Причины жесткого обращения с детьми

Обновлено: 24.04.2024

За последние десятилетия в России и ее регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Все больше и больше данных свидетельствуют о том, что случаи насилия, жестокого обращения с детьми в семье гораздо более распространены, чем могло полагать большинство россиян.Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности стать жертвами жестокого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей.

Родительский дом и семья являются для несовершеннолетних детей гарантами стабильности и надежности. Однако в современных условиях многие семьи не смогли адаптироваться и сформировать защитные механизмы. Снизился воспитательный потенциал, ухудшился нравственно-психологический климат в семейной сфере и обществе в целом. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, обострение криминогенной ситуации, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное - все это привело к снижению уровня защищенности детей и подростков.

Жестокое обращение с детьми делится на физическое и психологическое насилие.

Определяют 4 типа насилия и жестокого обращения с ребенком:

• психологическое жестокое обращение.

Под физическим насилием понимается нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, педагогами или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни, также физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.

«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.

Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Эскалация физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим». Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет. В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения.

Сексуальное насилие или совращение можно рассматривать, как отдельную категорию жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается – использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.

Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Психологическое жестокое обращение – это унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психотравму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – это плохое обращение с детьми в возрасте до 18 лет и отсутствие заботы о них. Оно охватывает все типы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, что приводит к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия или власти. Насилие со стороны сексуального партнера также иногда считается формой жестокого обращения с детьми.

Масштабы проблемы

Жестокое обращение с детьми является глобальной проблемой с серьезными пожизненными последствиями. Несмотря на то, что недавно были проведены исследования в некоторых странах с низким и средним уровнем дохода, многих данных до сих пор не хватает.

Жестокое обращение с детьми представляет собой сложную и трудную для изучения проблему. Имеющиеся оценки варьируются в широком диапазоне в зависимости от страны и используемого исследовательского метода. Оценки зависят от следующих аспектов:

  • применяемые определения жестокого обращения с детьми;
  • изучаемый тип жестокого обращения с детьми;
  • статистический охват и качество официальных статистических данных;
  • охват и качество обследований, при которых требуются отчеты самих жертв, родителей или воспитателей.

Тем не менее международные исследования показывают, что одна четверть всех взрослых подвергались в детстве физическому насилию, и что 1 из 5 женщин и 1 из 13 мужчин подвергались в детстве актам сексуального надругательства. Помимо этого, многие дети становятся жертвами эмоционального (психологического) насилия и пренебрежительного отношения.

По оценкам, ежегодно происходит 41 000 убийств детей в возрасте до 15 лет. Эта цифра недооценивает истинные масштабы проблемы, так как значительная доля случаев смерти в результате жестокого обращения с детьми неправильно приписывается к падениям, ожогам, утоплениям и другим причинам.

В условиях вооруженных конфликтов и в лагерях для беженцев девочки особенно подвержены сексуальному насилию, эксплуатации и жестокому обращению со стороны военных, представителей сил безопасности, других членов их сообществ, гуманитарных работников и других лиц.

Последствия жестокого обращения

Жестокое обращение с детьми причиняет страдания детям и семьям и может иметь долговременные последствия. Жестокое обращение приводит к стрессу, который связан с нарушением раннего развития мозга. Экстремальный стресс может нарушать развитие нервной и иммунной систем. Вследствие этого, в зрелом возрасте людям, подвергавшимся жестокому обращению в детстве, угрожает повышенный риск возникновения проблем в области поведения и физического и психического здоровья, таких как:

  • совершение насилия или становление жертвой насилия;
  • депрессия;
  • курение;
  • ожирение;
  • сексуальное поведение высокого риска;
  • незапланированная беременность;
  • вредное употребление алкоголя и наркотиков.

В результате таких последствий для поведения и психического здоровья жестокое обращение может приводить к развитию сердечных и онкологических заболеваний, самоубийствам и инфекциям, передаваемым половым путем.

Помимо последствий для здоровья и общества жестокое обращение с детьми оказывает также воздействие на экономику, включая расходы на госпитализацию, лечение нарушений психического здоровья, охрану детства и расходы в связи с долговременными нарушениями здоровья.

Факторы риска

Определены факторы риска жестокого обращения с детьми. Эти факторы риска присутствуют не во всех социальных и культурных условиях, но они дают общее представление при попытках понять причины жестокого обращения с детьми.

Ребенок

Важно подчеркнуть, что дети являются жертвами и их никогда нельзя обвинять за жестокое обращение. Некоторые индивидуальные особенности ребенка могут усилить вероятность жестокого обращения с ним:

  • ребенок в возрасте до 4 лет или подросток;
  • нежеланный или не оправдывающий ожиданий родителей ребенок;
  • ребенок, имеющий особые потребности, постоянно плачущий или имеющий патологические физические особенности.

Родители или воспитатели

Некоторые особенности родителей или воспитателей могут повысить риск жестокого обращения с ребенком. Среди них можно перечислить следующие:

  • трудности, связанные с новорожденным;
  • оставление ребенка без внимания;
  • подвергание жестокому обращению в детстве;
  • неосведомленность в отношении развития ребенка или нереальные ожидания;
  • вредное употребление алкоголя или наркотиков, в том числе во время беременности;
  • вовлеченность в преступную деятельность;
  • испытываемые финансовые трудности.

Взаимоотношения

Ряд факторов во взаимоотношениях в семьях или между сексуальными партнерами, друзьями и ровесниками может повышать риск жестокого обращения с детьми, например:

  • проблемы в области физического или психического здоровья или развития какого-либо члена семьи;
  • разлад в семье или насилие между другими членами семьи;
  • изолированность в сообществе или отсутствие круга поддержки;
  • отсутствие поддержки в воспитании ребенка со стороны других членов семьи.

Сообщество и социальные факторы

Ряд характерных особенностей отдельных общин и сообществ может повысить риск жестокого обращения с детьми. Они включают:

  • гендерное и социальное неравенство;
  • отсутствие надлежащего жилья или услуг для поддержки семей, а также соответствующих институтов;
  • высокие уровни безработицы и нищеты;
  • легкий доступ к алкоголю и наркотикам;
  • ненадлежащие стратегии и программы по предотвращению жестокого обращения с детьми, детской порнографии, детской проституции и детского труда;
  • социальные и культурные нормы, поддерживающие или прославляющие насилие над другими, одобряющие применение телесных наказаний, требующие жестких гендерных ролей или принижающие статус ребенка во взаимоотношениях между родителями и детьми;
  • социальные, экономические, медико-санитарные и образовательные стратегии, которые приводят к плохим жизненным стандартам или социально-экономическому неравенству или нестабильности.

Профилактика

Для профилактики жестокого обращения с детьми необходим многосекторальный подход. Эффективными являются те программы, которые поддерживают родителей и прививают позитивные родительские навыки. Они включают:

  • посещения родителей и детей на дому медсестрами для поддержки, обучения и предоставления информации;
  • обучение родителей, обычно групповое, для улучшения навыков воспитания детей, расширения знаний о развитии ребенка и стимулирования стратегий позитивного обращения с детьми; и
  • многокомпонентные мероприятия, обычно включающие поддержку и обучение родителей, дошкольное образование и уход за ребенком.

Другие программы по предотвращению также перспективны в некоторых отношениях.

  • Программы по предотвращению травм головы в результате жестокого обращения (называемых также синдромом встряхнутого ребенка и нанесенным травматическим повреждением мозга). Обычно это программы на уровне больниц, ориентированные на молодых родителей до их выписки, которые информируют об опасностях синдрома встряхнутого ребенка и рекомендуют меры в отношении безутешно плачущих детей.
  • Программы по предотвращению сексуального насилия над детьми. Они обычно проводятся в школах и обучают детей в следующих областях:
    • право собственности на свое тело;
    • разница между хорошими и плохими прикосновениями;
    • как распознавать угрожающие ситуации;
    • как сказать "нет";
    • как рассказать о неправильном обращении заслуживающему доверие взрослому человеку.

    Такие программы эффективны в усилении защитных факторов от сексуального насилия над детьми (например, знания о сексуальном насилии и защитных формах поведения), но данные о том, способствуют ли такие программы уменьшению масштабов других видов насилия, отсутствуют.

    Чем раньше в жизни ребенка проводятся такие мероприятия, тем более полезными они являются для ребенка (например, когнитивное развитие, поведенческая и социальная компетенция, образовательная подготовка) и для общества (например, уменьшение числа правонарушений и преступлений).

    Кроме того, раннее распознавание случаев в сочетании с непрерывной заботой о детях, ставших жертвами насилия, и семьях может способствовать уменьшению масштабов повторного жестокого обращения и его последствий.

    Для максимального воздействия мероприятий по предотвращению и проявлению заботы ВОЗ рекомендует проводить их в качестве составной части четырехэтапного подхода в области общественного здравоохранения:

    Жестокое обращение с детьми и способы его выявления

    Многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук родителей становятся в последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.
    Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физическому состоянию. Оно несет собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становиться дополнительным источником межличностных конфликтов.
    Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, – именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Проблема насилия над детьми стоит достаточно остро во всем мире – и в то же время остается в тени, потому что немногие готовы говорить, о ней публично и открыто.
    Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе, характером или личностными проблемами взрослых, семейными традициями и др. Бытующее мнение, что подобный способ воспитания имеет место только в социально неблагополучных семьях, сегодня признано мифом. Насилие нередко встречается и в семьях, где внешне все хорошо; просто неблагополучным семьям специалисты уделяют больше внимания, и факты жестокого обращения с детьми в них становятся известны гораздо чаще.
    Проблема жестокого обращения с детьми относится к числу актуальных, так как насилие в семье является сегодня одной из важнейших причин, которое способствует социальному и психологическому нездоровью семьи, лишает ее стабильности и безопасности.
    Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
    Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление ребёнка без психологической и моральной поддержки.
    Ребенок считается жертвой жестокого обращения, если в результате действий или бездействий со стороны окружающих лиц ему был причинен вред или он подвергся высокому риску причинения вреда.
    С пострадавшими от жестокого обращения детьми встречаются и должны уметь его заподозрить в первую очередь представители тех специальностей, которые встречаются с детьми часто по роду своей деятельности. К ним относятся: школьные учителя, воспитатели детских домов и дошкольных учреждений, тренеры спортивных секций.
    При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.
    Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д.
    Во-вторых, подключить к работе классного руководителя, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые педагогом действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия. Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления.
    Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием.

    Советы для ведения разговоров с детьми:

    1.Подтверждайте невиновность ребенка.
    Ребенок никогда не является ответственным за то, что стал жертвой жестокого обращения.

    Это могут быть слова:
    Ты ни в чем не виноват.
    Я очень рад(а), что ты рассказал мне об этом, никто и никогда не заслуживает того, чтобы с ним жестоко обращались.
    Ты не виноват (а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил (а) об этом.

    Наша задача выступать в роли защитников, поэтому мы всегда должны верить ребенку. Наша задача – разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем. Рассказывать о своей ситуации дети могут бессвязно, история может иметь пробелы, быть хронологически неправильной, некоторые части ее могут казаться целиком бессмысленными и не согласовываться между собой.

    Определите потребность ребенка в безопасности на данный момент.

    Эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка рассказывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых.

    Очень важно не давать обещаний, которых вы не можете выполнить. Необходимо рассказать ребенку о действиях, к которым следует прибегнуть.

    6.Проявляйте терпимость к языку ребенка.

    Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами, которые они знают. Не всегда этот словарь может быть правильным, может показаться нам шокирующим, если слово непонятно, то лучше уточнить, что именно оно означает.

    7.Не подвергайте допросу.

    Не обязательно иметь все факты. Это касается вопросов – кто, что, когда, сколько раз… Помните, что «слушание» не является способом взрослого добиться своего от ребенка. Оно необходимо для установления доверительной атмосферы общения. В такой атмосфере легче решаются любые проблемы.

    Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

    Внешний вид детей подвергшихся насилию:

    -припухлые, "заспанные" глаза;

    -сосание пальцев, раскачивание;

    -переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.

    Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.

    Поведение пострадавших детей:

    -неожиданная смена настроения;

    -приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);

    -ребенок разговаривает сам с собой;

    -игра в воображаемом мире;

    -повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним;

    -повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;

    -хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;

    -чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;

    Главными последствиями насилия являются:

    -трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, пристраститься к алкоголю, наркотикам;

    -эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он не может или не умеет общаться, а чаще – просто боится

    проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей;

    -задержка физического и психического развития – такие дети позже начинают говорить, ходить, отстают от сверстников в росте и весе;

    -тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);

    -низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;

    -хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать;

    -чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;

    -недоверие к людям.

    Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка вырасти в нормальных условиях в кровной семье.

    Оптимальной защитой детей от насилия является обращение в органы опеки и попечительства, подразделение ОМВД по делам несовершеннолетних, комиссию по делам несовершеннолетних. Инициатива обращения может исходить как от самого ребенка, страдающего от жестокого обращения, так и от любого другого лица, не равнодушного к его судьбе.

    Подготовлено управлением опеки и
    попечительства администрации города Нефтеюганска
    по материалам сети Интернет

    Жестокое обращение с детьми

    Жестокое обращение с детьми – действие либо бездействие родителей, опекунов, воспитателей, причиняющее вред здоровью, психическому состоянию ребенка. Проявляется психологическим, физическим, сексуальным насилием, пренебрежением, игнорированием потребностей, эксплуатацией ребенка в корыстных целях. Приводит к негативным последствиям: нарушениям развития, возникновению психических расстройств, ухудшению здоровья, социальной дезадаптации. Диагностика травматических последствий производится клиническими, психологическими методами. Лечение включает психотерапию, прием медикаментов.


    Общие сведения

    Жестокое обращение с детьми является медицинской, психологической и юридической проблемой. Любые формы насилия, халатного отношения к ребенку запрещены законом, влекут за собой уголовную ответственность. Согласно статистике, количество детей, подвергшихся жестокости родителей, растет ежегодно. Акты физического надругательства испытывают 25% детей и подростков. Сексуальному насилию подвергаются 20% девочек, 7-8% мальчиков. Жертв пренебрежительного отношения, психологического прессинга, предположительно, больше, однако точное их количество неизвестно. 2 млн. детей избиваются родителями, более 10 тыс. из них становятся инвалидами, 1 тыс. погибают в результате побоев, более 2 тыс. заканчивают жизнь суицидом.


    Причины жестокого обращения с детьми

    Отношения внутри семьи развиваются на основе морально-нравственных ценностей, состояния здоровья, психологических особенностей и социального статуса ее членов, материальных условий проживания. Факторами риска формирования жестокого обращения с детьми являются:

    • Неполные, конфликтные семьи. Ссоры супругов, побои, уходы из дома, воспитание одним родителем, присутствие отчима, мачехи увеличивает вероятность жестокого обращения.
    • Асоциальные семьи. Малообеспеченность, тяжелые материально-бытовые условия, отсутствие постоянной работы, алкоголизм, наркомания родителей, занятие преступной деятельностью, проституцией являются факторами повышенного риска.
    • Культурно-образовательный уровень родителей. Отсутствие знаний об особенностях развития и воспитания детей, низкий нравственный, интеллектуальный уровень становятся основой для неуважительного отношения, унижения ребенка.
    • Непринятие ребенка. Нежеланная беременность, восприятие ребенка как слишком активного, непослушного, недостаточно умного проявляется агрессивным, уничижительным обращением. Часто «мишенью» становятся дети, имеющие психические, физические заболевания.
    • Перенос модели поведения. Быть жестокими склонны родители, подвергавшиеся насилию в детстве. Воспитание, включающее угрозы, запугивания, унижения, побои, расценивается как нормальное.
    • Соматические, психические заболевания. Причиной жесткости могут быть расстройства аффективной сферы родителя – психопатологические изменения личности, острые реакции на стрессовую ситуацию (развод, потеря работы), неврозы, психозы, длительные изматывающие соматические заболевания, способствующие изоляции, инвалидизации.

    Патогенез

    В основе жестокого обращения с детьми лежит деструктивное, патологическое отношение родителей. Оно развивается на базе биологических, психологических и социальных факторов. Биологический компонент представлен особенностями темперамента (вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, «застреванием»), заболеваниями, влияющими на аффективную сферу, снижающими способность к адекватному реагированию на стрессовые события. Психологические особенности формируются в течение жизни. Родители, склонные к насильственному, жестокому обращению, имеют сложности выстраивания продуктивных отношений, проработки негативных эмоциональных состояний. Неуверенность, чувство неполноценности они компенсируют доминированием, подчинением, демонстрацией силы. Социальные условия часто становятся пусковым механизмом для возникновения жестокости к детям. Сексуальное, физическое, психологическое насилие, игнорирование ребенка возникает при семейной, материальной необустроенности, отсутствии признания окружающих.

    Классификация

    Распространена классификация жестокого обращения с детьми по содержанию. Выделяют четыре формы:

    1. Физическое насилие. Предполагает преднамеренное нанесение физических страданий ребенку. Последствия – ушибы, травмы, инвалидность, гибель.
    2. Сексуальное насилие. Ребенок вовлекается в действия сексуального характера, цель которых – физическое удовлетворение, материальная выгода. Согласие на контакт не исключает случай из категории насильственных, так как дети не обладают способностью оценивать последствия.
    3. Пренебрежение нуждами. Отсутствие заботы о ребенке проявляется нарушениями эмоциональной сферы, отклонениями физического, психического развитии, соматическими болезнями.
    4. Психическое насилие. Включает периодические, длительные либо постоянные психологические воздействия, которые тормозят, искажают личностное развитие, формируют невротические, психопатические расстройства. К данному виду насилия относятся:
    • Унижение, критика. Родители открыто не принимают ребенка, говорят о неприязни, нелюбви, осуждают действия, принижают, оскорбляют, насмехаются, формируя низкую самооценку.
    • Угрозы. Ребенок постоянно подвержен обещаниям физической расправы, психологического отвержения, лишения материальных благ.
    • Изоляция. Существует жесткий контроль над общением, передвижением ребенка, практикуются «домашние аресты». При психологической изоляции родители умышленно демонстрируют холодность, равнодушие, не реагируют на речь, поступки ребенка.
    • Использование привилегий. Родители не оставляют ребенку свободы выбора. «Взрослость», способность зарабатывать деньги интерпретируется как привилегия управлять жизнью: выбирать одежду, еду, способы обучения, проведения досуга.
    • Однократное грубое воздействие. Совершается мощное психологическое влияние, формирующее психотравму.

    Симптомы жестокого обращения с детьми

    Дети, подвергающиеся насилию, растущие в условиях воспитательной запущенности, имеют деформированное психологическое развитие. Отклонения определяются в сфере эмоциональных реакций, поведения, социального приспособления, самопонимания, самовосприятия. Возникающие расстройства разнообразны: задержка психического развития, отсутствие привязанности к матери, антисоциальные поступки, депрессия, невроз навязчивых действий.

    Жестокое обращение с новорожденными, грудничками, детьми раннего возраста формирует общую задержку развития: отстают когнитивные, психомоторные, речевые, социально-бытовые навыки. Интерес к игрушкам снижен, мотивация к взаимодействию с взрослым слабая. Дети эмоционально нестабильны, реакции гипертрофированы, неадекватны: плач, крик, вой, агрессия, двигательная расторможенность. По мере взросления поведение становится оппозиционно-демонстративным, антисоциальным, развивается тревожное, тревожно-депрессивное, биполярное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Дети плохо адаптируются к школе, детскому саду, редко устанавливают дружеские отношения, неспособны их поддерживать. Учебная мотивация слабая, школьная программа осваивается с трудом.

    У подростков развивается дефицит личностного развития: отсутствует постоянство самовосприятия и ощущения собственного «Я», нарушено осознавание тела, понимание себя как отдельной личности. Юноши, девушки испытывают трудности определения, обнаружения собственных чувств, не могут описать эмоции, контролировать их. Поведение дисфункционально, непоследовательно. Просьбы подменяются импульсивными действиями. Неумение устанавливать контакт, обсуждать свои желания, переживания способствует социальной изоляции. Постоянное напряжение поддерживается оценкой любых новых событий как угрожающих.

    Осложнения

    Осложнениями жестокого обращения являются социальная изолированность, инвалидность, смерть детей. По статистике Министерства здравоохранения, 70% детских травм, несчастных случаев, отравлений являются результатом невнимательности родителей. 10-12% детей, подвергающихся различным формам насилия, погибают от рук родителей либо совершают суицид. Последствия жестокого обращения проявляются в молодом и зрелом возрасте. У взрослых развиваются различные нарушения социального функционирования (наркомания, проституция, преступная деятельность), психические расстройства (нарушения пищевого поведения, маниакально-депрессивный психоз, депрессия, соматизированные расстройства, психопатии).

    Диагностика

    Диагностика жестокого обращения с детьми осложнена стремлением родителей отрицать акты насилия и пренебрежительное отношение. По возможности обследование ребенка проводится отдельно. Диагностический процесс включает:

    • Опрос родителей.Врач-психиатр, психолог задают вопросы о семейных отношениях, особенностях поведения, настроения ребенка. Жестокое обращение предполагается, если состояние ребенка не соответствует ответам матери, отца; родители враждебно настроены, отказываются сотрудничать со специалистами; игнорируют, искаженно интерпретируют заключения врачей (травматолога, педиатра); легко становятся возбужденными, не контролируют свое поведение; испытывали жесткость от своих родителей; опровергают свидетельства очевидцев (соседей, прохожих); имеют алкогольную, наркотическую зависимость.
    • Беседа с ребенком. После установления продуктивного контакта врач расспрашивает ребенка об увлечениях, отношениях с мамой, папой, уточняет частоту насильственных действий, отказов в помощи, оценивает эмоциональные, поведенческие изменения при обсуждении травмирующих ситуаций, выясняет, есть ли у ребенка близкие люди – друзья, родственники. Результаты беседы интерпретируются вместе с заключением педиатра, психолога, травматолога, характеристиками педагогов, протоколами работников полиции.
    • Психодиагностика.Детский психолог использует опросники, проективные методы для выявления эмоциональных отклонений, коморбидных психических нарушений, симптомов, ассоциированных с острой и хронической психотравмой. По результатам определяется уровень тревожности, депрессии, агрессивности, импульсивности, риск асоциального поведения. Используются рисуночные тесты, интерпретационные методики, опросники: «Перечень детского поведения», «Детская шкала для диагностики посттравматического стресса», «Контрольный список травматических симптомов».

    Лечение при жестоком обращении с детьми

    Медицинская и психологическая помощь необходимы для устранения хронической комплексной травмы развития. Используется сочетание различных приемов психотерапии и медикаментозное лечение. Цель – коррекция эмоциональных, поведенческих, когнитивных отклонений, улучшение общественного функционирования. Терапия начинается после обеспечения безопасности ребенка. Лечение состоит из ряда этапов:

    1. Подбор лекарственных препаратов. Медикаментозная терапия назначается детям с выраженными эмоциональными расстройствами, поведенческими нарушениями. С учетом клинической картины врач подбирает антидепрессанты, транквилизаторы, седативные средства, нейролептики.
    2. Обучение саморегуляции. Ребенок научается регулировать процесс возбуждения, восстанавливать эмоциональное равновесие после фрустрации.
    3. Формирование навыка переработки информации. Рассогласование взаимосвязи когнитивных, сенсорных систем устраняется через тренировку концентрации внимания. Речь используется как инструмент построения рассказов о себе, помогающих развить самопонимание, самосознание.
    4. Интеграция травмирующего опыта. Техники принятия, конструирования смысла, переживания подавленных эмоций трансформируют травматические воспоминания в продуктивный опыт.
    5. Восстановление социальных связей. Групповые занятия позволяют отработать навыки уверенности, коммуникации, кооперации, способность устанавливать физическую, эмоциональную близость.
    6. Фиксация результата. Составляется благоприятный прогноз будущего. Используется творческая активность, опора на предыдущие достижения. Ребенок обучается планированию, постановке целей.

    Прогноз и профилактика

    Прогноз последствий жестокого обращения определяется возрастом начала травматизации, степенью дисфункциональности, асоциальности семьи. Минимальная положительная динамика наблюдается у детей, подверженных насилию с рождения. Если жестокое обращение началось после трех-пятилетнего возраста и существует возможность восстановить, сохранить близкие детско-материнские отношения, то прогноз благоприятный. Профилактические меры направлены на предупреждение причин жестокого обращения. Родителям необходимо своевременно обращаться за психологической, социальной помощью в сложных ситуациях, не переносить гнев, раздражение на ребенка. Со стороны медицинских, социальных служб профилактика заключается в своевременном выявлении и мониторинге семей из групп риска: неполных, проживающих в неблагоприятных условиях, злоупотребляющих алкоголем.

    Причины жесткого обращения с детьми

    Мы в социальных сетях:

    Центр медицинской реабилитации

    Горячии линии

    Горячая линия администрации больницы

    Телефон по вопросам COVID-19, единый для Иркутской области

    122

    в ОГАУЗ “АГДБ1”:

    8 (3952) 435-168

    Горячая линия Министерства здравоохранения Иркутской области

    Телефон «горячей линии»

    по вопросам установления и

    продления инвалидности

    Контакт-центр в сфере ОМС

    8 (800) 100-50-90

    8 (3952) 33-26-22


    Лола Е.В., Голубев В.Ю., Запотоцкая Е.Н.,

    Свинина О.А., Шилина Л.Л.

    ОГАУЗ «Ангарская городская детская больница №1»

    В настоящее время особую актуальность приобретает проблема жестокого обращения с детьми. Число детей, подвергшихся насилию, с каждым годом возрастает, как и трудности выявления его причин и признаков. Сейчас, когда государственный заказ направлен на улучшение демографической ситуации в стране как никогда актуально особо пристальное внимание всех специалистов, в том числе и медицинских работников, на случаи неадекватных форм взаимодействия взрослых людей с детьми. Особенно на случаи жестокого обращения, так как несомненным представляется тот факт, что демографическая политика должна быть определенной не только в смысле количества, но и качества населения, в процессе воспроизводства новых поколений.

    Ряд научных исследований подтверждает, что перенесенное насилие вызывает нарушения, которые затрагивают все уровни развития личности ребенка и зачастую приводит к отдаленным последствиям и становится одной из причин преступности, различным формам девиантного, делинквентного и асоциального поведения. У детей, которые перенесли насильственное обращение, проявляется множество соматических жалоб, наблюдается стойкое изменение личности.

    Жестокое обращение с ребенком может проявляться не только в форме явно выраженного насилия (физического или психического), это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Сюда следует так же отнести применение неадекватных форм воспитания, грубое, пренебрежительное, унижающее достоинство человека обращение с детьми, оскорбление или эксплуатация несовершеннолетних, проявление насилия по отношению к иным членам семьи в присутствии ребенка.

    Обобщая определения, приводимые различными авторами можно выделить следующие формы жестокого обращения с детьми: физическое, психологическое, пренебрежение нуждами ребенка и сексуальное насилие.

    Физическое жестокое обращение – это любые неслучайные насильственные действия физического характера, нанесенные ребенку родителем или лицом, осуществляющим опеку. К данной категории следует отнести все случаи, когда несовершеннолетнему причиняют боль, применяют телесное наказание, наносят побои, причиняют травмы и повреждения, лишают жизни или не предотвращают возможность причинения страданий, наносят ущерб его здоровью или физическому развитию.

    Пренебрежение нуждами ребенка – систематическая неспособность, в связи с объективными причинами (экономическое положение, психические болезни, отсутствие опыта) и без таковых, родителя или опекуна обеспечить основные нужды и потребности ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи.

    Психологическое насилие – психологическое пренебрежение – неспособность родителя или лица, осуществляющего опеку, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность. Сюда так же следует включить психологическое жестокое обращение: носящие систематический характер унижения, оскорбления, издевательства, высмеивание ребенка со стороны родителей, других взрослых или одноклассников, сверстников, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера и нарушению психического развития.

    Сексуальное насилие – использование несовершеннолетнего другим лицом с целью получения сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

    В общей сложности принято выделять три уровня жестокого обращения с ребенком.

    - Минимальный, когда опасность трагических последствий незначительна, факты плохого обращения с ребенком носят единичный характер, но присутствует вероятность повторения прецедента.

    - Средний уровень, когда серьезные последствия для здоровья, жизни, психического развития ребенка, вследствие жестокого обращения не наступают немедленно, но могут проявиться в будущем.

    - Критический уровень, когда оставление ребенка в семье без неотложной помощи может привести к серьезным нарушениям физического или психического здоровья, смерти ребенка.

    Таким образом, учитывая важность данной проблемы, сложность и многообразие форм и уровней жестокого обращения с детьми, представляется первостепенным информирование медицинского персонала с целью помочь им научиться распознавать признаки жестокого обращения и проводить оценку риска причинения вреда. Следует отметить так же, что специалисты учреждений здравоохранения играют особую роль в выявлении жестокого обращения на ранних этапах (в том числе для неорганизованных малолетних детей), в связи с тем, что имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение некоторого времени.

    Поводом для более пристального изучения ситуации в семье может быть:

    - информация от ребенка;

    - информация от родителей (законных представителей), других членов семьи;

    - информация от специалистов;

    - информация от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

    - информация от представителей общественных объединений;

    -результаты медицинского осмотра (в т.ч. лабораторного и инструментального обследований);

    - дополнительная информация, собранная в ходе наблюдения за ребенком.

    Раннее выявление случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних.

    Помимо очевидных факторов, свидетельствующих о возможном жестоком обращении с ребенком (переломы, гематомы, шрамы, ожоги и т.п.) следует обратить внимание на наличие косвенных признаков:

    - признаки недостаточного питания;

    - признаки задержки развития ребенка;

    - своевременность вакцинации ребенка;

    - в течение длительного времени ребенок находится без взрослых;

    - отсутствие интереса со стороны взрослыхк результатам проведенных обследований, результатам анализов ребенка.

    Низкая медицинская активность родителей так же может являться признаком пренебрежительного отношения к ребенку:

    - отсутствие профилактических осмотров;

    - обращение в медицинское учреждение только в случае серьезного заболевания ребенка;

    - невыполнение рекомендаций врача.

    Следует обратить особое внимание, если при разговоре с родителями складывается мнение, что они не торопились обращаться за медицинской помощью в случае физического повреждения или дискомфорта у ребенка. При расспросе о характере повреждений ребенка, родители затрудняются четко объяснить причину их возникновения или объяснение не соответствует типу травмы. Необходимо отмечать особенности поведения ребенка (агрессивность, гиперактивность, астения, аутизация). Обратить внимание на наличие нежелательных форм детско-родительских отношений: родители равнодушные, наказывающие, обороняющиеся, гиперопекающие.

    По результатам осмотра ребенка и беседы с родителями (законными представителями, близкими родственниками) можно определить степень вероятности жестокого и пренебрежительного отношения к детям в семье.

    В случаях, когда есть основания полагать, но нет полной уверенности, в том что имеет место жестокое отношение к ребенку следует обратиться к медицинскому психологу и социальному работнику. С привлечением адекватных методов психологической диагностики (интервьюирование, анкетирование, тестирование) и мероприятий по выявлению актуальной семейной ситуации специалисты помогут детально разобраться и получить достоверные сведения.

    Анализируя вышеизложенное, а так же опираясь на собственный опыт работы в медицинском учреждении, представляется целесообразным предоставить рекомендации по стратегии поведения медицинских работников с детьми, в случаях, когда имеют место объективные признаки или подозрения на жестокое обращение.

    1. Старайтесь разговаривать с ребенком спокойным, недирективным тоном, при этом находиться на одном уровне с ребенком, чтобы он смотрел на вас прямо, а не снизу вверх.
    2. Не старайтесь дотронуться, обнять, прижать ребенка – если имело место физическое насилие, ребенок может оценить это как угрозу.
    3. Старайтесь ограничить количество людей в помещении при опросе ребенка. Нежелательной представляется ситуация, когда опрос проводится одновременно несколькими (больше двух) специалистами.
    4. Следует учитывать пол специалиста, если есть подозрение на сексуальное насилие. Предпочтительнее, в этом случае, чтобы осмотр и опрос проводился специалистом женского пола.
    5. Ребенку необходимо предоставить условия, при которых сохраняется ощущение понимания происходящего: по возможности сократить количество новых, незнакомых мест, людей, ситуаций. Если необходимо провести функциональную диагностику, собрать биологический материал для лабораторных исследований целесообразно привести ребенка в новое место предварительно, дать возможность ознакомиться и привыкнуть.
    6. При опросе не следует задавать вопросов больше, чем того требует терапевтическая ситуация. Стараться как можно меньше задавать «закрытых» вопросов – ответы на которые звучат односложно «да – нет». Ребенок, для того, чтобы привлечь внимание, которого был лишен, может принять вашу версию происходившего, исключительно с целью вас порадовать, и не исключено искажение фактов, преуменьшение их значимости или аггравация.
    7. Рекомендуется занять поддерживающую позицию, а не спасающую. Дайте возможность ребенку понять, что он имеет право на эмоции, если они имеют место быть. Не следует проявлять активной личной заинтересованности и давать собственную эмоциональную оценку рассказу ребенка, так как это может послужить причиной усугубления тяжести его психологического состояния.
    8. Если у вас сложились доверительные отношения с ребенком, не следует говорить, как ему следует поступать в его ситуации и делать прогнозов в отношении его дальнейшей жизни.
    9. При разговоре с родителями, родственниками, опекунами следует поддерживать констатирующую позицию, а не обвинительную. Это поможет избежать защитных форм поведения с их стороны и поспособствует получению более достоверных сведений.

    Безусловным представляется тот факт, что каждый ребенок, который пережил опыт жестокого обращения, должен незамедлительно получить психологическую помощь. Психотерапевтические мероприятия в таких случаях направлены не на то, чтобы ребенок как можно скорее пережил и забыл все, что с ним произошло, а на интеграцию негативного опыта в структуру личности ребенка и поиск внутренних психических ресурсов для совладания с ситуацией. Адекватная и своевременная психотерапевтическая помощь позволяет сделать личность более целостной, сильной, уверенной и, что особенно важно, способной к оптимальной социализации.

    1. Алексеева И. А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М.: Генезис, 2005. 256 с.

    2. Белов В. Г., Малинина Н. С., Парфенов Ю. А. Фрустрация как предиктор девиантного поведения у подростков // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта». 2011. № 11 (81). С. 26-31.

    3. Булатова Т. А., Черных Е. И. Социальная тревожность в контексте психологических защит // Вестн. Томскогогос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 2 (92). С. 107-112.

    4. Вдовина М. В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 102-104.

    5. Гомжина Е. А. О психологических механизмах противоправного поведения несовершеннолетних // Вестн. Росс. военн.-мед. акад. 2008.

    Читайте также: