Трудовая терапия

Обновлено: 26.04.2024

Подводя итоги первого полугодия занятий по трудовой терапии социально реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов КГБУ СО "КЦСОН" Минусинский" можно смело сказать, что нет ничего невозможного для наших мастериц. Они в совершенстве освоили техники пэчворк, бумажная лоза, пошива летних головных узоров, женских сумок и многое другое. Мы не будем останавливаться на достигнутом, вперёд к новым вершинам!

Итоги первого полугодия занятий по трудовой терапии

Подводя итоги первого полугодия занятий по трудовой терапии социально реабилитационного отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов КГБУ СО "КЦСОН" Минусинский" можно смело сказать, что нет ничего невозможного для наших мастериц. Они в совершенстве освоили техники пэчворк, бумажная лоза, пошива летних головных узоров, женских сумок и многое другое. Мы не будем останавливаться на достигнутом, вперёд к новым вершинам!

Готовимся к Пасхе вместе! Корзинка для декорации пасхального стола из бумажной лозы

Салфетка из джута

Выберете правильное хобби, и вы с удовольствием проведете свободные вечера! Вязание – это одно из самых расслабляющих и успокаивающих занятий после утомительного рабочего дня или суеты по дому. Нейроиммунологи говорят, что состояние сосредоточенного внимания, появляющееся в таких занятиях, как йога, медитация и вязание, помогает мозгу формировать чувство благополучия.

Декор в стиле "Рустик"

Милые дамы! Мы продолжаем череду мастер-классов к 8 марта. Предлагаем вам декор бутылки в стиле "Рустик"

МК "Кашпо из ротанга"

В данном видео мы хотим с вами поделиться нашим умением плести из ротанга. Мы сняли этот ролик по вашим многочисленным просьбам. Наличие основы для плетения существенно облегчит работу, сделав ее возможной даже для новичков. В таком случае придется не плести с нуля, а всего лишь оплести имеющийся каркас. Вам потребуется: - строительное ведро 12 литров - ротанг 750 грамм -ножницы -сантиметровая лента На вертикальные стойки будет использовано 12 метров, а на горизонтальные 29 отрезков по 2 метра ротанга. Освоить технику предельно просто, в результате можно обеспечить себя и своих близких оригинальными емкостями нужного размера на все случаи жизни.

МК "Весенние тюльпаны"

Осталось совсем немного дней до самого прекрасного праздника весны – 8 марта! А это значит, что мы готовы уже сейчас предложить вам мастер - класс «Весенние тюльпаны». В этом видео мы покажем как легко и просто сделать очень красивый и оригинальный сладкий подарок для наших любимых женщин.

МК "Подарочная упаковка"

Даже странно подумать, не правда ли, что совсем недавно отмечали Новый Год, и вот - уже День Защитника Отечества. Дорогие дамы, 23 февраля - это именно тот день, когда закладывается почва для подарка на 8 марта! Мужчины! Они делают жизнь интереснее, полнее, ярче. Они подают женщине руку, открывают двери, пропускают вперед, заботятся о нас. Согласитесь, на 23 февраля хочется подарить мужчине что-то особенное. Что-то, чем он будет пользоваться долгое время, не раз вспоминая о вас с улыбкой и благодарностью. Мужчинам тоже необходимо внимание, поэтому надо для них найти подарок, который был бы одновременно красивым, практичным и полезным. Мы готовы поделиться идеей упаковки подарка для вашего любимого защитника.

Трудовая терапия

метод лечения, основанный на использовании трудовых процессов, главным образом для восстановления, развития или компенсации утраченных, либо исходно недостаточных функций. Трудовая терапия способствует восстановлению утраченных или развитию новых рабочих навыков, поэтому ее применение особенно важно при необходимости последующего трудоустройства больного или инвалида. Наиболее широко Т. т. используется в психиатрии, неврологии, травматологии.

При соматических заболеваниях Т. т. применяют с целью общего и местного воздействия. В отличие от физических упражнений в рамках общеоздоровительной и лечебной физкультуры, Т. т. интегрирует психические и физические элементы адаптации к среде и дополнительно привлекательна для больного социальным содержанием (целью труда). Общее воздействие на организм оказывает физический труд, позволяющий включить в работу наибольшее число мышечных групп. Он показан главным образом при нарушениях обмена веществ, в начальных стадиях гипертонической болезни, в период выздоровления после длительных заболеваний. Для местного воздействия используют трудовые процессы, требующие включения в работу определенных мышечных групп. Наиболее широко этот вид Т. т. применяют при нарушениях подвижности (чаще всего в суставах верхних и нижних конечностей), являющихся последствием травм, воспалительных процессов, хирургических операций. Выбор конкретного вида труда в качестве Т. т. определяется локализацией поражения. Оптимальным вариантом Т. т. является работа больных в специально организованных для этих целей мастерских, где они находятся под постоянным наблюдением медработников. Широко применяется Т. т. в отделениях восстановительного лечения поликлиник и медсанчастей, осуществляющих медицинскую реабилитацию (Реабилитация) больных и инвалидов.

Трудовая терапия — один из важнейших методов лечения и восстановления трудоспособности психически больных. Она позволяет уменьшить и компенсировать дефекты психики, увеличивающиеся в связи с фактором бездействия, связанного как с особенностями психических болезней, так и с длительным пребыванием больных в стационаре.

Значение Т. т. на разных этапах психического заболевания неодинаково. В период выраженных психических нарушений Т. т. — это наиболее простые формы индивидуального труда, являющегося составной частью режима дня, одним из видов организации свободного времени больных. По мере ослабления симптомов болезни роль Т. т. возрастает. Она становится методом восстановления трудоспособности, подготавливает больного либо к продолжению прежней трудовой деятельности, либо (в случае утраты им способности работать по прежней специальности) к трудоустройству в условиях специальной организации под медицинским наблюдением. Формы Т. т. на этом этапе более сложные и разнообразные. Индивидуальные задания сменяются коллективными; больной выполняет определенную часть общей работы. На этом этапе больные в часы Т. т. работают не в отделении больницы, а в организованных при больницах лечебных мастерских. В условиях амбулатории Т. т. проводят в лечебно-трудовых мастерских, дневных стационарах, специальных кабинетах, профилакториях. Труд больных оплачивается, что улучшает их материальное положение и, кроме того, является важным психотерапевтическим фактором. Применение психотропных средств (Психотропные средства) позволяет начинать Т. т. раньше, расширяет круг показаний к ее использованию, дает возможность сделать ее более разнообразной.

Библиогр.: Кабанов М.М. Реабилитация психически больных, Л., 1978; Хвиливицкий Т.Я. и Малахов Б.Б. Трудовая терапия и фармакологическое лечение больных шизофренией в амбулаторных условиях, Л.,1975.

1. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. — М.: Советская энциклопедия. — 1982—1984 гг .

Трудовая терапия (ТТ)

Трудотерапия фокусируется на самопомощи и совершенствовании тонкой координации мышечной и суставной моторики, особенно верхних конечностей. В отличие от физической терапии Физиотерапия (ФТ) Физиотерапия направлена на улучшение суставных и мышечных функций (например, диапазон движения, прочность) и тем самым улучшение способности пациента стоять, держать равновесие, ходить и подниматься. Прочитайте дополнительные сведения , которая сосредоточивается на мышечной силе и диапазоне движения суставов, эрготерапия уделяет внимание повседневной деятельности, потому что является краеугольным камнем самостоятельной жизни.

Основные виды повседневной деятельности – питание, одевание, купание, уход за телом, туалет, и передвижение (т.е. перемещение между поверхностями, такими как кровать, кресло и ванна или душ).

Инструментальные действия по самообслуживанию требуют более сложных когнитивных функций, чем базовая повседневная деятельность. Инструментальными ADL являются приготовление пищи, общение по телефону, письмо или пользование компьютером; пользование деньгами и ежедневный прием лекарств; уборка, стирка, покупка еды в магазине и выполнение других поручений; пешеходные путешествия или поездки на общественном транспорте, а также вождение автомобиля. Вождение особенно сложное испытание, требующее интеграции зрительной, физической и когнитивной задач.

Обследование

Трудотерапию можно начинать с момента выписки врачом направления на реабилитацию, которое схоже с выпиской рецепта. Направление должно быть детализировано, в том числе содержать краткую историю проблемы (например, тип и продолжительность заболевания или травмы) и устанавливать цели терапии (например, обучение повседневной деятельности). Списки врачей-трудотерапевтов можно получить в страховой компании, в местной больнице, государственной организации по профессиональной подготовке или Американской ассоциации трудотерапии (American Occupational Therapy Association).

Проводится оценка состояния пациентов с точки зрения ограничений требующих вмешательства и усилий, нужных для комппенсации недостатков. Ограничения включают двигательную функцию, чувственные ощущения, познавательную и психосоциальную функции. Эксперты определяют, какие виды деятельности (например, работа, досуг, социальная, обучение) или какая помощь нужны пациентам. Пациенты могут нуждаться в помощи в выполнении общего вида деятельности (например, социальной), или специфической активности (например, посещение церкви), или они, возможно, должны быть мотивированы для выполнения данной деятельности.

Для помощи в оценке терапевты могут использовать инструмент оценки. Одним из многих инструментов функциональной оценки является шкала активностей повседневной жизни Катц (Катц ADL). Пациентов спрашивают об их социальных и семейных ролях, привычках и системах социального обеспечения Следует определить наличие ресурсов (например, программ на местном уровне и услуг, частного обслуживающего персонала). С помощью опросника активности повседневной жизни (ADL) Катца, врач считает сумму «да» (1 балл) или «нет» (0 баллов), чтобы показать независимость пациента от посторонней помощи при

Общая оценка по шкале варьирует от 0 до 6, где 6 баллов означает полную функцию, 4 балла – умеренное нарушение и ≤ 2 баллов – тяжелое функциональное нарушение.

Врачи-трудотерапевты могут также произвести оценку дома на наличие опасности и дать рекомендации по обеспечению безопасности дома (например, удалить коврики, усилить освещение коридора и кухни, переместить ночной столик в пределах досягаемости с кровати, поместить семейное фото на дверь, чтобы помочь пациентам узнавать свою комнату).

Определение случаев, когда вождение вызывает риск и того нуждается ли водитель в переподготовке, чаще всего проводится специально подготовленным врачами-трудотерапевтами. Информацию, которая может помочь пожилым водителям и их опекунам справляться с изменениями способности водить автомашину, можно получить в American Occupational Therapy Association (Американской ассоциации трудотерапии) и American Association for Retired Persons (Американской ассоциации пенсионеров) (См. также Водители пожилого возраста Обзор о водителях пожилого возраста (Overview of the Older Driver) Для многих пожилых людей вождение автомобиля является предпочтительным вариантом по отношению к общественному транспорту. Прогрессирующее заболевание, которое ухудшает способность к вождению. Прочитайте дополнительные сведения ).

Вмешательства

Трудотерапия может включать одну консультацию или частые сеансы различной интенсивности. Сеансы могут проводиться в различных вариантах:

Учреждения скорой медицинской помощи, реабилитации, поликлинической помощи, дневного ухода за взрослыми больными, квалифицированного ухода за больными или стационары

Домашние условия (как часть медицинского обслуживания на дому)

Усовершенствование домов престарелых

Жилые комплексы по уходу и для проживания людей пожилого возраста

Врачи-трудотерапевты разрабатывают индивидуальные программы для повышения моторики пациентов, их когнитивных, коммуникативных и интерактивных способностей. Цель состоит не только в том, чтобы помочь пациентам выполнять повседневную работу, но и осуществлять предпочтительное проведение досуга, устанавливать и поддерживать социальную интеграцию и участие.

Перед разработкой программы трудотерапевт наблюдает, как пациент выполняет каждый из видов повседневной деятельности, чтобы понять, что требуется пациенту для обеспечения своей безопасности и для успешного выполнения мероприятий. Трудотерапевты могут затем рекомендовать способы устранения или уменьшения плохо адаптированных схем и установить процедуры, способствующие развитию функций и здоровья в целом. Рекомендуется также выполнение специальных упражнений, ориентированных на производительность. Трудотерапевты подчеркивают, что упражнения должны выполняться и пациента следует мотивировать это делать, сосредоточив внимание на упражнениях как средстве стать более активным дома и в обществе.

Пациентов обучают творческому подходу в развитии социальной активности (например, как добраться до музея или церкви без автомашины, как использовать слуховые или иные вспомогательные устройства для коммуникации в различных условиях, как безопасно путешествовать с или без трости или ходунков). Трудотерапевты могут предложить новые виды деятельности (например, волонтерство в патронатных программах ухода за пожилыми людьми в школах или больницах).

Пациентов обучают стратегии компенсирования своих ограничений (например, сидеть, работая в саду). Трудотерапевт может назначить различные вспомогательные устройства в помощь пациентам при выполнении большинства видов их повседневной деятельности (см. таблицу Вспомогательные устройства Вспомогательные устройства ). Большинство специалистов по трудотерапии могут выбрать коляску, подходящую для потребностей пациента, и обеспечить тренировку культей верхних конечностей. Трудотерапевты могут собрать и установить устройства для предотвращения контрактуры и лечить другие функциональные заболевания.

Организация лечебно-трудовой деятельности


Организация лечебно-трудовой деятельности – по назначению врача и не более 4-х часов в день.
Трудотерапия - один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины. Она включает разнообразные виды физических нагрузок, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности.
Основная цель трудотерапии - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций.

Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор. Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита.

Благоприятное воздействие труда в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам с последующей интеграцией в трудовой коллектив учреждения.

При вовлечении в трудовую деятельность инвалидов необходимо учитывать в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения.

Основные составляющие процесса трудотерапии:

1. Учет пожеланий и интересов самого клиента.
2. Требования к труду.
3. Возможности клиента: медицинские показания к труду, самоорганизация и внутренние ресурсы.
4. Мотивация к труду: заинтересованность и направленность на трудовой процесс.
5. Материально-техническое обеспечение: координация основных и вспомогательных трудовых процессов.
6. Поощрение или вознаграждение за труд.
7. Рабочая обстановка (нормализация, улучшение условий труда).
8. Межличностные отношения клиентов.
9. Результаты труда: время выполнения работы, количественные и качественные единицы измерения труда.

В интернате проживают 158 человек. Из них, по рекомендации врача, в соответствии с состоянием здоровья и, учитывая требования «Закона о психиатрической помощи», могут заниматься трудом 65 человек. Ежедневно, в течение 3 часов (2 часа утром и 1 час после обеда) эти люди активно участвуют в жизненном процессе интерната. Их возраст - от 25 до 60 лет.


Создано постоянно действующих бригад:
- помощь на пищеблоке 10 человек,
- уход за территорией 11 человек,
- баня-прачечная 4 человека,
- помощь плотнику 2 человека,
- помощь санитаркам по уходу за слабыми больными 15 человек,
- разнорабочие 30 человек,

За последние годы силами наших проживающих граждан выполнены значительные работы по благоустройству территории: разбито 5 клумб, дорожки оформлены камнями, привезенными с полей, высажены кустарники и деревья, а о подсобном хозяйстве говорить вообще не приходится - там они полные хозяева! Весной производится побелка деревьев и бордюров, очистка территории от мусора. Летом выполняют косметический ремонт палат, бытовых помещений, коридоров, лестничных пролетов. Также производится окраска лавочек, дверей, рам, другие разнообразные работы. Специалисты интерната могут доверять и во многом положиться на инвалидов.

Но такая слаженность была достигнута не сразу.
Прежде являлось большой проблемой даже «поднять» проживающих с кроватей. Некоторыми из них признавалась только работа на местных жителей за символическую плату или за спиртное. Возникла необходимость в радикальных переменах, так как увлечение алкоголем становилось массовым, и как следствие этого - безразличие к своему интернату, безделье, деградация личности.

Коллектив интерната, решил изменить такое положение. Началась активная каждодневная работа. В первую очередь были составлены списки проживающих по диагнозам, характерам и их привычкам, в соответствии с заключениями врачей определены те, кому показана трудотерапия.

Разработали режимы содержания: в пределах интерната, в пределах территории, усиленного контроля, свободного выхода.

С инвалидами проводилась большая воспитательная работа - беседы, выявление причин недовольства и равнодушия, выявление их интересов. Вновь поступившим клиентам оказывалась помощь в преодолении барьера с проживающими, в подборе им товарищей. Следует отметить, что в этой работе постоянно участвуют не только воспитатели, но и весь медицинский персонал нашего учреждения.

Инструктор производственного обучения распределяет работу с учетом индивидуальных интересов каждого, прививает им навыки, прикрепляет к более опытным товарищам или специалистам.

Некоторые уже уверенно могут называть себя слесарями, плотниками, успешно разбираются в строительно-ремонтных работах. Это стало предметом их гордости, осознания чувства полезности и уважения к себе самому.

А главное - сформировался коллектив неравнодушных к общему делу людей, стремящихся сделать интернат уютным и красивым.





Трудовая терапия при когнитивных нарушениях у пациентов, перенесших инсульт

Целью этого Кокрейновского обзора было выяснить, улучшает ли трудовая терапия функции в повседневной деятельности и когнитивные функции после инсульта. Когнитивные функции - это обработка информации, осуществляемая головным мозгом, такая как мышление, внимание к увиденному или услышанному, обучение, запоминание и решение проблем. Исследователи Кокрейн собрали и проанализировали все соответствующие исследования, чтобы ответить на этот вопрос, и нашли 24 исследования.

Ключевая информация

У людей с когнитивными проблемами после инсульта трудовая терапия может незначительно влиять или не влиять вовсе на способность человека самостоятельно себя обслуживать, например, принимать душ и одеваться, при оценке результата сразу после трудовой терапии и через шесть месяцев. Трудовая терапия может улучшить общие навыки обработки информации и способность обращать внимание, глядя на что-то, сразу после вмешательства. Трудовая терапия может несколько улучшить некоторые аспекты памяти и способность гибко мыслить.

Качество доказательств означает, что наши выводы в основном имеют низкую или очень низкую степень определенности. Необходимо проведение большего числа хорошо спланированных исследований, в которых проверялись бы вмешательства трудовой терапии при когнитивных нарушениях после инсульта.

Что было изучено в этом обзоре?

Когнитивные проблемы часто встречаются у людей после инсульта и они могут повлиять на способность человека выполнять повседневные действия по уходу за собой, такие как одевание, кормление и принятие душа, а также действия по дому или в обществе, такие как работа по дому или покупка продуктов.

Люди, перенесшие инсульт, могут получать различные виды терапии после инсульта в больнице, реабилитационном центре или у себя дома. Трудовая терапия является одним из таких методов лечения. Специалисты по трудовой терапии работают с людьми, у которых есть когнитивные проблемы после инсульта, чтобы помочь им стать как можно более независимыми. Они делают это, обучая людей способам адаптации к проблемам или их компенсации, или с помощью тренингов, направленных на улучшение когнитивной функции (например, тренировка памяти), или с помощью комбинации этих методов.

Каковы были основные результаты этого обзора?

Авторы нашли 24 соответствующих исследования. В этих исследованиях трудовую терапию сравнивали с контрольной группой, получавшей обычную реабилитационную помощь для людей с когнитивными проблемами после инсульта. В большинстве исследований трудотерапия включала в себя обучение с использованием компьютера, на котором были специально разработанные игры для улучшения когнитивной функции. Некоторые вмешательства включали обучение повседневной деятельности, например, одеванию.

Обзор показал, что если люди с когнитивными проблемами после инсульта получают трудотерапию, по сравнению с обычным лечением, это может:

- незначительно влиять или не влиять вовсе на способность выполнять действия по самообслуживанию после получения терапии и незначительно влиять на этот результат через шесть месяцев (доказательства низкой степени определенности);

- несколько улучшить общую способность к обработке информации после прохождения терапии (доказательства низкой степени определенности);

- незначительно влиять или не влиять вовсе на общую способность обращать внимание (доказательства низкой степени определенности), но, вероятно, несколько улучшить способность обращать внимание на видимые предметы после прохождения терапии (доказательства умеренной степени определенности);

- немного улучшить рабочую память (доказательства низкой степени определенности), но может практически не улучшить другие аспекты памяти после прохождения курса терапии;

- незначительно повысить способность к гибкому мышлению после прохождения терапии (доказательства низкой степени определенности).

Имеются весьма неопределенные доказательства о влиянии трудотерапии на способность выполнять деятельность дома и в обществе, а также на навыки обработки информации "более высокого уровня", которые координируют и контролируют другие когнитивные навыки.

Не было получено достаточных доказательств влияния на способность выполнять действия по самообслуживанию (через три месяца после получения терапии) и на возвращение к общественной деятельности.

Насколько актуален этот обзор?

Авторы обзора провели поиск исследований, опубликованных до сентября 2020 года.

Читайте также: