Лабиринтный восстановительный рефлекс. Шейный рефлекс

Обновлено: 19.04.2024

При опущенной голове повышается тонус мышц-сгибателей верхних и мышц-разгибателей нижних конечностей. Руки согнуты в локтевых суставах, правая кисть сжата в кулак, голени разведены в стороны, стопы находятся в состоянии подошвенного сгибания за счет повышения тонуса мышц-разгибателей стопы.

При сохранности обоих тонических рефлексов (лабиринтного и шейного) чаще всего имеют место негрубые сгибательные контрактуры в тазобедренных, коленных суставах и разгибательные контрактуры (подошвенное разгибание стоп) в голеностопных суставах. У ребенка формируется «конская стопа». Передвижение возможно только на полусогнутых ногах с упором на пальцы стоп.

В результате того, что лабиринтный установочный рефлекс с головы на шею отсутствует, а тонический лабиринтный рефлекс остается активным, голова постоянно опущена на грудь. Плечо приведено к туловищу, предплечье пронировано (повернуто ладонью вниз), повышен тонус сгибательной мускулатуры рук.



Патологическая установка конечностей, создающаяся под влиянием тонического лабиринтного и симметричного шейного тонического рефлексов


Асимметричный шейный тонический рефлекс наблюдается у здоровых детей до 14 месяцев. Возникает в результате растяжения мышц шеи, связок и суставов шейного отдела позвоночного столба. При этом поворот головы в сторону сопровождается повышением тонуса мышц-разгибателей тех конечностей, в сторону которых обращено лицо, а в противоположных конечностях повышается тонус мышц-сгибателей. Реакция рук отчетливее чем реакция ног.

Сохранение этого рефлекса у ребенка после 14 месяцев указывает на патологию, тормозит развитие активных движений головы и конечностей, мешает фиксации взора на предметах и удержании предметов в руках. У детей, больных ДЦП, возникает характерная поза, носящая название «поза фехтовальщика»: голова повернута влево, повышен тонус мышц-разгибателей левых и тонус мышц-сгибателей правых конечностей.



Патологическая поза ребенка, больного ДЦП, обусловленная асимметричным шейным тоническим рефлексом


Тонические рефлексы у здорового ребенка постепенно угасают. Начиная со 2-го месяца жизни развиваются установочные рефлексы, определяющие возможности статики, локомоции и, в значительной степени, произвольных движений. Особенно сложной и в то же время важной в плане становления установочных рефлексов является деятельность структур головного мозга, ответственных за преодоление силы земного притяжения. Процесс установки тела человека в вертикальное положение контролируется сложной системой различных структур головного и спинного мозга, развитие которых происходит постепенно на протяжении первых двух лет жизни.

На первых этапах становления антигравитационных механизмов основную роль играют структуры вестибулярного аппарата. Последний называется вполне сформированным уже к моменту рождения. Первым, наиболее примитивным, проявлением деятельности вестибулярного аппарата является тонический лабиринтный рефлекс, описанный выше. Более сложный установочный рефлекс, контролируемый деятельностью лабиринтов, — лабиринтный выпрямляющий рефлекс на голову.

Ребенок с появлением этого рефлекса начинает отрывать голову от поверхности, на которой лежит, приподнимать верхнюю половину туловища и, опираясь на предплечья, удерживать ее приподнятой. Данный рефлекс стимулирует развитие цепных симметричных рефлексов, направленных на приспособление туловища к вертикальному положению (шейного симметричного цепного установочного рефлекса и шейного асимметричного цепного установочного рефлекса).

В дальнейшем, по мере развития мозга, появляется еще ряд выпрямляющих реакций и рефлексов.

Так, шейная выпрямляющая реакция, заключающаяся в том, что вслед за пассивным или активным поворотом головы в сторону происходит ротация всего туловища, позволяет ребенку к 4 месяцам поворачиваться со спины на бок.

Выпрямляющий рефлекс, действующий на голову, способствует выпрямлению головы относительно других частей тела.

Выпрямляющий рефлекс, действующий с тела на тело, к 6-8 месяцам видоизменяет примитивную шейную выпрямляющую реакцию, вводя ротацию туловища между плечами и тазом. Во втором полугодии ребенок может поворачивать сначала голову, затем плечевой пояс и, наконец, таз. Ротация в пределах оси тела дает ребенку возможность переворачиваться со спины на живот и наоборот, садиться, вставать на четвереньки и принимать вертикальную позу.

Выпрямляющие реакции, сочетаясь друг с другом, образуют ряд последовательных поз и движений, направленных на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Они достигают согласованности в возрасте 10-15 месяцев и затем совершенствуются.

У детей раннего возраста наблюдаются защитная реакция рук и рефлекс Ландау. Они не относятся к истинным выпрямляющим рефлексам, но на определенных стадиях способствуют развитию двигательных актов.

Защитная разгибательная реакция рук возникает в ответ на внезапное перемещение тела вперед, в сторону, назад и способствует тому, что ребенок в положении сидя может поддерживать свою массу тела руками, вытянутыми вперед.

Рефлекс Ландау комбинируется с выпрямляющими рефлексами и является их частью. Он возникает в возрасте 5-6 месяцев (отдельные элементы раньше) и на втором году жизни начинает угасать. Рефлекс Ландау состоит из двух фаз. Первая обеспечивает разгибание шеи, верхних конечностей и верхней половины туловища у здорового ребенка 5-6 месяцев, положенного на край стола так, чтобы его грудь не касалась поверхности стола. Он может удержаться в таком положении 1-2 минуты.


Рефлекс Ландау у здорового ребенка:
а — первая фаза; б — вторая фаза; в — отрицательный рефлекс Ландау у ребенка, больного ДЦП

У ребенка, больного ДЦП, рефлекс Ландау чаще всего оказывается отрицательным, т.е. разгибания туловища и конечностей при указанном положении тела не происходит, руки и ноги свисают. Такое состояние носит название симптома «свешенного белья». Реакции равновесия — весьма сложные и разнообразные автоматические реакции, необходимые для становления вертикальной позы у ребенка.

Они обеспечивают сохранение равновесия при сидении, стоянии, ходьбе и осуществляются в результате взаимодействия вестибулярного аппарата, базальных ганглиев, ядер субталамической области, мозжечка и коры головного мозга. Это самая высокая форма развития автоматических двигательных реакций, которая развивается и совершенствуется в определенной последовательности до 5-6 лет.

При церебральных параличах в результате поражения мозга в период его интенсивного роста и дифференциации последовательность двигательного развития нарушается. Наряду с замедленным становлением нормальных постуральных механизмов (обеспечивающих вертикальную позу) активизируются тонические рефлексы, которые сосуществуют с патологическим мышечным тонусом (спастичностью, ригидностью, тоническими спазмами или, наоборот, гипотонией) и усугубляют дефекты локомоции.

С января 2017г. в нашем центре ввелась новая процедура на гашение патологических рефлексов, с использованием укладок, лечение положением.

\u042f \u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u0435\u043d\/\u0441\u043e\u0433\u043b\u0430\u0441\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0443 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u043f\u0435\u0440\u0441\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445:
\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f \u043e \u043f\u0435\u0440\u0441\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d\u0438\u0439, \u043d\u0430\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0432 \u044d\u043b\u0435\u043a\u0442\u0440\u043e\u043d\u043d\u043e\u043c \u0432\u0438\u0434\u0435, \u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0442\u0441\u044f \u0438 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441 \u0441\u043e\u0431\u043b\u044e\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0442\u0440\u0435\u0431\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0439 \u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043e\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043e \u043f\u0435\u0440\u0441\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445: \",\"variants\":[],\"params_value\":\"\",\"validator\":\"\",\"change\":false>>>","nativeStyle":true,"showTitleAfterSend":false,"disabledNativeStyleSelect":false>>'>

Лабиринтный восстановительный рефлекс. Шейный рефлекс

Лабиринтный восстановительный рефлекс. Шейный рефлекс

Лабиринтный восстановительный рефлекс обычно сочетается с другими восстановительными рефлексами. Так, например, если положить животное на бок, то под влиянием лабиринтного восстановительного рефлекса на шейные мышцы голова поднимается и принимает нормальное положение. Новое положение головы, асимметричное по отношению к туловищу, вызывает асимметричное растяжение шейных мышц. Растяжение шейных мышц, в свою очередь, является причиной возникновения шейного восстановительного рефлекса на конечности, в силу которого сначала передняя, а затем задняя часть туловища животного переходят из лежачего в нормальное стоячее положение.

В каждом восстановительном рефлексе имеются два элемента: восстановительный рефлекс на какую-нибудь часть тела, имеющий целью привести последнюю из ненормального положения в нормальное, и поддержание ее в нормальном положении посредством тонических рефлексов. Эти элементы имеются в компенсаторном отклонении глаз. Если повернуть голову животного из нормального положения в другое положение вокруг любой оси, то возникают рефлексы, стремящиеся повернуть глаза так, чтобы первоначальное поле зрения сохранилось. Глаза в орбитах поворачиваются в направлении, обратном движению головы, и новое положение глаз поддерживается на все время, пока голова находится в ненормальном положении.

У животных с фронтальным расположением глаз положение глаз зависит в значительной степени от рети-неальных импульсов; у животных же с боковым расположением глаз, положение последних в пространстве поддерживается лабиринтными и шейными тоническими рефлексами. Если снять у кролика шейный рефлекс, то можно выявить два вида глазных компенсаторных рефлексов, исходящих из лабиринта: вертикальное отклонение глаз при вращении головы вокруг продольной оси тела и ротаторное отклонение глаз при медленном вращении головы вокруг битемпоральной оси. Эти компенсаторные отклонения глаз вызываются не только лабиринтным, но и шейным рефлексом, так как у кролика с удаленными лабиринтами можно вызвать такие же отклонения глаз при вращении головы вокруг продольной и битемпоральной оси. Больше того, шейный рефлекс способен вызвать горизонтальное противовращение глаз при повороте головы направо или налево, причем в этом рефлексе лабиринты участия не принимают.

Следует заметить, что быстрые перемещения головы также вызывают компенсаторное перемещение глаз в противоположную сторону, но рефлексы исходят уже не только из преддверия, но и из соответствующих полукружных каналов. Сочетанные таким образом рефлексы вызывают компенсаторное отклонение глаз в сторону, противоположную вращению головы, и фиксацию их в новом положении благодаря тоническим лабиринтным и шейным рефлексам. Таким образом, рефлексы, возникающие в полукружных каналах и в преддверии, синергично сочетаются.

шейный рефлекс

У человека тонические лабиринтные рефлексы наблюдаются гораздо реже, чем шейные. Они могут быть выявлены в случаях с недоразвитием или повреждением мозга. Иногда они могут иметь место у недоношенных детей. Восстановительные рефлексы также наблюдались у детей с недоразвитием мозга, особенно его передних отделов. При органических поражениях головного мозга, в особенности при поражениях мозжечка, ряд авторов выявлял у больных симптомы восстановительного и шейного рефлексов.

Здоровый человек с закрытыми глазами при опыте протягивания рук вперед сначала их несколько разводит, затем снова приближает друг к другу. Активный или пассивный поворот головы в сторону вызывает отклонение рук в ту же сторону, причем рука, к которой обращено лицо, отводится несколько больше. Эта же рука несколько поднимается по сравнению с другой (шейный рефлекс). При поражениях центральной нервной системы, особенно мозжечка, разница в уровне обеих рук значительно увеличивается. Также увеличивается в этих случаях отклонение протянутых вперед рук в сторону поворота головы.

Существует, повидимому, механизм, стремящийся удержать конечность или другую часть тела в достигнутом ранее положении и обеспечивающий такие тонические импульсы, которые содействуют сохранности прежнего положения. Если, например, у здорового человека с закрытыми глазами и протянутыми вперед руками пассивно поднять одну руку на 60° выше другой, а затем предложить ему опустить обе руки и снова протянуть их вперед, то рука, прежде пассивно поднятая выше, и теперь поднимется несколько выше другой руки. Этот феномен обычно не наблюдается у больных с постэпидемическим паркинсонизмом.

Приведенные факты о лабиринтных и шейных тонических рефлексах, так ярко выраженных в эксперименте на животном, особенно децеребрнрованном, и столь неопределенных в клинике заболевания человека, указывают на то обстоятельство, что клиническое значение их пока еще весьма незначительно. Даже изучение противовращения глаз, потребовавшее устройства весьма сложных приборов, не привело к выявлению определенных тестов, могущих дать четкое представление о функции преддверия. Как известно, противовращение глаз обусловлено не только отолитовым, но и шейным рефлексом. Увлечение этим видом исследования функции преддверия, которое было весьма распространено прежде, в последнее время почти совершенно прекратилось.

- Вернуться в оглавление раздела "отоларингология"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Особенности развития моторики здоровых детей, страдающих ДЦП

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образова­тельное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными воз­можностями здоровья общеобразовательная школа-интернат №1 VI вида г. Ейска Краснодарского края

Из опыта работы:

«Особенности развития моторики здоровых детей, страдающих ДЦП»

Федорян Лидия Алексеевна,

инструктор физической культуры

ГБС(К)ОУ школы – интерната №1 VI вида г. Ейска

Развитие моторики происходит поэтапно. По мере формирова­ния вы­шележащих отделов мозга последние начинают контролировать и подчинять себе деятельность нижележащих структур. Движения ре­бенка первых 2-х меся­цев хаотичны, беспорядочны. Они регулируют­ся древними структурами ствола.

По мере развития ядер среднего и межуточного мозга, особен­но коры больших полушарий, эти примитивные движения постепенно затормажива­ются и начинают развиваться точные, целенаправленные движения, характер­ные для ребенка 2-3 лет.

Новорожденному и ребенку первых месяцев жизни присущи, так назы­ваемые, врожденные двигательные рефлексы, относятся извест­ные рефлексы Галакты, Бабкина, Переса, Робинзона, рефлексы опо­ры нижних конечностей, рефлексы опоры верхних конечностей, груп­па оральных - рефлекс сосания, по­исковый, ладоно-ротогловной и др.

Для понимания механизмов развития нарушений тонуса мышц и движе­ний при различных формах ДЦП ведущее значение имеют тони­ческие врож­денные рефлексы новорожденного.

Лабиринтный тонический рефлекс, появляющийся у ребенка первых не­дель жизни легким напряжением мышц разгибателей шеи, спины, нижних конечностей при положении ребенка на спине. К кон­цу первого месяца жизни этот рефлекс в положении на спине не выявляется. В положении ребенка на животе под влиянием тоничес­кого лабиринта рефлекса повышается тонус мышц-сгибателей, благо­даря чему голова приводится к груди, руки сгибаются во всех сус­тавах, приводятся к груди, ноги, согнутые во всех суставах, приво­дятся к животу; Исчезает на 2-м месяце жизни.

Тонический шейный симметричный - рефлекс проявляется тем, что при опущенной вниз голове, повышается тонус мышц сгибателей верхних ко­нечностей и разгибателей нижних конечностей. При запрокидывании головы назад повышается тонус разгибателей верхних ко­нечностей и сгибателей ниж­них конечностей. Угасает этот рефлекс к 2-3 месяцам у здорового ребенка.

Тонический шейный асимметричный рефлекс выражается тем, что при повороте головы в сторону, рука, к которой обращено лиц выпрямляется, повышается тонус разгибателей плеча, предплечья, кисти. В другой руке, к ко­торой обращен затылок, повышен тонус сгибатель. Физиологичен он до 4 месяцев у здоровых детей.

4. Хватательный рефлекс новорожденного проявляется тем, что ребе­нок, захватив любой предмет, вложенный ему в руку, удер­живает его. Если но­ворожденному вложить в руку палочку и поднять ,ее вверх, он не выпустит её из рук и повиснет на ней.

Тонические рефлексы у здорового ребенка постепенно ко
2-6-му месяцу угасают. Начиная со 2-го месяца развиваются установочные рефлексы, определяющие возможность статики, локомоции и в значительной степени произвольных движений.

Способность преодоления сил земного притяжения называется АНТИ­ГРАВИТАЦИЕЙ. Без тех сложнейших механизмов, которые осуществляют ан­тигравитацию, ни животное, ни человек не могли бы не только ходить, бегать, лазить и т.д., но и удерживать тело в по­ложении стоя или сидя.

Процесс установки тела человека в вертикальное положение контроли­руется сложной системой различных структур головного и спинного мозга, развитие и становление которых происходит постепенно на протяжении 1-2-го года жизни ребенка.

На первых, этапах развития антигравитационных механизмов основ­ную роль играют структуры вестибулярного анализатора. Вести­булярный ана­лиза­тор в период внутриутробного развития контролиру­ет всё развитие мото­рики. Раннее созревание вестибулярного аппа­рата на всех его уровнях объяс­няет зна­чимость поступающей от не­го импульсации для созревания моторики и работы внутренних орга­нов.

Первым проявлением деятельности вестибулярного аппарата является лабиринтный тонический рефлекс, который у здорового ре­бенка держится 4 недели. Первым, значительным более сложным ус­тановочным рефлексом, кон­тролируемым деятельностью лабиринтов, является лабиринтный устано­вочный рефлекс – это первый антигра­витационный рефлекс. С его по­явле­нием ребенок начинает отрывать голову4от поверхности, удерживать при­под­нятой верхнюю половину туловища. Далее, по мере развития мозга, к этому рефлексу под­ключается два рефлекса, которые необходимы для освоения вер­тикальной позы - шейный симметричный цепной установочный и шейный асимметричный цепной установочный.

Практически нарушение деятельности сложнейшего антигравитацин­ного механизма на в всех его уровнях приводит к нарушению

установки тела и, следовательно, к нарушению той или иной форма установоч­ных рефлексов, и, отсюда, статики и локомоции.

Развитие установочных рефлексов.

Со 2-го месяца жизни у здорового ребенка развивается уста­новочный ла­биринтный рефлекс с головы на шею. Ребенок начинает «держать голову». С этого момента начинает развиваться установоч­ный шейный цепной симмет­ричный рефлекс; под влиянием этого рефлекса возникает напряжение то­нуса мышц -разгибателей шеи, спины, а после 4-5-го месяца жизни - мышц-разги­бателей нижних конечнос­тей, сначала при положении ребенка на животе, за­тем вертикальном положении.

Формирование разгибательного тонуса в мышцах: шеи, спины и ниж­них конечностей определяет возможность удержания тела в поло­жении сидя, стоя при ходьбе. С 3-4-го месяца жизни у здорового ре­бенка формируется ус­тано­вочный цепной шейный асимметричный реф­лекс, дающий возможность сохра­нять равновесие при всех положениях тела. Если слегка подтолкнуть ре­бенка, сидящего на столе, напри­мер, вправо, он вытянет в сторону наклона ту­ловища правую руку, а голову отведет влево. Левая рука поднимается вверх и в сто­рону. Этим путем ребенок удерживает теряемое равновесие.

Одновременно развивается еще ряд установочных рефлексов -реф­лекс с тела на тело, с головы на туловище, с туловища на голо­ву и т.д. Каждый имеет важное значение для формирования тонуса позы, позволяющий раз­виться произвольным движениям.

Рефлекс с тела на тело имеет особенно важное значение, он в опреде­ленной степени регулирует положение в пространстве, удер­живая его в нор­мальном положении.

Рефлекс ЛАЦЦАУ формируется из двух фаз. Первая фаза: ребе­нок 6-7 месяцев, уложенный на край стола, так, чтобы грудь его не касалась поверх­но­сти стола, разгибает туловище, поднимает голову и грудь, руки выбрасы­вает вперед. Он удерживается в этом положе­нии 1-2 мин.

Овладев тонусом позы, ребенок начинает совершать все более и более сложные по своему характеру движения, ото удается ему не, сразу.

При овладении каждым новым видом движений ребенок не сразу вклю­чает только нужные для этого движения группы мышц, включаются многие другие мышцы.

Например, интенсивность напряжения различна почти в каждой группе мышц. По мере тренировки движения выполняются только необходимой группой мышц, которые необходимы для данного движения. Элементы парато­нии сохраняются и у взрослого в сложных двигательных ситуациях. Напри­мер, человек учится кататься на коньках. На первых порах у него на­пряжены не только мышцы ног, но и все тело. Лишь через некоторое время он напрягает только мышцы ног и тулови­ща, не включая руки и шею.

Повышение тонуса мышц для выполнения произвольных автоматизи­ро­ванных и полуавтоматизированных движений может происходить и ча­ще всего происходит по механизмам коконтрактации.

Так, при удержании тела в вертикальном положении нижние ко­нечности превращаются в колонны, поддерживающие туловище; в этом положении од­нозначно повышается тонус сгибателей бедра и голени, и тонус разгибателей. Если бы повышался только тонус разгибателей, произошло бы переразгибание в тазо/с и кол/с, что помешало бы. удер­жать равновесие тела и в меньшей сте­пени препятствовало бы ходьбе. Такое одновременное повышение тонуса мышц, определяющее возможность удержания позы конечности, и называется коконтрактацией. Коконтрактация столь же необходима в/к как и нижним.

У детей первых месяцев жизни явления коконтрактации отсутству­ют. За­тем по мере развития ребенка формируются механизмы коконтрак­тации, без которых удержание тела и его частей в любом положении было бы невоз­можно.

Особенности развития моторики у детей с ЦП

Патология развития моторики неоднотипна у детей с различными фор­мами заболевания и на различных его стадиях.

При ДЦП может иметь место ряд синдромов: судорожный синдром, гиперкинетический (легкие гиперкинезы, на фоне спастической диплегии, ге­мипаретической формы и т.д.), мозжечковый синдром (атаксия на фоне тех же форм заболевания). Синдромы могут выделяться лишь в, тех случаях, ко­гда их клинические проявления достаточно стойкие, отчетливые, что и опре­деляет ту или иную направленность восста­новительной терапии.

Стадии течения заболевания

1-я ранняя стадия -ДЦП

2-я стадия - резидиуальная

3-я стадия- резидиальная.

Особенности нарушения развития моторики у детей с ДЦП

У детей с ДЦП в течение многих лет могут сохраняться тони­ческие реф­лексы периода новорожденности и отсутствовать устано­вочные. Тониче­ские рефлексы периода новорожденности у них с воз­растом не исчезают, а на­рас­тают, становятся патологически актив­ными. Особое значение в плане па­толо­гического развития моторики имеет лабиринтный тонический рефлекс. Так, при положении ребенка на спине, вследствие активности этого рефлекса, го­лова запроки­дывается назад, в связи с чрезмерным напряжением мышц шеи, спина выгибается, напрягаются разгибатели и приводящие мышцы н/к.

В положении на животе в связи с напряжением тонуса сгибате­лей, под влиянием того же лабиринтного рефлекса положение тела ребенка становится сходным с порой «эмбриона», руки и ноги приве­дены к животу, голова - к груди. При наличии этих рефлексов по­вороты туловища со спины на живот и с живота на спину оказываются невозможными.

В тех случаях, когда лабиринтный тонический рефлекс держится не­сколько лет, может сформироваться порочная поза конеч­ностей, которая появ­ляется постепенно, сначала только при пассив­ной установке тела ребенка в вертикальное положение, а затем закрепляются развивающиеся сгибатель­ными контрактурами во всех суставах н/к.

Таким образом, при горизонтальном положении тела (на спи­не) под влиянием лабиринтного тонического рефлекса наблюдается напряжение во всех мышцах разгибателей, при вертикальном положении тела происходит на­пряжение сгибателей н/к.

Под влиянием шейного симметричного тонического рефлекса при вер­тикальном положении тела ребенка, верхние конечности будут в состоянии максимального сгибания во всех суставах, а н/к -в состоянии максимального разгибания формируется конская стопа.

Наличие тонических рефлексов с головы на туловище и с таза на туло­вище препятствуют свободным поворотам туловища вокруг своей оси и пово­ротам головы.

Сохранность лабиринтного рефлекса обуславливает то, что при положе­нии ребенка на животе создается рефлекс – «запрещающая позиция» тела для поднимания головы и верхней половины туловища. И затем установка на чет­вереньки и на колени, установка тела на вертикальном положении, т.е. созда­ются препятствия для развития установочных шейных цепных симметричного и асимметричного рефлексов.

При вертикальном положении тела лабиринтный тонический ре­флекс усиливает сгибательные установки в таз/с, коленном и голе­ностопном уставах.

Тонические шейные симметричные и ассиметричные рефлексы играют не менее важную роль в формировании порочных установок ту­ловища и ко­нечностей, являются препятствием для развития физиологических синергий укреплению патологических.

Так, из-за отсутствия или слабости установочного лабиринтно­го реф­лекса на голову у большинства детей с ДЦП оказывается опу­щенной на грудь. Например, Малиновские.

В результате активизируется симметричный шейно-тонический реф­лекс, возникающий при голове, опущенной вниз. В этом случае повышается тонус сгибателей в/к, в результате формируется сгибательная установка в лок­тевом и лучезапястном суставах. При этом разгибание и изгибание будет не­возможной или ограниченной. В н/к под влиянием симметрии шейно-тониче­ского рефлекса формиру­ется : напряжение мышц-разгибателей, препятствую­щее вариотности развития сгиб, синергии в таз. и колен, суставах, необходи­мых для выполнения шаговых движений. Шаговые движения в данных усло­виях совершаются за счет выноса ноги вперед в результате сокращения мышц туло­вища.

Существенными особенностями моторики, развивающейся под влия­нием этих рефлексов, является то, что сохраняющиеся рефлексы препятствуют появлению технологических синергии, которые обеспечивают возмож­ность произвольной моторики.

У детей с ДЦП элементы паратонии значительно более выражены, чем у здорового ребенка первых лет жизни, а при наиболее тяжелых формах забо­левания в течение всей жизни.

Так, например, ребенок хочет взять игрушку, напрягаются мыш­цы всего тела, причём иногда так повышается, что невозможно про­извести какое-либо движение.

Явление коконтрактации с ДЦП по своей интенсивности также на­много превышает физиологическую коконтрактацию. При попытке принять ту или иную позу тела, тонус сгибателей и разгибателей может у детей с ЦП стать столь высоким, что конечность как бы деревенеет и произвольное дви­жение оказывается невозможным.

Наиболее выражен этот патологический тип коконтрактации при двой­ной гемиплегии, меньше - при спастической диплегии. При более легких фор­мах спастической диплегии явления коконтрактации четко выражены в пер­вые 2-4 года жизни преимущественно в н/к, затем ста­новятся слабее, оставаясь наиболее интенсивными в группах сгиба­телей и разгибателей голени, что яв­ляется одной из причин образо­вания «конской стопы».

При атонически-астотической форме и гиперкинетической пато­логия конконтрактации формируется как бы с обратным знаком - напряжение аго­нистов не вызывает напряжения антогонистов, что по­зволило бы зафиксиро­вать принятую позу. При антонически -астэти­ческой форме заболевания в силу этого происходит переразгибание в суставах, особенно в тех, на которые падает наибольшая нагрузка при удержании массы тела, формируется рекур­вация в кол/с и плосковальгусная или пяточная стопа. Переразгибание в лок/с в силу слабости разгибателей кисти и пальцев, чаще всего врожденно­го харак­тера.

При гиперкинетической форме заболевания происходит постоян­ная смена напряжения мышц-антагонистов и агонистов. При гиперкинезах типа двойного атетоза беспрерывная, но плавная смена напряжения тонуса сги­ба­телей и разгибателей пальцев рук приводит к развитию чревеобразных дви­жений в них. Нарушение поясного то­нуса при гиперкииетической форме па­ралича более выражено в в/ко­нечностях, чем в н/к.

У детей с ЦП не развивается своевременно или развивается с задержкой и патологическим путем схема тела, схема его положе­ний и схема его движе­нии.

Большую роль в этом играет недоразвитие или патология системы про­приоценторов мышц, суставов, связок, обеспечивающих по­ток афферентных импульсов в мозг. Это обуславливает и патологию кинестезии - высших форм глубокого мышечно-суставного чувства, на основе которого строится схема тела, схема движений.

У детей с ЦП кинетический отдел двигательного анализатора
дефектен ребенок не может воспроизвести по мышечному чувству
даже самого простого движения в заданном направлении. Например
с закрытыми глазами пассивно двигать палец ребенка вправо, влево или на­зад. Он это движение, или не воспроизводит совсем, в то время как здоровый ребенок 3-4 лет свободно оценивает направление движений, это значит, что высшая форма мышечно-суставного чувства - кинестезия у ребенка нарушена и следовый образ движения не формируется, а следовательно, не создается его фиксированная в памяти схема. некоторых форм заболевания характерно искаженное восприятие движения. Например, такое искаженное восприятие движения наблюдается чаще всего у детей с мозжечковой формой ДП, с двойной гемиплегией, спа­стической ди­плегией. Движение может воспри­ниматься и как обратное. На­пример, палец двигается вправо, а ребенок оценивает движение пальца влево.

Существенным является то, что почти каждое раздражение - зрительное, вестибулярное, слуховое и др. воспринимаемое ребенком одновременно с кинестетическим, подавляет последнее в большей или меньшей степени.

Слабость кинестетического анализатора характерна для здоровых детей 3-4 лет жизни. У детей с ЦП он остается слабым на протяжении всей жизни, если они не лечатся.

Недостаточное развитие основных структур двигательного анализатора, локализующихся в больших полушариях, приводит к задержке развития пи­рамидного пути.

При спастической диплегии, двойное гемиплегии пирамидный - путь оказывается резко истонченным. В силу того, что импульсация из централь­ных, корковых зон двигательного анализатора не поступает в соответствую­щие структуры ствола или поступает очень слабо, возникают и не подавля­ются ко­ординационные имитационные и глобальные синкинезии, которые мо­гут резко изменить ход нормальных движений.Так, например, при координа­ционных синкинезиях попытка взять в руку предмет или просто сжать пальцы в кулак вызывает сгибание и приведение кисти в лучезапястном суставе, сги­бание в лок/с, отведение и раз­гибание в плеч /с. Подошвен­ное сгибание стопы ведет к появлению разгиба­тельных движений во всех суставах данной конеч­ности.

Наличие координационных синкинезий препятствует соверше­нию изо­лированных движений. Если они выражены нерезко , ребенок, может справ­ляться с ними, подавлять их, это требует значительных усилий.

Имитационные синкинезий менее значимы в этом плане, они проявля­ются тем, что совершая какое-либо движение более поражен­ной конечностью, или делая попытку совершить движение, ребенок воспроизводит его менее пораженной конечностью. Например, сжи­мая в кулак больную правую руку, одновременно сжимает в кулак кисть левой руки.

При глобальных синкинезиях попытка совершить какое-либо движение вызывает массовые движения в других конечностях. Из сказанного выше видно, что патологические синкинезий являются большим препятствием для развития произвольной моторики.

Примитивные рефлексы, их сохранение и значение

Примитивные рефлексы, их сохранение и значение

Сохраненные примитивные рефлексы могут нарушать естественное развитие и вызывать трудности в социальной и образовательной жизни детей. Они также могут влиять на психомоторное развитие. Зрелые реакции в психомоторном прогрессе ребенка могут возникать только в том случае, если сама центральная нервная система достигла зрелости. Процесс состоит в переходе от рефлекторного ответа ствола головного мозга к ответу, контролируемому кортикально. Данное исследование определяет появление примитивных рефлексов у здоровых детей 4-6 лет и анализирует влияние сохранившихся примитивных рефлексов на психомоторное развитие.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 35 участников в возрасте 4-6 лет, здоровые дети дошкольного возраста. Инструментами исследования были: тесты примитивных рефлексов Салли Годдард для детей и тест на двигательную эффективность (тест MOT 4-6) в 18 заданиях.

Результаты

У более половины (65%) дошкольников примитивные рефлексы сохранились на остаточном уровне. Одиннадцать процентов из них не сохранили примитивных рефлексов. Согласно психомоторной способности, 9% детей были в категории «измененного развития», 29% - в «замедленном развитии», 59% - в «нормальном» и 3% - в «очень хорошем развитии». Чем больше была сложность рефлекса, тем ниже эффективность моторики (р <0,05).

Выводы

Представляется разумным внедрять интеграционную терапию рефлексов у детей с низкими психомоторными навыками. Примитивные рефлексы, которые регулярно тестируются, могут способствовать улучшению раннего психомоторного развития у детей с потребностями, тем самым предотвращая множество трудностей, с которыми дети могут сталкиваться в своей социальной и школьной жизни.

Ключевые слова : примитивные рефлексы, дошкольники, психомоторное развитие, MOT 4-6.

Введение

Примитивные рефлексы - это автоматические модели движения, которые начинаются во время беременности и полностью присутствуют при рождении у грудничков. Это естественные реакции, которые начинают процесс развития, который высвобождает нейронную цепь для определенной функции. Примитивные рефлексы должны интегрироваться и препятствовать рефлекторным реакциям, чтобы обеспечить развитие естественной моторной активности [1, 2]. Мозговая травма может вызвать повторные рефлекторные реакции. Их можно наблюдать у пациентов с церебральным параличом или у людей, перенесших инсульт. Существует много исследований, связанных с ролью примитивных рефлексов в развитии церебрального паралича [3]. Существует несколько исследований асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР), симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР) или лабиринтного тонического рефлекса (ЛТР) у здорового населения, и они в основном основаны на работе со взрослыми [4, 5].

Примитивные рефлексы играют роль в развитии, готовя новорожденного двигаться против гравитации, постепенно приводя к произвольным движениям через процесс интеграции в первые месяцы жизни. Зрелые реакции в психомоторном прогрессе ребенка могут возникать только в том случае, если сама центральная нервная система достигла зрелости. Процесс состоит из перехода от рефлекторной реакции ствола головного мозга к кортикально контролируемой реакции [6]. Если процесс не прогрессирует должным образом, ребенок может демонстрировать плохую двигательную способность, которая может проявляться в трудностях при беге, езде на велосипеде и умении держать равновесие, а ребенок может быть неуклюжим. Также могут возникнуть проблемы с броском и ловлей, и ребенок может избегать игр, связанных с физическими движениями. Психомоторные нарушения, также известные как минимальные мозговые дисфункции, могут препятствовать и вносить изменения в процесс спонтанного развития ребенка. Первые признаки можно увидеть в раннем детстве, но многие из них проявляются позднее, например, трудности с обучением и поведением в дошкольный период. Сюда же могут относиться сдерживание рефлекса и академические или поведенческие трудности, с которыми сталкиваются дети, когда достигают школьного возраста. 8.

Если асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР), симметричный шейный тонический рефлекс (СШТР) и лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР), наряду с подошвенным рефлексом, ладонным рефлексом, корневым рефлексом и спинным рефлексом Галанта, сохраняются, то они играют большую роль в уменьшении способности мозга и эффективности в обработке сенсорной информации. АШТР появляется через 18 недель в матке и полностью исчезает через 3-9 месяцев после рождения. Эффектом сохраненного AШТР может быть плохое слежение глазами и сложность в пересечении визуальной срединной линии. Сохранение рефлекса может вызвать трудности в обучении чтению, определении времени и замешательство в определении “лево-право”. В положении тела можно наблюдать деформации позвоночника, вызванные АШТР, что является не только проблемой здоровья человека, но и дорого обходится обществу [3, 11].

СШТР появляется через 6-9 месяцев после рождения и интегрируется в центральную нервную систему через 9-11 месяцев после рождения. Сохраненный СШТР может характеризоваться плохой осанкой, плохой координацией глаз-рука и трудностями фокусировки. У детей с сохраненным СШТР могут возникнуть проблемы со спокойным сидением за партой или попытками научиться плавать, и обычно они не чувствуют себя комфортно в играх с мячом.

ЛТР - рефлекс, который возникает при рождении и полностью исчезает через 2-4 месяца после рождения. Он приводит к плохому балансу, дезориентации и проблемам с восстановлением эмоционального и физического баланса. ЛТР может повлечь за собой бинокулярное зрение, приводящее к плохому ощущению времени и частым ошибкам по неосторожности [8, 12].

Психомоторное развитие включает в себя изменение способностей с самого начала жизни, от плода и неонатального периода, до младенчества и детства, а затем юности. Оценка степени психомоторного развития может привести к поиску пути потенциальной помощи для лучшего взросления. Это также может указывать на то, что у ребенка большой потенциал, и требуется конкретная индивидуальная программа для его полного раскрытия.

Целью исследования было определить проявление примитивных рефлексов у здоровых детей 4-6 летнего возраста и проанализировать влияние сохраненных примитивных рефлексов на психомоторное развитие.

Материал и методы

Участники

Исследование было одобрено Этическим комитетом Медицинского университета. Родителей всех субъектов проинформировали о цели и процессе исследования, и затем они дали свое письменное согласие до начала исследования.

Данные были собраны у 35 здоровых детей в возрасте от 4 до 6 лет из дошкольного учреждения Нижней Силезии (Польша). Условием исключения было заявление о специальных образовательных потребностях. Возраст, рост, вес, пол и индекс массы тела (ИМТ) у обследованных детей показан в таблице I. Перинатальные параметры, такие как показатель Апгара, вес при рождении, неделя рождения и вид рождения каждого участника, представлены в таблице II.

Каждый ребенок оценивался индивидуально с помощью тестов примитивных рефлексов (АШТР, СШТР, ЛТР) и с помощью теста на владения моторикой для детей от 4 до 6 лет (MOT 4-6).

Измерение примитивных рефлексов

Тест на асимметричный шейный тонический рефлекс проводился в положении ребенка на четвереньках, с плечами и бедрами, согнутыми до 90°, вытянутыми локтями, плоскими руками, прямыми пальцами и головой в нейтральном положении. Эксперт осторожно повернул голову пассивно вправо и держал 5 сек. Голову медленно поворачивали назад к средней линии, и затем процедура повторялась для другой стороны. Эту последовательность повторяли четыре раза.

АШТР измеряли для левой (АШТР Л) и правой (АШТР П) стороны.

Классификация была сделана с использованием пятибалльной шкалы, предложенной Годдардом 12:

0. Отсутствие движения противоположной руки, плеча или бедра (рефлекс отсутствует);

1. Небольшое отклонение противоположной руки или движения плеча или бедра (рефлекс присутствует на 25%);

2. Четкое отклонение противоположной руки с плечом или бедром или без них (рефлекс присутствует на 50%);

3. Значительное отклонение противоположной руки с использованием плеча или бедра или без них (рефлекс присутствует на 50%);

4. Опускание противоположной руки в результате вращения головы. Также может наблюдаться неконтролируемое движение бедра (рефлекс сохраняется на 100% на лицевой стороне).

Тестирование симметричного шейного тонического рефлекса проводилось в положении на четвереньках с пассивно наклоненной и вытянутой головой. СШТР измеряли для сгибания (СШТР СГБ) и разгибания (СШТР РАЗГ).

Пятибалльная шкала для СШТР была следующей:

1. Потряхивание одной или двух рук или минимальное движение туловища;

2. Движение локтей и / или бедра или изгиб позвоночника;

3. Сгибание рук при опускании головы и спонтанное выпрямление рук при поднятии головы;

4. Сгибание рук или возвращение к сидению на пятках.

Лабиринтный тонический рефлекс (ЛТР) был испытан в положении стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Ребенка просили откинуть голову назад «как бы глядя в потолок» и закрыть глаза. Экзаменатор поддерживал ребёнка. Через 10 секунд ребенка просили медленно наклонить голову «как бы глядя на пальцы ног» и простоять в таком положении 10 сек. Движение повторяли четыре раза. ЛТР измеряли для сгибания (ЛТР СГБ) и разгибания (ЛТР РАЗГ).

Распределение баллов происходило следующим образом:

1. Минимальные нарушения баланса при изменении положения головы;

2. Нарушения баланса во время теста и / или изменения мышечного тонуса;

3. Ребенок почти теряет равновесие и / или показывает дезориентацию после задания;

4. Потеря баланса и / или значительное изменение мышечного тонуса при попытке стабилизации баланса. Могут возникнуть головокружение и тошнота.

Чем выше набранные баллы у детей за тест примитивного рефлекса, тем меньше их интеграция.

Измерение психомоторных способностей

Детей также обследовали с помощью теста на владение моторикой для детей от 4 до 6 лет (MOT 4-6) [14]. Тест включает 18 задач. Они делятся на четыре секции: 1. Стабильность, 2. Передвижение, 3. Управление объектами, 4. Навыки мелких движений. Задачи, выполняемые детьми, показаны в таблице III.

Задачи оценивались по трехбалльной шкале, где 0 означает, что навык не освоен, а 2 означает владение навыком. Все баллы были суммированы для получения общего балла при максимально возможном значении 34. Чем выше уровень навыка передвижения, тем выше баллы детей в протоколе оценки MOT 4-6.

Статистический анализ

Статистический анализ проводился с использованием Statistica версии 10.0. Описательная статистика была рассчитана для всех переменных. Результаты были выражены как значение ± стандартные отклонения. Различия между девочками и мальчиками и параметрами их тел были проверены t-критерием Стьюдента. Статистическая оценка проводилась с использованием корреляции Пирсона. Все параметры считались статистически существенно различными, если р

На основании исследований, у 11% детей дошкольного возраста нет сохранившихся примитивных рефлексов. По крайней мере один из сохранившихся рефлексов у исследуемых был обнаружен у 89% обследованных детей, но у 65% дошкольников едва ли прослеживалась остаточная степень рефлекса.

Наиболее часто встречающимся рефлексом (66% детей) является АШТР Л, а наименее часто встречающимся СШТР СГБ (34% детей), где СШТР СГБ не показывает наличие максимальной интенсивности у любого из детей. Результаты в процентах показаны на рисунках 1 и 2.

Цифры показывают, что АШТР Л фигурирует в верхней части оценочной шкалы, проявляясь у 14% детей. Вслед за ним, наибольшее количество участников продемонстрировали ЛТР РАЗГ (12%) и АШТР П (9%). Рефлексы СШТР РАЗГ и ЛТР СГБ являются самыми сильными у 6% исследуемых.

Лучшие результаты дошкольников в тесте MOT 4-6 показаны на рисунке 3.

Самое легкое задание для детей было номер 16, его выполнили 94% исследуемых детей. Задача 6 была выполнена 6% детей; оно оказалось самым сложным. Задание 8 также было трудным, и 21% детей получили 1 балл за это задание; кроме того, ни один из детей не получил максимальную оценку за это задание.

Данные сравнивались между девочками и мальчиками. 63% девочек показали очень хорошее или нормальное развитие. В группе мальчиков не было никого с очень хорошим развитием, а 60% мальчиков находились в нормальной группе развития. Точно так же на уровне сохранившихся примитивных рефлексов девочки проявили более высокую степень интеграции. Шестьдесят девять процентов девочек достигли хорошей или полной интеграции (уровень нулевой и низкий), тогда как среди мальчиков аналогичного уровня интеграции достигли 63%. Хотя исследованные девочки достигли более высокого уровня психомоторного развития и рефлекторной интеграции, чем мальчики, между ними не было существенной разницы (рисунки 4 и 5).

Более высокая эффективность моторики обусловлена ​​меньшей серьезностью рефлекса.

Также изучались корреляции между неделей рождения, преобладанием рефлексов и двигательными навыками. Дети, рожденные до срока, показывают более высокий уровень неинтегрированных рефлексов по сравнению с детьми, рожденными в срок. У них также более низкий уровень моторных навыков.

Детей измеряли по массе и высоте, и рассчитывали индекс массы тела (ИМТ). Результаты: 40% детей дошкольного возраста находятся в нормальном диапазоне, 34% имеют недостаточный вес, 11% имеют избыточный вес и 14% ожирение. Не существует корреляции между весом при рождении, параметрами АПГАР, текущим ИМТ и уровнем интеграции примитивных рефлексов или психомоторными способностями.

Дети, реабилитированные в младенчестве методом Войта, противостоят группе с пониженной двигательной способностью и более высокой частотой возникновения рефлексов. Поскольку в группе было всего 2 человека, следует изучить дополнительные группы, чтобы определить значение наблюдаемого феномена.

➡ Рады сообщить, что 24-25 ноября 2018 года в Киеве состоится семинар Трейси Гейтс по работе с Травмой и Примитивными рефлексами >>>

Проходите обучение у Профессионалов!

Исследования по примитивным рефлексам широко проводились у детей с церебральным параличом [2]. Уровень неинтегрированных рефлексов в группе высокий и неадекватный по сравнению со здоровыми детьми. Исследований о примитивных рефлексах у здоровых детей мало, поэтому мы начали их проводить. Рассматриваемая группа в настоящем исследовании отличается от исследованной в доступной литературе. Испытательная группа состояла из здоровых детей, без каких-либо особых потребностей. Однако у большинства детей наблюдались постоянные рефлексы, а даже незначительные постоянные рефлексы, как показало исследование, влияют на психомоторное развитие детей.

В наших исследованиях более 60% детей продемонстрировали по крайней мере один примитивный рефлекс на уровне 1-2 и 25% из них на уровнях 3 и 4. Это означает, что большинство исследованных детей дошкольного возраста имеют неинтегрированные рефлексы. Это приводит нас к выводу о необходимости проведения масштабного тестирования, что поможет провести раннюю терапию до того, как расстройства обнаружатся в результате неадекватного поведения ребенка в школьном возрасте. Гржиуняк [15] провел исследование, сравнивающее уровень примитивных рефлексов в двух группах здоровых детей школьного возраста, одну из детского дома, а вторую - включающую детей, проходящих терапию по трудностям в обучении. Гржиуняк отметил, что 55% здоровых детей сохранили примитивные рефлексы на уровнях 1 и 2. В исследовании не было детей с рефлексами на уровне 3 или 4. Результаты можно объяснить старшим возрастом обследуемых детей, поэтому их нельзя прямо сопоставлять. Разница, отмеченная выше, может способствовать дальнейшему исследованию динамики примитивных рефлексов у здоровых детей.

Скрининговые исследования могут помочь детям дошкольного возраста с этими трудностями, повторяя паттерны мимических движений из первого года их жизни. Терапия может включать в себя движения, основанные на ранних стадиях развития мозга. В результате мозг детей может иметь «второй шанс» пройти через те стадии, которые были пропущены 18.

Bruijn et al. [5] изучал, может ли АШТР или СШТР появляться у здоровых взрослых. Было измерено десять испытуемых, и примитивные рефлексы были обнаружены у взрослых.

Исследования моторных способностей у детей, измеренные MOT 4-6, проводились Кулс et al. [20]. Средний результат у детей в исследовании MOT 4-6 составил 19 (SD = 4,8). В нашем исследовании средний результат составил 15 (SD = 4,7). Распределение детского результата было следующим: более 4% были отнесены к категории «измененное развитие», почти 19% - к «замедленному развитию», 75% - к «нормальному развитию», около 1% - к «очень хорошему развитию» и никто к «ускоренному развитию». Наше исследование показало почти такую ​​же тенденцию. Девять процентов детей были в категории «измененное развитие», 29% - в «замедленном развитии», 59% - в «нормальном» и 3% - в «очень хорошем развитии». Это значит, что в нашем исследовании больше детей было ниже нормальных показателей и немного больше в показателях выше нормы, чем в исследованиях Кулса. Результаты Nowak et al. практически аналогичные. Они показывают необходимость стимулирования 21% детей 4-летнего возраста [21, 22].

Для осмотра тесты, проведенные при исследовании, могут использоваться альтернативно, с большой вероятностью, что результаты теста MOT 4-6 будут указывать не только на уровень психомоторной эффективности, но и на степень интеграции рефлексов. Использование рефлекторных тестов позволит определить степень психомоторных навыков здорового ребенка. Кроме того, если они выполняются в раннем возрасте, это позволит корректировать лечение в соответствии с истинным источником расстройств, а не только результатами.

Мы наблюдали значительную корреляцию между психомоторным тестом MOT 4-6 и испытанием примитивных рефлексов. Исследование показывает необходимость детальной оценки детей с целью выявления причин детских моторных проблем в незрелости головного мозга, а не сосредоточения внимания на симптомах. Неспособность выполнить интеграцию рефлексов может создать трудности для детей в овладении надлежащими моторными навыками для своего возраста. Лечение прежде всего должно касаться корня проблемы, а не только симптомов; поэтому обучение должно концентрироваться на рефлексах, и после этого можно принимать во внимание такие способности, как баланс, функции рук, постуральные проблемы и т. д.

В заключение, даже следы примитивных рефлексов значимы для психомоторных навыков. Представляется разумным ввести интеграционную терапию рефлексов у детей с низкими психомоторными навыками. Примитивные рефлексы, которые регулярно тестируются, могут способствовать улучшению раннего психомоторного развития у детей с потребностями, что предотвращает многие трудности, с которыми дети могут столкнуться в своей социальной и школьной жизни.

➡ Рады сообщить, что 24-25 ноября 2018 года в Киеве состоится семинар Трейси Гейтс по работе с Травмой и Примитивными рефлексами >>>

Читайте также: