Исследование костного мозга

Обновлено: 24.04.2024

Когда врач начинает лечить больного с подозрением на лимфому или другую болезнь крови, то ему необходимо понять, в каком состоянии находится очень важный орган пациента, в котором происходит кроветворение – костный мозг. Для этого делаются специальные анализы, о которых мы постараемся рассказать подробнее.

В медицинской терминологии словом «мозг» или «мозговое вещество» обозначает внутреннюю часть органа или ткани, которая отличается от его внешней части. Например, головной мозг лежит внутри черепа, спинной мозг находится в канале из позвонков. Кость тоже не является однородным плотным веществом. На поверхности лежит более плотный, твердый слой, а внутри кость представляет собой губку с более мелкими или крупными ячейками. Строение зависит от того, какую работу она выполняет в организме. Внутри кости, а именно в этих ячейках и находится костный мозг, где он хорошо защищен природой от опасностей внешнего мира. Костный мозг выглядит как обычная кровь, но под микроскопом видно, что он состоит из материнских (стволовых) и созревающих клеток, а также клеток микроокружения. У здорового взрослого человека объем костного мозга равен примерно 3-4 литрам. В толстых костях мозга больше, в тонких - меньше.

Внутри костей для клеток природой созданы поистине «тепличные» условия, поэтому и вредные (патологические) клетки также стремятся занять «теплое местечко», вот почему исследование костного мозга часто является самым важным для постановки диагноза, а значит, и для правильного лечения.

При взятии костного мозга для анализа, как и при взятии любого другого материала из организма используются принципы максимальной пользы, безопасности и безболезненности. Делают это уже десятки лет, поэтому методики надежно отработаны. Чаще всего используют аспирационную биопсию и трепанобиопсию костного мозга.

Аспирационная биопсия костного мозга

Данная процедура нужна для того, чтобы получить на анализ капельку костного мозга. Эта капелька позволяет быстро и точно понять, что происходит с кроветворением, почему что-то пошло не так, есть ли в костном мозге «вредные» клетки и какие они. Сразу же скажем, что при этом и при других анализах, количество костного мозга очень быстро восстанавливается и организм не терпит никакого урона.

Аспирационную биопсию выполняют так. Врач вместе с пациентом решают, из грудины или со спины брать костный мозг. Если выбирают первый вариант, то протирают спиртом кожу над верхней третью грудины, обезболивают новокаином мягкие ткани и специальной иглой и шприцем берут 0,5 миллилитра костного мозга. Если выбирают второй вариант, то на границе ягодичной и поясничной области, отступив от позвоночника в сторону на 10 см, обрабатывают кожу спиртом и обезболивают мягкие ткани. Затем также специальной иглой берут полмиллилитра костного мозга на анализ. Вся процедура от момента протирания кожи спиртом до окончания в опытных руках занимает времени меньше минуты. Как до, так и после нее можно сразу есть, пить, мыться, словом, заниматься повседневными делами.

Получение капельки костного мозга позволяет провести:

• исследование клеточного состава;
  • исследование генов и хромосом опухолевых и стволовых клеток;
  • проточную цитометрию клеток;
  • молекулярно-генетические исследования.
Трепанобиопсия костного мозга

На врачебном языке словом «биопсия» называют взятие жидкой части или кусочка любого органа для исследования, а «трепанобиопсией костного мозга» называется взятие тонкого столбика кости с мозгом внутри для комплексного анализа кроветворных клеток, их взаимодействия с окружающими клетками, изменений структуры кости. Трепанобиопсия костного мозга позволяет обнаружить опухолевые клетки, а также увидеть характерные черты различных заболеваний. Это исследование применяют для того, чтобы уточнить степень заболевания, а иногда только этот анализ позволяет правильно поставить диагноз.

В обычной врачебной работе трепанобиопсию костного мозга делают очень редко, и мало кто знает, что это такое. Именно поэтому кратко опишем, как она делается. Сразу скажем, что во время забора анализа любое прикосновение к любым нервам, позвонкам, спинному мозгу полностью отсутствует. Процедура достаточно простая и может проходить амбулаторно, но делает ее обязательно врач. Пациент может сидеть или лежать в зависимости от своего желания и навыков доктора.

Укажем точки на теле, откуда берут материал. На границе ягодичной и поясничной области, отступив 10 см от позвоночника в сторону, врач находит места, где очень близко к поверхности кожи подходят самые массивные кости человека – подвздошные кости таза. Врач протирает спиртом кожу, тонкой иглой обезболивает мягкие ткани и специальной иглой берет материал. Вся процедура от момента протирания кожи спиртом до получения маленького столбика костной ткани (длиной один-два см) в опытных руках занимает три-четыре минуты. Как до, так и после нее можно сразу есть, пить, мыться, одним словом, заниматься повседневными делами. На месте взятой кости быстро вырастает новая костная ткань. Полученный материал отправляют на гистологическое исследование. При необходимости выполняют углубленное иммуногистохимическое исследование.

Лабораторий, в которых могут квалифицированно проанализировать полученный материал, в городе мало. Кроме того, сама методика анализа очень трудоемкая, поэтому подготовка ответа занимает не менее двух недель.

Исследование клеточного состава (миелограмма)

Капелька костного мозга аккуратно распределяется по стеклышку, окрашивается специальными красками и отправляется в лабораторию. Как правило, микроскопический анализ и написание заключения занимает 1-2 дня. Этот метод относится к одному из самых технически простых, однако специалистов-цитологов, способных правильно оценить то, что видно под микроскопом, в городе очень мало.

Цитогенетическое исследование

Цитогенетическое исследование выявляет болезнь на уровне хромосом.

В школе на уроках биологии мы изучали, что вся информация о человеке зашифрована природой в его генах. Эти гены собраны в особые цепочки, которые спрятаны в ядре клетки. Цепочки генов называются «хромосомами». Цитогенетический анализ хромосом можно провести в момент деления клетки. Анализ возможен только у активно делящихся клеток – стволовых и опухолевых. При некоторых болезнях возникают типичные поломки хромосом, которые можно увидеть в микроскоп, и обнаружение их имеет ключевое значение для диагноза, лечения и предсказания результатов лечения. Для анализа берут около двух миллилитров костного мозга. Цитогенетическое исследование – это очень сложное, трудоемкое дело, которое требует дорогого оборудования, дорогих специальных химических и биологических веществ (реактивов), труда высококвалифицированных лаборантов и врача-цитогенетика. Выполнение такого исследования возможно только в некоторых специализированных больницах и научных центрах. Анализ и написание заключения занимает около 3-4 дней.

Молекулярно-генетические методы исследования (ПЦР и FISH)

Как уже говорилось, в организме человека, как и во всяком живом существе, вся информация зашифрована в генах. У всех людей есть похожие гены (например, те, которые указывают, что у нас одна голова и четыре конечности) и есть непохожие, уникальные (например, те, которые указывают на цвет глаз, оттенок кожи, голос). Для некоторых болезней найдены типичные изменения (мутации) генов, которые вызывают, «запускают» болезнь, и типичные сопровождающие болезнь изменения генов. Чтобы их найти и назначить нужное лечение требуется один-два миллилитра костного мозга больного человека. В некоторых случаях достаточно и крови.

Ученые создали специальные реактивы – белки-ферменты, которые сами находят в исследуемой жидкости нужный ген и делают множество его копий, которые легко обнаружить. Этот метод называется полимеразная цепная реакция (ПЦР). С помощью ПЦР можно обнаружить любой ген – и опухолевый и инфекционный, даже если в организме больного организма опухолевые клетки присутствует в ничтожно малых количествах. Метод очень точен, прост в использовании, но тоже требует чрезвычайно дорогостоящего оснащения (оборудования, реактивов) и труда специалистов. Ответ выдается через 1-2 дня после постановки анализа.

Некоторые гены очень тяжело выявить полимеразной цепной реакцией, тогда на помощь приходит FISH-метод. При FISH-методе используют уже сделанные на заводе светящиеся крупные молекулы настроенные на те гены, которые необходимо обнаружить. Эти молекулы смешивают с кровью пациента, а потом врач лабораторной диагностики по характеру свечения определяет результат. Метод очень точен, однако имеет свои сложности в применении и требует чрезвычайно дорогостоящего оснащения (оборудования, реактивов) и труда высококлассных специалистов. Ответ выдается через 1-2 дня после постановки анализа.

Проточная цитометрия

Чтобы лучше понять этот метод, сравним клетку с плодом киви. Поверхность клетки очень похожа на волосистую кожицу этого фрукта. Волоски клетки – это молекулы-рецепторы, которыми клетки «переговариваются» между собой. По набору этих молекул-волосков можно из многих клеток точно выделять похожие, подобно тому, как по форме одежды можно определить род занятий человека. Опухоль – это множество абсолютно одинаковых клеток, с одним и тем же набором волосков-рецепторов, похожих друг на друга, как солдаты вражеской армии своими мундирами. Используя специальные краски, можно выделить группу одинаковых клеток и с точностью сказать, какая это опухоль, а значит, правильно выбрать лечение и предвидеть его результат.

Как же делается проточная цитометрия? Представим, что можно аккуратно кисточкой покрасить каждый волосок плода киви в свой цвет. Задача фантастически сложная. Тем не менее, с этой задачей справляются врачи-цитометристы, аппараты которых могут в автоматическом режиме за несколько минут покрасить и оценить десятки поверхностных молекул на сотнях тысяч клеток, найти и обозначить больные клетки. При этом метод позволяет исследовать любые клетки в любой жидкости: кровь, костный мозг, плевральную жидкость и т.д. Проточная цитометрия незаменима в диагностике лейкозов и многих других болезней крови, когда необходимо быстро и точно поставить диагноз.

Проточная цитометрия –это очень сложное дело, которое требует дорогого оснащения, труда очень квалифицированного специалиста. Выполняют этот анализ только в некоторых больницах. Несомненный плюс данной методики в том, что можно исследовать любой жидкий материал, что она быстрая и высочайше точная. Анализ и написание заключения занимает 1-2 дня, но сложные случаи могут потребовать больше времени.

Гистологическое исследование

При гистологическом исследовании врач-патологоанатом изучает материал на клеточном уровне. Для этого взятый при биопсии кусочек органа или ткани специальным образом обрабатывают, делают тончайшие срезы и смотрят под микроскопом. При многих заболеваниях имеются типичные изменения в тех или иных органах, поэтому иногда достаточно только гистологического анализа, чтобы точно поставить диагноз. Если же врач обнаруживает изменения, похожие на опухолевые, то для более точного диагноза необходимо дополнительное проведение иммуногистохимического исследования.

С помощью гистологического исследования костного мозга можно ответить на многие вопросы. Например, при необъяснимом уменьшении количества каких-то клеток крови (тромбоцитов, лейкоцитов, эритроцитов) это единственный метод, который позволяет с вероятностью 100% исключить поражение костного мозга лимфомой или другим опухолевым процессом. Этот метод позволяет выяснить, правильно ли происходит кроветворение или есть в нем какие-либо нарушения. Гистологическое исследование незаменимо для выявления поражения костного мозга, например, метастазами, болезнями крови, инфекцией. В связи с длительной лабораторной обработкой материала для анализа время до выдачи результата составляет не менее двух недель.

Иммуногистохимическое исследование

Суть данного метода в целом близка методу проточной цитометрии. С помощью специальных красок и приборов окрашиваются молекулы на поверхности клеток, и врач-патологоанатом изучает результат. Различия состоят в том, что в данной ситуации исследуют не жидкую часть, а твердые кусочки тканей и органов, взятые при биопсии. Этот метод тоже высокотехнологичен, дорогостоящ и требует работы специалиста высокого класса. Немногие лечебные центры способны качественно выполнять данное исследование.

Исследование костного мозга

Костный мозг – это важный субстрат в организме, его исследование особенно важно в онкологической практике. В тканях находятся стволовые клетки, которые продуцируют кровяные тельца и не только их.

В костном мозге рождаются эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, а также другие клетки. Если в данном процессе имеются нарушения, то возникают разные заболевания крови.

Также, одной из важных особенностей костного мозга является его «чувствительность» к злокачественным опухолям и снижению иммунной защиты организма.

Поэтому, проведя обследование, можно своевременно диагностировать заболевание и начать терапию.

Показания

Исследование костного мозга в МЦ «ВЫМПЕЛ-МЕДЦЕНТР» проводят в следующих случаях:

• Лейкемия.
  • Лимфома.
  • Тромбопатия.
  • Анемия.
  • Миелома.
  • Онкологические заболевания и саркомы.
  • Эритропатия.
  • Сниженный иммунитет.
  • После проведения курса химиотерапии или другого лечения онкологических заболеваний.
  • Контроль состояния больного после пересадки органов или костного мозга.

Такие исследования проводят уже несколько десятков лет. Гематологи, биологи, иммунологи и специалисты-генетики разрабатывают все новые и информативные способы, которые позволяют обнаружить заболевания на ранних этапах и узнать природу патологии с высокой точностью.

Основные методики исследования костного мозга

1. Иммуноцитохимическая методика – это обнаружение раковых антигенов при помощи моноклональных антител.
  2. Методика использования тканевых культур заключается в посеве клеток на определенные среды, где не происходит размножения здоровых клеток, патогенные клетки, наоборот, активно размножаются.
  3. Методика цепной реакции позволяет определить измененные гены, приводящие к размножению опухолевых клеток.
  4. Методика проточной цитометрии, при которой применяются специальные красители, обнаруживающие присутствие в костном мозге опухолевых клеток.

Проведение биопсии

Методом исследования костного мозга МЦ «ВЫМПЕЛ-МЕДЦЕНТР» считается также пункция. Она проводится методом прокола губчатого вещества костной ткани специально предназначенной для этого иглой. Врач извлекает через нее материал и направляет в лабораторию на исследование.

Часто используется грудинная кость, как наиболее безопасное место для проведения биопсии. Помимо грудинной кости пункция может забираться из подвздошной кости или остистых отростков позвонков. Для проведения пункции применяют, в основном, местную анестезию; для детей может быть использован общий наркоз, а наилучшим местом для биопсии считается верхняя треть голени.

Помимо забора материала костного мозга проводится также биопсия плотных тканей, где также есть стромальные и костные ткани.

Биопсия костного мозга

Один из способов исследования костного мозга, который проводится путем прокола передней стенки грудины.

Биопсия костного мозга

Биопсия костного мозга – самый показательный и точный способ исследования и оценки ступени развития многих серьезных болезней, таких как лейкоз и другие патологии системы кроветворения. В Челябинске это обследование можно пройти в клинике «ЭВИМЕД».

Цель исследования

Биопсия костного мозга позволяет быстро и точно выявить наличие дегенеративных и злокачественных изменений кроветворной системы. Это миниинвазивная манипуляция, заключающаяся в заборе небольшого количества костных тканей, с помощью прокола передней стенки грудины. Далее полученный образец отправляется в лабораторию для проведения микроскопического и гистологического исследования, а также ряда других тестов (генетические, иммунологические анализы и т.д.).

Показания и противопоказания

Показанием взятию тканей костного мозга на исследование, являются:

• изменения показателей лейкоцитов, эритроцитов и т.д., свидетельствующие о наличии нарушений костномозгового кроветворения;
  • подозрение на дегенеративные процессы костного мозга;
  • диагностирование железодефицитных анемий;
  • выявление онкогематологических патологий – лимфома, лейкоз, множественная миелома и т.д.;
  • диагностика стадии и степени лейкоза;
  • исследование не проводят пациентам с нарушением свертываемости крови во избежание развития кровотечений.

Подготовка к биопсии

Забор костномозговых тканей проводят амбулаторно, в стерильных условиях операционной. Перед процедурой необходимо сдать анализ крови, никакой другой подготовки не потребуется.

Как проводится процедура

Биопсия костного мозга в Челябинске в клинике «ЭВИМЕД» проводится с применением местной анестезии, поэтому процедура является совершенно безболезненной. Пункцию выполняют в области грудины или подвздошной кости. Онкогематолог специальной иглой, аккуратно сделает прокол, а затем вакуумным шприцем отберет немного костномозговой ткани. Место прокола закрывается стерильной повязкой, а биоптат помещается на предметное стекло и отправляется в лабораторию на исследование. Продолжительность манипуляции около 20 -25 минут.

Период реабилитации

Во избежание развития осложнений, после манипуляции необходимо соблюдать ряд рекомендаций:

• не трогать стерильную повязку 24 часа;
  • исключить душ и ванну;
  • минимизировать физ.нагрузки 2-3 дня.

Если применялся седативный препарат, в течение суток следует воздержаться от вождения автомобиля.

Преимущества обращения в «ЭВИМЕД»

Онкогематологи клиники «ЭВИМЕД» в Челябинске обладают многолетним опытом в диагностике болезней кроветворной системы, включая все виды рака крови, а также редкие генетические и наследственные патологии кроветворения. Высокий профессионализм врачей, мощная диагностическая база и применение самых прогрессивных методов лабораторных исследований, позволяют сократить время получения результатов анализа и быстро поставить верный диагноз.

Анализ костного мозга (гистологический, цитологический, иммуногистохимический)

Костный мозг – это особое вещество, в котором происходит формирование и созревание клеток крови: эритроцитов, тромбоцитов и различных видов лейкоцитов. Этот процесс называется иммунопоэз и гемопоэз. Нарушения на том или ином уровне кроветворения приводят к формированию неполноценных клеток, которые не могут выполнять свои задачи. Они нередко накапливаются в крови, лимфатических узлах, селезенке и других органах, становясь причиной их увеличения. Эти процессы лежат в основе развития гематологических заболеваний: лейкозов, лимфом и т.п. Исследование небольшого образца костного мозга дает возможность точно диагностировать проблему, оценить ее вид, степень и стадию, а также подобрать максимально эффективное лечение.

В лабораториях медицинских центров «СМ-Клиника» в Москве Вы можете сдать анализ пунктата красного костного мозга для выявления онкологии и получить подробное заключение. В дальнейшем эти сведения должны быть интерпретированы опытным гематологом, который поможет определиться с тактикой дальнейших действий.

Синонимы

Исследование клеточного состава костного мозга, гистология костного мозга, цитология костногомозга, миелограма, ИГХ, иммуногистохимия, иммуногистохимический анализ, Bone marrow by Manual count, Immunohistochemistry, IHС, immunohistochemical analysis.

Показания к назначению анализа

Чаще всего пункция красного костного мозга с последующим исследованием проводится при получении сомнительных результатов общего анализа крови, которые могут говорить о развитии онкологии (рака). Это может быть подозрение на лимфому, лейкоз, миеломную болезнь и ряд других патологий. Поводом к назначению исследования могут также стать следующие симптомы:

• увеличение лимфатических узлов;
  • длительное повышение температуры;
  • ночная потливость;
  • слабость;
  • анемия, бледность кожи;
  • избыточная кровоточивость слизистых, склонность к образованию синяков, точечные кровоизлияния под кожей;
  • увеличение селезенки.

Описание исследования

Анализ костного мозга проводится несколькими способами:

• цитологическое исследование: изучение отпечатка образца под микроскопом после предварительного окрашивания; позволяет определить внешний вид клеток, количество нормальных и измененных клеток, наличие патологических скоплений;
  • гистологическое исследование: микроскопия образца для оценки его строения;
  • иммуногистохимическое исследование: образец ткани обрабатывается предварительно помеченными антителами, которые затем связываются с антигенами на поверхности исследуемых клеток; в результате происходит окрашивание отдельных структур, которое позволяет сделать вывод о наличии и концентрации различных типов клеток.

Взятие образца красного костного мозга для проведения анализов осуществляется путем трепанобиопсии. При этом производится прокол крыла подвздошной кости под местным обезболиванием. Процедура проводится в амбулаторном режиме, пациент отправляется домой через 2-3 часа.

Подготовка

Специальная подготовка к забору красного костного мозга на анализ не требуется.

Расшифровка результатов

Результат исследования выдается в виде текстового заключения с таблицей, куда вносятся сведения о наличии или отсутствии клеток различного типа и их количестве. При обнаружении патологических образований они также подробно описываются. Интерпретацией результатов занимается онколог. Он может сделать выводы о наличии или отсутствии заболевания, его стадии.

Дополнительные исследования при отклонении от нормы

Дополнительные тесты зависят от результата анализа. Это может быть общий анализ крови, коагулограмма, пробы на онкомаркеры, вирусные гепатиты, иммунограмма и другие пробы. Также назначаются УЗИ лимфоузлов и селезенки, их биопсия, ПЭТ-КТ, консультации узких специалистов.

Чтобы уточнить цены на анализы костного мозга в лабораториях «СМ-Клиника» в Москве, а также стоимость других исследований, звоните по телефону или заходите на наш сайт. Здесь же Вы можете записаться на прием к специалисту.

Аспирация и биопсия костного мозга

Эта информация разъясняет, чего стоит ожидать до, во время и после процедуры аспирации и биопсии костного мозга.

Информация о костном мозге

Костный мозг находится внутри костей. Он состоит из густой жидкости и твердых частиц (мягкой губчатой ткани). В костном мозге содержится много стволовых клеток. Стволовые клетки — это незрелые клетки, из которых формируются все клетки крови в организме. Сюда относятся:

• белые кровяные клетки, которые помогают организму бороться с инфекциями и другими болезнями;
  • красные кровяные клетки, которые несут кислород из легких в остальные части организма;
  • тромбоциты, которые помогают останавливать кровотечения и способствуют заживлению ран.

Медицинскому сотруднику может понадобиться взять у вас образец костного мозга, чтобы проверить:

• количество клеток крови и нормально ли они растут;
  • наличие раковых клеток или рубцовой ткани в костном мозге;
  • влияет ли лечение рака на костный мозг;
  • результаты аллогенной трансплантации стволовых клеток — процедуры замены ненормальных стволовых клеток здоровыми стволовыми клетками, взятыми у донора.

Некоторые пациенты центра MSK дают разрешение (согласие) на свое участие в исследовании. Если вы дадите разрешение, во время этой процедуры у вас также могут взять образец костного мозга для исследования.

О процедуре

Медицинский сотрудник может взять у вас образец костного мозга 2 разными способами. Один способ называется аспирацией костного мозга. Другой способ называется биопсией костного мозга. Ваш медицинский сотрудник может использовать во время процедуры один способ или оба способа. Ваш медицинский сотрудник решит какой способ использовать.

• Во время аспирации костного мозга ваш медицинский сотрудник введет вам в кость тонкую иглу. С помощью иглы будет взят образец жидкости костного мозга.
  • Во время биопсии костного мозга медицинский сотрудник введет вам в кость чуть более толстую иглу. С помощью иглы будет взят небольшой образец ткани костного мозга.

Если будут использоваться оба способа, аспирацию обычно делают первой. Аспирация и биопсия вместе занимают около 30 минут. Ваш медицинский сотрудник предоставит вам дополнительные сведения о процедуре, которая вам предстоит.

До процедуры

Сообщите вашему медицинскому сотруднику, если у вас есть какие-либо проблемы со свертыванием крови или аллергия на следующее:

• chlorhexidine (жидкость, которая наносится на кожу и убивает бактерии и другие микроорганизмы);
  • местные анестетики, например lidocaine (местные анестетики — это лекарства, которые вызывают онемение кожи или небольшой области на теле);
  • успокоительные средства, если они будут применяться во время процедуры (успокоительное средство — это лекарство, которое поможет вам расслабиться и вызовет сонливость);
  • латекс;
  • клейкие материалы (например, пластырь или клей).

Задайте вопросы о принимаемых вами лекарствах

До процедуры вам может потребоваться прекратить прием некоторых лекарств. Обсудите с медицинским сотрудником, прием каких лекарств вам можно прекратить. Ниже приведено несколько распространенных примеров.

Антикоагулянты (лекарства, разжижающие кровь)

Если вы принимаете антикоагулянты, сообщите об этом вашему медицинскому сотруднику перед процедурой. Спросите, нужно ли вам прекратить прием антикоагулянтов и на какой срок. Антикоагулянты — это лекарства, влияющие на свертываемость крови.

Примеры лекарств, разжижающих кровь:

• Apixaban (Eliquis ® )
  • Aspirin
  • Celecoxib (Celebrex ® )
  • Cilostazol (Pletal ® )
  • Clopidogrel (Plavix ® )
  • Dabigatran (Pradaxa ® )
  • Dalteparin (Fragmin ® )
  • Dipyridamole (Persantine ® )
  • Edoxaban (Savaysa ® )
  • Enoxaparin (Lovenox ® )
  • Fondaparinux (Arixtra ® )
  • Heparin (подкожное введение)
  • Meloxicam (Mobic ® )
  • нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП), такие как ibuprofen (Advil ® , Motrin ® ) и naproxen (Aleve ® )
  • Pentoxifylline (Trental ® )
  • Prasugrel (Effient ® )
  • Rivaroxaban (Xarelto ® )
  • Sulfasalazine (Azulfidine ® , Sulfazine ® )
  • Ticagrelor (Brilinta ® )
  • Tinzaparin (Innohep ® )
  • Warfarin (Jantoven ® , Coumadin ® )

Не прекращайте прием лекарств, разжижающих кровь, не поговорив с сотрудником вашей медицинской бригады.

Ознакомьтесь с материалом Распространенные лекарства, содержащие aspirin, и другие нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП) или витамин Е. В нем приводится важная информация о лекарствах, прием которых следует прекратить до процедуры, а также указывается, какими лекарствами их можно заменить.

Во время процедуры

Образец костного мозга обычно берут из задней части одной из бедренных костей. Для процедуры вы ляжете на живот или на бок. В некоторых особых случаях образец могут брать из грудины (грудинной кости) или передней части одной из бедренных костей. В этом случае во время процедуры вы будете лежать на спине.

В зависимости от типа рака процедура может проводиться на обеих бедренных костях в один день. В этом случае ваш медицинский сотрудник обсудит это с вами перед процедурой.

Аспирация костного мозга

1. Ваш медицинский сотрудник продезинфицирует небольшой участок кожи с помощью chlorhexidine. Эта жидкость для дезинфекции уничтожит все микроорганизмы и бактерии на вашей коже.
  2. Затем ваш медицинский сотрудник введет в эту область местную анестезию (например, Novocain ® или lidocaine), чтобы вызвать онемение. Во время инъекции (укола) вы можете почувствовать небольшое жжение. Обычно это проходит через несколько секунд.
  3. Затем ваш медицинский сотрудник использует небольшую иглу, чтобы ввести дополнительную анестезию глубже под кожу и на поверхность кости.
  4. Когда анестезия начнет действовать, ваш медицинский сотрудник введет иглу большего размера через кость в костный мозг. Вы почувствуете давление во время введения иглы. Если вы почувствуете боль где-либо, сообщите об этом медицинскому сотруднику, выполняющему процедуру. При необходимости вам могут ввести дополнительную анестезию.
  5. После введения иглы медицинский сотрудник извлечет небольшое количество жидкого костного мозга через иглу. Эта жидкость называется аспиратом, а способ ее забора — аспирацией. У вас могут взять несколько образцов. Во время аспирации у вас может появиться тянущее ощущение, которое смещается вниз по ноге. Во время забора аспирата вы также можете испытывать болезненные ощущения. Обычно это проходит через несколько секунд. Анестезия не поможет устранить эту боль. Если эта боль не пройдет, сообщите об этом медицинскому сотруднику, выполняющему процедуру. Скорость забора аспирата могут уменьшить, что поможет облегчить боль.

Биопсия костного мозга

Биопсия костного мозга выполняется из той же области. Ваш медицинский сотрудник будет использовать для этой процедуры другую иглу. Образец ткани костного мозга будет взят для проведения биопсии. В ходе процедуры вы можете почувствовать более сильное давление в бедре или ноге. У вас также может появиться ощущение скручивания во время введения и извлечения иглы.

После процедуры