют схожие физические и психофизические характеристики, т.е. процессы, происходящие в коре головного мозга, имеют сходство с процессами, происходящими во внешнем мире и осознаваемые нами в переживаниях и мыслях. Каждый человек способен осознать собственные переживания и найти путь выход из сложившейся ситуации. В настоящее время практически все свойства восприятия раскрыты благодаря проведенным исследованиям. Также доказано значение данного процесса при формировании и развитии воображения, мышления и прочих когнитивных функций. Подобный тип мышления представляет собой полнейший процесс формирования образных представлений об окружающем нас мире, позволяя раскрыть важнейшие механизмы творческого мышления.

История возникновения и развития гештальтпсихологии.

Впервые, понятие гештальтпсихологии было введено в 1890 году Х. Эренфельсом при исследовании процессов восприятия. Главным свойством данного процесса было выделено свойство транспозиции, т.е. переноса. В начале XIX века была создана Лейпцигская школа, где собственно и было определено комплексное качество, пронизанное чувством, как единого переживания. Гештальтисты вскоре начинают выходить за рамки психологии, тем самым все К 50-м годам с приходом фашизма проявление резкого стремления к гештальтпсихологии спадает. Данная наука оказала огромное влияние на процесс формирования и развития психологической науки. И уже к 1978 году было создано Международное психологическое сообщество под названием «Гештальттеория и ее приложения», куда вошли следующие представители из разных стран мира: Германии (З.Эртель, Г. Портеле, М. Штадлер», К.Гусс), США (А. Лачинс,Р. Арнхейм, сын М. Вертгеймера Михаэль Вертгеймер) и др., Финляндии, Италии, Австрии, Швейцарии.

Основные идеи, факты и принципы гештальтпсихологии.

Одним из главнейших представителей гештальтпсихологии является философ Макс Вертгеймер. Его работы были посвящены исследованию зрительного восприятия экспериментальным путем. Полученные в ходе проведения его исследований данные заложили основы подхода к восприятию (а в дальнейшем и к прочим психологическим процессам) и стимулировали критику ассоцианизма. Так, основным принципом формирования психику стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия, а в дальнейшем и законами гештальта. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме, соотнося, структурируя и сохраняя отдельные образы. При этом соотношения предметных образов не должно быть статичным, неподвижным, но должно определяться меняющимися соотношениями, устанавливаемыми в процессе познания. Дальнейшие кспериментальные исследования Вертгеймера позволили установить, что существует множество факторов, от которых зависит устойчивость фигуры и ее совершенство. Сюда можно отнести общность цвета, ритмичность в построении рядов, общность света и многое другое. Действие данные факторов подчиняется главному закону, согласно которому действия интерпретируются в качестве стремления к устойчивым состояниям на уровне электрохимических процессов.

Поскольку перцептивные процессы считаются врожденными, объясняя при этом особенности функционирования коры головного мозга, возникает необходимая объективность, превращающая психологию в объяснительную науку. Анализ проблемных ситуаций, а также способы их решения позволили Вертгеймеру выделить несколько этапов процессов мышления:

  • Возникновение направленного чувства напряженности, мобилизирующего творческие силы каждого человека;
  • Проведение анализа ситуации и осознания проблемы для создания единого образа сложившейся ситуации;
  • Решение сложившейся проблемы;
  • Принятие решения;
  • Стадия исполнения.

Опыты Вертгеймера раскрыли отрицательное влияние привычных методов восприятия структурных отношений. Публикуемые издания рассматривают анализ творческого мышления (его механизмов) и проблемы творчества в науке.

Основные принципы, идеи, законы и концепции гештальтпсихологии

М. Вертхеймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в какой воспринимаем кажущееся движение - то есть как единое целое, а не как наборы индивидуальных ощущений [7]. Все свойства восприятия: константы, фигура, фон -- вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

ь Близость. Стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Вы, намного более вероятно, будете видеть три линии «*», расположенных близко друг к другу, чем 14 вертикальных «3-х значных коллекций» «*».

ь Схожесть. Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе.

Вот простой пример:

OXXXXXXXXXX XOXXXXXXXXX XXOXXXXXXXX XXXOXXXXXXX XXXXOXXXXXX XXXXXOXXXXX XXXXXXOXXXX XXXXXXXOXXX XXXXXXXXOXX XXXXXXXXXOX XXXXXXXXXXO Для нас естественно видеть линию «o» в пределах области x.

ь Целостность. Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.

ь Замкнутость. Отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму.

ь Смежность. Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.

ь Общая зона. Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.

ь Принцип изоморфизма (выражение структурного единства мира: физического, физиологического и психологического: психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов).

ь Принцип структурности (целое, которое определяет свойства и значение своих частей, называется структурой): элемент не имеет значения, а получает его в определенной структуре, в которую он включен [2].

Главные идеи этой школы состоят в введении структурного принципа и целостного подхода в противоположность схематизму анатомической теории в трактовке психических процессов. Новое понимание предмета и метода психологии: важно изучать переживания, феномены так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестает существовать. Гештальтисты выступили с критикой метода аналитической интроспекции. Аналитической интроспекции был противопоставлен феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (в данный момент) [2].

Эксперименты на восприятии, которые показали, что в качестве первичного в восприятии выступает целое, в зависимости от факторов: близости элементов друг к другу, сходства элементов, замкнутости, продолжения, симметричности и др. [12].

Методологический подход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях - понятиях психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поле заимствовано из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. Иначе говоря, процессы, происходящие в коре, сходны с теми, которые имеют место во внешнем мире и отражаются в ней как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так, круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь или помешать испытуемому ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она переструктурирование схемы[12].

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Такой феноменологический подход заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим были связаны недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах, а также расхождения в результатах исследований бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т. е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые К. Левиным[12], в которых вводилось понятие временнoй перспективы, правда, с учетом в основном будущего, цели деятельности, а не прошлого опыта[2].

Автором Марцинковской Т.Д. были изложены основные концепции гештальтпсихологии в виде таблицы (см. Табл.1), где представлены предмет, задачи и основные результаты исследований ведущих ученых, таких как Вертгеймер, Коффка, Келер, Левин. [1].

Табл. 1. Основные концепции гештальтпсихологии.

Предмет и задачи исследования

Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется

Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления

Изучение свойств, законов и развития восприятия.

Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов.

Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей.

Инсайт, законы образно-схематического мышления.

Исследование психологического поля личности и социального поля группы.

Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства.

В исследованиях ученых этой школы были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное ими образно-схематическое мышление позволило по-новому представить процесс формирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем в развитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления [1].

Целостный образ - это структура, образующаяся по специальным законам:

1) Закон фигуры и фона, согласно которому зрительное поле делится на фигуру и фон Фигура замкнута, хорошо локализована в пространстве, занимает главенствующее положение в поле. Фон он служит тем общим уровнем, на котором выступает фигура.

2) Закон прегнантности - тенденция к внутренней упорядоченности, ведущей к "хорошей" фигуре, к упрощению восприятия.

3) Закон восприятия - закон дополнения до целого («амплификации»). Если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое [14].

В процессе рассмотрения гештальтпсихологии мы выделили основные понятия, которые являются фундаментом в становлении науки.

Гештальт - целостная структура, обладающий особым качеством по сравнению с суммой своих частей. Специфический признак гештальта - свойство транспозиции (переноса). Эксперимент - 2 точки на некотором расстоянии друг от друга зажигаются попеременно с разным интервалом в 200, 30 и 50 мс. При некотором временном интервале (50 мс) возникает кажущееся движение, стробоскопический эффект, фи-феномен. Движение как особое качество нельзя свести к сумме двух точек [7].

Инсайт - целостное понимание ситуации - такая целостная организация проблемной ситуации, которое позволяет разрешить проблему, устранить содержащийся в ней конфликт. Инсайт в мышлении (понимание) - гештальт в восприятии. Исследования охватывали восприятие, мышление, память, аффекты, волю [14].

Метод - феноменологический метод - непосредственное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания (описание предметного восприятия таким, каким они видят его в данный момент). Позволяет описывать не только субъективные явления, но и внешне наблюдаемое поведение (опыты на животных). Нет разницы между описанием и объяснением (описание и есть объяснение) [11].

Основные положения гештальттеории выделенные гештальтпсихологами:

1. Идея целостности образа;

2. Идея изоморфизма (существуют подобия психологических процессов нервным (материальным) процессам;

3. Идея имманентной динамики гештальта (фигура - фон). В картине мира, которая сложилась у нас могут происходить изменения;

4. Господство «хорошей фигуры» (замкнуты, симметричны, сбалансированы);

5. Идея ассимиляции и контраста (восприятие отдельного человека, ассимилируея его с группой (стереотипы);

6. Принцип структурности [15].

Среди ученых психологов существует мнение, что гештальтпсихология перестала развиваться и соответствовать новым требованиям науки. Возможно основная причина заключается в том, что в гештальтпсихологии основные физические и психические явления рассматриваются параллельно. Гештальтпсихология некоторое время претендовала на общую теорию, однако надо отметить, что исследования гештальтпсихологии касались только одной из сторон психологического процесса [19].

Кроме того, гештальтпсихология не должна была разделить действие и образ. Надо сказать, что образ в гештальтпсихологии выступает в качестве сущности, которая имеет особый род. Сущность это подчинена лишь личным законам. Стоит отметить, что синтеза таких категорий как образ и действие в гештальтпсихологии в принципе не возможен, так как существует препятствие в виде методологии, у основания которой лежит феноменологическая концепция.

Стоит отметить, что приверженцы гештальтпсихологии поставили под сомнение принцип ассоциации. Однако, это было не оправданно, так как в данном случае не учитывались синтез и анализ в комплексе, а каждый из этих методов рассматривались по отдельности. Были и такие приверженцы, когда шел разговор об ощущении, утверждали, что ощущение не является разновидностью чувственности [17].

Гештальтпсихологии остановились на рассмотрении вопросов восприятия, мышления, памяти. Изучение этих познавательных процессов и стало главной задачей гештальтпсихологии [15].

Читайте также: