Обновлено: 04.05.2024

В 1981 г. в США при сборе данных о регистрируемых болезнях было обнаружено большое число редких заболеваний, развитие которых обычно связывали со снижением иммунитета. Это необычное снижение защитных свойств организма назвали «синдромом приобретенного иммунного дефицита».

Причину снижения иммунитета долго не могли определить, но в 1985 г. обнаружили вирус, заражение которым через несколько лет приводит к развитию СПИДа. Так как первые больные СПИДом в США были обнаружены в 1978 г., то несложные подсчеты позволяют предположить, что эпидемия ВИЧ-инфекции там началась в начале начала 70-х годов. Большинство исследователей считает, что ВИЧ в его современном виде появился на планете не более 100 лет назад. А распространиться ему помогла «сексуальная революция», которая охватила страны Запада в конце 60-х, начале 70-х годов.

Каково происхождение ВИЧ?

Вирус иммунодефицита человека достался ему от родственников – обезьян. «Главный» ВИЧ первого типа — от шимпанзе, менее распространенный ВИЧ второго типа — от небольших обезьян, называемых дымчатыми мангобеями.

Ученые считают, что случайное заражение охотника могло произойти при разделке тушки убитой обезьянки. От охотника вирус мог попасть к проститутке, от нее — к ее клиентам, а от них — к другим женщинам….

Так постепенно маленькая эпидемия превратилась в большую пандемию.

Что такое ВИЧ?

ВИЧ – сокращенное: «вирус иммунодефицита человека». Вирусы – мельчайшие живые организмы-паразиты, которые могут размножаться только внутри клеток других организмов (хозяев). Это небезвредно для хозяина и в большинстве случаев при внедрении вирусов развивается определенное заболевание (вирусная инфекция: грипп, корь и т.п.). Вирусы не видны в оптический микроскоп, их можно увидеть только под специальным электронным микроскопом.

Каждый живой организм состоит из множества разных клеток. Каждый вирус приспособлен к жизни только в определенных типах клеток определенных животных или растений. ВИЧ приспособлен к жизни только в клетках человека, на поверхности которых имеется особая белковая молекула, обозначаемая научным шифром CD4 (си-ди-четыре клетки). Присоединившись к CD4-клетке, ВИЧ внедряет в клетку свои гены, в результате чего клетка начинает производить новые вирусы, а сама потом погибает. Клетки, несущие молекулу CD4, участвуют в системе защиты организма человека от других вирусов и микроорганизмов, а так же и опухолей. Вся эта сложная система защиты организма называется иммунитетом. Уменьшение количества CD4 -клеток приводит к снижению иммунитета, его недостаточности или иммунодефициту. Иными словами ВИЧ — это вирус, избирательно вызывающий недостаточность защитной системы организма человека за счет истребления CD4-клеток.

Что такое ВИЧ-инфекция ?

Заболевание, вызываемое ВИЧ, называют ВИЧ-инфекцией. ВИЧ-инфекция начинается с момента заражения (инфицирования) ВИЧ и продолжается много лет, до самой смерти человека. Через несколько недель после инфицирования (заражения, внедрения ВИЧ в организм человека) у зараженного человека повышается температура, увеличиваются лимфатические узлы ( «железки»), может быть неприятное ощущение в горле, боли при глотании, красные пятна на коже тела, понос. Но эти первоначальные признаки болезни (симптомы) быстро исчезают, а часто их вовсе не бывает. Хотя вирус потом сохраняется в клетках CD4, его присутствие проявляется только увеличением нескольких лимфатических узлов – на задней стороне шеи, над ключицей, (могут быть увеличены и лимфатические узлы на передней стороне шеи, подмышками, в паху, но их увеличение чаще может быть связано и с другими болезнями). Через несколько лет ВИЧ снижает количество CD4-клеток, развивается недостаточность иммунитета, и у зараженного ВИЧ человека появляются болезни, которые у здоровых людей быстро сами проходят или легко излечиваются. У зараженных ВИЧ со сниженным иммунитетом такие болезни сами не проходят, а со временем они становятся все тяжелей и опасней, ведь ВИЧ убивает часть защитников организма. Сначала поражаются кожа, внутренние поверхности рта и половых органов. По мере дальнейшего снижения количества клеток CD4 и снижения иммунитета развиваются болезни внутренних органов, постепенно приводящие к смерти. Эту позднюю стадию ВИЧ-инфекции называют синдромом приобретенного иммунодефицита, СПИДом.

Как много времени проходит от заражения ВИЧ до развития СПИДа?

Если не использовать современных методов лечения, то в течении 10 лет после заражения ВИЧ СПИД развивается у 50% зараженных, в течении 20 лет — у 95%, лишь 5% живут с ВИЧ более 20 лет. Таких людей тщательно изучают для того, чтобы, открыв причину их «выживаемости» и найти способ лечения ВИЧ-инфекции.

Чем ВИЧ-инфекция отличается от других инфекционных заболеваний?

Зараженный вирусом кори или гриппа человек только иногда погибает, но чаще — выздоравливает и после выздоровления полностью освобождается от вируса, на некоторое время у него развивается иммунитет к вирусу перенесенного заболевания. ВИЧ-инфекция отличается тем, что однажды зараженный ВИЧ человек никогда от ВИЧ не освобождается и спустя годы умирает от его воздействия ( если не умрет раньше от другой причины).

Что такое носитель ВИЧ?

Всех зараженных ВИЧ, или ВИЧ-инфицированных лиц, без явных признаков болезни иногда называют «носителями ВИЧ», вирусоносителями. Это выражение не вполне удачно, так как больные тяжелыми формами болезни тоже «носят» ВИЧ в своем организме. Кроме того, у многих носителей есть скрытые признаки болезни. Всякий «носитель ВИЧ» на самом деле болеет, но его организм еще сопротивляется ВИЧ.

Что такое СПИД?

Когда врачи в США впервые в 1981 г. обнаружили больных неизвестным заболеванием с поражением внутренних органов, они еще не знали, что причиной болезни является вирус. У ранее здоровых молодых мужчин вдруг стали появляться болезни, которые раньше обнаруживали у новорожденных недоношенных младенцев и или от рождения больных детей («врожденная недостаточность иммунитета», «врожденный иммунодефицит»). Врачи установили, что у этих молодых людей снижение иммунитета, «иммунный дефицит», не было врожденным, а было «приобретено» в зрелом возрасте. Поэтому болезнь первые годы после ее обнаружения стали называть СПИДом – синдромом приобретенного иммунного дефицита. Лишь спустя годы выяснилось что СПИД – это только поздняя стадия ВИЧ-инфекции, когда у зараженных ВИЧ возникают серьезные поражения, грозящие смертью.

Как заражение ВИЧ приводит к СПИДу?

ВИЧ постепенно разрушает иммунную защиту человека перед бактериями, вирусами, грибками, и человек начинает постоянно заболевать разными инфекционными заболеваниями, которые быстро доводят его до смерти.

У больного СПИДом часто развиваются и опухоли, преимущественно возникающие под действием различных онкогенных вирусов: лимфомы, саркома Капоши.

Обычное лечение дает кратковременный эффект, вместо одной болезни развивается другая. Больной СПИДом без применения современного лечения (антиретровирусная терапия) редко живет более 1 года

Всякое ли снижение иммунитета можно называть СПИДом?

Нет, СПИДом называют только серьезные поражения организма, обусловленные избирательным действием ВИЧ на иммунную систему. Изменения иммунитета, вызываемые ВИЧ, очень специфичны, от других причин возникают очень редко. Поэтому ВИЧ можно называть «вирусом СПИДа», а болезнь часто называют «ВИЧ/СПИД». Известно, что многие химические вещества или радиация могут вызвать иммунный дефицит, по проявлениям похожий на СПИД, вызываемый ВИЧ, но этот иммунный дефицит не называют «СПИДом».

Правильно ли ВИЧ-инфекцию называют СПИДом?

Не всякий зараженный ВИЧ, а только больной с угрожающими для жизни поражениями может называться больным СПИДом. Неправильно говорить о заражении СПИДом, ведь синдромом иммунодефицита заразиться нельзя, можно заразиться только вирусом, вызывающим этот иммунодефицит, Если хотите, чтобы Вас всегда правильно понимали, лучше всегда употреблять термин «ВИЧ-инфекция».

Какая беда может произойти, если я спутаю ВИЧ-инфекцию и СПИД?

Известен случай, когда молодой человек, зараженный ВИЧ, уговаривал девушку вступить с ним в интимную связь, говоря: « Не бойся, у меня не СПИД, у меня только ВИЧ-инфекция». Девушка не знала, что ВИЧ вызывает СПИД, уступила уговорам юноши, заразилась ВИЧ. Через несколько лет оба заболели СПИДом и умерли.

Каковы симптомы, появляющиеся у человека после заражения ВИЧ?

Признаки заражения ВИЧ трудно узнать. Часто ранняя ВИЧ-инфекция напоминает обычное ОРЗ, а у многих непосредственно после заражения вообще не было никаких признаков ВИЧ-инфекции, и том, что они заражены, им сказали, только через много лет после заражения, когда их обследовали на ВИЧ-инфекцию после появления признаков снижения иммунитета. ВИЧ-инфекция в большинстве случаев много лет протекает скрытно.

Как установить, что человек заражен ВИЧ?

Специфичные структуры вируса (гены) можно обнаружить в крови со второй недели от момента заражения при использовании метода ПЦР. С третьей недели от момента заражения у инфицированного ВИЧ в крови появляются антитела, защитные тельца, специально направленные только против ВИЧ. Эти антитела к ВИЧ сохраняются все время, пока в крови есть ВИЧ, то есть до конца жизни. Однако «положительная» или «отрицательная» реакция при использовании одного их этих методов, особенно если заражение произошло недавно, еще не позволяет поставить окончательный диагноз.

Для окончательной диагностики ВИЧ-инфекции необходимо ее подтверждение несколькими способами, в том числе методом «иммунного блотинга». В ряде случаев требуются повторные исследования.

Как установить, болен ли человек СПИДом?

Когда человек, инфицированный ВИЧ, начинает долго и тяжело болеть, то возникает подозрение, что всего у него развился «СПИД». Специальные исследования «иммунного статуса» позволяют установить насколько у него поражена иммунная система, действительно ли наблюдающиеся заболевания обусловлены сильным снижением иммунитета — то есть иммунным дефицитом.

Действительно ли для больного ВИЧ-инфекцией в стадии СПИДа смертельно опасны любые простудные заболевания?

Для больного ВИЧ-инфекцией со сниженным иммунитетом опасны только определенные микроорганизмы, защита от которых связана с клетками CD4. Например, токсоплазма, паразит кошек, как правило. не страшен для здорового взрослого человека, а у больного ВИЧ-инфекцией с сильно сниженным иммунитетом он часто вызывает воспаление мозга (энцефалит). Известно, что туберкулезом чаще всего заболевают люди, организм которых ослаблен недоеданием и плохими условиями жизни. Поэтому туберкулез очень опасен и для зараженных ВИЧ.

Как ВИЧ попал в Россию?

Непосредственно в Россию ВИЧ завезли российские граждане, вступавшие в половые контакты с иностранцами во время зарубежных поездок или имевшие интимную близость с иностранцами, приехавшими в Россию. После этого ВИЧ начал распространение уже среди россиян.

Сколько людей в мире и в России являются ВИЧ-инфицированными?

Точное число зараженных ВИЧ подсчитать нельзя, так как обнаружить болезнь без специального обследования очень трудно. Эксперты программы ВИЧ/СПИД Организации Объединенных Наций считают, что примерно 35 миллионов человек на Земле уже умерли от СПИДа, а живут зараженными ВИЧ — еще 35 миллионов. В России проживает миллион людей с установленным диагнозом ВИЧ-инфекции и еще несколько сот тысяч, диагнозу которых не установлен, и которые сами не знают о том, что заражены ВИЧ.

Сколько людей в России умерло от СПИДа?

Среди заболевших СПИДом людей количество мужчин и женщин одинаковое?

Из-за того, что в начале эпидемии поражаются мужчины –гомосексуалисты и наркоманы, а мужчин среди наркоманов больше, чем женщин , число зараженных мужчин в России пока больше чем, женщин. В тех странах, где эпидемия зашла далеко, число зараженных женщин немного больше, чем мужчин.

Кто больше всего подвержен риску заражения ВИЧ?

Подвергаются риску заразиться те, кто вступает в половые связи, но не пользуется презервативом. Раньше, например, мужчины-гомосексуалисты никогда не пользовались презервативом, так как не боялись забеременеть. В те времена вирус СПИДа быстро распространялся в этой группе. Теперь ВИЧ стал распространяться среди «обыкновенных» мужчин и женщин, которые меняют половых партнеров и не пользуются презервативами.

Еще большему риску заражения ВИЧ подвергаются потребители наркотиков, которые вводят их внутривенно. Зараженная кровь, которая попадает в шприцы и иглы, или в растворы наркотиков, обуславливает быстрое распространение ВИЧ в этой среде.

Через какое время после определения положительной реакции у человека на ВИЧ происходит заболевание СПИДом?

На практике антитела к ВИЧ, дающие «положительную» реакцию, выявляются обычно через 2-6 месяцев после заражения, и с этого времени и до самой смерти эти антитела и «положительная» реакция сохраняются. Таким образом, по наличию «положительной» реакции нельзя определить скоро ли разовьется СПИД.

Возможна ли ситуация, когда в течение многих лет ВИЧ живет в организме, и его не могут обнаружить?

Какие-нибудь признаки заражения ВИЧ обнаруживаются у всех зараженных ВИЧ. Все зависит от тщательности и качества обследования. Раньше были случаи, когда сразу ВИЧ-инфекцию не удавалось обнаружить. Но с улучшением качества исследований таких случаев становится все меньше.

Есть ли пути получения инфекции, при которых развитие СПИДа наступает быстрее, и какие другие вирусы и болезни влияют на скорость развития СПИДа.

Как показали наблюдения, скорость развития СПИДа зависит не от пути заражения, а от исходного здоровья человека. Например, у тех, кто заразился в молодом возрасте, СПИД развивается позднее, чем утех, кто заразился в старости. У людей, которые заражены кроме ВИЧ и другими вирусами, и вообще страдающих другими болезнями, СПИД может развиться быстрее.

Какие другие вирусы и болезни влияют на вероятность заражения ВИЧ?

Все воспалительные заболевания половых органов, в том числе и вызываемые вирусами, увеличивают риск заражения половым путем.

Я слышал, что жители некоторых областей России невосприимчивы к ВИЧ. Это правда?

Среди жителей севера Европы, включая Россию, и чем севернее тем чаще, встречаются люди, невосприимчивые к заражению ВИЧ половым путем. Это свойство обусловлено особым геном, но «работает» этот ген только в том случае если он достался человеку и от отца и от матери. Поэтому таких невосприимчивых людей не так уж много — около 1% населения. А у тех, кто получил такой ген только от одного из родителей, от заражения ВИЧ до развития СПИДа проходит намного больше времени, чем у тех, у кого такого гена нет.

Эта врожденная невосприимчивость в настоящее время тщательно изучается в целях разработки новых методов лечения и профилактики ВИЧ-инфекции.

Есть ли пути получения инфекции, при которых заражение ВИЧ происходит с большей вероятностью?

Вероятность заразиться выше всего при однократном переливании зараженной крови, затем по степени риска следуют однократное введение наркотика зараженным ВИЧ шприцем, затем половое сношение с ВИЧ-инфицированным человеком

Может ли человек, не болея СПИДом, быть переносчиком инфекции?

Зараженный ВИЧ человек всегда является носителем ВИЧ-инфекции и от него можно заразиться. Больной СПИДом даже менее опасен, так как из-за состояния здоровья он реже вступает в половые связи.

Что такое инкубационный период ВИЧ-инфекции?

Каковы симптомы, появляющиеся у человека после инфицирования ВИЧ?

У многих людей через 1-4 месяца после заражения ВИЧ отмечается повышенная температура, часто боли в горле, пятнистая сыпь, иногда – расстройство стула. Доктора могут обнаружить увеличение лимфатических узлов, селезенки. Эти симптомы быстро исчезают и их может не быть вовсе. Чаще всего после заражения ВИЧ долгие годы обнаруживается только увеличение лимфоузлов всегда в нескольких разных местах. Особенно подозрительно длительное увеличение лимфоузлов на задней стороне шеи, в ямке над ключицей. При этом всегда увеличены несколько узлов, расположенных в разных местах.

Почему среди больных СПИДом было раньше много гомосексуалистов?

Больных СПИДом среди гомосексуалистов много потому, что в годы «сексуальной революции», они часто меняли половых партнеров, никогда не пользовались презервативами.

В интернете много сайтов, где утверждается, что ВИЧ не существует, что его никто не видел, или что он не вызывает СПИД. Верить ли этому?

То что «ВИЧ никто не видел» в какой-то мере правда, так как все вирусы, в том числе и вирус гриппа невидимы глазу в простом микроскопе, они «видны» только в специальном электронном микроскопе, в котором используются не лучи видимого света, а электроны. Тем не менее никто не утверждает, что вируса гриппа нет. А подобные рассуждения возникли из-за того, что эпидемию гриппа, когда все вокруг сразу заболевают и лежат с температурой, все видят своими глазами, а эпидемия ВИЧ/СПИД годами разворачивается незаметно. В 80-х годах никто точно не знал, что ВИЧ может вызвать СПИД через 10 лет или даже через 20 лет после заражения — для того, чтобы в этом убедиться пришлось наблюдать больных с ВИЧ-инфекцией все 20 лет. Поэтому некоторые нетерпеливы ученые в 80-е годы отрицали роль ВИЧ в развитии СПИДа и строили свои, как показало время, ошибочные теории относительно причины развития СПИДа. Эти устаревшие теории и всплывают сейчас в интернете.

Кто такие СПИД-диссиденты?

Лица, отрицающие существование ВИЧ или его связь с развитием СПИДа называют ВИЧ-диссидентам, или ВИЧ-отрицателями. В 80-х года прошлого века это были в основном ученые, которые не соглашались с тем, что причиной СПИДа является ВИЧ, и которые строили свои теории его возникновения. В настоящее время основную массу СПИД-диссидентов составляют больные ВИЧ-инфекцией, которые не хотят признать, что им угрожает развитие СПИДа, если они не будут принимать антиретровирусные препараты. Такое поведение является проявление подсознательной психической защиты от страшного диагноза, оно наблюдается и у больных опухолями. Такое поведение поддерживают авантюристы, которые вместо антиретровирусных препаратов предлагают «ВИЧ-диссидентам» свои «средства от СПИДа», то есть наживаются на легковерных больных.

Врожденный СПИД. Фетальная ВИЧ-инфекция

Эмбриопатия, обусловленная СПИДом характеризуется группой дисморфических признаков, проявляющихся анте- или постнатально у детей женщин, зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Трансплацентнарное инфицирование обычно происходит на ранних сроках беременности.
Синонимы: Врожденный СПИД, фетальный СПИД, фетальная ВИЧ-инфекция.

Показатели частоты передачи ВИЧ-инфекции от матерей к новорожденным в мире варьируют от 14,1% в Европе до 28% в Нью-Йорке, 20% в Сан-Франциско и 45% в Африке. Из всех детей, зараженных ВИЧ, 99% были инфицированы от своих матерей. Вертикальная передача вируса происходит внутриутробно, интранатально и постнатально (при вскармливании грудью). Доля внутриутробного или трансплацентарного инфицирования составляет от 30 до 50%. Частота встречаемости эмбриопатии, обусловленной СПИДом, точно не установлена и в основном зависит от тяжести болезни матери и срока беременности при инфицирования (чем раньше происходит передача вируса, тем выше риск возникновения нарушений у плода).
Этиология. Поражение вирусом иммунодефицита человека.

Риск вертикальной передачи при последующей беременности будет таким же, если плод подвергается воздействию аналогичных факторов риска со стороны матери (тяжесть течения заболевания, высокая степень виремии и низкий уровень CD4 в крови, лихорадка и анемия, преждевременный разрыв плодных оболочек, амнионит).

врожденный спид

Пренатальная диагностика с помощью инвазивных методов не допускается, чтобы не подвергать плод опасности контакта с материнской кровью и вероятности получения ложноположительных результатов вследствие возникновения связанной с этим перкрестной реакции. Ультразвуковыми признаками инфицирования плода могут быть антенатальная гибель, задержка внутриутробного развития, микроцефалия и черепно-лицевые аномалии (имеются в 50-75% случаев заражения, которые обусловливают характерный вид лица после рождения), включая выступающий, прямоугольный или коробкообразный лоб, латеральные бугры, гипертелоризм, глубокую переносицу и короткий нос. Другие признаки, которые могут обнаруживаться после рождения, представлены длинными глазными щелями, голубыми склерами, подчеркнутой границей верхнего края красной каймы губ, низким ростом, большими широкими глазными щелями и хорошо очерченным фильтром.

Сочетанные аномалии могут быть вызваны оппортунистическими инфекциями матери, в особенности теми, которые также могут поражать плод, такими как токсоплазмоз, цитомегаловирусная и парвовирусная инфекции.
Другие материнские вирусные инфекции, которые можно исключить с помощью серологических анализов крови беременной.

До настоящего времени СПИД считается летальным заболеванием с различной продолжительностью жизни, которая зависит от многих факторов (со стороны матери, ребенка и особенностей вируса). Средняя продолжительность жизни детей колеблется от 6,2 до 7,5 лет, при этом только 70% из них достигает возраста 6 лет. Антенатальная гибель плода может происходить при тяжелых формах заболевания матери или плода, особенно в случаях, когда заражение наступает на ранних сроках беременности. Предполагается, что тяжесть врожденных аномалий обусловливается сроками контакта плода с вирусом (чем раньше происходит инфицирование, тем более выраженными будут изменения). Проведение своевременной противовирусной терапии может снизить вертикальную передачу с 25 до 8% и увеличить продолжительность жизни инфицированных пациентов.

Каждой ВИЧ-инфицированной пациентке может быть предложено прерывание беременности в сроки до наступления периода жизнеспособности плода. Рекомендуется проведение ежемесячного ультразвукового обследования в течение всей беременности с целью выявления задержки внутриутробного развития и возможных структурных аномалий. Курс лечения матери в течение всей беременности состоит в назначении 100 мг зидовудина (zidovudine) пять раз в день. Обязательным является проведение анологичного лечения новорожденного.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Врожденная ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика, лечение

В настоящее время ВИЧ-инфекция у детей является одной из актуальнейших проблем во всем мире. Первоначально в нашей стране она была обусловлена внутрибольничной заболеваемостью, а в последние годы — рождением детей ВИЧ-инфицированными женщинами. Более 90% детской ВИЧ-инфекции является результатом именно перинатальной трансмиссии вируса.

Больные ВИЧ-инфекцией дети и их близкие нуждаются в профессиональной лечебно-реабилитационной поддержке их социального функционирования и оптимального качества жизни. Эта работа должна быть прежде всего направлена на «обновление взглядов» как на больных детей, так и их родителей. Очень важно не оставлять их в социальной изоляции, ведь порой вторичные проблемы негативно действуют на больного и его родственников не меньше, чем само заболевание.

По данным МГЦ СПИД за последние 10 лет произошло уменьшение числа детей с врожденной ВИЧ-инфекцией. Так, если в 2001 году, когда химиопрофилактика вертикальной трансмиссии ВИЧ-инфекции только начинала проводиться, число ВИЧ-инфицированных детей составляло 8%, то в 2006 году — всего 1,5%. Таких результатов удалось добиться благодаря введению в практику схемы профилактики согласно протоколу от 1996 г. PACTG 076 (Pediatric AIDS Clinical Trial Group), который основан на назначении беременной женщине Азидотимидина — антиретровирусного препарата из группы нуклеозидных ингибиторов обратной транскриптазы.

Однако даже своевременное проведение химиопрофилактики не исключает полностью возможность перинатальной передачи ВИЧ-инфекции от матери плоду.

К факторам, повышающим риск передачи ВИЧ от матери к ребенку, относятся:

родоразрешение через естественные родовые пути (при вирусной нагрузке более 1000 копий/мл перед родами);

При отсутствии профилактики перинатальной передачи ВИЧ, риск заражения составляет 30–40% [3].

Причинами отсутствия химиопрофилактики во время беременности и родов могут быть: диагностика ВИЧ-инфекции только во время родов, употребление наркотических веществ во время беременности, добровольный отказ от профилактики, в т. ч. по религиозным убеждениям, беременность до внедрения в практику профилактики вертикальной передачи ВИЧ и домашние роды.

Особенности клинических проявлений ВИЧ-инфекции у детей определяются стадией онтогенеза, на которой произошло инфицирование плода ВИЧ в организм (внутриутробно или интранатально) и от возраста ребенка в случае постнатального заражения.

При заражении плода в позднем перинатальном периоде или ребенка после рождения течение ВИЧ-инфекции почти не отличается от взрослых.

Целью данной работы является оценка эффективности общей и высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ) у детей с врожденной ВИЧ-инфекцией.

Задачи

Нами проанализированы 60 случаев врожденной ВИЧ-инфекции у детей в возрасте от 1 месяца до 7 лет, в т. ч.: 30 амбулаторных карт детей, состоящих на диспансерном учете в московском городском центре СПИД (МГЦ СПИД); 30 историй болезни детей, находящихся на стационарном лечении в МГЦ СПИД.

По результатам анализа амбулаторных карт и историй болезни нами были выявлены следующие наиболее часто встречающиеся клинические проявления врожденной ВИЧ-инфекции у детей: поражение ЦНС, лимфаденопатия, гепатолиенальный синдром, интерстициальные изменения в легких, анемия, гипотрофия, недоношенность.

Поражение ЦНС в нашем исследовании наблюдалось у 75% детей. Установлено, что ВИЧ является не только иммунотропным, но и нейротропным вирусом и проникает через гематоэнцефалический барьер на ранних этапах инфекционного процесса в организме, поражая олигодендроциты и астроциты, нейроциты, микроглию, макрофаги, клетки эндотелия кровеносных сосудов, фибробластоподобные клетки мозга. Указанные клетки имеют рецептор CD4 и считаются прямыми клетками-мишенями для ВИЧ. Патоморфологические изменения головного мозга при ВИЧ-инфекции могут быть охарактеризованы как альтернативно-дистрофические, с периваскулярным отеком, дистрофией нейронов, очаговой демиелинизацией и циркуляторными нарушениями.

У обследованных нами ВИЧ-инфицированных детей наблюдался полиморфизм клинических неврологических проявлений.

В начале заболевания отмечались астеноневротический и цереброастенический синдромы. Для этой стадии СПИДа характерной была ВИЧ-энцефалопатия. Также было установлено, что тяжесть поражения нервной системы более выражена у детей первого года жизни.

ВИЧ-энцефалопатия — тяжелое заболевание, затрагивающее все функции ЦНС. При подострой прогрессирующей энцефалопатии утрачиваются ранее приобретенные умения и навыки. Вялотекущая прогрессирующая энцефалопатия замедляет или прекращает формирование новых навыков, не затрагивая при этом старых. Обе формы прогрессирующей энцефалопатии резко замедляют психомоторное развитие. Дети с непрогрессирующей энцефалопатией продолжают приобретать новые навыки, но медленнее, чем здоровые сверстники.

Одновременно поражение ЦНС проявлялось грубой задержкой психомоторного развития, синдромом гипервозбудимости и гидроцефальным синдромом.

Клиническая манифестация ВИЧ-инфекции у детей разнообразна и зачастую неспецифична. Нами установлено, что лимфаденопатия, ассоциированная с гепатоспленомегалией, является одним из наиболее ранних признаков врожденной ВИЧ-инфекции. Так, персистирующая генерализованная лимфаденопатия выявлена в 64% случаев, а гепатолиенальный синдром — в 38% случаев. Сочетание обоих синдромов наблюдалось у 36% детей.

Интерстициальные изменения в легких были у 25% детей, они развивались в результате многократно перенесенных ранее пневмоний различной этиологии.

Из гематологических проявлений чаще всего отмечалась анемия (24% больных), что было связано с приемом антиретровирусного препарата из группы нуклеозидных ингибиторов обратной транскриптазы ВИЧ — «Зидовудина».

Гипотрофия (от I до III степени) была выявлена у 18% больных, недоношенность отмечалась в 14% случаев.

Из сопутствующих заболеваний чаще встречались хронический вирусный гепатит С и туберкулез, а из оппортунистических заболеваний — грибковые поражения кожи и слизистых, пневмоцистная пневмония, герпетическая инфекция, цитомегаловирусная инфекция.

Грибковые поражения кожи и слизистых отмечались у 38% детей.

Наиболее частая этиология — грибы рода Candida.

Чаще всего наблюдался оральный кандидоз, которому сопутствовал ангулярный хейлит, когда в углах рта возникали мацерации, эрозии, трещины. По краям трещин иногда отмечался гиперкератоз. Для детей, больных ВИЧ/СПИДом, характерно рецидивирующее течение орофарингеального кандидоза. В зависимости от степени иммунодефицита (определяется по количеству CD4-лимфоциов), было отмечено возникновение рецидивов через несколько месяцев, недель, а иногда и дней после отмены антимикотической терапии. Продолжительность периодов ремиссии была индивидуальна у каждого больного.

Наиболее опасная оппортунистическая инфекция, пневмоцистная пневмония, наблюдалась у 26% детей. Пневмоцистная пневмония может развиться в любом возрасте, но у наблюдавшихся нами больных почти в половине случаев приходилась на первые 6 месяцев жизни.

Обычно она развивалась остро, проявляясь одышкой и кашлем. Однако в некоторых случаях сначала появлялся кашель, и в течение нескольких дней к нему присоединялось постепенно нарастающее тахипноэ. Вначале появлялось навязчивое покашливание, затем кашель становился коклюшеподобным, особенно в ночное время. У ребенка отмечалась прогрессирующая слабость, снижение аппетита, бледность кожного покрова, цианоз носогубного треугольника. Температура тела в начале заболевания была нормальной или субфебрильной [1, 5].

При физикальном исследовании выявлялись тахипноэ, одышка, влажные и сухие хрипы. При прогрессировании пневмонии, возможно, возникала легочно-сердечная недостаточность.

Рентгенологические изменения, характерные для пневмоцистной пневмонии в виде снижения прозрачности легких, появления симметричных теней в виде крыльев бабочки, «ватных легких», определялись менее чем у половины больных.

Диагноз пневмоцистной пневмонии был основан на обнаружении возбудителя в мокроте, в материале, полученном при бронхоальвеолярном лаваже или биопсии легкого. У большинства детей пневмоцистная пневмония сочеталась с другими оппортунистическими заболеваниями.

Для лечения применялся Бисептол (сульфаметоксазол + триметоприм), который назначался при первом подозрении на пневмоцистную пневмонию до получения результатов микробиологического исследования. Профилактика пневмоцистной пневмонии проводилась тем же препаратом всем детям, рожденным ВИЧ-инфицированными женщинами в возрасте от 6 недель до 4 месяцев до исключения диагноза «ВИЧ-инфекция». ВИЧ-инфицированным детям первичная профилактика пневмоцистной пневмонии проводилась в течение первого года жизни. Дальнейшее проведение профилактики рекомендуется детям при уровне CD4-лимфоцитов < 15%. У детей, перенесших пневмоцистную пневмонию, рекомендуется пожизненная профилактика [5].

У ВИЧ-инфицированных детей могут наблюдаться различные поражения кожи.

В 8% случаев была выявлена инфекция кожного покрова, обусловленная вирусом Varicella-Zoster. На фоне иммунодефицита наблюдалось тяжелое генерализованное течение инфекции с полиорганными поражениями.

Цитомегаловирусная инфекция отмечалась у 7% детей. Клинически манифестация заболевания сопровождалась разнообразной симптоматикой — от сиалоаденита и лимфаденита до тяжелых диссеминированных форм.

Хронический вирусный гепатит С был выявлен у 16% детей и обусловлен вертикальной трансмиссией вируса от матери плоду.

Туберкулез отмечался в 5% случаев. Случаи заболевания были обусловлены трансплацентарным путем инфицирования.

Диагностика врожденной ВИЧ-инфекции

Диагноз ВИЧ-инфекции у ребенка может быть установлен при получении двух положительных результатов ПЦР в двух образцах крови, взятых в разные дни. ПЦР-диагностика проводится: в первые 48 часов жизни, в 14 дней жизни, в 1–2 месяца, в 3–6 месяцев [5].

ВИЧ-инфекцию можно исключить: при 2 и более отрицательных результатах ПЦР на ВИЧ (один в возрасте до 1 месяца, один — старше 4 месяцев); при 2 и более отрицательных серологических тестах на антитела к ВИЧ в возрасте старше 6 месяцев при отсутствии грудного вскармливания.

На основании приказа Минздрава РФ № 606 от 19.12.2003 г., ребенок может быть снят с диспансерного учета по ВИЧ-инфекции в возрасте 18 месяцев при отрицательном результате исследования на антитела к ВИЧ методом ИФА, отсутствии гипогаммаглобулинемии, отсутствии клинических проявлений ВИЧ-инфекции.

Лечение

Основным компонентом лечения больных ВИЧ-инфекцией является антиретровирусная терапия, с помощью которой можно добиться контролируемого течения заболевания, то есть состояния, при котором удается остановить прогрессирование болезни. Антиретровирусная терапия должна проводиться пожизненно, непрерывно. В процессе лечения проводятся обследования, цель которых — контроль его эффективности и безопасности. В плановом порядке эти обследования проводятся через 4 и 12 недель после начала лечения, впоследствии — каждые 12 недель.

Лекарственная терапия ВИЧ-инфекции включает в себя базисную терапию (которая определяется стадией заболевания и уровнем CD4-лимфоцитов), а также терапию вторичных и сопутствующих заболеваний [2].

В настоящее время придерживаются рекомендаций, разработанных Рабочей группой по антиретровирусной терапии и лечению ВИЧ-инфекции у детей (создана Национальным центром ресурсов Центра Франсуа-Ксавье Банью, Медицинским и стоматологическим университетом Нью-Джерси (UMDNJ), Управлением ресурсов и служб здравоохранения (HRSA) и Национальным институтом здравоохранения (NIH) США), согласно которым всех ВИЧ-инфицированных детей разделяют на 3 возрастных группы (до 12 месяцев, от 1 года до 5 лет и 5 лет и старше) [5].

Детям до 12 месяцев рекомендуется начинать антиретровирусную терапию, независимо от клинических проявлений, количества CD4-лимфоцитов и уровня вирусной нагрузки.

Детям от 1 года до 5 лет и старше 5 лет проведение антиретровирусной терапии рекомендуется:

при наличии СПИДа или наличии симптомов, соответствующих стадии С и большей части симптомов стадии B (по классификации CDC, 1994 г.), независимо от количества CD4-лимфоцитов и уровня вирусной нагрузки;

детям в возрасте 1 год и старше, которые находятся на стадиях N, A или имеют следующие симптомы стадии В: единственный эпизод тяжелой бактериальной инфекции или лимфоидную интерстициальную пневмонию при уровне CD4-лимфоцитов ≥ 25% у детей от 1 года до 5 лет или уровне CD4-лимфоцитов ≥ 350 клеток/мм3 у детей > 5 лет и уровне вирусной нагрузки ≥ 100 000 копий/мл.

Антиретровирусную терапию можно временно не назначать детям, у которых нет клинических проявлений ВИЧ-инфекции или они слабо выражены, при уровне CD4-лимфоцитов ≥ 25% у детей от 1 года до 5 лет или уровне CD4-лимфоцитов ≥ 350 клеток/мм3 у детей > 5 лет и уровне вирусной нагрузки < 100 000 копий/мл.

ВААРТ назначается ребенку пожизненно.

Терапия проводится не менее чем тремя препаратами с режимом приема 2–3 раза в день.

Применяются следующие группы антиретровирусных препаратов:

Препараты, блокирующие процесс обратной транскрипции (синтез вирусной ДНК на матрице вирусной РНК), — ингибиторы обратной транскриптазы. Среди них выделяют две группы препаратов:

нуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы (НИОТ) (измененные молекулы нуклеозидов), встраивающиеся в синтезируемую цепочку ДНК и прекращающие ее дальнейшую сборку: зидовудин (Азидотимидин)**, фосфазид*, ставудин*, диданозин**, зальцитабин*, ламивудин**, абакавир*, Комбивир (ламивудин + зидовудин);

ненуклеозидные ингибиторы обратной транскриптазы (ННИОТ), блокирующие необходимый для осуществления обратной транскрипции вирусный фермент — обратную транскриптазу: эфавиренз*, невирапин**.

Препараты, блокирующие процесс формирования полноценных протеинов ВИЧ и, в конечном итоге, сборку новых вирусов — ингибиторы протеазы (ИП) ВИЧ: саквинавир, индинавир, нелфинавир**, ритонавир*, лопинавир/ритонавир**.

Препараты, воздействующие на рецепторы, используемые вирусом для проникновения ВИЧ в клетку хозяина, — ингибиторы слияния.

При выборе оптимальной схемы терапии для конкретного больного принимается во внимание: эффективность и токсичность препаратов, возможность их сочетания между собой, переносимость препаратов пациентом, удобство приема препаратов — кратность приема, сочетание антиретровирусных препаратов с препаратами, которые применяются (или, возможно, будут применяться) для лечения имеющихся у пациента вторичных и сопутствующих заболеваний.

Комбинация из двух препаратов НИОТ является основой различных схем антиретровирусной терапии.

Для детей рекомендуются схемы терапии, включающие 2 НИОТ и 1 ИП или 2 НИОТ и 1 ННИОТ.

В дальнейшем, при эффективной ВААРТ, уровень вирусной нагрузки должен быть ниже уровня определения, но возможны подъемы, не превышающие 1000 копий/мл (рис. 1).

В результате проведенного анализа амбулаторных карт и историй болезни детей с врожденной ВИЧ-инфекцией, получающих антиретровирусную терапию, было установлено, что в среднем уже через 3 месяца от начала лечения наблюдалось снижение уровня вирусной нагрузки ниже уровня определения (ниже 400 копий в мл), а количество CD4-лимфоцитов повышалось (рис. 2).

Эффективность специфической терапии определялась:

Если ВААРТ является неэффективной и это не связано с нарушением режима приема препарата, приемом лекарств антагонистов и т. п., рекомендуется проведение теста на резистентность вируса к лекарственным препаратам и назначение новой схемы терапии с учетом результатов этого теста.

На 2007 г. из 169 детей, состоящих на учете в МГЦ СПИД, 100 детей получают ВААРТ. Отсутствие приверженности, т. е. неготовность семьи к проведению ВААРТ, несоблюдение режима приема препаратов было в 1-м случае, что привело к летальному исходу.

Положительный тест на резистентность к ВААРТ был у 5 детей (13%). Схема лечения была пересмотрена.

Клинический пример. М. А., 2 года 11 месяцев. Дата рождения: 18.03.05 г. Находилась в детском отделении с 31.03.05 г. по 3.03.06 г. с диагнозом: ВИЧ-инфекция, стадия вторичных заболеваний IIIВ: генерализованная цитомегаловирусная инфекция, рецидивирующая пневмония, распространенная грибковая инфекция, анемия, энцефалопатия смешанного генеза, грубая задержка психомоторного и физического развития, истощение IV ст., гидроцефальный синдром, глубокая недоношенность, лимфаденопатия, гепатолиенальный синдром.

Ребенок от ВИЧ-инфицированной матери 25 лет, 7 беременностей (5 медицинских абортов), 2 преждевременных родов в домашних условиях, в женской консультации не наблюдалась. Профилактику во время беременности не получала. Вес при рождении 1280 г, рост 42 см. Состояние при поступлении тяжелое за счет острой дыхательной недостаточности, обусловленной пневмонией с ателектазами.

За время нахождения в стационаре многократно болела ОРЗ и пневмониями с обструктивным синдромом. С сентября 2005 г. полисегметарная пневмония рецидивирующего течения, плевропневмония, в ноябре 2005 г. деструктивная правосторонняя пневмония. С января 2006 г. интерстициальные изменения в легких, плевральные спайки.

Иммунный статус на 18.06.05 г.: CD4 – 920 (19%), вирусная нагрузка 6 000 000 копий/мл. С мая 2005 г. проводилась специфическая терапия: Вирасепт + Эпивир ТриТиСи + Калетра. Иммунный статус на 3.03.06 г.: CD4 – 1480 (20%), вирусная нагрузка 7300 копий/мл. На фоне лечения состояние стабилизировалось, ребенок выписан в удовлетворительном состоянии под амбулаторное наблюдение.

Выводы:

Чаще всего врожденная ВИЧ-инфекция проявляется симптомами поражения ЦНС, лимфаденопатией, гепатоспленомегалией.

Из оппортунистических инфекций ведущими являются грибковые поражения кожи и слизистых, пневмоцистная пневмония, а из сопутствующих заболеваний — хронический вирусный гепатит С.

На фоне приема ВААРТ отмечалась положительная клиническая динамика и улучшение специфических лабораторных показателей: на 12–24 неделе лечения количество CD4-лимфоцитов повысилось в среднем на 5% от исходного уровня, в то время как уровень вирусной нагрузки снизился до неопределяемого (< 400 копий/мл).

Отмечался постепенный регресс вторичных заболеваний в результате проводимой специфической терапии в сочетании с ВААРТ.

— отсутствие приверженности;
— развитие резистентности к проводимой терапии (отмечалось в 13% случаев).

Литература

Покровский В. В., Ермак Т. Н., Беляева В. В., Юрин О. Г. ВИЧ-инфекция: клиника, диагностика и лечение. 2000.

Покровский В. В., Ладная Н. Н., Соколова Е. В., Буравцова Е. В., Кравченко А. В. ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень № 30. 2007.

Peter Havens, Russell Van Dyke, Geoffrey Weinberg. Guidelines for the Use of Antiretroviral Agents inPediatric HIV Infection. 2008.

Н. О. Голохвастова, студентка 6 курса МГМСУ, Москва

• НАЧАЛЬНАЯ \
  • О ВИЧ/СПИД И СТАТИСТИКА \
  • ФАКТЫ О ВИЧ/СПИД \

Что такое ВИЧ-инфекция и что такое СПИД?

ВИЧ

ВИЧ – это сокращенное название вируса иммунодефицита человека, т.е. вируса, поражающего иммунную систему. ВИЧ живет и размножается только в организме человека.

При заражении ВИЧ большинство людей не испытывают никаких ощущений. Иногда спустя несколько недель после заражения развивается состояние, похожее на грипп (повышение температуры, появление высыпаний на коже, увеличение лимфатических узлов, понос). На протяжении долгих лет после инфицирования человека может чувствовать себя здоровым. Этот период называется скрытой (латентной) стадией заболевания. Однако неверно думать, что в это время в организме ничего не происходит. Когда какой-либо возбудитель болезни, в том числе ВИЧ, проникает в организм, иммунная система формирует иммунный ответ. Она пытается обезвредить болезнетворный возбудитель и уничтожить его. Для этого иммунная система вырабатывает антитела. Антитела связывают возбудитель болезни и помогают уничтожить его. Кроме того, специальные белые клетки крови (лимфоциты) также начинают борьбу с болезнетворным агентом. К сожалению, при борьбе с ВИЧ всего этого недостаточно – иммунная система не может обезвредить ВИЧ, а ВИЧ в свою очередь, постепенно разрушает иммунную систему.

То, что человек заразился вирусом, т.е. стал ВИЧ-инфицированным, еще не означает, что у него СПИД. До того, как разовьется СПИД, обычно проходит много времени (в среднем 10-12 лет).

СПИД

Вирус постепенно разрушает иммунную систему, снижается сопротивляемость организма к инфекциям. В определенный момент сопротивляемость организма становится настолько низкой, что у человека могут развиться такие инфекционные болезни, которыми другие люди практически не болеют или болеют крайне редко. Эти болезни называются «оппортунистическими».

О СПИДе говорят в том случае, когда у человека, зараженного ВИЧ, появляются инфекционные заболевания, обусловленные неэффективной работой иммунной системы, разрушенной вирусом.

СПИД – это последняя стадия развития ВИЧ-инфекции.

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита.

Синдром - это устойчивое сочетание, совокупность нескольких признаков болезни (симптомов).
Приобретенный - означает, что заболевание не врожденное, развилось в течение жизни.
Иммунодефицит - состояние, при котором организм не может сопротивляться различным инфекциям.

Таким образом, СПИД – это сочетание болезней, вызванных недостаточной работой иммунной системы вследствие поражения ее ВИЧ.

Откуда взялся вирус?

Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. Существуют только гипотезы. Каждая из них имеет свое обоснование, но в научном мире все они продолжают оставаться лишь предположениями – возможными и для кого-то весьма спорными версиями произошедшего.

Самая первая гипотеза происхождения ВИЧ связана с обезьянами. Ее высказал более 20 лет назад американский исследователь Б. Корбетт. По мнению этого ученого, ВИЧ впервые попал в кровь человека в 30-х годах прошлого века от шимпанзе – возможно, при укусе животного или в процессе разделывания человеком туши. В пользу этой версии есть серьезные аргументы. Один из них – в крови шимпанзе действительно был найден редкий вирус, способный при попадании в человеческий организм вызывать состояние, похожее на СПИД.

По мнению другого исследователя, профессора Р. Гэрри, СПИД гораздо старше: его история насчитывает от 100 до 1000 лет. Один из самых серьезных аргументов, подтверждающих эту гипотезу – саркома Капоши, описанная в начале XX века венгерским врачом Капоши как "редкая форма злокачественного новообразования", свидетельствовала о наличии у больного вируса иммунодефицита.

Стадии развития ВИЧ-инфекции

Период от момента заражения до появления клинических проявлений болезни. Продолжается от 2 недель до 6 и более месяцев. На этой стадии вирус может не определить даже тестирование, однако ВИЧ-инфекция уже может передаваться от инфицированного другим людям.

Эта стадия может проходить бессимптомно, либо сопровождаться лихорадкой, увеличением лимфатических узлов, стоматитом, пятнистой сыпью, фарингитом, диареей, увеличением селезенки, иногда явлениями энцефалита. Обычно это длится от нескольких дней до 2 месяцев.

Болезнь может ничем себя не проявлять, но ВИЧ продолжает размножаться (увеличивается концентрация ВИЧ в крови), и организм уже не в состоянии производить необходимое количество Т-лимфоцитов – их число медленно снижается. Латентная стадия может длиться от 2–3 до 20 и более лет, в среднем – 6–7 лет.

За счет продолжающегося активного увеличения концентрации вируса в крови и снижения Т-лимфоцитов, у пациента начинают возникать разнообразные оппортунистические заболевания, которым уже не в состоянии противостоять иммунная система в силу быстро снижающегося числа Т-лимфоцитов.

Последняя и конечная стадия ВИЧ-инфекции. Число клеток-защитников (Т-лимфоцитов) достигает критически малого количества. Иммунная система больше не может сопротивляться инфекциям, и они быстро истощают организм. Вирусы и бактерии поражают жизненно важные органы, включая опорно-двигательный аппарат, систему дыхания, пищеварения, головной мозг. Человек умирает от оппортунистических заболеваний, которые принимают необратимый характер. Стадия СПИДа длится от 1 до 3 лет.

Течение и прогноз ВИЧ-инфекции

Когда человек узнает, что у него ВИЧ-инфекция или СПИД, первые вопросы, которыми он чаще всего задается, это: «Сколько мне еще осталось жить?» и «Как у меня будет протекать болезнь?».

Так как ВИЧ-инфекция и СПИД у всех протекают по-разному, на эти вопросы невозможно ответить однозначно. Но можно выделить некоторую общую информацию.

Люди с ВИЧ-инфекцией и со СПИДом в наши дни стали жить намного дольше, чем раньше.

Лечение ВИЧ-инфекции и СПИДа становиться все более успешным. На фоне лечения люди с ВИЧ–инфекцией в течение более длительного времени чувствуют себя здоровыми, а больные СПИДом живут дольше и у них, по сравнению с предыдущими годами, стало не только меньше проявлений болезни, но она протекает значительно легче.

В первую очередь такой прогресс обеспечивают лекарства, действующие на сам вирус, - противоретровирусные препараты.

Жизнь продлевается и в связи с тем, что с помощью комбинированной терапии удается предупредить развитие многих оппортунистических инфекций, являющихся непосредственной причиной смерти при ВИЧ-инфекции.

Поиски новых методов лечения продолжаются. Нет сомнений, что вскоре появится еще больше лекарственных средств, эффективных в борьбе с этой инфекцией.

Что такое вирус иммунодефицита (ВИЧ)?

Вирус иммунодефицита независимо друг от друга в 1983 году открыли ученые в лаборатории Института Пастера во Франции и Национальном институте рака в США. Ретровирус был выделен из тканей пациентов, имеющих синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). В 1986 году было принято решение о названии вируса – вирус иммунодефицита человека. За открытие вируса ученые Люк Монтанье и Франсуаза Барр-Синусси были удостоены в 2008 году Нобелевской премии в области физиологии и медицины.

Многолетние исследования позволили выявить два основных вида ВИЧ: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. Они относятся к семейству ретровирусов (Retroviridae), к роду лентивирусов (Lentivirus).

Этимология слова lente («медленный») характеризует особенность влияния вируса на человека: медленное развитие инфекционного процесса, а значит длительность инкубационного периода, который может длиться от полугода до нескольких десятилетий.

Наиболее распространенным и патогенным видом является вирус ВИЧ-1. Именно этот вид вируса вызвал глобальную эпидемию ВИЧ-инфекции на планете.

Вид ВИЧ-1 состоит их нескольких групп: главная группа М и несколько побочных групп: N, O, P.

Наиболее патогенны вирусы группы М, являющиеся причиной инфицирования в 90% случаев. В свою очередь группа М (от английского Main — основная) делится еще на 13 подгрупп.

Вирусы вида ВИЧ-2 в настоящее время насчитывают 8 групп, из которых лишь группы А и B являются эпидемическими, но этот вирус в Европе практически не распространен.

Главная опасность ВИЧ не в разнообразии, а в том, что, попадая в организм человека, он полностью уничтожает пораженные клетки, отвечающие за иммунитет человека. В результате угнетается работа иммунной системы человека, и он становится беззащитным перед инфекциями, не характерными для людей с нормальным иммунным статусом, а также развитием разнообразных опухолей. Со временем в организме ВИЧ инфицированного развивается синдром приобретенного иммунного дефицита или СПИДа.

СПИД – это завершающая стадия развития ВИЧ, предполагающая летальный исход. Информация о том, что вирус необратимо разрушает клетки иммунной системы, должна убедить в неизлечимости заболевания, а значит, в обязательном соблюдении мер профилактики.

Еще одна важная характеристика вируса – это высокая изменчивость. Всем известна мутационная активность гриппа, которая заставляет людей ежегодно делать прививки от него. Вирус иммунодефицита человека (далее – ВИЧ) по сравнению с вирусом гриппа мутирует в 5 раз активнее. Известно, что, попадая в организм человека, практически каждый вирус имеет изменение в структуре своего ДНК, который отличает его от своего предшественника.

Международная база данных насчитывает несколько десятков тысяч вариантов ВИЧ-1. Очевидно, что столь сложная иерархия классификации вируса иммунодефицита человека представляет большую сложность в разработке вакцин и лекарственных средств для лечения инфицированных ВИЧ.

Понимание глобальной опасности ВИЧ для человечества позволила Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1987 году разработать глобальную программу по СПИД, а в 1988 году Организация объединенных наций (ООН) объявила 1 декабря Всемирным днем борьбы со СПИДом.

В настоящее время более 43% инфицированных ВИЧ в мире получают антиретровирусную терапию, которая позволяет подавить вирус и существенно, до нескольких десятилетий, продлить жизнь инфицированного человека. В России в 2015 году антиретровирусную терапию получали 37,3% лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека и состоящих под диспансерным наблюдением.

Глобальные меры по профилактике ВИЧ инфекции в мире дали очень хорошие результаты:

• на 35% снизилось число новых ВИЧ инфицированных;
  • на 24% снизился уровень смертности от СПИД.

Вместе с тем в России ситуация с ВИЧ инфекцией остается очень сложной: 22 субъекта Российской Федерации дают 50% заболевших от общего числа новых случаев ВИЧ-инфекции, что способствует сохранению напряженной эпидемиологической ситуации.