Эмоциональная реакция. Эмоционально-экспрессивные реакции

Обновлено: 18.05.2024

Эмоции - это сложный психический механизм реагирования, возникший в ходе эволюции, чтобы помочь организму приспособиться к среде. Эмоциональная реакция включает ряд компонентов. Одни из них активизируются во время эмоционального состояния. Это физиологический компонент, опосредующий и поддерживающий эмоциональную реакцию; внешнее выражение чувств, по которому судят об испытываемой эмоции; субъективное переживание чувств, сопровождающее эмоциональную реакцию. Четвертый компонент - когнитивный, который учитывает значение событий для личного благополучия человека.

Раскроем каждый из компонентов эмоциональной реакции и определим, какую роль они выполняют в определении сущности эмоций.

Физиологический компонент эмоций. Эмоции связаны с возбуждением. Мы живо ощущаем изменения в частоте сердечных сокращений, активности потовых желез, артериальном давлении, слюноотделении и т.д. Эти физиологические изменения связаны с деятельностью вегетативной нервной системы (нервной системы, соединяющей мозг с внутренними органами и железами), которая подразделяется на симпатическую и парасимпатическую.

Симпатическая нервная система активизирует тело и подготавливает его к немедленным действиям - к тому, чтобы «драться» или «убегать». Это происходит за счет возбуждения одних систем в организме и сдерживания других. Так, при гневе, сахар выбрасывается в кровь и быстро сообщает организму энергию, сердце бьется чаще и быстрее поставляет кровь мышцам, а пищеварение на время сдерживается, и ток крови в кожных покровах ограничивается. Все эти реакции увеличивают вероятность выживания человека в чрезвычайных ситуациях.

Парасимпатическая система, напротив, сдерживает эмоциональное возбуждение, успокаивает и расслабляет тело. Так, например, при страхе сердцебиение замедляется, падает давление в кровеносных сосудах, зрачки глаз сокращаются, уменьшается доступ света, а вот слюноотделение увеличивается, в пищеводе и желудке повышается секреторная функция. Все это обеспечивает восстановление и сохранение энергии тела.

Важным фактором, определяющим возникновение и протекание разных эмоций, является функционирование центральной нервной системы. Ряд последних исследований физиологических механизмов эмоций показал, что миндалина (клеточная структура в височной доле) выполняет особую роль в эмоциональном реагировании, участвуя в оценке вызвавших эмоцию стимулов, в активизации мышечной вегетативной и эндокринных систем.

Доказательством роли миндалины в оценке внешней среды представляют результаты исследования пациентов, страдающих височной эпилепсией, вследствие чего они начинают приписывать объектам и событиям искаженное эмоциональное значение. Находясь у себя дома, пациент не узнает привычную обстановку, или, напротив, в совершенно новом месте может чувствовать себя как дома. Хотя миндалина задействована в эмоциональных реакциях, ее функционированием нельзя обеспечить весь спектр человеческих эмоций. Данные электроэнцефалографии (ЭЭГ) мозговой активности указывают на особую роль лобной доли правого и левого полушарий мозга. При этом правое полушарие более активно при негативном, а левое - при позитивном эмоциональном состоянии.

Например, в исследованиях с выделением двух типов улыбки:

  1. истинной улыбки, которую характеризуют поднятые уголки губ и сокращение около глазных мышц, вызывающие морщинки в уголках глаз («гусиные лапки»),
  2. улыбки без «гусиных лапок», которые возникают в тех случаях, когда приличие требует улыбаться при отсутствии положительных эмоций, повышенный уровень корковой активности в левом полушарии был установлен только при истиной улыбке.

Наиболее распространенным прибором для измерения физиологических реакций, вызванных эмоциями, является «полиграф», который чаще называют «детектором лжи», поскольку чаще всего его применяют для проверки правдивости показаний. Полиграф -устройство, которое записывает изменения в частоте сердечных сокращений, артериальном давлении, скорости дыхания и фиксирует кожно-гальваническую реакцию (записывается с поверхности руки электродатчиками, фиксирующими выделение пота). Действие прибора основано на том, что ложь вызывает сильные эмоции.

Тезис об универсальности мимической экспрессии получил подтверждение в современных научных исследованиях.

В одном из экспериментов американские актеры изображали перед камерой ряд эмоций таких как радость, грусть, злость и страх. Затем эти изображения показывали представителям различных культур: шведской, японской, китайской, а также представителям из Новой Гвинеи, чье развитие соответствует периоду каменного века, и попросили их дать название этим эмоциям С этим заданием успешно справились практически все испытуемые, даже представители архаической культуры Насколько можно доверять мимике в распознании эмоций? Гамлет, без сомнения, был не первым, кто заметил, что «можно улыбаться и быть при этом подлецом». Людям не составляет труда передать мимикой совсем не ту эмоцию, которую они в действительности испытывают. Мы можем вежливо посмеяться над шуткой, которая не кажется смешной. Мы можем казаться невозмутимыми, хотя в действительности встревожены или оскорблены. Все это дает основание полагать, что определение эмоций только по внешней экспрессии не всегда является достоверным.

Эмоции также выражаются с помощью тела. Изучение содержания послания тела (поза, жесты) называется кинексикой.

Можно выделить единицы внешней телесной организации, которые достаточно точно передают такие эмоциональные состояния как расслабление-напряжение и симпатия-антипатия. Расслабление выражается в свободном положении рук и ног, откидывания назад в положении сидя. Симпатия выражается, главным образом, когда человек наклоняется вперед к другому человеку или объекту. Таким образом, положение тела может обнаружить чувства, которые, как правило, скрываются. Вместе с тем выразительные движения тела также можно научиться контролировать, как и лицевые экспрессии. Следует учитывать то, что одно и то же «послание тела» может быть неоднозначно истолковано.

Например, женщина, которая сидит неподвижно, скрестив руки на груди, вероятно, посылает сигнал «неуверенности». Однако, специалисты по чтению «языка тела» отмечают, что жесты редко содержат фиксированное значение. Жесты этой женщины могут означать, что в комнате холодно.

Компонент субъективного переживания эмоций. Человек не только эмоционально реагирует, но особо регистрирует этот процесс путем его осознания. Невозможность дать словесное описание некоторого переживания еще не означает его неосознаваемости. Когда мы, например, оказываемся не в состоянии описать лицо хорошо знакомого человека, означает ли это, что мы не осознаем это лицо? Ведь мы можем нарисовать это лицо или опознать его среди тысячи других лиц. Исходя из этого следует различать непосредственно чувственную репрезентацию эмоциональных явлений (в форме переживания) и способность их передачи путем словесного обозначения.

Многообразие и сложность эмоциональных явлений обуславливают трудности словесного описания человеком своих эмоций: подбираемые слова кажутся недостаточно точными и неверно отражают различные эмоциональные состояния и их оттенки. Чем, к примеру, уныние отличается от скуки или подавленности? Что вы сейчас чувствуете - радость, страх, гнев, смущение? Ни один из этих терминов не имеет точного определения. Ваше представление о радости или гневе может сильно отличаться от представлений Ваших знакомых. Следует учесть и то, что люди редко испытывают эмоции в чистом виде. Рассмотрим такую ситуацию.

Вы сдаете экзамен. Экзамен трудный, и вы очень устали, когда готовились к нему. Вам достался билет, ответ на который вам хорошо известен. Казалось, ситуация складывается в вашу пользу. Но преподаватель держится отчужденно, и это тревожит Вас. Вас неожиданно зовут отвечать. Что Вы сейчас чувствуете? Возбуждение, страх, удовлетворение, гнев? Ваши эмоции так перемешались, что распознать их, а тем более описать их практически невозможно.

Эмоциональный опыт человека обычно шире, чем опыт его эмоциональных переживаний. Есть эмоциональные явления, которые настолько кратковременны, что просто не успевают получить четкое и однозначное определение. Эмоциональное состояние может быть неприятным, что человек его вытесняет за пределы сознания.

Все это свидетельствует о том, что такой компонент как субъективное переживание эмоции сам по себе не может служить раскрытию психологического содержания эмоциональной реакции.

Когнитивный компонент эмоций. Эмоция существует в форме когнитивной оценки и осмысления. Лазарус и Смит предложили несколько параметров когнитивной оценки. Одни из них первичные, поскольку они связаны с решением вопроса о важности того или иного события для нашего благополучия. Это оценка мотива-ционной релевантности события (связано ли оно с личными мотивами) и его мотивационной конгруэнтности (соответствует ли личным целям). Эти две оценки определяют знак эмоций. Другие, вторичные параметры связаны со способностями человека разрешать данную ситуацию и выбором соответствующей стратегии, а также объяснением того, кто ответственный за возникновение данной эмоции сам субъект или другие люди.

Например, гнев является результатом того, что события оцениваются как личностно.значимые, связанные с достижением личных целей, а ответственность за происходящее несут другие люди. Вину же человек испытывает, когда человек сам себя считает ответственным за личностно значимое, но не совпадающие с ответственным за поставленными целями события. Печаль возникает тогда, когда человек переживает происходящее с ним как затрагивающее его личные мотивы , но при этом он не в состоянии что-то изменить в своей жизни безотносительно к тому, отвечает ли он за это сам или кто-то из его окружения. Более упрощенная схема возникновения эмоций на основе когнитивной оценки рассогласования потребности и возможности ее удовлетворения в конкретных жизненных обстоятельствах была предложена отечественным психофизиологом П.В.Симоновым.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
Э = f [ П, ( Ин - Ис ). ]

  • где Э - эмоция, ее степень, качество, знак;
  • П - сила и качество актуальной потребности;
  • (Ин - Ис) - оценка вероятности удовлетворения потребности;
  • Ин - информация, практически необходимая для удовлетворения потребности;
  • Ис - информация о средствах, которыми в данный момент располагает субъект.

Попробуем ответить на вопрос, пользуясь предложенной формулой: Когда возникают отрицательные эмоции? (Когда субъект располагает недостаточным количеством информации). Когда возникают положительные эмоции? (Информация о средствах удовлетворения потребности имеется в избытке). Когда не возникает эмоций? (Если мы встречаемся с ситуацией с достаточным запасом знаний и сведений).

Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Эмоциональная реакция удивления может рассмотрена как своеобразная форма страха. Она возникает в результате отражения разницы между возможной и фактически полученной дозой информации. При удивлении внимание сосредотачивается на причинах необъяснимого, а при страхе на предвосхищении угрозы. Состояние же наивысшей творческой работоспособности человека - вдохновение - всегда окрашено в эмоционально положительные тона. Избыток информации сообщает действиям человека ту свободу, которая располагает к импровизации.

Как взаимосвязаны рассмотренные выше компоненты эмоции: физиологический (возбуждение), экспрессивный (внешнее поведение), субьективное переживание эмоционального опыта (осознание) и когнитивный (оценка значимости объекта или события)? Теории эмоций предлагают различные ответы на этот вопрос.

Эмоциональная реакция

​​​​​​​Эмоциональные реакции - эмоциональные процессы (состояния и движения), возникшие в ответ на внешнее воздействие, эмоциональный ответ души или тела (организма).

Вас обрадовали - вы обрадовались. Вас испугали - вы боитесь.

Эмоциональные реакции отличаются от эмоциональных акций - состояний и движений, где человек был проактивен и был их автором. Вприкидку, соотношение эмоциональных акций и реакций у развитой личности - 50/50, у массовой личности - 20/80. У творческих детей и развитых взрослых значительнная часть эмоций - это эмоциональные акции. Эмоции у шаблонных взрослых - как правило, непроизвольная и не поддающаяся контролю эмоциональная реакция организма на происходящие вокруг события. Смотри Теория социального психоанализа эмоций

Виды эмоциональных реакций

Эмоциональные реакции могут быть и негативными, и позитивными, и врожденными, и выученными, могут быть как оперативными, так и реактивными.

Естественность эмоциональных реакций

Эмоциональные реакции обычно протекают как автоматизмы и ощущаются как естественные. При этом в реальности процесс, организующий эмоциональные реакции, бывает разной степени сложности. В частности, оперативные эмоциональные реакции сильно зависят от того, как мы увидели и поняли ситуацию. А восприятие - это уже поле субъективности.

Если вам не нравятся жуки на закуску или глазки в супе, то это не рефлекторные, а привитые или заякоренные эмоции. Ваши соседи хрумкают это с аппетитом.
скачать видео

Первая эмоциональная рекация

Первая эмоциональная реакция, как правило, показывает истинное отношение человека.

Если при встрече с вашим знакомым, в первые несколько мгновений у него возникло нахмуренное выражение лица, а потом он стал улыбаться, то есть большая вероятность, что он не так уж и рад этой встрече.

Первая эмоциональная реакция показывает истинное отношение.
скачать видео

Оперативные и реактивные эмоциональные реакции

Эмоциональные реакции имеют разную природу. Часть эмоциональных реакций - оперативные эмоции, приобретенные и используемые человеком в связи с реальной или условной выгодой. Оперативные эмоции - либо осознанные, либо привычные и уже неосознаваемые реакции человека на окружающий мир, которые когда-либо были освоены для решения тех или иных жизненных задач, в которых есть реальная или условная выгода. Другая часть - реактивные эмоции, возникающие всегда бессознательно, автоматически, без всякой цели и без какой-либо выгоды.

Вприкидку, соотношение оперативных и реактивных эмоций у развитой личности - 60/40, у массовой личности - 10/90.

В свою очередь, реактивные эмоции имеют три основные разновидности: рефлекторные эмоции, заякоренные эмоции и привитые эмоции.

Любовь как реактивное отношение

Любовь тоже бывает и акцией, и реакцией. Как реактивное отношение, любовь есть непроизвольный поведенческий и эмоциональный ответ человека на то, что на него в этом направлении воздействовало. Смотри Любовь как реактивное отношение

Эмоциональная реакция. Эмоционально-экспрессивные реакции

Эмоциональная реакция. Эмоционально-экспрессивные реакции

Эмоциональная реакция — разнообразные моторно-вегетативные проявления аффективного типа (рычание, шипение, побег, позы «испуга», «ярости»), сравнительно легко воспроизводимые, особенно у кошек, при раздражении гипоталамуса, среднего мозга. Они часто не имеют целенанравленного характера и могут расцениваться как отдельные фрагменты врожденных форм поведения. Собственный опыт экспериментального изучения эмоций и анализ литературных данных позволяет поставить под сомнение существование самостоятельных, специфических форм эмоциональных реакций.
Эмоции выражаются набором соматических, вегетативных и поведенческих проявлений, которые используются и для иных, неэмоциональных форм поведения.

Наиболее яркие и комплексные эмоционально-экспрессивные проявления возникают при электрической стимуляции гипоталамуса и центрального серого вещества среднего мозга. В этом случае ответная реакция определяется главным образом локализацией электрода внутри структуры, параметрами стимуляции и в определенной степени «характерологическими» особенностями, животного.

Для того чтобы однозначно квалифицировать вызванные стимуляцией поведенческие сдвиги, необходимо четко оговаривать условия опыта, в частности наличие или отсутствие различных провоцирующих стимул-объектов в экспериментальной камере, поскольку они могут в корне изменять характер реакции, что может сделать результаты несравнимыми.

В данном разделе термин «эмоционально-экспрессивные проявления» используется для того, чтобы подчеркнуть, что речь идет именно о реакциях, внешние проявления которых жестко связаны с электрическим раздражением и воспроизводятся вновь и вновь при каждом раздражении (stimulus bound reactions). Опыт изучения поведенческих эффектов электрической стимуляции более чем у 250 кошек позволяет нам считать удобным при регистрации данных разбивать целостные реакции на отдельные компоненты, «единицы» (фрагменты), дающие в сумме тот или иной экспрессивный комплекс.

эмоциональная реакция

Поскольку в сумме определенный набор этих компонентов может образовать экспрессивную картину, сходную с натуральными проявлениями поведения, при описании вызванных реакций прибегают к терминам, позволяющим коротко, образно и понятно обозначить данный эмоционально-выразительный комплекс. В соответствии с литературными и собственными данными можно выделить следующие типы реакций.

Аффективная защитная реакция (реакция ярости, защитная реакция, агрессивная реакция, угроза — Hess, 1956; Nakao, 1958; Hunsperger, 1962; Romaniuk, 1965; Brown et ai., 1969). Эти определения относят к эмоционально-выразительному комплексу, развившемуся при достаточной интенсивности электрической стимуляции. Если во время эксперимента производить градуальное увеличение силы тока, то наблюдается закономерная эволюция данной реакции; а) реакция настораживания (поднимание головы, расширение глазных щелей, мидриаз, учащение или углубление дыхания);

б) реакция «тревоги», которую характеризует появление мышечной напряженности, «тревожная» фиксация взгляда или «тревожные» оглядывания, иногда съеживание, прижимание к полу ит. л.;) в) реакция угрозы, появление которой определяется голосовыми реакциями (рычанием— угроза I). При дальнейшем возрастании интенсивности электрической стимуляции рычания становятся громче и возникают несколько раз на протяжении раздражения (угроза II), вслед за этим достигается порог однократного шипения (угроза III) или повторных шипений (угроза IV).

В определенном диапазоне дальнейшего увеличения интенсивности раздражения рычание и шипение параллельно и пропорционально усиливаются, появляются циклы «рычание—шипение», а затем шипение становится доминирующей голосовой реакцией, и рычания обычно исчезают. Обычно в фазе угроза IV (иногда угроза III) и при дальнейшем увеличении интенсивности раздражения развивается весь экспрессивный комплекс, характеризующий состояние «ярости» у кошек: характерная поза (выгибание спины, опускание головы, экстензия лап —так называемая Halloween stance), выраженная пилоэрекция на хвосте и спине, иногда животное «съеживается», прижимается к полу, отмечаются «хлещущие» движения хвостом, выпускание когтей, иногда поднимается передняя лапа, часто развиваются саливация, мочеиспускание, иногда дефекация. Отдельные компоненты выражены в разной степени у каждого животного, однако общая экспрессивная картина достаточно характерна и легко определима. При дальнейшем возрастании силы тока могут наблюдаться движения на фоне резчайшей «ярости»: бросок вперед, стремительный прыжок или побег.

Как правило, при защитной реакции не отмечается локомоторных проявлений, однако, по данным Romantuk (1965), при реакции агрессии может быть повышена двигательная активность. Поскольку в этом случае не наблюдается весьма характерных для кошек позных проявлений, мы относим такие реакции к смешанному типу.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Возможности и ограничения модели регуляции эмоций Дж. Гросса


В статье рассматривается процесс модуляции эмоций, определяющий эмоциональную реакцию индивида на примере модели регуляции эмоций Дж. Гросса. Приводятся примеры адаптивного и дезадаптивного применения стратегий индивидом, а также анализируются возможности и ограничения применения данной модели в научных исследованиях и психологических интервенциях.

Ключевые слова: регуляция эмоций, стратегии, модуляция эмоций, выбор ситуации (situation selection), изменение ситуации (situation modification), управление вниманием (attentional deployment), когнитивные изменения (cognitive change), модуляция ответа (response modulation).

Современные подходы к построению теорий эмоциональной регуляции являются чрезвычайно разносторонними. Например, актуальными темами психологических исследований эмоциональной регуляции являются: условия возникновения эмоций, процессы их регуляции, системная организация психологии переживаний, исследование мотивационных и когнитивных детерминант эмоциональной регуляции, изучение закономерностей процесса эмоциональной регуляции в зависимости от специфики регулируемой деятельности и т. д.

Одним из новых подходов, в котором проблема регуляции эмоций обозначается как самостоятельная линия исследований, является подход, берущий свое начало с работ Р. Лазаруса (Lazarus, 1968). В рамках данного подхода описан широкий круг феноменов и частных закономерностей процесса регуляции эмоций, приведены перечни стратегий регуляции эмоций, получены данные о сравнительной эффективности выделенных регуляторных стратегий с точки зрения решения адаптационных задач при переживании негативных и позитивных эмоций (Thompson, 1994; Gross, 1998, 2008, 2014; Gross, Rottenberg, 2007; Werner, Gross, 2010).

Под регуляцией эмоций в статье понимается комплекс осознаваемых и неосознаваемых психических процессов, которые усиливают, ослабляют либо удерживают на одном уровне качество и интенсивность эмоциональных реакций и эмоциональных состояний человека (Davidson, 1998; Gross, Thompson, 2007; Mayer, Salovey, 1997; Люсин, 2004; Гоулман, 2009; Сергиенко, Ветрова, 2009). Таким образом, понятие «регуляция эмоций» предполагает, что фокусом является непосредственно изменение эмоционального состояния.

Далее в статье рассмотрим модель регуляции эмоций как развернутый во времени процесс, представленную в работах школы Дж. Гросса (рис.1). Модель регуляции эмоций опирается на когнитивную теорию эмоций, согласно которой причиной эмоций является не ситуация как таковая, а то, как человек оценивает эту ситуацию. Социальный характер жизни требует от индивида умения эмоционально откликаться на переживания окружающих, демонстрировать или сдерживать эмоциональные проявления в соответствии с обстоятельствами ситуации, преодолевать действие собственных эмоций для сохранения оптимального уровня активности. Дж. Гросс рассматривает эмоции как быстрые реакции, влияющие как на поведение, так и на организм человека. Эмоции возникают в ответ на события, которые потенциально несут в себе или трудную задачу, или возможность (Gross, 1998). Эмоции можно модулировать и изменять, поэтому именно модуляция эмоций определяет окончательную эмоциональную реакцию индивида.

C:\Users\Сергей\Downloads\Модель_эмоциональной_регуляции_Дж._Гросса (1).png

Рис. 1. Модель эмоциональной регуляции Дж.Гросса

Авторами модели выделены два типа стратегий регуляции эмоций, границей между которыми служит момент генерирования эмоционального импульса (Gross, 1998; Gross, Thompson, 2007):

− стратегии, сфокусированные на восприятии и оценке ситуации субъектом и, таким образом, предшествующие возникновению эмоциональной реакции (antecedent-focused): выбор ситуации (situation selection), изменение ситуации (situation modification), управление вниманием (attentional deployment), когнитивные изменения (cognitive change);

− стратегии, применяющиеся уже после генерации эмоционального ответа, т. е. стратегии, сфокусированные на реакции (response-focused): модуляция ответа (response modulation).

В первом случае регуляции подвергается, не сама эмоция как таковая, а направленность субъекта на ситуацию, которая может эмоцию вызвать. Когда импульс уже сгенерирован, осуществляется регуляция собственно эмоции и ее последствий в физиологическом состоянии, поведении и субъективном переживании. Рассмотрим данные стратегии эмоциональной регуляции более подробно [3,6,7,10]:

  1. Выбор ситуации (situation selection). На первом этапе предсказывается траектория эмоций, например, избегание одних ситуаций и, наоборот, включение в другие. Принимая решения о том, избегать ли той ситуации, которая может усилить или уменьшить эмоции, или принять ее, человек основывается на своем опыте и поэтому может в какой-то степени предсказать, будет ли данная ситуация ему полезна (и как это отразится на его состоянии). Избегание определенных ситуаций может носить адаптивный характер при управлении собственной жизнью, однако использование этой стратегии слишком часто сопровождается определенными проблемами. Например, дисфункциональная регуляция на этом этапе может быть связана с хроническим избеганием одних и тех же ситуаций, которое в конечном итоге ведет к снижению социальной, образовательной, профессиональной активности. То есть, при недостаточной гибкости хроническая приверженность стратегии избегания может привести к психопатологии (например, возникновение социальной фобии и избегающего расстройства личности, когда избегание опасных ситуаций поддерживает патологический страх, негативно влияет на психосоциальное функционирование и снижает качество жизни).
  2. Изменение ситуации (situation modification). Вторая стратегия связана с трансформацией конкретных аспектов ситуации с целью регулирования эмоционального воздействия на человека. Многие разновидности стратегии изменения ситуации адаптивны, но при условии, что индивид действует не из страха, а разумно, уверенно и понимает ожидаемые результаты своего влияния на ситуацию. Например, в качестве примеров модификации ситуации используется юмор (эмоциональное сближение с партнером по общению) или увеличение дистанции между собой и другим человеком. Однако стратегии модификации ситуации могут быть неадаптивны в том случае, когда они препятствуют полному контакту с ситуацией, вызывающей страх. Патологические варианты функционирования этой стратегии включают различного рода подготовительные мероприятия, меры безопасности, манипуляции, которые изнуряют человека и, закрепляясь, образуют вторичные симптомы в виде дисфункций в отношениях, магических ритуальных действий и т. д.

Примерами могут служить изнурительная подготовка к выступлению у человека с социальной тревогой, привычка постоянно носить в сумке целую аптеку у лиц с паническими атаками и т. д. Поэтому важно различать проблемно-ориентированный копинг (Lazarus, Folkman, 1984) как конструктивные усилия по изменению ситуации, и дезадаптивные стратегии, которые предполагают формирование ритуалов. В таком случае эти стратегии могут монополизировать когнитивные ресурсы человека, привлекать больше внимания к нему со стороны других людей или усиливать внимание самого себя к себе, что в конечном итоге может вызывать определенные социальные и психологические проблемы.

  1. Управление вниманием (attentional deployment). Третья стратегия изменяет не актуальную ситуацию взаимодействия в системе «человек-среда» (как стратегия situation modification), а фокусировку внимания внутри ситуации и по отношению к ней. Данная стратегия включается в работу тогда, когда попытки выбора ситуации либо ее изменения исчерпаны и включает такие формы, как отвлечение и концентрация внимания:

− В случае отвлечения индивид сдвигает фокус внимания на малоэмоциональные или малотравматичные аспекты ситуации. Как и другие стратегии, отвлечение является адаптивной стратегией, особенно в тех случаях, когда ситуация не поддается контролю. Это становится возможным благодаря тому, что отвлечение легко «отфильтровывает» эмоциональное содержание высокой интенсивности, которое было бы сложно подвергнуть когнитивным изменениям (Sheppes et al., 2011). Однако хроническое использование отвлечения, как стратегии регуляции, приводит к неспособности противостоять тревожным мыслям и действовать, несмотря на тревогу, блокирует способность приспосабливаться к стимулам, которые вызывают страх, и мешает понять, что некоторые из них могут быть нейтральными и не содержать в себе угрозу.

− Высокая фокусировка внимания на собственных негативных чувствах (концентрация внимания) связана появлением руминаций и беспокойства. Эти стратегии могут быть успешными для временного снижения тревоги, т. к. переработка возбуждения через беспокойство несколько снижает актуальный дистресс, однако в долговременной перспективе данные стратегии затрудняют привыкание к эмоциогенным стимулам. Поэтому руминации традиционно относят к числу неадаптивных стратегий регуляции эмоций из-за тенденции усугубления эмоциональных переживаний (Nolen-Hoeksema, Wisco, Lyubomirsky, 2008). Чувство беспокойства сходно с руминацией, но оно в большей степени ориентировано на будущее ожидание негативных событий, антиципации будущих возможных угроз, что может способствовать увеличению тревоги и уменьшению скорости переработки актуальных негативных эмоций (Gross, Thompson, 2007; Campbell-Sills, Barlow, 2007).

  1. Когнитивные изменения (cognitive change). Четверная стратегия предполагает изменения интерпретации эмоциогенной ситуации с целью управления эмоциями. Например, процесс выбора или создания одного значения из нескольких возможных; когнитивные усилия, направленные на переоценку ситуации, либо на изменение своего отношения к ситуации, например, за счет ее включения в более широкий контекст (Schartau, Dalgleish, Dunn, 2009). Когнитивные изменения считается наиболее адаптивной стратегией регуляции эмоций. Развитая способность к переоценке положительно коррелирует с успешным установлением межличностных контактов и уровнем психологического благополучия человека (Gross, John, 2003). Однако когнитивные изменения, могут быть и малоадаптивными (например, самостоятельное добавление деталей и негативное «домысливание» ситуаций, эмоциональное сопротивление/неприятие собственного эмоционального состояния), поэтому могут вызвать аффективное расстройство или расстройство психосоматического спектра без очевидных на то причин (Gross, John, 2003).
  2. Модуляция ответа (response modulation). Пятая стратегия предполагает воздействие на субъективное переживание, а также на физиологические и поведенческие системы реагирования тогда, когда эмоциональная реакция уже возникла. К числу наиболее часто встречающихся психологических форм изменений эмоциональной реакции относят эмоционально-экспрессивное поведение и супрессию (подавление экспрессии эмоций):

− Модуляция ответа в форме эмоционально-экспрессивного поведения эффективно только тогда, когда субъекту удается найти социально приемлемые формы выражения возникшей эмоции. Дезадаптивные варианты этой стратегии выражаются в неконтролируемом проявлении аффекта.

− Модуляция ответа в форме супрессии, согласно данным многочисленных исследований Дж. Гросса и коллег, практически всегда приводит к возникновению чувства несоответствия внутренних переживаний и их внешнего проявления. Авторы модели регуляции эмоций объясняют этот феномен тем, что подавление требует затраты значительной массы ресурсов на свое осуществление, тогда как эти ресурсы могли быть использованы для обеспечения когнитивных процессов. Частое использование подавления экспрессивного компонента эмоции может приводить к снижению эмоциональной вовлеченности, отчужденности, избегающему поведению и социальной изоляции субъекта (John, Gross, 2004; Dan-Glauser, Gross, 2011). Это, в свою очередь, может вызывать негативные последствия, например, приводить к нарушениям психологического и физического здоровья (Soto, 2011). Однако исследователи отмечают, что в ряде случаев подавление может иметь адаптивный смысл, если это соответствует социальным требованиям ситуации (Tamir, 2009).

Поэтому адаптивность или неадаптивность эмоционально-экспрессивное поведения и супрессии не может быть определена однозначно, она зависит от ситуационного контекста.

Рассмотренная модель Дж. Гросса является процессуальной и статичной, поэтому ее использование не позволяет подойти к пониманию психологических механизмов, обеспечивающих эффективность регуляции эмоций. Поэтому дальнейшее исследование процессов эмоциональной регуляции во взаимосвязи ее со средой, социокультурными ценностями и структурами, внутриличностными процессами и образованиями позволит выявить особенности адаптивно-целевой сообразности стратегий эмоциональной регуляции. Но основе вышеописанных стратегий модели Дж. Гросса разрабатываются позитивные психологические интервенции, связанные с эмоциональной регуляций. Например, разнообразные упражнения и психотехники, которые связаны с регуляцией эмоций, например:

− Стратегии, направленные на выбор ситуации, в которой только еще предстоит принять участие в будущем. Для этого необходимо представить себе особенности ситуации, свои цели и ценности, а также понять то, как это все повлияет на эмоциональное состояние).

− Стратегии, представляющие собой активные попытки изменить те обстоятельства, в которые попал человек (изменение внешней среды). Изменение текущей ситуации в сторону более желательной, изменяет и эмоциональное состояние человека.

− Стратегии, связанные с изменением фокуса внимания в определенной ситуации. Например, человек может оторваться от какого-либо эмоционального стимула и сфокусировать свое внимание на объективных аспектах ситуации (или наоборот, фокусироваться на своей деятельности, своих эмоциях). Как правило, нахождение в состоянии здесь-и-сейчас ведет к выделению тех или иных аспектов ситуации, на которые переключается внимание.

− Стратегии по переоценке значения ситуации позволяют как снизить негативный аффект, так и повысить силу позитивных эмоций. Например, изменение мыслей, вызванных ситуацией, и изменение оценки способности совладания с данной ситуацией, включение ее в более широкий контекст, что в адаптивном случае ведет к увеличению или уменьшению интенсивности текущей эмоции или ее замене на другую эмоцию.

− Стратегии, влияющие на физиологическую, субъективную и поведенческую реакцию на эмоции (когда направление реагирования уже выявлено и затрагивает внешний и поведенческий ответ). Например, оказать на кого-то влияние своей внешнеповеденческой реакцией (скрыть эмоции или их выразить).

Таким образом, процессуальная модель Дж. Гросса — одна из наиболее авторитетных современных моделей регуляции эмоций, разработанная в теоретико-методологических рамках современной когнитивной психологии. В данной модели представлен достаточно широкий феноменологический перечень стратегий регуляции эмоций: выбор ситуации (situation selection), изменение ситуации (situation modification), управление вниманием (attentional deployment), когнитивные изменения (cognitive change), модуляция ответа (response modulation). Но, как было раскрыто в статье, данные стратегии могут использоваться индивидом как адаптивно, так и дезадаптивно. Взаимосвязи между личностью и психическими состояниями носят характер взаимовлияния — состояния оказывают обратное влияние на личность, ее развитие, динамику, формирование одних свойств и ослабление других, возникновение и переконструирование мотивов и целей. Например, неадекватная самооценка способствует возникновению чрезмерного возбуждения, обуславливает чувствительность к неуспеху, мнительность. В то же время имеет место и обратное влияние. Например, отсутствие информации или ее недостаточность ослабляет активность процессов мышления, что неблагоприятно сказывается на эмоциональном состоянии, ведет к возникновению отрицательных эмоций. Поэтому в ряде случаев, возникает неоднозначность и даже парадоксальность использования регуляторных стратегий подхода Дж. Гросса.

  1. Величковский Б. Б., Марьин М. И. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние—устойчивая черта»// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.- 2007.- № 2 -с.34–46.
  2. Капитоненко Н. В. Эмоциональная регуляция поведения: области изучения, компоненты и функции // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 5. — С. 267–274.
  3. Падун М. А. Регуляция эмоций и ее нарушения // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 39. С. 5–23.
  4. Падун М. А. Регуляция эмоций: процесс, формы, механизмы / М. А. Падун // Психологический журнал. — 2010. — Т. 31. — № 6. — С. 57–69.
  5. Панкратова А. А. Подход Дж.Гросса к изучению эмоциональной регуляции: примеры кросс-культурных исследований. Вопросы психологии, 2014. — № 1, 147–155.
  6. Первичко Е. И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход // Национальный психологический журнал. — 2015. — № 1(17). — С. 39–51.
  7. Gross J. J. Antecedent- and response-focused emotion regulation: Divergent consequences for experience, expression, and physiology // J. Pers.y and Soc. Psychol. 1998. V. 74. N 1. P. 224–237.
  8. Gross J. J. Emotion regulation: Affective, cognitive, and social consequences. Psychophysiology. 2002. 39(3). P. 281–291.
  9. Gross, J. J. The emerging field of emotion regulation: An integrative review // Review of General Psychology. 1998. Vol. 2. No. 3. P. 271–299.
  10. John O. P., Gross J. J. Healthy and unhealthy emotion regulation: Personality processes, individual differences, and lifespan development // J. Personality. 2004. V. 72. Iss. 6. P. 1301–1334.
  11. Soto J. A. et al. Is expressive suppression always associated with poorer psychological functioning? A cross-cultural comparison between European Americans and Hong Kong Chinese / Soto J. A., Perez C. R., Kim Y.-H., Lee E. A., Minnick M. R. // Emotion. 2011. V. 11. N 6. P. 1450–1455.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональная регуляция, стратегия, модуляция ответа, ситуация, выбор ситуации, изменение ситуации, эмоция, изменение, управление вниманием, эмоциональная реакция.

6 линия Эмоциональной реакции Тень: Отчуждение

Эмоциональная реакция на травму – это генетическое давление защищаться определенным образом. EQ относится к шаблонам защитных реакций, которые сформировались у нас в возрасте с 7 до 14 лет.

Травма (сакральная рана) определяется красным Марсом (марс дизайна, статья ВК) и является коллективной темой, однако проживается через каждого из нас глубоко личностно. Чтобы не испытывать боль, наша генетика выбирает подходящую защиту, поэтому формируется определенная схема поведения : травма— >эмоциональная реакция.

Вы обнаружите, что во взаимодействии с людьми (особенно близкими), вы проявляетесь описанным ниже определённым образом, а значит вы имеете дело со своей генетической травмой и ваша задача поменять шаблон, чтобы выйти из этой схемы.

6 линия Эмоциональной реакции

Тень: Отчуждение

Был друг, стал враг. Также проживают все предыдущие 5 эмоциональных реакций.

Эмоциональная реакция здесь — это побег, внешний или внутренний. Может выражаться в фактическом желании немедленно уйти, отстраниться. Убежать от этого человека за тридевять земель! Метафора — как только вас цепляют за травму, вы тут же начинаете собирать чемоданы.

Как вариант этой реакции, происходит немедленный «уход в себя», так как у сознания есть ощущение, что там надежнее. Однако такой уход в себя — это уход в одно и то же убежище, которое, тем не менее, не рождает ничего нового. Это означает возвращаться в одну и ту же точку.

Запомните — если вас тянет убежать, значит вы в травме. Лучший вариант — сломать шаблон и остаться, еще лучше — поговорить с обидчиком и обнаружить что убегать нет нужды.

Дар: Почтение

Почтение ко всему, что есть в мире. Внимание и любовь к самому себе.

Осознанное видение красоты Жизни.

Путь 6 линии в сфере EQ – это путь эмоциональных открытий. Цель этого пути – обрести эмоциональную мудрость, поэтому сама дорога может быть полна проб и ошибок. Внутреннее виденье шестой линии подсказывает ей, что истинная любовь возможна, но на частоте тени мы перестаем доверять этому внутреннему голосу.

6 линия должна быть самой терпеливой. Здесь есть возможность пережить самый полный спектр различных эмоций, и, прежде всего, научиться относится со вниманием и любовью к самому себе.

Иногда 6 линиям кажется, что они движутся по туннелю и лишь иногда выходят на свет, чтобы снова оказаться в новом туннеле. В итоге вы станете сильнее, сердце откроется, и вы станете осознанны относительно красоты жизни. Больше, чем вы могли себе представить.. Это и есть истинное значение «Почтения».

Переход в эмоциональную зрелость (Дар этой сферы) считается непростым, так как мы часто застреваем в одной из крайностей — либо слишком активно используем ум и с его помощью контролируем эмоции, либо тонем в эмоциях и перестаем слышать голос разума. Выход — равновесие между двумя этими полюсами за счет развития навыка наблюдения собственных эмоций. Достаточно просто успеть осознать свою эмоцию до того как она будет выражена, это может занять меньше секунды, однако эффект оказывается впечатляющим. Во-первых, выражение чувств уже совсем другое (другие вибрации), во-вторых осознанная эмоция не провоцирует собеседника на его собственную травму и, как следствие, эмоциональную реакцию.

Очень важно выражать себя! Но за счет осознанности можно делать это без разрушений, и даже наоборот, созидательно. Ни в коем случае не нужно давить эмоцию, просто увидеть. Что я сейчас испытываю? Гнев, агрессию, радость, обиду. и только после этого проявление.

Эмоциональная зрелость связана с тремя основными темами:

  1. То, как мы слушаем других, и здесь две части: с одной стороны слышать, что тебе говорят люди; с другой, не позволять себе присаживаться на уши, здоровая способность слушать и слышать и уважать свои границы.
  2. Ясно выражать себя, не залипать, не навешивать на другого, а вовремя быть способным высказать все, что есть внутри
  3. Взять на себя ответственность за свои собственные чувства, понять, что чувства не другими запускаются, а это всегда – твое. Соответственно, полезно поменять формулировки речи при высказываний претензий другим людям, вместо «ты меня бесишь (расстраиваешь, обижаешь и т д.)», на «я испытываю агрессию (обиду, печаль, и т. д.) от происходящего». Убрать привычку обвинять других в своих чувствах! Это стратегия жертвы.

Три уровня проявления эмоций:

На уровне ТЕНИ – низкие вибрации, здесь самые сильные и «грубые» эмоции — здесь обвинения, защиты, положение жертвы. Также находясь в тенях мы сами не признаем себя в таких состояниях и начинаем их давить, чем провоцируем еще больше.

В Тени наша основа, внутренняя стабильность, подтачивается нашими эмоциональными защитными привычками. Мы настолько привыкаем вести себя подобным образом, что часто вообще не замечаем своей реактивности. Задайте себе вопрос: «При каких обстоятельствах вы забываете быть добры к тем, кого любите?»

Эмоциональная зрелость не только о том, чтобы осознавать свои собственные чувства, но и чтобы понять и признать чувства другого и, зная его границы, не делать ему больно.

ДАРЫ этой сферы о том, чтобы вернуть в свою жизнь лучшее из детства. Это тема легкого отношения к жизни, игры бога в жизнь. Через трансформацию тени этой сферы вы даете рождение вашему внутреннему ребенку.

Вспомните, какие самые прекрасные вещи случались с вами в детстве?

Здесь происходит оздоровление эмоций: способность ясно видеть ситуацию, отдавать себе отчет в собственных эмоциях, способность принимать во внимание чувства других людей при любых обстоятельствах, сбрасывание защит и способность поддерживать четкие эмоциональные границы.

То есть, с одной стороны, ты идешь в УЯЗВИМОСТЬ (позволяешь себе чувствовать и проявляться, появляется проточность, а значит невинность), с другой, ты ставишь ЧЕТКИЕ ГРАНИЦЫ.

Все это – качества зрелой эмоциональной системы человека.

На уровне СИДХИ эмоции становятся очень изысканными. Амплитуда проявления чувств сильно уменьшается, и вы вовлекаетесь только чтобы пережить тонкие вибрации избранных эмоций. Это так называемое состояние бхакти — тишина и покой внутри.

Читайте также: