Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Обновлено: 24.04.2024

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) — синдром дисфункции центральной нервной системы. СДВГ характеризуется проявлением трудностей, связанных с концентрацией и поддержанием внимания ребёнка. Наблюдается также значительное повышение двигательной активности ребёнка и нехарактерная импульсивность, нарушение социальных функций, проблемы с обучением.

Согласно статистическим данным (Заваденко Н.Н.), в России детей с СДВГ насчитывается от четырёх до восемнадцати процентов, причём мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек.

Этиология/причины

В зависимости от превалирующих клинических симптомов выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition - DSM-IV):

  • синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;
  • синдром дефицита внимания без гиперактивности;
  • синдром гиперактивности без дефицита внимания.

СДВГ бывает первичным и вторичным, то есть возникающим в результате других заболеваний (психические заболевания, последствия перинатальных, инфекционных и травматических поражений центральной нервной системы и др.). Несмотря на давнее изучение СДВГ, точная причина этого заболевания до сих пор не установлена. При этом специалисты подчёркивают, что симптомы СДВГ обусловлены нижеприведёнными факторами:

  • На генетическую природу СДВГ явно указывает то, что это заболевание имеет тенденцию к передаче по наследственной линии.
  • Употребление матерью алкоголя и некоторых лекарственных препаратов, курение во время беременности, преждевременные роды и недоношенность, асфиксия новорожденных могут также увеличивать вероятность развития у ребенка СДВГ.
  • Предрасположенность к вероятному развитию СДВГ создаётся инфекционными заболеваниями, перенесёнными в раннем детстве, а также травмами головного мозга, имевшими место в тот же период.
  • Семейные факторы (низкое социальное положение семьи, тяжелые разногласия между родителями, нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация у матери) также увеличивают риск развития СДВГ.

Механизм развития СДВГ чаще всего обуславливается дефицитом в некоторых областях головного мозга ребёнка таких химических веществ как дофамин и норадреналин. Это явно указывает на то, что Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это заболевание, требующее своевременной диагностики и грамотного лечения.

Диагностика СДВГ

Диагностические критерии и клинические проявления СДВГ.

В соответствии с DSM-IV, при наличии шести нижеперечисленных симптомов у ребенка с уверенностью может быть диагностирован дефицит внимания:

  • не может сосредоточить внимание на деталях, допускает ошибки по невнимательности в работе;
  • с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
  • не слушает обращенную к нему речь;
  • не может следовать предлагаемым инструкциям и до конца выполнить задание;
  • не в состоянии самостоятельно организовать свою игру или деятельность;
  • старается избегать занятий, связанных с умственной нагрузкой и требующих длительной концентрации внимания;
  • теряет часто используемые предметы (игрушки, школьные принадлежности);
  • часто и легко отвлекается от начатого занятия;
  • проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Для уверенного диагностирования синдрома гиперактивности требуется явное наличие у ребенка следующих симптомов:

  • не может сидеть спокойно, совершает суетливые движения руками и ногами;
  • не в состоянии высидеть требуемое количество времени, часто вскакивает со своего места;
  • проявляет бесцельную двигательную активность, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо;
  • с трудом может играть самостоятельно или занять себя спокойным делом;
  • всегда пребывает в движении;
  • избыточно общителен.

Проявления импульсивности у ребенка:

  • отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца;
  • с трудом ожидает своей очереди в различных ситуациях;
  • перебивает либо вмешивается в разговоры и игры других.

В большинстве случаев клинические проявления СДВГ возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. В младенчестве дети, имеющие впоследствии диагноз гиперактивности, бывают гипервозбудимы, часто страдают нарушениями сна. С возрастом они становятся двигательно расторможенными, непослушными и отличаются трудно контролируемым родителями поведением. Дети с синдромом дефицита внимания без гиперактивности, в раннем возрасте могут иметь умеренную задержку в двигательном и речевом развитии, они пассивны и мало эмоциональны. Результатом нарушения внимания, равно как и появления симптомов гиперактивности и импульсивности ребёнка, часто становится неуспеваемость. СДВГ приводит к тому, что при нормальном или высоком уровне интеллекта ребенок школьного возраста имеет явные нарушения навыков чтения и письма, плохо справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах, часто вступает в конфликты со сверстниками и учителями. Особенно часто асоциальное агрессивное поведение наблюдается в подростковом возрасте.

К критериям диагностирования СДВГ, согласно DSM-IV, относятся:

  • у ребенка присутствуют выраженные симптомы гиперактивности и/или дефицита внимания;
  • появление симптомов СДВГ ранее 7 летнего возраста и их наблюдение на протяжении более полугода;
  • появление симптомов СДВГ не только дома, но и за его пределами, например в школе;
  • появление симптомов, не являющихся проявлением других заболеваний;
  • появление таких симптомов как нарушение обучения и нарушение социальных функций.

Лечение СДВГ

Наиболее эффективным в лечении детей с СДВГ считается комплексный подход, который сочетает в себе несколько методов, индивидуально подобранных в каждом конкретном случае. При немедикаментозной коррекции применяются методы модификации поведения, психотерапия, педагогическая и нейропсихологическая коррекция. Медикаментозная терапия при СДВГ назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда немедикаментозные методы коррекции неэффективны. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. Наибольший эффект в терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозного лечения.

В большинстве случаев к моменту вступления в подростковый возраст импульсивность и дефицит внимания сохраняются. Повышенная - же двигательная активность сходит на нет. Согласно официальной статистике характерные нарушения в поведении сохраняются примерно у двух третей подростков и половины взрослых, страдавших дефицитом внимания в детстве.

Синдром дефицита внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.

Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.

Причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность; патологическое влияние.
Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так. На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного.

Симптомы

Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Признаки гиперактивности:

  • Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
  • Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
  • Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.
  • Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:
  • Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».
  • Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
  • Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Диагностика

Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ.

Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.

Сканирование лобной части головного мозга служит как для исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, так и для подтверждения диагноза.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный - психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами.

От действия мам и пап зависит очень многое. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.

Хвалите ребенка по любому доступному поводу - помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.

Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.

Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.

Общение - важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения ребенка.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз - не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей

Часто родители жалуются на то, что их ребенок не может спокойно сидеть ни минуты, постоянно отвлекается во время занятий, не может сконцентрироваться на одном деле, рассеянный и совершенно не слышит, что ему говорят. В медицине подобное состояние у детей называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Пока в медицинской науке не названы точные причины возникновения СДВГ у детей. Скорее всего имеют значение негативные факторы в своей совокупности. На появление этого заболевание могут повлиять генетический фактор, инфекции и хронические заболевания во время беременности, угроза прерывания, патологии беременности, употребление матерью определенных лекарств, алкоголя, наркотиков, быстрые роды, родовые травмы, особенно шейных позвонков и головного мозга, раннее органическое повреждение ЦНС, психологические травмы, неблагоприятная окружающая среда и экология и т.д.

СДВГ у детей выражается в нарушении способности регулировать свое поведение и эмоции, в двигательной чрезмерной активности, нарушении внимания и обучения, в повышенной импульсивности. Некоторые врачи относят СДВГ к психическим расстройствам, вызванным особенным функционированием головного мозга и проявляющимся в раннем детстве у детей с определенным темпераментом. СДВГ не бывает эпизодическим, как, например, такие психические заболевания как депрессия, эпилепсия и т.д., это не временное явление и совсем не дурной характер ребенка или плохое воспитание. Это заболевание, которое нужно корректировать и лечить.

В то же время от СДВГ нужно отличать возрастные особенности малыша, соответствующие нормам. Так, если ваш ребенок подвижен, активен, непоседлив и шаловлив в возрасте от 2-х до 5-ти лет, то совсем необязательно он страдает этим заболеванием. В младшем возрасте такое поведение детей адекватно. В этот период малыши еще не в полной мере умеют удерживать внимание на каком-то одном виде деятельности. А вот в ранние школьные годы подобные проявления должны вызывать беспокойство родителей. Жалобы учителей на поведение и успеваемость школьника также могут быть тревожными звоночками. В таком случае лучше перестраховаться и проконсультироваться у детского невролога или психиатра, который сможет грамотно поставить диагноз и назначить лечение.

Первыми признаки СДВГ у ребенка замечают родители и учителя. Но для диагностики этого расстройства нужно наблюдать ребенка не менее полугода. Важно также убедиться в том, что у маленького человека нет общего отставания в развитии или таких психических заболеваний, как эпилепсия, шизофрения и других. Кроме того, подозрительные симптомы должны проявляться у ребенка в разных местах (дома, в школе, в обществе), и рассматриваться в совокупности. Если Вы подозреваете наличие СДВГ у ребенка старше 8 лет, у которого раньше подобных проблем не возникало, то, скорее всего, ваше чадо просто активно и энергично, и речь не идет о психическом нарушении.

Основные симптомы СДВГ у детей:

  • ребенку трудно сосредоточиться во время занятий или игр;
  • он легко отвлекается и не может выполнить задание до конца;
  • ребенок как будто бы не слушает, что ему говорят;
  • ребенок не может усидеть долго на одном месте, ерзает, бегает, совершает множественные движения ногами и руками;
  • ребенок отличается забывчивостью и невнимательностью;
  • часто теряет вещи;
  • не может ждать очереди в повседневной жизни и играх;
  • часто не дослушивает вопрос, перебивает в разговоре;
  • ребенок чрезмерно болтлив и импульсивен;
  • ребенок не организован.

Если детский специалист поставил Вашему малышу диагноз СДВГ, не стоит отчаиваться! Родителям таких деток нужно научиться проявлять большое терпение и излучать спокойствие и умиротворенность в общении с ребенком. Нельзя ни в коем случае его ругать за проявление подобных симптомов, пытаться сломить его волю, наказывать. Детям с СДВГ показан организованный и продуманный распорядок дня, распланированные занятия и игры, кружки, связанные с творчеством (музыка, рисование и т.д.), легкие занятия спортом, не соревновательного характера.

При правильном лечении ребенка с диагнозом СДВГ, при выполнении всех рекомендаций врача, при регулярных занятиях с психологом поведение ребенка постепенно будет скорректировано в положительную сторону, а эмоции и темперамент взяты под контроль.

Сеть клиник «Медицентр» в Петербурге предоставляет весь спектр медицинских услуг на отделении педиатрии, в том числе по направлениям детская неврология и психология. Вы можете записаться с ребенком на прием к нашим детским специалистам для исключения или подтверждения диагноза СДВГ.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВ, СДВГ)

СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Диагноз ставят на основании клинических критериев. Лечение обычно включает лекарственную терапию стимулирующими препаратами, поведенческую терапию и образовательные мероприятия.

По приблизительным оценкам, СДВГ развивается у 5–15% детей ( 1 Общие справочные материалы СДВГ является синдромом невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный. Прочитайте дополнительные сведения ). Однако, многие эксперты считают, что СДВГ гипердиагностируется в основном из-за неточного применения критериев. В соответствии с пятым изданием Руководства по диагностике и статистическому учёту психических расстройств (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), DSM-5, выделяют 3 типа:

В целом СДВГ встречается примерно в два раза чаще у мальчиков, хотя норма варьируется в зависимости от типа. Преимущественно гиперактивный-импульсивный тип возникает в 2–9 раз чаще у мальчиков; преимущественно невнимательный тип выявляют с частотой, примерно равной у обоих полов. СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству.

Общие справочные материалы

2. Brown N, Brown S, Briggs R, et al: Associations between adverse childhood experiences and ADHD diagnosis and severity. Acad Pediatr 17(4):349–355, 2017. doi: 10.1016/j.acap.2016.08.013

СДВГ у взрослых

Не смотря на то, что СДВГ считается расстройством детского возраста и всегда начинается в детстве, лежащие в основе нейрофизиологические различия сохраняются во взрослой жизни, а поведенческие симптомы примерно в половине случаев продолжают проявляться во взрослой жизни. Хотя диагноз иногда может быть не выставлен до подросткового или зрелого возраста, некоторые из проявлений обнаруживались в возрасте до 12 лет.

У взрослых симптомы включают:

трудности с концентрацией внимания;

Трудности в поддержании отношений

Гиперактивность у взрослых обычно проявляется как беспокойство и суетливость, а не как двигательная гиперактивность, имеющая место у детей раннего возраста. Взрослые с СДВГ, как правило, подвержены более высокому риску безработицы, у них низкий образовательный уровень, а также выше показатели наркомании и преступности. Более распространенными являются дорожно-транспортные происшествия и нарушения.

Взрослым с СДВГ могут быть полезны те же типы стимулирующих препаратов, которые принимают и дети с рассматриваемым синдромом. Им также может быть полезно консультирование для улучшения оптимального использования времени и другие навыки психофизиологической адаптации.

Симптомы и признаки СДВГ

Заболевание часто начинается до 4 лет и неизменно до 12 лет. Пиковый возраст постановки диагноза – 8–10 лет, однако у пациентов с преимущественно невнимательным типом синдром может быть диагностирован только в подростковом возрасте.

Основные симптомы и признаки СДВГ:

Невнимательность, как правило, проявляется, когда ребенок выполняет задачи, требующие бдительности, быстрой реакции, визуального восприятия и устойчивой концентрации внимания, а также длительного и целенаправленного восприятия вербальной информации.

Импульсивность относится к поспешным действиям с отрицательным потенциалом (например, у детей, которые перебегают улицу, не глядя, у подростков и взрослых, которые внезапно бросили школу или работу, не задумываясь о последствиях).

Гиперактивность включает в себя излишнюю двигательную активность. Дети, особенно младшего возраста, могут иметь проблемы с усидчивостью в ситуациях, когда это ожидаемо (например, в школе или в церкви). Пожилые пациенты могут быть просто суетливыми, беспокойными, или разговорчивыми — иногда до такой степени, что другие чувствуют себя изнуренными, глядя на них.

Органическая природа нарушения препятствует развитию мышления, учебных навыков, умения рассуждать и излагать последовательно свои мысли, мотивации к школе и адаптации к социальным требованиям. Дети с преимущественно невнимательным СДВГ, как правило, воспринимают практическое обучение и испытывают трудности в ситуациях пассивного обучения, которые требуют непрерывной работы и завершения задачи.

В целом около 20–60% детей с СДВГ имеют расстройства обучения, но у большинства детей с СДВГ некоторые школьные проблемы возникают из-за невнимательности (в результате пропуска деталей) и импульсивности (как результат ответа на вопрос без обдумывыания).

Для детей с СДВГ характерны следующие психологические особенности: низкое качество социальных навыков и взаимоотношений со сверстниками, нарушения сна, беспокойство, дисфория, депрессия и перепады настроения.

Хотя специфического физического обследования или лабораторных исследований, связанных с СДВГ нет, признаки могут включать:

Несогласованность движений или неуклюжесть

нелокализованные, невыраженные неврологические симптомы;

Диагностика СДВГ

Клинические критерии базируются на руководстве DSM-5

Диагноз СДВГ является клиническим и базируется на всестороннем медицинском, экспериментальном, образовательном и психологическом оценивании (см. Практическое клиническое руководство по диагностике, оценке и лечению синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей и подростков [2019 clinical practice guideline for the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents] Американской академии педиатрии [the American Academy of Pediatrics]).

Диагностические критерии DSM-5 для СДВГ

Диагностические критерии DSM-5 включают 9 симптомов и признаков невнимательности и 9 гиперактивности и импульсивности. Для диагностики по таким критериям необходимо наличие ≥ 6 симптомов и признаков из одной или каждой группы: Кроме того, симптомы должны

Часто проявляться в течение ≥ 6 месяцев

Более выражены, чем ожидалось с учетом уровня развития ребенка

Возникновение минимум в 2 ситуациях (например, дома и в школе)

Присутствовать в возрасте до 12 лет (по крайней мере, некоторые симптомы)

Мешать функционированию дома, в школе или на работе

Симптомы невнимательности:

Не обращает внимание на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности

Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течение игры

Складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются

Не следует инструкциям или конечным задачам

Имеет трудность в организации задач и мероприятий

Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течение долгого периода времени

Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности

Забывчив в повседневной деятельности

Симптомы гиперактивности и импульсивности:

Часто двигает руками или ногами или ерзает

Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации

Часто бегает взад-вперед или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна

Не способен играть спокойно

Часто при ходьбе действует, как будто управляется вдигателем

Часто говорит чрезмерно

Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены

Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди

Часто прерывает или вмешивается к другим

Диагностика преимущественно невнимательного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков невнимательности. Диагностика гиперактивного/импульсивного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков гиперактивности и импульсивности. Диагностика комбинированного типа требует ≥ 6 симптомов и признаков каждого из типов – невнимательности и гиперактивности/импульсивности.

Другие диагностические факторы

Клиницисты должны оценить, отвлекается ли ребенок на внешние факторы (например, на воздействие окружающей среды) или внутренние (т.е. мысли, тревоги, заботы). В более позднем детстве признаки СДВГ становятся более выраженными; дети с гиперактивно-импульсивным типом или комбинированным типом часто демонстрируют длительные непроизвольные движение нижних конечностей, двигательное возбуждение (например, бесцельные движения, суетливость рук), импульсивное общение и кажущуюся дезориентированность в окружающем мире. У детей с преимущественно невнимательным типом физические симптомы могут отсутствовать.

Медицинская оценка сосредоточена на выявлении потенциально излечимых заболеваний, которые могут способствовать или усугублять симптомы и признаки. Оценка должна включать в себя поиск анамнеза пренатального воздействия (например, наркотики, алкоголь, табак), перинатальных осложнений или инфекций, инфекций центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы, заболеваний сердца, нарушений дыхания во время сна, плохого аппетита и/или разборчивости в еде, и наличие СДВГ в семейном анамнезе.

Оценка развития фокусируется на выявлении начала и течения симптомов и признаков. Оценка включает в себя проверку этапов развития, в частности, речевых, и использование специфичных для СДВГ оценочных шкал (например, Оценочная шкала по Вандербильту [Vanderbilt Assessment Scale], Всесторонняя поведенческая оценочная шкала по Коннеру [Conners Comprehensive Behavior Rating Scale], СДВГ-оценочная шкала V [ADHD Rating Scale-V]). Версии таких шкал доступны как для семьи, так и для персонала школы, что позволяет проводить оценку в различных ситуациях, как того требуют критерии Диагностико-статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5). Обратите внимание, что для постановки диагноза применение только одних шкал является недостаточным.

Оценка образования направлена на фиксацию основных симптомов и признаков, она может включать изучение образовательных документов и использование оценочных психологических шкал или контрольных тестов. Тем не менее, рейтинговые шкалы и тесты сами по себе часто не могут отличить СДВГ от других расстройств развития или поведенческих расстройств.

Прогноз при СДВГ

Традиционные классы и учебная деятельность часто усугубляют симптомы и признаки у детей, не получающих лечения или с недостаточно корригированным состоянием СДВГ. Специальное фармакологическое и педагогическое воздействие может быть постоянным. Плохое принятие сверстниками и одиночество увеличиваются с возрастом и связаны с очевидным нарастанием симптомов. Если СДВГ вовремя не диагностировать и не провести адекватное лечение, то у многих подростков и взрослых с СДВГ впоследствии может развиться токсикомания и алкоголизм вследствие самолечения лекарственными препаратами (например, кофеином) и запрещенными наркотическими средствами (например, кокаином, амфетаминами).

Хотя симптомы и признаки гиперактивности, как правило, с возрастом уменьшаются, у подростков и взрослых могут быть выражены остаточные трудности. Предикторы неблагоприятных исходов у подростков и взрослых включают:

Низкий уровень интеллекта

Социальные и межличностные проблемы

Проблемы в подростковом и взрослом возрасте проявляются преимущественно в виде неуспеваемости, низкой самооценки, трудностей в обучении соответствующему социальному поведению. Подростки и взрослые, которые имеют преимущественно импульсивный СДВГ, могут иметь повышенную частоту расстройств личности и социального поведения, многие продолжают проявлять импульсивность, беспокойство и бедные социальные навыки. Люди с СДВГ, вероятнее всего, больше предрасположены к работе, чем к учебе или быту, особенно, если они могут найти работу, которая не требует пристального внимания.

Лечение СДВГ

Медикаментозная терапия, как правило, с использованием стимуляторов, таких как метилфенидат или декстроамфетамин (препаратами быстрого и пролонгированного действия)

Рандомизированные контролируемые исследования продемонстрировали, что у детей школьного возраста поведенческая терапия является менее эффективной, чем терапия стимулирующими препаратами, а детям дошкольного возраста лучше рекомендовать поведенческую или комбинированную терапию. Хотя коррекция базовых нейрофизиологических различий у пациентов с СДВГ при лекарственной терапии не происходит, препараты эффективны для облегчения симптомов СДВГ и позволяют пациентам участвовать в деятельности, ранее недоступной им из-за плохого внимания и импульсивности. Препараты часто прерывают цикл неадекватного поведения, повышая поведенческую и учебную активность, мотивацию и самооценку.

Лечение СДВГ у взрослых реализуют подобным образом, но выбор препарата и дозировки определяется на индивидуальной основе, в зависимости от наличия других заболеваний.

Стимулирующие лекарственные препараты

Наиболее широко используют стимулирующие препараты, которые включают метилфенидат или соли амфетамина. Ответ сильно варьируется, и доза зависит от тяжести нарушения и ответа организма ребенка на введение препарата. Дозировка регулируется по частоте и количеству до тех пор, пока не будет достигнут оптимальный баланс между реакцией и побочными эффектами.

Прием метилфенидата обычно начинают с 0,3 мг/кг перорально 1 раз в день (в форме с немедленным высвобождением) и увеличивают частоту приема еженедельно, как правило, до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования; многие врачи стараются предписывать прием препарата утром и днем. Если ответ на терапию является неадекватным, но препарат хорошо переносится пациентом, доза может быть увеличена. У большинства детей оптимальный баланс между выгодами и побочными эффектами достигается при дозах 0,3–0,6 мг/кг. Правовращающий изомер метилфенидата является активным фрагментом и назначается в половиной дозе.

Прием декстроамфетамина обычно начинают (часто в комбинации с рацемическим амфетамином) с дозы 0,15–0,2 мг/кг перорально 1 раз в день, которую затем увеличивают до 2–3 раз в день или каждые 4 часа в часы бодрствования. Индивидуальные дозы в диапазоне 0,15–0,4 мг/кг, как правило, эффективны. Титрование дозы должно помочь соблюсти баланс между эффективностью и побочными эффектами; размеры фактических доз значительно варьируют среди отдельных пациентов, но, как правило, более высокие дозы увеличивают вероятность нежелательных побочных эффектов. В целом декстроамфетамин применяют в дозах, составляющих две трети от доз метилфенидата.

Когда оптимальная дозировка для метилфенидата или декстроамфетамина будет достигнута, переходят на применение эквивалентных доз того же препарата в формах с замедленным высвобождением, чтобы избежать необходимости введения препарата в школе. Препараты пролонгированного действия включают таблетки с восковой матрицей с замедленным высвобождением, двухфазные капсулы, содержащие эквивалент 2 доз, таблетки с осмотическим высвобождением и трансдермальные пластыри, которые обеспечивают действие до 12 часов. Сейчас оба препарата, короткого и длинного, действия, применяются в жидкой форме. Чистые декстро препараты (например, дексамфетамин) часто используются, чтобы минимизировать побочные эффекты, такие, как тревога; дозы, как правило, вдвое меньше, чем при применении смешанных препаратов. Пролекарства также иногда используются из-за их более плавного высвобождения, более длительного срока действия, меньшего количества побочных эффектов, и более низкой вероятности злоупотребления. Способность к обучению все чаще повышается при приеме низких доз, но улучшение в поведении часто требует применения более высоких доз.

Дозирование стимуляторов может быть скорректировано, чтобы охватить определенные дни и время (например, во время школьных занятий, во время домашнего задания). Отдых от лекарств может проводиться по выходным, по праздникам или во время летних каникул. Периоды плацебо (5–10 учебных дней для обеспечения надежности наблюдений) рекомендуются для того, чтобы установить, нужны ли по-прежнему медицинские препараты.

Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

У каждого ребенка, даже самого крошечного, есть свой характер, свой неповторимый темперамент. В каждой семье существуют различные традиции воспитания. Всё это накладывает отпечаток на поведение и реакции ребёнка, на общение и открытость миру. Действительно, есть дети спокойные и послушные, а есть активные и непоседливые. Как понять: является ли поведение ребенка его особенностью, или это заболевание, например такое, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ ?


СДВГ – это нарушение развития ребенка, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).

То есть СДВГ – это не особенность ребёнка, а заболевание. Таким детям тяжело учиться, поддерживать отношения с другими людьми. Это зачастую ограничивает их возможности в выборе профессии или круга общения, приводит к психологическим травмам. Поведенческие нарушения у дошкольников являются причиной конфликтов в детском саду, у школьников – снижения успеваемости и нарушений дисциплины на уроках и переменах. Следовательно, необходимо как можно раньше выявить заболевание и начать эффективную терапию, чтобы не страдало развитие ребёнка и симптомы не перешли во взрослый возраст.

Если у вашего ребенка СДВГ, он неуправляемый и импульсивный. Он не оправдывает ваших надежд, т.к. не может хорошо учиться, правильно общаться. В дальнейшем это может ему помешать стать успешным. Он и сам страдает оттого, что ему многое не удаётся, а вы тратите огромное количество сил, в результате чувствуете усталость и беспомощность, когда хотите, но не можете ему помочь.

• Мы знаем, как вам помочь!
• Мы это умеем и всегда достигаем результата.
• Мы профессионалы и постоянно повышаем свою квалификацию.
• Мы заботимся о наших пациентах!

Такие дети постоянно находятся в движении, они суетливы, не могут усидеть на одном месте, куда-то залезают, иногда подвергая себя опасности. Для школьников частым проявлением гиперактивности является вставание с места и хождение по классу во время урока. Импульсивность проявляется в резких, иногда агрессивных действиях. Также эти дети болтливы, многословны, перебивают всех, не могут спокойно играть, конфликтуют со сверстниками, часто дерутся.

Встречается наиболее часто. При таком варианте наблюдаются одновременно разной степени выраженности признаки дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности.

В настоящее время нет единого мнения, почему примерно у 5% детей возникает данная патология. Есть несколько теорий, которые объясняют влияние различных факторов на возникновение и развитие СДВГ.

СДВГ возникает у детей с нарушением строения и функционирования головного мозга, преимущественно в префронтально-стрио-таламо-кортикальных структурах (окололобных участках коры и подкорковой области). Эти структуры могут повреждаться в период беременности, в родах и раннем детстве. Обычно у детей с СДВГ наблюдаются изменения в корково-подкорковых областях лобной области на МРТ.

При СДВГ нарушается обмен особых веществ, необходимых для правильного функционирования головного мозга – так называемых нейромедиаторов. Основные медиаторы, участвующие в формировании СДВГ – это дофамин, норадреналин и серотонин. Эти же вещества участвуют во многих других процессах, в том числе, в контроле эмоций, вегетативных функций (функций внутренних органов), циркадных ритмов (сон, бодрствование) и др. Поэтому пациенты с СДВГ нуждаются в тщательном обследовании и выявлении всех симптомов заболевания.

Функциональная незрелость лобных отделов мозга приводит к нарушению регуляции управляющих функций и формирует симптомы СДВГ. В первую очередь страдает регуляция процессов возбуждения и торможения.

Формирование СДВГ зачастую происходит на фоне несбалансированного питания. Наиболее важно уменьшение количества белков, увеличение легко усваиваемых углеводов, особенно в первой половине дня. Также неблагоприятным образом сказывается недостаток витаминов, фолиевой кислоты, омега-3-полиненасыщенных жирных кислот, мкро- и микроэлементов (магний, железо и др).

Поступление в организм веществ, являющихся нейротоксинами, может приводить к повреждению головного мозга и развитию СДВГ. Наиболее опасны свинец, мышьяк, ртуть, кадмий, никель и другие.

Если вы предполагаете у ребенка наличие СДВГ, необходимо как можно раньше обратиться на консультацию к неврологу. СДВГ чаще всего проявляется в дошкольном возрасте. Школьный возраст выявляет симптомы СДВГ наиболее ярко. У подростка клиническая картина заболевания начинает сглаживаться, симптомы проходят сами собой. Но в некоторых случаях СДВГ может встречаться и у взрослых. Диагноз выставляется на основе клинических критериев СДВГ.

  • Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки невнимательности
  • Неспособность удерживать внимание длительное время
  • Часто складывается впечатление, что не слушает обращенную речь
  • Неспособность следовать инструкциям, алгоритмам (например, выполнять условия задания)
  • Сопротивление вовлечению в процесс выполнения заданий, избегание или активное сопротивление
  • Частые утраты вещей, особенно тех, что необходимы для выполнения заданий
  • Лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители или мысли («витание» в своих мыслях)
  • Повседневная забывчивость (поручения, обязанности по дому, опоздания)





  • Постоянные движения в кистях, стопах, ёрзание на стуле
  • Вставания с места, например, во время урока
  • Часто может забираться в разные места, влезать куда-то
  • Невозможность спокойно играть, проводить время
  • Постоянно в движении, как «заведенный», словно «прикрепили мотор»
  • Болтливость
  • Отвечает на вопрос, не дослушав самого вопроса
  • Трудности с ожиданием своей очереди
  • Перебивает других, вмешивается в чужие дела, игры, берёт вещи других людей без разрешения.

Эти симптомы у ребёнка или подростка должны достигать степени выраженности, мешающей ему учиться и общаться. Они должны наблюдаться и дома, и в других местах (в школе, в гостях и т.д.). Их должны замечать не только родители и близкие, но и окружающие.

  • Рано начал держать голову, сидеть, ходить
  • Недостаточно много (не по возрасту) спит
  • Засыпает только после того, как перевозбудится, или если ему требуется плакать и кричать перед засыпанием
  • Не умеет играть в спокойные игры
  • Вздрагивает или плачет от громких звуков, яркого света, появления незнакомых людей
  • Отбрасывает новую игрушку до того, как успевает её рассмотреть
  • Имеет проблемы с пищеварением: поносы, пищевая аллергия
  • ЭЭГ (электроэнцефалография)
  • УЗДГ (ультразвуковая допплерография)
  • Метод вызванных потенциалов (ВП)
  • МРТ головного мозга
  • Консультация психиатра (по показаниям, чаще требуется взрослым пациентам с СДВГ)

У каждого пациента есть свой лечащий врач – невролог. Он знает о пациенте и его заболевании всё, при необходимости может внести корректировки в курс лечения на любом этапе. Главное – это результат. По окончании курса лечения выдаются индивидуально разработанные рекомендации.

С учетом варианта течения, возраста пациента, выраженности проявлений выбираются наиболее подходящие методики и их сочетания:
Для коррекции двигательной активности и импульсивности используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).
В обычной жизни пациентам с СДВГ не рекомендуют занятия теми видами спорта, которые предполагают соревновательный характер и имеют выраженный эмоциональный компонент, например, единоборства, командные игры. Полезны бег «трусцой», плавание (не соревновательное), езда на велосипеде, прогулки на лыжах.
Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений сна используют разнообразные методы психотерапии. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психолог или психотерапевт. Зачастую требуется консультация психолога или психотерапевта не только самому пациенту, но и его близким, в первую очередь, родителям, если речь идёт о ребёнке. Лечение не заканчивается пребыванием в клинике, оно должно продолжаться всё время. Именно поэтому родители и близкие должны быть правильно подготовлены, обучены. Кроме того, ребёнок с СДВГ особенно сильно нуждается в поддержке и внимании со стороны родителей, поэтому их эмоциональное состояние должно быть стабильным, чтобы им хватало терпения и тепла для своего особенного ребёнка.
Релаксационные методики: специальный расслабляющий массаж, релаксационные сессии, медикаментозное лечение.
Нарушения чтения, письма, речи требуют консультации логопеда-дефектолога. Логопедическая коррекция может устранить эти проблемы.
Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга.

Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. Это передовая инновационная методика, наиболее эффективно используется в лечении заболеваний центральной нервной системы, а как мы знаем, СДВГ относится именно к таким заболеваниям. Применение ТЛНС позволяет в короткие сроки восстановить регуляцию процессов возбуждения-торможения, что в конечном счете приводит к улучшению течения СДВГ, наилучшей двигательной коррекции и психотерапии. Кроме того, ТЛНС положительно влияет на когнитивные фикции, такие как концентрация внимания и память, улучшает сон, давая организму восстанавливать запасы нейромедиаторов и полноценно отдыхать.

СДВГ при правильном лечении имеет благоприятное течение. Важно поддерживать достигнутые результаты. Для этого при выписке мы даем подробные индивидуально разработанные рекомендации. Пока существует какая-либо остаточная симптоматика, курсы лечения необходимо повторять, как правило, 2-3 раза в год.

Читайте также: