Детские страхи. Как с ними справиться?

Обновлено: 23.04.2024

Детские страхи, кажущиеся многим взрослым глупыми и бессмысленными, могут многое рассказать о внутреннем состоянии ребенка. Вместе с экспертом разбираемся в вопросе.

Испытывать страхи свойственно как взрослым, так и детям. Разница между тем, чего боятся дети и взрослые, заключается в том, что у ребенка фобии нередко появляются благодаря родителям. Достаточно пропустить страх сквозь призму детского воображения, и он станет еще более пугающим и непреодолимым. При этом взрослым, как правило, они кажутся смешными и пустяковыми, хотя на самом деле требуют внимательного отношения.

Причиной появления страха может стать пережитый личный опыт, например, когда ребенок обжегся, ошпарился, наглотался воды в ванной — в результате он стал бояться плавать или с опаской относиться к горячему и огню. Но не только личный опыт вселяет в детскую душу тревогу и беспокойство — эти негативные эмоции могут появиться благодаря влиянию старшего поколения, которое любит пугать младшее, преследуя благие воспитательные цели. Также у малыша может развиться фобия, основанная на подслушанных разговорах взрослых — все мы любим поделиться впечатлениями о каких-то событиях, происходящих в реальной жизни, и совершенно не отдаем себе отчета в том, что дети, слушая такие разговоры, вполне могут представить себе какую-то глобальную катастрофу и начать бояться ее.

К появлению страха может привести чрезмерная опека со стороны родителей и других родственников, а также наличие у них самих повышенной тревожности. Мамы, которые постоянно опасаются за жизнь и здоровье своего чада, внушают этот страх и своему ребенку, для которого жизнь уже представляется как череда негативных событий и пугающих факторов — буквальном на каждом шагу его ждут те или иные неприятности, согласно мнению старших (читайте также: Под колпаком: к чему может привести родительская гиперопека).

Наличие конфликтов между родителями или другими родственниками, да и в целом неблагоприятная обстановка в семье также способствует росту тревожности у ребенка, особенно, когда это подкрепляется нарушением привязанности — у малыша нет ощущения безопасности в собственном доме, а потому он начинает испытывать страх.

Еще одной причиной появления страха в детском возрасте может стать чувство одиночества, которое возникает на почве неумения завязывать социальные связи в коллективе, со взрослыми людьми и так далее. Психологи также отмечают, что единственные дети в семьях чаще подвержены разнообразным фобиям, чем те, у кого есть братья и/или сестры.

Детские страхи принято делить по возрастным категориям:

0-1 год: Даже у малышей есть свои страхи. В этом возрасте дети обычно боятся расстаться с мамой, их пугают врачи, шум, незнакомые люди. У них проявляется страх одиночества.

2-3 года: Ребенок может бояться животных, высоты, движущихся машин и другого транспорта. Он уже способен испытывать страх перед наказанием и болью.

4-5 лет: В данном возрастном периоде родители чаще всего сталкиваются со страхом темноты у ребенка, боязнью засыпать в одиночестве и, конечно же, с тем, что дети начинают бояться каких-то фантазийных персонажей.

6-7 лет: Ребенок может впервые столкнуться со страхом смерти, бояться выдуманных персонажей, в том числе из видеоигр, фильмов. Продолжает бояться темноты.

11-16 лет: Как известно, подросткам сложнее всего. Они, конечно, уже не боятся Слендермена или темноты, но это не значит, что список их страхов сократился. Наоборот, они боятся катастроф, войны, стихийных бедствий, смерти близких, страшных болезней. А еще им очень страшно быть самими собой, проявлять себя и меняться, в том числе и с физиологической точки зрения.

К любым детским страхам нужно относится со всей серьезностью. Во-первых, если малыш или ребенок постарше делится с вами своим самым главным секретом — рассказывает о том, что его пугает — это значит, что вы в кругу доверия. Если отшутитесь, скажете, что это все ерунда, не отнесетесь серьезно, второго шанса вам могут и не дать — помните об этом. Ребенок закроется и предпочтет обсуждать свои страхи, а впоследствии и все, что для него представляет важность, со сверстниками, которые его, в отличие от вас, понимают.

Обязательно обсудите с ребенком то, чего он боится. Объясните, почему этого бояться не нужно. Даже если мы говорим о каких-то серьезных вещах, таких, как потеря близких, ребенок должен ощущать, что он не одинок, и у него всегда есть и будет поддержка, а вы всегда будете рядом в трудную минуту.

Детские страхи и как с ними бороться

Детей пугает не только то, чему они могут быть очевидцами, но и воображаемые опасности. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего пропадают бесследно. Если же они болезненно заострены и сохраняются длительное время, то следует обратиться к психологу.

Чего боятся дети? Детей пугают большая высота, глубина, вода, огонь. Они боятся наказания, боли, чудовищ, невидимок, нападения бандитов, страшных снов, войн. Малышей страшат встречи с Бабой Ягой, Змеем Горынычем, Людоедом, неприятными насекомыми, фантастическими существами. В более старшем возрасте к объектам страха добавляются преступники и зубные врачи.

На появление детских страхов часто влияют следующие факторы воспитания ребёнка:

- запугивание ребёнка (в семье, как метод воспитания, используется систематическое физическое наказание);

- подавление интересов ребёнка (в этих семьях взаимоотношения с ребёнком построены по принципу «должен» и «обязан»);

- игнорирование потребностей ребёнка в личном пространстве, просматривание карманов и портфеля (принцип таких родителей – контроль);

- высмеивание ребёнка (родители пренебрежительно отзываются о ребёнке, обзывают, обесценивают его успехи);

- отсутствие эмоциональной близости детей и родителей (ребёнок не может откровенно поговорить с родителями о том, что его волнует и тревожит);

- негативные установки (ребёнок подрастает, что-то он уже может делать сам, а ему говорят: «У тебя не получится», «Ты слаб», такими установками у ребёнка формируется высокая тревожность и неуверенность в себе);

- чрезмерное потакание ребёнку (воспитание по принципу «кумир семьи», где ему можно всё, никто не может сказать «Нет» и «Нельзя». Ребёнок делает всё, что захочет, игнорируя личные границы других людей).

Как победить это отрицательное эмоциональное состояние?

Лучше всего, если реакция родителей на страх ребёнка будет спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться равнодушными, но и чрезмерное беспокойство может привести к усилению страхов:

- попробуйте обсудить с ребёнком его страх, попросите его рассказать, чего он больше всего боится;

- страхи перед страшащим предметом можно побороть, если ребёнок встретит его в тот момент, когда испытывает радостные переживания;

- нельзя принудительно оставлять ребёнка наедине с объектом страха;

- совместное сочинение сказки (рассказа) на тему страха, с элементами юмора, чтобы помочь найти ресурсы для победы над его страхом;

- рисование страха, рассказ о нем, а также о том, как можно победить этот страх. Спросите ребёнка, что он хотел бы сделать с листочком, где нарисован побеждённый страх.

- используйте метод «знакомства со страхом». Попросите «нейтрального» человека, которого не боится ребёнок, переодеться в страх малыша. Ребёнок, познакомившись с ним, поймёт, что он не страшный и позабудет о своих страхах.

Именно тогда, когда ребёнку трудно, родители могут с наибольшей полнотой проявить свою любовь и нежность. Снижение интенсивности страха, когда он возникает, в большей мере зависит от того, насколько взрослым удаётся успокоить ребёнка, вернуть ему душевное равновесие. Родителям необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети знали, что вы можете выслушать их, понять и поддержать.

Какой бы способ борьбы с детским страхом вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли жалобы ребёнка без внимания.

Детские страхи и как с ними бороться

Детские страхи и как с ними бороться

Дети боятся многого: насекомых, животных, высоты, темноты, тишины, грома. Начиная с двухлетнего возраста, малыши всё чаще произносят слово «боюсь». Для здорового, нормально развивающегося ребёнка страх – естественная реакция, которая помогает познать окружающий мир, и при этом не перейти грань разумного. И постепенно, при правильном развитии, слово «боюсь», вместе с самими страхами сходит на нет. Но, к сожалению, так происходит не всегда. И в этом случае важно разобраться с причинами появления страхов и уже потом начинать борьбу с ними.

  • Причины детских страхов
  • Как не допустить страхов и как с ними бороться
    • Как родителям принять эмоцию страх
    • Осознание и проговаривание
    • Как помочь ребёнку преодолеть страх, который не уходит
    • Если боится кто-то другой

    Причины детских страхов

    Чаще всего дети боятся своей фантазии, именно из-за разыгравшегося воображения у них возникают фобии и страхи. Но, как правило, опасных или серьёзных последствий это не вызывает. Однако, если у страха иные причины, он может нанести вред неокрепшему сознанию ребёнка.

    Самые часто встречающиеся страхи и их причины:

    Давайте разберём несколько приёмов, с помощью которых можно бороться с детскими страхами.

    Родители с испуганной дочкой

    Как не допустить страхов и как с ними бороться

    От осознания эмоций в раннем детстве зависит умение принимать их или справляться с ними в будущем. Эмоция страха в психологии отнесена к базовым. Благодаря ей человек мобилизуется и убегает при надвигающейся опасности.

    Но детские страхи порой иррациональны и мешают спокойно жить и детям и родителям. Поэтому мы предпочитаем, чтобы боязней не было, а если они есть, активно боремся с ними. Родители часто спрашивают, как помочь ребёнку побороть страх. Однако прежде чем сражаться с ним, его нужно принять и осознать.

    Как родителям принять эмоцию страх

    Работая психологом в школе, я занималась с маленькой девочкой, которая ужасно боялась вампиров. Когда мы разговаривали в первый раз, я спросила, как относится к ним мама. На что девочка ответила: «Ой, она тоже их сильно боится!»

    Я обратилась к маме. Она ответила, что понятия не имеет, где дочка узнала о вампирах — дома взрослые запрещают ей страшные фильмы и сказки, всегда обходя эту тему стороной. Из-за запретов и «обхода темы стороной» девочка решила, что мама настолько боится этих существ, что даже не может поговорить о них.

    Первое, что нужно сделать родителям в борьбе с детскими страхами — принять их существование. И разрешить сыну или дочери пугаться. Первые страхи обычно появляются в возрасте двух-четырёх лет. Это совершенно нормальный этап детского развития. Скорее вас должно насторожить, если дети вообще не боятся.

    Говорите малышу, что эта эмоция нормальна, расскажите о своих боязнях, даже нерациональных. Например, вы с детства опасаетесь незнакомых собак или неприятно чувствуете себя, летая на самолёте.

    Соблюдая возрастные ограничения, не отказывайтесь от страшных мультфильмов или книг. Всё равно дети узнают нечто пугающее от друзей в саду, школе или дворе, в отрывке телевизионной передачи, от других взрослых. Домысливание сюжета всегда создаёт больше страхов, чем сам сюжет.

    Осознание и проговаривание

    Как только вы узнали и приняли, что ребёнок боится, поговорите об этом.

    Будучи маленькой, в одном журнале по медицине я наткнулась на рисунок эмбриона. Красный цвет и человекоподобные формы произвели на меня неизгладимое впечатление. Много месяцев я видела во сне эмбрионы и просыпалась в слезах. Когда я рассказала маме, что именно меня пугает, она объяснила, что так выглядит малыш в животике и я сама была такой. Мы посмотрели много фотографий и рисунков, после чего боязнь исчезла.

    Даже если дети не вызывают вас на беседу, постарайтесь завести разговор о страхах. Объясните всё как можно подробнее. Посмотрите вместе картинки и найдите информацию. Например, расскажите, откуда взялась легенда о вампирах или почему, с точки зрения науки, полезнее спать с выключенным светом (ни в коем случае не отрицая, что темнота действительно пугает). Чем более научными будут ваши рассказы, тем лучше.

    Как помочь ребёнку преодолеть страх, который не уходит

    Часто после проговаривания и просто со временем дети перестают бояться. Если страх недолгий и не мешает жизни, дайте малышу немного времени, чтобы боязнь прошла сама.

    Если вы приняли детский страх и отказались от формулировки: «Ничего пугающего тут нет!», обговорили его, но он не проходит, перейдите к упражнениям. Одним из методов является вживание в страшный образ.

    Проигрывайте страхи вместе с ребёнком. Маскарады — прекрасное терапевтическое упражнение. Можно устроить специальный костюмированный праздник с жуткими персонажами. Сделайте ситуацию немного комичной, используйте чувство юмора, предложите сыну или дочке перевоплотиться в вампира и пугать всех вокруг. Задача гостей — не засмеяться. Такая игра вызовет много смеха и положительных эмоций.

    Если детей пугают абстрактные вещи — темнота, смерть, потеряться — проигрывайте их сценками. После обсудите, что было особенно жутким. Старайтесь слушать и не навязывать своё мнение.

    Другой способ преодолеть детские страхи — рисунки. Обычно дети с удовольствием изображают то, что их пугает. Сделайте выставку страшных рисунков, в создании которой поучаствует не только ребёнок, но и другие члены семьи и друзья. Таким образом, вы покажите, что каждый чего-то боится, а малыш вряд ли будет опасаться нарисованного собственноручно.

    Очень важно основательно подготовиться к этому упражнению: успокоить малыша, создать для него безопасное и приятное пространство. Потом разговариваем о том, чего именно ребёнок боится. Взрослому тоже стоит сказать о каком-то своём (понятном для ребёнка) страхе. Потом мы вместе рисуем (лепим, мастерим) свои страхи на листах бумаги. После того, как рисунки готовы, задаём малышу вопрос: «Что можно сделать с рисунком, чтобы он стал добрым?» Меняем, дорисовываем, трансформируем. Работа будет считаться завершённой, когда ребёнок начинает «дружить» со своим страхом.

    Также можно превратить объект страха во что-то смешное, забавное. Подключаем голос, движение. В процессе упражнения может родиться много интересного: темнота, которая хрюкает, собаки с розовой шерстью и ромашкой вместо хвоста, таракан, распевающий частушки, НЛО из шоколада.

    Если боится кто-то другой

    После того как вы признали и поработали со страхами детей, обратите внимание, что другие тоже испытывают эту эмоцию. Вот маленький мальчик на площадке плачет, потому что не видит маму. Подойдите вместе со своим ребёнком к нему и спросите, что произошло. Проговорите и обозначьте эмоцию: «Ты не видишь маму и поэтому испугался».

    Предложите варианты, как решить проблему: побыть вместе, пока мама не придёт, или пойти поискать её в пределах площадки. После обговорите с вашим ребёнком, что мальчик испугался, а вы пытались помочь по мере возможностей. Скоро вы увидите, как ваш сын или дочь вместо «Не бойся, собаки нестрашные» скажет другу: «Я вижу, что тебе страшно быть рядом с этой собакой. Хочешь, мы пойдём в другое место или я спрошу хозяина, кусается ли она?»

    «Страх не нужно обесценивать — для ребёнка он реален. Единственное исключение, когда ребёнок, зная вашу реакцию, пытается вами манипулировать. Но и тут нужно подходить к переживаниям деликатно. Может, чуть пораньше отпустить руку помощи. В ваших интересах, чтобы ребёнок каждый раз говорил вам о том, что страх появился.»

    Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
    в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

    Перезвоните мне


    Ваш персональный менеджер: Валерия
    Ответственная и отзывчивая! 😊

    Ожидайте

    Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

    Перезвоните мне


    Данная разработка предназначена как для родителей, так и для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

    Бесплатные занятия с логопедом

    Бесплатный курс ИКТ для детей

    Детские страхи… Что же это такое и как с ними бороться? Как правило, реакция взрослых на страхи детей бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать любимому чаду успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со временем это пройдёт само собой. Третьи же начинают ругать и даже наказывать ни в чем не повинного малыша, полагая, что все страхи он выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии.

    И только малая часть родителей принимает правильное решение и обращается за квалифицированной помощью детского психолога. А ведь это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз, который требует серьёзного лечения, зачастую в условиях стационара. Своевременная работа психолога с детскими страхами поможет искоренить проблему в самом начале её развития.

    Даже в том случае, если невроза получилось избежать, страхи у ребенка, оставленные без внимания, способны нанести значительный ущерб детской психике. Ведь очень многие комплексы и фобии, присущие взрослым людям, берут своё начало в детстве.

    Выявляем причины детских страхов

    Как уже было сказано, для того, чтобы успешно преодолеть страхи у ребенка, необходимо с помощью психоанализа выяснить их причины. В домашних условиях вы можете воспользоваться несколькими простыми, доступными для родителей методиками выявления детских страхов, которые дают весьма точное представление о характере проблемы:

    Даже в том случае, если ваш ребёнок не обладает особыми художественными талантами, вы можете попросить его нарисовать то, что его тревожит. Однако просьба должна быть в очень мягкой тактичной форме и ни в коем случае не должна носить приказной характер. Лепка из пластилина подойдёт тем детям, которые не любят рисовать. Рекомендации родителям в данном случае абсолютно идентичны.

    Если вышеназванный способ не помог определить причин возникновения детских страхов, вы можете предложить ребёнку придумать сказку, в которой будет рассказано именно о том, что тревожит малыша

    Как правило, этот метод идеально подходит для определения детских страхов после пяти лет. Обязательно запишите сказку на бумагу. Во-первых, таким образом производится визуализация страхов, что является задачей абсолютно любой методики диагностики, а во вторых, может пригодиться вам в будущем, в случае повторного возникновения тревоги и страхов у ребёнка.

    Ещё одним действенным способом того, как победить страхи у детей, является разговор с ребёнком на волнующую его тему. Взрослый человек, которому предстоит беседа с ребёнком, должен серьёзно подойти к этому вопросу и заранее обдумать список вопросов, которые он задаст ребёнку. Также обратите внимание, чтобы все вопросы задавались на доступном для детского понимания уровне. Не стоит торопить ребёнка с ответом, необходимо дать ему время подумать. Ни в коем случае нельзя заострять внимание на какой–либо одной причине, так как это может привести к возникновению нового страха.

    Классификация детских страхов

    Детские страхи у детей 3-5 лет

    Для возрастной категории трёх-пяти лет наиболее характерны такие страхи, как:

    Панический страх перед одиночеством;

    Также в этом возрасте некоторые родители с удивлением замечают, что у их крохи появился страх замкнутого пространства, например, ребёнок может отказаться заходить в лифт или начать требовать оставить открытой дверь в спальню. Психокоррекция такого детского страха обязательна, в противном случае этот страх может всплыть во взрослом возрасте, обернувшись клаустрофобией.

    Детский ночной страх в этом возрасте вызывается сказочными персонажами, так ребёнок в этом возрасте отождествляет их с вполне реальными людьми.

    Страхи у детей 5-7 лет

    В возрасте 5-7 лет синдромы детских патологических страхов становятся гораздо разнообразнее. Кругозор ребёнка расширяется, а вместе с ним в жизни маленького человечка могут появиться новые страхи.

    К примеру, ночные страхи в 7 лет приобретают новую форму – ребёнок начинает бояться засыпать, так как во сне он видит страшные сны. А это является весьма серьёзной нагрузкой на нервную систему ребёнка, поэтому коррекция ночных страхов 7 лет просто обязательна.

    Появляется боязнь перед наказанием. Как уже говорилось, это весьма тревожный сигнал о том, что с отношениями между родителями и детьми не всё в порядке. Психокоррекция детских страхов перед наказанием должна начинаться с изменения подхода родителей к процессу воспитания ребёнка. Давно признан тот факт, что физическое воздействие на малыша не приносит ничего, кроме вреда.

    В этом возрасте ребёнок сталкивается с таким печальным явлением человеческой жизни, как смерть. Однако осознать до конца этого ребёнок ещё не может, и поэтому у малыша появляется страх перед собственной смертью, смертью родителей.

    Кроме того, страх смерти у ребенка, как следствие, влечёт за собой возникновение страха перед всевозможными пожарами, стихийными бедствиями, ДТП и прочее.

    Рекомендации о предотвращении детских страхов

    Заботиться о психологическом здоровье ребёнке необходимо начинать ещё до его рождения

    Детские психологи отмечают интересную закономерность – чем спокойнее проходила беременность, тем реже у детей в последующем возникают какие–либо детские страхи. Так что постарайтесь, как бы банально это ни звучало, меньше нервничать во время беременности.

    Рекомендация для мамы: какую бы высокую должность вы ни занимали на работе, помните, что ребёнок – это не ваш подчинённый, ему нужен не строгий руководитель, а нежная и любящая мама

    Замечено, что у детей властных, строгих матерей страхи встречаются гораздо чаще и в более тяжёлой форме. Лечение детских страхов очень сложное и зачастую требует применения фармакологических препаратов.

    Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным

    Даже если вы почти всё время проводите на работе или же у вас родился младший ребёнок, или по каким-либо иным причинам у вас совсем не остаётся сил, необходимо, превозмогая себя, уделять ребёнку внимание. При отсутствии адекватного лечения детских страхов, вызванных ощущением собственной «ненужности», в подростковом возрасте эта проблема может привести к возникновению у ребёнка суицидальных наклонностей.

    Однако и прививать ребёнку чувство собственной исключительности также не стоит

    Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение, носящему характер навязчивой идеи.

    Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками – это привёдёт к появлению страхов перед школьной жизнью.

    Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми

    Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки.

    Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или милиционерами. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.

    К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались. Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).

    Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии. Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения. Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх.

    Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности. Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.

    Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.

    Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.

    Способы коррекции детских страхов

    С помощью сказок

    Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.

    Методика игры

    Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.

    Приведу в пример игру. (если родители активны, то можно предложить сыграть, предложен вариант игры в группе с детьми)

    Игра: «У страха глаза велики»
    Воспитатель: А теперь, давайте поиграем со страхом. Встаньте и представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны).
    У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза).
    Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки).
    А затем и вовсе исчезает (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
    Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз, и никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Где он? (дети пожимают плечами). Улыбнитесь друг другу.

    Терапия

    В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств:

    рисунки – с помощью изображения предмета своего страха, рассматривания его мельчайших подробностей ребенок постепенно приходит к его преодолению, анализ рисунков проводится вместе с ребенком и сопровождается доброжелательной беседой, хорошие результаты дает трансформация нарисованного объекта страха (сделать его смешным);

    музыкотерапия – подбор специальных мелодий, оказывающих успокаивающее, расслабляющее действие, методика часто сочетается с другими формами работы;

    танцетерапия – сочетает влияние музыки и движений тела, отвлекает ребенка от страхов, учит понимать язык своего тела, формирует способность корректировать эмоции, выражать их с помощью движений;

    ароматерапия – сопровождает применение других методик, заключается в подборе ароматов успокаивающих, улучшающих циркуляцию крови и познавательные процессы;

    цветотерапия – суть заключается в оформлении личного, рабочего или игрового пространства в определенной цветовой гамме, применением метода достигается положительная динамика психического развития, уменьшение тревожности. Наиболее эффективным будет системный подход, но и применение отдельных методик пойдет на пользу ребенку.

    Детские страхи

    Детские страхи – переживания, беспокойство, сопряженные с реальными или выдуманными угрозами, которые проявляются у малышей и детей младшего школьного возраста и сопровождаются эмоциональными и физическими нарушениями. В тяжелых случаях такие состояния становятся навязчивыми, мешают ребенку развиваться и жить полноценно. Диагностикой и подбором правильных методов коррекции детских страхов занимаются неврологи и нейропсихологи при помощи педагогов, родителей; при наличии соматических заболеваний может потребоваться участие педиатра и врачей узких специальностей.

    Страх – естественный инстинкт человека, возникающий как ответ на угрозу, возможную опасность. В детском возрасте в силу развитого воображения и эмоциональной нестабильности такие страхи в большинстве случаев надуманны, не имеют под собой реального основания. Тем не менее, такое состояние очень распространено, является угрозой для психики ребенка и требует обязательного вмешательства специалистов. Пущенный на самотек детский страх впоследствии может стать причиной настоящей фобии, которая сохранится в течение всей дальнейшей жизни.



    Причины детских страхов

    Страх у детей формируется из-за чрезмерной впечатлительности, доверчивости, яркой фантазии, неумения отделять реальность от сказки. По сути он – ответ на внешние обстоятельства, где ведущую роль играют воспитание и взаимоотношения ребенка с членами семьи. Возможных причин возникновения детских страхов много, и каждая из них способна спровоцировать сильное эмоциональное потрясение, которое может обернуться выраженным тревожным расстройством.

    • Пережитые негативные события, которые оставляют глубокий эмоциональный след. Например, укус собаки, после которого ребенок сильно боится любых четвероногих, или просмотр страшного фильма, откуда малыш переносит образ злодеев и монстров в реальный мир. Таким событием может стать любая ситуация, где ребенок столкнулся с негативом, агрессией, угрозой в свой адрес или адрес близких.
    • Запугивания со стороны взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних или малознакомых людей. Попытки воспитания путем угрозы в стиле «не будешь кушать, прибежит волк и унесет в лес» или «не будешь меня слушаться, придет доктор и сделает укол» провоцируют обоснованные детские страхи перед указанным объектом. В результате малыш ужасно пугается любой картинки, где изображен волк или большая собака, а реальная встреча с врачами в случае болезни приводит к длительной истерике.
    • Повышенная тревога родителей за безопасность ребенка. Постоянные переживания взрослых, одергивания, предостережения о возможной опасности («не подходи к собачке, она укусит», «не лезь наверх, а то упадешь») эмоционально программируют сознание ребенка на неудачу. В итоге у малыша зарождается чувство тревоги, которое постепенно перерастает в безотчетный страх перед элементарными действиями, новыми местами и событиями.
    • Агрессия со стороны взрослых. Когда родители или иные близкие родственники открыто демонстрируют свою силу и превосходство над ребенком по каждому поводу, это снижает уровень доверия малыша ко взрослым, приводит к тому, что дети постоянно ожидают неприятностей. Подобное поведение также нередко приводит к патологическому вранью: пытаясь избежать наказания и агрессии, ребенок лжет буквально на каждом шагу.
    • Взрослые компьютерные игры, фильмы, мультсериалы и книги, в которых встречаются сцены насилия, смерти. Сталкиваясь со злом в любом его проявлении, ребенок бессознательно переносит полученные знания и опыт на реальную жизнь. В результате герои «оживают», подстерегая малыша за углом, в темной комнате, под кроватью.

    В некоторых случаях причиной возникновения страха у детей являются психические расстройства (неврозы, невропатия), и тогда боязнь становится симптомом конкретного заболевания, которое можно и нужно контролировать.

    Классификация

    По видам детские страхи классифицируют по самым разным направлениям, начиная от причин возникновения и заканчивая выраженностью симптоматики. В целом все состояния подразделяют на три группы:

    • навязчивые страхи, которые обусловлены реально пережитыми жизненными ситуациями (боязнь животных, высоты, замкнутого пространства, воды);
    • бредовые страхи, когда логическая взаимосвязь между объектом опасения и причиной возникновения боязни нелогична, даже абсурдна;
    • сверхценные страхи, когда точкой отсчета становится любое событие, активизировавшее фантазию ребенка; такое состояние не проходит, боязнь постепенно разрастается, охватывая все мысли и чувства малыша.

    У детей наиболее распространены сверхценные виды страха, которые ребенок взращивает в себе, придумывая все новые подробности, наделяя объект боязни удивительными способностями и качествами.

    Симптомы детских страхов

    Проявления патологической боязни напрямую зависят от возраста ребенка. В период новорожденности это состояние характеризуется инстинктивными вздрагиваниями, вскидыванием рук над головой, громким плачем, беспокойством. По мере развития малыш начинает узнавать маму, запоминает ее запах, голос, и, когда мама надолго уходит, начинает переживать, плакать, таким образом выражая свои эмоции.

    Ближе к году может появиться страх перед незнакомыми людьми, большими объектами, которые издают громкие звуки или быстро приближаются. Все это отражается в беспокойном, плаксивом поведении, а при резком испуге оборачивается внезапным громким плачем, попыткой отвернуться от источника негатива.

    В более осознанном возрасте симптомами страха у детей могут послужить:

    • категорическое нежелание малыша оставаться в комнате одному;
    • необходимость все время проводить рядом с мамой/папой/бабушкой в любой момент дня и ночи;
    • закрывание лица или зажмуривание глаз при прохождении определенного места в квартире или доме;
    • ночные кошмары, переходящие в длительный плач наяву;
    • жалобы ребенка на его преследование сказочными персонажами, героями из мультиков или фильмов;
    • внезапные вскрики и плач при резком изменении освещения, громком звуке, появлении в поле зрения незнакомого человека.

    Чем старше становится ребенок, тем больше возможностей у страха. Взрослея, дети получают знания и опыт, которые могут находить отражение в эмоциональном состоянии. Например, в случае внезапной смерти кого-то из родственников, аналогичного сюжета в фильме ребенок начинает патологически переживать за собственную безопасность, жизнь и здоровье родителей, или, получив нагоняй за двойку, школьник боится возвращаться домой. Ребенок начинает искать доступные ему выходы из неприятной ситуации, старается избежать неотвратимой беды, что в результате становится причиной реальных физических проблем: головной боли, потери аппетита, нарушения сна, запоров.

    Детские страхи – не просто временное явление, которое малыши перерастают. На почве постоянных переживаний могут развиться психические заболевания, с которым бороться гораздо сложнее: неврозы навязчивых состояний и депрессий. Подростки, страдавшие в младшем возрасте от какого-либо страха, становятся мнительными, неуверенными в себе, боятся заводить новые отношения, испытывают трудности в общении, учебе и социализации.

    Диагностика

    Основной способ определить наличие, причину и уровень страха – беседа ребенка со специалистом. С помощью психотерапевтических методик и опросников врач может выявить изначальный источник переживаний, оценить текущее эмоциональное состояние малыша. Немалую диагностическую ценность в этом отношении имеют так называемые проективные методики, когда психолог просит детей нарисовать или иным творческим способом выразить свой страх.

    В случае реальных психических нарушений проводится стандартный комплекс обследования, включающий лабораторные анализы, ЭЭГ, МРТ головного мозга, консультации невролога, педиатра и других узких специалистов.

    Читайте также: