Симуляция глухоты. Артикуляционные расстройства при контузиях

Обновлено: 05.05.2024

Внезапная потеря слуха - это нейросенсорная тугоухость Патофизиология Во всем мире около полумиллиарда человек (почти 8% мирового населения) страдают от потери слуха ( 1). У более 10% жителей США отмечается тугоухость определенной степени, которая создает им проблемы. Прочитайте дополнительные сведения

Общие справочные материалы

1. Chandrasekhar SS, Tsai Do BS, Schwartz SR, et al: Clinical practice guideline: Sudden hearing loss (update). Otolaryngol Head Neck Surg 161(1 Suppl):S1-S45, 2019. doi: 10.1177/0194599819859885

Этиология внезапной утраты слуха

Ниже представлены особенности, характерные для внезапно возникшей потери слуха:

Большинство случаев являются идиопатическими (см. таблицу Некоторые причины внезапной утраты слуха Некоторые причины внезапной утраты слуха ).

В некоторых случаях имеется четкая причинно-следственная взаимосвязь между каким-то происшествием и последующей за этим глухотой.

Крайне редко начальные симптомы выдают скрытое, но опознаваемое нарушение.

Очевидное явление: некоторые причины внезапной тугоухости очевидны.

Тупая травма головы с повреждением височной кости или тяжелая контузия могут быть причинами острой глухоты.

При выраженном изменении давления окружающей среды Баротравма уха и придаточных пазух Баротравма – физические повреждения тканей органов тела, содержащих воздух или газы, вызываемые резкими изменениями давления. Могут возникать травмы ушей (приводящие к возникновению боли в ушах. Прочитайте дополнительные сведения (погружение на глубину) или чрезмерная физическая нагрузка могут быть причинами возникновения перилимфатических фистул между внутренним и средним ухом. Перилимфатическая фистула может также быть врожденной; она способна спровоцировать внезапную спонтанную потерю слуха либо такая потеря может наступить после травмы или резкого изменения давления.

При применении ототоксических лекарственных препаратов Лекарственная ототоксичность Ототоксическое действие могут оказывать многие лекарственные средства. Факторы, влияющие на ототоксичность, включают Дозировка Длительности терапии сопутствующая почечная недостаточность Прочитайте дополнительные сведения тугоухость может развиться в течение одного дня, особенно в случае передозировки (при системном применении или при применении на обширной раневой поверхности, например, в случае ожога). Описано также редкое генетическое заболевание, при котором еще более выражено ототоксическое действие аминогликозидов.

Некоторые инфекции вызывают внезапную тугоухость на фоне течения инфекционного процесса или сразу после него. Причинами часто являются бактериальный менингит Острый бактериальный менингит Острый бактериальный менингит является быстро прогрессирующей бактериальной инфекцией мозговых оболочек и субарахноидального пространства. Симптомы, как правило, включают головную боль, лихорадку. Прочитайте дополнительные сведения , болезнь Лайма Болезнь Лайма Болезнь Лайма – передаваемая клещами инфекция, вызываемая видом spirochete Borrelia. Ранние признаки включают сыпь в виде мигрирующей эритемы, которая может сопровождаться спустя несколько. Прочитайте дополнительные сведения и герпес Обзор инфекций, вызванных герпесвирусами (Overview of Herpesvirus Infections) Людей заражают восемь типов герпесвирусов ( Герпесвирусы, которые заражают людей). После первичного инфицирования все герпесвирусы остаются латентными в пределах определенных клеток-хозяев и. Прочитайте дополнительные сведения . Корь Корь Корь – высококонтагиозная вирусная инфекция, которая наиболее распространена среди детей. Она характеризуется лихорадкой, кашлем, ринитом, конъюнктивитом, высыпаниями (пятна Коплика) на слизистой. Прочитайте дополнительные сведения

Синдром Когана Синдром Когана Синдром Когана – это редкое аутоиммунное заболевание, поражающее глаз и внутреннее ухо. Синдром Когана развивается у молодых людей в возрасте между 14 и 47 годами (80% случаев). Предполагается. Прочитайте дополнительные сведения – редкое аутоиммунное заболевание, при котором поражаются роговица и внутреннее ухо; в более 50% случаев заболевание манифестирует с поражения органов слуха. У 10–30% пациентов диагностируются тяжелые системные васкулиты, включая жизнеугрожающее воспаление стенки аорты.

При некоторых васкулитах могут возникать нарушения слуха, в т.ч. и острые. Заболевания крови, такие как макроглобулинемия Вальденстрома Макроглобулинемия Макроглобулинемия является злокачественным плазмоклеточным заболеванием, при котором В-клетки продуцируют избыточное количество IgM. При манифестации заболевания могут наблюдаться следующие. Прочитайте дополнительные сведения , серповидноклеточная анемия Серповидно-клеточная анемия Серповидноклеточная анемия ( гемоглобинопатия) является причиной хронической гемолитической анемии, которая наблюдается практически исключительно у представителей негроидной расы. Она вызвана. Прочитайте дополнительные сведения

Обследование при внезапной утрате слуха

Под этим термином понимают определение факта снижения слуха, степень и этиологию заболевания.

