Слух при интракраниальной гипертензии. Корковые расстройства слуха

Обновлено: 19.04.2024

Первичная консультация детского невролога
Во время первичного осмотра происходит знакомство невролога с ребёнком и родителями. Врач получает информацию об истории заболевания, оценивает неврологический статус пациента (определяет наличие или отсутствие поражения нервной системы – расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковую патологию и расстройства координации движений, чувствительность, расстройства функции вегетативной нервной системы).

Консультация генетика

Обращение к врачу-генетику актуально при наличии отставания психоречевого или моторного развития у ребенка, нарушений когнитивной или эмоционально-волевой сферы для уточнения причин пороков развития (в том числе, множественных). В случае выявленных с помощью генетического анализа обменных заболеваний, вызванных генетическими мутациями, у врачей появляется возможность назначить ребенку оптимальное лечение.

Электроэнцефалография (ЭЭГ)
ЭЭГ – основной и высокой степени информативный метод обследования. На основании анализа биометрической активности головного мозга ЭЭГ позволяет исключить (или, наоборот, подтвердить) различные нарушения и скрытые заболевания, в том числе, эписиндром.
ЭЭГ назначается неврологом и проводится в нашем центре под его наблюдением.

Консультация нейропсихолога
Нейропсихолог выявляет отклонения высших психических функций с анализирует сформированность регуляторного функционала (программирования, регуляции и контроля). Оценивает когнитивную деятельность ребенка.

Консультация логопеда-дефектолога
Логопед-дефектолог проводит диагностику речевого развития, направленную на выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его коммуникативных возможностей, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Повторный прием невролога
Невролог проводит анализ результатов диагностики и осмотров врачей, участвовавших в обследовании, и формирует клиническое и педагогическое заключение. На основе заключения врач назначает лекарственную терапию и дает индивидуальные рекомендации по коррекции выявленных нарушений.
Также невролог может порекомендовать пройти лечение по одной из трех лечебных программ, разработанных нашим центром.

Стоимость программы: 11.200 рублей

Также врачами нашего центра разработана комплексная диагностическая программа «Точный диагноз». Ее назначение – перепроверить диагноз в том случае, если перепробованные методики лечения не дают желаемых результатов. Нерезультативное лечение в большинстве случаев свидетельствует о том, что обследование не было проведено в полной мере и первопричина нарушения выявлена не была.

Этапы программы:

Первичная консультация детского невролога
Во время первичного осмотра происходит знакомство невролога с ребёнком и родителями. Врач получает информацию об истории заболевания, оценивает неврологический статус пациента (определяет наличие или отсутствие поражения нервной системы – расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковую патологию и расстройства координации движений, чувствительность, расстройства функции вегетативной нервной системы).

Консультация генетика

Обращение к врачу-генетику актуально при наличии отставания психоречевого или моторного развития у ребенка, нарушений когнитивной или эмоционально-волевой сферы для уточнения причин пороков развития (в том числе, множественных). В случае выявленных с помощью генетического анализа обменных заболеваний, вызванных генетическими мутациями, у врачей появляется возможность назначить ребенку оптимальное лечение.

Электроэнцефалография (ЭЭГ)
ЭЭГ – основной и высокой степени информативный метод обследования. На основании анализа биометрической активности головного мозга ЭЭГ позволяет исключить (или, наоборот, подтвердить) различные нарушения и скрытые заболевания, в том числе, эписиндром.
ЭЭГ назначается неврологом и проводится в нашем центре под его наблюдением.

Консультация нейропсихолога
Нейропсихолог выявляет отклонения высших психических функций с анализирует сформированность регуляторного функционала (программирования, регуляции и контроля). Оценивает когнитивную деятельность ребенка.

Повторный прием невролога
Невролог проводит анализ результатов диагностики и осмотров врачей, участвовавших в обследовании, и формирует клиническое и педагогическое заключение. На основе заключения врач назначает лекарственную терапию и дает индивидуальные рекомендации по коррекции выявленных нарушений.
Также невролог может порекомендовать пройти лечение по одной из трех лечебных программ, разработанных нашим центром.

Стоимость программы: 9.000 рублей

Также врачами нашего центра разработана комплексная диагностическая программа «Точный диагноз». Ее назначение – перепроверить диагноз в том случае, если перепробованные методики лечения не дают желаемых результатов. Нерезультативное лечение в большинстве случаев свидетельствует о том, что обследование не было проведено в полной мере и первопричина нарушения выявлена не была.

Этапы программы:

Первичная консультация детского невролога
Во время первичного осмотра происходит знакомство невролога с ребёнком и родителями. Врач получает информацию об истории заболевания, оценивает неврологический статус пациента (определяет наличие или отсутствие поражения нервной системы – расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковую патологию и расстройства координации движений, чувствительность, расстройства функции вегетативной нервной системы).

Консультация генетика

Обращение к врачу-генетику актуально при наличии отставания психоречевого или моторного развития у ребенка, нарушений когнитивной или эмоционально-волевой сферы для уточнения причин пороков развития (в том числе, множественных). В случае выявленных с помощью генетического анализа обменных заболеваний, вызванных генетическими мутациями, у врачей появляется возможность назначить ребенку оптимальное лечение.

Электроэнцефалография (ЭЭГ)
ЭЭГ – основной и высокой степени информативный метод обследования. На основании анализа биометрической активности головного мозга ЭЭГ позволяет исключить (или, наоборот, подтвердить) различные нарушения и скрытые заболевания, в том числе, эписиндром.
ЭЭГ назначается неврологом и проводится в нашем центре под его наблюдением.

Консультация логопеда-дефектолога
Логопед-дефектолог проводит диагностику речевого развития, направленную на выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его коммуникативных возможностей, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Повторный прием невролога
Невролог проводит анализ результатов диагностики и осмотров врачей, участвовавших в обследовании, и формирует клиническое и педагогическое заключение. На основе заключения врач назначает лекарственную терапию и дает индивидуальные рекомендации по коррекции выявленных нарушений.
Также невролог может порекомендовать пройти лечение по одной из трех лечебных программ, разработанных нашим центром.

Стоимость программы: 8.700 рублей

Также врачами нашего центра разработана комплексная диагностическая программа «Точный диагноз». Ее назначение – перепроверить диагноз в том случае, если перепробованные методики лечения не дают желаемых результатов. Нерезультативное лечение в большинстве случаев свидетельствует о том, что обследование не было проведено в полной мере и первопричина нарушения выявлена не была.

Наша команда врачей разработала авторскую многоступенчатую Программу социальной адаптации детей с аутизмом «Открытый мир».

Основанием для разработки Программы стала существующая на сегодняшний день проблема: отсутствие в медицинской практике четкой дифференциации между целым рядом заболеваний, имеющих проявление по аутистическому типу.

Сегодня многие медицинские учреждения берут на себя обязательства по лечению аутизма у детей, не имея при этом достаточной научной базы и квалифицированных знаний о структуре этого нарушения. И, как следствие, применяют унифицированные, стандартизированные методики лечения к нарушениям различной природы (патогенеза), что в корне неверно. На практике существует множество органических заболеваний, имеющих схожую симптоматику, которую можно принять за аутизм. И такие заболевания очень важно различать, так как от этого зависят дальнейшее лечение и коррекция.

Нашим Центром разработана Программа обследования детей с неустановленным диагнозом «аутизм» – «Аутизм: комплексная диагностика», которая включает в себя комплексное обследование ребенка врачами высшей квалификационной категории – детского невролога, детского психоневролога, клинического психолога, логопеда-нейродефектолога – которые в результате коллегиального обсуждения поставят единый согласованный диагноз.

Диагностическая программа «Аутизм: комплексная диагностика» позволяет исключить или подтвердить «классический» аутизм (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, синдром Ретта)– от расстройств аутистического спектра (РАС).

По результатам диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по Программе социальной адаптации детей с аутизмом «Открытый мир».

Одной из отличительных особенностей нашей Программы является применение методики транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС). Принцип действия данного метода заключается в безболезненном и неинвазивном воздействии кратковременных магнитных импульсов на нервные клетки определенных отделов коры головного мозга.

Курсовое лечение с помощью ТМС увеличивает как эффективность применения терапии, так и коррекционных занятий со специалистами – в разы сокращая время, требуемое на достижение результата. На сегодняшний день это единственная разрешенная к применению методика для детей с аутизмом.

ЦРН «ДокторНейро» является одной из немногих в Москве клиник, практикующих применение ТМС в лечении расстройств с аутистическими проявлениями.

Программу с самого начала и на всем протяжении курирует врач невролог-реабилитолог, который на основании полученных диагностических данных разрабатывает единый лечебный подход – совместно с назначенной медикаментозной и функциональной терапией (ТМС). Врач формирует индивидуальный план коррекции выявленных нарушений (индивидуальный маршрут коррекции), контролирует процесс лечения и координирует совместную работу всех задействованных специалистов.

Программа лечения включает в себя три последовательных этапа, каждый из которых рассчитан на срок не менее 4 недель.

Решение о том, с какого этапа может быть начато лечение, принимается неврологом-нейрореабилитологом.

Первый этап: развитие подкорковых структур, работа над развитием сенсорных навыков.

Невролог - 2 приема.

Врач-невролог в начале этапа корректирует терапию. После завершения курса проводит заключительный осмотр с оценкой планируемых и достигнутых результатов.

Логопед-дефектолог - 12 занятий.

Квалификация наших логопедов-дефектологов позволяет всесторонне занимается коррекцией речевых нарушений. Специалист разрабатывает коррекционный маршрут согласно заключению речевого невролога.

В случае, если логопедическое нарушение сочетано с проблемами темпа созревания и отклонениями развития: задержка психического развития, РДА, РАС, СДВГ логопед-дефектолог использует методики когнитивной коррекции и коррекции эмоционально-волевой сферы.

Нейропсихолог - 12 занятий.

Занятия с детским нейропсихологом показаны при различных видах патологии развития (РДА, РАС, задержки развития разных типов, алалии, дизартрии, СДВГ и т.д.). Нейропсихолог составит комплекс специальных методик и занятий, которые направлены на перестройку функциональных систем мозга и формирование базиса развития высших психических функций:

  • развитие всех видов восприятий – зрительного, слухового, тактильного;
  • развитие всех видов памяти – слуховой, зрительной, двигательной;
  • развитие мышления – синтез, анализ, логическое мышление и т.д.;
  • коррекцию эмоциональной сферы.

ТМС – 12 сеансов.

Индивидуальный протокол ТМС на 12 сеансов разрабатывается врачом-неврологом на основе структуры дефекта и патогенеза нарушения. Перед курсом и после его окончания проводится электроэнцефалография (ЭЭГ) для оценки результатов терапии.

Длительность прохождения этапа – 1-2 месяца в зависимости от интенсивности нагрузки.

Стоимость программы: 115 000 рублей.

Второй этап: формирование функциональных связей и корко-подкорковых отношений, сенсомоторная коррекция.

Невролог – 2 приема.

Врач-невролог в начале этапа корректирует терапию. После завершения курса проводит заключительный осмотр с оценкой планируемых и достигнутых результатов.

Нейропсихолог – 12 занятий.

Специалист по сенсомоторной коррекции во время второго этапа проводит занятия с применением различных техник, направленных на коррекцию самоконтроля, выработку рефлексов, развитие произвольного внимания, развитие равновесия, ориентацию по сторонам, моторное планирование, восприятие пространства и границ своего тела (вестибулярно-моторных и зрительно-моторных координаций). Эффект достигается за счет определенного свойства мозга: не только мозг управляет движениями, но и с помощью специальных движений можно развивать мозг.

Занятия строятся так, чтобы ребёнок мог чередовать спонтанные (непреднамеренные) движения с произвольными. Таким образом стимулируются те зоны мозга, которые впоследствии будут контролировать эмоции и поведение, развивать мышление и речь.

Логопед-дефектолог – 12 занятий.

Занятия с логопедом направлены на преодоление речевой инактивности и развитие коммуникативной функции речи.

ТМС – 12 сеансов.

Индивидуальный протокол ТМС на 12 сеансов разрабатывается врачом-неврологом на основе структуры дефекта и патогенеза нарушения. Перед курсом и после его окончания проводится ЭЭГ для оценки результатов терапии.

Длительность прохождения этапа – 1-2 месяца в зависимости от интенсивности нагрузки.

Стоимость программы: 115 000 рублей.

Третий этап: развитие корковых структур, когнитивная коррекция, формирование высших психических функций: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи.

Невролог – 2 приема.

Врач-невролог в начале этапа корректирует терапию. После завершения курса проводит заключительный осмотр с оценкой результатов.

нейропсихолог/клинический психолог – 12 занятий.

Специалист работает над развитием навыков самообслуживания и поведения в различных бытовых ситуациях. Занятия со специалистом направлены на когнитивную коррекцию:

  • развитие всех видов восприятий – зрительного, слухового, тактильного;
  • развитие всех видов памяти – слуховой, зрительной, двигательной;
  • развитие мышления – синтез, анализ, логическое мышление и т.д.;
  • коррекция эмоциональной сферы.

Формирование навыков социально-адаптивного поведения – выстраивание коммуникативных способностей ребенка при взаимодействии с окружающим миром.

Логопед-дефектолог – 12 занятий.

Логопед-дефектолог работает над накоплением пассивного и развитием активного словаря. Специалист занимается преодолением речевой инактивности, развитием номинативной (назывательной) функции и коммуникативной функции речи (использование речи для общения).

ТМС – 12 сеансов.

Индивидуальный протокол ТМС на 12 сеансов разрабатывается врачом-неврологом на основе структуры и патогенеза нарушения. Перед курсом и после его окончания проводится ЭЭГ для оценки результатов терапии.

Длительность прохождения этапа – 1-2 месяца в зависимости от интенсивности нагрузки.

Стоимость программы: 115 000 рублей.

После прохождения каждого этапа требуется от 1 до 2 месяцев для отдыха ребенка и закрепления полученных результатов.

Так как каждый этап программы рассчитан на срок от 1 до 2 месяцев, для вашего удобства мы предусмотрели возможность посещения занятий в партнерской организации – Сети специализированных логопедических центров «Детская академия речи».

Центры расположены в спальных районах г. Москвы, и наши пациенты могут заниматься в удобном филиале. Коррекционный маршрут и контроль специалистов в рамках программы по лечению аутизма осуществляет невролог-нейрореабилитолог ЦРН «ДокторНейро». В клинике «ДокторНейро» проводятся в таком случае только консультации невролога, курсы ТМС и контрольные ЭЭГ и ведется централизованный учет результатов Программы.

Слух при интракраниальной гипертензии. Корковые расстройства слуха

Слух при интракраниальной гипертензии. Корковые расстройства слуха

При интракраниальной гипертензии наблюдаются очень своеобразные нарушения слуха. Они чаще всего носят двусторонний характер и колеблются по степени выраженности - снижаются при проведении дегидратации и возрастают при нарастании внутричерепного давления. Сочетаются с другими симптомами ликворной гипертензии - головной болью гипертензионного характера, беспокоящей больного чаще по утрам, ночью.

Головная боль в этом случае может сопровождаться «мозговой» рвотой фонтаном, которая не приносит облегчения, усиливается при работе в наклонку, подъеме тяжести, натуживании. Кроме этого у больного обнаруживаются застойные явления на глазном дне, выявляется болезненность в точках выхода затылочных нервов, двусторонняя пирамидная симптоматика или диссоциация рефлексов по длиннику - снижение на руках и повышение на ногах, ригидность затылочных мышц и другая симптоматика. У больного с ликворной гипертензией в большей степени страдает восприятие низких тонов, в то время как при невритах -высоких. Это объясняется сдавлением возросшим давлением ликвора поверхностно расположенных в слуховых нервах проводников низких тонов.

При негнойном воспалении внутреннего уха, опухолях мозга, ограниченных серозных менингитах или арахноидитах задней черепной ямки, травмах возникает так называемый синдром Барани. Ведущим симптомом при нем является вестибулярное головокружение с гомолатеральной периодической гипакузией, шум и гомолатеральная боль в затылке.

Расстройство слуха при поражении мозгового ствола и подкорковых образований. При расположении процесса в латеральном углу ромбовидной имки (область ядер слухового нерва) нарушения слуха носят двусторонний негрубо выраженный характер, преимущественно на стороне, противоположной очагу.

Срединные процессы в области моста, как правило, протекают без нарушения слуха или последние носят транзиторный характер. У некоторых больных патология слуха обнаруживается только с помощью аудиограммы. 'Эти особенности слуховых нарушений обусловлены разобщенным ходом слуховых путей в трапециевидном теле, поверхностным ходом слуховых полосок и наличием неперекрещенных слуховых волокон.

Поражение латеральной петли в связи с более компактным ходом слуховых волокон сопровождается более отчетливой гипакузией. Нарушения слуха носят все признаки поражения звуковоспринимающего аппарата и более выражены на стороне, противоположной повреждению. Необходимо отметить, что описанные нарушения слуха регистрируются только при небольших очагах в стволе. При односторонних латеральных опухолях ствола, занимающих боковые отделы ствола и располагающихся на границе между мостом и продолговатым мозгом, в патологический процесс вовлекаются не только ядра слуховых нервов, но и проводники от них, сдавливается и атрофируется корешок слухового нерва. В связи с этим у больных на стороне опухоли развивается глухота или обнаруживается резко выраженное снижение слуха, сходное с таковым при корешковом поражении. Топический диагноз в таком случае устанавливается на основании сопутствующей симптоматики, исследования вестибулярной порции.

слуховой нерв

В стволе слуховые и вестибулярные проводники идут раздельно (в корешке - вместе), поэтому при стволовой локализации процесса нередко наблюдается диссоциированное нарушение слуховой и вестибулярной функций (при снижении или выключении слуха - сохранность вестибулярной функции).

Локализация процесса в области четверохолмия сопровождается резким понижением слуха на оба уха, что находит объяснение в поражении перекреста слухового пути. Вестибулярная функция, также как и при более низкой локализации, сохраняется (Агеева-Майкова О.Г., Жукович А.В., 1960). Наряду со слуховыми нарушениями выявляется спонтанный конвергирующий или моноокулярный нистагм, нарушение зрачковых реакций, экстрапирамидные и мозжечковые нарушения (см. синдром Нотнагеля).

Процессы в области внутреннего коленчатого тела протекают без значительных нарушений слуха. Больные обычно не замечают дефекта. При раздражении медиальных коленчатых тел возникают простые слуховые галлюцинации, двустороннее их поражение сопровождается глухотой.

У больных с таламической локализацией имеет место незначительная гипакузия на контрлатеральной стороне, расстройство восприятия высоты звука, акустическая аллоэстезия (центральная аллоэстезия -извращенное на 180° восприятие звукового образа), центральная diplakusis (отсутствие слияния звукового образа, при котором больной правым и левым ухом слышит сигнал раздельным по времени и измененным по тональности). Больные с рассматриваемой локализацией патологического процесса не могут отличить аккорды от отдельных звуков, не узнают известные ранее простые мелодии, не различают и не могут воспроизвести ритмы, не понимают речь в шумных помещениях и при одновременном разговоре нескольких человек, но хорошо понимают фразы при обычном разговоре.

Височная доля (извилины Гешля, 41, 42 поля). Нарушения слуха у больных с этим расположением патологического очага минимальны и более отчетливы на контрлатеральной стороне. В большей степени страдает восприятие шепотной речи, чем звуков голоса или камертона. Слышимость высоких тонов сохраняется в большей степени, чем низких. При обследовании больного выявляется положительная, но укороченная проба Ринне, латера-лизация звука происходит в сторону с лучшим слухом.

К корковым расстройствам слуха относятся: психосенсорные слуховые расстройства с нарушением анализа и синтеза слуховых сигналов, нарушение тональности звука, ложное ощущение его однотонности, наличие посторонних звуков, мешающих восприятию речи, ощущение чуждости своей речи, неузнавание своего, а нередко и чужого голоса (деперсонализация речи), ложные ощущения приближения или удаления речи, «душевная глухота» -слуховая агнозия.

К синдромам выпадения относится слуховая алестезия. Это разновидность пространственной дезориентации, относящейся к психосенсорным нарушениям. Алестезия характеризуется тем, что больной улавливает правым ухом сигналы, которые подают слева. Например, Л.Н. Пинас (цит. по Б. Иорданову, Я. Янкову, 1981) описал больного с атеросклерозом и ишемическим инсультом в левом полушарии с правосторонней гемиплегией, сенсомоторной афазией, гемигипалгезией и слуховой алестезией. Когда врач обращался к больному, стоя справа от него, больной искал его взглядом слева.

Кроме синдромов выпадения при корковой локализации процесса встречаются слуховые галлюцинации. В этих случаях больные могут слышать голоса, пение, звуки музыки. Иногда все эти слуховые ощущения сопровождаются психосенсорными слуховыми расстройствами с нарушением понимания слов. Больные локализуют перечисленные ощущения на стороне, противоположной очагу. У некоторых больных слуховые галлюцинации при расположении очага в коре носят характер простых слуховых галлюцинаций в виде шума, свиста, звона и др., напоминающих те слуховые ощущения, которые имеют место при раздражении корешка VIII пары ЧН.

Синдром Кобрака характеризуется приступообразным снижением слуха, сочетающимся с головокружением, изменением окраски лица (покраснением или побледнением), иногда гипергидрозом на лице. Приведенная клиника обусловлена спазмом сосудов внутреннего уха, что может быть индуцировано ирритацией периваскулярных сплетений позвоночных артерий при шейном остеохондрозе. Некоторые авторы рассматривают синдром Кобрака как разновидность синдрома Меньера.

Синдром Лермуайе (синдром криза слухового нерва вертеброгенного Генеза). Характеризуется продолжительной тугоухостью, сопровождающейся шумом в ушах. Периодически появляются приступы головокружения, во время которых слух улучшается. Синдром рассматривают как частичное проявление шейного симпатического синдрома, обусловленного заболеваниями, поражением или травмами шейных позвонков. Описан французским отоларингологом М. Lermouezi, 1929.

- Вернуться в оглавление раздела "Анатомия человека."

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Слух и потеря слуха

Человеческое ухо является чрезвычайно сложным органом. Чтобы понять функцию слухового анализатора, а также различные типы , следует сначала изучить анатомию уха. Ухо разделяется на три основные части: наружное, среднее и внутреннее. Наружное ухо улавливает окружающие звуки и передает звуковые волны в среднее ухо где они усиливаются и передаются далее во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе полученная информация преобразуется в электрические импульсы и посылается в мозг.

Когда один или несколько отделов уха повреждены, звуковая информация не может быть должным образом донесена до мозга, что приводит к нарушению слуха. В зависимости от того, какая часть слухового аппарата поражена, различают три основных типа потери слуха: кондуктивная, сенсоневральная и смешанная. Потеря слуха может быть разной степени от легкой до глухоты (более подробная информация в следующих разделах).

Определение типа и степени потери слуха проводится врачомсурдологом или ЛОРврачом. Одной из форм диагностического тестирования, является аудиометрия – полученный график, отражает остроту слуха пациента и называется аудиограммой.

215c09e25a470c5aef8e8695e412f4f7.jpg

НОРМАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЛУХА

НАРУЖНОЕ УХО состоит из ушной раковины (воронкообразной хрящевой пластины, покрытой кожей), переходящей в наружный слуховой проход, который заканчивается у барабанной перепонки. Ушная раковина улавливает и собирает звуковые волны, направляет их по слуховому проходу в среднее ухо, участвует в локализации звуков.

СРЕДНЕЕ УХО Барабанная перепонка и цепь слуховых косточек среднего уха не только вибрируют в ответ на звуки, поступающие в наружный слуховой проход, но и трансформируют их, превращая воздушные колебания в колебания жидкости лабиринта внутреннего уха.

ВНУТРЕННЕЕ УХО Жидкость во внутреннем ухе передаёт эти колебания на особые волосковые клетки, что вызывает их смещение, сопровождающееся возникновением в них процесса возбуждения, или нервного импульса. Этот момент и считается началом слухового восприятия. При раздражении волосковых клеток происходит превращение физической энергии звуковых колебаний в физиологический процесс нервного возбуждения. Именно движения этих волосковых клеток трансформируют механические колебания в электрические потенциалы, в результате чего возбуждаются волокна слухового нерва. Слуховой нерв передает эту электрическую информацию в мозг, где она распознаётся как звук.

Существует три основных типа потери слуха: кондуктивная, сенсоневральная и смешанная.

Кондуктивная тугоухость

hearing_loss_conductive.jpg

Кондуктивная тугоухость - расстройство, являющееся следствием дисфункции или «блокировки» наружного и среднего уха (звукопроводящего аппарата слуховой системы). Возможна при атрезии (полное или частичное недоразвитие) наружного слухового прохода, травме, серных пробках, повреждении или аномалии развития барабанной перепонки и косточек среднего уха, многократных инфекциях, отитах, евстахеитах (нарушение функции слуховой трубы). Во многих случаях снижение слуха может быть улучшено или устранено благодаря лечению (операция или медикаментозная терапия). При кондуктивной тугоухости также может помочь слуховой аппарат.

Сенсоневральная тугоухость

hearing_loss_sensoneural.jpg


Сенсоневральная тугоухость - нарушение механизма звуковосприятия, возникает в результате поражения рецепторов улитки (волосковых клеток) и/или слухового нерва. Не смотря на то, что звуковая информация должным образом передается на внутреннее ухо посредством барабанной перепонки и цепи слуховых косточек, эта информация не трансформируется в электрические сигналы и не передается в мозг. В зависимости от локализации поражения слуховые расстройства принято делить на центральные и периферические нарушения слуха. Центральные обусловлены повреждением подкорковых и корковых центров слуховой системы, а периферические связаны с поражением наружного, среднего, внутреннего уха. Различают сенсорную (кохлеарную) и нейрональную (ретрокохлеарную) потери слуха.

Сенсорная (кохлеарная) потеря слуха обусловлена поражением сенсорных клеток внутреннего уха (волосковых клеток). Из этого следует, что улитка уже не может трансформировать информацию, полученную от среднего уха, в нервные импульсы, передающиеся слуховым нервом в мозг. В некоторых случаях потеря слуха может ограничиваться областью высоких частот - повреждение волосковых клеток у основания улитки. Пациентам данной категории эффективно применение метода комбинированной электроакустической стимуляции, объединяющего технологии кохлеарной имплантации и слуховых аппаратов.


Нейрональная (ретрокохлеарная) потеря слуха обусловлена, поражением слухового нерва. Улитка выполняет свою функцию, трансформируя сигналы, полученные от среднего уха в нервные импульсы, однако информация не передается посредством слухового нерва в мозг. Решить проблему восстановления слухового ощущения у данных пациентов невозможно при помощи кохлеарного импланта. Им проводятся операции стволомозговой имплантации как альтернативного метода электродного слухопротезирования. Причинами сенсоневральной тугоухости могут быть, например, генетические (наследственные формы тугоухости), пресбиакузис (старческая тугоухость), травмы головного мозга, менингит и паротит, невринома слухового нерва. Лицам, страдающим сенсоневральной потерей слуха средней и тяжелой степени, может быть предложено слухопротезирование современными цифровыми слуховыми аппаратами. Пациентам, страдающим тяжелой степенью сенсоневральной тугоухости или глухотой, показана кохлеарная имплантация. Кохлеарные импланты не могут быть рекомендованы в случаях полной оссификации улитки (отложения кальция или прорастания кости в улитку) или поражении слухового нерва. Как альтернатива может быть рассмотрено использование импланта с двойной электродной решеткой или стволомозговой имплант (ABI).

Смешанная форма тугоухости

hearing_loss_mixed.jpg


Встречается смешанная форма тугоухости, при которой сочетается кондуктивное и сенсоневральное нарушение слуха. При этом повреждения охватывают среднее ухо и улитку.

Нарушение слуха

Когда один из отделов слухового анализатора поврежден, звуковая информация не может быть должным образом донесена до мозга, что приводит к снижению слуха вплоть до глухоты, когда восприятие речи на слух невозможно даже в специально создаваемых условиях. Из всех участков слухового пути волосковые клетки внутреннего уха наиболее чувствительны к повреждениям. Часто, при повреждении волосковых клеток, слуховой нерв остается сохранным, но, не выполняющим, при этом, свою функцию.
Различают одностороннее и двустороннее нарушение слуха.

Степени потери слуха

hearing_loss_nueral.jpg

Для определения степени нарушения слуховой функции оценивают пороги слуха на тоны разной частоты. Порог слуха – это минимальный уровень звука, который Вы можете слышать. Процедура по определению порогов слуха называется аудиометрией. Степень потери слуха определяется в зависимости от средней арифметической потери слуха (HL) в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000 Гц). В соответствии с Международной классификацией различают следующие степени снижения слуха:

ЛЁГКАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА


(I степень тугоухости):
Пороги слухового восприятия от 20 до 40 дБ. Восприятие разговорной или громкой речи на расстоянии 6-3 метров. Затруднено восприятие речи в шумной обстановке. Шепотная речь воспринимается на расстоянии 2 метра - у уха.

УМЕРЕННАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА:

Среднее нарушение (II степень тугоухости):
Пороги слухового восприятия от 41 до 55 дБ. Восприятие разговорной или громкой речи на расстоянии 3 метра - у уха, при этом речь лучше понимается, когда человек видит лицо говорящего. Восприятие шепотной речи возможно только у уха или отсутствует.

Среднетяжелое нарушение (III степень тугоухости):
Пороги слухового восприятия от 56 до 70 дБ. Речевое общение затруднено, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха. Возможно восприятие громкой речи у уха.

ТЯЖЕЛАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА

(IVстепень тугоухости):
Пороги слухового восприятия от 71 до 90 дБ. Возможно восприятие только крика у уха.

ГЛУБОКАЯ ПОТЕРЯ СЛУХА

(тяжелое нарушение слуха, граничащее с глухотой или глухота):
Пороги слухового восприятия от 90 до 120 дБ. Восприятие даже громкой речи у уха невозможно. Отсутствует разборчивость речи даже при использовании слуховых аппаратов или других звукоусиливающих средств.
Однако отдельные звуки человек может слышать. При этом возможности для различения звуков окружающего мира зависят от диапазона воспринимаемых частот.
При наличии минимальных остатков слуха (восприятие низкочастотных звуков от 125 до 500 Гц) остается способность воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок поезда, звук барабана).
При наличии лучших остатков слуха (диапазон воспринимаемых частот от 125 до 2000 Гц) возможно восприятие и различение на небольшом расстоянии громких звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучание ударных инструментов, громкие голоса животных, бытовые звуки).

ГЛУХОТА:

Пороги слухового восприятия выше 120 дБ. Абсолютная невозможность слухового восприятия звуков, что встречается редко.

8754c18c8e66e8fc809c371bc6591bc4.jpg

ПОНИМАТЬ СВОЮ АУДИОГРАММУ


Аудиограмма - это график, отображающий состояние слуха человека. На специальную аудиометрическую сетку, на которой по горизонтали откладываются звуковые частоты (128 Гц, 256 Гц, 512 Гц и т.д), а по вертикали – уровни громкости соответствующих звуков на пороге слышимости (что тоже самое, потери слуха) в децибелах (дБ), наносятся в виде точек показания аудиометра для каждого уха отдельно. Соединяя эти точки, получают кривую, которая и является аудиограммой. Данную процедуру проводят врачи-сурдологи, оториноларингологи, аудиологи. Аудиограмма не только дает представление о состоянии слуховой функции, но и позволяет до известной степени определить характер этого нарушения.

Во время проведения данного исследования пациенту предъявляются звуки различной частоты и интенсивности (громкости). Перед началом процедуры аудиометрист объясняет пациенту задачу: «Сейчас Вы будете слушать различные звуки. Нажимайте на кнопку, как только услышите звук». Пациент в наушниках слушает подаваемые аудиометром звуки, сигнализируя наличие слышимости путем нажатия кнопки.

cbad60ef3106bbe4aab6a8ba5b66f9ba.jpg

Таким образом, определяется минимальный уровень звука (слуховой порог), который «слышит» пациент на каждой частоте. Слуховой порог, соответствующий каждой частоте, отмечается на специальной аудиометрической сетке, где уровень потери слуха, измеряемый в дБ, указан на вертикальной оси (от легкой до глубокой степени, сверху вниз), а звуковые частоты, выраженные в Герцах (Гц), на горизонтальной оси (от низких до высоких частот, слева направо).

С целью различения аудиограммы для каждого уха используют различные значки: О правое ухо (или красным цветом), Х левое ухо (или синим цветом).

Нарушения слуха

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Нарушения слуха: причины появления, при каких заболеваниях возникают, диагностика и способы лечения.

Определение

Нарушение слуха – это преходящее или стойкое снижение остроты слуха (способности воспринимать звуки низкой интенсивности) и объема звука (сужение частотного диапазона или неспособность слышать определенные частоты).

Слуховой анализатор состоит из наружного уха, в которое входит ушная раковина, улавливающая и направляющая механические колебания воздуха в наружный слуховой проход. В слуховом проходе происходит первое усиление звуковой волны и передача колебаний на барабанную перепонку. Барабанная перепонка передает колебания в систему среднего уха. Среднее ухо – полость, в которой располагаются три слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко. Молоточек соединен с барабанной перепонкой, а все они сочленены между собой суставами. Движение слуховых косточек усиливает колебания до 15 раз. Среднее ухо переходит во внутреннее ухо, слуховая часть которого состоит из костного лабиринта (улитки), заполненного жидкостью. Колебания жидкости приводят в движение пластину, на которой располагаются чувствительные клетки, преобразующие механические колебания в электрический импульс. Импульс проводится по слуховому нерву, достигая коры височной доли, где анализируется информация и формируются звуковые ощущения.

Ухо.jpg

Звуковые колебания могут передаваться не только по воздуху (воздушная проводимость), но и через ткани черепа (тканевая проводимость).

Человек способен анализировать звуки, частота которых находится в диапазоне от 16 до 20 000 Гц, с наибольшей чувствительностью от 1000 до 4000 Гц - это диапазон человеческого голоса. В возрасте 20–40 лет лучше воспринимаются звуки с частотой колебания 3000 Гц, после 60 лет эта цифра смещается к 1000 Гц из-за возрастного изменения структур внутреннего уха (основа старческой тугоухости).

Громкость звука, находящаяся в области слухового восприятия, колеблется в диапазоне от 0 до 140 дБ. При этом громкость шепота – 30 дБ, разговорной речи – 40–60 дБ. Звук в 120–130 дБ вызывает перегрузку с возможной аудиотравмой.

Слуховой анализатор обладает возможностью адаптироваться к громким звукам и тишине, изменяя порог чувствительности.

Срыв адаптации вследствие систематического воздействия шума приводит к утомлению слуха, анализатор медленно восстанавливается после отдыха, следующей стадией являются стойкие слуховые нарушения.

Особенностью органа слуха является возможность определять расстояние до звука и понимать его направление благодаря тому, что уши – парный орган.

Разновидности нарушений слуха

Необходимо различать тугоухость и глухоту. При тугоухости восприятие и воспроизведение речи возможно, при глухоте человек не слышит разговорной речи даже на близком расстоянии.

Тотальная глухота, при которой невозможно восприятие никаких звуков, встречается крайне редко. Для определения степени нарушения исследуют слух на частотах разговорной речи при проведении по воздуху. Порог слышимости при тугоухости находится в диапазоне между 26 и 90 дБ. Порог восприятия выше 91 дБ расценивается как глухота.

Принято выделять кондуктивное нарушение слуха, при котором поражается звуковоспринимающий и звукопроводящий отделы (наружное или среднее ухо, внутреннее ухо до рецептора), вследствие чего нарушается передача воздушных колебаний. Проявляется снижением остроты слуха, возможно ощущение заложенности в ухе, при этом тканевая проводимость сохраняется.

При нейросенсорном снижении слуха нарушения развиваются в рецепторном аппарате, слуховом нерве, проводниковом отделе, подкорковых и корковых структурах. Возникает снижение остроты слуха и его объема, ухудшается тканевая проводимость. В зависимости от уровня поражения симптомы могут включать: снижение остроты слуха вплоть до полной глухоты, шум в ушах, нарушение понимания речи, музыки, возникновение слуховых галлюцинаций (человек «слышит» ложные звуки, слова, музыку).

Нарушение слуха подразделяют на врожденное и приобретенное.

Приобретенное нарушение слуха может возникнуть внезапно и сохраняться до 12 часов, остро - длительностью от 1 суток до 1 месяца, подостро - длительностью от 1 до 3 месяцев, хронически - длительностью более 3 месяцев.

При этом дисфункция бывает обратима полностью, стабильна или может прогрессировать. Поражается одно или оба уха.

Возможные причины нарушения слуха

Нарушения слуха могут быть вызваны врожденными аномалиями развития уха из-за генетических нарушений, инфекций, гипоксии плода - внутриутробной и во время рождения, родов на ранних сроках.

Приобретенные нарушения слуха по кондуктивному типу возникают по множеству причин:

  • из-за серных пробок;
  • дефектов барабанной перепонки, ставших следствием травмы или отита;
  • инородного тела в ухе;
  • кровоизлияний в полость среднего уха;
  • разрывов соединений между слуховыми косточками (травмы, воспалительные процессы);
  • ложных опухолей (холестеатомы);
  • истинных опухолей (рак слухового канала – встречается крайне редко).
  • прием препаратов, токсичных для органов слуха (некоторых антибиотиков, обезболивающих и т.д - от них не следует отказываться только в том случае, если польза превышает риск);
  • промышленные токсины (бензол, анилин);
  • инфекции (грипп, клещевой энцефалит, менингит, корь, паротит, скарлатина, дифтерия, сифилис);
  • нарушения обмена веществ и сосудистые нарушения (сахарный диабет, гипотиреоз, артериальная гипертония, инсульт);
  • опухоли (невринома слухового нерва);
  • травмы (механическая, воздействие громкого звука или перепада давления);
  • естественные возрастные изменения.

Воспаление внутреннего уха сопровождается тошнотой, головокружением, нарушением координации из-за анатомического единства органа слуха и равновесия.

Болезнь Меньера – заболевание внутреннего уха, причиной является увеличение объема жидкости в улитке, сопровождается частичной или полной временной потерей слуха, головокружением, тошнотой, рвотой, шумом в ушах.

К каким врачам обращаться при нарушении слуха

С нарушением слуха следует обращаться к терапевту , педиатру , врачу общей практики. Они помогут дифференцировать состояние и направят пациента к нужному специалисту. Заболеваниями уха занимается отоларинголог. Поражение слухового нерва, проводящих путей и коры находится в компетенции невролога . Эти специальности объединяет отоневролог. Заподозрить ухудшение слуха, связанное с трудовой деятельностью, может врач-профпатолог. Реабилитацией пациента занимается группа специалистов, в состав которых входит сурдолог.

Диагностика и обследования при нарушении слуха

Для определения причины нарушений слуха врач проводит опрос пациента, выполняет отоскопию. Если необходимо, оценивает остроту слуха с помощью шепотной и разговорной речи, речи повышенной громкости в тишине и с помехой.

В норме человек различает шепотную речь на расстоянии 5–6 метров, расстояние слышимости разговорной в 10 раз больше.

Тканевая и воздушная проводимость сравнивается с помощью камертонов. Дополнительно записывают аудиограмму, проводят импедансометрию и оценку способности подкорковых структур отвечать на слуховые раздражители (вызванные слуховые потенциалы). Для выявления структурных изменений проводят магнитно-резонансную томографию головного мозга, в том числе с контрастированием, и компьютерную томографию черепа, височных костей.

Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

Внутричерепная гипертензия

Внутричерепная гипертензия – повышение давления в полости черепа. Оно наблюдается при нарушении оттока ликвора (спинномозговой жидкости). Причинами тяжелой внутричерепной гипертензии может быть травма головы, инсульт, опухоль центральной нервной системы. Кроме того, часто встречается доброкачественная внутричерепная гипертензия, при которой давление ликвора повышено постоянно, но не настолько сильно, чтобы спровоцировать резкое ухудшение состояния пациента.


Нам доверяют 9500 пациентов ежегодно.

Причины

Основная категория пациентов с доброкачественной внутричерепной гипертензией – это женщины в возрасте 30-50 лет, страдающие ожирением. У них патология выявляется в 12 раз чаще по сравнению со средними показателями в популяции.

Заболевание также может развиваться в любом другом возрасте, в том числе у мужчин. Его причины и факторы риска:

  • эндокринные патологии;
  • системные заболевания соединительной ткани;
  • инфекционные поражения оболочек мозга;
  • перенесенные в прошлом травмы головы;
  • ожирение;
  • тромбоз венозных синусов твердой мозговой оболочки;
  • хроническая болезнь почек;
  • отравление тяжелыми металлами;
  • прием антибиотиков, глюкокортикоидов.

Если причину удается обнаружить, внутричерепная гипертензия считается вторичной. Если этиологический фактор в ходе обследования не установлен, внутричерепную гипертензию называют идиопатической.

Симптомы

Головная боль – основной симптом, который наблюдается у 90% пациентов с внутричерепной гипертензией. Она может иметь пульсирующий характер. Некоторые пациенты жалуются на боль без четкой локализации, другие страдают от боли в области глазницы. В основном она появляется или усиливается по утрам.

  • у 58% больных появляется шум в ушах, напоминающий свист;
  • у каждого третьего пациента отмечается невозможность скоординированного взгляда вбок из-за нарушения функции отводящих нервов;
  • тошнота наблюдается у 20% пациентов;
  • головокружение возникает у 25% больных.

Высокое ликворное давление приводит к застойным изменениям в глазном дне. Особенно часто они появляются у пациентов, у которых причиной внутричерепной гипертензии стал тромбоз венозных синусов. У 50% из них выявляются кровоизлияния в глазном дне. Они также обнаруживаются у 20% больных с эндокринными расстройствами. Со временем возможно снижение остроты зрения и уменьшение полей зрения.

Диагностика

Для обследования пациентов с подозрением на внутричерепную гипертензию используют такие методы:

  • офтальмологическое обследование, включая оценку состояния глазного дна;
  • МРТ головного мозга;
  • ликворная пункция – в случае обнаружения признаков повышенного внутричерепного давления по результатам МРТ.

Инструментальные исследования, такие как МРТ или УЗИ, позволяют заподозрить внутричерепную гипертензию, а также исключить другие причины возникших у пациента симптомов. Но окончательный диагноз может быть установлен только путем измерения давления ликвора по результатам пункции. Оно превышает нормальное значение и составляет у большинства больных 200-400 мм водн. ст., а у трети пациентов превышает 400 мм водн. ст., в том числе у 10% больных давление достигает 500 мм водн. ст. и более.

Лечение

По возможности требуется устранение причины ликворной гипертензии. Если причина не обнаружена или устранить её невозможно, медикаментозная терапия направлена лишь на снижение внутричерепного давления.

Основные препараты, которые назначаются при ликворной гипертензии:

  • антибиотики – в случае инфекционного поражения мозга;
  • глюкокортикоиды;
  • диуретики;
  • при тромбозе венозных коллекторов используются препараты, улучшающие реологические свойства крови и вазоактивные средства.

Некоторым пациентам требуется хирургическое лечение. Оно необходимо в первую очередь в ситуациях, когда у пациента прогрессирует нарушение зрительных функций, а консервативное лечение не дает результата.

Целью операции является шунтирование подоболочечного пространства спинного мозга для стабильного уменьшения давления ликвора. Самое часто проводимое хирургическое вмешательство в таких случаях – люмбо-перитонеальное шунтирование. На уровне поясницы устанавливается катетер, по которому спинномозговая жидкость оттекает в брюшную полость.

Читайте также: