Управляемое воображение

Обновлено: 18.04.2024

Само словосочетание «управляемое воображение» рождает ассоциации, связанные с чем-то таинственным и новым. Как мы можем управлять своим воображением? Как улучшить и развить навыки творческого воображения? Воображение – это особый вид умственной деятельности и связан с особой функцией мозга.

Воображение не входит ни в одну из психических функций (память, восприятие, внимание). Оно объединяет их и становится переходной формой между всеми структурами целостного интеллекта. Каково же на самом деле определение воображения? Как использовать технику «управляемого воображения» для его развития? И какую пользу мы можем получить от этого?

Генерирование реальности в изображениях - это только физические возможности человеческого мозга. Его характеристики в том, что он связывает и объединяет органические, семантические и ментальные компоненты мышления. До сих пор неизвестно, где находятся нейронные структуры мозга, ответственные за его появление. Поэтому, в общем, слово «воображение» оправдывает его загадку и его феноменальность, это сущность творчества. С его помощью создаются художественные и культурные шедевры: литература, живопись, скульптура. Все эти результаты достигаются человечеством благодаря этому явлению.

Отражение реальности в сознании с помощью воображения важно как для интеллекта, так и для психики: человек с помощью воображения планирует свои дальнейшие действия и может мысленно представить свое поведение, задуматься о результате предварительные его действия; благодаря воображению человек может перемещаться во времени - в прошлом или в будущем, произвольно вспоминая долгосрочные события из памяти, переживая эти чувства, извлекая из них материал для творчества; в воображении задачи решаются тогда, когда фактическое прямое действие на практике недоступно или не совсем ясно с его помощью, недостающие детали информации могут быть уточнены [6, С.49-53].

Следовательно, воображение является своего рода конструктором, если можно так назвать, благодаря которому у человека появляется возможность создавать и распространять другие реальности [5].

Человеческое мышление рассматривается как «поток мысленных идей, направляемых языком для достижения определенной цели». Например, увидев сильный дождь, вы можете внутренне сказать: «держа зонтик, можно было бы избежать промокания», и тогда вы возьмете зонтик перед отъездом. В этом процессе мы знаем, что визуальный ввод «капля воды» называется дождем, и можно себе представить, что «держа зонтик» можно было бы не допустить дождя, а можно даже испытать ощущение того, что вы мокрые. Эта постоянная мыслительная способность отличает нас от других людей [6, С.45].

Непрерывное мышление требует способности генерировать мысленное воображение, движимое языком, и извлекать языковые представления из реального или воображаемого сценария.

Метод управляемого воображения был впервые описан R. Dessoille [11] и H. Leuner [13] как часть исследования психосинтеза. Позже, метод был использован в других психотерапевтических методах; например, это был основной инструмент, использованный В. Шутцем в так называемой «Фантазии тела» [9]. По словам В. Шуца, метод управляемого воображения, «изобретенный в психотерапевтическом контексте, имеет гораздо более широкое применение» с точки зрения исследования личности и осведомленности [8].

Целью этого метода является работа человека с содержанием его собственного сознания и, следовательно, поиск в его недрах психотравмирующих факторов или психологических причин, которые влияли на выбор определенного защитного паттерна. При контролируемом воображении субъект свободно допускает появление в сознании определенного изображения или образа.

По словам Шуца, чем менее структурировано инструкция, тем больше вероятность того, что воображение немедленно превратится в место наибольших психологических трудностей. Анализируя воображаемые картины и сопровождающие их чувства, субъект приходит к логической реализации психотравмирующих моментов или к инсайту [9].

Положительные физиологические реакции, инициируемые методами «управляемого воображения», обусловлены следующими физиологическими механизмами:

- изменение типа мышления (от вербального к образно-чувственному) и активация коры правого полушария (Классина С., 2007);

- формирование новых комбинаций временных связей;

- формирование изображений, оказывающих регулирующее влияние на функционирование периферических процессов;

-инициализация сложных нейрохимических процессов, способствующих активации иммунной системы человека (Росси Э., 1986).

В литературе приводятся примеры таких инсайтов [8, 9]: «На семинаре я попытался в воображении проникнуть в свои очень близорукие глаза. У меня возникла картина стены с битым стеклом наверху и розовый сад по другую сторону, в который я хотел проникнуть, и еще там был волк, которого я боялся. Я не мог разрушить стену и не знал, как быть с волком. Потом стена стала прозрачной (прекрасный символ миопии — сначала стена для того чтобы ничего не видеть, потом вы приспосабливаетесь видеть сквозь нее, но стену все-таки сохраняете). Я решил задать себе вопрос, когда была построена эта стена. Когда я сделал это, в моей памяти внезапно высветился эпизод, случившийся, когда мне было двенадцать лет и когда меня ужасно унизительно дразнили за то, что я «строил глазки» девочке. Мгновенно огромное напряжение снялось с моих глаз и с части лица, и мои глаза смогли двигаться в определенных направлениях впервые за тридцать лет. Видимо, их относительная фиксированность была существенным фактором моей близорукости» [8, 9].

Из предыдущего примера видно, что клиент В. Шуца был хорошо подготовлен и эмоционально настроен. И хотя этот пример касается только проблемы со зрением, некоторые важные особенности этого эпизода привлекают внимание. Во-первых, можно отметить, что символические или абстрактные образы, а также реальные образы прошлого могут появляться в воображении. Во-вторых, пример показывает создание высоко эмоционально значимых и чувственно насыщенных образов. Независимо от содержания воображаемого изображения клиент, очевидно, может понять его значение через осознание чувств, которые сопровождают процесс воображения.

Отмеченные особенности, на наш взгляд, требуют соблюдения следующих условий организации и проведения техники «управляемого воображения» [1]:

1. Клиент должен быть заинтересован в участии (мотивирован).

2. Клиент должен знать причину, по которой он хочет это выяснить (целенаправленно).

3. Клиент сам выбирает форму процедуры (в группе или индивидуально).

4. Клиент сам определяет степень своего участия (хочет ли он назвать проблему, чьи источники он пытается установить; будет ли он озвучивать воображаемые образы и хочет ли он обсудить их с консультантом после процедуры).

На основании изложенного мы предлагаем следующий алгоритм проведения индивидуального сеанса «управляемого воображения» [1]:

1. Психотерапевт обнаруживает природу интереса и степень (глубину) вовлеченности клиента в этот процесс.

2. Рекомендует расслабиться, сидя в удобном положении (например, откинувшись на спинку стула). Если клиент чувствует скованность или беспокойство, его следует успокоить и предложить попробовать расслабляющие упражнения или самогипноз.

3. После того, как клиент почувствует себя расслабленным, рекомендуется говорить вслух и с открытыми глазами (эффект полноценного осознания) следующее отношение: «Я хочу знать правду о своей проблеме». В то же время клиент должен четко понимать проблему и хотеть знать правду как можно более честно. Если у клиента возникают сомнения в искренности сказанных им слов, рекомендуется снова расслабиться, а затем повторить установку.

4. Затем клиент закрывает глаза и в своем воображении перемещается в проблемное (например, больное) место. В этот момент ему не рекомендуется пытаться заставить себя что-либо вспомнить. Важно дать полную свободу своему воображению и чувствам. Если клиент мог себе это позволить, то практически сразу или с небольшой задержкой в ​​его уме начинают возникать чувственно насыщенные картины: образы или мысли.

5. Кроме того, рекомендуется произносить то, что предполагалось, и, таким образом, после окончания его смыслового содержания доводить его до уровня сознания.

В процессе вербализации очень важно, чтобы клиент обращал внимание на чувства, сопровождающие процесс воображения, поэтому рекомендуется, чтобы терапевт задавал такие вопросы, как: «Что вы чувствуете в данный момент? Каковы ваши чувства там?

6. Процедура строго не регламентирована во времени, т.е. клиент имеет право прервать или продолжить ее по собственному желанию. Как правило, сеанс направленного воображения длится 5-15 минут. После сеанса клиента просят интерпретировать увиденное [1].

По нашему мнению, с помощью предложенного алгоритма вы можете быстро достичь психологически важных моментов и привести к инсайту.

И мы пришли к вопросу использования техники «управляемого воображения» в различных направлениях психологической помощи.

В свою очередь, привлечение пациента к пониманию (инсайту) может послужить основой для использования этой технологии в качестве инструмента «пилотажно- разведовательного», в случае трудно диагностируемых психосоматических расстройств.

Следует иметь в виду, что первичный инсайт является лишь отправной точкой, началом пути к дальнейшим позитивным изменениям. Продолжительность этого пути самовосстановления варьируется в широких пределах и зависит от активности субъекта, степени мобилизации его личных ресурсов [2].

Описанная техника открывает новые возможности для изучения личности и сознания здорового и больного человека.

Работая с технологией «управляемого воображения» - так называемой визуализацией или ментальным программированием - в психотерапии вы можете решить любую проблему, абстрактно: духовное улучшение, сочетание двух противоположных принципов и т. д. Или прагматично: заработать деньги, осуществить проект, обрести социальную власть, избавиться от болезни [10, С. 27-42].

Хотелось бы обратить внимание на возможность использования «управляемого воображения» в психосоматических случаях. Опять же, психофизиология предлагает нам объяснения как наблюдаемых явлений, так и техники, подходящей для лечения этого типа заболевания. Павлов утверждал, что любая часть тела имеет свое местоположение в корковом представлении. Мы должны знать, что боль устраняется путем рассечения афферентных нейрональных путей. И наоборот, сторонники Павлова, включая Быкова, показали, что любой стимул может стать условным для вызывания наблюдаемого ответа любой точки организма, например в кишечнике [10, С. 27-42].

Если психотерапевт принимает во внимание, что слово заменяет сенсорный сигнал у человека без особой подготовки, ему совершенно ясно, что возможно, исходя из соответствующего зрительного воображения, воздействовать на определенный орган. Эта процедура особенно полезна для облегчения и даже полного устранения боли. Однако это возможно только для людей, которые хорошо обучены управляемому воображению [10, С. 27-42].

Экспериментально подтверждено, что «управляемое воображение» помогает стимулировать формирование следующих физиологических реакций [7]:

- активация защитных сил организма (Миранда ван Тилбург., 2009);

-сниженный уровень тревожности (Комисарук Б., 2009);

- остановить психовегетативные проявления стресса;

-сниженные реакции на боль (Бахам Г., 2010);

- активация синтеза эндогенных опиоидов (Eipper F., 2009).

«Управляемое воображение» может быть использовано в качестве вспомогательной методики для повышения эффективности комплексных терапевтических программ при лечении различных соматических заболеваний (посредством активации иммунной системы) и психосоматических заболеваний [7].

Таким образом, управление воображением подтверждает его эффективность в мобилизации человеческих способностей, повышении уверенности в себе, усилении эмоций и даже укреплении иммунной системы. Но это совершенно бесполезно для творческого решения проблем. Управляемому воображению не хватает одной ключевой особенности – внезапности, неожиданности. Вы не будете ждать этого, не подготовив место для сюрприза.

Так же, на наш взгляд, существуют сложности и противопоказания использования данной техники.

Эффективность использования методики «управляемого воображения» для прикладных задач самоконтроля здоровья во многом зависит от индивидуальных релаксационных навыков, концентрации внимания, визуализации, волевого контроля дыхания, самообразования «образно-чувственных представлений исцеляющей направленности».

Конечно, люди, которые не проходили регулярную психофизиологическую подготовку с использованием психотехники с «управляемым воображением», могут столкнуться с трудностями при разработке их для введения психотерапевтического компонента в реализацию различных комплексных терапевтических мер, в основном из-за отсутствия навыков формирования образно- чувственных представлений.

Анализируя данную сложность использования технологии, следует расширить возможность ускоренного освоения навыков использования «управляемого воображения» для активации защитных сил организма с целью повышения эффективности инструментально-психотерапевтического сопровождения комплексных терапевтических программ, используемых для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Практически любой поведенческий или когнитивный процесс, для усиления которого требуется моделирование поступающей сенсорной информации, так или иначе оперирует визуальными образами.

Тем не менее, существует относительно небольшая группа людей, у которых мысль о том, что люди могут самостоятельно вызывать в уме визуальные образы, может вызвать крайнее удивление. У этих людей способность формировать воображаемые визуальные образы нарушена: это состояние называется афантезией. С другой стороны, чрезмерный приток зрительных образов занимает важное место в психопатологической структуре тревожных расстройств, депрессии, шизофрении и болезни Паркинсона.

Кроме того, активное воображение является очень важным компонентом технологии «управления воображением».

Таким образом, влияние контроля над воображением на сознание неоднозначно: в разных ситуациях оно может быть полезным, в других оно может быть неблагоприятным, а в некоторых оно может быть совершенно ненужным. Изучая это противоречивое явление, мы даем себе возможность сделать удивительные новые открытия о природе нашей психики.

Список литературы:

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники/ Р. Ассаджиоли-М.: Психотерапия, 2008. - 380 с.

2. Дюбуа П. Воображение как причина болезни / Пер. с нем. Б/г, Б/и. 45 с.

3. Дюбуа П. Психоневрозы и их лечение / Пер. с фр. СПб., 1912. 397 с.

4. Лебедев М.А. Проблемы восприятия реальности как общий фактор психотерапии // Психотерапия, 2005, № 2. С. 2–5.

5. Розин В.М. Философия образования: Этюды-исследования/ Розин В.М.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2007.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 г.-736 с.

8. Шутц В. Глубокая простота. Основы социальной философии / Пер. с англ. СПб.: РИФ «Роза мира», 1993. С. 83.

9. Шутц У. Радость. Расширение человеческого сознания / Пер. с англ. М .: Изд - во Эксмо , 2003. С . 97–128.

10. The Bulletin of La Societe de Recherches Psychotherapiques de la Langue Francaise, vol.Ill, No.2, May 1965, pp. 27—42.

11. Dessoille R. The Directed Daydream // Psychosynthesis Research Foundation. N.Y. 1965. Frank J.D. Therapentic components shared by au psychotherapies / In: Harvey J.H., Parks M.M. (Eds.), Psychotherapy research and behavior change. Washington, DC: APA, 1982.

12. Goldfried M.R. Toward the delineation of therapentic change principles / American Psychologist, 1980, Vol. 35. P. 991–999.

13. Leuner H. Initiated Symbol Projection // Psychosynthesis Research Foundation. N.Y. 1965.

Метод управляемого воображения

Этот метод рекомендует использовать образное мышление, ощущения, ассоциативное видение, представлять воображаемые ситуации. Способность свободно оперировать своим воображением является мощным орудием самогипноза.

Усядьтесь поудобнее, положите руки на подлокотники, ступни на полу или на небольшой подставке, не перекидывайте ногу на ногу. Если вы носите очки, снимите их и распустите стягивающие тело детали одежды. Устройтесь поудобнее и по возможности расслабьтесь. Закройте глаза.

Сценарий сеанса

Чтобы еще больше успокоиться и расслабиться, я стану делать глубокие вдохи и выдохи, возможно, три-четыре полных, глубоких вдоха и выдоха. При этом я буду пристально следить за различными ощущениями, которые я почувствую во время выдоха.

Каждый вдох доставляет свежий воздух, а каждый выдох удаляет использованный. Словно работают кузнечные мехи. и внутрь. идет поток здорового воздуха. Пусть с каждым вдохом мне будет все спокойнее, так как я этого хочу. И я чувствую, как с каждым выдохом я все больше успокаиваюсь.

С каждым выдохом я избавляюсь от стресса. избавляюсь от тревог. избавляюсь от неприятностей. Так и вижу кипящий чайник, вижу, как из него струей идет пар и сбавляет давление в чайнике. Попробую выдыхать с присвистом. как кипящий чайник. сбавляя. ненужное. излишнее давление и напряжение.

Чувствую, как расслабляются мышцы во всем теле. Сначала чувство расслабленности охватывает мышцы головы. лица. Теперь плечи. Спускается вдоль рук. переходит на грудь. Вот уже охватило всю спину до пояса. С каждым выдохом я выдыхаю все больше напряжения. выдыхаю свои тревоги. до самого конца.

Я поддерживаю естественное дыхание, спокойное и глубокое. размеренное. Одновременно я мысленно рисую лестницу, любую, какая мне нравится. Возможно, это винтовая лестница. а может быть, та, что я видел(-а) в доме у друзей. Или, скажем, лестница из какого-нибудь фильма или телевизионной программы. Вид и форма не имеют значения.

Сейчас я мысленно воображу ее. Я ясно вижу перила, ковровую дорожку и прочие детали. Это может оказаться лестница из моего детства или вообще только сейчас придуманная мною.

У каждой лестницы есть ступени. Пусть их будет хотя бы десять. Я вижу себя у первой верхней ступеньки. Вот я стою и даже ощущаю окружающие меня запахи и звуки. Снаружи до меня долетают голоса птиц и другие звуки, люди живут своей обычной жизнью. в то самое время, когда я выделил (-а) этот отрезок времени для себя. это так естественно.

И если я слышу звук проносящегося мимо автомобиля или летящего над головой самолета. я знаю, что могу вообразить, как я упаковываю в чемодан все мое напряжение. весь мой стресс. И когда мимо проносится машина или летит самолет. я представляю, как я закидываю свой багаж в автомобиль, грузовик, поезд или самолет. И когда я слышу звук удаляющегося транспорта. я знаю, что он увез с собой мое напряжение и мой стресс.

Поэтому через мгновение, еще не сейчас, а через мгновение я начну спускаться по воображаемой лестнице. Я буду считать каждую ступеньку. Я, пожалуй, уже знаю. а, может, даже предчувствую. что по мере счета я буду все больше расслабляться. с каждым шагом мне будет все лучше.

На каждое число я считаю одну ступеньку. Чем больше ступенек, тем ниже я спущусь. Их может оказаться даже больше, чем я думал (-а). Чем ниже я спущусь, тем полнее расслаблюсь и тем приятнее мне будет.

Чувствую ли я, что мои ноги утопают в пышном ворсе ковра, опираюсь ли рукой о перила. чтобы спуск был безопасным. я все время помню о том, что я все больше расслабляюсь. с каждым шагом мне будет все лучше.

Надо подготовиться к началу счета. Вот сейчас я очень ясно вижу перед собой и ощущаю лестницу, чувствую под ногами ступеньку. я готовлюсь.

Сейчас я готов(-а) начать. с каждой ступенькой я все больше расслабляюсь, мне все лучше.

  • 10.. . первая ступенька вниз по лестнице. Я приятно удивлен(-а) обнаружив, что мое напряжение стало еще слабее. В начале любого пути. и часто это самое важное. следует расслабиться.
  • 9.. . вторая ступенька, я иду словно на прогулке в чудесный, ясный день. Чем дальше я иду, тем больше позади ступенек, тем полнее чувство комфортного покоя, тем дальше я от тревог и забот.
  • 8.. . в этом состоянии напряжение ослабевает, а вместо него может появиться ощущение тепла или прохлады. Мне могут помочь самые различные образы: реки. поля. горы. Можно сравнить мою лестницу с одним из этих образов.
  • 454
  • 7.. . я могу увидеть различные цвета. Это может быть цвет лестницы или окраска стен. цвет неба или картины на стене. Цвета могут быть разные, от оттенков серого до темно-синего. не имеет значения, какой оттенок у синего, просто я знаю, что определенные цвета вызывают различные образы. различные ощущения. Серый вызывает ощущение прохладного ветерка, овевающего тело. Ярко- голубой ассоциируется с теплом падающих на меня солнечных лучей.
  • 6.. . я уже прошел (-а) половину спуска. Мне видятся другие цвета. Могу увидеть оттенки зеленого, как трава на лужайке. Могу представить разнообразие оттенков красного, розового и желтого цветов. Золотистые, коричневые тона и даже черная или белая краска могут смешаться вместе. в одно цветовое пятно или могут смотреться порознь. Смешаются ли краски в цветовой калейдоскоп или останутся каждая сама по себе, мне кажется, что эти цветовые образы помогают мне так расслабиться и так от всего отрешиться, как я хочу. Разноцветные радуги. лодочные паруса. картины. и даже воздушные шары. Все больше и больше расслабляюсь.
  • 5.. . чем дальше я спускаюсь, тем полнее расслабление, мне так хорошо, я ничего не опасаюсь и знаю, что, когда мне захочется еще раз пережить это ощущение, я снова смогу вернуть его. Я знаю, что могу путешествовать куда пожелаю. в будущее. или в прошлое. в цвете или без. Новое ощущение появилось в пальцах рук. Это похоже на влажную прохладу. а, может, и легкое покалывание или онемение. Может появиться ощущение онемения вокруг рта, словно лица коснулась прохладная речная вода. Это так естественно.
  • 4.. . все больше и больше расслабляюсь.
  • 3.. . спустился(-лась) еще ниже. Ощущаю тепло в теле, а, может, даже прохладу. Эти ощущения пронизывают меня, словно я «часть изображенного на картине или часть пейзажа. Я так живо все вижу. Все это существует только для меня.
  • 2.. . вот я почти у цели.
  • 1.. . я расслабился (-лась) еще больше. Полной грудью делаю глубокий вдох и чувствую себя как никогда спокойным (-ой) и расслабленным (-ой). словно я добрался(-ась) до тихой пристани. Возможно, мне мысленно представится еще более укромное местечко.

Перед глазами могут появиться разные фигуры. круги. треугольники или квадраты. Я даже могу их раскрасить. Раскрашиваю круг или треугольник. Является ли этот круг древнейшим изображением меня самого(-ой) или поддерживающей меня опорой, действительно ли я вижу мысленным взором, как изменяются цвета и чуть- чуть формы фигур, все равно все это существует. оно здесь. под рукой. и лечит меня. уже только тем, что существует рядом со мной.

Я воспользуюсь своим мысленным взором, чтобы увидеть те перемены, которые внушаю себе. Когда я буду к этому готов(-а), я сделаю пару глубоких вдохов. и выдохов. и почувствую в теле легкость или тяжесть. Я могу заметить, как легко стало рукам. вот моя левая. а, может, правая рука становится все легче, кажется, она сейчас поплывет. как листок. в безопасности. отдавшись на волю природы. вот еще немного. спокойно. уверенно. Живой, расправившийся листок. в потоке.

Может показаться, что к руке привязаны воздушные шарики. наполненные гелием цветные шарики из далекого детства. Они делают мою руку почти невесомой. Кажется, она сама сейчас поднимется вверх. как воздушный шарик.

Посмотрим, могу ли я живо представить шарики. Попробую их мысленно нарисовать. Ясно вижу, какие они яркие и как потихоньку подергивают мою руку за привязанные к ней ниточки. Рука даже может слегка приподняться над коленями или подлокотником. Неважно, насколько она приподнялась. Я только понимаю, что меня охватывает блаженное чувство полного покоя и расслабления.

Буквально через пару минут. я знаю, что смогу произвести в себе изменения. положительные изменения, к которым я стремлюсь. Я почувствую, как таившаяся во мне энергия. начнет подниматься вверх и опускаться вниз, расходясь по всему телу.

[.Вставьте свои целевые установки]

Через пару минут, возможно, раньше, чем я ожидаю, я испытаю чувство удовлетворения от осознания того, что я подарил (-а) себе чудесный опыт. Я знаю, что в любое время могу снова пережить это состояние покоя и самоконтроля. Достаточно сделать несколько глубоких, спокойных вдохов. и выдохов. и прибегнуть к воображению. полностью включить его в работу. или сперва частично. и вот я уже вижу перед собой лестницу, делаю несколько глубоких. спокойных вдохов. и выдохов и возвращаюсь в прежнее состояние расслабления.

С каждым сеансом мне все легче входить в это состояние. С каждым разом я все полнее расслабляюсь, все лучше ощущаю себя и все надежнее управляю собой. Мне будет все легче входить в это состояние, потому что мне нравится чувство покоя и самоконтроля.

Если мне захочется погрузиться в сон или дремоту. если появится такое желание, я посчитаю от нуля до двадцати или тридцати. Но я могу вернуться в бодрствующее состояние, просто посчитав от нуля до пяти. По мере того, как я называю каждую цифру, я все больше пробуждаюсь, все острее воспринимаю окружающее. 0. 1.

2. 3. очень ровно и постепенно пробуждаюсь. 4. 5. глаза открылись, просыпаюсь бодрым (-ой) и свежим (-ей).

6. УПРАВЛЯЕМОЕ ВООБРАЖЕНИЕ И ПОЗИТИВНОЕ ВИДЕНИЕ

Попробуйте провести небольшой эксперимент. Закройте глаза и скажите, сколько всего окон в вашем доме или квартире.

Главное здесь не само число, а то, как вы к нему пришли. Естественно, с помощью воображения вы представили в уме каждое из окон.

Все мы в той или иной форме пользуемся воображением для решения наших насущных проблем. Как сказал Аристотель, «душа не может думать, не рисуя».

Воображение – это больше, чем просто вйдеьие в уме. С помощью воображения мы создаем или воссоздаем определенный эмоциональный настрой. Можно пользоваться воображением в сочетании с обонянием, осязанием, слухом и даже вкусом.

Вам, верно, случалось вспомнить на голодный желудок свое любимое блюдо, да так живо, что прямо «слюнки текут». В данном случае мы имеем физическую реакцию на мысленный образ. В этом и заключается сила воображения.

Зрение, слух, осязание – что у вас острее?

Все мы по-разному воспринимаем и ощущаем окружающий мир. Хотя у нас у всех на вооружении все те же пять чувств, их значение для каждого различно. Это различие вырабатывается с детства на подсознательном уровне.

Одни лучше реагируют на визуальные стимулы и меньше – на аудиоинформацию. У них может быть слабее развито кинестетическое восприятие (осязание).

Конечно, не существует людей, которые обходятся только одним из сенсорных способов познания. Полнота информации об окружающем мире обеспечивается всеми пятью чувствами, и все же у каждого из нас одно из чувств развито сильнее.

Занимающиеся поведенческими моделями ученые считают, что у большинства людей наиболее активно зрительное восприятие. Возможно, вы думаете, что в одинаковой мере владеете всеми пятью чувствами. Это было бы необычным явлением, но, скорее всего, вы просто не чувствуете разницы, поскольку она почти незаметна.

Наблюдаемые различия сказываются и на характере воображения. Визуально ориентированный человек сразу рисует в уме «картинку». Люди с обостренным слухом сразу включают свою «аудиоаппаратуру» и в первую очередь слышат в уме звуки и голоса. Обостренное осязание в первую очередь подсказывает сознанию, каков образ «на ощупь».

Наиболее полный образ формируется в нашем воображении, когда работают все органы чувств. Это явление используется нейро-лингвистическим программированием (НЛП), и ему посвящено множество книг и исследований. Опираясь на работы Милтона Эриксона, Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сформулировали модель восприятия и переработки информации человеческим сознанием и назвали эту модель НЛП. Эти процессы важны для самопознания и межличностного общения и будут полнее исследованы в главе 10.

Как развить образное мышление

Предлагаем ряд развивающих образное мышление упражнений, разработанных доктором Майклом Самюэль-сом и Нанси Самюэльс (1975):

1. Внимательно посмотрите на одну из геометрических фигур на рисунке – квадрат, круг, треугольник. Закройте глаза и попытайтесь нарисовать ее в уме.

2. Внимательно рассмотрите в течение нескольких мгновений какой-либо трехмерный предмет – апельсин, стакан воды, настольную лампу. Закройте глаза и представьте предмет.

3. Представьте школьный класс, где вы учились в детстве.

4. Представьте свой дом или квартиру. Мысленно пройдитесь по комнатам.

5. Представьте кого-нибудь из знакомых.

6. Представьте свое отражение в зеркале.

Делайте эти упражнения ежедневно в течение месяца. Занятия займут у вас чуть больше времени, чем вам потребовалось, чтобы прочитать о них. Но как вы удивитесь, когда заметите, насколько богаче и живее стало ваше воображение.


Важность образного мышления для занятий самогипнозом

Невозможно переоценить значение тех зрительных образов и картин, которыми вы будете сопровождать свои внушения. Во время занятий самогипнозом живая, созданная вашим воображением картина стоит десятка страниц словесных внушений.

Сила образного воздействия повышается во сто крат именно потому, что автор этих образов – вы сами. Вы оживили их в своем воображении с помощью воспоминаний, жизненных переживаний и мыслей. Вы стремитесь к переменам, говоря с собой на языке вашего подсознания.

Индивидуализируйте ваше образное мышление

Внушение может быть облечено в бесконечное количество образов. Если сотню человек попросить представить прогулку в лесу, а затем подробно описать ее, вы не получите двух одинаковых рассказов, потому что каждый будет исходить из своего собственного опыта.

Опирайтесь и вы на свой личный опыт, когда познакомитесь с каким-либо внушением из этой книги. Дайте волю своей фантазии, не сковывайте ее рамками наших рекомендаций, используйте собственные слова и образы для формулировки внушений.

Допустим, вы внушаете себе, что ваша рука похолодела и потеряла чувствительность. Поищите в памяти: может, вам приходилось выйти без варежек на мороз или, перебираясь через горный ручей, опустить в него руку.

Возможно, вы внушаете себе, что у вас в руках и ногах такая легкость, что вы вот-вот взлетите. Память может подсказать, как поднимаются вверх пузырьки воздуха, когда вы опускаетесь на дно бассейна; или как летят по воздуху семена одуванчика; или то чувство полета, какое вы испытали на быстро несущейся моторной лодке.

Образность и болезнь

Среди многочисленных опытов по использованию образного мышления для лечения болезней, наиболее известны клинические работы онколога Карла Симонтона и его жены, психолога Стефани Мэтьюз-Симонтон (1982). Они первыми использовали образное мышление в качестве дополнительного метода лечения раковых больных.

Сначала пациент овладевал техникой постепенного расслабления, ему предлагалось мысленно представить каждую группу мышц и освободить ее от напряжения (см. главу 4). Затем в состоянии предельного расслабления пациент должен был представить свои белые кровяные тельца и иммунную систему в виде бесстрашных воинов, а раковые клетки – в виде трусливых или беспомощных животных, которых воинам ничего не стоит победить.

Есть весомые основания полагать, что в повышении сопротивляемости организма и мобилизации его сил на борьбу с вирусами, бактериями и опухолями решающую роль играет подсознательное отношение к вызванной ими болезни. С помощью образного мышления человек может подсознательно настроить себя на выздоровление.

Коллеги Симонтонов психологи Джин Ахтерберг и Франк Полис продолжили работу своих предшественников в области сочетания образного мышления с обычной терапией раковых больных. У одного из пациентов был рак поджелудочной железы. Можно было условно говорить лишь о пяти процентах возможности выздоровления. Мобилизовав свое воображение, пациент представил раковые клетки в виде броненосцев (ночных норных млекопитающих, покрытых роговыми пластинами), а белые кровяные тельца стали отважными рыцарями в белых доспехах. Они мчались по кровеносным сосудам, поражая своими копьями броненосцев. Каждый рыцарь должен был уничтожить определенное количество врагов.

На каком-то этапе лечения пациент вдруг заметил, что значительное число белых рыцарей куда-то исчезли. Анализ крови показал уменьшение количества белых кровяных телец. Узнав об этом, пациент решительно взялся пополнять свое войско и вскоре формула крови пришла в норму.

Спустя некоторое время больной сообщил, что его белые рыцари с трудом выполняют свою дневную норму: врагов не хватает и приходится заглядывать под каждый куст, чтобы вспугнуть их. Ультразвуковое обследование показало, что от опухоли не осталось и следа. Чтобы принять известие о такой сложной болезни, как рак, пациент нуждается в психологической помощи. Гипноз и самогипноз могут оказать значительную дополнительную помощь в лечении и психологической адаптации, но никогда не должны использоваться как единственное средство лечения рака и сопутствующих заболеваний.

Любое нарушение равновесия в организме делает нас более восприимчивыми к болезням. Доктор Вальтер Кэннон (1929) назвал это равновесие гомеостазом. Вызванный самыми различными причинами гомеостатический дисбаланс может разладить работу телесной лаборатории и нарушить химический обмен веществ в организме.

Одной из причин подобного разлада является стресс. Опыты, проведенные доктором Гансом Селье (1978), ведущим исследователем в области стресса, показали, что под воздействием сильного стресса железы внутренней секреции крыс выбрасывают в кровь большое количество мощного гормона – кортикостерона. Этот гормон появляется обычно при воспалительных процессах в организме. Но его длительное присутствие в крови, да еще в больших количествах, может ослабить иммунную систему.

Стресс также вызывает сокращение числа Т-лимфоцитов (белых кровяных телец), которые производят антитела и запускают противоопухолевую защитную систему. Ослабление этих иммунных факторов ведет к росту количества бактерий и вирусов в организме и появлению болезней.

Ученые все больше убеждаются в том, что с помощью сложных нейрохимических процессов разум воздействует на иммунную систему. В своей книге «Психобиология излечения в системе разум– тело» (1986) Эрнест Росси рассматривает ряд теорий, относящихся к данному явлению. Эта захватывающая область исследований называется психонейроиммунология, и о ней мы расскажем подробнее в главе 27.

По мнению многих клиницистов, чем яснее вы видите мысленным взором ваш организм и его пораженные участки, тем успешнее ваше подсознание координирует внутренние защитные силы. Подсознание взмахивает своей дирижерской палочкой, и входящие в вашу иммунную систему оркестранты начинают играть слаженно и с вдохновением.

Двоякое использование образного видения

Для достижения необходимой цели образность можно использовать двояко. Можно представить определенную последовательность действий, ведущих к желаемому успеху (образность действия). А можно представить конечный результат, осуществившуюся заветную цель (образность результата).

Припомним пациента, страдавшего раком поджелудочной железы. В его случае больше подходит образность действия, когда иммунная система разыскивает и уничтожает раковые клетки. Этот же способ также годится при головной боли сосудистого характера. Можно представить, как нагреваются ваши руки и ноги и увеличивается приток к ним крови, которая оттекает от головы.

Пусть работают все органы чувств, когда вы формулируете ваши внушения и воплощаете их в мысленные образы. Можно вообразить, что вы сидите у огня, а на руках у вас теплые рукавички. Вы слышите потрескивание горящих поленьев, чувствуете запах разогретой сосновой смолы, тепло, идущее от раскаленных углей, вы «видите» их багровое свечение.

Исследователь в области стресса Эдмунд Якобсон (1967) экспериментально доказал, что воображаемое действие вызывает незначительные, но вполне измеримые сокращения выполняющих это действие мышц. Мысленно проигрывая какую-либо ситуацию, вы вырабатываете модель успеха и закладываете ее в памяти. Тем самым вы информируете подсознание о том, что вы от него ждете для достижения своей цели.

Например, вы хотите похудеть. Вы можете представить себя стройной. Вот вы меряете приглянувшееся вам платье как раз того размера, к которому вы стремитесь. Мысленно представьте свою стройную фигурку отраженной в зеркале или витрине магазина. Здесь вы используете образность результата.

Во время этого же сеанса можно прибегнуть и к образности действия. Вообразите себя за обеденным столом, порция на вашей тарелке меньше обычной, вы встаете из-за стола с ощущением сытости, хотя на тарелке у вас еще что-то осталось. А в перерывах между обычными приемами пищи, заглянув в холодильник, вы спокойно закрываете его, не тронув содержимого. Как мы уже сказали, образность действия используется при формулировке постгипнотических внушений, корректирующих поведение вне транса, для постановки промежуточных целей на пути к основной. Занятия самогипнозом будут более успешными, если сочетать оба способа образного видения.

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ И МОТИВАЦИЯ

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ И МОТИВАЦИЯ Позвольте мне начать с двух фактов, в которых я абсолютно уверен. Первый: позитивное отношение – это еще не все. Второй: мотивация не действует."Что? Как ты можешь так говорить? Ты лжешь! Ты плохой! Ведь я постоянно покупаю книги по этому

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ И МОТИВАЦИЯ

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ И МОТИВАЦИЯ Позвольте мне начать с двух фактов, в которых я абсолютно уверен. Первый: позитивное отношение - это еще не все. Второй: мотивация не действует."Что? Как ты можешь так говорить? Ты лжешь! Ты плохой! Ведь я постоянно покупаю книги по этому

Уровень 2. Позитивное мышление

Уровень 2. Позитивное мышление В отличие от несколько мистического формирования позитивного настроя прохождение следующего уровня изменений потребует исключительно логической работы сознания. Начнем с момента постановки цели. Мы уже разобрали, как сделать ее четкой и

6.8. Позитивное семантическое поле

6.8. Позитивное семантическое поле Рассматривая семантическое поле с точки зрения использования его природой, можно увидеть, что оно в наивысшей степени обуславливает рост субъекта. Мы помещены в благодатную природу, где сеть посланий является стимулом, постепенно

Позитивное подкрепление

Позитивное подкрепление В методиках позитивного подкрепления используются принципы оперантного обусловливания для установления связей между поведением и его последствиями. Подкрепление систематически используется терапевтами для изменения проблематичного

Позитивное самоутверждение

Позитивное самоутверждение Чтобы конструктивно выразить свое недовольство, используйте приемы позитивного самоутверждения:• излагайте мысли от первого лица;• дайте собеседнику понять, что настроены на решение проблемы, а не на конфликт, например: «Я всегда ценил

Позитивное развитие

Позитивное развитие Схема Эриксона отличается от схемы Фрейда и от схем других ученых — теоретиков личности. Эриксон сосредоточил внимание на позитивных характеристиках, развиваемых на каждой стадии. Он рассматривает базовые силы, качества и добродетели не только как

Глава 3. Позитивное мышление

Глава 3. Позитивное мышление Тренинг ассертивности может принести огромную пользу как средство саморазвития. Люди с хорошо развитыми навыками самоутверждения всегда обладают также прекрасным самосознанием, большой уверенностью в себе и чувством собственного

4. Благодарность и позитивное мышление

4. Благодарность и позитивное мышление Совершенно очевидно: то, как мы думаем о самих себе, о своем мире и о других людях, больше влияет на наше ощущение счастья, чем объективные обстоятельства. «Разум – место само по себе. И из рая может сделать ад, а из ада – рай», – писал

Позитивное питание

Позитивное питание Не нужно быть позитивным психологом, чтобы понимать, что на хорошее самочувствие влияет то, что мы едим и пьем, а не только тренировки. Утверждение «Мы – то, что мы едим» абсолютно верно. Так почему же нам так тяжело контролировать то, что поглощает наш

Управляемое мышление

Управляемое мышление Мозг – это орган, с помощью которого человек воображает, что он думает… Чтобы не попадать в подобные ситуации, вы должны кардинально изменить ваше отношение к мыслям. Правило мышления звучит так: Если вы не смогли бы вслух высказать ваши мысли, то и

Упражнение «Позитивное гадание»

Упражнение «Позитивное гадание» Для данного упражнения нужно более одного человека. И сразу начинаем «гадать», то есть говорим хорошее пожелание или предсказание человеку, опираясь на любое его качество или какую-либо его физическую особенность. Например: «Ты

День 24 Позитивное мышление

День 24 Позитивное мышление Сегодняшнее упражнение позволит вам оценить реальную ситуацию, сложившуюся в вашем сознании, поможет обнаружить позитивные и негативные мысли, а главное — выявить их количество и процентное соотношение. Результаты вас могут поразить. Но зато

Позитивное мышление

Позитивное мышление Вера – это постоянные усилия, направленные на то, чтобы поместить в Единое сознание те мысли, к реализации которых вы стремитесь. Верить – значит думать о конкретных вещах и не думать о том, что им противоречит. Когда вы верите, вы не принимаете

Техника «управляемого воображения» в рамках психосинтеза

Цель использования образов или визуализации - проникнуть в бессознательные или отщепленные части личности. Использование этой творческой функции может обеспечить то, что Карл Густав Юнг назвал «динамическим равновесием», и объединить бессознательное и сознание в более целостное, сбалансированное состояние. Р. Ассаджиоли писал: «Исследование воображения состоит в том, чтобы придать психологическому содержанию, с которым мы работаем, конкретную форму, доступную нашему внутреннему взору». Важность работы с техниками визуализации он раскрывает следующим образом: «Огромная важность и ценность визуализации заключается в том, что она создает необходимые предварительные условия для применения других важных техник. Например, чтобы иметь ясное визуальное представление об «идеальной модели» в психосинтезе, нужно прежде овладеть способностью к визуализации». «Для того чтобы по-настоящему проникнуть в свою собственную сущность, недостаточно составить перечень элементов, формирующих наше сознание. Следует также предпринятьтщательное исследование обширных бессознательных областей».

В рамках психосинтеза используются медитативные техники, чтобы позволить клиентам сосредоточиться на повышении осознания и понимания телесных ощущений, воспринимаемых ощущений всех модальностей, дыхания, чувств и мыслей или для пробуждения и задействования образов из бессознательного. Образы называются «языком души», и их можно использовать для облегчения исцеления, для релаксации, для понимания, а также для психологической подготовки. Упражнения с управляемыми образами также можно использовать для интеграции субличностей, развития самоприятия, развития положительных характерологических качеств, постановки целей или доступа к внутренней мудрости своего высшего Я.

Р. Ассаджиоли адаптировал для техники «Управляемого воображения» (синонимы и аналоги: направленные дневные сновидения, осознанная визуализация, сны наяву, управляемая символьная проекция, онейротерапия и онейродрама, guided imagery, dialogic imagery, lucid dreams) из техник французского психолога-самоучки Робера Дезуаля (Robert Desoille), который, в свою очередь, позаимствовал название своего метода "rêve éveillé" или «сон наяву» или «пробужеднный сон» у Леона Доде (Leon Daudet), а сами техники путешествий «вверх» и «вниз» у оккультиста Эжена Каслана (Eugéne Caslant). Каслан верил, что архетипические фигуры, с которыми люди сталкиваются во время управляемых сновидений наяву, являлись настоящими небесными сущностями. Дезуаль же был склонен интерпретировать их как архетипы коллективного бессознательного в концепции К.Г. Юнга. Сам Юнг использовал технику «активного воображения», которая рекомендовалась только тем людям, которые долгое время занимались анализом и обладали достаточно сильным Эго, чтобы иметь возможность работать самостоятельно. Одной из задач Юнга при разработке метода было найти способ для людей, прекративших формальный анализ, продолжить свою внутреннюю работу.

Отличительной чертой психосинтетического подхода к техникам управляемого воображения является его большое уважение к мудрости творческого бессознательного. Это отражается в возможности спонтанного раскрытия образов субъекта и в относительной ненаправленности руководства воображением. Это следует из постулата о том, что существует духовная сущность, Самость, через которую происходит интеграция личности. (Р. Ассаджоли, 1965). Предполагается, что мудрость "Я" приносит материал клиента в темпе и способом, наиболее подходящим для его индивидуальных потребностей. Функция терапевта заключается в поддержке этого процесса. В психосинтезе, в отличие от классического фрейдистского или юнгианского аналитического подхода, не считается достаточным просто вывести материал бессознательного в осознаваемую область. Хотя в психосинтезе ценится обретение познания и исцеление, доступные через бессознательное, в этом направлении считается необходимым помочь человеку взять на себя ответственность за то, что раскрывает бессознательное, и использовать свою волю для интеграции этого материала в свою жизнь (Р. Ассаджиоли, 1973).

В психосинтезе, как и в других направлениях глубинной психологии, важной целью является интеграция и улучшение связи между сознательным и бессознательным уровнями сознания. Ментальные образы обеспечивают идеальное средство для этого, поскольку субъект, находясь на сознательном уровне (хотя и в измененном состоянии сознания) одновременно соприкасается с материалом из бессознательного, включая сверхсознательное (область высших ценностей и духовного опыта).

Однако, в отличие от классических аналитических подходов или сеансов гипнотерапии, субъект может воздействовать на этот бессознательный материал своим сознательным умом и своей волей. Таким образом, область воображения играет важную роль в интеграции личности, соединяя различные уровни и аспекты психики. Состояние образов обеспечивает идеальную ситуацию для работы с материалом бессознательного. Субъект может глубоко расслабиться, войдя в измененное состояние сознания, при этом оставаясь в контакте с терапевтом, чтобы предотвратить засыпание или бесцельное блуждание (что часто происходит при самостоятельных практиках).

Управляемое воображение также имеет преимущество перед анализом ночных сновидений в психоанализе в том, что оно может быть индуцировано в любой момент, и не зависит от способности клиента или анализанта вспоминать свои сны. Кроме того, в психосинтезе есть возможность исследовать чувства и отношения, связанные с образами и символами в то самое время, когда они действительно становятся доступны сознанию, а также осуществить их трансформацию.

В отношении работы в моменте «здесь и сейчас» или «здесь и как» психосинтез перекликается с подходом гештальт-терапии. Трансформация бессознательных образов также используется в подходе эмоционально-образной терапии Н.Д. Линде, однако в его технике клиенты не входят в измененное состояние сознания, работая с образами «наяву». Между техниками осознания субличностей, разотождествления и синтез (формирование или перстройка личности) вокруг нового центра истинного «Я», можно провести определенные схематические параллели с когнитивно-поведенческой терапией, которая работает на сознательном уровне, выявляя иррациональные мысли, «разотождествляя» клиента с ними и активируя самопонимание и построение новых моделей поведения. (Хотя визуализационные техники также могут использоваться в КПТ и Когнитивной терапии, основанной на Осознанности).

Идеи психосинтеза получили дальнейшее развитие в идеях процессуальной психологии Арнольда Минделла, которая также является трансперсональной.

Ограничения и противопоказания использования техники «управляемого воображения».

Ограничения и противопоказания:

  • Способность клиента входить в измененное состояние сознания (ИСС) – возможная необходимость предварительного обучения.
  • Трудности с вхождением в ИСС у клиентов с сильным сопротивлением, параноидальными аспектами личности, высокой тревожностью, сверхкритичным отношением к себе и другим, страх «расщепления» личности.
  • Требования к достаточно высокому интеллектуальному уровню, развитию воображения, образного мышления, креативности клиента.
  • Способность клиента к инсайту (значительно снижена у людей с личностно-аномальным патопсихологическим синдромом).
  • Опасности усиления диссоциации, регрессии, утраты «Я».
  • Опасность навязчивого самоанализа.
  • Опасность «экзальтации» - вплоть до развития сверхценных и бредовых идей.
  • Трудности при ригидной самоидентификации себя лишь с одной частью своей личности.
  • Особые требования к условиям проведения сессий (тишина, интерьер).
  • Подготовка терапевта – умение купировать возникающие осложнения.

Особая осторожность и особые варианты техник требуется при работе с клиентами (пациентами):

  • Психотические расстройства (синдром деперсонализации, бредовые, галлюцинаторные расстройства)
  • Личностно-аномальный патопсихологический синдром (нарциссическое расстройство, расстройство пограничной личности и т.п.)
  • Обессивно-компульсивное расстройство

Литература:

Accаджиоли Р. Психосинтез Теория и практика. - М.: РЕФЛ-бук, 1994.

Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

Crampton М. Guided imagery: A Psychosynthesis Approach. History and Manual for Practitioners. - Montreal, 2005

Управляемое воображение

Разве должно быть воображение управляемым? Тогда оно потеряет свободу и перестанет выполнять свои функции. А какие у него функции, каково его предназначение? Попробуем разобраться… У алкоголика, наркомана, человека с психическими отклонениями, легко возбудимого воображение может быть очень красочным, но оно не управляемое. После фантастической сказки, возникшей под влиянием, например, наркотиков, обязательно воображение затащит в ад, где оно начнет рисовать ужасающие картины. И наркоман никак не может на него повлиять, если только не вылечится от пагубной зависимости… В молодости воображение вместе с фантазиями получают наибольший расцвет, но если они не конкретизируются, не реализуются в реальности действием, то так и останутся нереализованными и по причине не реализации постепенно угаснут, сделав жизнь более тусклой и не интересной… Без хорошо развитого воображения сложно добиться больших успехов в жизни. Художник, писатель, обладая развитым воображением, стремятся его конкретизировать, чтобы реализовать в реальности. И чем в большей степени они могут управлять своим воображением, тем больших успехов смогут добиться на своем поприще… Воображение может нести как пользу, так и вред обществу. Человек со злыми намерениями своим воображением может принести много бед людям. Человек с добрыми намерениями, наоборот, будет нести добро, любовь, позитив. Как развить в себе воображение и научиться управлять им? Попробуйте в отдохнувшем состоянии лечь на диван и как следует расслабиться, рассредоточить мысли, чтобы наступило успокоение. Далее, выберите на стене на обоях какой-нибудь рисунок или прикрепите совершенно бесформенный рисунок (каляки – маляки) и постарайтесь в него всмотреться до такой степени, чтобы он воспринимался фотографически точно, без прерываний внимания, нейтрально. Каркас реальности нейтральный, это мы придаем ему своим воображением, несущим смысловую информацию, то или иное значение. Каким бы богатым на образы не было наше воображение, мы не должны отрываться от нейтрального, фотографически точного восприятия реальности. Это основа, из которой надо исходить. Эмоции не должны ее искажать. Всматриванием, остановите эмоциональное возбуждение в голове. Когда фотографическая картинка стабилизировалась, начните высматривать в ней различные эмоциональные образы, сохраняя при этом фотографичность восприятия. Для вас начнет открывать сказочный мир, создаваемый воображением. Вы не просто начнете видеть в обыкновенных пятнах всевозможные образы, но сможете создавать на их основе целые истории, стихи, рассказы, повести, фантастические произведения, картины, научные открытия. Воображение развернется во всей своей красоте и непредсказуемости, но при этом оно будет управляемо вашим сознанием (видением). Особенно воображение раскрепощается во время глубокого сна, в сновидениях, в которых проигрываются самые различные сценарии. Вы то безумно кого-то любите, то ненавидите, то попадаете в страшные ситуации, из которых нет выхода, то несетесь куда-то сломя голову, то опускаетесь ниже плинтуса, а потом вновь возрождаетесь и даже начинаете летать. Гениальные открытия тоже часто происходят благодаря воображению именно во время сна в сновидениях. У вас пробуждается подавленная совесть, вы начинаете раскаиваться в совершенных античеловеческих поступках и много другое. Зачем это сознанию надо? Оно проигрывает в сновидениях то, что было подавлено в реальности для того, чтобы вернуть себе утерянное, так как возможный вариант развития событий может иметь место и его надо учитывать. Плохих чувств не бывает, все чувства нужны человеку для объективной оценки реальности. Негативные чувства нельзя уничтожать, их надо осмысливать. Это повышает шансы на выживание и способствует самосовершенствованию, без чего разум существовать не может. Проиграв с помощью воображения возможные варианты развития событий, сознание (видение) собирает их воедино, чтобы восприятие реальности было целостным, а потом, при необходимости, использует весь эмоциональный потенциал, чтобы наиболее правильно реагировать на вызовы, которые возникают в реальности… При развитом управляемым сознанием воображении, нужная информация извлекается не с помощью эмоционального возбуждения и выстраивания на его основе логических цепочек, а с помощью чувствования пространства. Так работает интуиция (видение, всматривание). Она, минуя логику, критический анализ, сразу выходит на суть. Именно всматривание делает воображение управляемым. Нужная информация извлекается из подсознания мгновенно, без потери связи с целым, а при ненадобности снова переходит в нейтральное состояние… Если вы, например, задумали изобрести летательный аппарат совершенно новой конструкции, то вы не будете совершенствовать уже имеющий аппарат, хотя и это не исключается. Перед вами в воображении будет ваша мечта, а нужная информация будет сама извлекаться из накопленных вами знаний под ситуацию. Если знаний будет недостаточно, то они будут приобретаться для реализации того, что вы задумали. Причем, все это будет делаться без напряжения и в удовольствие… Без управляемого воображения невозможно эффективно управлять войсками, государством, создавать научные открытия. Это – нестандартное мышление, которое руководствуется не шаблонами, а исходит из конкретной ситуации, с просматриванием перспективы и последствиями от принимаемых решений. Оно позволяет видеть сразу все и каждую деталь одновременно. Какие бы катаклизмы вокруг не происходили, при владении управляемым воображением ничто не сможет нарушить правильность мировосприятия. Управляемое воображение – это еще и здоровье, как психическое, так и физическое. Человек становится целостной личностью и сам несет ответственность за свое здоровье, а не передоверяет его, за исключением исключительных случаев тем, кто за него пытаются это сделать. Если ваше «Я» не работает в решении проблем со здоровьем, то не будет работать и механизм саморемонта, который природа совершенствовала миллионы лет. От всяких пандемий надо защищаться в первую очередь с помощью укрепления своей иммунной системы. Разрушите ее медикаментозным вмешательством и потом уже ничем не восстановите. Надо чувствовать свой организм, он сам знает, что ему надо. Начнете насиловать его, от ответит вам болезнями. А чувствовать себя позволяет раскрепощенно – управляемое воображение. 17.10.2020 г.

Согласен. Воображение управляемым быть не может.
А почему вы игнорируете абзацы?
С уважением.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: