Обновлено: 28.03.2024

Международный коллектив учёных из Университета Лестера, МГУ и МФТИ разработал математическую модель, которая открывает новые возможности для контроля и мониторинга распространения мелиоидоза в Юго-Восточной Азии. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

Мелиоидоз — острая инфекционная болезнь, протекающая в виде тяжёлого сепсиса с образованием множественных абсцессов в различных органах и приводящая в 40% случаев к смерти. Особенно высок риск заражения у людей больных диабетом. Возбудителем мелиоидоза является бактерия Burkholderia pseudomallei (бацилла Уитмора), которая особенно активна в воде и почве. Болезнь широко распространена в Юго-Восточной Азии, а также Индонезии, Австралии, Западной и Восточной Африке.

«Мелиоидоз — серьёзное и опасное заболевание, но многие исследования на эту тему в основном сводятся к исследованию бактерий, а фагам, которые обнаружены в местах обитания патогена, не уделяется должного внимания. Мы задались вопросом: возможно ли предсказать изменение числа патогенных бактерий и какую роль в этом процессе играют фаги в зависимости от сезона и погодных условий», — рассказывает один из авторов исследования, профессор Университета Лестера Андрей Морозов.

Для этого учёные разработали несколько математических моделей, которые предсказывают сезонную и ежедневную динамику размера популяций бактерий Burkholderia pseudomallei, связанных с зависимыми от температуры фагами, на рисовых полях в двух провинциях Таиланда (Сакэу и Накхонпханом). В качестве переменных использовались данные о температуре и уровне ультрафиолетового излучения.

Результаты моделирования показывают, что наиболее опасен период с марта по сентябрь. Основной источник смертности бактерий — заражение фагами, то есть вирусами, избирательно поражающими бактерии. Весной и летом, при высоком уровне ультрафиолетового излучения, фаги умирают, что приводит к росту числа бактерий без них. В то же время в богатой питательными веществами среде при сохранении постоянной интенсивности УФ решающую роль играет температура. Так, если она выше 35 градусов, фаг переходит в состояние, когда он уничтожает клетки бактерии (так называемый литический цикл), что позволяет контролировать размер популяции патогена. Модель также показывает, что количество свободных от фагов бактерий максимально вечером (около 20:00) и минимально утром (около 09:00).

Помимо ультрафиолетового излучения, на уровень свободных фагов влияют и используемые удобрения. Недавние исследование показывают, что химикаты на основе меди убивают фаги, как влияют другие — пока неизвестно. Однако они делают динамику непредсказуемой, что потенциально может быть опасно для человека.

«В отличие от лабораторных условий, в природе и у лизогена (бактерии, инфицированной фагом), и у патогенной бактерии есть ограничивающие факторы, от которых зависит размер их популяции. Чтобы сделать модель более реалистичной, мы измерили целый ряд реальных параметров фагов. Таким образом модель предсказывает, при каком соотношении сезонных параметров повышается риск заражения мелиоидозом», — добавляет Андрей Летаров, заведующий лабораторией вирусов микроорганизмов Института микробиологии им. С. Н. Виноградского, профессор МФТИ и МГУ.

Модель показывает, как фаг взаимодействует с бактерией. Полученные результаты открывают целый ряд возможностей для контроля заболевания: начиная от пересмотра и определения графика полевых работ в зависимости от сезона, понимания того, в какое время могут потребоваться дополнительные меры безопасности, как, например, специальная экипировка, и заканчивая тем, какие удобрения не вредят фагам и могут быть использованы для ограничения популяции патогенных бактерий.

«Математическое моделирование позволяет делать прогнозы при различных режимах, в том числе оценить влияние глобального потепления на распространение эндемичных зон заболевания. Мы возобновляем исследование и уже осенью планируем провести серию экспериментов, чтобы более подробно изучить, как химикаты, используемые в сельском хозяйстве, влияют на уровень фагов в почве, как в ней взаимодействуют фаги и бактерии и какие ограничивающие факторы играют в этой среде существенную роль», — добавляет Андрей Морозов.

Мелиоидоз

Мелиоидоз – инфекция, вызываемая грам негативной бактерией Burkholderia (раньше Pseudomonas) pseudomallei. Проявления включают пневмонию, септицемию и локализованную инфекцию в различных органах. Диагноз подтверждается окрашиванием и бакпосевом. Лечение антибиотиками, такими как цефтазидим, является длительным.

Возбудитель Burkholderia pseudomallei может быть выявлен в почве и воде и является эндемичным для Юго-Восточной Азии, Австралии, Центральной, Западной и Восточной Африки, Индии, Среднего Востока и Китая. Риск инфицирования мелиоидозом наиболее высок для путешественников-любителей приключений, экотуристов, военнослужащих, строителей, шахтеров и других людей, чей контакт с зараженной почвой или водой может оставлять их незащищенными от воздействия бактерий в эндемичных районах.

Люди могут заразиться мелиоидозом путем инфицирования ранок на коже или ожогов, при приеме пищи или при попадании в дыхательные пути, но не прямо от зараженных животных или других людей.

В эндемичных районах мелиоидоз чаще возникает у пациентов с:

Иммунной недостаточностью, включая СПИД СПИД Инфекция вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) вызывается одним из 2 похожих ретровирусов (ВИЧ-1 и ВИЧ-2), которые разрушают CD4+ лимфоциты и ослабляют клеточный иммунитет, увеличивая риск оппортунистических. Прочитайте дополнительные сведения

Симптомы и признаки мелиоидоза

Мелиоидоз может проявляться остро или оставаться латентным в течение многих лет после бессимптомного первичного инфицирования. Смертность 10%, за исключением острого септицемического мелиоидоза, который является часто смертельным.

Острая легочная инфекция наиболее распространенная форма. Она варьирует от легкой формы до некротизирующей пневмонии. Начало может быть острым или постепенным, с головной болью, анорексией, плевритными болями или тупой болью в области грудной клетки и генерализованной миалгией. Лихорадка обычно > 39 ° C. Кашель, тахипноэ и хрипы являются характерными признаками. Мокрота может быть с вкраплениями крови. Рентген грудной клетки обычно показывает уплотнение верхней доли, часто кавитирующее и напоминающее туберкулез. Узелковые поражения, тонкостенные кисты и плевральный выпот могут также иметь место. Количество лейкоцитов в крови – от нормы до 20 000/мкл (20 × 10 9 /л).

Острая септицемическая инфекция начинается внезапно, с септического шока Сепсис и септический шок Сепсис представляет собой клинический синдром с развитием жизнеугрожающей органной дисфункции, вызванный нарушением регуляции ответа на инфекцию. При септическом шоке происходит критическое. Прочитайте дополнительные сведения и поражения многих органов, проявляющихся дезориентацией, тяжелой одышкой, сильной головной болью, фарингитом, болями в верхней части брюшной полости, диареей и пустулами на коже. Отмечаются высокая температура, гипотония, тахипноэ, яркий эритематозный румянец и цианоз. Могут быть выраженные миалгии. Иногда появляются симптомы артрита или менингита. Респираторные симптомы могут отсутствовать или выслушиваются хрипы и шум трения плевры.

Локализованная гнойная инфекция может возникать практически в любом органе, но чаще всего встречается в месте проникновения в кожу (или легкие) и регионарных лимфатических узлах. Типичные метастатические места инфекции включают печень, селезенку, почки, простату, кости и скелетные мышцы. Острый гнойный паротит распространен среди детей в Таиланде. У пациентов может не быть лихорадки.

Диагностика мелиоидоза

Окрашивание и посев

B. pseudomallei может быть выявлен в эксудате благодаря окрашиванию метиленовым синим или по Граму, а также посеву. Посевы крови часто отрицательны, за исключением случаев с бактериемией (например, при септицемии). Серологические анализы зачастую ненадежны в эндемичных районах, потому что результаты могут быть положительными из-за перенесенной инфекции.

Рентген-обследование ОГП, как правило, показывает узловые (4-10 мм) уплотнения, неправильной формы, но также может показать лобарные инфильтраты, двустороннюю бронхопневмонию или полостные поражения.

УЗИ или КТ брюшной полости и малого таза, вероятно, следует сделать для обнаружения абсцессов, которые могут присутствовать, независимо от клинической картины. Печень и селезенка могут пальпироваться. Показатели печеночных тестов, уровни аспартатаминотрансферазы и билирубина часто патологические. Почечная недостаточность и коагулопатии возникают в тяжелых случаях. Количество лейкоцитов в крови в норме или немного увеличено.

Лечение мелиоидоза

Пациентам с наличием симптомов назначают внутривенные антибиотики на протяжении нескольких недель с последующим длительным применением пероральной формы препарата.

Бессимптомный мелиоидоз не нуждается в каком-либо лечении.

Пациентам с наличием симптомов следует назначать цефтазидим по 30 мг/кг внутривенно каждые 6 часов в течение 2–4 недель (имипенем, меропенем и пиперациллин являются приемлемыми препаратами замены), затем антибиотики перорально (одну двойную таблетку триметоприма/сульфометоксазола [ТМП/СМК] 2 раза в день или доксициклин в дозе 100 мг 2 раза в день) в течение 3–6 месяцев. Детям

Основные положения

Мелоидозом можно инфицироваться контактным путем через кожу, при проглатывании или вдыхании; им не заражаются непосредственно от инфицированных животных или людей.

Наиболее распространенным проявлением является острая легочная инфекция (иногда тяжелая), но гнойные поражения могут возникать на коже и/или во многих других органах; может возникать сепсис, который ведет к высокой смертности.

Диагноз устанавливают с помощью окрашивания и посева; посевы крови выполняются, но часто отрицательны, кроме случаев тяжелой септицемии.

Лечение пациентов, у которых присутствуют симптомы, проводят с помощью внутривенного введения цефтазидима с последующим длительным курсом перорального ТМП/СМК или доксициклина; у детей

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Мелиоидоз: основные этапы научных исследований

Обзор посвящен 100-летию открытия возбудителя мелиоидоза. Показаны основные достижения мировой науки в области экологии Burkholderia pseudomallei , эпидемиологии, клиники и лечения заболевания. Одновременно в статье обобщены данные по 50-летней разработке основных проблем мелиоидоза специалистами противочумной системы Российской Федерации.

Ключевые слова

Об авторах

Список литературы

1. Антонов В.А., Илюхин В.И. Молекулярно-биологические подходы к диагностике и внутривидовому типированию возбудителей сапа и мелиоидоза. Мол. генет., микробиол., вирусол. 2005; 2:3-9.

2. Батманов В.П., Илюхин В.И., Антонов Ю.В. Лабораторный контроль эффективности химиотерапии при мелиоидозе. Антибиотики и химиотерапия. 1995; 2:415.

3. Илюхин В.И., Алексеев В.В., Королев Ю.С. Буркхольдерии - возбудители сапа и мелиоидоза. В кн.: Руководство по медицинской микробиологии. Кн. 2. М.; 2010. С. 755-87.

4. Илюхин В.И., Сенина Т.В., Плеханова Н.Г., Антонов В.А., Меринова Л.К., Сеимова И.К. Burkholderia thailandensis: биологические свойства, идентификация и таксономическая позиция. Мол. генет., микробиол. и вирусол. 2002; 1:7-11.

5. Илюхин В.И., Сенина Т.В., Трушкина М.Н., Шубникова Е.В., Антонов Ю.В., Андропова Н.В. Проблемы соответствия антибиотикочувствительности in vitro и эффективности химиотерапии инфекций, вызванных патогенными буркхольдериями. Антибиотики и химиотерапия. 2009; 7-8:19-23.

6. Калина Г.П. Род Pseudomonas: новые аспекты старой проблемы. Журн. микробиол., эпидемиол. и иммунобиол. 1985; 5:91-8.

7. Ларионов Г.М. Заносы мелиоидоза и эпидемиологический надзор за его распространением. Микробиол. журн. 1987; 3:93-7.

8. Литвин В.Ю., Гинцбург А.Л., Пушкарева В.И. Эпидемиологические аспекты экологии бактерий. М.; 1998. 256 с.

9. Меринова Л.К., Антонов В.А., Замараев В.С., Викторов Д.В. Мобилизация криптических плазмид возбудителя мелиоидоза в гетерологичные виды микроорганизмов. Мол. генет., микробиол., вирусол. 2002; 2:37-40.

10. Пивень Н.Н., Илюхин В.И., Замарин А.Е., Алексеев В.В., Васильев В.П. Адекватный выбор антигенов при серодиагностике экспериментального мелиоидоза. Журн. микробиол., эпидемиол. и иммунобиол. 2007; 2:49-53.

11. Ширяев Д.Т., редактор. Мелиоидоз. М.: «Медицина»; 1976. 110 с.

12. Antonov V.A. Molecular identification and typing of Burkholderia pseudomallei and Burkholderia mallei: when is enough enough? The 5th World Melioidosis Congress, Khon Kaen, Thailand. 2007. 198 p.

13. Batmanov V.P., Ilyukhin V.I., Andropova N.V. Susceptibility of Burkholderia mallei and Burkholderia pseudomallei to antibacterial drugs. The 4th World Melioidosis Congress, Singapore. 2004. 78 p.

15. Deris Z.Z., Hasan H., Suraiya M.N. Clinical characteristics and outcomes of bacteraemic melioidosis in a teaching hospital in a northeastern state of Malaysia: a five - year review. J. Infect. Dev. Ctries. 2010; 4:430-5.

16. Estes D.M., Dow S.W., Schweizer H.P., Torres A.G. Present and future therapeutic strategies for melioidosis and glanders. Expert. Rev. Anti. Infect. Ther. 2010; 8:325-38.

17. Green R.N., Tuffnell P.G. Laboratory acquired melioidosis. Am. J. Med. 1968; 44:599-605.

19. Inglis T.J.J., Sagripanti J.L. Environtmental factors that affect the survival and persistance of Burkholderia pseudomallei. Appl. Environ. Microbiol. 2006; 72:6865-75.

20. Ilyukhin V.I., Merinova L.K. Genetic transfer systems of Burkholderia pseudomallei and Burkholderia mallei. International Congress on melioidosis. Bangkok. 1998. 57 p.

21. Mukhopadhyay C., Chawla K., Krishna S., Nagalakshmi N., Rao S.P., Bairy I. Emergence of Burkholderia pseudomallei and pandrug-resistant non-fermenters from southern Karnataka, India. Trans. R. Soc. Trop. Med. Hyg. 2008; 102:12-7.

22. Palleroni N.J., Kunisawa R., Contopoulou R. Nucleic acid homologies in the genus Pseudomonas. Int. J. Syst. Bacteriol. 1973; 23:333-9.

24. Puthucheary S.D., Vadivelu J. Human melioidosis. Singapore. 2002; 95.

25. Sawasdidoln C., Taweechaisupapong S., Sermswan R.W., Tattawasart U., Tungpradabkul S., Wongratanacheewin S. Growing Burkholderia pseudomallei in biofilm stimulating conditions significantly induces antimicrobial resistance. PLoS One. 2010; 5:91-6.

26. Schlech W.F., Turchik J.B., Westlake R.E., Klein G.C., Band J.D., Weaver R.E. Laboratory-acquired infection with Pseudomonas pseudomallei (melioidosis). N. Engl. J. Med. 1981; 305:1133-5.

27. Shams A.M., Rose L.J., Hodges L., Arduino M.J. Survival of Burkholderia pseudomallei on environmental surfaces. Appl. Envir. Microbiol. 2007; 73:8001-4.

28. Stanton A.T., Fletcher W. Melioidosis: a new disease of the tropics. Trans. 4-th congress Far East Assoc. Trop. Med. 1921; 2:196-8.

29. Stanton A.T., Fletcher W. Melioidosis, a disease of rodents communicable to man. Lancet. 1925; 1:10-3.

30. Viktorov D.V., Alekseev V.V., Zakharova I.B., Antonov V.A., Merinova L.K. High-level resistance to fluoroquinolones and cephalosporins in Burkholderia pseudomallei and closely related species. The 5th World Melioidosis Congress, Khon Kaen, Thailand. 2007. 247 p.

31. Whitmore A. An account of a glanders-like disease occurring in Rangoon J. Hyg. London. 1913; 18:1-34.

32. Whitmore A., Krishnaswami C.S. An account of the discovery of the hitherto undescribed infective disease occurring among the population of Rangoon. Indian Med. Gazette. 1912; 47:262-7.

33. Yabuuchi E., Kosako Y., Oyaizu H., Hotta H., Hashimoto Y., Ezaki T., Arakawa M. Proposal of Burkholderia gen. nov. and transfer of seven species of the genus Pseudomonas homology group II to the new genus, with the type species Burkholderia cepacia (Palleroni and Holmes 1981) comb. nov. Microbiol. Immunol. 1992; 36 (12):1251-75.

Мелиоидоз

Мелиоидоз – бактериальная инфекция, вызываемая бациллой Уитмора и протекающая с образованием множественных септико-некротических очагов во внутренних органах и тканях. Клиническое течение мелиоидоза характеризуется лихорадкой с ознобом, кашлем с гнойной мокротой, болью в грудной клетке, лимфаденитом, рвотой, диареей. Типично развитие гнойно-воспалительных процессов в различных органах (абсцессов легкого, эмпиемы плевры, артрита, пиелонефрита, остеомиелита и др.). Подтвердить диагноз мелиоидоза позволяет бактериологическое исследование крови, мочи, мокроты, гноя; серологические методы. Для этиотропной терапии используются антибиотики препараты тетрациклинового ряда, левомицетин, сульфаниламиды.

Общие сведения

Мелиоидоз (ложный сап, пневмоэнтерит, псевдохолера, болезнь Уитмора) – инфекционное заболевание из группы сапронозов, характеризующееся острой или хронической септикопиемией. Мелиоидоз регистрируется в Юго-Восточной Азии, Индонезии, Австралии, Западной и Восточной Африке, Центральной и Южной Америке. В Европе и США встречаются завозные случаи мелиоидоза. В эндемичных регионах антитела к возбудителю мелиоидоза обнаруживаются у 7-10% местного населения, что свидетельствует о широком распространении инфекции. Мелиоидоз может протекать в латентной, септической, легочной и рецидивирующей форме. Без своевременного этиотропного лечения летальность от заболевания близка к 100%.

Причины мелиоидоза

Инфекция вызывается грамотрицательной палочкой Burkholderia pseudomallei (Pseudomonas pseudomallei, бациллой Уитмора), которая по своим морфологическим и культуральным свойствам близка к возбудителю сапа. Бактерия является факультативным аэробом; подвижна благодаря наличию жгутикового аппарата; имеет длину 2-6 мкм и ширину 0,5-1 мкм. Во внешней среде (воде, влажной почве, гниющих материалах) возбудитель мелиоидоза способен длительно сохранять свою патогенность, однако быстро гибнет при нагревании и воздействии дезинфектантов.

Главными природными резервуарами палочки мелиоидоза служат вода и почва, загрязненные выделениями инфицированных животных. В естественных условиях носителями бациллы являются домашние и дикие животные (кошки, собаки, свиньи, коровы, лошади, козы, овцы, крысы, кенгуру, кролики), среди которых также отмечаются спорадические случаи мелиоидозной инфекции. Человек может заразиться мелиоидозом алиментарным путем при употреблении инфицированной воды и пищи; аэрогенным (воздушно-пылевым) путем при вдыхании бацилл с частицами пыли; контактным путем в случае попадания контаминированного материала на поврежденную кожу. Известны отдельные случаи передачи возбудителя половым путем от больного мелиоидозным простатитом, а также внутрибольничного инфицирования медперсонала при уходе за больными мелиоидозом. Максимальный подъем заболеваемости регистрируется в сельскохозяйственных районах в сезон дождей, а также в периоды войн и стихийных бедствий. Мелиоидоз обычно протекает в виде групповых вспышек и спорадических случаев. 98 % заболевших составляют мужчины.

Преодолев входные ворота, возбудитель мелиоидоза размножается в регионарных лимфатических узлах. Септическая форма инфекции сопровождается выходом бактерий в кровь и гематогенным распространением по организму с образованием множественных гранулем с казеозным некрозом и абсцессов. В большинстве случаев гнойные очаги возникают в легких; в тяжелых случаях – практически во всех органах и тканях (коже, подкожной клетчатке, лимфоузлах, костях, печени, почках, селезенке, головном мозге и мозговых оболочках). Септический вариант мелиоидоза развивается у ослабленных пациентов, больных хроническим гепатитом, сахарным диабетом, туберкулезом, алкоголизмом, наркозависимых (устаревшее название заболевания – «септицемия морфинистов»). У лиц с хорошей иммунной реактивностью обычно возникает легочная форма мелиоидоза, для которой свойственны только абсцессы легких. Описаны случаи латентно протекающей инфекции. Постинфекционный иммунитет длительный, возможно пожизненный.

Симптомы мелиоидоза

Продолжительность инкубационного периода при мелиоидозе может составлять от 2-х до 12-24 дней (иногда до нескольких месяцев). Различают латентную, септическую (молниеносную, острую, подострую, хроническую), легочную (инфильтративную, абсцедирующую) и рецидивирующую форму мелиоидоза. При латентном течении явные симптомы заболевания отсутствуют; инфекция выявляется ретроспективно, при проведении серологического обследования местного населения или лиц, вернувшихся из эндемичных регионов. В случае активизации латентной инфекции может развиваться рецидивирующий мелиоидоз, протекающий по септическому или легочному варианту.

Септическая форма мелиоидоза может носить молниеносное, острое, подострое и хроническое течение. При молниеносном варианте симптоматика развивается бурно: в считанные часы температура прогрессирует до 41°С, возникает рвота, профузный понос, эксикоз. Нарастает одышка, сердечно-сосудистая недостаточность; развивается гепатоспленомегалия и желтуха. На фоне выраженной интоксикации могут возникнуть менингеальные симптомы, нарушение сознания, возбуждение или, напротив, угнетение ЦНС, бред. Гибель пациента от инфекционно-токсического шока наступает на вторые сутки. Течение молниеносной формы мелиоидоза напоминает клинику холеры или септической формы чумы.

Острый мелиоидоз манифестирует с высокой лихорадки и потрясающего озноба. На этом фоне беспокоят сильные головные, суставные и мышечные боли, рвота, диарейный синдром. Одновременно появляется кашель со слизисто гнойной мокротой, боли в груди, кровохарканье, шейный и подмышечный лимфаденит, часто возникает пневмония. На 5-6 е сутки на коже возникает эритема, пустулы или геморрагические пузырьки. В целом клиническая картина острого мелиоидоза соответствует тяжелому течению сепсиса; продолжительность острой фазы составляет 10–15 дней.

Подострое течение мелиоидоза характеризуется картиной септикопиемии с образованием абсцессов в легких, развитием эмпиемы плевры, гнойного перикардита, гнойного артрита, остеомиелита, перитонита, пиелонефрита, цистита, менингоэнцефалита. Интоксикационный и лихорадочный синдромы выражены умеренно. Без этиотропной терапии больные подострой формой мелиоидоза погибают в течение месяца. Хронический мелиоидоз может длиться несколько лет с периодическими с обострениями и ремиссиями. Для этой формы характерна нормальная или субфебрильная температура, абсцессы в подкожной клетчатке с длительно незаживающими свищевыми ходами, абсцессы внутренних органов. Гибель пациентов наступает от кахексии, амилоидоза, вторичной бактериальной инфекции.

Легочная форма мелиоидоза протекает в виде абсцедирующей пневмонии или гнойного плеврита. При этом отмечается интермиттирующая лихорадка с ознобом и потами, кашель с густой зеленовато желтой мокротой, боли в грудной клетке, снижение массы тела. На рентгенограммах легких обнаруживаются крупные полости в верхних долях, напоминающие картину туберкулеза легких.

Диагностика и лечение мелиоидоза

Вне эпидемических очагов диагностика мелиоидоза затруднена. Это объясняется полиморфизмом клинических проявлений, низкой настороженностью специалистов (инфекционистов, пульмонологов, хирургов и др.) в отношении возможных завозных случаев мелиоидоза. Поэтому у больных с неясной лихорадкой и септикопиемией всегда следует выяснять информацию о пребывании в эндемичных по мелиоидозу районах. Лабораторное подтверждение диагноза осуществляется с помощью бактериологического посева крови, мочи, мокроты, экссудатов, содержимого абсцессов и др. на питательные среды. Для экспресс-диагностики и быстрой идентификации возбудителя используется люминесцентная микроскопия. Из серологических методов наибольшей ценностью обладают РСК и РНГА. Возможно проведение биологической пробы – в этом случае у зараженных лабораторных животных возбудители мелиоидоза обнаруживаются в перитонеальном экссудате. В рамках дифференциально-диагностического поиска исключается сап, чума, холера, оспа, брюшной тиф, сепсис, третичный сифилис, туберкулез, системные микозы, дизентерийные абсцессы печени.

Комплексное лечение мелиоидоза складывается из этиотропной антибактериальной терапии, патогенетического и симптоматического лечения и хирургического дренирования абсцессов. Антибиотикотерапия при мелиоидозе проводится длительно (1-2 месяца и дольше). Наибольшую специфическую противомикробную активность показали хлорамфеникол, тетрациклины, цефалоспорины, сульфаниламиды пролонгированного действия и др. При септической форме мелиоидоза одновременно назначается сразу несколько антибактериальных препаратов; антибиотики вводятся парентерально, большими дозами (3-4 г в сутки). При необходимости проводится дренирование плевральной полости, вскрытие абсцессов мягких тканей, чрескожное или открытое дренирование абсцессов внутренних органов.

Прогноз и профилактика мелиоидоза

Без лечения летальность при мелиоидозе составляет 95-100%. При проведении полноценной антибиотикотерапии заболевание излечимо, однако примерно в 20% случаев возникают отдаленные рецидивы. Профилактика мелиоидоза заключается в обеспечении защиты источников водоснабжения и продуктов питания от грызунов, проведении дератизационных мероприятий, лечении или забое инфицированных домашних животных, повышении общегигиенической культуры населения в неблагополучных по мелиоидозу местностях. При выявлении мелиоидоза больные изолируются, все их выделения подлежат дезинфекции; за реконвалесцентами устанавливается длительное наблюдение. Специфическая профилактика мелиоидоза на настоящий момент не разработана.

Мелиоидоз

Мелиоидоз (ложный сап, болезнь Уитмора) — острая инфекционная болезнь, протекающая в виде тяжелого сепсиса с образованием множественных абсцессов в различных органах или в виде относительно доброкачественных легочных форм.

Этиология.

Возбудитель — Pseudomonas pseiidomallei (бацилла Уитмора). Представляет собой грамотрицательную, биполярно окрашивающуюся палочку длиной 2—6 мкм и шириной 0,5—1 мкм. Аэроб имеет жгутики, подвижен, хорошо растет на питательных средах. Возбудитель длительно сохраняется во внешней среде. Во влажной среде выживает до 30 дней, в гниющих материалах — 24 дня, в воде — до месяца и более. Погибает при нагревании и под воздействием дезинфицирующих средств. Различают 2 антигенных типа возбудителя: тип I (азиатский), широко распространенный повсюду, включая Австралию, и тип II (австралийский), распространенный преимущественно в Австралии. Патогенность этих типов существенно не различается. Возбудитель чувствителен к левомицетину, тетрациклину, канамицину, некоторым сульфаниламидным препаратам.

Эпидемиология.

В эндемичных по мелиоидозу регионах основным резервуаром возбудителя в природе являются почва и вода, загрязненные выделениями инфицированных животных. В этих районах возбудитель может быть выделен из почвы, стоячих водоемов, прудов, рисовых плантаций. Животные выделяют возбудителя с мочой и испражнениями, сами инфицируются при употреблении кормов и воды. Мелиоидозная инфекция может наблюдаться у многих видов животных: крыс, мышевидных грызунов, кроликов, коров, собак, кошек, кенгуру и др. Членистоногие не участвуют в передаче инфекции. В эндемичных районах мелиоидоз распространен широко, о чем свидетельствует тот факт, что у 7—10% взрослого населения этих районов обнаруживают антитела к возбудителю мелиоидоза. Заражение человека может наступать при употреблении инфицированной пищи или воды, а также аэрогенным путем (воздушно-пылевым). Часто инфицирование наступает при загрязнении мелких повреждений кожи почвой. Заражение человека от человека наблюдается крайне редко. Описан случай половой передачи инфекции больным хроническим простатитом (в секрете предстательной железы выявлен возбудитель мелиоидоза) супруге, которая никогда не была в эндемичных районах. Выявлено заболевание медицинской сестры, которая не была в эндемичных районах, но работала в палатах для больных мелиоидозом. Это указывает на возможность внутрибольничной инфекции лиц с ослабленным иммунитетом.

Патогенез.

Воротами инфекции являются мелкие повреждения кожи или слизистой оболочки органов пищеварения или респираторного тракта. Лимфогенно возбудитель достигает регионарных лимфатических узлов, где размножается иногда с образованием гнойного очага. При септических формах мелиоидоза возбудитель проникает в кровь и гематогенно распространяется по различным органам и системам, образуя там множество вторичных очагов с казеозным распадом и абсцессами. Большинство очагов развивается в легких, единичные абсцессы — в других органах. При подостром течении очаги в легких характеризуются большими размерами, а вторичные очаги обнаруживаются во всех органах и тканях — коже, подкожной клетчатке, печени, селезенке, почках, в костях, в мозговых оболочках, головном мозге, в лимфатических узлах. Вторичные очаги состоят из центральной зоны казеозного некроза, окруженной грануляционной тканью. Кальцификаты не развиваются. Септическое течение мелиоидоза наблюдается у резко ослабленных лиц. При хорошей реактивности макроорганизма чаще возникают относительно доброкачественно протекающие легочные абсцессы, при которых воспалительные изменения и абсцессы развиваются лишь в легких. Вероятно, мелиоидоз может протекать и в виде латентной инфекции. Например, в США наблюдались случаи мелиоидоза у лиц, которые несколько лет назад возвратились из эндемичных районов Юго-Восточной Азии. После перенесенного мелиоидоза в крови появляются антитела. Случаи повторного заболевания мелиоидозом не описаны.

Симптомы и течение.

Инкубационный период продолжается всего 2—3 дня (по данным лабораторных заражений со времени повреждения кожи и до развития болезни). Основные клинические формы:

1. Септическая (острая, подострая, хроническая);
  2. Легочная (инфильтративная, абсцедирующая);
  3. Рецидивирующая;
  4. Латентная.

Септическая форма.

У отдельных больных эта форма начинается относительно постепенно. Вначале появляется воспалительный инфильтрат на месте внедрения возбудителя (повреждения кожи), развивается регионарный лимфаденит, повышается температура тела и довольно скоро болезнь приобретает септическое течение. У большинства же больных септическая форма начинается внезапно с озноба, высокой лихорадки, резкой головной боли, одышки. В некоторых случаях заболевание протекает бурно, и больной умирает от инфекционно-токсического шока через 2—4 дня до развития у него вторичных септических очагов (молниеносная форма). В других случаях первичным очагом являются воспалительные изменения в легких, из которых затем гематогенно инфекция распространяется по различным органам и системам. Появляется общая слабость, температура с ознобом повышается до 39°С и выше, больного беспокоит кашель, боли в груди плеврального характера, выявляется притупление перкуторного звука, над пораженными отделами легких выслушиваются влажные хрипы. Процесс чаще локализуется в верхних долях. Затем тяжесть течения нарастает. Появляются множественные пустулы на коже и абсцессы в мышцах и внутренних органах. Болезнь продолжается 8—12 дней.

Очень быстрое развитие септической инфекции наблюдается у ослабленных лиц (наркоманы, диабетики, больные алкоголизмом и др.). В этих случаях быстро нарастают лихорадка и признаки общей интоксикации. Одновременно появляются признаки поражения легких и множественные поражения других органов. Отмечается фарингит, пустулезная сыпь по всему телу, жидкий водянистый стул, выраженная одышка, цианоз. У части больных появляются гнойные артриты, менингит, нарушение сознания. При рентгенографии легких отмечаются узелковые затенения диаметром около 10 мм, склонные к слиянию в более крупные инфильтраты. Эти формы болезни обычно не поддаются терапии.

При подострых и хронических формах заболевания отмечается более длительное течение с образованием вяло текущих абсцессов в различных органах и тканях. Эти формы периодически дают ремиссии, однако без этиотропной терапии больные также умирают в течение месяца (подострые формы) или через несколько месяцев (хронические формы).

Легочная форма

может начинаться внезапно, но чаще это заболевание развивается исподволь, иной раз выявляется даже случайно при рентгенологических исследованиях. Основные признаки этой формы мелиоидоза — повышение температуры тела, кашель с гнойной, иногда кровянистой мокротой, нарастающая слабость, исхудание, боли в груди. Лихорадка имеет обычно неправильный или интермиттирующий характер с ознобом и потом. У больных появляются кашель с большим количеством гнойной мокроты, колющие боли в грудной клетке, понижается аппетит, отмечается слабость; потеря массы тела составляет в среднем 10—15 кг. Гемограмма: нейтрофильный лейкоцитоз, повышенная СОЭ. При рентгенологическом исследовании изменения очень сходны с туберкулезными. Поражаются чаще верхние доли, у большинства больных с образованием тонкостенных полостей диаметром 1—4 см. У некоторых больных может быть несколько полостей (2—3 и более). Иногда поражение легких протекает в виде инфильтратов без казеозного распада и образования полостей.

Рецидивирующий мелиоидоз.

Возбудитель мелиоидоза может длительно сохраняться в организме в виде латентной инфекции. Активизация латентной инфекции может проявляться в виде острого септического или легочного заболевания или в виде хронического локализованного гнойного заболевания. Рецидив развивается через длительное время после первичного инфицирования. Описан случай рецидива через 26 лет после заражения. Рецидив может быть спровоцирован хирургическим вмешательством, тяжелой гриппозной пневмонией, лучевой терапией и пр. Необходимо учитывать активизацию латентной мелиоидозной инфекции у больных СПИДом.

Диагноз и дифференциальный диагноз.

Клинический диагноз септических форм мелиоидоза не представляет больших трудностей. Имеет значение пребывание в эндемичной местности, тяжелое течение болезни, прогрессирующая дыхательная недостаточность, множественные пустулезные элементы на коже, множественные абсцессы в подкожной клетчатке, мышцах и внутренних органах.

Пневмонические формы мелиоидоза можно диагностировать на основании эпидемиологических предпосылок, подострого течения пневмонии с поражением верхних долей, с ранним образованием тонкостенных полостей, кашля с гнойной или кровянистой мокротой, похудания, неправильной лихорадки с периодически возникающими ознобами.

Из лабораторных методов используют выделение возбудителей (из крови, гноя абсцессов, мокроты). Используют серологические реакции. РСК со специфическим антигеном считается диагностической уже в титре 1:8 и выше. Отрицательная РСК не исключает возможности мелиоидоза. Более чувствительна реакция гемагглютинации, которая рано становится положительной в титрах 1:16—1:64.

Дифференцируют от сапа, туберкулеза легких, глубоких микозов.

Лечение.

Прогноз.

До введения в практику антибиотиков смертность при септических формах приближалась к 100%, при современных методах лечения при септических формах умирает около 50% и более. При других формах мелиоидоза прогноз более благоприятный. Вероятность отдаленных рецидивов около 20%.

Профилактика и мероприятия в очаге. Специфическая профилактика не разработана. Больные мелиоидозом подлежат изоляции и госпитализации. В эндемичной местности проводят мероприятия по уничтожению грызунов и защите от них продуктов. Запрещается употребление сырой воды и купание в стоячих водоемах.