Суицидальное поведение у детей и подростков

Обновлено: 26.04.2024

Дети – это наше будущее, а за здоровье детей, как физическое, так и психическое, отвечаем мы – взрослые. Как это ни печально, Россия занимает первое место среди суицидов и суицидального поведения детей и подростков в мире. Причем, каждый год количество суицидальных попыток возрастает на 1 – 2%. Своевременное выявление суицидального поведения и профилактика попыток самоубийства ложится, в первую очередь на родителей и педагогов, хотя не менее важную роль в этой задаче играют психологи и психиатры.

По данным статистики

- Около 30% людей от 14 до 24 лет имели суицидальные мысли.
- Суицидальные попытки совершают 6% подростков-мальчиков т 10% подростки-девочки.
- Лишь в 10% случаев суицидальное поведение подростков действительно желают «покончить счеты с жизнью», а в 90% случаев – это обратить на себя внимание.
- У детей до 13 лет суицидальное поведение встречается редко, а начиная с 14 – 15 лет отмечается рост суицидальной активности. Пик ее приходится на подростков 16 – 19-летнего возраста.
- Около 34% несовершеннолетних повторяют свои попытки самоубийства, причем с каждой новой возрастает вероятность смертельного исхода/
- До 80% попыток самоубийства совершается днем или вечером – как крик о помощи и привлечении к себе внимания.
- Около 13% погибших детей и подростков от общей цифры умерших насильственной смертью покончили с жизнью по собственному желанию.
- До 62% самоубийств среди подростков были совершены по причинам семейных конфликтов, страхом насилия со стороны старших, некорректным поведением учителей и конфликтами с ними, одноклассниками и друзьями, а также с равнодушием окружающих.

Наиболее частые причины суицида

Отсутствие зрелого понимания смерти:
Подросток не отдает себе отчета в том, что смерть – это навсегда. Он думает, что вот попугаю «их» и все вернется назад и проблемы исчезнут. Осознание смерти и страх ее формируется лишь к 18 и позже годам.

Раннее начало половой жизни:
Имеет 2 стороны: с одной подростки чувствуют себя взрослыми, а с другой раннее начало интимной жизни приводит к серьезным разочарованиям. Например, это может быть потеря возлюбленного (он/она бросил меня), нежеланная и, естественно, неожиданная беременность, половые болезни и прочее. Таким образом утрачивается цель жизни и невозможно наметить пути достижения.

Психические состояния:
Депрессии и различные психозы в трети случаев ведут к самоубийствам у детей. Такие подростки утрачивают вкус к жизни, не могут испытывать яркие положительные эмоции и наслаждение от того, от чего получали ранее. Ребенок ощущает безнадежность, безысходность, вину и самоосуждение, становится раздражительным и тревожным. К соматическим проявлениям тревоги относятся дрожание, частое дыхание и сухость губ. Подросток либо мучается бессонницей, либо сонлив днем, возникают необъяснимые боли в голове или животе. Психогенные нарушения и психические состояния обусловлены серьезными потерями (утрата здоровья, смерть близких или друга, перемена места жительства).

Физическое состояние:
Дети, у которых имеются серьезные заболевания: туберкулез, онкологическая патология или проблемы с сердцем. Причем попытка суицида случается на этапе обследования, когда диагноз еще не установлен.

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

Родителям необходимо знать, какую информацию ребенок ищет в Сети, на какие сайты заходит со своего телефона или планшета. В целях обеспечения безопасности ребенка в Интернете, родителям (законным представителям) стоит отслеживать, как ребенок использует сеть: устанавливать фильтры веб-содержимого, управлять контактами электронной почты или ограничить общение ребенка через Интернет.

Особенно важно выделить такую опасность в Сети, как «смертельные игры», например «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20″, f57, f58, «Тихий дом», «Рина», «Ня пока», «Море китов», «50 дней до моего…». В социальных сетях, в частности в «В Контакте» распространяются группы (сообщества), призывающие несовершеннолетних к совершению самоубийств. В таких «группах смерти» детям даются задания, которые включают в себя самоповреждение (порезы, причинение вреда здоровью), отсутствие ночного сна, просмотр видео и прослушивание музыки, отправленной детям из таких сообществ. Последним заданием «смертельной игры» — будет задание совершить самоубийство.

Рекомендации как помочь человеку с суицидальными намерениями, которые помогут изменить ситуацию:

1. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
2. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
3. Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.
4. Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидами жалобам. Доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
5. Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
6. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
7. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
8. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
9. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору;
10. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;
11. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей психологов, к которым можно обратиться.

Многие из нас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью, поддержкой. Хорошо, когда в семье есть взаимопонимание и можно поделиться своими переживаниями с родителями, братом или сестрой. Некоторыми переживаниями можно поделиться со своим другом или подругой. Но бывают такие ситуации, когда не хочется делиться переживаниями с друзьями или близкими.

Профилактика

Профилактика суицидального поведения является непростой задачей и включает не только действия родителей, специалистов учреждений профилактики, но и сверстников ребенка, задумавшего самоубийство.

Следует помнить, что попытка или планы самоубийства у подростка – это, в первую очередь, крик о помощи, просьба обратить на себя внимание и желание быть услышанным. Предотвращение суицида должно включать работу людей из близкого окружения со всех сторон.

Человек, находящийся в состоянии психологического кризиса, нуждается в поддержке и понимании, поэтому так важно, чтобы он почувствовал себя в безопасности.

Свердловский областной телефон экстренной психологической помощи

Все звонки, в том числе междугородние в пределах Свердловской области, бесплатные!

Телефон доверия создан Министерством здравоохранения Свердловской области для оказания бесплатной экстренной психологической помощи по телефону взрослому и детскому населению Свердловской области. Специалисты службы оказывают неотложную помощь всем позвонившим, находящимся в состоянии острого психологического кризиса, изоляции, тоски и нередко стоящим перед выбором между жизнью и смертью.

За последние 20 лет в области значительно снизилось число суицидов и людей в состоянии психической дезадаптации. Но значимость круглосуточной работы психологов «Телефона доверия» остается высокой. Неразделенная любовь, депрессия, насилие, внутриличностный конфликт, стрессовые ситуации, проблемы на работе, сложности с детьми, фобии, страхи, неуверенность при смене места жительства или работы, одиночество, переживания из-за потери близкого человека, развод, тяжелая болезнь, суицидальные намерения и многие другие негативные и порой невыносимые чувства и мысли – все это можно обсудить со специалистом, чтобы снизить душевную боль и совладать с ситуацией.

Человек, находящийся в состоянии психологического кризиса, нуждается в поддержке и понимании, поэтому так важно, чтобы он почувствовал себя в безопасности. Этому способствуют и принципы, на которых выстроена работа службы:

  • анонимность абонента и консультанта – ни тот, ни другой не обязаны называть себя, передавать свои личные данные; позвонивший может назваться любым именем или не сообщать его, телефонный номер абонента не фиксируется. Это увеличивает безопасность как для абонента, так и консультанта.
  • конфиденциальность – содержание беседы не записывается и не передается третьей стороне; может собираться статистическая информация о звонке: категория проблемы, возраст абонента (если он его сообщил), его социальное положение.
  • толерантность – взгляды, которые высказывает позвонивший, не осуждаются и не критикуются; ему гарантируется отсутствие религиозных и политических предрассудков, что позволяет создать комфортные условия для разговора и эффективной работы с актуальной проблемой.
  • управление разговором – обратившийся за помощью может в любой момент прервать разговор, то же может сделать и консультант при определенных условиях.

Помощь консультанта телефона доверия заключается не только в психологической поддержке позвонившего. В диалоге могут быть найдены способы мобилизации внутренних ресурсов человека – интеллектуальных, личностных, духовных, физических, творческих, для выхода из кризисного состояния. Это расширяет диапазон социальных и личностных форм поведения, набор навыков для самостоятельного решения возникающих проблем и укрепления уверенности в себе.

Интернет-служба Экстренной психологической помощи МЧС России

Специалисты Северо-Кавказского филиала совместно с добровольцами отряда «Огонь души» проводят мероприятия по обучению навыкам оказания первой помощи и психологической поддержке на Всероссийском молодежном форуме «Машук 2022»

Финальный этап Всероссийских соревнований по оказанию первой помощи и психологической поддержке «Человеческий фактор. Профессиональная лига» пройдет 19 августа 2022 года в рамках «III Международного пожарно-спасательного конгресса» на базе «Конгрессно-выставочного центра «Патриот».

Центр экстренной психологической помощи МЧС России примет участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2022»

В период с 15 по 21 августа 2022 года на базе Конгрессно-выставочного центра «Патриот» пройдет Международный военно-технический форум «АРМИЯ-2022».

Психологи ЦЭПП МЧС России примут участие в ежегодной научной конференции «Ломоносовские чтения»

19 апреля состоится ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» 2022 год СЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИИ «Актуальные проблемы психологии. Цифровизация образования и трансформация технологий психологического исследования и обучения»

Вы можете проконсультироваться с психологом службы в разделе «Личный кабинет».

Вопросы к психологу

Здравствуйте! Мне 26 лет и примерно с 18 летнего возраста у меня начались частые перепады настроения, иногда сопровождающиеся суицидальными мыслями, повышенной тревожностью. Сегодня я могу радоваться чему-то и быть в приподнятом настроении, а уже завтра, без причины, могу чувствовать себя морально очень плохо. Также у меня низкая самооценка из-за комплексов, касающихся моей внешности и напрочь отсутствует уверенность в себе. Хотя, это кажется только мне, так как остальные люди находят меня привлекательным. Сейчас я состою в своих первых серьёзных отношениях с прекрасной и понимающей девушкой и у нас всё хорошо, всякий раз когда я с ней я чувствую себя в 10 раз увереннее и счастливее, но как только мы расстаёмся на время я снова теряю себя и у меня появляется упадок настроения. Чувствую, что отсутствие уверенности в себе и плохая самооценка очень сильно мешают мне радоваться жизни. Хотелось бы узнать, как можно обрести эту самую уверенность и повысить самооценку, при этом не допуская частых перепадов настроения без какой-либо веской причины. Спасибо!

Спасибо что вы обратились к нам! Из вашего обращения я понял, что у вас часто случаются перепады настроения, из этого вас иногда посещают мысли о суициде. Так же у вас есть проблемы с самооценкой, которые вы хотели бы разрешить.

Мне жаль, что с вами такое произошло. Но то, что вы написали нам, говорит, что вы понимаете наличие у вас трудностей и готовы их решать.

Поэтому в первую очередь я хотел бы вам порекомендовать, это обратиться к квалифицированному специалисту психологу.

Также не нужно забывать, что на наше психологическое состояние очень сильно влияет наше физиологическое здоровье. Может быть так, что ваше подавленное состояние результат проблем со здоровьем. Поэтому могу порекомендовать обратиться к врачу, для того чтобы он провел все необходимые исследования. Если будут обнаружены физиологические причины вашего состояния, то он назначит необходимое лечение и ваше самочувствие улучшится.

Наибольшего эффекта можно достичь, если обратиться и к психологу и к врачу одновременно. Это даст наибольший эффект и позволит в кротчайшие сроки разрешить вашу непростую жизненную ситуацию.

В дополнение к выше перечисленным способам можно почитать литературу, которая может помочь вам. Рекомендую обратить внимание на такие книги: «Эмоции. Не позволяй обстоятельствам и окружающим играть на нервах», авторы Альберт Эллис и Артур Ландж, «Успокойся! Контролируй тревогу, прежде чем она начнет контролировать тебя», авторы Альберт Эллис и Кристин Дойл, «Близкие отношения. Как решить проблемы, с которыми сталкиваются все пары», авторы Альберт Эллис и Роберт Харпер, «Победи депрессию прежде, чем она победит тебя», «Лекарство от нервов. Как перестать волноваться и получить удовольствие от жизни» или «Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой» за авторством Роберта Лихи и «Дар психотерапии» от Ирвина Ялома.

Надеюсь, у вас все получится!

С уважением, Сергей!

здравствуйте, последний месяц меня все чаще посещаю мысли о суициде.

Последнее время Вас всё чаще посещают мысли о суициде.

Мне очень жаль, что Вы столкнулись с таким испытанием, как суицидальные мысли. Возможно, подобное состояние является признаком депрессии. Оно может быть следствием какого-либо потрясения. Это очень важно, что Вы смогли обратиться за помощью. Это ответственный и решительный шаг, первый шаг на пути к "исцелению". Вы не должны быть одна в такой период, и имеете полное право на поддержку, принятие и понимание.

Подумайте, может ли Вас поддержать кто-то из близких (семья, друзья, даже коллеги). Иногда, попадая в сложную ситуацию, нам кажется, что нас никто не понимает, боимся, что нам не захотят помочь. В большинстве случаев, оказывается, что близкие даже не догадываются о глубине наших переживаний, т.к. привыкли выражать эмоции по-другому, или погружены в личные трудности. В любом случае, поддержка значимых людей может стать ощутимым ресурсом, рассмотрите возможность его использовать.

К сожалению, содержание Вашего письма не позволяет достаточно подробно рассмотреть ситуацию. Предлагаю Вам обратиться за помощью по телефонам экстренной психологической помощи, бесплатно и анонимно:

Если Вы не готовы сказать о своих переживаниях вслух, то можете перейти в раздел "личный кабинет" нашего сайта и рассказать о происходящем подробнее. Там возможен формат диалога.

С уважением, Александра.

моя близкая подруга сообщила ,что хочет умереть ,наелась таблеток и пыталась удушить себя ,что делать как успокоить человека?

Главное, необходимо помнить в такой ситуации – что каждый человек сам ответственен за свою жизнь, за свои решения. Основное, что Вы можете сделать – это быть рядом, поддерживать и искренне говорить о своих переживаниях, о желании помочь, и о том, как этот человек важен для Вас.

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид. По данным ВОЗ в классификации причин смертности у населения суицид занимает третье место (после сосудистых и онкологических заболеваний), а в подростковом возрасте - второе (после несчастных случаев).

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

  • изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
  • беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
  • безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

  • недостаток сна или повышенная сонливость;
  • нарушение аппетита;
  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
  • усиление чувства тревоги, печальное настроение;
  • признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
  • неряшливый внешний вид;
  • усиление жалоб на физическое недомогание;
  • склонность к быстрой перемене настроения;
  • отдаление от семьи и друзей;
  • излишний риск в поступках;
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
  • открытые заявления: "Ненавижу жизнь"; "Не могу больше этого выносить"; "Жить не хочется"; "Никому я не нужен".

Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
  • оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,
  • оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,
  • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
  • не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

Рекомендации родителям

Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе.

Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Родителям можно рекомендовать:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если. ";
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.

Поликлиника 35

подготовила заведующая ДПО № 47 СПб ГБУЗ «ДГП № 35» Савинова Г.Ю.

На сегодняшний день статистка довольно печальна: Россия занимает третье место среди всех стран мира по количеству подростковых самоубийств. Более того, в такую статистику даже не входят неудачные попытки суицида, которые были ошибочно квалифицированы как несчастный случай (а таких ситуаций довольно много).

Что толкает подростков на самоубийство? Как предотвратить попытку суицида? Чтобы ответить на эти вопросы, министерство здравоохранения совместно с ЮНИСЕФ провели полномасштабное исследование.

Результаты показали, что около 20% молодежи России страдают от серьезной депрессии (в Европе всего 5%). Более того, около 45% девушек и 27% парней как минимум 1 раз в жизни думали о суициде.
Исследование также показало, что не в плохом финансовом положении семей лежит причина подобных ситуаций — 92% самоубийств среди подростков связаны именно с неблагополучной ситуацией в семье — пьющие родители, постоянные конфликты, жестокое или невнимательное обращение.

Более того, исследования еще раз подтвердило неполный учет смертности от суицида. Сейчас полиция квалифицирует как суицид только явные случаи, однако все остальное списывают на случайную передозировку таблетками, падения с высоты, ДТП, неосторожное поведения с электроприборами и так далее.

Подростки, склонные к суицидальному поведению, это подростки, в индивидуальном и личностном опыте которых имели место кратковременные или же действующие продолжительно неблагоприятные воздействия психогенного и экзогенного характера. Это могли быть разлука с близкими, отсутствие необходимых любви и заботы, общения с родными, заброшенность, алкоголизм и бродяжничество родителей, педагогическая и социальная запущенность, неразделенная любовь, одиночество и т. п. Но есть и другой аспект данной проблемы, когда наоборот, подростки из благополучной семьи, окруженные вниманием и любовью со стороны родителей, чувствуют себя одинокими. Кроме того, нередки случаи, когда самоубийство подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.

Известно, что суицидальное поведение у детей и подростков обусловлено возрастными особенностями: повышенной впечатлительностью и внушаемостью, способностью ярко чувствовать и переживать, склонностью к колебаниям настроения, слабостью критических способностей, эгоцентрической устремленностью, импульсивностью в принятии решения. При переходе к подростковому возрасту проявляется повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности, возникают состояния временного видоизменения характера.

Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни. Негативным социальным фактором является то, что при достаточном в целом уровне материальной обеспеченности всех слоев нашего общества, подростки зачастую оказываются лишенными внимания как со стороны сверстников, взрослых, педагогов, так и семьи.

Для подростков чаще характерен не сам суицид, а суицидальное поведение. Проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Ни один ребенок не примет решение уйти из жизни за считанные часы. Тем более не осуществит своё решение немедленно. Как правило, подобное решение подросток вынашивает не один день, и даже не неделю, следовательно, суицид можно избежать.

Самоубийство может быть совершено как акт самопожертвования, зачастую связанно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Поэтому профилактика суицидального поведения в подростковом и юношеском возрасте имеет очень большое значение.

Профилактику суицидального поведения у детей и подростков можно представить как систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном и правовом, общественном и экономическом, медицинском, педагогическом, социально-психологическом и др.

При этом существует ряд факторов, общих для всех моделей профилактики: формирование здорового образа жизни; позитивные стереотипы поведения родителей; исключение домашнего насилия и других форм жестокого обращения с детьми; устойчивая социально-экономическая среда; удовлетворение социальных потребностей детей и подростков в микросоциуме.

Возникновение аутоагрессивных представлений у детей и подростков, безусловно, зависит от психологического климата в семье, а также проводимой воспитательной работы в школе.

Суицидальная профилактика должна состоять, прежде всего, в способности распознать признаки возможной опасности. Стремление родителей обладать этой информацией может спасти жизнь их детей. Родителей должны насторожить появившиеся у подростка изменения:

  • самоизоляция от друзей и семьи, замкнутость;
  • нарушение аппетита, сна, самочувствия, частые жалобы (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • нарушение внимания, снижение работоспособности;
  • агрессивность и эмоциональная нестабильность;
  • симптомы депрессии и асоциального поведения;
  • погруженность в размышления и разговоры о смерти;
  • отсутствие планов на будущее.

При этом родители не должны поддаваться панике. Необходимо установить заботливые взаимоотношения с ребенком, быть внимательными слушателями, искренними в общении. Важно спокойно и доходчиво расспросить о тревожащей проблеме, определить источник психического дискомфорта, вселить надежду, что все проблемы можно решить конструктивно. А главное – любить своего ребенка.

Сегодняшний подросток все более не удовлетворен окружающим миром, он восстает против него и ищет места удовлетворению, но чаще всего не по тем адресам. В такой сложный период для подростка необходимо наличие авторитетного лица, которым, как правило, родители не являются. Однако, таковым может быть другой взрослый, педагог или даже сверстник, главное, чтобы такой человек появился. Далеко не все родители имеют педагогическое и, тем более, психологическое образование, следовательно, чтобы разрешить возникшую ситуацию, они не должны пренебрегать помощью специалистов.

Если Вы заметили, что Ваш ребенок в опасности, посоветуйте ему незамедлительно обратиться к специалистам или сами позвоните в кризисную службу. Этот звонок может спасти ребенку жизнь.

Телефон единой кризисной службы для детей, подростков и их родителей:

004, 576-10-10 или 8 -800 -2000-122

(КРУГЛОСУТОЧНЫЙ)

Здравоохранение Могилёва

Телефон для оказания экстренной психологической помощи

Вызов скорой медицинской помощи для людей с ограниченными возможностями посредством SMS

+375 44 720-14-54 (A1)

    / / /
  • Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается».

Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется новообразование — «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появление огромного количества конфликтов с окружающим миром. Мир для него покажется пока непонятным, неясным, пугающим. Попытка войти в новый, взрослый мир связан с проблемами, которые подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.

Самоубийство подростка чаще всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.

В отечественной и зарубежной литературе наиболее часто используют такую классификацию суицидального поведения: демонстративное поведение, аффективное поведение и истинно суицидальное поведение.

Демонстративное поведение — стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение — суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции — обида, гнев — затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими, совершает суицид(чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами).

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще не заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще всего прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Причины суицида очень сложны и многочисленны. Их можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека. Несмотря на то, что подростки обычно совершают суицид в экстремальных случаях (публичное унижение, проблемы в учебе, предательство), большинство экспертов предполагает, что это, скорее всего повод для совершения суицида, чем его причина.

Суицидальные действия обычно носят спланированный характер и совершаются в одиночестве. Реакция данного типа характерна для зрелых лиц старше 40 лет, у которых совершению суицида обычно предшествует выраженное депрессивное состояние. Необходимо отметить, что у большей части суицидентов на ранних этапах суицидального поведения наблюдается состояние борьбы мотивов: с одной стороны, возникают суицидальные побуждения, с другой — появляются мысли об обязательствах перед детьми и прочие удерживающие человека от совершения суицидального акта мотивы. Другими словами, суициденты переживают борьбу суицидальных и антисуицидальных мотивов и чем сильнее выражены последние, тем меньше вероятность совершения суицидального акта.

На разных этапах подросткового возраста — раннем (12-14лет), среднем (15-16лет) и старшем (17-18лет) существуют свои особенности формирования и проявления суицидального поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами. В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления, как правило, не планируются заранее, попытки самоубийства совершаются при помощи первых попавшихся под руку средств, в ситуациях угрозы наказания. У этой группы подростков покушения на самоубийство не имеют тяжелых медицинских последствий. Это не истинное стремление к смерти, а желание избежать конфликта, устраниться от трудной ситуации. В средней возрастной группе суицидальные проявления характеризуются демонстративными самоповреждениями, попытками, имеющими целью отомстить обидчику, наказать окружающих. Частые попытки суицида в состоянии аффективного напряжения, в кульминационные моменты конфликта, и медицинские последствия таких покушений часто бывают тяжелыми. Для подростков данной возрастной группы характерны приступы раздражительности и злобности, эмоциональной неустойчивости, жажда чувственных (сенсорных) переживаний, в сочетании с бедностью интересов, ограниченностью кругозора, неадекватным реагированием на различные ситуации обмана, крушения надежд, неудачи. Такие подростки ещё неустойчивы к стрессам, практически не владеют навыком самоконтроля.

По мнению большинства исследователей, наиболее суицидогенны те семьи, которые внешне благополучны, но внутри них скрытые конфликты. Семьи с асоциальной направленностью способствуют адаптации ребенка в такой же среде, исполняя роль защитников механизмов. Для младшего губертата наиболее суицидоопасны внутрисемейные конфликты, для среднего и старшего — конфликты со сверстниками и в школе.

Социально — психологические факторы играют решающую роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. Среди них на первом месте оказываются факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, когда статус не соответствует уровню притязаний.

Одним из главных факторов суицидального поведения в подростковом возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку. Разрушительность семейного уклада отмечена практически всеми отечественными учеными, исследовавшими проблему детского суицида:

— Ситуация длительного конфликта в семье или ситуация развода родителей. Подростку нелегко выдерживать ситуацию, когда каждый из родителей «гнет свою линию»;
— Утрата значимой привязанности, например, смерть мамы или любимого человека для ребенка становится нелегким испытанием;
-Отсутствие в семье «значимого взрослого». В этой ситуации проявляется социальная и психологическая изолированность подростка.
Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидента. У всех лиц были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создают предпосылки для социально — психологической дезадаптаци личности в пубертатном периоде.
Подводя итоги, отметим специфичные для подростков проявления:
— у подростков нет по- настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый человек осознает, что смерть — это конец жизни, а подросток до конца не понимает этого. Для них это в какой — мере виртуальная игра;
-для подростков важны три сферы: семья, школа, ровесники;
— причина самоубийства в подростковом возрасте может быть на первый взгляд незначительной, пустяковой или даже случайной;
— у подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие собственно суициду, т.е. идеи и намерения;
— подросткам очень трудно объяснить, что с ними происходит, описать свое состояние или проблему;
— для подростков, нередко, страшнее жить в той реальности, которая у них есть, нежели умереть;

Подростковый суицид — это чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по- взрослому».

Читайте также: