Синдромы Аспергера, Геллера, Ретта

Обновлено: 24.04.2024

Под искаженным развитием (Г.Е. Сухарева) имеются в виду преимущественно расстройства аутистического спектра, такие как синдром Каннера и синдром Аспергера (это основные или типичные формы детского аутизма), а также дезинтегративные или атипичные варианты аутизма, куда включаются синдром Ретта, синдром Геллера-Цапперта, синдром Мартина-Белл, синдром Дауна с аутистическими чертами, туберозный склероз с аутистическими чертами, фенилкетонурия с аутистическими чертами, органические поражения ЦНС с умственной отсталостью и аутистическими чертами. Кроме того, в группу аутистических расстройств включаются психогенный аутизм, процессуальный детский аутизм и атипичный детский психоз в разных возрастных его вариантах.

Одним из первых, кто указал на неоднородность аутистических расстройств, был В.В. Ковалев (1979): «…ранний детский аутизм представляет сборную группу синдромов разного происхождения, наблюдаемых у детей раннего и дошкольного возраста в рамках разных нозологических форм». При этом, по мнению В.В. Ковалева, Г.Е. Сухаревой и других исследователей, преобладает недоразвитие более древних психических сфер, в особенности сферы инстинктов и аффективности.

Базовым проявлением расстройства обычно считается дефицитарный аутизм – оторванность от действительности, погруженность в себя, отсутствие интереса к окружающему, замкнутость, закрытость и негативизм, ослабление реакций на внешние стимулы, отставание интеллектуального и речевого развития, а также неспособность внешние, социальные влияния трансформировать в структуры собственной личности. Наряду с дефицитарным существует, по мнению ряда исследователей, продуктивный аутизм, которому свойственны патологическое фантазирование, чрезмерная и неразборчивая общительность, обнаженность, анормальная внушаемость, тенденция образы воображения отождествлять с наглядными образами, нередко – ускоренное речевое и интеллектуальное развитие.

Аутичных пациентов окружающие нередко считают странными, необычными, непонятными детьми, иногда сравнивают с «инопланетянами», людьми из «параллельного мира».

Главными в клинических проявлениях типичных форм раннего детского аутизма считаются:

  1. неспособность формировать надежные привязанности, коммуникативные навыки, просоциальные интересы и увлечения;
  2. преобладание замкнутости, отгороженности от людей, поглощенности своим внутренним миром;
  3. эмоциональная блокада, отсутствие эмпатии, сострадания и развитых социальных эмоций, а нередко – страхи, тревога, агрессивность и аутоагрессивность;
  4. узкий круг интересов, часто стереотипно повторяющихся или заученных;
  5. потребность в постоянстве распорядка и интересов – феномен тождества;
  6. проблемы невербальной коммуникации, дефицит жестов и мимики, своеобразный «стальной» взгляд, непонимание значения невербальных сигналов других людей;
  7. моторное недоразвитие;
  8. речевые и интеллектуальные проблемы.

Симптомы продуктивного аутизма в действующих систематиках типичного аутизма, как правило, не учитываются. Исключение составляет синдром Аспергера, где они вскользь упоминаются.

Часто наблюдаются также аффективные нарушения, состояния психомоторного возбуждения, иногда выдающиеся способности (к счету, запоминанию, музыке и др.). Сам Каннер, описавший 11 таких пациентов, был очарован их приятной внешностью и интеллектом; по-видимому, в его наблюдениях были также пациенты с синдромом Аспергера. (См. в таблицах синдромы Каннера, Аспергера, в наследственных заболеваниях – синдром Геллера-Цапперта и другие упомянутые выше.)

Наблюдаете у ребёнка признаки аутизма? Обратитесь в клинику для диагностики! Позвоните нам

Синдромы Аспергера, Геллера, Ретта

В систематике с наибольшей полнотой отражается состояние проблемы и своеобразие научных подходов при выделении видов болезней или других патологических состояний. Это отчетливо выступает и в классификации аутизма в детстве. Еще подчеркнем, что, как уже было отмечено в истории вопроса об аутизме у детей, в детской психопатологии под детским аутизмом понимаются не только аутистические симптомы как признаки шизофрении, психопатии, но и самостоятельное расстройство — синдром, болезнь Каннера и аутистическиподобные синдромы. Нередко к тому же смешиваются понятия эндогенный аутизм и аутистическиподобные синдромы; последние и определяются как аутизм или аутистическое расстройство. В международных классификациях аутизма в детстве наиболее отчетливо представлены эволюционно-биологические и психогенетические подходы при его систематизации.

Для оценки происшедших изменений в классификации аутизма в детстве приводим краткую характеристику раннего детского аутизма (РДА), данную L. Kanner.

Ранний детский аутизм [Kanner L., 1943] включает следующие симптомы.

1. Отрешение от окружающего, неспособность к формированию контактов, патологический симбиоз с родными (матерью).

2. Стереотипное поведение с чертами одержимости.

3. Однообразные верчения руками, подпрыгивания на носочках.

4. Расстройство речи с отказом от личных местоимений.

5. Расстройство игры, симптомы тождества и протодиакризиса.

Ранний детский аутизм L. Kanner отнес к расстройствам шизофренического спектра.

Однако новые факты о клинике РДА, катамнез групп больных с РДА к 70-м годам привели к отказу от трактовки РДА как расстройств только шизофренического спектра. Ранний детский аутизм Каннера стали рассматривать как аутистическое расстройство многомерной этиологии. Было выделено несколько групп РДА.

Ниже мы приводим более поздние классификации детского аутизма.

Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра (1980) включает следующие рубрики.

(299) Психозы, специфичные для детского возраста

299.0 Ранний детский аутизм:

299.1 Дезинтегративный психоз:

— синдром Крамера — Польнова

299.8 Другие психозы, специфичные для детского возраста:

— атипичный детский психоз

299.91 Шизофрения, детский тип (случаи шизофрении, манифестирующие в детском возрасте до 14 лет включительно):

— шизофрения, детский тип БДУ

— шизофренический синдром детства БДУ

В этой классификации в рубрике «Психозы, специфичные для детского возраста (299)», введена рубрика — «Ранний детский аутизм (299.0)» с двумя подрубрика-ми — «Детский аутизм» и «Синдром Каннера». «Шизофрения, детский тип (299.91)» занимает особое место и не смешивается с детским аутизмом. Синдром Каннера выделен в самостоятельный синдром и рассматривается как психоз.

В психиатрической практике чаще применяется Международная классификация болезней 10-го пересмотра (1994) под рубрикой «Классификация психических и поведенческих расстройств» (Санкт-Петербург, 1994). Она включает следующие разделы.

F84 Общие (первазивные) расстройства развития

F84.0 Детский аутизм:

F84.1 Атипичный аутизм:

— атипичный детский психоз;

— умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами.

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста:

— детская деменция (деменция инфантилис);

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера:

— шизоидное расстройство детского возраста.

F84.8 Другие общие расстройства развития

F84.9 Общее расстройство развития, неуточненное

Анализ Международной классификации болезней 10-го пересмотра (1994) показал, что разные типы детского аутизма введены в новую рубрику — «Общие (первазивные) расстройства развития», в которую входят состояния с расстройствами социальной адаптации, нарушениями коммуникативности, общего взаимодействия, стереотипными формами поведения. В основу систематики аутизма положен эволюционно-биологический подход с признанием первичности при нем нарушений развития. Другое подразделение аутизма базируется на учете возраста проявлений аутистических расстройств. По этой причине типы аутизма разного происхождения (конституциональный и процессуальный) представлены в одной подрубрике «детский аутизм» без указания на этот факт. Процессуальный (так называемый нажитой) аутизм как дефектное состояние введен в одну подрубрику «атипичного аутизма». Особенности систематики аутизма в МКБ-10 (1994) будут тщательно рассмотрены в процессе изложения материала. Мы работаем по этой классификации.

В настоящее время предложена Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр, 1995 г. (ВОЗ). Она включает:

F84 Общие расстройства психологического развития

F84.0 Детский аутизм

• психоз Синдром Каннера

F84. 1 Атипичный аутизм

Атипичный детский психоз

Умственная отсталость с чертами аутизма

F84.2 Синдром Ретта

F84.3 Другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями

F84.5 Синдром Аспергера

Шизоидное расстройство в детском возрасте

Накопленный за прошедшее десятилетие клинический материал о структуре аутизма, его клинике, об аутистическиподобных расстройствах хромосомного, обменного генеза, синдроме Ретта, парааутизме делает возможным предложить новую классификацию аутизма в детстве, апробированную в НЦПЗ РАМН, на основе клинико-нозологических, биологических подходов.

Классификация аутизма в детстве (НЦПЗ РАМН, 1997)

I. Детский аутизм эндогенного генеза

1.1 Синдром Каннера (эволютивно-процессуальный, классический вариант детского аутизма)

1.2 Инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до 12—18 мес

1.3 Детский аутизм (процессуальный):

а) в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе);

б) в возрасте 3—6 лет (при ранней детской шизофрении, атипичном психозе)

1.4 Синдром Аспергера (конституциональный)

II. Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы

III. Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при Дауна синдроме, при Х-ФРА, фенилкетонурии, туберозном склерозе и других УМО)

IV. Синдром Ретта (неуточненного генеза)

V. Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза: V.1 Психогенный параутизм

Можно ли вылечить ранний детский аутизм?

Ранний детский аутизм — это врожденное состояние психики, которое проявляется в замкнутости и отстранении от внешнего мира. Данная особенность психики становится заметной в первые годы жизни и характеризуется нарушениями сенсомоторной, познавательной и речевой функций, а также неразвитостью социальной коммуникации. Ответ на вопрос, можно ли вылечить ранний детский аутизм, способен дать только врач, поэтому при первых же признаках аутистического расстройства стоит обратиться к специалистам «Центра Стимуляции Мозга».

Ранний детский аутизм (РДА) проявляется в возрасте до 3-х лет. Обычно ребенок не говорит, испытывает трудности взаимодействия с социумом, совершает стереотипные движения. Такие симптомы являются показанием к консультации невролога. Обратиться с данной проблемой можно в «Центр Стимуляции Мозга», где ведут прием квалифицированные врачи: неврологи, психиатры, дефектологи, логопеды, психологи.

В клинике используют современные методы диагностики раннего детского аутизма и прогрессивное оборудование для реабилитации. В процесс терапии обязательно включаются родители ребенка и его ближайшее окружение, что повышает мотивацию к обучению и достижению новых успехов.

Классификация раннего детского аутизма

Для диагностики аутизма сегодня применяют две системы: МКБ-10 (Международная классификация болезней) и DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам США). Согласно МКБ, все формы аутизма перечислены под шифром F 84.0-F 84.9. К ним относятся следующие виды раннего детского аутизма:

  • Синдром Ретта
  • Синдром Геллера
  • Синдром Каннера
  • Инфантильный аутизм
  • Аутистическое расстройство
  • Умственная отсталость со стереотипными движениями
  • Атипичные психозы у детей
  • Инфантильный психоз

Классификация американского сообщества психиатров объединяет все формы аутизма в расстройства аутистического спектра (РАС).

Признаки раннего детского аутизма

Симптомы раннего детского аутизма по МКБ-10:

  • качественные аномалии в общении;
  • качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия;
  • ограниченные повторяющиеся стереотипные шаблоны поведения.

Симптоматика по DSM-5:

  • нарушения социальной коммуникации;
  • ограниченные и повторяющиеся модели поведения и интересов.

Для своевременной диагностики аутизма важно наблюдать за ребенком с первых месяцев его жизни. Симптомы раннего детского аутизма, требующие консультации у детского невролога:

  • отсутствие гуления у младенцев;
  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • сложности с координацией движений;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • отсутствие указательных жестов;
  • негативная реакция на взятие на руки;
  • неспособность к контакту с другими людьми;
  • чрезмерная привязанность к разным предметам;
  • монотонное повторение однообразных действий;
  • отсутствие реакции на появление родителей;
  • острое реагирование на звуки, запахи, яркий свет;
  • слабое развитие речи или ее отсутствие;
  • неспособность поддерживать диалог;
  • отсутствие эмпатии;
  • отстраненность;
  • вспышки агрессии.

Если поведение ребенка заметно отличается на фоне сверстников, стоит обратиться в ЦСМ для консультации. Своевременная диагностика дает больше шансов на успешную коррекцию и социальную адаптацию.

Клинические проявления раннего детского аутизма

Дети с подозрением на ранний детский аутизм, возраст которых до 3-х лет, стараются не взаимодействовать с людьми, испытывают трудности с выражением эмоций, имеют задержки речевого развития и монотонные интонации. При раннем детском аутизме ребенка пугают любые проявления чувств. Это выражается в негативном восприятии эмоций других людей. Такие дети не улыбаются в ответ на улыбку, не смотрят в глаза, при стрессе успокаивают себя стереотипными движениями, дающими ощущение безопасности.

Среди других признаков раннего аутизма у детей:

  • бег по кругу;
  • взмахи руками;
  • вращения головой;
  • постоянные раскачивания;
  • выстраивание предметов в определенной последовательности;
  • ходьба с опорой на пальцы ног;
  • избирательность в цветах и еде.

Дети с ранним детским аутизмом имеют нарушенный режим сна и активности. Им свойственны частые истерики, боязнь незнакомых людей и пугливость.

Причины раннего детского аутизма

Этиология и патогенез раннего детского аутизма до конца не изучены. Специалисты в области РДА имеют несколько гипотез:

  • Генетическая гипотеза (подтверждена во второй половине XX века) свидетельствует о наследственной предрасположенности к болезни. Частота рождаемости детей с РАС у родителей с РАС ー около 25 %.
  • Нейродизонтогенетическая гипотеза предполагает, что ранний детский аутизм может быть вызван дефектами развития мозга на начальных онтогенетических этапах. Среди возможных причин: травмы, инфекции у беременных, родовые травмы, нарушение обмена веществ из-за некоторых медикаментов и промышленных токсинов.
  • Нейрохимическая гипотеза рассматривает развитие аутизма с точки зрения нарушения обмена нейромедиаторов.
  • Гипотеза окислительного стресса говорит о необратимых повреждениях клетки в результате окислительного стресса.
  • Аутоиммунная гипотеза изучает ранний детский аутизм как следствие повреждения мозга плода специфическими антителами матери.

Другие вероятные катализаторы развития РАС у детей:

    , переутомление;
  • воздействие нейротоксинов;
  • отравление организма тяжелыми металлами;
  • сбои обменных процессов, несбалансированное питание;
  • нарушения мозговой деятельности, моторного развития.

В ряде случаев ранний детский аутизм развивается из-за комплекса причин: генетических и внешних.

Осложнения раннего детского аутизма

Дети с ранним детским аутизмом испытывают сложности во взаимодействии с внешним миром. Им тяжело дается учеба, они не могут наладить контакт со сверстниками. Во взрослом возрасте наблюдаются трудности с адаптацией к социальной жизни, получением профессии и созданием семьи. Последствия раннего детского аутизма без лечения — депрессия и изоляция от социума.

Диагностика раннего детского аутизма

Диагностика РАС — сложный и многоэтапный процесс. Сначала проводится тест на ранний детский аутизм для родителей (опекунов) ребенка. По его результатам педиатр устанавливает группу риска и дает направление на консультацию психиатра, чтобы подтвердить или исключить диагноз. В психиатрии большое внимание уделяют соматическому и неврологическому осмотру, а также лабораторным анализам. Среди основных методов:

  • сбор анамнеза;
  • физикальное обследование;
  • определение психического статуса пациента;
  • лабораторные исследования (анализы крови, мочи);
  • инструментальные обследования (ЭЭГ, УЗИ, МРТ).

Специалисты ЦСМ также пользуются современными профильными методиками выявления РАС. В их числе диагностика ADOS-2, ADI-R-тест, CHAT, Casd, Leiter-3, PEP-3, ATEC, Conners-3, WISC-4.

Лечение раннего детского аутизма

Сегодня существуют эффективные методы, улучшающие состояние ребенка и повышающие качество его жизни. Коррекция раннего детского аутизма включает работу над поведением и навыками общения. Медикаментозная терапия также дает положительные результаты. В коррекционную программу вовлекается ближайшее окружение ребенка, чтобы создать для него максимально благоприятное жизненное пространство.

Лечение раннего аутизма в «Центре Стимуляции Мозга» проводится с использованием современного оборудования и методик, в числе которых:

  • "Реамед-Полярис";
  • "Синхро-С";
  • Tomatis Besson;
  • Tomatis Besson Interacoustics;
  • Braintest (энцефалограф);
  • барокамера;
  • концентраторы кислорода "Биомед 7F-5" и ReOxy;

Своевременная диагностика и начало коррекции позволяют достичь положительных результатов в лечении раннего детского аутизма. Прогноз излеченности зависит от многих факторов, поэтому будет разным для каждого пациента. В медицинской сфере пока не существует профилактики раннего детского аутизма.

Какой врач лечит ранний детский аутизм?

Работа с детьми с синдромом раннего детского аутизма относится к компетенции детского психиатра. По показаниям к терапии подключается невролог, логопед, массажист, физиотерапевт. В ЦСМ проводится коррекция всех РАС, в том числе синдромов Каннера, Ретта и Аспергера. Чтобы пройти диагностику и приступить к коррекции по индивидуальной схеме, запишитесь на консультацию по телефону или на сайте.

Аутизм: причины, признаки, лечение

Аутизм

Аутизм – неизлечимое расстройство, возникающее у человека из-за нарушений в развитии головного мозга с появлением определенных симптомов. Как правило, точный диагноз ставится уже в возрасте до 3 лет, что позволяет родителям начать правильную адаптационную терапию.

Основное проявление заболевания – нарушение восприятия внешних стимулов, что заставляет ребенка обостренно реагировать на них и при этом вовсе не замечать что-то другое. Основные проблемы начинают возникать при попытках других людей наладить коммуникативные связи. Также аутизм у детей не позволяет им быстро адаптироваться к окружающим условиям, мешает обучаться вместе со сверстниками и делает нормальную жизнь просто невозможной.

Первые проявления аутизма у детей раннего возраста

Заподозрить неладное родители могут с раннего возраста. Так, например, основной признак аутизма в возрасте до года – это отсутствие зрительного контакта. То есть ребенок всеми силами будет избегать того, чтобы смотреть взрослому в глаза. Также нет никакой реакции на свое имя, хотя малыш прекрасно его знает.

К году у ребенка отсутствует указательный жест, то есть он никак не показывает на тот предмет, который ему хочется получить, или на то, что ему надо достать с полки. Еще один признак – практически полный отказ общаться с окружающими знакомыми людьми, будь то родители, бабушка или дедушка, братья и сестры. К тому же игровая деятельность такого ребенка заметно отличается о той, что наблюдается у здорового ребенка.

В некоторых случаях происходит регресс в развитии: ребенок полностью теряет навыки, которым научился и пользовался до этого. У таких малышей поздно появляется речь, да и разговаривают они крайне редко и с большой неохотой. Присутствует задержка в развитии, появляется стереотипное поведение, отсутствие как таковой игровой деятельности, в которой он копирует действия взрослых.

Классификация аутизма

Сегодня удалось выявить несколько форм аутизма. Разделяются они не только по степени тяжести, но и по тому, как протекает болезнь, насколько сильно страдают у человека взаимодействие и коммуникация с другими людьми.

Классический аутизм или синдром Каннера известен еще с 1943 года. Это самый ранний аутизм, который начинает проявляться уже в первый год жизни ребенка и полностью диагностируется в 3-4 года. Заболевание включает в себя три важных диагностических симптома: нарушение творческой игры, отсутствие социального взаимодействия, полное нежелание коммуникации с другими людьми.

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм часто остается недиагностированным, так как ребенок со временем полностью адаптируется в обществе и с помощью прекрасного подражания другим людям ведет себя вполне нормально и адекватно. К сожалению, часто именно аутизм у взрослых, который в большинстве случаев остается невыявленным, имеет такую форму.

Атипичный аутизм еще называется неуточненным глубоким нарушением развития. Его основные проблемы – отсутствие речи и полная невозможность контактировать с другими людьми. Таким детям нельзя поставить диагноз классического аутизма, так как у них может отсутствовать главный симптом – стереотипное или повторяющееся поведение. Во всем остальном обе формы болезни практически идентичны.

Синдром Геллера начинает проявляться в возрасте 4-5 лет. При этом развитие ребенка останавливается, и все навыки, которые имелись у него до этого, теряются. Ребенок перестает любить обниматься, не может больше разговаривать, хотя до этого момента у него была осознанная речь, он больше не умеет рисовать, лепить, ездить на велосипеде. Регресс может идти разными темпами, при этом раньше в развитии крохи никаких особенностей не наблюдалось, и он считался абсолютно здоровым.

Синдром Ретта проявляется исключительно у девочек. При этом наблюдается тяжелое расстройство головного мозга, которое диагностируется в первый год жизни. Конечно, назвать эту болезнь аутизмом можно с большим трудом, однако симптомы у них немного похожи.

К сожалению, определить, какая именно форма заболевания имеется у ребенка или даже у взрослого, самостоятельно и без соответствующего образования невозможно. Поэтому важно как можно раньше при первых же сомнениях обратиться к педиатру, который поможет и подскажет, с каким именно специалистом следует проконсультироваться для подтверждения или опровержения своих догадок.

Что провоцирует заболевание

К сожалению, точная и единая причина развития аутизма пока не найдена. С момента появления нового заболевания врачи и ученые предполагали, что на развитие этого расстройства влияют многие факторы, однако после проведенных исследований большинство теорий оказалось недостоверными, и они были отвергнуты.

  1. Генетика. Оказалось, что огромное значение в развитии заболевания играет генетика. Было выявлено немало генов, которые вызывают данное расстройство, но только их определенное сочетание между собой, а также неблагоприятная экологическая обстановка вызывают болезнь у появившегося на свет ребенка.
  2. Изменения и функциональные нарушения головного мозга. При помощи МРТ удалось выяснить, что у детей и взрослых с аутизмом присутствуют некоторые изменения в строении центральной нервной системы, которые формируются еще в период внутриутробного развития плода.
  3. Биохимические изменения и нарушения обмена веществ в ЦНС.

Симптомы аутизма

Заболевание можно разделить на три варианта течения: легкое, среднее и тяжелое. Причем признаки аутизма отмечаются уже в детском возрасте, и врачу не составит труда поставить маленькому пациенту точный диагноз.

Основное проявление болезни легкой степени – это трудности в общении. Такие люди вполне могут разговаривать, но диалог им поддерживать трудно, и они предпочитают больше отмалчиваться. Также им трудно найти новых друзей, поэтому ребенок с легкой степенью заболевания не вступает в контакт с другими детьми или делает это крайне неохотно.

  • снижение интереса к взаимодействию с людьми или действиям с ними;
  • явные признаки сложности в общении и нелюдимость;
  • проблемы с адаптацией к новым условиям, когда привычный ритм жизни по каким-то причинам начинает меняться;
  • тщательное планирование и организация своего пространства, особенно в вопросах быта.

У детей со второй степенью тяжести заболевания симптомы выражены более ярко. У них полностью отсутствуют навыки вербального или невербального общения, возникают проблемы в поведении, появляется необычный ответ на попытки начать диалог, очень трудный период адаптации к новым условиям. Интересует таких детей часто что-то одно, а в речи они используют только односложные слова и не могут составить предложения.

Самая тяжелая стадия болезни – третья. При этом наблюдаются умственная отсталость, сильное тревожное расстройство, могут начаться приступы эпилепсии, которые плохо поддаются купированию.

Диагностика заболевания

К сожалению, поставить точный диагноз аутизма в самом раннем возрасте или еще в период внутриутробного развития ребенка невозможно. Поэтому в большинстве случаев это происходит не ранее, чем к 3-4 годам.

Диагноз аутизма ставит психиатр. Причем делается это не только со слов родителей, но и с помощью специального тестирования. Проводить его в домашних условиях бесполезно, так как необходимо правильно интерпретировать полученные результаты. Поэтому тесты на аутизм могут быть проведены только врачом в его кабинете.

Обязательно проводятся консультация медицинского психолога, медико-логопедическое обследование, ЭЭГ, ЭКГ, МРТ, анализы крови и мочи.

Лечение аутизма

К сожалению, сегодня нет возможности избавиться от заболевания. Однако разработанные современные методики и техники позволяют провести хорошую реабилитацию аутизма и адаптировать ребенка с раннего возраста в обществе.

Особое внимание уделяется речи, поэтому занятия с логопедом выступают на первый план. Среди других способов следует отметить ABA-терапию, систему альтернативной коммуникации, которая строится на использовании карточек, структурированное обучение. Также для каждого малыша после постановки диагноза подбирается свой эмоционально-уровневый подход и планируется индивидуальный календарь занятий.

Что касается медикаментозного лечения, то оно проводится в исключительных случаях и только под строгим контролем специалиста.

Прогноз и профилактика

Прогноз полностью зависит от типа болезни и его тяжести. При полном отсутствии лечения или поздней диагностике формируется глубокая инвалидность, при которой человек не может самостоятельно обслуживать себя.

При правильном лечении и ежедневной реабилитации у человека и во взрослом возрасте могут остаться симптомы заболевания. Самый благоприятный прогноз при синдроме Аспергера. При правильном подходе к лечению такие дети могут учиться в обычной школе, в дальнейшем получить высшее образование и создавать свои семьи.

Профилактики аутизма не существует, так как до сих пор неизвестна точная причина болезни.

Презентация на тему Аутизм

Слайды и текст этой презентации



Термин «аутизм» (от греческого autos – сам) был введен психиатром Е. Блейлером и означает «оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений». Изначально аутизм рассматривался как особенность мышления шизофренических пациентов, характерной чертой которых является бегство от реальности и уход в себя.
Швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 г. впервые дал целостное описание синдрома, наблюдаемого в детской психиатрической практике, который он обозначил как ранний детский аутизм (РДА). Основным нарушением в описанных им клинических случаях он считал неспособность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать на внешние ситуации. Сначала это расстройство Каннер относил к детской форме шизофрении, но затем признал его самостоятельность, а причины искал то в аффективной сфере, то в кругу органических нарушений. С тех пор не утихают споры относительно этиологии, патогенеза, клиники, лечения, прогноза этого психического расстройства.


Влияние резидуально-органического фактора (последствия патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм и инфекций);
возникает в результате врожденной дисфункции мозга;
как следствие недоразвития нейронных структур, необходимых для переработки информации;


Важную роль играет некоторая врожденная эмоциональная хрупкость, плохая переносимость фрустраций, низкий порог возникновения тревоги. В этом случае, в результате воздействия каких-то неблагоприятных внешних факторов, в том числе недостаточности эмоционального контакта с материю (в результате ее депрессии, тяжелых травматичных переживаний) ребенок как бы закрывается от внешнего мира, который он воспринимает как травмирующий, ранящий. В своем «коконе» ребенок чувствует себя в большей безопасности. В итоге, с самого рождения формируется определенная личностная структура, основанная на тотальной защите, аутизме, что нарушает весь процесс последующего психологического, интеллектуального, эмоционального развития в большей или меньшей степени, но примерно одинаковым образом.


Классификация аутистических расстройств

Детский аутизм;
Атипичный аутизм;
Синдром Ретта;
Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и двигательными стереотипиями;
Синдром Аспергера.


Критерии диагностики. основные проявления

Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на 10000 населения, а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на 10000. Преобладает это расстройство у мальчиков, в соотношении 3-4:1.
Постановка диагноза детского аутизма (синонимы: РДА, синдром Каннера) основывается на наличии трех основных качественных нарушений: недостаток социального взаимодействия, недостаток взаимной коммуникации, а также наличие стереотипных форм поведения. Они являются общими чертами индивидуального развития и проявляются во всех ситуациях, хотя могут варьировать по степени выраженности. Расстройство определяется только по наличию особенностей поведения, не соответствующих умственному развитию.
Обычно эти особенности проявляются уже на первом году жизни, а к третьему году становятся очевидными.


Проявления раннего детского аутизма (аутизм Каннера)

В грудном возрасте родители могут отметить особенности поведения и реагирования ребенка. Это могут быть трудности кормления, когда ребенок отказывается от груди или вяло сосет, или же наоборот, сосет грудь очень жадно и не может насытиться. Аппетит может быть плохим, нередко он избирателен, когда какие-то продукты категорически отвергаются, например, молоко. Различны варианты реагирования на внешние раздражители от повышенной пугливости и страха малейших шорохов до практически полного отсутствия реакций, в том числе на обращение. При этом ребенок может производить впечатление глухого и слепого. Реакция на дискомфорт тоже может быть различной: от бурных проявлений недовольства при малейшем неудобстве до отсутствия реакции на голод, мокрые пеленки, холод. Нередко родители считают своего ребенка очень «удобным», спокойным, беспроблемным. Кроме того, довольно часто отмечается склонность к аллергическим проявлениям.


Нарушение социального взаимодействия проявляется в отсутствии или выраженной ограниченности контакта с внешней реальностью. Ребенок как будто отгорожен от мира, живет в своем панцире, “скорлупе”. Часто бывает так, что когда родители приближаются к ребенку, он не реагирует на их голос, не улыбается в ответ, а если улыбается, то в пространство. Трудно поймать взгляд ребенка, привлечь его внимание. Характер общения ребенка с близкими людьми очень часто имеет особенности, например, он поздно начинает выделять мать или вообще ее не выделяет. Отношение к взрослым может быть различным от сверхобщительности и отсутствия всяких границ, когда ребенок на улице легко начинает разговаривать с незнакомым человеком, до полного отсутствия внимания к людям или страха незнакомцев, избегания контакта с людьми, которые не нравятся.



Синдром Аспергера (шизоидная психопатия, шизоидное расстройство детского возраста)

Впервые он был описан в 1944 году венским психиатром Г. Аспергером, который рассматривал его как расстройство личности и обозначил аутистической психопатией.
На сегодняшний день нозологическая самостоятельность этого расстройства не определена. Есть мнение, что синдром представляет собой мягкий вариант аутистического расстройства.


Синдром Аспергера характеризуется тем же типом качественного нарушения социального взаимодействия, наличием стереотипного, повторяющегося ограниченного поведения, интересов и занятий, что и типичный детский аутизм. Однако при синдроме Аспергера нет задержки или отставания в речевом и интеллектуальном развитии. Большинство детей имеют нормальный или высокий интеллект. Моторное развитие имеет особенности: они заметно неуклюжи, движения неритмичные, есть тенденция к стереотипиям
У мальчиков это расстройство встречается чаще, чем у девочек, в соотношении 8:1.
Характерны эгоцентризм и низкая потребность или способность взаимодействовать со сверстниками, которое возможно, обычно при наличии общего интереса или ребенку что-то нужно от другого. В общении дети наивны, не умеют обманывать или делают это своеобразным образом, часто в ущерб себе. Будучи повышенно ранимы к замечаниям и обидам, дети мало чувствительны к эмоциональному состоянию другого человека. Характерен фиксированный, «загадочный» взгляд, бедность мимики, жестов и языка тела.


Дифференциальная диагностика детского аутизма

Аутизм нужно отличать от других расстройств:
1.Умственная отсталость.
Снижение интеллекта у умственно отсталых детей носит равномерный, тотальный и качественно иной характер. Они дети в большей степени используют значения слов, они, особенно при синдроме Дауна, способны и стремятся к установлению эмоциональных отношений с окружающими.


2. Шизофрения. Дети с аутизмом, как правило, не проявляют расстройств мышления с бредом и галлюцинациями. Детская шизофрения обычно начинается после периода относительно нормального развития.
3. Дезинтегративные расстройства.
Синдром Ретта. В этом случае имеется период кажущегося нормального развитии до 6-20 месяцев, за чем следует потеря целенаправленных движений руками, быстро нарастает интеллектуальный дефект.
Синдром Геллера. Начало этого расстройства относится к 3-4 годам, когда у ребенка, до этого нормально развивавшегося, появляются отчетливые поведенческие нарушения в виде непослушнания, раздражительности, быстро теряется речь, нарастает интеллектуальное снижение.
4. Депривационные расстройства.
В данном случает аутистические проявления возникают в результате психосоциальной депривации, например, при помещении ребенка в Дом ребенка. Изменение ситуации, обеспечение соответствующей стимуляции (до определенного возраста) приводит к улучшению коммуникативного поведения.


Перспективы людей, имеющих ранний детский аутизм

Постепенно ребенок может развить, иногда достаточно глубокие и прочные связи с родителями, братьями и сестрами. Многие дети в дошкольный период заметно меняются, улучшается их социальная адаптация, они могут не выглядеть детьми, имеющими тяжелые нарушения. Ребенок может лучше воспринимать обращенную речь и устанавливать контакты, но отсутствие взаимности в отношениях сохраняется.


Медикаментозная терапия назначается по синдромальному принципу, направлена на уменьшение симптомов, дополнительно ухудшающих социальную адаптацию ребенка, например, выраженные агрессия, саморазрушающее поведение, импульсивность, гиперактивность. При наличии эпилептических приступов показаны противоэпилептические препараты. Стационарное лечение ребенка с аутизмом, если в нем возникает необходимость, не должно быть длительным. Но надо иметь в виду, что обычно детей стационируют без родителей, то есть происходит резкая сепарация, разделение, которые являются дополнительной, часто значительной травмой для ребенка.


Психотерапия при аутизме

При раннем детском аутизме Каннера (РДА), особенно у детей с речевыми и интеллектуальными проблемами, психотерапия должна быть одной из составляющих комплексного терапевтического воздействия.
При аутизме Аспергера, у детей, не имеющих интеллектуальных, речевых задержек развития, психотерапия является самым важным терапевтическим средством. Она воздействует на эмоциональные проблемы ребенка, преодолеть глубокие психологические барьеры, страхи. Страхи есть у всех детей с аутизмом, даже если ребенок их и не озвучивает, не жалуется. Это очень ранние страхи, связанные вообще с переживанием себя, восприятием мира как угрожающего, опасного, от которого нужно защищаться. В связи с тем, что аутизм является очень ранним нарушением развития, психотерапия его – это длительный процесс, самым лучшим является режим 3-4 сеанса психотерапии в неделю в течение не одного года. Но потраченные усилия оказываются ненапрасными.

Читайте также: