Имплантация, органогенез и плацентация.

Обновлено: 27.04.2024

Эпоха пренатального развития включает несколько периодов: пред- имплантационный период; имплантация; органогенез (плацентация) и фетогенез (плодовый период).

Период предимплантационного развития начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжается до момента внедрения бластоцисты (полой, заполненной жидкостью сферы, состоящей из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения) в стенку матки. Одним из наиболее характерных признаков предимплантационного периода развития является отсутствие морфологической связи между эмбрионом и органами репродуктивной системы женщины. Однако это не исключает наличия тесной взаимосвязи на уровне функционального контакта между организмом матери и развивающимся зародышем. В частности, значительна роль влияния организма матери в снабжении зародыша кислородом и различными питательными веществами.

Период имплантации (седьмой-восьмой день после оплодотворения) характеризуется полным принятием организмом матери зародыша. Отверстие над бластоцистой зарастает, а слизистая матки наполняется всеми веществами, необходимыми для питания будущего ребенка.

В период органогенеза (завершается примерно к концу третьего месяца внутриутробной жизни) происходит быстрое развитие зародыша и формирование его защитных оболочек. К концу периода зародыш приобретает черты, характерные для человека, образуются зачатки всех важнейших органов и систем.

Фетогенез (начинается примерно с третьего месяца беременности и продолжается до рождения плода) характеризуется быстрым ростом плода, развитием всех функциональных систем организма.

На процесс пренатального развития оказывает влияние целый комплекс внутренних и внешних факторов. Патогенные воздействия могут исказить, деформировать процесс внутриутробного развития. Современной науке известны более 300 негативных факторов, которые приводят к нарушениям развития плода. К ним относятся переохлаждение и перегревание, гипоксия и неполноценное питание, применение лекарственных препаратов и химических реагентов, курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также многочисленные заболевания, вызванные генетическими, эндокринными или инфекционными возбудителями. Существенная роль в патологии плода принадлежит иммунологическому конфликту (по резус-фактору).

В пренатальном развитии принято выделять особые периоды повышенной чувствительности плода к действию негативных факторов, которые называются критическими. Это конец предимплантационного периода, период органогенеза (третья — шестая неделя беременности) и период фетогенеза.

Возможные последствия воздействия негативных факторов в первый критический период пренатального развития проявляются в гибели плода (имеются исключения).

Второй критический период особенно опасен для патогенного воздействия факторов внешней среды. Происходит поражение тех органов и систем плода, которые находятся в процессе дифференцировки, что чревато возникновением уродств, нарушений развития в процессе плацентарной недостаточности. Повышенная чувствительность плода к действию негативных факторов объясняется его функциональной незрелостью, снижением реактивности, а также недостаточно развитыми механизмами адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.

В период фетогенеза риск действия негативных факторов резко снижается. Плод становится более зрелым, снижение чувствительности к вредным воздействиям извне обусловлено созреванием и становлением важнейших органов и систем, а также возникновением важнейших функций адаптации к условиям существования. Исключение составляют лишь аномалии развития половых органов и нарушение функционирования отдельных систем организма. Рефлекторные реакции между организмами матери и плода носят приспособительный характер и обеспечивают создание оптимальных условий для развития плода. В условиях патологии эти реакции оказываются недостаточными, поэтому процесс адаптации в основном обеспечивается материнским организмом. Важнейшим фактором адаптации плода к изменяющимся условиям среды является повышение активности общих двигательных реакций, которые приводят к повышению артериального давления и увеличению скорости кровотока. Вследствие этого увеличивается кровообращение в плаценте и повышается уровень обмена веществ между двумя организмами.

На современном этапе развития науки проблема фундаментальных закономерностей развития человека в период раннего онтогенеза детерминировала формирование новых направлений медицины, психологии и педагогики, которые послужили основой возникновении новых научных областей, таких как перинатология, система пренатального воспитания и абилитационная педагогика.

Перинатология — наука, занимающаяся изучением закономерностей внутриутробного развития плода в норме и в условиях патологии. Система пренатального воспитания определяет комплекс разнообразных условий для включения ребенка в человеческое сообщество еще до рождения.

Абилитационная педагогика разрабатывает теорию и практику ранней комплексной помощи детям младенческого и раннего возраста, с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Все три направления современной науки, изучающие эпоху пренатального развития, обеспечивают решение важнейших задач демографической политики Российской Федерации:

  • 1) профилактика детской смертности (на ранних этапах развития);
  • 2) профилактика перинатальной патологии;
  • 3) профилактика детской инвалидности (снижение степени выраженности нарушений развития).

Эти направления современной науки в комплексе обеспечивают реализацию так называемой стратегии перинатального риска. Целью этой стратегии является определение перинатального риска патологии развития ребенка в течение беременности и в родах.

В систему перинатологии входят скрининговые обследования будущей матери, пренатальная диагностика, включающая методы ультразвукового исследования (УЗИ) и методы биохимического анализа, а также инвазивные методы, к которым относятся: биопсия хориона; аминоцентез; плацентоцентез; кордоцентез.

Пренатальная диагностика проводится на сроке 11—14 недель. По результатам экспертного УЗИ и биохимического анализа по единой международной программе Astraya проводится расчет комбинированного индивидуального риска нарушений развития ребенка. В 18—20 недель с помощью УЗИ возможна диагностика максимального количества пороков развития плода различной природы. Оценивается наличие маркеров хромосомной патологии, внутриутробная задержка развития и др. Пренатальная диагностика на сроке 32—34 недель проводится с целью функциональной оценки плода и обнаружения внутриутробных пороков развития с поздним проявлением (микроцефалия, различные сочетания пороков и др.).

Перинатология постоянно развивается, методы пренатальной диагностики составляют основу профилактики детской смертности и нарушений развития во внутриутробный период развития.

Пока еще преждевременно говорить, что пренатальное воспитание выделилось в отдельную практику, стало инновационным фактом семейной и общественной жизни. Но развитие этой области педагогики раннего детства происходит очень быстро и во многом объясняется социальным заказом. В обществе появляется спрос на компетентных родителей и сознательно рожденных детей. Сегодня общество ожидает обладающих высоким уровнем психической активности детей с исходным доверием к миру.

Абилитационная педагогика в данном контексте рассматривает вопросы, связанные с ранней помощью детям младенческого и раннего возраста с нарушением и риском нарушений развития. Научные взгляды на период младенчества коренным образом изменяются. Длительное время младенцы рассматривались всего лишь как организм с рефлексами, беспомощные, моторнонезрелые существа, едва способные видеть и слышать. Одним из научных достижений последних лет стало доказательство активности младенцев в процессе взаимодействия с окружающим миром. В результате научных исследований с применением новейших технических средств младенцы предстали более компетентными в восприятии предметного и социального мира, чем предполагалось ранее. Эти открытия основаны на замечательных современных научных открытиях о формировании мозга и психики. Результаты исследований вызвали необходимость разработки новых методов педагогических мероприятий для детей, начиная с первых месяцев жизни. Во многом научным открытиям в области жизнедеятельности младенцев и детей раннего возраста способствовала революция в освоении компьютерных технологий. При помощи видеоаппаратуры удалось осуществить пролонгированное наблюдение и оценить развитие детей на первых этапах формирования психической деятельности в естественных условиях взаимодействия с близкими взрослыми, в экологически чистой обстановке организации экспериментального исследования. Оказалось, что уже у новорожденного имеются социальные сигналы, с помощью которых он вступает в сложные отношения с социальным окружением, а также взаимодействует с предметной средой. Сложная структура интермодольных и интрамодальных связей служит младенцу источником получения и переработки информации, поступающей из внешнего мира. Формируется иерархическая система анализаторных каналов, реализующих переработку информации в процессе взаимодействия с высшими отделами мозга, которые способствуют становлению нейронных ансамблей в процессе бурного развития мозговых структур. Поэтому период младенчества и раннего детства характеризуется не только активным ростом и развитием мозга, но и интенсивной выработкой поведенческих стереотипов, а также важнейшими для каждого индивидуума процессами развития и использования речи. Научными исследованиями установлено, что если на этапе становления важнейших психофизических функций происходит нарушение контактов с окружающим миром, то вся сложная система связей деформируется и разрушается. Таким образом, структура и объем мозга, интеллект и общий уровень развития ребенка напрямую зависят от жизненного опыта, получаемого им в период первых трех лет жизни. Естественно, что для стимуляции раннего развития необходимы условия, адекватные для маленького ребенка и определяющие индивидуальный характер и разнообразие среды, в которой тот живет и развивается. Это возможно только в семье, в атмосфере любви и эффективного взаимодействия ребенка со значимыми взрослыми и прежде всего с матерью. Открытия последних лет в области психологии развития показали особую значимость формирования взаимодействия в диаде «мать — дитя» на первых этапах становления ребенка. Доказано, что материнское поведение имеет решающее значение для раннего психического (интеллектуального, речевого, социального) развития ребенка. А материнское поведение напрямую зависит от компетентности матери, от уровня ее рефлексии и эмоционального состояния, а также от условий жизнедеятельности семьи. Экспериментальные данные подтвердили, что чем раньше начата помощь ребенку и его семье, тем эффективнее будет его развитие впоследствии, что в свою очередь, повысит качество жизни семьи. Разработка и внедрение программ, ориентированных не только на стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста, но прежде всего на оптимизацию материнского поведения, оказало позитивное влияние на повышение уровня родительской абилитационной компетентности, изменило социальную ситуацию в сфере семейной политики.

Открытия ученых в области раннего развития середины XX в. детерминировали формирование социального заказа на раннюю помощь. Выросло число исследований в области раннего развития и в области формирования взаимодействия в диаде «мать — дитя». Интерес к раннему началу взаимодействия специалистов с семьями продолжает расти. Во многом это объясняется увеличением количества детей, рожденных с различными дефектами развития, а также находящихся в группе медицинского, генетического и социального риска их возникновения. Это дети с нарушениями умственной деятельности, с дефектами зрения, слуха, движений, с отклонениями в формировании эмоциональноволевой сферы, с генетическими аномалиями, с недифференцированными формами задержек психофизического развития. Обеспечение эффективной помощи таким детям стало одной из самых приоритетных задач науки, а также современной социальной политики разных стран мира и России. Ранняя помощь имеет фундаментальное значение для социальной поддержки права каждого ребенка на образование и достойную жизнь, а особенно детей с врожденными особенностями развития или находящихся в группе риска возникновения нарушений в последующие годы жизни.

Абилитационная педагогика формирует теорию и практику ранней помощи и обладает всеми признаками новой научной области: возникает из потребностей общества, имеет собственный предмет исследования и категориальный аппарат, свои методы исследования, представляет собой систему объективных научно-практических знаний. Развитие абилитационной педагогики связано с изменением общественного сознания. Можно выделить по меньшей мере три уровня, на которых эти изменение наиболее заметны:

  • • на философско-мировоззренческом уровне произошло признание субъектности каждого члена общества, непререкаемой ценности каждой личности, включая самых маленьких, даже еще не родившихся детей, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ;
  • социальном уровне происходит трансформация социальной политики в отношении материнства и детства. Государство материально стимулирует повышение рождаемости, содействует преодолению социального сиротства. Однако в обществе по-прежнему сильны негативные аспекты. Обнаруживается кризис в акушерстве и гинекологии, где технологическое совершенствование не приводит ни к сокращению перинатальной патологии, ни к усилению привязанности матери к ребенку. Проблемы детской инвалидности, отказных детей, абортов, жестокого обращения с детьми, в основе которых общий низкий уровень родительской компетентности, а также негативный опыт взаимодействия ребенка с матерью в младенчестве, не находят разрешения в социальной, медицинской и образовательной практике;
  • уровне конкретных наук произошел сдвиг научного интереса в сторону ранних этапов жизни человека, включая этап пренатального развития и младенчества. Происходит интеграция знаний медицинских и естественных наук (эмбриологии, гистологии, нейропсихологии и др.) с различными областями гуманитарных знаний, и прежде всего с детской психологией и абилитационной педагогикой. Внутри традиционных направлений медицинских, психологических и педагогических наук возникают новые области знаний, такие как перинатология, микропсихоанализ, пренатальное воспитание, педагогика и психология младенчества и раннего детства, абилитационная педагогика.

На общенаучном уровне происходит трансформация знаний от традиционных форм передачи нетрадиционного содержания — к созданию интерактивных общностей, интернет-сообществ, которые функционируют в образовательном пространстве в рамках реального времени и включают в себя все связи и отношения с миром.

Оплодотворение, имплантация, плацентация

Оплодотворение происходит в ампулярном отделе трубы после процессов капацитации сперматозоидов - утраты поверхностных гликопротеиновых антигенов головки сперматозоида и его активации. Капацитация происходит во влагалище, матке, трубах по мере продвижения сперматозоидов.

Необходимым условием оплодотворения является синхронность гаметогенеза и овуляции. Время между овуляцией и оплодотворением у женщин колеблется в пределах 12-24 часов. Из 100 проовулировавших яйцеклеток 15 не оплодотворяются (физиологическая презиготная элиминация).

Статистический анализ родов в странах США, Западной Европы и Австралии показал, что имеются характерные кривые рождаемости с широким пиком в зимние месяцы, небольшой подъем летом и снижение весной и осенью. А зачатие чаще наступает весной и осенью, зимой и летом чаще наблюдаются ановуляторные и гиполютеиновые циклы. Сезонное варьирование частоты некоторых видов врожденной патологии у человека объясняется дисинхронизацией овуляции и процесса созревания ооцита при переходе от ановуляторных циклов к овуляторным циклам в период смены сезонов года (Никитин А.И. Старение гамет и врожденная патология // Акушерство и гинекология. - 1981. - №№ 3, 6-9).

Ритм гаметогенеза и овуляции определяется продолжительностью световой стимуляции. В г.Архангельске минимальный световой день составляет 3 часа 51 минуту (22 декабря), максимальный - 21 час 21 минуту (22 июня). Опосредованное действие света через эпифиз обуславливает в 80-85% появление менархе в первом квартале года.

И беременность наиболее благоприятно протекает при зачатии с возрастающей продолжительностью светового дня от 7 до 14 часов (10 февраля - 15 апреля) или убывающей продолжительностью светового дня с 14 до 7 часов (15 августа - 15 ноября). При этом для первородящих женщин в возрасте до 24 лет оптимальным периодом зачатия является первый пик плодовитости, что соответствует менархе по сезону - кумуляция фертильности. Для женщин старше 28 лет более оптимален второй сезонный пик фертильности.

При зачатии в благоприятные периоды плодовитости частота таких осложнений беременности как невынашивание, ранние и поздние токсикозы снижается в 2-2,5 раза.

Критические периоды развития беременности

До 50% зигот погибает на ранних стадиях развития и около 20% диагносцируемых беременностей заканчиваются спонтанным выкидышем, при чем более половины из них обусловлены летальными аномалиями хромосом.

Искусственное прерывание беременности вызывает внезапную и принципиально отличную от спонтанного аборта реакцию. Поэтому после искусственного аборта повышается частота внутриутробной гибели зародышей в основном мужского пола при последующих беременностях.

Альфа-фетопротеин (АФП) - эмбриоспецифический белок в амниотической жидкости, увеличение его наблюдается при аномалиях развития нервной трубки, врожденном нефрозе, тератомах, гастроинтестинальных атрезиях, синдромах Турнера, Дауна, Меккеля, тетраде Фалло и др., а также при внутриутробной гибели плода.

Трофобластический бета-глобулин (ТБГ) появляется с конца первой недели беременности (возможность ранней диагностики), нарастает по мере увеличения беременности. Снижение его наблюдается при неразвивающейся беременности, среднетяжелых и тяжелых гестозах и невынашивании беременности.

Альфа-2-микроглобулин фертильности (АМГФ) секретируется в амниотическую жидкость. Специфичен вне беременности для овуляции с максимальным нарастанием к концу цикла.

Плацентарный альфа-1-микроглобулин (ПАМГ-1) содержится в амниотической жидкости, снижается по мере развития беременности. Имеет отношение к процессам регуляции роста плода. При гестозах, угрозе прерывания беременности, гипотрофии происходит значительное увеличение сывороточной концентрации ПАМГ-1.

Плацента обеспечивает иммунную защиту зародыща и плода, фиксируя антитела и снижая лкеточный и тканевый иммунитет матери, ее гистагематический барьер регулирует проникновение веществ от матери к плоду и обратно.

Индекс проницаемости плаценты для лекарственных веществ в среднем составляет 50%, с широкими колебаниями от 10 до 90-100%.

Существует и параплацентарный обмен, обусловленный активной функцией децидуальной, амниотической и хориальной оболочек. Ооклоплодные воды образуются эпителием амниона, и среднесуточный обмен их составляет 12-15 литров. В амнионе и хорионе содержатся ферменты азотного, углеводного и липидного обменов, РНК, гликоген, мукополисахариды, протеины и аминокислоты. Через амнион и хорион свободно проходят глюкоза, мочевина, калий, натрий, кальций.

Показатели физического развития плода в зависимости от срока беременности

Стадии развития плода


С момента оплодотворения яйцеклетки младенец проходит несколько стадий развития. Яйцеклетка развивается в бластоцисту, эмбрион, а затем в плод.

Оплодотворение

Во время каждого нормального менструального цикла Менструальный цикл Менструация — это отслаивание слизистой оболочки матки (эндометрия), сопровождающееся кровотечением. Она происходит с цикличностью приблизительно один раз в месяц на протяжении всего репродуктивного. Прочитайте дополнительные сведения , одна яйцеклетка (женская половая клетка) обычно выходит из одного из яичников примерно через 14 дней после последнего менструального цикла. Выход яйцеклетки называется овуляцией. Яйцеклетка попадает в воронкообразный конец одной из фаллопиевых труб.

Во время овуляции слизь в шейке матки становится более жидкой и эластичной, позволяя семенной жидкости быстро проникнуть в матку. На протяжении 5 минут семенная жидкость может двигаться из влагалища через шейку матки в матку, а затем в воронкообразный конец фаллопиевой трубы — обычное место оплодотворения. Клетки, выстилающие фаллопиеву трубу, способствуют оплодотворению.

Если оплодотворение не произошло, яйцеклетка движется вниз по фаллопиевой трубе к матке, где распадается и выходит через матку во время следующей менструации.

Если сперматозоид проникает в яйцеклетку, то происходит оплодотворение. Маленькие волосовидные реснички, выстилающие фаллопиеву трубу, толкают оплодотворенную яйцеклетку (зиготу) через трубу в матку. Во время передвижения зиготы по фаллопиевой трубе в матку ее клетки продолжают многократно делиться. Зигота попадает в матку через 3–5 дней.

В матке клетки продолжают делиться, становясь полым клубком клеток, так называемой бластоцистой. Бластоцисты имплантируются в стенке матки примерно через 6 дней после оплодотворения.

Если выходят и оплодотворяются несколько яйцеклеток, беременность имеет больше, чем один плод, обычно два (двойня). Поскольку генетический материал каждой яйцеклетки и каждого сперматозоида немного различается, оплодотворенные яйцеклетки получаются разными. Поэтому родившиеся в итоге близнецы являются разнояйцевыми. Однояйцевые близнецы рождаются, когда одна оплодотворенная яйцеклетка после начала деления разделяется на два эмбриона. Поскольку одна яйцеклетка была оплодотворена одним сперматозоидом, оба эмбриона содержат одинаковый генетический материал.

От яйцеклетки до эмбриона

Раз в месяц яйцеклетка выходит из яичника в фаллопиеву трубу. После полового акта семенная жидкость двигается из влагалища через шейку матки в матку к фаллопиевым трубам, где один сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку. Двигаясь по фаллопиевой трубе к матке, оплодотворенная яйцеклетка (зигота) продолжает делиться. Сначала зигота становится однородным клубком клеток. Потом она становится полым клубком клеток, так называемой бластоцистой.

Внутри матки бластоциста прикрепляется к стенке матки, где она развивается в эмбрион, присоединенный к плаценте и окруженный оболочками, наполненными жидкостью.

Развитие бластоциста

Примерно через 6 дней после оплодотворения бластоциста прикрепляется к слизистой матки, обычно вблизи ее дна. Этот процесс, называемый имплантацией, завершается на 9 или 10 день.

Стенка бластоциста имеет одну клетку в толщину, кроме одной области, где толщина составляет три-четыре клетки. Внутренние клетки в утолщенной области развиваются в эмбрион, а внешние клетки внедряются в стенку матки и развиваются в плаценту. Плацента вырабатывает несколько гормонов, способствующих вынашиванию беременности. Например, плацента вырабатывает хорионический гонадотропин человека, который не позволяет яичникам высвобождать яйцеклетки и стимулирует их к постоянной выработке эстрогена и прогестерона . Плацента также поставляет кислород и питательные вещества от матери к плоду и отводит продукты жизнедеятельности от плода к матери.

Некоторые клетки плаценты развиваются во внешний слой оболочек (хорион), окружающих развивающийся бластоцист. Другие клетки развиваются во внутренний слой оболочек (амнион), образующих амниотическую оболочку. После образования амниотической оболочки (примерно к 10–12 дню) бластоцист считается эмбрионом. Амниотическая оболочка наполняется прозрачной жидкостью (амниотическая жидкость) и распределяется, чтобы покрыть со всех сторон эмбрион, который в ней плавает.

Развитие эмбриона

Следующей стадией в развитии является эмбрион, который развивается внутри амниотической оболочки под слизистой оболочкой матки с одной стороны. На этой стадии формируется большинство внутренних органов и внешних структур организма. Формирование большинства органов начинается примерно через 3 недели после оплодотворения, что соответствует 5 неделям беременности (поскольку врачи считают срок беременности начиная с первого дня последней менструации женщины, который обычно наступает за 2 недели до оплодотворения). В этот период эмбрион удлиняется, впервые начиная напоминать по форме человека. Вскоре после этого начинает развиваться область, которая станет головным и спинным мозгом (нервная трубка). Сердце и основные кровеносные сосуды начинают формироваться раньше — примерно на 16 день. Сердце начинает качать жидкость через кровеносные сосуды к 20 дню, а первые эритроциты появляются на следующий день. Продолжают развиваться кровеносные сосуды эмбриона и плаценты.

Почти все органы полностью формируются примерно к 10-й неделе после оплодотворения (что соответствует 12 неделям беременности). Исключениями являются головной и спинной мозг, которые продолжают формироваться и развиваться на протяжении всей беременности. Большинство пороков развития (врожденных дефектов) появляется в период формирования органов. В этот период эмбрион наиболее уязвим к воздействию лекарственных препаратов, радиации и вирусов. Таким образом, в этот период беременной женщине не следует делать прививки с живыми вирусами или принимать любые лекарственные препараты, за исключением тех случаев, когда они являются необходимыми для защиты ее здоровья (см. Применение лекарственных препаратов во время беременности Применение лекарственных препаратов во время беременности Более 50% беременных женщин принимают рецептурные и безрецептурные препараты, курят или употребляют алкоголь или наркотики во время беременности, при этом употребление лекарственных препаратов. Прочитайте дополнительные сведения ).

Плацента и эмбрион в сроке около 8 недель

Тонкая оболочка разделяет кровь эмбриона в ворсинках от крови матери, циркулирующей в пространстве вокруг ворсинок (межворсинчатое пространство). Эта структура выполняет следующие функции:

Обеспечивает обмен веществ между кровью матери и эмбриона.

Предотвращает атаку эмбриона иммунной системы матери, поскольку антитела матери слишком велики для прохождения через мембрану (антитела — это белки, вырабатываемые иммунной системой для защиты организма от чужеродных веществ)

Эмбрион плавает в жидкости (амниотической жидкости), которая содержится в оболочке (амниотической оболочке).

Амниотическая жидкость выполняет следующие функции:

Обеспечивает эмбрион пространством, в котором он может свободно развиваться.

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Категории

Заболевания ФИЗИОЛОГИЯ ПЛОДА

Развитие плода совершается согласно генетическому коду, однако сами процессы роста и развития находятся в тесном взаимодействии с материн­ским организмом. Во время внутриутробной жизни у плода формируются его собственные регуляторные механизмы, обеспечивающие его адаптацию к изменяющимся условиям окружающей среды, которой для него является материнский организм.

Во внутриутробном развитии человека условно принято различать сле­дующие периоды: предымплантационное развитие, имплантацию, органоге­нез и плацентацию и плодный период. Выделœение этих периодов очень важно с точки зрения ответных реакций эмбриона и плода на воздействие повреждающих факторов окружающей среды.

Предымплантационное развитие. Начинается с момента опло­дотворения яйцеклетки и продолжается вплоть до внедрения бластоцисты в децидуальную оболочку матки (на 5—6-й день после оплодотворения). В течение этого периода оплодотворенная яйцеклетка последовательно про­ходит стадии морулы, бластулы и бластоцисты.

Для бластомеров зародыша предымплантационного периода развития

характерны признаки полипотентности и высокая способность к регенера­ции. Это означает, что в случае повреждения отдельных бластомеров остав­шиеся клетки полностью восстанавливают функцию утраченных. По этой причине при наличии повреждающих факторов окружающей среды зародыш в данный период развития либо переносит их воздействие без отрицательных послед­ствий, либо погибает, если значительное количество бластомеров оказались поврежденными и полная их регенерация невозможна.

Имплантация, органогенез и плацентация. Эти периоды ох­ватывают первые 3 мес внутриутробного периода, причем наиболее чувст­вительной фазой являются первые 3—6 нед органогенеза (критический пе­риод развития).

Под понятием "критический период развития" имеют в виду опреде­ленные фазы внутриутробного развития, когда эмбрион обладает особенно высокой чувствительностью к повреждающему действию окружающей среды. Такая высокая чувствительность обусловлена в первую очередь ак­тивной дифференцировкой органов и тканей зародыша, а также интенсивно протекающими процессами биосинтеза нуклеиновых кислот, цитоплазмати-ческих и мембранных белков и липидов. По этой причине имплантацию и органо­генез можно считать критическими периодами внутриутробного развития. Именно в эти периоды онтогенеза под воздействием повреждающих факто­ров окружающей среды эмбрион может погибнуть (эмбриолетальный эф­фект) или же у него возникают аномалии развития (тератогенный эффект).

Наряду с органогенезом плацентацию (развитие сосудистой плаценты) также можно отнести к критическому периоду развития. Многие повреж­дающие факторы окружающей среды обладают способностью нарушать нор­мальное развитие аллантоиса и тесно связанную с этим процессом васкуля-ризацию хориона.

Плацента, получающая почти половину сердеч­ного выброса плода, выполняет функцию газообме­на. В результате фетальный легочный кровоток не­велик, а большой и малый круги кровообращения функционируют не последовательно, как у взрос­лого человека, а параллельно (рис. 42-4 и. [Ознакомиться подробнее.]

Беременность после ЭКО


Наступление беременности – единственный критерий успешности проведенного ЭКО . Но и после подтверждения факта зачатия женщина нуждается в повышенном внимании со стороны врачей. Это необходимо для своевременного выявления и коррекции возможных осложнений, которые наиболее вероятны на ранних сроках беременности после ЭКО .

Как определяют факт наступления беременности после ЭКО

Перенос одного или нескольких эмбрионов в полость матки является завершающей процедурой любого протокола ЭКО . Но эта манипуляция еще не означает наступления беременности. Ведь эмбрионам необходимо мигрировать и благополучно имплантироваться, а организм женщины должен отреагировать пролонгацией активности желтого тела в яичнике и другими изменениями. И не всегда этот этап протекает благополучно.

Благополучно имплантируется и развивается около 50% перенесенных в матку эмбрионов, остальные погибают и редуцируются на различных стадиях. Часть из них отторгается вместе с эндометрием при наступлении очередной менструации. В ведущих клиниках (например, в ICLINIC по результатам работы в 2016 году) показатель наступления беременности достигает 57,14% в пересчете на один перенесенный эмбрион. И это очень высокий результат.

Так когда же диагностируют беременность после ЭКО и как определяют ее срок? Для подтверждения факта успешного зачатия используют лабораторную диагностику, определяя у женщины уровень ХГЧ в крови спустя 12 (14) дней после эмбриопереноса. Конечно, можно воспользоваться и домашними мочевыми тестами на беременность. Но их результаты не всегда оказываются достоверными. К тому же точное определение уровня ХГЧ позволяет своевременно диагностировать угрозу прерывания беременности, а при проведении этого анализа в динамике – еще и выявить задержку развития.

Для подтверждения правильности имплантации эмбриона дополнительно проводят УЗИ. Оно же позволяет диагностировать многоплодную беременность и оценить размер функционирующего желтого тела в яичнике. УЗИ проводят на 3 неделе после ЭКО (считая с момента эмбриопереноса).

Акушерский срок наступившей беременности определяют так же, как при естественном зачатии. Его считают от первого дня последней прошедшей у женщины менструации. Акушерский и фактический сроки беременности различаются примерно на 2 недели, ведь овуляция и последующее зачатие происходят в среднем в середине менструального цикла. И ключевые процедуры ЭКО (забор ооцитов, оплодотворение и эмбриоперенос) тоже производятся в это же время.

Как развивается беременность после ЭКО

Беременность после ЭКО развивается по тем же закономерностям, что и после естественного зачатия. Она подразделяется на 3 периода (триместра), в каждом из которых ребенок развивается по определенным закономерностям.

  • 1 триместр соответствует первым 14 акушерским неделям беременности. Его ключевыми моментами являются имплантация, гаструляция, начало органогенеза и плацентация. Именно в этот период закладываются все внутренние органы, и нарушения эмбриогенеза чреваты развитием разнообразных пороков развития и даже гибелью эмбриона. Поэтому первые недели после ЭКО считаются определяющими и самыми опасными в отношении самопроизвольных абортов. В течение как минимум 10 недель беременная получает гормональную поддержку препаратами прогестерона. А в конце 1 триместра ей необходимо пройти скрининг, предназначенный для выявления признаков возможных пороков развития и хромосомных заболеваний.
  • 2 триместр (15–26 акушерские недели). Это этап активного органогенеза, когда заложенные ранее внутренние органы растут и совершенствуются. Считается достаточно спокойным периодом.
  • 3 триместр (с 26 акушерской недели и до момента родов). Плод активно растет и набирает вес, меняется его внешний вид, завершается органогенез, «отрабатываются» ключевые безусловные рефлексы. Уже с 28 недели ребенок является потенциально жизнеспособным в случае преждевременных родов после ЭКО , хотя до 36-37 недели он будет еще недоношенным.

Роды – естественное и ожидаемое завершение беременности после ЭКО . При нормальном протекании 3 триместра это происходит на 38­–41 акушерских неделях. Многоплодные беременности разрешаются раньше, чаще всего на 36–37 неделе. После ЭКО это не считается отклонением от нормы.

Почему первые недели после ЭКО самые тревожные

Основная часть наступивших после ЭКО беременностей благополучно развивается, завершаясь своевременным рождением здорового и ничем не отличающегося от сверстников ребенка. Но, к сожалению, возможно и другое развитие событий. В среднем в 22-30% случаев диагностируется самопроизвольное прерывание беременности (аборт) в первые несколько недель после ЭКО . Это объясняется несколькими факторами:

  • К ЭКО во многих случаях прибегают женщины старше 35 лет, а такой возраст в большинстве случаев сопряжен с началом естественного угасания функциональной активности репродуктивной системы. При этом снижаются возможности саморегуляции возникающих при беременности отклонений.
  • ЭКО нередко используется для лечения эндокринной формы бесплодия. И имеющиеся у женщины дисгормональные расстройства могут негативно повлиять на течение беременности. А при несвоевременной медикаментозной коррекции это становится причиной самопроизвольных абортов и преждевременных родов.
  • У ряда беременных имеются аутоантитела к ХГЧ – гормону, который играет ключевую роль для пролонгации беременности в первом триместре. Его медленный прирост чреват развитием субхориальных гематом, повреждением желточного мешка, нарушением плацентации и другими осложнениями в первые недели после ЭКО . Выработке таких антител способствуют предшествующий эндометриоз и использование гонадотропинов на этапе индукции суперовуляции.
  • Беременность после ЭКО может быть многоплодной, что тоже относят к факторам риска невынашивания и клинически значимого ухудшения соматического состояния женщины. К тому же у близнецов в период внутриутробного развития обычно отмечается субгипотрофия, что объясняется их конкуренцией друг с другом.
  • Повышенным риском хромосомных аномалий и критических мутаций наследственного материала у эмбриона. Избежать такого можно путем преимплантационной генетической диагностики.

Конечно, далеко не всегда беременность после ЭКО протекает с осложнениями. Вероятность их развития зависит от многих факторов, большое значение имеют возраст женщины и форма предшествующего бесплодия. Чем старше беременная, тем выше у нее вероятность самопроизвольного аборта в первые недели после ЭКО (в первом триместре).

Роды после ЭКО

Роды после ЭКО могут быть естественными или оперативными (с помощью кесарева сечения). Зачатие с помощью ВРТ не является однозначным показанием для хирургического родоразрешения. Вопрос о целесообразности самостоятельных родов после ЭКО решается в индивидуальном порядке, обычно комиссионно. При этом динамически оценивается состояние женщины и плода, учитывается течение беременности и наличие других потенциально отягчающих факторов. И во многих случаев принимается решение о плановом кесаревом сечении, особенно при многоплодии.

Но возможны и естественные роды после ЭКО . При этом факт зачатия с помощью ВРТ является основанием для повышенного внимания к роженице. Развитие у не любых отклонений и признаков гипоксии плода требует скорейшего решения вопроса о необходимости экстренного оперативного родоразрешения.

Где лучше вести беременность после ЭКО

Ведение беременности после ЭКО – не рядовая задача. Это объясняется необходимостью тщательного подбора поддерживающей гормональной терапии, коррекции нередко сопутствующих нарушений гемостаза, проведения комплексной профилактики преждевременных родов. И особого внимания женщины после ЭКО требуют в 1 триместре, когда очень высок риск самопроизвольного прерывания столь непросто давшейся беременности .

При грамотном динамическом наблюдении значительную часть угрожающих абортов врачам удается остановить, сохранив жизнеспособного эмбриона. Своевременное выявление осложнений существенно повышает вероятность благополучной пролонгации беременности после ЭКО . Именно это объясняет важность наблюдения у квалифицированного специалиста, который имеет опыт ведения женщин после ВРТ и может быстро провести все необходимые обследования.

ICLINIC – место, дающее женщинам возможность не только забеременеть с помощью ЭКО , но и наблюдать наступившую беременность у высокопрофессиональных специалистов. Это специализированная и прекрасно оснащенная клиника репродуктивной медицины, ориентированная на результат и помогающая ранее бесплодным парам стать родителями.

Читайте также: