Умственная отсталость

Обновлено: 28.03.2024

Умственная отсталость является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом когда-то подействовавшей вредности и не имеет тенденции к прогрессированию.

Прежде выделяли три степени тяжести умственной отсталости:

  • Идиотия (от греч. — idiotea, невежество).
  • Имбецильность (от лат. — im — без + baculus — палка, костыль, т.е. неспособность обходиться без интеллектуальной поддержки).
  • Дебильность (от лат. — debilis — увечный, немощный, слабый).

В Международной классификации болезней пересмотра (1994 г.) умственная отсталость подразделена по тяжести на четыре степени: легкую, умеренную, тяжелую и глубокую (т.е. имбецильность разделена на два уровня — умеренную и тяжелую умственную отсталость).

1. Глубокая умственная отсталость (идиотия)

Идиотия — наиболее грубое нарушение развития познавательных способностей. Страдающие глубокой умственной отсталостью не в состоянии освоить даже простейшие навыки самообслуживания (одеться, умыться, пользоваться столовыми приборами и пр.), их речь либо совсем не сформирована, либо состоит из небольшого числа простейших слов, обращенную к ним речь понимают мало, могут не узнавать людей, ухаживающих за ними (например, мать), не отличать съедобного от несъедобного (проглатывают несъедобные предметы), часто не имеют представлений о пространственных отношениях (например, о высоте: падают с большой высоты), редко формируют представления о горячем, остром и др. (могут получать повреждения, ожоги). В большинстве случаев недоразвитие интеллекта сопровождается моторными нарушениями и тяжелыми соматическими аномалиями. Жизнь таких больных, нуждающихся в постоянном уходе и надзоре окружающих, определяется удовлетворением простейших жизненных потребностей. IQ лиц с глубокой умственной отсталостью ниже 20.

2. Тяжелая умственная отсталость (тяжелые варианты имбецильности)

3. Умеренная умственная отсталость (более легкие варианты имбецильности)

Люди с умеренной умственной отсталостью способны образовывать большее число и более сложные представления, чем люди с тяжелой умственной отсталостью. Они овладевают навыками самообслуживания, могут освоить простейшие трудовые операции путем тренировки подражательных действий. Их словарный запас богаче, они в состоянии изъясняться простыми фразами, поддерживать простую беседу. Относительная адаптация этих лиц возможна лишь в хорошо знакомых им условиях, любое изменение ситуации может поставить их в затруднительное положение из-за невозможности перехода от конкретных (полученных при непосредственном опыте) представлений к обобщениям, позволяющим переносить имеющийся опыт в новые ситуации. Такие люди не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном руководстве и контроле. Некоторые из них могут выполнять простейшую работу в специально созданных условиях (например, в лечебно-трудовых мастерских). IQ этих пациентов находится в пределах

4. Легкая степень умственной отсталости (дебильность)

Познавательные расстройства в этих случаях заключаются в затруднении формирования сложных понятий и обобщений, невозможности или затруднении абстрактного мышления. Мышление преимущественно наглядно-образное, зачастую достаточно хорошо развита обиходная речь (иногда в ней используются и сложные абстрактные понятия, но их значение не всегда хорошо понимают). Во многих случаях люди с легкой умственной отсталостью могут успешно выполнять повседневные бытовые дела и обнаруживают хорошую практическую осведомленность («их умения больше их знаний» — Э.Крепелин). Они способны к усвоению специальных программ обучения и овладению несложными трудовыми навыками. Многие из них заканчивают специализированные школы и профессиональные училища, работают на малоквалифицированных работах, заводят семьи, самостоятельно ведут хозяйство. Однако часто они испытывают трудности при столкновении с нестандартными ситуациями, необходимостью менять сложившийся стереотип поведения. Они с трудом формируют собственные суждения, зачастую несамостоятельны в принятии решений, внушаемы, поэтому легко перенимают чужие взгляды, иногда попадая под нездоровое влияние окружающих (например, могут вовлекаться в бредовые переживания психически больных с формированием индуцированного бреда или становиться орудием в руках злоумышленников, манипулирующих ими для получения собственной выгоды). При интерпретации пословиц и решении задач на логическое мышление склонны давать конкретные толкования или случайные ответы. IQ при дебильности находится в пределах что соответствует умственному развитию приблизительно 9—12-летнего ребенка.

Так как интеллект отражает становление целого комплекса когнитивных функций, нарушение его развития может затрагивать различные функции неравномерно. Например, при синдроме Дауна (трисомия по хромосоме) в наибольшей степени страдают вербальные функции, а при синдроме Вильямса (делеция участка хромосомы), напротив, вербальный интеллект страдает в меньшей степени.

Как было отмечено выше, в формировании интеллекта участвуют биологические и социальные факторы. В тех случаях, когда можно предполагать, что отставание в развитии ребенка преимущественно связано с социальными факторами (семейное и социальное неблагополучие, беспризорность, вынужденная ограниченность социальных контактов, недоступность обучения, «педагогическая запущенность», соматические заболевания и т.д.), часто говорят о «задержке психического развития», подразумевая тем самым, что в случае уменьшения воздействия неблагоприятных факторов и при соответствующем обучении и коррекции может наблюдаться компенсация отставания психического развития.

Умственная отсталость, или олигофрения

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Умственная отсталость (олигофрения): причины появления, симптомы, диагностика и способы лечения.

Определение

Умственной отсталостью называют группу состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта. У больных отмечается нарушение когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Термин «олигофрения» в наши дни используется все реже.

Причины появления умственной отсталости

Умственная отсталость является результатом грубого органического поражения головного мозга в период внутриутробного развития ребенка и/или в первые месяцы его жизни. Особенно опасным является воздействие на плод патологических факторов в первый триместр беременности, когда происходит закладка и интенсивное формирование мозговых систем.

Вирус Зика.jpg

Выявление причин умственной отсталости представляет определенные трудности, поскольку это психическое заболевание является результатом совокупного воздействия внешних и наследственных факторов на разных этапах формирования нервной системы. К таким факторам относят:

  • генетические нарушения, возникающие на этапе оплодотворения и приводящие к недоразвитию головного мозга;
  • наследственные дефекты, сочетающие слабоумие с поражением мышечной, костной, кожной, сердечно-сосудистой систем, зрения и слуха;
  • микроцефалия – врожденное или приобретенное уменьшение головного мозга с ограничением возможности его роста;
  • гидроцефалия – увеличение количества жидкости в полостях мозга с изменением нейродинамики мозговых процессов;
  • иммунологическая несовместимость крови матери и плода;
  • воспалительные процессы в головном мозге (менингиты, менингоэнцефалиты, тяжелые соматические инфекции);
  • травмы мозга (родовая травма, наложение акушерских щипцов или применения других механических приемов ведения родов, сдавливание головки ребенка при прохождении через родовые пути, длительная асфиксия во время родов);
  • токсическое влияние на плод алкоголя, психоактивных веществ, некоторых лекарственных веществ, употребляемых матерью, интоксикации, радиоактивное и рентгеновского облучения половых клеток родителей и самого плода;
  • тяжелые соматические заболевания (с интоксикацией, дистрофией);
  • врожденные нарушения обмена веществ (аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов), которые приводят к изменениям функционирования головного мозга.
  • нарушения обмена аминокислот: фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия и др.;
  • нарушения обмена органических кислот и углеводов: галактоземия, фруктозурия и др.;
  • болезни накопления: мукополисахаридозы (синдромы Гурлер, Гунтера и др.); липидозы (болезнь Тея – Сакса, болезнь Гоше, Нимана – Пика и др.); гликогенозы (болезнь Помпе и др.);
  • лейкодистрофии;
  • обменно-гормональные нарушения: неэндемические формы гипотиреоза, псевдогипопаратиреоз Олбрайта и др.;
  • другие метаболические нарушения минерального, билирубинового и других видов обмена.

Классификация заболевания

Выделяют клинически дифференцированные и клинически недифференцированные формы умственной отсталости.

В группу дифференцированной умственной отсталости относят заболевания со специфической клинической картиной, для которых психическое недоразвитие является одним из главных проявлений. Чаще всего это генетически обусловленные нарушения.

К клинически недифференцированным формам умственной отсталости относятся нарушения, причину которых точно установить не удается и специфическая клиническая картина болезни отсутствуют.

Классификация дифференцированных форм умственной отсталости

  1. Синдромы с множественными врожденными аномалиями:
    • хромосомные заболевания;
    • генетические синдромы с неясным типом наследования;
    • моногенно наследуемые синдромы.
    1. Наследственные дефекты обмена.
    2. Факаматозы (системные врожденные заболевания, поражающие кожу, нервную систему и глаза).
    3. Неврологические и нервно-мышечные заболевания, для которых характерно наличие умственной отсталости.
    1. Микроцефалия.
    2. Гидроцефалия.
    3. Краниостеноз.
    4. Врожденный гипотиреоз.
    1. Алкогольная фетопатия.
    2. Инфекционные эмбриофетопатии.

    Несмотря на разнообразие причин умственной отсталости, общие механизмы развития приводят к сходной клинической картине.
    Умственная отсталость характеризуется психическим недоразвитием с недостаточностью интеллекта, нарушением способностей и навыков, затрудняющим адекватную социальную адаптацию пациента.

    Клинические признаки умственной отсталости:

    • психическое недоразвитие разной степени выраженности;
    • недоразвитие не только интеллектуальной деятельности и личности больного, но и психики в целом;
    • признаки недоразвития не только мышления, но и восприятия, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы и др.;
    • недостаточная способность к обобщению и абстракции.

    Легкая (IQ от 50 до 69 единиц): большинство пациентов при обучении в специализированных школах по специально разработанным программам овладевает навыками чтения, письма, счета, приобретают трудовые навыки, не требующие высокой квалификации.

    Умеренная (IQ от 35 до 49 единиц): с раннего детства дети отстают в развитии, не овладевают в полном объеме навыками самообслуживания, нуждаются на протяжении жизни в постороннем контроле и уходе.

    Тяжелая (IQ от 20 до 34 единиц): уровень речевого развития позволяет лишь сообщать о своих нуждах, к развернутому речевому высказыванию не способны. Владеют лишь элементарными навыками самообслуживания, в быту беспомощны, нуждаются в постороннем контроле и уходе.

    Глубокая (IQ менее 20 единиц): речевые навыки отсутствуют или речь состоит из отдельных слов, часто не понимают обращенной к ним речи, не владеют простыми навыками самообслуживания, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре, предоставленные сами себе остаются неподвижными или находятся в монотонном бессмысленном возбуждении.

    Интеллектуальное недоразвитие сочетается с явлениями нарушения процессов возбуждения и торможения. В разные периоды жизни процессы возбуждения могут преобладать над процессами торможения и наоборот. Для больных с преобладанием процессов возбуждения характерна двигательная расторможенность, повышенная импульсивность. Лица с преобладанием процессов торможения – вялые, инертные.

    Интеллектуальные способности и социальная адаптация в результате тренировки и реабилитации со временем могут незначительно улучшаться.

    Умственная отсталость может быть:

    • с отсутствием или слабо выраженными нарушениями поведения;
    • со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.

    Переход в фазу обострения обусловлен стрессовой ситуацией, соматическим заболеванием, черепно-мозговой травмой, эндокринной перестройкой организма, сочетанием нескольких факторов.

    Диагностика умственной отсталости

    Диагноз «умственная отсталость» является сугубо клиническим и устанавливается на основании жалоб, анамнестических данных, клинико-психопатологического обследования (внешний осмотр, генетическое исследование, патопсихологический и инструментальный методы).

    Выделяют три диагностических критерия умственной отсталости:

    • клинический критерий (наличие органического поражения головного мозга);
    • психологический критерий (стойкое нарушение познавательной деятельности);
    • педагогический критерий (низкая способность к обучению и усвоению знаний).
    • данные о наследственной отягощенности психическими заболеваниями;
    • данные о кровном родстве родителей;
    • данные акушерско-гинекологического анамнеза матери, состояния ее здоровья до и во время беременности, сведения о патогенных биологических воздействиях в периоде внутриутробного и перинатального развития пациента, перенесенных заболеваниях.
    • данные о раннем психомоторном развитии пациента, особенностях формирования речи, школьных навыков, личности пациента, семейном и социальном статусе, перенесенных экзогенных вредностях, особенностях психоэмоционального реагирования, психических травмах;
    • данные об особенностях психического состояния и поведения пациента в зрелом возрасте, навыках самообслуживания, способности устанавливать и поддерживать контакт с окружающими людьми, строить свое поведение с учетом существующих морально-этических и культурных традиций, справляться со своими социальными обязанностями др.
    • степень ориентирования в окружающей обстановке, во времени;
    • способность поддерживать диалог с врачом, давать связные и последовательные сведения, понимать сложные логико-грамматические конструкции;
    • сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей);
    • уровень знаний об окружающем мире, степень ориентации в вопросах общежития, окружающего пациента социума;
    • особенности мотивационно-потребностной сферы;
    • особенности памяти, внимания, работоспособности;
    • особенности эмоциональных проявлений;
    • сопутствующие психические и психоневрологические расстройства, имеющиеся на момент обследования.

    При неврологическом исследовании определяются расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы, экстрапирамидные нарушения, расстройства координации движений, чувствительности, функций вегетативной нервной системы.

    С помощью специальных тестов, таблиц и шкал (тест Векслера, таблицы Шульта, счет по Крепелину, корректурная проба Бурдона, тест Тулуз-Пьеронаи, шкалы по Дембо-Рубенштейн, проективные тесты, тесты Розенцвейга, Вагнера, рисуночные методики и др.) проводят исследование внимания, памяти, умственной работоспособности, индивидуально-психологических особенностей, определение уровня обучаемости и оценки уровня развития интеллекта.

    Инструментальные методы исследования направлены на поиск возможных органических поражений центральной нервной системы:

    • реоэнцефалографическое исследование;
    • эхоэнцефалографическое исследование;
    • МРТ головного мозга;

    Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий.

    Умственная отсталость

    Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы
    «Психиатрическая клиническая больница № 5 Департамента здравоохранения города Москвы»

    Поиск по сайту


    Посетителям

    Умственная отсталость

    Умственная отсталость - врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка развития психики, проявляющаяся интеллектуальным недоразвитием и ведущая к социальной дезадаптации.

    Распространенность умственной отсталости в России — порядка 0,6%, что несколько превышает распространенность шизофрении.

    Причинами умственной отсталости могут быть генетические аномалии, внутриутробное поражение плода (в том числе, цитомегаловирусной, токсоплазменной, сифилитической инфекцией), значительная недоношенность, повреждения центральной нервной системы в процессе родов (травма, асфиксия); травмы, гипоксия и инфекции в раннем возрасте, педагогическая запущенность. Бывают и случаи умственной отсталости с неясной этиологией.

    Существует мнение, что умственная отсталость — это вовсе не болезнь, а просто недотягивание до нормы. Ведь для нее не характерна какая-либо существенная динамика при наблюдении пациента на протяжении его жизни после установления диагноза. Но такой подход можно применить, и то с натяжкой, для случаев, когда причину умственной отсталости установить не удается. В остальных же клинических ситуациях в анамнезе имеется нередко не просто какой-нибудь, а катастрофический патологический процесс (взять хотя бы внутриутробную нейроинфекцию!), который сменяется платообразной фазой относительной компенсации. Педагогическая же запущенность сопряжена с серьезным депривационным стрессом, так как нормальное взаимодействие с окружающими, прежде всего — с матерью, не менее необходимо для адаптации и развития, чем, например, питание и достаточный сон. Наши пациенты с диагнозом «Умственная отсталость» недаром именуются «больными» в медицинской документации. Им проводится лечение по поводу разнообразных симптомов, прежде всего, связанных с нарушением поведения.

    Часто встречающийся диагноз: «Умственная отсталость умеренная, связанная со значительным нарушениями поведения, требующим лечения и ухода». При таком диагнозе интеллектуальное развитие у зрелого человека соответствует норме для детей возраста 6-9 лет.

    Симптоматика умственной отсталости связана с колебаниями настроения от пониженного (с тенденцией к самоповреждениям), до эйфории. Характерны эпизоды психомоторного возбуждения. У больных легко формируются идеи, что окружающие к ним «предвзято» относятся. Имеется склонность к злопамятности, мстительности. Больные с умственной отсталостью часто попадают под влияние интеллектуально более развитых личностей. Они присоединяются к асоциальным компаниям, где начинают алкоголизироваться, наркотизироваться. У них часто отмечается девиантное сексуальное поведение. Если обычному человеку трудно адаптироваться в местах заключения, то тем более это относится к пациентам с умственной отсталостью, за исключением самых легких ее форм, когда они нередко «успешно» следуют криминальным «понятиям». Все эти особенности обусловливают связь умственной отсталости с риском совершения противоправных действий.

    Однако, такие больные составляют меньшинство среди контингента нашей больницы (порядка нескольких процентов). Причины этого недостаточно ясны.

    Лечение включает, в зависимости от преобладающей симптоматики, противосудорожные препараты с нормотимическим эффектом (- корригирующие поведение), антидепрессанты, нейролептики. Пациенты хорошо откликаются на некоторые виды психотерапии, в том числе — на арт-терапию. Важно привлечение их к элементарному труду по самообслуживанию. Прогноз при легкой степени умственной отсталости благоприятный, что, к сожалению, пока не относится к более выраженным формам.

    Умственная отсталость

    Сейчас идёт много споров о том, насколько этично употреблять слова «идиот», «дебил», «кретин» и другие в значении обычных ругательств. Всё потому, что они имеют медицинский подтекст, а конкретно – известные диагнозы. Сегодняшняя статья не о морали, а о сути такой патологии развития как умственная отсталость.


    Содержание статьи

    1. Понятие об умственной отсталости
    2. Причины возникновения болезни
    3. Первые симптомы заболевания
    4. Классификация умственной отсталости
    5. Степени олигофрении и их характеристики
      1. Лёгкая степень умственной отсталости (дебилизм)
      2. Умеренная степень патологии (не сильно выраженная имбецильность)
      3. Тяжелая степень (выраженная имбецильность)
      4. Глубокая степень умственной отсталости (идиотия)

      Понятие об умственной отсталости

      Умственная отсталость – это тяжёлый порок психического развития, который отражается на всех сферах психики – интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и т. д. – и лишает человека шанса на самостоятельную жизнь.

      Другие названия заболевания – олигофрения, врождённое слабоумие, малоумие, задержка умственного развития. Отметим, что само понятие «умственная отсталость» лишь около двадцати лет как принято мировой психиатрией. До этого использовался термин «олигофрения».

      Несмотря на это, следующая Международная классификация болезней (МКБ-11, рекомендована к использованию с 1 января 2022 года) и американская DSM-5 уже утвердили новое название патологии – «интеллектуальная инвалидность» или «нарушения интеллектуального развития».

      Всемирная организация здравоохранения, занимающаяся изучением болезни много лет, пришла к выводу, что умственная отсталость в разных формах есть у 1-3% населения Земли, а в некоторых регионах патология наблюдается у 7% людей. Мужчин патология поражает примерно в 1,5 раза чаще, чем женщин.

      Обратите внимание! По некоторым данным, в России заболевание есть у 0,6% жителей. Это больше, чем распространённость шизофрении.

      Причины возникновения болезни

      Патология может развиваться внутриутробно или появиться в раннем детстве, когда ребёнку нет трёх лет. Это время, когда психика малыша должна развиваться огромными темпами, но этого не происходит.

      Причины умственной отсталости выделяют следующие:

      Что провоцирует болезнь

      Когда у одного из родителей есть дефектные генеративные клетки

      Если женщина, вынашивая ребёнка, имела различные инфекции. Также сюда можно отнести гемолитическую болезнь плода – несовместимость крови матери и ребёнка; вредные привычки

      Травмы, полученные во время родов

      Речь идёт о том, что умственная отсталость развивается на фоне первопричинных патологий. Среди них микроцефалия, гидроцефалия, фенилкетонурия, токсоплазмоз, синдром Дауна

      Когда ребёнок рождается здоровым, но из-за каких-то внешних причин развивается заболевание

      Обратите внимание! Бывает, что причину умственной отсталости установить не удаётся, либо патологию вызывают сразу несколько факторов.

      Первые симптомы заболевания

      У новорождённых детей обнаружить умственную отсталость почти невозможно, особенно, если речь идёт о лёгкой степени заболевания. Однако, через несколько месяцев становятся заметны первые признаки, которые в дальнейшем лишь нарастают:

      • слабая моторика – это выражается в том, что ребёнок позже своих сверстников начинает держать головку, переворачиваться, делать попытки сесть, встать и ходить. Ему тяжело держать в руках игрушку и другие предметы из-за плохого хватательного рефлекса.
      • неуравновешенность – это проявляется через внезапную раздражительность и сменяющую её вялость.
      • задержка развития речи – гулить, лепетать малыш начинает значительно позже положенного срока. То же самое касается и слов. Случается, что речь может отсутствовать в принципе. Если она всё же присутствует, то, как правило, это простые фразы из одного-двух слов, которые не всегда связаны между собой. Ребёнок не понимает чужую речь и поэтому может не реагировать на какие-то просьбы.
      • замкнутость – малыша практически не интересует окружающий его мир, в то время как сверстники активно его познают. Равнодушие проявляется и к игрушкам, и к бытовым предметам. Почти полная безэмоциональность затрудняет общение, и ребёнок замыкается в себе.
      • отсутствие абстрактного мышления – ребёнок с трудом чему-то учится, она не понимает логику, цифры, связь букв и не имеет творческих способностей.

      Пока ребёнок маленький, он не понимает своих особенностей. Однако, по мере взросления, дети всё же делают выводы о том, что они отличаются от сверстников, из-за чего могут замкнуться в себе. Помочь ребенку адаптироваться к социуму помогут наши психологи. Они круглосуточно с вами на связи, чтобы в любой момент оказать вам необходимую помощь.

      Классификация умственной отсталости

      Существует несколько видов классификаций олигофрении. На сегодняшний день, МКБ-10 подразделяет патологию по уровню поражения интеллекта:

      • лёгкая степень;
      • умеренная степень;
      • тяжёлая степень;
      • глубокая степень.

      Эту градацию используют при постановке диагноза, одобрении статуса инвалидности и форме обучения ребёнка. Сюда же МКБ-10 относит другую умственную отсталость и неуточнённую умственную отсталость.

      Среди прочих классификаций можно выделить вариант советского психолога и психиатра Марии Певзнер, который строится на этиопатогенетике:

      • неосложнённая форма умственной отсталости;
      • умственная отсталость с нарушениями нейродинамики (с преобладанием возбуждения или торможения);
      • умственная отсталость, сочетающаяся с патологией анализаторов;
      • умственная отсталость с сопутствующим психопатоподобным поведением;
      • умственная отсталость с лобной недостаточностью.

      Ещё один вариант классификации, по клинико-физиологической форме, разработали психиатры Самуил Мнухин и Дмитрий Исаев:

      • атоническая – которая характеризуется чрезмерной отвлекаемостью и слабой сосредоточенностью, вялостью, апатией, плохой мелкой моторикой, а также однотипными бесцельными движениями;
      • дисфорическая – которая характеризуется сильной эмоциональной подвижностью, проявлением агрессии либо аутоагрессии, раздражительностью и плохим вниманием;
      • стеническая форма – которая характеризуется повышенной эмоциональностью и коммуникабельностью;
      • астеническая форма – которая характеризуется эмоциональной подвижностью, плохим вниманием, суетливостью, слабой мелкой моторикой и дезориентацией в пространстве.

      Однако, самой распространённой классификацией считается та, где есть три степени:

      • умственная отсталость лёгкая (дебильность);
      • умственная отсталость резко выраженная и среднетяжёлая (имбецильность);
      • умственная отсталость глубокая (идиотия).

      Степени олигофрении и их характеристики

      Признаки умственной отсталости лучше всего характеризовать согласно её степени.

      Лёгкая степень умственной отсталости (дебилизм)

      Проявляется сниженным IQ в диапазоне от 70 до 50 баллов, при норме в 120-100 баллов. Лицо с данной умственной неразвитостью, как правило, имеет плохую кратковременную память и слабое абстрактное мышление. Такими людьми легко манипулировать. Внешне они ничем не отличаются от остальных, хотя есть некоторая замедленность речи. Взрослый человек может зарабатывать физическим трудом либо там, где не требуется прочные знания и сильный интеллект. При лёгкой степени умственной отсталости, у детей и взрослых есть возможность выполнять простые бытовые задачи.

      Умеренная степень патологии (не сильно выраженная имбецильность)

      Умственная отсталость у взрослых и детей при этой степени характеризуется коэффициентом интеллекта в 49-35 баллов. Человек с таким диагнозом называется имбецил. Ему требуется постоянный уход со стороны посторонних людей, т. к. они плохо коммуницируют – их речь состоит из простых, коротких предложений и они не всегда правильно понимают то, что услышали.

      Тяжелая степень (выраженная имбецильность)

      Лица с нарушением интеллекта этой степени имеют IQ от 34 до 20 баллов, не могут сами себя обслуживать, плохо понимают речь и не в состоянии различать время. Словарный запас очень мал.

      Глубокая степень умственной отсталости (идиотия)

      Олигофрены этой степени характеризуются интеллектом менее 20 баллов, практически не могут выражаться словесно, используя лишь жесты. У них очень плохая координация и есть большие проблемы с сенсорикой. Такие люди должны постоянно находиться под присмотром других.

      Важно! Самым простым действиям и навыкам можно научить любых умственно неразвитых людей. Это лишь вопрос времени и терпения.

      Осложнения при олигофрении

      Осложнения при олигофрении можно разделить на психические и соматические.

      К психическим относятся различные нарушения поведения, особенно аутоагрессия. Это выражается в различных способах причинения себе вреда – порезы, удары, ожоги и т. д. Лечить подобные отклонения очень тяжело, из-за того, что олигофрен не осознает своих поступков.

      К соматическим относят всевозможные виды инфекций, пневмонии и все заболевания, связанные с некачественным уходом за больным человеком.

      Требовать от олигофрена какого-то отчета в своих действиях бесполезно. Он не понимает связи между поступками и опасностью. Поэтому с этим остаётся только мириться и стараться просто механически отучать больного от некоторых действий. Иногда на это уходят годы.

      К сожалению, эта патология неизлечима. Но состояние больного можно поддерживать. Наши психологи дистанционно научат родителей общаться с больными детьми, запишут в логопедические классы, составят специальные программы занятий.

      Диагностика патологии

      Мало просто диагностировать нарушение, необходимо получить полную картину заболевания. Это включает в себя:

      • оценку интеллекта;
      • клиническую и психологическую характеристику структуры дефекта;
      • наличие связанных патологий;
      • природу возникновения болезни;
      • уровень адаптации в обществе;
      • имеющиеся социально-психологические факторы, которые влияют на развитие болезни.

      Для того, чтобы понять всю индивидуальную особенность патологии человека, врачи прибегают к следующим методам исследования:

      • сбор информации о родителях, кровных родственниках пациента, о ходе беременности, родах и последующем развитии ребёнка;
      • различные анализы, в том числе, генетические;
      • диагностическое обследование (УЗИ, КТ, МРТ);
      • психологические и педагогические методы диагностики.

      Если какой-то информации не хватает или есть непонятные моменты, врач имеет право назначить дополнительные обследования.

      Лечение умственной отсталости

      Умственную отсталость вылечить нельзя, и с этим придётся смириться. Болезнь будет сопровождать человека всю жизнь. Если поставлена лёгкая степень нарушения, человек сможет самостоятельно вести быт и работать. Если замечены более тяжёлые формы заболевания, потребуется постоянный уход за ним.

      Коррекция психического развития проводится, но хорошие результаты удается получить не всегда. В основном, терапия сводится к минимизации или устранению симптомов основного или сопутствующего диагноза.

      Помимо адаптации олигофрена к жизни дома и за его пределами, врачи занимаются с родителями ребёнка. Их учат правильно общаться с сыном или дочерью, объясняют особенности болезни и способы налаживания контакта, иногда это происходит при помощи логопеда.

      Не менее важное внимание уделяется обучению ребенка в коррекционных детских садах и школах, где малая заполняемость групп и классов, а также специальные программы занятий.

      Пример из практики:

      Родители воспитывают «особенную» восьмилетнюю дочь с умеренной степенью умственной отсталости. При плотном участии врачей, психологов, логопедов и педагогов им удалось научить девочку простым гигиеническим правилам, а также соблюдать меры безопасности в быту. Сейчас ребенок ходит в коррекционную школу.

      Прогноз

      Прогноз при умственной отсталости напрямую зависит от степени поражения мозга, времени постановки диагноза, а также скорости и качества лечения. При лёгких формах заболевания и правильной реабилитации – прогноз весьма благоприятный. В остальных случаях – нет.

      Профилактика

      Вся профилактическая работа строится на предотвращении негенетических случаев, т. е. когда у ребёнка нет наследственной предрасположенности к заболеванию. В частности:

      • рекомендации беременным женщинам по улучшению здоровья: отказ от вредных привычек, смена места жительства в условия с лучшей экологией, осторожное обращение с химикатами, исключение физической работы и пр.
      • предотвращение развития осложнений во время родов (повышение доступности квалифицированной акушерской помощи, улучшение качества оборудования, повышение квалификации врачей);
      • правильный уход за ребёнком для предотвращения инфекций и соматических заболеваний;
      • раннюю диагностику нарушений обмена, гормональных патологий и ферментопатий.

      Частые вопросы

      Патология может быть как врождённой (наследственная предрасположенность, генетический сбой и пр.), так и приобретённой (в случае травм, инфекций или как сопутствующее заболевание).

      Общая симптоматика умственной отсталости – это задержка психического развития в любом его проявлении: эмоции, воля, речь, интеллект. У таких людей нет тяги изучать мир и нет творческих способностей.

      Умеренная степень умственной отсталости соответствует понятию имбецильность, а точнее, не ярко выраженной её форме. Характеризуется коэффициентом интеллекта в 49-35 баллов. Такому человеку требуется постоянный уход со стороны посторонних людей, т. к. они плохо коммуницируют – их речь состоит из простых, коротких предложений и они не всегда правильно понимают то, что услышали.

      Причинами могут стать наследственность, внутриутробные факторы (например, инфекция матери), родовые факторы, другие заболевания (когда олигофрения является следствием другой патологии) и послеродовые факторы (травмы, заболевания).

      Заключение эксперта

      Мир пытается создать условия для поддержания даже неизлечимых больных. В случае с олигофренией – это реабилитация, специальные учебные заведения, возможность трудоустройства и т. д. Однако, если есть шанс предотвратить патологию у ребёнка, лучше им воспользоваться.

      Умственная отсталость

      Сегодня мы поговорим о таком понятии как "умственная отсталость". В настоящее время этот термин рекомендован Международной классификацией болезни. Наиболее полное определение термина "умственная отсталость" – это совокупность различных наследственных, врожденных или рано приобретенных состояний (в первые три года жизни ребенка), которые проявляются в интеллектуальной недостаточности и могут приводить к нарушению социальной адаптации.


      Для умственной отсталости характерны: преобладание в клинической картине интеллектуальной недостаточности и отсутствие ее нарастания с возрастом ребенка.

      Болезненный процесс, поразивший нервную систему ребенка, может привести к деструкции (разрушению) не только уже сформированных участков мозга, но и вызвать недоразвитие тех участков, которые еще не закончили свое формирование.

      Умственная отсталость: причины

      Причины умственной отсталости многочисленны:

      • генные и хромосомные мутации,
      • хронические заболевания родителей,
      • внутриутробные инфекции,
      • вирусные заболевания (наиболее опасным заболеванием является краснуха),
      • различные химические вредности (свинец, алкоголь, наркотики, ряд лекарственных препаратов),
      • стрессы матери во время беременности,
      • радиация и многие другие.

      Важно знать, что при умственной отсталости страдает не только интеллектуальная деятельность, но и все психические процессы в целом. Признаки недоразвития можно заметить в особенностях речи, моторики, мимики. У детей с умственной отсталостью болезнь наиболее ярко проявляется в особенностях мышления. Как правило, болезнь затрагивает наиболее высшую форму мышления – абстракцию. Это непосредственно устанавливается в процессе педагогической работы с детьми. Дети с умственной отсталостью с трудом усваивают счет и решают задачи, зачастую не понимают их смысл, решают чисто механически, "по штампу", с трудом воспринимают помощь взрослого.

      Также затруднен перенос усвоенного в конкретном задании способа действия в аналогичные условия другого задания. Все мыслительные процессы характеризуются выраженной замедленностью. У детей с умственной отсталостью внимание привлекается с трудом, плохо концентрируется и легко рассеивается. При запоминании материала не способны в нем выделить существенное, не могут воспроизвести основную мысль, стараются пересказать услышанное дословно. Речь у детей с умственной отсталостью маловыразительна, фразы упрощенные, имеет место низкий словарный запас.

      Умственная отсталость у детей и подростков. Прогноз

      Дети и подростки, страдающие умственной отсталости неодинаковы по особенностям своего характера, как в прочем и все мы. Среди них можно встретить ласковых и послушных, конфликтных и агрессивных, ленивых и трудолюбивых. Поэтому только одной интеллектуальной недостаточностью нельзя объяснить особенности поведения детей, страдающих умственной отсталостью. Однако стоит отметить, что большинству из них присущи следующие черты:

      • отсутствие инициативы и самостоятельности,
      • трудность с переключением на новую деятельность,
      • подражание другим детям,
      • легкая внушаемость.

      Согласно современным представлениям выделяют четыре степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая.

      Нарушение любого вида деятельности у пациентов с умственной отсталостью находится в тесной связи с уровнем интеллектуальной недостаточности.

      Ребята с легкой умственной отсталостью обнаруживают достаточную работоспособность и старательность. В работе, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрого переключения, проявляют достаточную продуктивность и целенаправленность. Они довольно неплохо разбираются в практических ситуациях, заинтересованы в своем жизнеустройстве, хорошо учитывают особенности данной конкретной обстановки и неплохо приспосабливаются к ней.

      Сохранность практической направленности объясняет тот факт, что при наличии благоприятных условий среды и правильной организации коррекционно-воспитательной работы дети с умственной отсталостью могут приобрести трудовые и социальные навыки (в соответствии с уровнем их развития). Повышенная подражательность и внушаемость могут быть с успехом использованы родителями и педагогами в целях воспитания у них правильных форм поведения. И, наоборот, при отсутствии правильного воспитания и контроля ребята, будучи несамостоятельными и внушаемыми, легко могут попасть под отрицательное влияние со стороны.

      При условии верно подобранных форм лечебной педагогики происходит коррекция поведения, нивелирование, связанной с отставанием в психическом развитии педагогической и социальной запущенности, а также стимуляция интеллектуальной, эмоциональной и социальной активности, направленной на появление возможности и желания учиться, приобретать профессиональные навыки. Очень важно начать как можно раньше коррекционную деятельность и обучение умственно отсталого ребенка, для его дальнейшего выхода в самостоятельную жизнь.

      Трудовое обучение – неотъемлемая часть коррекционно-педагогического процесса. Дети и подростки с легкой умственной отсталостью имеют возможности к интеграции в общественную и социальную жизнь, овладению профессиональными навыками (преимущественно прикладного характера) для работы в различных сферах. Приоритетной задачей системы среднего профессионального образования является создание доступной среды и условии для профессиональной деятельности.

      Возможно и успешное трудоустройство, ведь успешность профессиональной деятельности определяется не только уровнем развития интеллекта, но и особенностями мотивации, эмоциональных реакций, возможностями волевого контроля поведения, личностными проявлениями и т.д. Трудовые навыки у данной категории детей формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда, они успешно адаптируются к условиям обычного производства, в особенности при выполнении однообразных (ставших привычными) трудовых операций, не требующих быстрого и частого переключения внимания, самостоятельного планирования (примеры видов труда: ручные, швейные, сапожные, слесарные, столярные, озеленительные, плотничные, подсобные и т.д.).

      Семья ребенка с отставанием в интеллектуальном развитии должна сознательно участвовать в его лечении и реабилитации. Невозможно достичь значительного успеха в лечебном и коррекционном процессах, помочь ребенку найти, раскрыть и реализовать свои потенциальные способности, достичь максимума возможного развития без верного и понимающего отношения семьи.

      При более тяжелой степени умственной отсталости – пациенты обычно мало работоспособны, не могут длительно чем-либо заниматься, с трудом сосредотачиваются. Часто поступки мало мотивированны и определяются сиюминутными влечениями и желаниями. Пациенты нуждаются в постоянном контроле и уходе со стороны родителей, так как пациенты не способны в дальнейшем к самостоятельной жизни. Как правило, имеются все показания для оформления пособия по инвалидности.

      Диагноз умственная отсталость

      Диагноз "умственная отсталость" устанавливает врач-психиатр. Диагностика возможна после комплексного медицинского и психолого-педагогического обследования. Незаменимыми помощниками психиатра являются такие специалисты: психолог, логопед, дефектолог, невролог, генетик. По результатам обследования ребенку может быть предложено прохождение центральной медико-психолого-педагогической комиссии (ЦМППК) (при согласии родителей) с целью получения медицинского заключения для определения специальных условий обучения и воспитания.

      Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ располагает всеми необходимыми условиями для диагностики и оказания помощи детям с умственной отсталостью.

      Индивидуальный подход, учитывающий психические и физические возможности каждого ребенка, а также создание благоприятной эмоциональной атмосферы являются залогом больших возможностей для дальнейшего лечения и реабилитации.

      Читайте также: