Обновлено: 28.03.2024

Несмотря на то что для опухолевых клеток известно лишь небольшое число присущих только им маркеров, для диагностики могут быть весьма полезны антитела к опухолеассоциированным антигенам, поскольку они позволяют выявить повышенное количество того или иного антигена или присутствие какого-либо антигена в необычном участке. Поэтому используемые для диагностики антигены необязательно должны быть опухолеспецифическими.

In vivo. Для выявления опухолей in vivo используют радиоактивно меченные антитела к опухолеассоциированным антигенам (рис. 20.14), однако этот метол часто менее чувствительней, чем современные методы компьютерной томографии или ядерного магнитного резонанса. Кроме того, иммуносцинтиграфия имеет те недостатки, что используемые антитела необходимо заново метить при исследовании каждого больного и для определения различных типов опухолей оптимальны различные антитела. Чувствительность иммуносцинтиграфии в будущем может быть повышена за счет получения рекомбинантных фрагментов высокоаффинных антител.

Рис. 20.14. Радиография грудной клетки и иммуносцинтиграфическое сканирование больного с карциномой толстой кишки и метастазами в легких и печени. Моноклональные антитела YPC2/12.1 к опухоли толстой кишки человека взаимодействуют с раково-эмбриональным антигеном (РЭА) (гликопротеин с мол. массой 180 кДа). Антитела радиоактивно метили 131 I и вводили внутривенно. Сцинтиграммы были получены через 48 ч. Изображение получено с исключением фонового окрашивания, обусловленного неспецифическим окрашиванием антител крови. (Фото любезно предоставлены проф. К. Sokora).

In vitro. С помощью антител можно определять клеточное происхождение недифференцированных опухолей (рис. 20.15) и выявлять микрометастазы в костном мозге, спинномозговой жидкости, лимфоидных органах и т. д. (рис. 20.16). Разработаны также методы иммунологического анализа для выявления нескольких опухолеассоциированных антигенов в сыворотке крови. К таким антигенам относятся, например, раково-эмбриональный антиген (РЭА) и α-фетопротеин (АФП). Повышенный уровень указанных антигенов может быть полезным диагностическим признаком, однако АФП и РЭА не ассоциированы только с каким-либо одним типом опухолей и поэтому их определение важно главным образом для контроля эффективности лечения (рис. 20.17).

Рис. 20.15. Идентификация клеточного происхождения недифференцированной опухоли. Обычное гистологическое исследование биоптата опухоли (1) выявило недифференцированные опухолевые клетки, идентифицировать которые таким путем невозможно. При окрашивании опухоли непрямым иммунопероксидазным методом (2) с использованием антител к CD45 (общему лейкоцитарному антигену) получен четкий положительный результат (коричневая окраска), свидетельствующий о том, что данная опухоль представляет собой лимфому.

Рис. 20.16. Выявление микрометастазов с помощью моноклональных антител. Микрофотография отпечатка клеток из лимфатического узла, дренирующего область расположения злокачественной опухоли. Отпечаток окрашен на щелочную фосфатазу иммунологическим методом с использованием антител к цитокератину. Клетки карциномы экспрессируют цитокератины, и в отпечатке ясно видна крупная, окрашенная в розовый цвет опухолевая клетка. При обычном цитологическом исследовании редкие опухолевые клетки, как в представленном отпечатке клеток лимфатического узла, легко могут быть пропущены.

Рис. 20.17. Взаимосвязь между уровнем РЭА в сыворотке и клиническими проявлениями у больного с карциномой толстой кишки. Уровень РЭА падает после хирургического вмешательства, и его дальнейший подъем обнаруживается раньше, чем могут быть обнаружены клинические проявления метастазов.

Биологическая библиотека - материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Иммунодиагностика опухолей

Иммунодиагностика опухолей. Иммунотерапия опухолей. Методы иммунотерапии при опухолях. Адъюванты. Иммуномодуляторы. Особенности иммунотерапии опухолей.

Методы выявления опухолевых Аг принципиально аналогичны применяемым в отношении других Аг. Наиболее часто для их идентификации применяют иммуноферментный метод и иммуно-флюоресцентную микроскопию. Распространение получили непрямые методы, позволяющие обнаружить незначительные количества опухолевых Аг на поверхности клеток. Также применяют цитотоксические тесты, учитывающие гибель опухолевых клеток под действием сыворотки крови больного и комплемента. Для подсчёта содержания онкоантигенов и определения места их фиксации применяют иммуноферментный анализ (ИФА) и РИА. Большое прогностическое значение имеет оценка иммунного статуса пациента, особенно реактивности Т-лимфоцитов.

Иммунотерапия опухолей. Методы иммунотерапии при опухоля

Методы иммунотерапии при болезнях злокачественного роста не получили достаточного теоретического обоснования, хотя история их применения начитывает более 50 лет. Широкому внедрению иммунотерапии мешает отсутствие чётких показаний к её назначению и критериев эффективности. Избежать многих побочных эффектов иммунотерапии можно путём рационального использования и прогнозирования её действия. Попытки переноса пациенту иммунокомпетентных клеток, сенсибилизированных антигенами опухоли, наталкиваются на развитие реакций отторжения трансплантата. Большие перспективы имеет применение препаратов, оказывающих стимулирующий эффект на активность защитных факторов. Способностью воздействовать на активность иммунокомпетентных клеток при антигенной стимуляции обладают различные химические агенты (алюминий, латекс), вещества растительного происхождения (лектины, сапонины), микроорганизмы и их метаболиты, митогены (фитогемагглютинин, митоген лаконоса), витамины (ретинол, токоферол), нуклеиновые кислоты, синтетические полинуклеотиды, ИФН, гормоны (тимозин, эстрогены) и другие вещества. Для иммунотерапии опухолей возможно применение нескольких групп препаратов.

Адъюванты

Каждый адъювант имеет свои эффекты и клетки-мишени. Молекулы адъюванта сорбируются на клетках-мишенях, запуская их пролиферацию, дифференцировку, изменение мембранных функций и секрецию медиаторов. Основное действие большинства адъювантов — увеличение цитотоксического эффекта. На практике наибольшее распространение нашли различные микроорганизмы и их продукты (БЦЖ, ЛПС грамотрицательных палочек, продигиозан и др.).

Иммуномодуляторы — группа природных и синтетических веществ, восстанавливающих утраченные или подавленные функции иммунокомпетентных клеток. К природным продуктам относят экстракты вилочковой железы, тимозин и различные медиаторы иммунных реакций (тимопоэтин, миелопид). Синтетические вещества — большая группа соединений; в терапии болезней злокачественного роста наиболее длительно применяют левамизол и изопринозин (инозиплекс). Эти вещества повышают функциональную активность периферических Т-лимфоцитов, фагоцитов, стимулируют предшественники Т-лимфоцитов, вызывая их дифференцировку и созревание. Левамизол и изопринозин входят в особую группу препаратов — тимоми-метиков; они имитируют действие гормонов тимуса, стимулируя созревание Т-лимфоцитов.

Особенности иммунотерапии опухолей

Введение низких доз иммуномодуляторов часто стимулирует ответ на опухолевые Аг. Высокие дозы препаратов могут подавлять иммунный ответ на опухолевые Аг. Один из критических факторов успешности терапии — степень генетической несовместимости опухолевых Аг и нормальных Аг МНС организма. При слабых антигенных различиях можно наблюдать супрессорное действие иммунотерапевтических препаратов. Таким образом, для эффективного осуществления иммунотерапии опухолей необходимо иметь данные о состоянии иммунного статуса больного.

• Иммунотерапию назначают после химиотерапии и других видов противоопухолевого лечения через определённый срок, необходимый для восстановления иммунной реактивности-. Проведение иммунотерапии перед химиотерапией нецелесообразно, поскольку возможно взаимное усиление супрессорного эффекта.

• Для проведения иммунотерапии объём опухоли должен быть сокращен до минимального предела всеми видами противоопухолевой терапии. Иммунотерапия при больших опухолях обычно бесперспективна.

• Восстановление иммунной реактивности после хирургического удаления опухоли или химиотерапии у больных с иммуносупрессией — прогностически благоприятный признак. Появление признаков иммунодефицита может быть сигналом рецидива опухоли.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Иммунодиагностика опухолей

Хотя большинство опухолей выделяет в системный кровоток макромолекулы антигенов, которые можно обнаружить, ни один из опухолевых маркеров не обладает всеми требуемыми характеристиками, которые позволили бы проводить специфичные или чувствительные тесты при ранней диагностике или массовых программах скрининга на предмет онкологических заболеваний.

Раковый эмбриональный антиген (РЭА) представляет собой белково-полисахаридный комплекс, который обнаруживается при раке толстой кишки и в норме в кишечнике плода, поджелудочной железе и печени. Содержание в крови повышено у больных раком толстой кишки Колоректальный рак Колоректальный рак является чрезвычайно распространенным явлением. К клиническим проявлениям относятся наличие примеси крови в кале и изменения характера опорожнения кишечника. Для соответствующих. Прочитайте дополнительные сведения и другими формами рака (например, раком молочной железы Рак молочной железы Рак молочной железы в большинстве случаев поражает железистые клетки протоков или долек молочной железы. У большинства пациенток имеется бессимптомное объёмное образование, которое обнаруживается. Прочитайте дополнительные сведения , яичников Рак яичников Рак яичников часто смертелен, потому что, как правило, диагностируется на поздних стадиях. На ранних стадиях симптомы обычно отсутствуют, а на поздних имеют неспецифический характер. Методы. Прочитайте дополнительные сведения и шейки матки Рак шейки матки Рак шейки матки, как правило, представлен сквамозной карциномой, вызванной папилломавирусной инфекцией; реже, это аденокарцинома. Цервикальная неоплазия протекает бессимптомно; первые симптомы. Прочитайте дополнительные сведения

Альфа-фетопротеин в норме образуется в гепатоцитах плода; он также присутствует в сыворотке пациентов с первичной гепатоцеллюлярной карциномой Гепатоцеллюлярная Карцинома Гепатоцеллюлярная карцинома обычно развивается у пациентов с циррозом печени и распространена в регионах с высокой частотой гепатита В и С. Жалобы больных и симптомы заболевания, как правило. Прочитайте дополнительные сведения , несеминомными герминогенными опухолями и часто – с эмбриональными карциномами яичников или семенников. Определение уровня часто полезно для оценки прогноза и, реже, для диагностики.

Бета-субъединица человеческого хорионического гонадотропина (бета-ХГЧ), которую определяют с помощью иммунологического анализа, представляет собой основной клинический маркер у женщин с гестационными трофобластическими опухолями Гестационная трофобластическая болезнь Гестационная трофобластическая болезнь – это пролиферация ткани трофобласта у беременных или женщин, у которых недавно закончилась беременность. Проявления заболевания могут включать чрезмерное. Прочитайте дополнительные сведения

Простат-специфический антиген (ПСА), гликопротеин, обнаруживаемый в проницаемых эпителиальных клетках предстательной железы, определяется в низких концентрациях в сыворотке крови здоровых мужчин. С использованием адекватного верхнего предела нормы анализ с использованием моноклональных антител выявляет повышенный уровень ПСА в сыворотке крови примерно у 90% пациентов с распространенным раком предстательной железы Рак простаты Рак простаты обычно представлен аденокарциномой. Как правило, симптомы отсутствуют, пока рост опухоли не вызывает гематурию и/или обструкцию и боль. Диагноз обычно заподозривают по результатам. Прочитайте дополнительные сведения , даже в отсутствие определяемой метастатической болезни. Этот анализ чувствительнее, чем анализ с простатической кислой фосфатазой. Однако, поскольку уровень ПСА повышается и при других состояниях (например, доброкачественная гиперплазия предстательной железы, простатит, недавнее инструментальное вмешательство на мочеполовой системе), он менее специфичен. ПСА можно использовать для мониторинга рецидивов после диагностики и лечения рака предстательной железы.

СА 125 полезен в клинической практике для скрининга, диагностики и мониторинга терапии рака яичников Рак яичников Рак яичников часто смертелен, потому что, как правило, диагностируется на поздних стадиях. На ранних стадиях симптомы обычно отсутствуют, а на поздних имеют неспецифический характер. Методы. Прочитайте дополнительные сведения , хотя при любом перитонеальном воспалительном процессе и некоторых других видах рака уровень его может повышаться.

Бета-2-микроглобулин часто повышается при множественной миеломе Множественная миелома Множественная миелома является злокачественной плазмоклеточной опухолью, продуцирующей моноклональные иммуноглобулины, которые внедряются в прилежащую костную ткань и разрушают ее. К характерным. Прочитайте дополнительные сведения

CA 19-9 изначально был разработан для выявления рака толстой кишки, но оказался более чувствителен для определения рака поджелудочной железы. Рак поджелудочной железы Рак поджелудочной железы, в первую очередь протоковая аденокарцинома, составляет приблизительно 57 600 случаев и приводит к 47 050 летальных исходов в США ежегодно ( 1). Клинические проявления. Прочитайте дополнительные сведения Он в основном используется при принятии решения относительно выбора терапии у пациентов с распространенным раком поджелудочной железы. CA 19-9 также может повышаться при других опухолях желудочно-кишечного тракта, особенно при раке желчных протоков, а также при некоторых доброкачественных новообразованиях желчных протоков и холестатических нарушениях.

CA 15-3 и CA 27-29 повышаются у большинства пациентов с метастатическим раком молочной железы Рак молочной железы Рак молочной железы в большинстве случаев поражает железистые клетки протоков или долек молочной железы. У большинства пациенток имеется бессимптомное объёмное образование, которое обнаруживается. Прочитайте дополнительные сведения

Хромогранин А используется как маркер карциноида Обзор карциноидных опухолей (Overview of Carcinoid Tumors) Карциноидные опухоли развиваются из нейроэндокринных клеток из желудочно-кишечного тракта (90%), поджелудочной железы, бронхов и реже из мочеполовых путей. Более 95% всех карциноидных опухолей. Прочитайте дополнительные сведения и других нейроэндокринных опухолей. Чувствительность и специфичность для нейроэндокринных опухолей может превышать 75%, и диагностическая точность выше для диффузных, чем для локализованных опухолей. Уровень этих маркеров может повышаться при других видах рака, таких как рак легких и предстательной железы, а также при некоторых доброкачественных нарушениях (например, при первичной гипертензии, хронических заболеваниях почек, хроническом атрофическом гастрите).

Тироглобулин образуется в щитовидной железе, его уровень может повышаться при различных нарушениях ее функции. Он в основном используется как маркер после тиреоидэктомии для выявления рецидива рака щитовидной железы Рак щитовидной железы Существует 4 основных типа рака щитовидной железы. Раки щитовидной железы в большинстве случаев проявляются бессимптомными узлами. Иногда, даже при небольших размерах опухоли, имеются симптомы. Прочитайте дополнительные сведения и для мониторинга ответа на терапию метастатического рака щитовидной железы.

TA-90 является высокоиммуногенной субъединицейопухолеспецифического антигена в моче, который присутствует в 70% случаевмеланом, сарком мягких тканей и карцином молочной железы, толстой кишки илегких. В некоторых исследованиях показано, что уровень ТА-90 можно использовать для достаточно точного прогноза выживаемости и выявления субклинической болезни после хирургического удаления меланомы.

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Иммунодиагностика опухолей

НазваниеСПОСОБ В.М.ЕВСТРОПОВА ИММУНОДИАГНОСТИКИ ДОКЛИНИЧЕСКОЙ СТАДИИ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ
Разработчик (Авторы)Евстропов В.М.
Вид объекта патентного праваИзобретение
Регистрационный номер 2107298
Дата регистрации20.03.1998
Правообладатель"Йелстаун Корпорейшн Н.В."

Описание изобретения

Использование: в биологии и медицине, а также для исследования биологических материалов человека и животных иммунологическими методами. Лимфоциты обследуемого инкубируют двукратно с интервалом 4 - 18 недель с аутологичными гранулоцитами в пропорциях 0,1 : 10 - 10 : 0,1 и при последующей двукратной регистрации снижения количества контактно взаимодействующих клеток на 53% и более от показателя здоровых лиц ставят диагноз рака. Способ обладает высокий чувствительностью и специфичностью. Повышается эффективность и экономичность метода иммунодоклинической стадии рака. 1 табл.

Изобретение относится к биологии и медицине, точнее к исследованию биологических материалов человека и животных иммунологическими методами.

Известен способ формирования группы риска с заболеванием рака пищевода (Довгалюк А.З, Столяров В.И., Семилуцкая И.Б. - авт. свид. N 1805392, 1993). Недостатками данного способа являются: узкий диагностический диапазон (только рак пищевода), низкая чувствительность теста (32% при раке пищевода против 12,3% у здоровых лиц), дороговизна теста (необходимо наличие антисывороток).

Цель изобретения: повышение эффективности и экономичности способа доклинической диагностики рака.

Поставленная цель достигается следующим образом:
Из крови общепринятым методом (Д.В.Стефани, Ю.Е.Вельтищев, Клиническая иммунология детского возраста. М.: Медицина, 1977, с.257) получают лимфоциты и гранулоциты. Эти клетки в пропорции между собой от 0,1 до 10 или от 10 до 0,1 инкубируют в среде 199 в течение от 1-2 мин до 3-х ч. Клеточную суспензию, помещенную на предметное или покровное стекло фиксируют общеизвестным способом (Никитин В. М. , Справочник методов иммунологии. Кишинев Штинца, 1992. с.с. 114,129) и окрашивают по Романовскому-Гимза.

Под микроскопом регистрируют процент лимфоцитов, присоединивших к своей поверхности гранулоциты. При снижении данного показателя более, чем на 53% от такового практически здоровых лиц, обследование повторяют с интервалом от 4 до 18 недель. В случае получения аналогичного результата при повторном обследовании делают заключение о наличии доклинической стадии рака.

Таким образом, предлагаемый способ обладает высокой чувствительностью и специфичностью и может быть использован для доклинической диагностики рака различных локализаций.

Способ иммунодиагностики доклинической стадии рака, включающий исследование лимфоцитов, отличающийся тем, что лимфоциты инкубируют двукратно (с интервалом 4 - 18 недель) с аутологичным гранулоцитами (в пропорциях 0,1 : 10 - 10 : 0,1) и при последующей двукратной регистрации снижения количества контактно взаимодействующих клеток на 53% и более от показателя здоровых лиц ставят диагноз рака.