Анамнез

В анамнезе настоящего заболевания необходимо указать, что данные симптомы возникли остро, исключая, таким образом, подозрение хронического процесса. Также нужно отметить одностороннюю или двустороннюю потерю слуха и предшествовало ли этому какое-либо событие, которое могло спровоцировать заболевание (травма головы, баротравма Баротравма Под баротравмой понимают боль в ухе или повреждение барабанной перепонки, вызванные быстрым изменением давления. Для поддержания давления в барабанной полости и наружном слуховом проходе необходим. Прочитайте дополнительные сведения , инфекционный процесс). Острая глухота так же может сопровождаться ушной симптоматикой (тиннитус, отделяемое из уха), вестибулярной симптоматикой (дизориентация в темноте, головокружение), неврологической симптоматикой (головная боль, симметрия лица, извращение вкуса).

При исследовании других органов и систем необходимо обращать внимание на симптомы заболеваний, при которых возникает глухота (транзиторное расстройство иннервации при рассеянном склерозе Рассеянный склероз (РС) Рассеянный склероз (РС) характеризуется появлением в головном и спинном мозге диссеминированных очагов демиелинизации. Характерные симптомы включают зрительные и глазодвигательные нарушения. Прочитайте дополнительные сведения

При сборе анамнеза необходимо отметить такие заболевания, как ВИЧ-инфекция и сифилис или сопутствующие им факторы риска (например, многочисленные половые партнеры, незащищенный половой акт). Были ли в семье случае потери слуха, принимал ли пациент ототоксические препараты? При сборе анамнеза следует особо уточнить, получает ли пациент, или ранее применял ототоксические лекарственные препараты Лекарственная ототоксичность Ототоксическое действие могут оказывать многие лекарственные средства. Факторы, влияющие на ототоксичность, включают Дозировка Длительности терапии сопутствующая почечная недостаточность Прочитайте дополнительные сведения , а также была ли у пациента почечная недостаточность.

Объективное обследование

Обследование акцентирует внимание на исследовании ушей и слуха, а также на неврологическом осмотре.

Барабанную перепонку осматривают для выявления ее перфорации, отделяемого или других повреждений. При неврологическом осмотре особое внимание уделяют исследованию черепных нервов (в частности, 5, 7 и 8 пар), вестибулярной системы и мозжечка, нарушение работы которых часто может быть вызвано опухолевым процессом спинного мозга или мостомозжечкового угла.

Для дифференциальной диагностики кондуктивной и нейросенсорной тугоухости используются тесты Вебера Объективное обследование и Ринне Объективное обследование с применением камертонов.


Проводят осмотр глаз на предмет наличия покраснения и фотофобии ( синдром Когана Синдром Когана Синдром Когана – это редкое аутоиммунное заболевание, поражающее глаз и внутреннее ухо. Синдром Когана развивается у молодых людей в возрасте между 14 и 47 годами (80% случаев). Предполагается. Прочитайте дополнительные сведения ), обращают внимание на наличие сыпи (вирусные инфекции, сифилис Сифилис Сифилис вызывается спирохетой Treponema pallidum и характеризуется 3 последовательными клиническими, симптоматическими стадиями, отделенными периодами бессимптомной скрытой инфекции. Прочитайте дополнительные сведения ).

Тревожные симптомы

Признаками, вызывающими особое беспокойство, являются

Нарушение функции ЧМ нервов (помимо тугоухости)

Значительная асимметрия в восприятии речи между 2 ушами

Другие неврологические симптомы и признаки (например, моторная слабость, афазия, синдром Горнера, сенсорные нарушения или нарушения температурной чувствительности)

Интерпретация результатов

Травмы, прием ототоксических препаратов и инфекционные заболевания, как правило, диагностируются во время клинического осмотра. При перилимфатическом свище пациенты могут в пораженном ухе слышать звук взрыва в момент возникновения свища, а также могут внезапно ощутить головокружение, нистагм и шум в ушах.

Очаговая неврологическая симптоматика является предметом для беспокойства. Так, снижение чувствительности в области лица и нарушение работы нижней челюсти могут быть следствием поражения V пары черепных нервов, гемипарез лица и извращение вкусовой чувствительности – поражение VII пары нервов.

Флуктуирующая односторонняя тугоухость, сопровождающаяся заложенностью уха, головокружением и тиннитусом, также может свидетельствовать о болезни Меньера Болезнь Меньера Болезнь Меньера – это поражение внутреннего уха, при котором возникает головокружение, сенсонервальная тугоухость, тиннитус. В настоящее время не существует патогномоничного симптома для данного. Прочитайте дополнительные сведения . При симптомах, указывающих на воспаление (например, жар, сыпь, боль в суставах, поражение слизистой) можно заподозрить скрытое течение инфекционного процесса или аутоиммунного заболевания.

Обследование

Пациентам проводят аудиограмму, и пока нет четкого подтверждения острой инфекции или токсического воздействия лекарственных средств, большинство клиницистов назначают МРТ с контрастированием гадолинием для диагностики скрытых причин заболевания, особенно при одностороннем поражении. Пациентам с недавно перенесенной травмой также показано проведение МРТ исследования. Подозрение в отношении перилимфатической фистулы обычно возникает при наличии провоцирующего фактора (например, чрезмерного напряжения, баротравмы), а проверку можно провести с помощью положительного давления воздуха, чтобы вызвать движение глаз (нистагм). КТ височных костей обычно проводят, чтобы показать костные характеристики внутреннего уха и помочь обнаружить врожденные аномалии (например, увеличенный водопровод преддверия), переломы височной кости вследствие травмы или эрозивные процессы (например, холестеатома).

Пациенты, имеющие факторы риска или симптомы, которые позволяют заподозрить конкретные причины, должны пройти соответствующие тесты на основе клинической оценки (например, серологические тесты на возможную ВИЧ-инфекцию или сифилис, общий анализ крови [ОАК] и коагуляционный профиль на гематологические заболевания, скорость оседания эритроцитов [СОЭ] и антинуклеарные антитела на васкулит).

Лечение внезапной утраты слуха

При внезапной потере слуха необходимо проводить лечение первопричинного заболевания, если таковое установлено. Когда с помощью постельного режима уже не удается контролировать симптомы, фистулы устраняются хирургическим путем.

При вирусном генезе и генезе неясной этиологии слух восстанавливается полностью в 50% случаев. У остальных пациентов диагностируется частичное восстановление слуха.

У пациентов, восстанавливающих слух, выздоровление наступает, как правило, через 10–14 дней.

Сроки выздоровления после приема ототоксических препаратов зависят от вида лекарства и его дозы. В некоторых случаях слух восстанавливается в течение 24 часов (аспирин, диуретики), в то время как другие лекарства вызывают стойкое снижение слуха (антибиотики, химиопрепараты) в случае их передозировки.

Пациентам с идиопатическим снижением слуха многие клиницисты эмпирически назначают курс глюкокортикоидов (обычно преднизон 60 мг/кг перорально 1 раз в день в течение 7-14 дней с последующей постепенной отменой препарата в течение 5 дней). Глюкортикоиды можно назначать либо перорально, либо в виде транстимпанальных инъекций. Транстимпаническая прямая инъекция глюкокортикоидов позволяет избежать системного побочного действия препарата, и является также эффективной, за исключением применения для больных с потерей слуха (> 90 децибел). Имеются данные, показывающие, что применение стероидов как перорально, так и в барабанной полости, приводит к лучшим результатам, чем каждым из способов в отдельности. Хотя клиницисты часто назначают противовирусные препараты, эффективные против простого герпеса (например, валацикловир, фамцикловир), данные показывают, что эти препараты не влияют на восстановление слуха. Имеются некоторые ограниченные данные, согласно которым при идиопатической внезапной тугоухости может быть полезной гипербарическая оксигенация.

Основные положения

В большинстве случаев этиология заболевания неизвестна.

В некоторых случаях этиология очевидна (например, обширная травма, острая инфекция, лекарственные средства).

В очень редких случаях наблюдаются нетипичные проявления излечимых заболеваний.

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Симуляция глухоты. Артикуляционные расстройства при контузиях

Симуляция глухоты. Артикуляционные расстройства при контузиях

Образование условных рефлексов на звук служит для дифференцировки тонких отличий в слуховом анализаторе, и если процесс ограничивается теми областями или связями в центральной нервной системе, от которых зависит сознательная переработка слышимого, то успешная выработка условного рефлекса на звук еще не будет говорить против существования дефектов. в этих высших центрах.

Как известно, человек может полуавтоматически реагировать на звуковые раздражители, например во сне или полусне, отвечает па вопросы, хотя и невпопад, или по приказу выполняет те или другие движения. Следовательно, если выработан условный рефлекс на звук и он выражается в каком-либо простейшем движении (отдергивание руки, когда ток фарадической машинки еще не пущен), то это еще не доказывает, что у данного исследуемого действует его слуховая функция полностью. Также не вполне доказательной представляется нам и проба с биотоками мозга. Еще менее пригодны для диагноза полноты слуховой способности рефлексы, идущие через подкорковые центры, например ауропальпебральный и кохлеопупиллярный: если они налицо, то это свидетельствует о целости периферического аппарата и среднего мозга, но вышележащие отделы могут оставаться при этом полупарализованными.

При установке симуляции глухоты и экспертизе слуха нам важно, конечно, доказать в первую очередь существование сознательного слуха, потому что в большинстве случаев целью исследования является определение профессиональной пригодности данного лица. Однако диагноз расстройства или целости на других уровнях слухового пути может иметь прогностическое значение, так как процессы в корковых центрах часто имеют обратимый характер, чего нельзя сказать, например, о лабиринтной глухоте.

симуляция глухоты

С функцией слуха тесно связана голосовая. Иннервация гортани, как известно, тоже двусторонняя благодаря перекресту волокон, соединяющих ядра блуждающего нерва в продолговатом мозгу с корковыми центрами; поэтому афония, сопровождающаяся бездействием обеих истинных голосовых связок, возможна только при двусторонних процессах в полушариях, что естественно для аффектогениых форм и нетипично для односторонних механотравм головы.

Таким образом, когда определяют ларингоскопически неподвижность обеих истинных голосовых связок при попытке исследуемого фонировать, то здесь более вероятна аффектотравма. Смешать такое состояние можно с двусторонним или односторонним параличом истинных голосовых связок при повреждении возвратного нерва или самого ствола блуждающего нерва, но тогда одновременно должна быть в наличии шейная рапа и, кроме того, при одностороннем параличе голос целиком не пропадает. а лишь изменяется в тембре, его сравнивают с «рыканием льва».

По А. И. Титову, наблюдаются следующие типы параличей голосовой мускулатуры: треугольный просвет (щель) в задней трети голосовой щели, т. е. гипофункция поперечной мышцы, иногда с выгибом края связки; овальный просвет в передних третях щели, т. е. гипофункции внутренней голосовой мышцы и комбинация всех суживателей вместе со смыканием ложных связок.

Артикуляционные (речевые) расстройства следующие: а) отсутствие «стремления к речеобразованию»; б) спастическая анартрия — повышение нервно-мышечной возбудимости — со стремлением к речеобразованию; в) дизартрия (речевой гиперкинез и спастическая дизартрия) и слоговые и буквенные расстройства.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Глухота и потеря слуха

Более 5% населения мира, или 430 миллионов человек, нуждаются в реабилитации для решения проблемы «инвалидизирующей» потери слуха (432 миллиона взрослых и 34 миллиона детей). По оценкам, к 2050 г. более 700 миллионов человек, или каждый десятый, будут иметь инвалидизирующую потерю слуха.

«Инвалидизирующей» называется потеря слуха в слышащем лучше ухе, превышающая 35 децибел (дБ). Почти 80% таких людей живет в странах с низким и средним уровнем дохода. Потеря слуха более широко распространена среди более возрастных людей: от этой проблемы страдают более 25% людей в возрасте старше 60 лет.

Потеря слуха и глухота

Человек, не способный слышать так же хорошо, как слышит человек с нормальным слухом – порог слышимости 20 дБ или ниже в обоих ушах, – страдает от потери слуха. Потеря слуха может быть легкой, умеренной, тяжелой или глубокой. Она может развиваться в одном или обоих ушах и затруднять слуховое восприятие разговорной речи или громких звуков.

Понятие «тугоухости» применяется по отношению к людям с потерей слуха, варьирующейся в пределах от легкой до тяжелой. Обычно тугоухие люди общаются с помощью разговорной речи и для улучшения слышимости могут пользоваться слуховыми аппаратами, кохлеарными имплантами и другими ассистивными устройствами, а также субтитрами.

«Глухие» люди в большинстве случаев страдают от глубокой потери слуха, то есть слышат очень плохо или не слышат вообще. Для общения такие люди часто используют язык жестов.

Причины потери слуха и глухоты

Хотя люди могут подвергаться влиянию перечисленных ниже факторов в разные периоды своей жизни, они наиболее восприимчивы к их воздействию в критические периоды жизни.

Предродовой период

  • Генетические факторы: включают как врожденные, так и приобретенные причины потери слуха.
  • Внутриутробные инфекции, такие как краснуха и цитомегаловирусная инфекция.

Перинатальный период

  • Асфиксия при рождении (недостаток кислорода во время родов).
  • Гипербилирубинемия (тяжелая форма желтухи в неонатальный период).
  • Низкий вес при рождении.
  • Другие перинатальные осложнения и их лечение.

Детский и подростковый возраст

  • Хроническое воспаление среднего уха (хронический гнойный средний отит).
  • Скопление жидкости в ухе (хронический негнойный средний отит).
  • Менингит и другие инфекционные заболевания.

Взрослый и пожилой возраст

  • Хронические заболевания.
  • Курение.
  • Отосклероз.
  • Возрастная сенсоневральная дегенерация.
  • Внезапная сенсоневральная потеря слуха.

Факторы, воздействующие на протяжении всей жизни

  • Серная пробка (ушная сера, блокирующая слуховой проход).
  • Травма уха или головы.
  • Чрезмерный шум/громкие звуки.
  • Ототоксичные лекарственные препараты.
  • Ототоксичные химические вещества, связанные с работой.
  • Недостаточность питания.
  • Вирусные инфекции и другие болезни уха.
  • Прогрессирующая наследственная потеря слуха с поздним началом.

К чему приводит потеря слуха, если не принимаются необходимые меры

Если не принимаются необходимые меры, потеря слуха может повлиять на множество аспектов жизни человека:

Общение и речь

Когнитивные функции

Образование и работа: в развивающихся странах дети, страдающие от потери слуха и глухоты, редко получают какое-либо образование. Среди взрослых людей, страдающих от потери слуха, отмечается гораздо более высокий уровень безработицы. По сравнению с общим работающим населением процентная доля работающих глухих людей, занимающихся менее квалифицированной работой, выше.

Социальная изоляция, одиночество и стигматизация

Социально-экономические последствия

Годы, прожитые с инвалидностью (YDL) и количество лет жизни, скорректированных с учетом инвалидности (DALY)

По оценкам ВОЗ, нерешенная проблема потери слуха ежегодно обходится миру в 980 млрд долл. США. Это включает расходы на здравоохранение (без учета стоимости слуховых аппаратов), расходы на помощь в процессе обучения, потери в результате утраты трудоспособности и социальные издержки. На страны с низким и средним уровнем дохода приходится 57% этих издержек.

Профилактика

Стратегии общественного здравоохранения и меры клинического вмешательства, принимаемые на протяжении всей жизни человека, позволяют избежать многих факторов, являющихся причинами потери слуха.

Профилактика потери слуха необходима на протяжении всей жизни – от пренатального и перинатального периодов до пожилого возраста. У детей потеря слуха почти в 60% случаев вызвана причинами, которые можно предотвратить, принимая меры общественного здравоохранения. Аналогичным образом, можно предотвратить наиболее распространенные причины потери слуха взрослыми, такие как воздействие громких звуков и ототоксичных лекарственных средств.

К числу эффективных мер, направленных на сокращение количества случаев потери слуха и принимаемых на разных стадиях жизни человека, относятся следующие:

  • иммунизация;
  • эффективная охрана здоровья матери и ребенка;
  • генетическое консультирование;
  • выявление и ведение наиболее распространенных болезней уха;
  • программы защиты слуха от воздействия шума и химических веществ на производстве;
  • стратегии пропаганды безопасного прослушивания с целью уменьшения воздействия громких звуков во время развлекательных мероприятий; и
  • правильное применение лекарственных средств для предотвращения потери слуха под воздействием ототоксичных лекарственных средств.

Выявление и ведение

  • Раннее выявление потери слуха и заболеваний уха имеет решающее значение для эффективного ведения пациентов.
  • Для этого необходим систематический скрининг с целью выявления болезней ушей и связанной с ними потери слуха среди следующих категорий людей, подверженных наибольшему риску:
    • новорожденные и грудные дети.
    • дети дошкольного и школьного возраста.
    • люди, подвергающиеся воздействию шума или химических веществ на работе.
    • люди, принимающие ототоксичные лекарственные препараты.
    • люди пожилого возраста.
    • использование слуховых технологий, таких как слуховые аппараты, кохлеарные импланты и импланты среднего уха;
    • использование языка жестов и других средств сенсорного замещения, таких как визуальное восприятие речи (чтение по губам), использование слепоглухими людьми метода тадома (прикладывание пальцев к губам и щекам говорящего), общение жестами; и
    • реабилитационная терапия для улучшения навыков восприятия и развития коммуникативных и языковых способностей.

    Деятельность ВОЗ

    ВОЗ способствует внедрению комплексных и социально ориентированных систем охраны здоровья уха и слуха (IPC-EHHC).

    Работая в этой области, ВОЗ руководствуется рекомендациями Всемирного доклада ВОЗ по проблемам слуха (2021 г.) и резолюцией о предупреждении глухоты и потери слуха Всемирной ассамблеи здравоохранения.

    Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

    Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией

    Лечение афазии – восстановление речи у больных, потерявших речь, ее методики, первоначально заимствовались из опыта обучения глухонемых (сурдопедагогики) и приемов работы с детьми, страдающими периферическими нарушениями речи. Позже были разработаны специальные логопедические приемы для больных с афазией. Хотя сегодня родственники больных, перенесших инсульт, часто не знают, как восстановить речь, а логопеда в больнице нет. Откладывать восстановление речи в долгий ящик нельзя, через полгода уже будет поздно. Надо обязательно найти логопеда в ближайшем Центре коррекции речи, проконсультироваться с ним и сразу после выписки из больницы начать занятия, используя некоторые приемы дома самостоятельно.

    Левша или правша?

    После установления диагноза перед началом восстановительной работы очень важно знать, какое полушарие головного мозга у пациента доминантно. Иначе говоря, левша он или правша, поскольку доминантным по речи и другой психической деятельности у правшей является левое полушарие, у левшей – правое. По статистике, абсолютные правши – всего 40-42% населения, абсолютные левши – 5-8%. Остальные 50% – переученные с левой руки на правую или скрытые левши. Часто бывает, что у переученных левшей афазия проходит сама собой спонтанно в течение 2-7 дней. При повреждении правого полушария у левшей афазия менее выражена, поскольку функции пораженных зон компенсируются высокими возможностями левого полушария. Речевые расстройства у скрытых левшей при поражении левого полушария проявляются наиболее грубо, так как при переучивании с левой руки на правую, в левом полушарии формируются дополнительные речевые зоны в премоторной и височных долях. Итак, чтобы определить левша пациент или правша, нужно пройти следующий тест.

    Тесты на определение левши или правши (правшество/левшество)
    Определить ведущий глаз. Больному предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь левую, правую).
    Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (левой, правой).
    Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху – левая, правая.
    Определение величины лона ногтя большого пальца.
    На какой руке (левой, правой) больше развита венозная система.
    Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.
    Понаблюдать, какая нога ведущая в спорте.
    Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.
    Какой рукой причесывается, с какой стороны пробор на голове.
    Какой рукой моет, копает, ввинчивает, режет бумагу, стрижет ногти, отпирает дверь, забивает гвозди, пилит и т.д.
    Какой рукой удобнее играть на музыкальном инструменте.

    Методы коррекционной работы при афазии
    Для левшей и правшей используются одни и те же методы обучения. Основной принцип восстановления речи – использовать компенсаторные возможности не поврежденной зоны мозга. Продолжительность логопедических занятий при всех формах афазии составляет два-три года (в стационаре, затем дома), но больному об этом говорить не следует. После обследования пациента невролог определяет форму афазии. Коррекционно-восстановительная работа с логопедом начинается по разрешению и под контролем лечащего врача с первых недель после инсульта или травмы. На ранних этапах длительность занятий не должна превышать 15 минут два раза в неделю. На поздних этапах длится 30-40 минут три раза в день. Первый этап для всех видов афазии одинаков: растормаживание речи. С больным говорят, наблюдают за его слуховым восприятием, ответами на вопросы, пониманием речи. Далее работа ведется в зависимости от формы заболевания над всеми сторонами речи.

    Коррекция речи при сенсорной афазии
    Основной задачей при акустико-гностической (сенсорной) афазии является восстановление фонематического восприятия и понимания простейших речевых инструкций (например, подними руку). Используя сохранные анализаторы (зрительный, моторный) применяют неречевые формы работы: списывание коротких слов с картинок, жесты.
    Упражнения
    Работа по восстановлению фонематического слуха (специальные упражнения) ведется по сюжетным картинкам, подписанным снизу. Сначала берутся два слова контрастные по длине, например, машина и дом. «Покажи, где машина, а где дом». Больной соотносит звуковой образ с буквенным.
    Параллельно ведется работа по восприятию звучания слов в процессе списывания. Затем берутся картинки со словами одинаковой слоговой структуры, но разными по звучанию (на-сос, за-бор).
    На третьем этапе берутся слова с одинаковой слоговой структурой и разными по звучанию первыми (мак-рак) или последними звуками (лес-лев), и предлагают больному выбрать картинку со словом, начинающимся или кончающимся на тот или иной звук. Затем его просят вставить пропущенные буквы в словах.

    Работа по восстановлению звуков длится 2-3 месяца, затем навыки закрепляют в речи, восстанавливая предметную отнесенность слова. Например, выбрать на картинке все деревянные предметы, всю одежду или обувь. Кроме того, восстанавливают возможность аналитического и глобального чтения. Ведется работа над пониманием семантики слов при помощи подбора определений к словам, дифференциации омонимов, омографов, омофонов, подбор антонимов и синонимов к слову.

    Эффективным приемом при сенсорной афазии является списывание текста, которое дает больному возможность подыскать в уме нужное слово, согласовывая его с другими. Параллельно ведется восстановление чтения.

    Работа при акустико-мнестической афазии
    В случае, когда у больного нарушена слухоречевая память, лечение (коррекционная работа) ведется с опорой на зрительные представления о признаках предмета.
    Упражнения
    На первом этапе работают по восстановлению предметной отнесенности слов. Показывают больному предметные картинки и просят разложить подписи к ним или выбрать из списка предметов нужный. Например, «приехала машина скорой …»; «пошел в продовольственный…» и т.д. Объясняют функциональное назначение предметов, просят выбрать из множества картинок те, которые наиболее соответствуют ситуации, например, семья за обедом или прогулка по лесу. Параллельно с этим проводятся слуховые диктанты из двух-трех слов с опорой на сюжетные картинки. Ведется работа над схемой тела: показать по инструкции части тела у себя и на картинке.
    На втором этапе работают над восстановлением ситуативно-обусловленной речи. Пациент выполняет инструкции, указывает на названный предмет, заполняет анкету, ведет ситуативную беседу. Впоследствии больному предлагают повторить серию слов или автоматизированные ряды, например, посчитать до 10, определить и дорисовать недостающий элемент у предмета, например, носик у чайника и т.д.
    Также ведется работа по пониманию многозначности слов, подбору синонимов, антонимов, омонимов, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прослушанного текста. Сохранность фонематического слуха и понимания звуко-буквенной наполненности слова позволяют с первых же дней коррекционной работы составлять развернутые письменные высказывания, предотвращая бедность словарного запаса и аграмматизмов.
    Вверх
    Коррекция речи (лечение) при семантической афазии
    Основная задача логопедической работы – устранение трудности в подборе названий к предметам, обогащение лексики и синтаксических конструкций высказывания. Опора делается на сохранные анализаторы: зрение, слухоречевую память, планирующую функцию речи.
    Упражнения
    Прежде всего, ведется работа по преодолению пространственной агнозии: восстановление схемы тела, преодоление нарушений зрительно-пространственного восприятия, восстановление связи слова с предметным образом. Конструктивно-пространственная апраксия корректируется через обучение последовательности расчленения рисунка на определенные сегменты. Для понимания наименований предметов необходимо сопоставлять различные свойства и функции целой группы слов, разбивая по категориям: мебель, одежда посуда и т.д.
    Также определяется общность слов по их корневой части (лес, лесник, лесоруб), по суффиксальным признакам (столик, ножик). Ведется работа над пониманием синонимов, многозначных слов, переносного значения слова, восстановление причинно-следственных связей события, дифференциация предложно-падежных конструкций («мать накормила сына, кто поел?»), составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, объяснение стойких речевых выражений, интерпретация пословиц, улавливание логических и грамматических ошибок, допущенных в тексте.
    Для преодоления акалькулии больному предлагают решить логические и математические задачи, уточнить разряд числа (десятки, сотни), закрепляют понятия «минус», «плюс», решают арифметические задачи. При зеркальном написании букв акцент делается на восстановление ориентированности больного в разном расположении предметов (левом, правом), откуда надо начинать писать букву, в какую сторону она «смотрит».

    Тугоухость (глухота)

    Тугоухость (глухота)

    Глухота (тугоухость) – нарушение восприятия звуков и речевой коммуникации, состояние, при котором человек полностью или частично теряет слух. Эта патология широко распространена – ею страдают более 13 млн. жителей России, как взрослые, так и дети, а согласно прогнозам ВОЗ, к 2050г. проблемы со слухом будут иметь место у порядка 2.5 млрд. человек по всему миру.

    О заболевании

    Глухота у человека существенно влияет на качество его жизни, отражаясь на всех ее сферах: мешает получить образование, устроиться на квалифицированную, высокооплачиваемую работу, затрудняет общение с окружающими, становится причиной одиночества. Люди с нарушениями слуха нуждаются в поддержке со стороны близких людей, общества, государства.

    Значительное снижение слуха приводит к инвалидизации человека.

    Своевременная диагностика тугоухости, определение ее степени, выявление возможных причин, адекватная медицинская помощь и полноценная реабилитация пациента, страдающего этой патологией, повысят его шансы на выздоровление, улучшат качество жизни и сохранят место в социуме.

    По времени возникновения выделяют два типа глухоты: врожденный (новорожденный младенец уже имеет расстройство слуха) и приобретенный (патология формируется на каком-либо из этапов жизни человека).

    В зависимости от локализации поражения различают такие виды (типы) тугоухости:

    • кондуктивная (препятствие звуку формируется на уровне наружного или среднего уха из-за аномалий развития, инфекционно-воспалительных процессов, травм, новообразований);
    • сенсоневральная, или нейросенсорная (обусловлена гибелью волосковых клеток внутреннего уха в результате нарушений микроциркуляции, повреждения слухового нерва, инфекционного либо аутоиммунного процессов, воздействия токсических веществ);
    • смешанная (сочетает в себе оба описанных выше варианта).

    В зависимости от выраженности снижения слуха различают такие степени тугоухости у взрослых и детей:

    • I – пациент не воспринимает звуки силой в 26-40 дБ;
    • II – отсутствует восприятие звуков мощностью в 41-55 дБ;
    • III – ухо чувствительно к звукам, сила которых превышает 56-70 дБ;
    • IV – ухо не улавливает даже громкие звуки – силой в 71-90 дБ.

    Если пациент не слышит звуки, мощность которых более 90 дБ, его диагноз – глухота.

    В зависимости от темпов развития и особенностей течения патологического процесса выделяют такие виды глухоты:

    • острую (слух снижается быстро, в течение одного-двух суток);
    • подострую (снижение слуха развивается дольше недели);
    • хроническую (слух ухудшается медленно, но неуклонно, в течение нескольких месяцев или лет);
    • внезапную (тугоухость развивается неожиданно, за несколько часов, чаще поражает одно ухо, является преимущественно следствием инфекционного процесса, в половине случаев самоизлечивается, у некоторых пациентов – является необратимым процессом).

    Симптомы тугоухости

    О наличии врожденной тугоухости у ребенка можно судить по наличию таких признаков:

    • отсутствие реакции младенца на звуки;
    • нарушения речевой функции;
    • ротовое дыхание;
    • проблемы с поведением;
    • странная мимика.

    Приобретенная подострая или хроническая глухота начинается незаметно – пациент отмечает, что стал хуже разбирать шепот или негромкую речь, постоянно приходится прислушиваться. Может страдать разборчивость речи при нормальном слухе.

    При внезапной глухоте ухудшение звукового восприятия наступает остро, может сопровождаться звоном или шумом в ухе, чувством заложенности и давления, а также нарушениями функций вестибулярного аппарата (головокружения, нарушения равновесия).

    Причины глухоты

    К врожденной глухоте могут привести:

    • инфекционные заболевания матери при беременности;
    • воздействие на организм беременной женщины токсических веществ;
    • кровное родство между родителями;
    • недоношенность;
    • тяжелые роды;
    • неблагоприятная наследственность;
    • травма головы новорожденного;
    • аномалии развития черепа и слухового прохода, среднего уха.

    К причинам приобретенной глухоты у взрослых относят:

    • опухоли;
    • длительное воздействие шума высоких частот;
    • генетические нарушения слуха при различных синдромах;
    • прием ототоксичных (оказывающих токсическое воздействие на слух) медикаментов;
    • травмы головы;
    • инородное тело в ухе;
    • остеохондроз шейного отдела позвоночника;
    • инфекционно-воспалительные заболевания органов головы (менингиты, отиты и прочие);
    • повреждения барабанной перепонки;
    • возрастные изменения.

    Получить консультацию

    Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.

    Узнать подробности о заболевании, цены на лечение и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефону:


    Почему «СМ-Клиника»?

    Диагностика глухоты в «СМ-Клиника»

    Первым делом отоларинголог выяснит все жалобы пациента, соберет анамнез и осмотрит уши с помощью отоскопа.

    При подозрении на глухоту врач нашей клиники оценит состояние слуха пациента путем проведения разговорного теста (обычная и шепотная речь).

    Далее будут проведены камертональные пробы, которые дают возможность установить локализацию слуховых повреждений (сравниваются воздушная и костная проводимость звука).

    Следующий этап диагностики – тональная аудиометрия, во время которой измеряется острота и чувствительность слуха. При необходимости дополнительно проводится тимпанометрия – обследование барабанной полости, функции слуховых косточек.

    Для качественной визуализации области поражения и выявления точной причины нарушений слуха используют магнитно-резонансную и компьютерную томографию.

    Из лабораторных методов исследования пациенту назначают:

    • клинический анализ крови;
    • биохимический анализ крови;
    • обследование крови на инфекции.

    С помощью этих методов диагностики врач получает возможность выявить инфекционные заболевания, нарушения обмена веществ, оценить степень тяжести патологического процесса.

    Сопоставляя результаты дополнительных методов исследования с жалобами и данными объективного осмотра, врач выставит окончательный диагноз и предложит пациенту наиболее эффективный в его ситуации вариант лечения.

    Мнение эксперта

    Нарушения слуха часто диагностируются у пожилых пациентов. Будучи в возрасте, такие люди не обращают внимания на то, что стали хуже слышать, объясняют свои симптомы возрастными изменениями и не спешат обращаться за помощью к врачу. А зря! Как правило, однажды они все же приходят к ЛОРу, но уже на стадии тугоухости, исключающей возможность избавиться от проблемы.

    Как врач, регулярно наблюдающий таких пациентов, призываю всех быть внимательными к своему здоровью, не пускать проблемы со слухом на самотек, а обращаться к врачу при появлении первых признаков глухоты. Такой подход повысит ваши шансы на успешное устранение проблемы и нормализацию слуха.

    Хирург-офтальмолог высшей категории, микрохирург, к.м.н., профессор РАЕ, заведующая отделением офтальмологии в «СМ-Клиника» на ул. Ярославская

    Читайте также: