Лабиринтный тракт. Что такое лабиринтный тракт?

Обновлено: 19.04.2024

Опора предназначена для газотурбинных двигателей (ГТД), в том числе наземного применения, и позволяет повысить надежность работы опоры ГТД путем исключения попадания частиц масла в газотурбинный тракт двигателя. Опора выполнена с подшипником, закрепленным на корпусе двигателя, и с масляной полостью вокруг подшипника. В лабиринтном уплотнении, отделяющем масляную полость опоры от воздушной полости двигателя, выполнена промежуточная воздушно-масляная полость, соединенная на входе через щель с масляной полостью и через лабиринтное уплотнение с воздушной полостью, а на выходе через канал в нижней части статорного фланца лабиринтного уплотнения - с масляной полостью, при этом промежуточная воздушно-масляная полость образована Л-образным выступом статорного фланца, конический козырек выступа выполнен под острым углом к оси опоры и образует с первым от подшипника гребешком лабиринта радиальное перекрытие величиной Δ=0-10 мм, причем первый гребешок является зеркальным по отношению к остальным гребешкам лабиринта. Такое выполнение опоры позволит повысить надежность работы опоры ГТД путем исключения попадания частиц масла в газовоздушный тракт двигателя. 2 ил.

Опора газотурбинного двигателя с подшипником, закрепленным на корпусе двигателя, и с масляной полостью вокруг подшипника, отличающаяся тем, что в лабиринтном уплотнении, отделяющем масляную полость опоры от воздушной полости двигателя, выполнена промежуточная воздушно-масляная полость, соединенная на входе через щель с масляной полостью и через лабиринтное уплотнение с воздушной полостью, а на выходе через канал в нижней части статорного фланца лабиринтного уплотнения - с масляной полостью, при этом промежуточная воздушно-масляная полость образована Л-образным выступом статорного фланца, конический козырек выступа выполнен под острым углом к оси опоры и образует с первым от подшипника гребешком лабиринта радиальное перекрытие величиной Δ= 0-10 мм, причем первый гребешок является зеркальным по отношению к остальным гребешкам лабиринта.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям, в том числе и наземного применения.

Известна опора ГТД, в которой для уплотнения масляной полости используются металлические кольца, установленные на роторе и работающие по ответному статорному фланцу [1].

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность, так как металлические кольца могут надежно работать только при низких окружных скоростях.

Наиболее близкой к заявляемой является опора ГТД, в которой для уплотнения масляной полости используются контактные уплотнения в виде графитовых колец [2]
Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность и ресурс, так как контактные графитовые кольца в процессе работы изнашиваются, а после их износа масло начинает поступать в газовоздушный тракт двигателя.

Газотурбинные двигатели наземного применения, выполненные из авиационных двигателей путем их конверсии, должны иметь повышенный ресурс, и поэтому опоры таких двигателей выполняются с лабиринтными уплотнениями масляных полостей, причем для исключения вытекания масла лабиринтные уплотнения наддуваются охлаждающим воздухом из-за промежуточной ступени компрессора с большим давлением, чем давление воздуха в масляной полости.

Однако на переходных режимах работы двигателя, например при запуске двигателя или при сбросе газа, давление охлаждающего воздуха из-за промежуточной ступени компрессора резко падает, а масло через жиклеры для смазки подшипника подается в полном объеме, так как ротор двигателя вращается. При этом возможно попадание масла в воздушные полости двигателя, а также в его газовоздушный тракт.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности работы опоры ГТД путем исключения попадания частиц масла в газовоздушный тракт двигателя.

Сущность технического решения заключается в том, что в опоре газотурбинного двигателя с подшипником, закрепленным на корпусе двигателя, и с масляной полостью вокруг подшипника, согласно изобретению в лабиринтном уплотнении, отделяющем масляную полость опоры от воздушной полости двигателя, выполнена промежуточная воздушно-масляная полость, соединенная на входе через щель с масляной полостью и через лабиринтное уплотнение с воздушной полостью, а на выходе через канал в нижней части статорного фланца лабиринтного уплотнения - с масляной полостью, при этом промежуточная воздушно-масляная полость образована Л-образным выступом статорного фланца, конический козырек выступа выполнен под острым углом к оси опоры и образует с первым от подшипника гребешком лабиринта радиальное перекрытие величиной Δ= 0. . 10 мм, причем первый гребешок является зеркальным по отношению к остальным гребешкам лабиринта.

Выполнение промежуточной воздушно-масляной полости в лабиринтном уплотнении, образованной Л-образным выступом статорного кольца, позволяет исключить попадание масла в газовоздушный тракт двигателя на переходных режимах его работы.

Выполнение конического козырька выступа под острым углом к оси опоры и образование с первым от подшипника гребешком лабиринта радиального перекрытия величиной Δ =0. 10 мм позволяет исключить "прострел" масляной струи из жиклера через лабиринтное уплотнение на всех режимах работы двигателя, что повышает надежность опоры и двигателя в целом.

Выполнение первого от подшипника гребешка зеркальным по отношению к остальным гребешкам лабиринта предотвращает попадание масла в воздушную полость.

На фиг.1 изображен продольный разрез опоры ГТД.

На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Опора 1 газотурбинного двигателя состоит из корпуса 2, на котором через упругие элементы 3 и 4 с помощью гайки 5 закреплено наружное кольцо 6 подшипника 7. Внутреннее кольцо 8 подшипника 7 вместе с лабиринтом 9 закреплено на валу 10 с помощью гайки 11. Масло на поверхность 12 кольца 8 подается через жиклер 13, который выполнен за одно целое с упругим элементом 4. Масляная полость 14 отделена от воздушной полости 15 с помощью фланца 16, на цилиндрической части 17 которого для улучшения прирабатываемости гребешков 18 лабиринта 9 по поверхности D выполнено мягкое покрытие 19. Со стороны подшипника 7 на цилиндрической части 17 фланца 16 выполнен Л-образный кольцевой выступ 20, который вместе с лабиринтом 9 образует промежуточную воздушно-масляную полость 21. В нижней части выступа 20 для слива масла выполнен паз 22. Конический козырек 23 выступа 20 выполнен под острым углом к оси опоры ГТД и с перекрытием Δ=0. 10 мм в радиальном направлении по отношению к первому гребешку 24 лабиринта 9. Лабиринт 9 лабиринтного уплотнения 25 выполнен с лабиринтными гребешками 18 в виде радиальных кольцевых ребер 26 с плоской поверхностью 27 со стороны воздушной полости 15 и с конической поверхностью 28 со стороны уплотняемой масляной полости 14 для уменьшения площади поверхности 29 на вершине гребешка 18, эффективность воздушного лабиринтного уплотнения 25 при этом максимальна, а износ гребешков минимален. При этом первый от подшипника 7 лабиринтный гребешок 24 лабиринта 9 выполнен зеркальным по отношению к гребешкам 18. По наружному диаметру гребешки 18 и 24 выполнены одинаковыми.

Работает устройство следующим образом. При работе двигателя на стационарном режиме охлаждающий воздух повышенного давления протекает в полости 15, охлаждая фланец 16, и при этом частично перетекает в масляную полость 14, чему препятствует лабиринтное уплотнение 25 с лабиринтными гребешками 18. Струя масла 30 из жиклера 13, смазывая беговую дорожку (поверхность 12) внутреннего кольца 8 подшипника 7, разбивается на отдельные капли 31 и отбрасывается в масляную полость 14 с помощью конического козырька 23 и далее идет на слив (не показано).

Однако некоторые частицы масла, особенно на переходных режимах, когда противодавление охлаждающего воздуха в полости 15 мало, поступают в щель 32, попадают на плоскую поверхность 27 зеркального гребешка 24 и центробежными силами сбрасываются в кольцевую масляно-воздушную полость 21, откуда через паз 22 в нижней части Л-образного выступа 20 сливаются в масляную полость 14.

Таким образом, предотвращается попадание масла 31 в воздушную полость 15 и далее - в газовоздушные полости двигателя (не показано). Так как лабиринтные гребешки 24 и 18 выполнены одного наружного диаметра, то в случае взаимной осевой сдвижки ротора и статора (например, при сбросе газа) гребешок 24 не врежется во фланец лабиринта 17, а будет работать как обычный гребешок 18. Надежности работы данного устройства также способствует радиальное перекрытие конического козырька 23 и гребешка 24 на величину Δ=0. 10 мм, исключающее "прострел" струи масла. При Δ10 растет диаметр D лабиринтного уплотнения 25 и возрастают утечки охлаждающего воздуха из полости 15 в масляную полость 14.

Источники информации
1. C. A. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных ГТД. М.: Машиностроение, 1989, с. 204, рис. 4.51.

Лабиринтный тракт. Что такое лабиринтный тракт?

Лабиринтный тракт. Что такое лабиринтный тракт?

На всем протяжении лабиринт окружен воздушными клетками, из которых формируются верхние и нижние перилабириитные пути. Клетки лабиринтного тракта особенно хорошо развиты в сосцевидных отростках пневматического типа.

В свое время L. Girard (1939) подробно описал внатомию и классифицировал клетки лабиринтного путей. По его мнению, лабиринтный тракт состоит из верхнего и нижнего лабиринтного путей. Верхний лабиринтный тракт располагается над передним полукружным каналом и проходит кпереди и сверху от структур преддверия и улитки, и в ряде случаев его отдельные клетки достигают верхушки пирамиды.

Нижний лабиринтный тракт составляет основу всех перилабиринтных путей и отличается богатым разнообразием расположения клеток. Это основной путь, который начинается из гипотимпанума и доходит до верхушки пирамиды височной кости. Тракт пролегает под нижней поверхностью структур улитки, преддверия и направляется к ампулярнои ножке заднего полукружного канала.

Верхний лабиринтный тракт включает: надкаменистый путь, верхний ретролабиринтный и транслабиринтный путь. Транслабиринтный путь - это клетки, окружающие передний и наружный полукружные каналы. Некоторые авторы относят транслабиринтный путь к среднему лабиринтному тракту.

лабиринтный тракт

-- кликните по картинке для увеличения --

Нижний лабиринтный тракт делится на несколько путей — сублабиринтный, прекохлеарный, субкохлеарный, субвестибулярный н нижний ретролабиринтный пути.

Сублабиринтный тракт имеет несколько вариантов расположения. Он может проходить: а) спереди от канала внутренней сонной артерии и позади луковицы внутренней яремной вены к верхушке пирамиды; 6) под лабиринтом, достигая верхушки пирамиды, и даже выходить на нижнюю поверхность височной кости; в) клетки могут располагаться над каротидным каналом и спускаться под водопровод улитки к внутреннему слуховому проходу, заканчиваясь в области верхушки пирамиды.

Прекохлеарный тракт пролегает спереди от канала внутренней сонной артерии под промонториум к улитке.

Субкохлеарный тракт проходит между куполом яремной вены и каротидным каналом, под нижнюю поверхность костной капсулы улитки, достигая верхушки пирамиды. Субвестибулярный тракт направляется кпереди от каротидного канала и позади купола яремной вены к верхушке пирамиды, он открывается под внутренним слуховым проходом.

Нижний ретролабиринтный тракт может следовать: а) за задним полукружным каналом и ниже водопровода преддверия; б) позади купола яремной вены к мастоидальному отделу канала лицевого нерва и глубже, в затылочно-югулярный регион.

В наших исследованиях установлено, что высота купола внутренней яремной вены влияет не только на характер пневматизации клеток сосцевидного отростка, но и на степень развития перилабиринтных клеток.

Данные литературы также подтверждают, что при высоком куполе яремной вены преимущественно развиты отдельные клетки верхнего лабиринтного тракта. При низком куполе — лабиринтные пути широкие, и особенно пневматизированы клетки нижнего лабиринтного тракта, которые свободно достигают верхушки пирамиды.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Лабиринтные осложнения

Этиология, патогенез. Осложнения, связанные с распространением гнойной инфекции на ушной лабиринт, т.е. на внутреннее ухо, могут возникать как при остром, так и при хроническом гнойном воспалении среднего уха, особенно при обострениях. При остром воспалении и обострении хронического мезотимпанита лабиринтные осложнения чаще всего возникают в результате распространения болезнетворного агента через лабиринтные окна - через овальное или через круглое. Это обусловлено тем, что в окнах имеются не сплошные костные стенки, а мембранозные образования. Они закрывают круглое окно полностью в виде вторичной барабанной перепонки, а овальное окно частично в виде кольцевидной связки, которая соединяет основание стремени с краями. Кроме того, лабиринтные окна со стороны барабанной полости расположены в углублениях, т.е. в нишах, где из-за разрастания грануляций или образований могут возникать отечные валики слизистой оболочки, что затрудняет процесс дренирования. При этих условиях инфекционное начало может повредить мембранозные образования, закрывающие окна.

Прямого прорыва гноя из среднего уха в лабиринт через окна, как правило, не бывает. Вначале возникает воспаление мембранозных образований; они становятся проницаемы для токсинов, что сопровождается интоксикацией внутреннего уха и явлениями серозного лабиринтита. Выпот не имеет гнойных элементов - он бывает светлым, прозрачным, в редких случаях в связи с небольшой примесью лимфоцитов чуть-чуть мутноватым. При задержке обратного развития из серозного экссудата может выделиться белковая часть, которая в виде преципитатов оседает на стенках внутреннего уха. Она может вызвать раздражение стенок, гранулирование и прорастание соединительной ткани. В результате этого отдельные участки внутреннего уха как в вестибулярном, так и кохлеарном отделах запустевают. Могут наблюдаться очаговые выпадения функции периферических рецепторов внутреннего уха. Подобный исход серозного лабиринтита встречается реже. Чаще всего (после ликвидации неблагополучия в барабанной полости) постепенно, а иногда довольно быстро, ликвидируются воспалительные коллатеральные изменения в ушном лабиринте. В конечном итоге при излечении больного от острого воспаления среднего уха клинически полностью восстанавливается функция прежде захваченного разлитым серозным воспалительным процессом лабиринта. Но если больного детально обследовать точными аудиометрическими и вестибулометрическими методами, то все-таки можно обнаружить очаговые выпадения функции периферических рецепторов лабиринта как кохлеарного, так и вестибулярного отделов.

Если не ликвидируются причины, вызывающие задержку отделяемого из области круглого и овального окна, то происходит нарастание воспалительных явлений. При этом увеличивается проницаемость мембран, закрывающих окна лабиринта, они разрыхляются внутри лабиринта, усиливается секреция, повышается внутрилабиринтное давление, под влиянием которого может наступить прорыв одной из мембран (чаще всего мембраны круглого окна, причем в направлении из лабиринта в барабанную полость). Открывается широкий доступ инфекции из барабанной полости в ушной лабиринт. Возникает картина разлитого гнойного лабиринтита.

Иной механизм возникновения лабиринтных осложнений имеет место при хронических гнойных воспалениях среднего уха, эпитимпаните и мезотимпаните с краевой перфорацией барабанной перепонки. Чаще всего лабиринтное осложнение в этих случаях обязано своим возникновением развитию холестеатомы. Омертвевающий эпидермис, новые порции которого постепенно добавляются в результате его врастания через перфорацию со стенок наружного слухового прохода, повышает компактность холестеатомы среднего уха, усиливает давление на окружающие стенки и атрофирует их. Сочетаясь с гнойным воспалением, подвергающаяся все более и более сильному механическому давлению кость в конечном итоге поражается остеомиелитическим процессом и начинает разрушаться. В некоторых случаях по ходу костных сосудистых каналов наблюдается врастание отдельных полосок эпидермиса в костные стенки, что способствует еще большему и более быстрому разрушению кости. В результате этого процесса, нарастающего с различными темпами, но протекающего значительно медленнее, чем при острых воспалениях, разрушаются наиболее подверженные давлению холестеатомы костные стенки лабиринта. В подавляющем большинстве случаев это бывает стенка ампулы наружного полукружного канала. Возникает фистула, т.е. свищ. Поскольку процесс протекает медленно, постольку со стороны эндооста (т.е. слоя, покрывающего кость изнутри, со стороны внутреннего уха) постепенно развиваются грануляции. Эти грануляции ограничивают участок поражения. Возникает картина не разлитого, а ограниченного лабиринтита, что более характерно при осложнении хронического гнойного воспаления среднего уха. Это два наиболее часто встречающихся механизма возникновения изменений во внутреннем ухе при наличии гнойных воспалений среднего уха.

Гнойное поражение ушного лабиринта иногда может быть травматическим, что наблюдается при недостаточно аккуратно проведенном хирургическом вмешательстве. При хронических гнойных средних отитах, осложненных фистулой лабиринта, под влиянием очередных обострений воспаления в ухе возникают обострения и в лабиринте. Ограниченное воспаление постепенно переходит в разлитое гнойное. Повторные вялопроте- кающие обострения вовлекают в процесс все большие участки лабиринта, возникает разлитой гнойный лабиринтит, который приобретает хроническое течение.

Таким образом выделяют следующие типы лабиринтита:

  • • острый разлитой (диффузный) серозный;
  • • острый разлитой (диффузный) гнойный;
  • • хронический ограниченный;
  • • хронический разлитой гнойный.

Клиническая картина. Даже при разлитых гнойных лаби- ринтитах не бывает повышения температуры и головных болей. Если в течение разлитого лабиринтита у больного отмечается подъем температуры или головная боль, то эти симптомы возникают за счет другого заболевания, но не за счет лабиринтита. Местная симптоматика, характерная для поражения лабиринта, проявляется выпадением или нарушением функции. Функции лабиринта две: акустическая и вестибулярная. Последняя является только одним из участников сложного комплекса различных органов и систем, которые обеспечивают состояние равновесия. Акустическая функция при лабиринтных поражениях в той или иной степени всегда страдает. При серозных лабиринтитах она на время выпадает, при гнойных - навсегда, при ограниченных лабиринтитах она лишь снижается. В симптоматике лабиринтных поражений акустическая функция играет небольшую роль.

Для головокружения, свойственного поражениям лабиринта, характерна вращательность ощущений. Вращательные головокружения называют системными. Для других заболеваний такая вращательность менее характерна. Больные в большей степени предъявляют неопределенные жалобы на ощущение потемнения в глазах, ощущение уплывания пола из-под ног и т.п.

Нистагм, т.е. ритмичное подергивание глазных яблок, характерен для лабиринтных поражений. Лабиринтный нистагм складывается из двух компонентов - быстрого и последующего медленного возвращения глазного яблока в исходное положение.

Нарушение статики обнаруживается при положении человека в позе Ромберга. Больной в позе Ромберга испытывает головокружение, пошатывается в сторону медленного компонента нистагма. Если в позе Ромберга менять положение головы больного, поворачивать ее в правую или в левую сторону, то направление нистагма по отношению к плоскости тела будет меняться.

Если исследовать походку больного по прямой с закрытыми глазами, то он отклонится в сторону, противоположную направлению нистагма.

Показательна указательная проба. При нарушении статики лабиринтного типа больной не попадает в пальцы врача. Он промахивается обеими руками в сторону, противоположную быстрому компоненту нистагма. Аналогичное наблюдается при выполнении пальце-носовой и коленно-пяточной проб. Таким образом, при лабиринтных дисфункциях вестибулярного характера отмечается строго закономерное сочетание всех явлений. При наличии головокружения появляется нистагм. При наличии нистагма наблюдается отклонение в позе Ромберга и при ходьбе с закрытыми глазами в сторону противоположную быстрому компоненту нистагма; гармоничное отклонение рук при указательных пробах закономерно строго в сторону, противоположную направлению нистагма.

Лечение. При остром диффузном лабиринтите, серозной и гнойной формах, развившихся без хронического гнойного среднего отита, проводят консервативное лечение, которое включает антибактериальную и дегидратационную терапию, нормализацию местных трофических расстройств в лабиринте, улучшение общего состояния. Применяются антибиотики широкого спектра действия, исключая ототоксические. Дегидратационная терапия заключается в применении диуретиков, введении гипертонических растворов, соблюдении диеты. Диета требует ограничения приема жидкости до 1 л/сут и употребления хлорида натрия до 0,5 г/сут. Из диуретиков применяют фуросемид (.пазике) и одновременно назначают хлорид калия, так как мочегонные препараты способствует выведению не только натрия, но и калия. Из гипертонических растворов наибольшее распространение получили внутривенные введения 20—40 мл 40% раствора глюкозы, 10 мл 10% раствора кальция хлорида, внутримышечные инъекции 10 мл 25% раствора сульфата магния. Нормализация местных трофических расстройств достигается назначением аскорбиновой кислоты, рутина, витаминов К, Р, В2, В6, АТФ. Симптомы головокружения снимаются подкожными инъекциями атропина сульфата.

При остром диффузном лабиринтите, развившемся при хроническом среднем отите (эпитимпаните), производят санирующую радикальную операцию на среднем ухе. В послеоперационном периоде продолжают указанную консервативную терапию.

При ограниченном лабиринтите выполняется санирующее вмешательство на ухе под наркозом на фоне противовоспалительной и иной консервативной терапии.

При наличии внутричерепных осложнений, вызванных ла- биринтитом, всегда безотлагательно производят операционное вмешательство с целью санации очага воспаления в среднем ухе. При некротическом течении лабиринтита консервативное лечение и санирующая операция только на среднем ухе бывают недостаточно эффективны. В таких случаях показаны частичная или полная хирургическая ревизия преддверия внутреннего уха и полукружных каналов; при этом утрачиваются все функции внутреннего уха. Лабиринтэктомия предусматривает вскрытие и удаление перепончатого лабиринта из всех трех отделов внутреннего уха - преддверия, полукружных каналов и улитки.

Ремонт ведущего колеса и лабиринтных уплотнений

На тракторе Т-170.01 применяется измененная, по сравнению с трактором Т-170.00, конструкция ведущего колеса с торцешлицевым креплением его болтами к ступице бортового редуктора.

Концевой подшипник, большое и малое лабиринтные уплотнения — такие же, как на тракторе Т-170.00.

Снятие ведущего колеса


Рис. 237. Слив масла из бортового редуктора

Слейте масло из картера бортового редуктора ( рис. 237 ). Разъедините гусеницу. Выверните четыре болта 10 ( см. рис. 301 ), крепления крышки пяты раскоса и снимите крышку 11.


Рис. 238. Подшипник концевой

Выверните четыре болта 1 ( рис. 238 ) крепления концевого подшипника.

Поднимите корпус 6 бортовых фрикционов и подставьте под него надежную опору. Выверните шесть болтов 2 крепления защитного щитка и снимите щиток 3. Выверните четыре болта 4 креплений крышки концевого подшипника и снимите крышку 5 с прокладками.


Рис. 239. Ведущее колесо и лабиринтные уплотнения

Снимите с гайки 8 ( рис. 239 )стопор 5 и сверните гайку с полуоси 9.Снимите с полуоси фиксатор 7, регулировочные прокладки 10 и 12, концевой подшипник 13. Регулировочные прокладки свяжите в пакет и при сборке установите их на прежние места. Выверните десять болтов 15 крепления ведущего колеса 17.

Рис. 240. Схема строповки ведущего колеса

Застропите ведущее колесо ( рис. 240 ) и снимите его в сборе с лабиринтом. Масса ведущего колеса 170 кг.

Снятие большого и малого уплотнений

Выверните болты 1 ( см. рис. 239 ) крепления лабиринта 18 и снимите лабиринт. Снимите с кожуха большое уплотнение 21 и прокладку 20.

Расстопорите и отверните гайку 14 с полуоси. Снимите козырек 2 и втулку 27 в сборе с диском. Выньте съемником из ступицы диск 22 уплотнения, используя три технологических отверстия М8.

Диски уплотнений не разукомплектовывайте, так как они притерты друг другу.

Разборка ведущего колеса

Рис. 241. Ведущее колесо трактора Т-170.01

Отверните гайки 4 ( рис. 241 ) с болтов крепления венца 5 ведущего колеса. Снимите венец с фланца 7. Отверните гайки 3 со шпилек 2 крепления лабиринта 6 к фланцу и разъедините фланец, проставку 1 и лабиринт.

Разборка большого уплотнения


Рис. 242. Сборка большого уплотнения

Установите уплотнение в приспособление 1 ( рис. 242 ). Сожмите уплотнение и снимите проволоку 8 с манжеты. Разожмите приспособление и снимите диск 6, диск 7 с пальцами 9 и-сухариками 10, манжету 4. Выньте из фланца 2 десять пружин 5.

Разборка малого уплотнения

Рис. 243. Уплотнение малое

Снимите с уплотнения диск 6 ( рис. 243 ). Сожмите уплотнение и снимите проволоку 4 с манжеты 3. Выпрессуйте два пальца 8 с сухарями 9 из втулки 1. Разожмите уплотнение и разъедините втулку с диском 5. Снимите с втулки пружину 2.

Технические требования

  • Внутренний диаметр втулки концевого подшипника 90±0,087 мм, диаметр полуоси под втулку 90мм- Нормальный зазор, между полуосью и втулкой 0,036. 0,210 мм, допустимый зазор 0,48 мм. Предельный зазор 1 мм.
  • Уплотнения по гребенчатым поверхностям сопряжения должны быть проверены на герметичность дизельным топливом в течение 5 мин при силе поджатая 98 Н (10 кгс). Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям и течь топлива не допускаются.
  • Диски уплотнений с гребенчатой поверхностью должны быть клеймены одним номером. Разукомплектовка дисков не допускается.
  • Сухарики должны свободно, без заеданий поворачиваться на пальцах, запрессованных во втулку малого уплотнения и в диск большого уплотнения.
  • Манжеты уплотнений не должны иметь порванных мест, трещин и других дефектов, влияющих на герметичность уплотнения.

Сборка малого уплотнения

Наденьте манжету 3 ( см. рис. 243 ) на втулку 1 й закрепите ее отожженной проволокой диаметром 1,6 мм, длиной 500 мм. Наденьте на втулку пружину 2. Проверьте маркировку комплектности уплотнительных дисков 5 и 6. Диски должны иметь одинаковый порядковый номер. Проверьте наличие штифта 7 в диске 5 и установите диск на втулку. Наденьте на два пальца 8 сухарики 9. Сожмите уплотнение приспособлением и запрессуйте пальцы с сухариками во втулку. После запрессовки сухарики должны свободно поворачиваться на пальцах. Разожмите уплотнение и установите сухарики в пазы. Наденьте манжету 3 на диск и закрепите ее проволокой. Установите диск 6 и свяжите уплотнение, чтобы не раскомплектовать диск 5 к 6.

Сборка большого уплотнения

Установите фланец 2 ( см. рис. 242 ) на приспособление А Наденьте на фланец манжету 4 и закрепите ее двумя витками отожженной проволоки 3 диаметром 1,6 мм. Вставьте в отверстия фланца десять пружин 5. Запрессуйте в отверстия диска 7 три пальца 9 с сухариками так, чтобы расстояние А между головкой пальца и поверхностью диска было 20±52 мм. Сухарики должны свободно вращаться на пальцах. Установите собранный диск на фланец так, чтобы пружины вошли, в отверстия диска, а сухарики в гнездо фланца. Проверьте маркировку комплектности уплотнительных дисков 6 и 7. Диски должны иметь одинаковый номер.

Установите диск 6 на диск 7 и сожмите уплотнение приспособлением. Наденьте манжету 4 и закрепите ее на диске двумя витками проволоки 8 диаметром 1,6 мм.

Сборка лабиринта


Рис. 244. Сборка лабиринта

Запрессуйте в лабиринт 1 (рис. 244) три штифта 3, выдержав размер А — (14±0,2) мм. Смажьте вворачиваемую резьбовую часть шпилек 2 железным густотертым суриком и вверните шесть шпилек в лабиринт. Момент затяжки шпилек 40. 70 Н-м. (4. 7 кгс-м.).

Сборка ведущего колеса

Наденьте на шпильки 2 ( см. рис. 241 ) лабиринта проставку 1, фаской на посадочном отверстии наружу. Установите на шпильки лабиринта фланец 7 и закрепите его гайками 3 с пружинными шайбами. Момент затяжки - гаек 40. 60 Н-м (4. 6 кгс-м). Установите венец 5 ведущего колеса на фланец и закрепите болтами с пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 300. 350 Н • м (30. 35 кгс • м).

Сборка концевого подшипника

Запрессуйте в корпус 13 ( см. рис. 239 ) концевого подшипника втулку 4 и манжету 3. Выступание втулки над плоскостью корпуса подшипника не допускается. Утопление втулки допускается не более 0,5 мм.

Установка малого уплотнения

Установите на полуось 9 ( см. рис. 239 ) кольцо 23 и резиновое кольцо 24. Установите в шпоночный паз полуоси деревянную заглушку 25 до упора скоса заглушки в резиновое кольцо. Установите в паз полуоси шпонку 26 так, Чтобы она прижала заглушку к резиновому кольцу. Наденьте на диск 22 резиновое кольцо 28 и установите диск в ступицу так, чтобы штифт диска вошел в паз ступицы. Протрите и смажьте трущиеся поверхности дисков уплотнения тонким слоем трансмиссионного масла. Установите на полуось собранную с диском втулку 27, посадив ее на шпонку 26 и заглушку 25 до упора в диск 22. Установите на полуось козырек 2 так, чтобы выступы козырька вошли в пазы втулки 27 уплотнения. Наверните на полуось гайку 14 и затяните ее специальным ключом. Момент затяжки гайки 500. 700 Н-м (50. 70 кгс-см). Доверните гайку до совпадения усиков козырька с пазами гайки и отогните усики в пазы гайки.

Установка большого уплотнения. Установите на штифты ( см. рис. 239 ) кожуха бортового редуктора прокладку 20 и собранное уплотнение 21. Установите На фланец уплотнения лабиринт 18, совместив отверстия.со штифтами, и закрепите лабиринт болтами 1 с пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 17. 25 Н-м (1,7. 2,5 кгс-м). Проверьте кольцо 16 и смажьте его трансмиссионным маслом.

Протрите и смажьте тонким слоем трансмиссионного масла рабочие поверхности дисков уплотнения. Наденьте на ступицу диск 19.

Установка ведущего колеса

Наденьте на ступицу уплотнительное резиновое кольцо 16. Вверните две технологических шпильки в ступицу в отверстия под болты 15.

Застопорите ведущее колесо ( см. рис. 240 ) и установите его на ступицу так, чтобы штифты лабиринта вошли в отверстия диска уплотнения ( см, рис. 239 ). Выверните технологические шпильки- из ступицы и закрепите ведущее колесо болтами 15 с пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 500. 700 Н-М (50. 70 кгс-м).

Установка концевого подшипника

Установите концевой подшипник 13 на цилиндрическую поверхность полуоси 9. Установите на полуось прокладки 10 и фиксатор 7, совместив вырезы прокладок с прорезью на полуоси. Наверните на конец полуоси гайку 8 и затяните ее моментом 500 700 Н-м (50. 70 кгс-м). Наденьте на гайку стопор 5 так, чтобы штифт его вошел в отверстие фиксатора. Если штифт и отверстие не совпадают, дотяните гайку. Установите на крышку 6 прокладки 12 и картонные прокладки 11, заполните полость крышки солидолом С и установите ее на концевой подшипник. Закрепите крышку 6 четырьмя болтами с пружинными шайбами Момент затяжки болт тов 28. 42 Н-м (2,8. 4,2 кгс-м). Прокладки 10 (не более 5) и 12 (не более 2) устанавливать для регулировки зазора (не менее 4 мм) между торцами обода ведущего колеса и внутренними торцами беговых дорожек опорного катка.

Ведущее колесо трактора Т-170.00

Рис. 245. Ведущее колесо трактора Т-170.00

Лабиринт в сборе ( см. рис. 244 ) устанавливается непосредственно на ведущее колесо 3 ( рис. 245 ) и закрепляется на шпильках лабиринта 2 гайками 1 с пружинными шайбами. Момент затяжки гаек 40. 60 Н • м (4. 6 кгс • м).


Рис. 246. Ведущее колесо и концевой подшипник

Ведущее колесо 3 ( рис. 246 ) закрепляется на шпильках 2 ступицы гайками 1 с разрезными конусными шайбами. Момент затяжки шпилек 2 в ступицу 300. 400 Н-м (30. 40 кгс-м). Момент затяжки гаек 1 на шпильках 500. 700Н-м (50. 70 кгс-м).

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Концевые лабиринтные уплотнения разделены на четыре секции, между которыми находятся три промежуточные камеры: для отвода хлора на всасывающую сторону первой ступени ( в обеих ступенях), для отвода абгазов ( смесь хлора и азота) и для подвода запорного газа. [1]

По концам ротора установлены концевые лабиринтные уплотнения 3 и / 5, препятствующие вытеканию пара из турбины в машинный зал. Для их работы предусмотрена специальная система подачи уплотняющего пара и утилизации протечек через патрубки 14 в систему регенерации. [2]

Утечки циклового воздуха на агрегатах по концевым, лабиринтным уплотнениям происходит в основном из-за несоблюдения технологии нанесения покрытия из ОСМ на обоймы уплотнения. Отмеченные причины приводят к снижению эффективного КПД, потере мощности в среднем до 2 5 %, что вызывает пережог газа до 0 5 млн. м в год на 1 агрегат. Отмечается ухудшение технического состояния агрегата вследствие несоблюдения рекомендаций по очистке ОК, а также входного тракта ОК. Отмечается в среднем превышение гидравлических сопротивлений входного тракта ОК на 30 мм. ТУ, что приводит к снижению мощности агрегата на 1 % и увеличению расхода топливного газа на 0 2 млн. м в год на 1 агрегат. [3]

При правильно отрегулированной подаче воздуха ( азота) в концевые лабиринтные уплотнения турбокомпрессора ХТК-25 / 3 5 в камерах поддува постоянно должно поддерживаться давление на 50 мм вод. ст. выше атмосферного. Падение этого давления может быть причиной попадания хлора в машинное помещение. [4]

Хлор может проникнуть в помещения и при выходе из строя концевых лабиринтных уплотнений , что может быть вызвано нарушением зазоров в уплотнениях, попаданием воды внутрь компрессора и другими причинами, несмотря на то что давление запорного газа и давление на всасе компрессора будет поддерживаться в норме. [5]

При ревизии турбокомпрессора измеряют зазоры в проточной части, в концевых лабиринтных уплотнениях диафрагм , а также проверяют осевые н радиальные смещения вала ротора. [6]

При ревизии турбокомпрессора измеряют зазоры в проточной части, в концевых лабиринтных уплотнениях диафрагм , а также проверяют осевые и радиальные смещения вала ротора. [7]

В нагнетательной части имеются канал подвода теплого газа в кольцевую камеру концевого лабиринтного уплотнения , канал слива протечек загазованного масла, канал подвода масла на торцовое уплотнение. Эти каналы стыкуются с соответствующими каналами в крышке корпуса нагнетателя. Герметизация места стыка нагнетательной части пакета и крышки осуществляется резиновыми уплотнитель-ными кольцами, установленными в канавках на хвостовой части пакета. Кроме этих каналов, имеются канал слива масла в корпус подшипника и канал подвода масла на упорный подшипник. [8]

В процессе эксплуатации хлорных турбокомпрессоров хлор из корпуса компрессора через систему концевых лабиринтных уплотнений может проникнуть в машинное отделение. Это происходит по разным причинам. [9]

Газ, прошедший концевые лабиринтные уплотнения , отводится в систему абгазов или на всас компрессора. [11]

Хлорные компрессоры должны быть надежно герметизированы, что обусловлено большой токсичностью хлора. Газ, прошедший концевые лабиринтные уплотнения корпуса , отводится в систему абгазов. [12]

Для уменьшения возможности проникания хлоргаза в корпусе из ступени в ступень и на выходе вала из корпуса установлены лабиринтные уплотнения в виде гребней, вращающихся вместе с ротором в соответствующих пазах уплотнительных колец и втулок корпуса. Газ, прошедший концевые лабиринтные уплотнения корпуса , отводится в систему абгазов. [14]

При монтаже уплотнений цилиндров зазоры в них устанавливают по данным заводов-изготовителей в зависимости от типа и конструкции уплотнений. Радиальные зазоры в концевых лабиринтных уплотнениях гибкой конструкции обычно выдерживаются равными 0 15 - 0 25 мм, а в уплотнениях жесткой конструкции и гибких роторов в 1 5 - 2 раза больше. Аксиальные зазоры колеблятся в пределах 1 - 5 мм. [15]

Читайте также: