Распространенность аутизма и аутистических расстройств

Обновлено: 28.03.2024

Нередко к врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития у ребенка. Но у некоторых детей при пристальном взгляде специалист помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживают.

Рассмотрим клинический пример:

Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).

Причины вызывающие РАС.

Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:

- гипотеза о генетической предрасположенности

- гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).

- гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.

Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.

Особенности психического развития детей с РАС.

Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.

Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.

Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.

Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).

Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.

Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.

Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.

Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.

Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.

Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.

Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.

Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.

Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).

Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.

Диагностика расстройств аутистического спектра

Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.

Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:

- нарушение социальной адаптации

- нарушения в коммуникативной сфере

В основные диагностические этапы входит:

- осмотр ребенка психиатром, неврологом, психологом

- наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства

- беседа с родителями

- заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма»

Существует несколько действующих классификаций РАС, причем разделение происходит зачастую по совсем разным признакам, что, естественно, может принести определённое неудобство человеку, изначально мало знакомому с медициной или психологией; поэтому ниже будут выделены самые основные и часто встречающиеся на практике виды РАС: - Синдром Каннера( Ранний детский аутизм) - характеризуется «триадой» основных нарушение: трудностью установления контактов со внешним миром, стереотипичностью в поведении, а также задержкой или нарушением коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить условие раннего появления данных симптомов (примерно до 2,5 лет)

Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени отгораживания от внешнего мира:

Полная отрешенность от происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения инструкций и поручений). При попытках взаимодействия с ребенком, он демонстрирует наибольший дискомфорт и нарушение активности.

Активное отвержение. Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая группа. Нет такой отрешенности, но присутствует неприятие части мира, которая неприемлема ребенку. Ребенок проявляет избирательное поведение (в общении с людьми, в еде, в одежде)

Захваченность аутистическими интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий (годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд таких детей направлен на лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого человека. У таких детей вызывает удовольствие стереотипное воспроизведение отдельных впечатлений.

Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Аутизм в наиболее легкой форме. Для детей характерна повышенная ранимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С такими детьми можно установить глазной контакт

- Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: такие дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой, не соблюдают в общении дистанцию, не умеют сопереживать другим людям.

- Синдром Ретта. Особенность его заключается в том, что развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Самое редкое из представленных заболеваний, встречающееся практически всегда только у девочек.

- Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального поведения, коммуникативными нарушениями. Присутствуют стереотипии в поведении (дети однообразно бегают по кругу, покачиваются стоя и сидя, перебирают пальцы рук, потряхивают кистями). Такие дети имеют нарушения в приеме пищи: они могут проглатывать пищу не жуя. Речь их неясная иногда может представлять собой бессвязный набор слов. Бывают периоды, когда дети застывают на месте, как куклы.

- Атипичный аутизм. Отличается от аутизма по возрастному проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.

Коррекция больных с РАС

Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум. Виды коррекции РАС:

1) Психологическая коррекция - самый распространённый и известный вид; характерен достаточно широким спектром методик, из которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH и ABA-терапия.

Первая программа основывается на следующих принципах:

- Особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;

- повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;

- создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.

Вторая же программа во многом опирается научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов.

2) Нейропсихологическая коррекция - данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству.

3) Работа с семьей и окружением ребёнка - в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов (такие программы направлены в основном на формирование чувств понимания проблемы, реальности её решения и осмысленности поведения в сложившейся семейной ситуации).

4) Психосоциальная терапия - собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется всё ярче по мере взросления ребёнка с РАС.

5) Логопедическая коррекция - учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.

6) Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. Например, для улучшения концентрации внимания и усидчивости врач может назначить витамины и ноотропные лекарства, улучшающие процессы мышления и стимулирующие речевое развитие. А при высокой импульсивности, агрессии, негативизме, выраженных признаках «ухода в себя» могут помочь препараты психотропного ряда. В ряде случаев Аутизм сочетается с эпилептическими приступами. В таких случаях необходимы препараты предотвращающие приступы. Многие мамы опасаются лекарств. Но лекарства назначаются на определенный период, а не навсегда. Нежелательные явления от лекарственных препаратов бывают редко. А результат от эффекта в большинстве случаев стоит смелости родителей. В каждом случае необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить родителям все вопросы относительно лекарств.

В Детском диагностическом центре в Домодедово есть все возможности для диагностики Расстройств аутистического спектра. Такие как: осмотр детским неврологом, клиническим психологом, логопедом, проведение обследования – электроэнцефалографии и видеоЭЭГмониторинга. А также методики коррекции, такие как АВА-терапия.

Алпацкий Д.А. (главный врач, невролог ДДЦ), Литвинова Е.В. (психолог ДДЦ)

Аутизм

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой целую группу различных состояний. Для всех из них характерны те или иные трудности с социальным взаимодействием и общением. К числу других особенностей относятся нетипичные модели действий и поведения, например трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и нестандартные реакции на внешние стимулы.

Способности и потребности людей, страдающих аутизмом, могут быть разными и со временем меняться. Некоторые люди с аутизмом способны жить самостоятельной и продуктивной жизнью, другие же приобретают тяжелые формы инвалидности и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Аутизм часто негативно отражается на возможностях получения образования или трудоустройства. Кроме того, для членов семей людей, страдающих аутизмом, обязанности по уходу и поддержке часто могут быть источником значительных трудностей. Отношение общества и уровень поддержки со стороны местных и национальных органов власти, являются важными факторами, определяющими качество жизни людей с аутизмом.

Признаки аутизма могут быть выявлены в раннем детстве, однако это состояние часто диагностируется на гораздо более поздних стадиях.

Люди с аутизмом часто имеют сопутствующие патологические состояния и заболевания, включая эпилепсию, депрессию, тревожность и синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также поведенческие нарушения, такие как нарушения сна или склонность к самоповреждению. Уровень интеллектуальных способностей людей, страдающих аутизмом, варьируются в широком диапазоне от серьезнейших когнитивных нарушений до высокого уровня интеллекта.

Эпидемиология

По оценкам во всем мире аутизм присутствует примерно у 1 ребенка из 100 (1). При этом, речь идет о среднем показателе, и показатели распространенности аутизма, регистрируемые по данным различных исследований, варьируются в широком диапазоне. Тем не менее, согласно результатам некоторых авторитетных контролируемых исследований, реальные цифры гораздо выше. Распространенность аутизма во многих странах с низким и средним уровнем дохода неизвестна.

Причины

Имеющиеся научные данные указывают на множество факторов, которые могут повышать вероятность развития аутизма у детей, в том числе факторы окружающей среды и генетические факторы.

Имеющиеся эпидемиологические данные не позволяют установить наличие причинно-следственной связи между аутизмом и вакцинацией от кори, паротита и краснухи. В прошлых исследованиях, в которых указывалось на наличие такой причинно-следственной связи, было обнаружено множество методологических проблем (2), (3).

Точно так же не существует фактов, которые свидетельствовали бы о том, что какая-либо детская вакцина может повысить риск развития аутизма. Обзоры фактических данных о потенциальной связи между консервантом тиомерсал и адъювантами алюминия, содержащимися в инактивированных вакцинах, и риском развития аутизма убедительно свидетельствуют о том, что вакцины не приводят к повышению уровня этого риска.

Оценка потребностей и организация ухода

Целый комплекс мер вмешательства, принимаемых начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни, может способствовать оптимальному развитию, благополучию и повышению качества жизни людей с аутизмом. Своевременные научно обоснованные психосоциальные вмешательства в раннем возрасте могут улучшать способность детей с аутизмом эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими. Рекомендуется проводить мониторинг развития детей в рамках планового оказания медицинской помощи матерям и детям.

Важно, чтобы сразу после постановки диагноза дети, подростки и взрослые, у которых выявлен аутизм, и те, кто осуществляет уход за ними, имели доступ к необходимой информации, направлялись к специалистам и получали практическую поддержку с учетом их индивидуальных постоянно меняющихся потребностей и предпочтений.

Потребности людей с аутизмом в медицинской помощи имеют комплексный характер, в связи с чем эти люди нуждаются в оказании комплексных услуг, включая содействие укреплению здоровья, уход и реабилитационные услуги. Пожтому важно обеспечение сотрудничества с другими секторами, в частности с системой образования, сферой занятости и социальным сектором.

Вмешательства для помощи людям с аутизмом и другими нарушениями развития должны планироваться и осуществляться при участии самих людей, страдающих такими заболеваниями. Уход за людьми, страдающими аутизмом, должен сопровождаться действиями на местном уровне и на уровне всего общества, с тем чтобы придать физической и социальной среде и взаимоотношениям более доступный, инклюзивный и благоприятный характер.

Права человека

Все люди, в том числе страдающие аутизмом, имеют право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

И тем не менее люди с аутизмом часто сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией: их права в сфере медицинского обслуживания и образования несправедливо ущемляются, а возможности участвовать в жизни общества ограничиваются.

Люди с аутизмом могут сталкиваться с теми же проблемами со здоровьем, что и остальное население. Кроме того, они могут иметь особые потребности в медицинском обслуживании, связанные с аутизмом и другими сопутствующими состояниями. Они могут быть более уязвимы к хроническим неинфекционным заболеваниям, что связано с такими поведенческими факторами риска, как дефицит физической активности и неправильное питание, и в большей степени подвергаются риску насилия, травматизма и жестокого обращения.

Людям с аутизмом, как и остальному населению, необходимы доступные медицинские услуги для удовлетворения общих медицинских потребностей, в том числе услуги по укреплению здоровья и профилактике, а также лечению острых и хронических заболеваний. Тем не менее по сравнению с населением в целом уровень удовлетворения медицинских потребностей людей с аутизмом находится на более низком уровне. Эти люди также более уязвимы в условиях чрезвычайных ситуаций гуманитарного характера. Одним из распространенных барьеров является недостаточный уровень знания и понимания специфики аутизма медицинскими работниками.

Резолюция ВОЗ о расстройствах аутистического спектра

В мае 2014 г. на шестьдесят седьмой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была принята резолюция «Комплексные и согласованные усилия по ведению расстройств аутистического спектра», которую поддержало более 60 стран.

В резолюции содержится призыв к ВОЗ сотрудничать с государствами-членами и учреждениями-партнерами в целях укрепления национального потенциала для решения проблем, связанных с РАС и другими нарушениями развития.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ и ее партнеры признают необходимость расширения возможностей стран в области содействия оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех людей с аутизмом.

Основные наравления деятельности ВОЗ в этом отношении:

  • содействие принятию правительствами стран целенаправленных мер с целью повышения качества жизни людей с аутизмом;
  • выработка рекомендаций в отношении мер политики и планов действий, направленных на решение проблемы аутизма в более широком контексте охраны физического и психического здоровья, здоровья головного мозга и оказания помощи людям с инвалидностью;
  • помощь в расширении возможностей медицинских работников в области обеспечения надлежащего и эффективного ухода за людьми с аутизмом и достижения ими оптимального уровня здоровья и благополучия; и
  • содействие созданию инклюзивной и благоприятной среды для людей с аутизмом и другими нарушениями развития и оказание поддержки лицам, осуществляющим уход за ними.

Комплексный план действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013–2030 гг. и Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения WHA73.10 «Глобальные действия по борьбе с эпилепсией и другими неврологическими расстройствами» содержат призыв к странам устранить существующие значительные пробелы в раннем выявлении, обеспечении ухода, лечения и реабилитации лиц с психическими расстройствами и расстройствами, обусловленными нарушениями развития нервной системы, к числу которых относится и аутизм. Резолюция также призывает страны принимать меры по удовлетворению социальных, экономических, образовательных и прочих потребностей людей, живущих с психическими и неврологическими расстройствами, и членов их семей, а также развивать эпиднадзор и соответствующую научно-исследовательскую деятельность.

Справочная литература

(1) Global prevalence of autism: A systematic review update. Zeidan J et al. Autism Research 2022 March.

Расстройства аутистического спектра: этиология, лечение, экспериментальные подходы к моделированию

Обложка

Резюме. Изучение расстройств мозговой деятельности при снижении социализации является актуальной современной проблемой. В статье представлен обзор литературных данных относительно эпидемиологии, этиологии и лечения расстройств аутистического спектра. Особое внимание уделяется экспериментальным моделям аутизма, поскольку именно моделирование позволяет проверить гипотезы относительно природы заболевания и провести апробацию новых лечебных методов.

Ключевые слова

Полный текст

Введение

Выяснение мозговых механизмов социальной дез адаптации составляет проблему, актуальность которой возрастает по мере прогресса общества и расширения масштабов межличностной коммуникации. Сниженная социализация у ребенка негативно влияет на внутрисемейные взаимоотношения и угрожает семейной целостности [8]. Поскольку наиболее отчетливо дезадаптационные механизмы проявляются в условиях психоэмоциональной и органической патологии ЦНС, исследование механизмов основывается на клинических данных и моделях, воспроизводящих поведенческие расстройства.

Патологию, определяемую как «аутизм» (от греч. αὐτός — сам), впервые подробно описал в 1911 г. швейцарский психиатр E. Bleuler [20]. Именно он предложил заменить диагноз dementia praecox (преждевременное слабоумие) термином «шизофрения». При этом он объединял аутизм с шизофренией и считал, что он выступает одним из частных ее проявлений. Благодаря накоплению знаний относительно мозговой организации углублялось понимание природы аутизма. L. Kanner [35], один из основоположников детской психиатрии, классифицировал «детский аутизм» в качестве отдельного заболевания и обозначил момент его возникновения. Было отмечено, что заболевание проявляется в возрасте до трех лет. В настоящее время в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) диагноз «детский аутизм» с кодом F84.0 включен в группу общих расстройств психологического развития под рубрикой F84 [9]. Расстройства аутистического спектра (РАС) определяют состав этой группы. Основанием для диагноза «детский аутизм» служат специфические симптомы. Нарушение социального взаимодействия, расстройство коммуникационных способностей и наличие стерео типного поведения со стремлением к однообразным, повторяющимся действиям обязательно выявляются при постановке диагноза. Специфические обязательные признаки сопряжены с неспецифическими симптомами, к которым относятся нарушения сна, избирательность в приеме пищи, аутоагрессия и приступы гнева, страхи, эпилептические припадки, задержка умственного развития. В то же время у детей с РАС могут встречаться и высокие способности к определенным узким областям знаний, например к математике. Такие больные могут обладать обширной памятью. Они запоминают больше деталей воспринимаемых объектов, чем здоровые дети.

Эпидемиология аутизма

Этиология аутизма

Обстоятельства и факторы, провоцирующие аутизм, в настоящее время активно изучаются. К настоящему времени выявить механизм развития заболевания не удается. Причину заболевания достоверно устанавливают в 40 % случаев, в остальных случаях причина остается неизвестной [46]. Симптомы РАС объективно ассоциированы с изменениями в головном мозге, определенная роль отводится генетическим факторам: мутации и взаимодействие генов [14]; влияние веществ, способных вызвать врожденные дефекты [15]; внешняя среда и эпигенетические факторы [45]. Немаловажное значение имеют и повышение активности иммунной системы [53]; пренатальный стресс; дефицит витамина D [22] или недостаток тиреоидных гормонов у матери [47]. Состояние организма матери играет важную роль во время беременности («материнский эффект») [5]. Так, например, у матерей старше 35 лет риск рождения детей с РАС повышается на 30 % [49]; по другим данным, зрелый возраст отца (старше 40 лет) повышает риск рождения детей с симптомами РАС в 5,75 раза по сравнению с отца ми, чей возраст меньше 30 лет [42]. Помимо «возрастного» фактора немаловажное значение имеет и раса родителей: чернокожие люди имеют больше шансов родить детей с симптомами РАС, чем европеоиды [25]. Надо сказать, что, возможно, причиной послужила не «другая раса», а то, что исследование проводилось на чернокожих иммигрантах, и здесь на первый план могли выйти иммунные, гормональные или другие причины, связанные с переездом в другую климатическую зону.

Изучая природу РАС, L. Kanner [35] предположил, что детский аутизм может иметь наследственную природу. Он писал, что члены семей больных детей тоже имели аутистические черты. К настоящему времени накопилось достаточно много фактов, свидетельствующих о том, что одной из главных причин возникновения РАС являются генетические и хромосомные синдромы, аномалии головного мозга, соединительнотканная дисплазия, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта и другие заболевания. В связи с тем что эти симптомы встречались довольно часто, возник термин «атипичный», или «синдромальный», аутизм, то есть аутизм, который является симптомом другого заболевания [12]. Достоверно доказано, что чем тяжелее клинически протекает аутизм, тем более вероятна его генетическая природа. Так, у 25–47 % больных синдромом Х-фрагильной хромосомы, 5–10 % людей с синдромом Дауна, 16–48 % пациентов с туберозным склерозом имеется какое-то РАС в анамнезе [51]. У однояйцевых близнецов аутизм встречается в 70–95 % случаев, а у дизиготных — в 10–24 %, что тоже указывает на ведущую роль наследственности в этом заболевании [20]. Несмотря на то что значение генетики в структуре аутизма несомненно, до сих пор не найдено основных ответственных генов, и причина здесь, скорее всего, кроется в многофакторной природе заболевания.

Помимо генетических, эпигенетические (связаны с экспрессией генов) факторы тоже могут служить причинами развития аутизма: некоторые симптомы заболевания могут быть вызваны изменениями в импринтинге каких-то генов («отцовский импринтинг» наблюдается при РАС) [24].

В иммунной системе при развитии аутизма также происходят различные изменения: на сегодняшний день проведено большое количество исследований, которые показывают вовлеченность аутоиммунных и воспалительных реакций в патогенез аутизма [30]. При исследовании состояния иммунной системы у детей, страдающих аутизмом, выявляли многочисленные аномалии, связанные с клеточным иммунным ответом, повышенные концентрации альфа-интерферона в крови [54]. В плазме крови больных обнаруживали повышенные концентрации провоспалительных цитокинов [16], аутоантител к нейроантигенам и изменение проницаемости сосудистой стенки из-за активации протеолитических ферментов [7]. Причины и механизмы возникновения нарушений в иммунной системе на сегодняшний день до конца не изучены. Возможно, что эти изменения связаны с патологическими процессами, протекающими в головном мозге больного человека, но нельзя игнорировать и генетические нарушения, которые обычно присутствуют у пациентов, это тоже может быть причиной возникновения изменений в иммунной системе.

Ряд специалистов отмечают значительный вклад в течение заболевания тех или иных гормонов. Тот факт, что мальчики страдают аутизмом значительно чаще девочек, говорит о том, что тестостерон как-то влияет на патогенез аутизма. Ряд исследователей связывают РАС и изменение секреции окситоцина и вазопрессина [10]. Окситоцин — это олигопептидный гормон, который депонируется в задней доле гипофиза и играет определенную роль в социальном взаимодействии, что подтверждается в исследованиях на крысах [21, 36]. Определенное место в патогенезе заболевания занимает мелатонин. Инсулин участвует не только в утилизации глюкозы, но и модулирует возбудимость нейронов и обеспечивает секрецию нейротрансмиттеров, поэтому он тоже влияет на течение аутизма [3].

Неблагоприятные факторы окружающей среды влияют как на организм матери, так и на организм плода. И если взрослый организм более или менее способен противостоять токсинам и вредным внешним воздействиям, то развивающийся плод в утробе матери имеет гораздо меньший «запас прочности», и в связи этим повышается вероятность его поражения. Несмотря на большое количество материалов и данных об этиологии аутизма в литературе, отсутствует цельная концепция о природе РАС: некоторые исследования противоречат друг другу, другие работы не учитывают влияния важных факторов, провоцирующих возникновение аутизма [39]. Таким образом, следует полагать, что привести к развитию РАС могут и эндогенные, и хромосомные, и органические, и экзогенные факторы отдельно друг от друга, но клиника и выраженность симптомов аутизма в этом случае будут несколько отличаться.

Лечение аутизма

Терапия РАС носит симптоматический характер, поскольку отсутствует общепризнанное мнение относительно патогенеза этого заболевания. Основным методом коррекции этого расстройства является интенсивная поведенческая терапия, которую рекомендуют проводить до 20 и более часов в неделю [9]. К настоящему времени только два препарата одобрены фармакологическим комитетом по пищевым продуктам и лекарственным средствам для лечения РАС: рисперидон и арипипразол [18]. Рисперидон (рисполепт) — это атипичный нейролептик с преобладающим антипсихотическим действием, является производным пиридопиримидина. Арипипразол (абилифай) — это тоже атипичный нейролептик с преобладающим антипсихотическим действием, является производным квинолинона, парциальный агонист дофаминовых рецепторов. Средняя терапевтическая доза рисперидона составляет 4 мг/сут, а арипипразола — 15 мг/сут [4]. Оба эти препараты небезопасны, они могут вызывать, например, такие побочные эффекты, как сонливость, скованность в суставах, анемия, гинекомастия, приводить к снижению полового влечения и увеличению массы тела и др.

Помимо рисполепта и арипипразола в России применяются и другие нейролептики, в том числе хлорпромазин, галоперидол, неулептил [2]. Этот класс препаратов не устраняет причину заболевания, а только корректирует когнитивные нарушения, уменьшает агрессивные проявления, улучшает сон, стимулирует возникновение речевых навыков и улучшает гностические функции [11]. Помимо антипсихотиков используются еще и такие классы препаратов, как антидепрессанты, анксиолитики, ноотропы, витамины. Если витамины и ноотропы так или иначе можно назначать в любом возрасте, то другие препараты не рекомендованы для применения в детском возрасте, и в этом кроется противоречие: с одной стороны, их надо назначать, а с другой стороны, родители не торопятся давать такие лекарственные средства своим детям. Есть данные о том, что комбинированное применение витамина B6 (пиридоксина) вместе с магнием оказывает положительный эффект: улучшаются показатели социального взаимодействия и коммуникативные навыки [1]. В любом случае эффект от терапии витаминами и макроэлементами с большой долей вероятности будет уступать действию тех же нейролептиков или анксиолитиков. У ноотропных препаратов есть свои побочные эффекты, но их не так много, действие этого класса препаратов более «мягкое» и «физиологичное», поэтому эти препараты назначаются очень часто в педиатрической практике для лечения аутизма [6].

Моделирование аутизма в экспериментах на животных

Аутизм — это полиэтиологичное заболевание, модели на животных позволяют проверить гипотезы этиологии и патогенеза заболевания, разработать новые подходы к лечению этого расстройства. В связи с тем что «повторить» все симптомы аутизма сразу в эксперименте невозможно, исследователи часто сосредоточивают свое внимание на одном и реже на нескольких признаках аутизма в моделях на животных. На сегодняшний день основные модели по изучению РАС базируются на изучении крыс, так как в сравнении с мышами или рыбками (zebrafish) у них более разнообразное социальное взаимодействие друг с другом, оно ближе к человеческому.

Условно модели изучения РАС можно разделить на три группы: 1-я группа связана с изучением заболевания на мутантах, подвергнутым генетическим изменениям; 2-я группа — модели животных на осно ве разрушения областей в ЦНС; 3-я группа — модели животных, у которых в раннем онтогенезе были осуществлены химические воздействия.

I. Генетические модели животных

В настоящее время известно достаточно генов, которые могут участвовать в развитии аутизма, большинство из них кодируют синтез различных белков, участвующих в развитии нейронов головного мозга. Ломкая «фрагильная» Х-хромосома участвует в формировании РАС часто вместе с проявлениями умственной отсталости в той или иной форме (модели крыс Fmr1, Nlgn3, Nrxn1, mGluR5 и Mecp2) [56], но эти изменения в геноме не гарантируют 100 % возникновения заболевания. Есть семейство белков под названием «нейроглины» (NLGN1–5), они участвуют в образовании синаптических контактов между нейронами. Так, доказано влияние нейроглинов 3-го и 4-го типов на формирование аутизма у людей [32]. У животных с дефектами в этих белках была снижена коммуникативная доминанта и ультразвуковая вокализация, уменьшена способность к обучению [33, 44]. Есть модель крыс с туберозным склерозом, в которой у грызунов ингибируются белки гамартин и туберин (продукты белков tsc1 и tsc2). Мутации в белке tsc1 приводят к симптомам аутизма, связанным с изменениями в мозжечке животных [52]. Доказано участие гена CNTNAP2 (ген, кодирующий трансмембранный «контактин-ассоциированно-подобный белок-2») в развитии симптомов аутизма и специфических расстройств речи. Сам белок участвует в дифференциации аксонов на отдельные локальные части. Мыши, у которых отсутствовал этот белок, имели симптомы РАС, а также гиперактивность и эпилептические припадки [41]. Идентифицированы гены ARID1B, CHD8, DYRK1A, grin2b, SCN2A, которые тоже повышают риск развития аутизма, но пока нет более точных данных об этих животных моделях. Появилась информация о том, что мыши, у которых отсутствует ген окситоцина, имеют глубокий дефицит социальной коммуникации, это было замечено и у крыс, лишенных вазопрессина, или у мышей, у которых отсутствует рецептор вазопрессина V1a [35].

II. Моделирование аутизма посредством структурных поражений ЦНС

При аутизме так или иначе поражается головной мозг. В связи с этим фактом разработаны модели на животных, которые воспроизводят симптомы аутизма на основе направленного разрушения каких-либо структур в мозге. Так при двустороннем повреждении миндалевидного тела у приматов снижалось социальное взаимодействие друг с другом [17]. При разрушении верхней височной борозды у животных возникали трудности в реагировании на социальные сигналы, например взгляд [40].

III. Модели аутизма, провоцируемого нарушениями развития в раннем онтогенезе

Известно, что воздействие некоторых агентов в критические периоды во время беременности приводит к аутизму [28]: пренатальное введение этанола, вальпроевой кислоты (универсальное противо эпилептическое средство), талидомида (снотворное) и мизопростола (синтетический аналог простагландина Е1) [27] увеличивает частоту возникновения аутиз ма. Введенные препараты модулируют экспрессию генов; участвуют в апоптозе, дифференцировке и миграции нейронов. Вирусная инфекция матери, например борнавирус (Bornavirus) [43], как тератоген, вызывает изменения в головном мозге крыс, в том числе приводящие к развитию РАС. По явились исследования, которые показывают, что введение антител к клеткам Пуркинье (крупные эффе рентные нервные клетки, имеющиеся в большом количестве в коре мозжечка) и другим нейронам может вызывать аутизм у потомства [26]. Инфек ция в организме матери во время беременности запускает иммунную реакцию, которая заключается в выработке цитокинов (интерлейкин-6 является ключевым цитокином, обеспечивающим иммунный ответ). Интерлейкин-6 способен проникать через плацентарный барьер и активировать иммун ную систему плода, что приводит к необратимым неврологическим и иммунологическим изменениям, в том числе к таким, как аутизм [37, 50].

Заключение

Нарушения деятельности мозговых механизмов при снижении социализации изучаются у больных аутизмом, поскольку наиболее отчетливо эти нарушения проявляются в условиях психоэмоциональной и органической патологии. Исследования РАС становятся все более актуальными, поскольку последние десятилетия наблюдается рост числа больных РАС. Большую часть из них составляют дети, поэтому педиатрия занимает значительную часть исследований.

В статье представлен обзор литературных данных относительно эпидемиологии, этиологии и лечения расстройств аутистического спектра. Кроме того, внимание фокусируется на экспериментальных моделях аутизма, поскольку моделирование позволяет проверить ряд гипотез относительно природы заболевания и произвести апробацию новых лечебных препаратов. Анализ данных свидетельствует об отсутствии общепризнанной цельной концепции природы РАС, а отсутствие надежных методов лечения заставляет признать неизлечимость заболевания в настоящее время. Представленный в статье материал дает возможность наметить ориентиры будущих усилий по экспериментальному изучению РАС. Необходим поиск моделей, которые достоверно воспроизводят РАС. Эти модели должны воспроизводить процессы раннего онтогенеза, когда инициируется патогенез РАС. Благодаря экспериментальным моделям открывается перспектива выбора эффективных и безопасных препаратов, гарантирующих излечение РАС.

Распространенность аутизма и аутистических расстройств

19-я центральная районная поликлиника Первомаского района г.Минск Здравоохранеине | Минск | 19 поликлиника | Заказать талон


Аутизм - это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга.

Поведение детей с аутизмом характеризуется также жесткой стереотипностью — от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм).

Аутизм как самостоятельное расстройство впервые был описан американским клиницистом Лео Каннером в 1942 году, в 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в 1947 году — советский ученый Самуил Мнухин.

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

Эпидемиология

Расстройства аутистического спектра встречаются чаще у мальчиков, чем у девочек. Число новых случаев составляет 4,3:1 в пользу мужского пола, причём оно значительно колеблется при учёте когнитивных показателей: так, по приблизительным данным одного исследования, аутизм в сочетании с умственной отсталостью у мальчиков встречается лишь в два раза чаще (2:1), а без умственной отсталости — в пять с половиной раз чаще (5,5:1), чем у девочек. Развитие аутизма ассоциировано также с несколькими пре- и перинатальными факторами риска. В обзоре 2007 года указываются такие факторы, как повышенный возраст матери либо отца, место родов за пределами стран Европы и Северной Америки, низкий вес при рождении, короткая беременность, гипоксия при родах. Большинство профессионалов придерживаются мнения о том, что расовая либо этническая принадлежность и социоэкономические условия не влияют на развитие аутизма.

Обнаружена ассоциация аутизма с несколькими состояниями:

  • Генетические заболевания. Приблизительно в 10 %-15 % случаев можно обнаружить состояние, связанное с одним геном и подверженное действию законов Менделя, либо хромосомную аберрацию, или же иной генетический синдром. Ряд генетических заболеваний ассоциирован с расстройствами аутистического спектра.
  • Умственная отсталость. Доля аутистов, чьи симптомы соответствуют критериям умственной отсталости, составляет, по разным оценкам, от 25 % до 70 %, и такой разброс свидетельствует о трудностях оценки интеллекта при аутизме. Остальные формы расстройств аутистического спектра сопровождаются отсталостью гораздо реже.
  • Тревожные расстройства распространены среди детей аутистического спектра, однако неизвестно точно, насколько. В разных исследованиях указываются значения от 11 % до 84 %. При этом проявления, свойственные многим тревожным расстройствам, порой трудно отличить от аутистических симптомов, либо они могут быть более логично объяснены собственно аутистическими нарушениями.
  • Эпилепсия, причём риск эпилепсии варьирует в зависимости от возраста, когнитивного уровня и характера речевых нарушений.
  • Ряд метаболических заболеваний, таких как фенилкетонурия, ассоциирован с симптомами аутизма.
  • Лёгкие физические аномалии встречаются у аутистов значительно чаще, чем в общей популяции.
  • Исключаемые обычно диагнозы. Несмотря на то, что DSM-IV не разрешает ставить диагноз аутизма совместно с рядом других состояний, зачастую при аутизме отмечается полный набор критериевСДВГ, синдрома Туретта, и других диагнозов из исключаемого списка, и такая коморбидность всё чаще признаётся.

У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.

Поведенческие характеристики, используемые для описания синдрома аутизма:

Нарушено развитие неречевой и речевой коммуникации. Характерно:

  • Отсутствие мимики и жестов. Может отсутствовать и речь;
  • Ребенок никогда не улыбается собеседнику, не смотрит ему в глаза;
  • Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок не может;
  • Речь ненормальная по содержанию и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
  • Речь ненормальная фонетически (проблемы с интонацией, ритмом, монотонность речи).

Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:

  • Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;
  • Игнорирование чувства и существование других людей (даже родителей);
  • Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
  • Никогда не подражают ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.

Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:

  • Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
  • Ребенок-аутист проявляет истерики при изменении окружающей обстановки;
  • Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
  • Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
  • Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
  • Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
  • Концентрирует свое внимание на чем-то одном.

Люди, страдающие аутизмом, отличаются неровным развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.

Диагностика аутизма

Выявить у ребенка аутизм врачи сразу не способны. Причиной этого является то, что такие симптомы аутизма наблюдаются и при нормальном развитии ребенка. Из-за этого диагноз зачастую ставят с опозданием. Для аутизма характерно разнообразное проявление, при этом ребенок может иметь только два-три симптома, что тоже затрудняет диагностику. Главный признак аутизма – нарушение восприятия реальности.

Ребенок, страдающий аутизмом, не желает ни с кем вступать в контакт. Создается впечатление, что он даже не чувствует боли. Речь развивается медленно. Встречается недоразвитие речи. Ребенок боится всего нового, выполняет монотонные и повторяющиеся движения.

Если родители обнаружили у ребенка симптомы аутизма, они должны немедленно обратиться к детскому психиатру. В настоящее время создано много центров развития ребенка, в которых помогут диагностировать и оказать эффективную помощь в лечении.

Терапия и обучение

Основные цели терапии — снижение ассоциированных с аутизмом дефицитов и напряжения в семье, повышение качества жизни и функциональной независимости аутиста. Не существует единого оптимального метода терапии; она, как правило, подбирается индивидуально. Методологические ошибки, допускаемые при проведении исследований разных терапевтических подходов, не позволяют с уверенностью говорить об успешности той или иной концепции. Некоторые улучшения отмечаются при использовании многих методик психосоциальной помощи; это говорит о том, что любая помощь лучше её отсутствия. Тем не менее, методология систематических обзоров остаётся на низком уровне, клинические результаты вмешательств в основном расплывчаты, недостаточно данных по сравнительной эффективности подходов. Программы интенсивного, длительного специального образования и поведенческой терапии на ранних этапах жизни могут помочь ребёнку в освоении навыков самопомощи, общения, поспособствовать обретению рабочих навыков, и часто повышают уровень функционирования, снижают тяжесть симптомов и неадаптивного поведения; заявления об том, что помощь особо важна в возрасте около трёх лет, не подтверждены доказательствами. Доступные подходы включают прикладной поведенческий анализ (ППА), использование «моделей развития» (англ. develompental models), структурированное обучение (TEACCH), логопедическую терапию, обучение социальным навыкам, трудотерапию. В некоторой степени дети выигрывают от такого образовательного вмешательства: интенсивное использование прикладного поведенческого анализа улучшило общий уровень функционирования детей дошкольного возраста, хорошо зарекомендовало себя как метод повышения интеллектуальных показателей детей раннего возраста. Нейропсихологические данные часто плохо доводятся до учителей, что создает разрыв между рекомендациями и характером преподавания. Неизвестно, приводят ли программы для детей к значительным улучшениям после их взросления, а скупые исследования эффективности взрослых программ, осуществляемых по месту жительства, говорят о смешанных результатах.

Для контроля аутистических симптомов при неуспехе поведенческого вмешательства, когда проявления расстройства не позволяют ребенку интегрироваться в школьный коллектив либо семью, прибегают к помощи широкого списка медикаментов. Так, в США более половины детей с расстройствами аутистического спектра получают психотропные или противосудорожные препараты, причем чаще всего прописываются анти-депрессанты, стимуляторы и антипсихотики. За исключением последних, эффективность и безопасность применения различных средств при расстройствах аутистического спектра крайне слабо отражена в качественных научных публикациях. У человека с таким расстройством лекарство может вызвать атипичную реакцию либо неблагоприятные побочные эффекты, и ни одно из известных средств не показало способности смягчать ключевые для аутизма коммуникативные и социальные проблемы.

Несмотря на доступность широкого спектра альтернативных подходов и методик, лишь немногие из них стали предметом научного исследования. Данные о результатах таких подходов редко связаны с показателями качества жизни, и во многих программах используются мерки, не имеющие прогностической валидности и связи с реальным миром. Организации, предлагающие услуги родителям аутистов, судя по всему, при выборе методик руководствуются в первую очередь не научными данными, а маркетинговыми предложениями авторов программ, доступностью обучения своих сотрудников, и запросами родителей. Хотя большинство альтернативных методов, например, использование мелатонина, вызывают лишь небольшие побочные эффекты, некоторые могут представлять риск для ребенка. Исследование 2008 года показало, что в сравнении со сверстниками, мальчики-аутисты, соблюдающие безказеиновую диету, имеют более тонкие кости. В 2005 году неадекватно проведенное хелирование убило пятилетнего ребенка-аутиста.

Затраты на терапию аутизма велики; косвенные потери еще выше. Согласно исследованию, проведенному в США, в среднем затраты на человека с аутизмом, родившегося в 2000 году, за его жизнь составят 3,2 млн долларов в покупательной способности 2003 года, при этом около 10 % уйдёт на медицинское обслуживание, 30 % на дополнительное образование и уход, а потери экономической производительности обусловят остальные 60 %. Программы, финансируемые за счет грантов и пожертвований, зачастую не учитывают нужды конкретного ребёнка, и невозмещаемые личные затраты родителей на лекарства и терапию могут поставить семью в сложное финансовое положение; в исследовании, проведенном в 2008 году в США, отмечено, что при наличии в семье ребенка-аутиста средняя потеря годового дохода составляет 14 %, а в еще одной связанной публикации говорится, что проблема заботы о ребенке с аутистическим расстройством может сильно сказаться на работе родителя. По достижении взрослого возраста, на первый план выступают вопросы попечения по месту жительства, обретения профессии и поиска работы, сексуальных отношений, использования социальных навыков, и имущественного планирования.

Прогноз

Излечить аутизм известными методами нельзя. В то же время, иногда в детском возрасте происходит ремиссия, приводящая к снятию диагноза расстройства аутистического спектра; порой это случается после интенсивной терапии, но не всегда. Точный процент выздоровлений неизвестен; в неотобранных выборках детей с расстройствами аутистического спектра отмечаются показатели от 3 % до 25 %. Большинству детей с аутизмом недостает социальной поддержки, устойчивых отношений с другими людьми, карьерных перспектив, чувства самоопределения. Хотя основные проблемы остаются, симптомы часто сглаживаются с возрастом. Число качественных исследований, посвящённых долгосрочному прогнозу, невелико. У некоторых повзрослевших аутистов наблюдаются умеренные улучшения в коммуникативной сфере, однако у изрядного числа эти навыки ухудшаются; нет ни одного исследования, анализирующего состояние аутистов старше среднего возраста. Развитие языковых навыков до шести лет, уровень IQ выше 50 единиц, и наличие востребованной профессии или умения являются признаками, предсказывающими лучшие показатели в будущем; у человека с тяжелым аутизмом шансы достичь независимости низки. Согласно британскому исследованию 2004 года, в когорте 68 аутистов, получивших диагноз в детском возрасте до1980 года при уровне IQ выше 50, лишь 12 % достигли высокого уровня независимости по достижении взрослого возраста, 10 % имели несколько друзей и были заняты большую часть времени, но требовали некоторой поддержки, 19 % имели некоторую степень независимости, но, как правило, оставались дома и нуждались в значительной поддержке и повседневном наблюдении, 46 % нуждались в попечении специалиста по аутистическим расстройствам, усиленной поддержке и были лишь немного автономны, а 12 % требовался высокоорганизованный больничный уход. По шведским данным 2005 года, в группе 78 взрослых аутистов, подобранных без отсечения по уровню IQ, результаты оказались хуже: например, только 4 % жили независимой жизнью. В канадской публикации по результатам анализа состояния 48 молодых людей с расстройствами аутистического спектра, диагностированных в дошкольном возрасте, выделены подгруппы с плохим (46 %), умеренным (32 %), хорошим (17 %) и очень хорошим (4 %) уровнем функционирования; 56 % из них хотя бы раз в жизни имели работу, в основном добровольческую, адаптированную или с неполным днём. Изменения, произошедшие в диагностической практике, а также возросшая доступность эффективных методов раннего вмешательства ставят под вопрос применимость вышеперечисленных данных к детям, диагностируемым в настоящее время.

Читайте также: