Церебрально-органическая недостаточность у глухих

Обновлено: 28.04.2024

Термин «задержка психического развития» был предложен Груней Ефимовной Сухаревой: она охарактеризовала детей с замедленным (или задержанным) темпом развития, выделив их в отдельную группу и отметив, что их нарушения необходимо дифференцировать от олигофрении, от интеллектуальных нарушений в развитии.

В настоящее время среди контингента детей с ЗПР выделяют две основные формы задержек: дизонтогенетическую и энцефалопати- ческую. Вторая предполагает в качестве причины резидуально-органическое поражение коры головного мозга вследствие перинатальной асфиксии, гипоксии (40 % случаев) и др. По аналогии с представленной медицинской классификацией Елена Михайловна Мастюкова на основе неврологического анализа выделяет два типа задержки психического развития у детей раннего возраста:

  • • доброкачественная неспецифическая ЗПР, обусловленная замедленным темпом созревания мозговых структур и их функций при отсутствии органических изменений в ЦНС, которая проявляется в некотором запаздывании становления двигательных и (или) психических функций и с возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды даже без каких-либо терапевтических мероприятий;
  • • специфическая или церебрально-органическая задержка развития.

Исходя из синдромологического принципа, Мария Семеновна Певзнер

выделяет четыре клинических варианта ЗПР. Это психофизический инфантилизм с недоразвитием:

  • • эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте;
  • • познавательной деятельности;
  • • познавательной деятельности, осложненный нейродинамически- ми нарушениями (цереброастеническими, апатико-адинамическими, эпилептиформными и т. д.);
  • • познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.

Перечисленные классификации относятся к категории клинических. В МКБ-10 их описывают через коды F83 (Смешанное специфическое расстройство развития), F06.7 (Легкое когнитивное расстройство), F06.8 (Другие уточненные психические расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью).

В рамках другой, клинико-педагогической классификации, педагоги вслед за Кларой Самойловной Лебединской [8] дают более дифференцированную психолого-педагогическую характеристику детей (табл. 1.1), соотнося ее с клинической. Это позволяет реализовать индивидуальнодифференцированный подхода к организации их развития, воспитания и обучения.

При ЗПР конституционального происхождения речь идет о гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Для детей характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.

Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений: неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности.

Дифференцированная характеристика типов ЗПР 1

Биологические факторы

Психические факторы

Ресурсы развития

Проблемные места

Нарушение произвольной регуляции психических функций. Синдром дефицита внимания

Проявляет интерес к социальным отношениям, заражается эмоциями. Наблюдает и думает, действуя и играя. Способен ориентироваться на алгоритмы и пошаговые схемы деятельности

Не всегда правильно интерпретирует поведение других людей. Нарушение формирования целостной картины мира, связанные с ненаблюдательностью ребенка. Восприятие нецеленаправленное, несистематическое, неаналитическое. Чувствителен к неуспеху. Бурно выражает эмоции, компенсируя падения самооценки. Может вести себя агрессивно и демонстративно. К школе не готов в области мотивационной и интеллектуальной зрелости

Гиперопека или гипоопека. Педагогическая запущенность

Хронические заболевания, приводящие к соматической ослабленности и повышенной утомляемости нервной системы.

Цереброастенический, астенический синдром. Невротические реакции

Внимателен там, где дело касается болезни. Сильно ориентируется на чужую положительную оценку и одобрение. Способен к развитию знаковосимволической функции сознания и овладению связанными с ней видами деятельности

Невнимательность там, где требуется самоорганизация. Нарушения воли. Снижена работоспособность и выносливость, это отражается на функциях внимания и памяти. Преобладает сниженный фон настроения, образ тела и себя неустойчивый, распадается при столкновении с трудностями (проблемы с «Я есть» влияют на распад триады «Я хочу», «Я могу», «Я имею»). К школе не готов в области эмоционально-волевой и физической зрелости

Симбиотические отношения с матерью. Мнительность по поводу нездоровья ребенка. Сниженная планка требований

Автор-составитель Н. В. Микляева.

Биологические факторы

Психические факторы

Ресурсы развития

Проблемные места

Генетические предпосылки, связанные со слабостью нервных процессов и неустойчивостью в формировании динамических стереотипов. Синдром психофизического инфантилизма. Синдром эмоциональной лабильности

Преобладают эмоциональные и практические интересы. Внимание может быть произвольным, если включена игровая мотивация. Может организовать себя в игре. Психические функции становятся в игре произвольными

Упрощенно относится к чувствам и эмоциям других людей, не задумывается над чужими проблемами. Психические функции организуются по непроизвольному типу, зависят от состояния эмоциональной сферы. Нарушения эмоционально-волевой сферы, особенно, в случае, когда делать что-то трудно. К школе не готов в области мотивационной и эмоционально-волевой зрелости

Симбиоз в детско-родительских отношениях. Сниженная планка требований. Неустойчивый стиль воспитания

Микромозговая травма или дисфункция вследствие точечных поражений коры головного мозга. Гидроце- фальный, гипертензионный синдромы. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Синдром вегето- сосудистой дистонии

Преобладают двигательные и предметнопрактические интересы. Способен действовать по образцу и по аналогии в условиях совместной деятельности со взрослым

Отсутствие познавательных интересов, соответствующей мотивации, в том числе к учению и занятиям. Выраженные нарушения внимания и памяти. Нарушения аналитико-синтетической деятельности. Проблемы с развитием всех форм мышления и воображения. Низкий уровень самоконтроля.

К школе психологически не готов по всем компонентам с преобладанием нарушений личностной (саморегуляция) и интеллектуальной зрелости

Небезопасно-из- бегающий или небезопасно-сопро- тивляющийся тип общения ребенка с матерью в младенчестве

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка (явления гипоопеки, гиперопеки и т. д.). Черты патологической незрелости эмоциональноволевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости, нерешительности у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений.

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

Изучение анамнеза таких детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. В зависимости от преобладания в клинической картине либо явлений эмоционально-волевой незрелости, либо нарушений познавательной деятельности ЗПР церебрального генеза можно условно разделить на два основных варианта:

  • • органический инфантилизм (И. Ф. Марковская выделяет два его варианта по типу психической: 1) неустойчивости; 2) тормозимости);
  • • задержка психического развития с преобладанием функциональных нарушений познавательной деятельности.

Такая дифференцированная характеристика детей с ЗПР позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход к организации их развития, воспитания и обучения. При этом часть педагогов выделяет основные группы детей с ЗПР, ориентируясь, в первую очередь, не на клинические проявления задержки, а на особенности организации поведения и познавательной деятельности дошкольников. В основном, это используется при делении группы детей на дифференцированные, «сильную» и «слабую» подгруппы при проведении занятий и других форм непрерывной образовательной деятельности в детском саду. Например, в классификации Ирины Ивановны Мамайчук [7] выделяются дети:

  • 1) с относительной сформированностью психических процессов, но сниженной познавательной активностью. В этой группе наиболее часто встречаются дети с ЗПР вследствие психофизического инфантилизма и дети с соматогенной и психогенной формами ЗПР;
  • 2) с неравномерным проявлением познавательной активности и продуктивности. Эту группу составляют дети с легкой формой ЗПР церебрально-органического генеза, с выраженной ЗПР соматогенного происхождения и с осложненной формой психофизического инфантилизма;
  • 3) с выраженным нарушением интеллектуальной продуктивности, но с достаточной познавательной активностью. В эту группу входят дети с ЗПР церебрально-органического генеза, у которых наблюдается выраженная дефицитарность отдельных психических функций (памяти, внимания, гнозиса, праксиса);

4) для которых характерно сочетание низкого уровня интеллектуальной продуктивности и слабовыраженной познавательной активности. В эту группу входят дети с тяжелой формой ЗПР церебральноорганического генеза, обнаруживающие первичную дефицитность в развитии всех психических функций: внимания, памяти, гнозиса, праксиса и т. п., а также недоразвитие ориентировочной основы деятельности, ее программирования, регуляции и контроля.

Другая классификация, разработанная Д. А. Емелиной [1] под руководством Игоря Владимировича Макарова, выделяет среди детей с ЗПР группу дошкольников с ЗПР неосложненного (около 25 %) и осложненного (около 75 %) генеза. У последних наряду с отставанием в развитии диагностируются различные психопатологические синдромы (рис. 1.1).

Распределение психопатологических синдромов

Рис. 1.1. Распределение психопатологических синдромов

Наиболее часто среди них встречается гиперкинетический синдром, сенсомоторная и моторная алалия, психическая атония [2] , реже — синдром эмоциональной лабильности и неврозоподобные синдромы. Естественно, что среди осложенных форм ЗПР при этом преобладают умеренные (37 %) и выраженные (42 %) степени нарушений в познавательной деятельности. Компенсация интеллектуальных нарушений у этой категории детей наступает реже: у 38 % дошкольников с осложненными формами ЗПР по сравнению с 78 % воспитанниками дошкольного возраста с неосложненными формами. Наименее благоприятным прогнозом является сочетание ЗПР с синдромами психической атонии и сенсомоторной алалии (при этом детям ставится сочетанный диагноз как имеющим тяжелые, системные нарушения речи (ОНР)), наиболее — с цереброастеническим и неврозоподобными синдромами (гиперкинетический синдром находится посередине на линии ранжирования, вместе с моторной алалиеи и синдромом эмоциональной лабильности).

Исследователи отмечают, что нередко сочетание ЗПР с другими нарушениями в развитии (сложная структура дефекта). Например, при детском церебральном параличе (ДЦП) грубая неврологическая симптоматика, влияющая на нарушение тактильной и кинестетической чувствительности, крупной и мелкой моторики, зрительно-двигательной и пространственной координации, также окажет влияние и на нарушения, расстройство зрительно-пространственных функций, связанных с гнозисом, праксисом — с развитием восприятия и мышления, с замедленностью скорости мышления и темпа психической активности. Так, статистика свидетельствует, что при спастической и гемипаретической формах ДЦП у трети детей отмечается умственная отсталость, а у остальных — выявляется ЗПР различной степени выраженности с преобладанием нарушений наглядно-образного мышления. Чаще всего такие дети будут иметь не только статус ОВЗ с ограниченными возможностями здоровья, но и инвалидность.

Кроме того, ЗПР может выступать в качестве вторичного, а не первичного нарушения в развитии. С этой точки зрения интересна классификация В. В. Ковалева (1979): кроме традиционных дизонто- генетического (при состояниях психического инфантилизма) и энце- фалопатического (при негрубых органических поражениях ЦНС) вариантов ЗПР он выделяет ЗПР вторичного характера при сенсорных дефектах (при ранних нарушениях зрения, слуха) [3] . Так, сочетание нарушений слуха и психического развития, как отмечает Т. К. Гущина [4] , проявляется в трудностях сосредоточения внимания и низкой работоспособности, незрелости эмоций и воли, несформированности навыков интеллектуальной деятельности, затруднениях в реализации мыслительных операций, недоразвитии всех видов памяти, увеличении времени восприятия и переработки перцептивной информации, бедности конкретных представлений об отдельных предметах и явлениях окружающей действительности, недостаточной сформированности обобщений и способности к умозаключениям. При этом отмечается большее, чем при несочетанной ЗПР, влияние данных нарушений на уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Психолого-педагогические характеристики детей, имеющих нарушения слуха и зрения, сочетанные с ЗПР, приводят Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина [5] . Например, описывая ЗПР при тяжелых нарушениях зрения, авторы подтверждают, что последние приводят к повышенной сензитивности, тревожности и замкнутости на фоне отставания в формировании моторной сферы, отрицательно влияют на развитие пространственных функций, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; как следствие, нарушается освоение детьми предметной и игровой деятельности, что задерживает психическое развитие.

Так, Н. С. Жукова [6] (1994) констатирует, что ЗПР может быть как вторичным по отношению к первичному общему недоразвитию речи (ОНР), так и равноправным, первичным нарушением и определять специфику структуры сочетанного нарушения в развитии. В обоих случаях можно соотнести особенности речевого и психического недоразвития речи дошкольников. Это сделано в диссертационном исследовании Н. А. Шумской [7] под руководством Ирины Ивановны Мамайчук. Используемый Шумской нейропсихологический подход в сочетании со структурно-уровневым анализом интеллекта позволил определить значимость каждой функции в структуре интеллекта и выделить определяющие симптомокомплексы у детей с ЗПР в сочетании с общим недоразвитием речи:

  • • первого уровня (тяжелая степень нарушения речи) — недоразвитие слухомоторных координаций и слухового внимания;
  • • второго уровня (средняя степень) — недоразвитие праксических функций и внимания, их корреляция с уровнем развития интеллекта;
  • • третьего уровня (легкая степень) — недоразвитие свойств внимания (особенно слухового) и зрительно-пространственных функций, графических навыков.

Перечисленные показатели имеют прямую корреляцию (взаимосвязь) с общими показателями уровня развития вербального интеллекта (уровень словарного запаса, осведомленности, понятливости).

Церебрально-органическая недостаточность у глухих

Церебрально-органическая недостаточность у глухих

У пациентов второй группы (с неблагоприятной динамикой заболевания) в отличие от больных первой группы были больше выражены резидуальные симптомы ранней церебрально-органической недостаточности. В их анамнезе чаще отмечались недоношенность, патология родов в виде асфиксии, родовой травмы.

Следует отметить также, что у пациентов с неблагоприятной динамикой заболевания глухота в 23 случаях (52,3 %) была приобретенной, причем прямо или косвенно связана с рано перенесенными инфекционными заболеваниями в первые месяцы жизни, а у пациентов первой группы рано приобретенная глухота имела место лишь в 9 наблюдениях (34,6 %).
Во второй группе чаще, чем в первой группе, отмечались признаки соматического неблагополучия в связи с перенесенными повторными инфекциями, острыми, подострыми и хроническими заболеваниями уха, горла и носа.

Вместе с тем известно, что резидуальные явления ранней церебрально-органической недостаточности и соматическая ослабленность являются факторами, предрасполагающими к фиксации и затяжному течению психогенных расстройств [Озерецкий Н. И., Сухарева Г. Е., Сканави Е. Е., Трифонов О. А. и др.].

церебральная недостаточность у глухих

Среди факторов, определяющих неблагоприятную микросоциально-средовую обстановку, в которой развивались обследуемые, обращает на себя внимание преобладание у пациентов второй группы психотравмирующих ситуаций, связанных с алкоголизмом отца (18 случаев, или 40,9 %, против 5 случаев, или 19,2 %, в первой группе), а также распадом семьи, приходом в семью отчима или мачехи (13 наблюдений, или 29,5 %, и 4 наблюдения, или 15,4 %, соответственно) и являвшихся источником тяжелых переживаний, затрагивавших глубинные структуры личности больных.

Пубертатный период у больных второй группы протекал с определенными патологическими сдвигами, сопровождался выраженными сосудисто-вегетативными нарушениями, психопатоподобными поведенческими реакциями, легко возникавшими в ответ на незначительные психогении (высказывания окружающих по поводу физического дефекта больных, школьные неудачи, семейные конфликты). Вышеуказанные факторы выступали в качестве «специфически внутреннего условия» [Сухарева Г. Е.], игравшего существенную роль в фиксации и психопатологической симптоматики.

Вместе с тем у большинства больных из группы с благоприятной динамикой патологического развития личности в подростковом и постубертатном возрасте происходила нормализация обстановки в семье и школе, закреплялся интерес к учебе, чтению книг, вырабатывались положительные социальные установки, что способствовало улучшению интеллектуальной функции и совершенствованию речи. Вышеуказанный комплекс факторов способствовал смягчению и даже в некоторых случаях купированию патологических черт личности, наблюдавшихся в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития

Клиническая систематика задержки психического развития

Основные клинические типы ЗПР дифференцированы нами по этиопатогенетическому принципу:

  1. ЗПР конституционального происхождения
  2. ЗПР соматогенного происхождения
  3. ЗПР психогенного происхождения
  4. ЗПР церебрально-органического происхождения

Каждый из этих типов ЗПР имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, нередко осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических. Во многих случаях эти болезненные признаки нельзя расценивать только как осложняющие, так как они играют существенную патогенетическую роль в формировании самой ЗПР.

Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации и произвольности, а с нейродинамическими расстройствами - тонус и подвижность психических процессов.

1. ЗПР конституционального происхождения

Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, М.С. Певзнер и Т.А. Власова связывают с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Гармонический инфантилизм является как бы ядерной формой психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения.

Такая гармоничность психофизического облика, нередкость семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма (А.Ф. Мельникова, 1936; Г.Е. Сухарева, 1965). Однако нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными либо первых лет жизни. В этих случаях речь идет об экзогенной фенокопии конституционального инфантилизма генетического происхождения. В этом отношении представляют интерес данные Г.П. Бертынь (1970) об относительной частоте гармонического инфантилизма у близнецов и предположение о патогенетической роли гипотрофических явлений, связанных с фактором многоплодия.

2. ЗПР соматогенного происхождения

Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца (В.В. Ковалев, 1979). В замедлении темпа психического развития этих детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определенных ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.

3. ЗПР психогенного происхождения

Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Социальный генез этой аномалии развития не исключает ее патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального, развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности. Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, а ограниченных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

ЗПР психогенного происхождения наблюдается прежде всего при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г.Е. Сухарева, 1959; В.В. Ковалев, 1979 и др.), чаще всего обусловленном явлениями гипоопеки - условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитываются чувства долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие и познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития личности по типу кумира семьи обусловлен, наоборот, гиперопекой - неправильным изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку, другим членам семьи. В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативы. Неблагоприятные условия воспитания приводят к задержке развития и познавательной деятельности.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения

Этот тип ЗПР занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще других вышеописанных типов, нередко обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Изучение анамнеза этих детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще - резидуального характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-, АВО- и др. факторам), недоношенность, асфиксию и травму в родах, постнатальные нейроинфекции, токсико-дистрофирующие заболевания первых лет жизни.

По данным Ю. Дауленскене (1973), на долю патологии беременности, родов, заболеваний первого года жизни приходится 67,32 % из них. По предположению Г.Гроссмана и В. Шмитца (G.Grossman, W. Schmitz, 1969), 70 % падает на внутриутробную патологию и лишь 30 % - раннюю постнатальную. Л.Тарнополь (L.Tarnopol,1971) отмечает инфекционную этиологию в 39 % случаев, последствия родовых и постнатальных травм - в 33%. Задержка интеллектуального развития описана и при генетическихпороках развития (М.М. Райская, 1968).

Анамнестические данные указывают и частое замедление смены возрастных фаз развития: запаздывание формирования статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности (В. В. Лебединский, Н. Л. Белопольская, 1976.

В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции трофических и иммунологических функций (М.Г. Рейдибойм, 1978); могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения.

В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы, стертый гемисиндром, нарушения черепно-мозговой иннервации, пирамидные знаки, явления вегетативно-сосудистой дистонии (Е.С. Иванов, 1968; С. С. Мнухин, 1968; Ю. Дауленскене, 1973; И.Ф. Марковская, 1977 и др.).

По данным электроэнцефалографии, нарушения электрической активности мозга при задержке психического развития встречаются достаточно часто: от 30 %, по Д.Г. Саттерфильду; М. Е. Даусону (J.Н. Sutterfild, М.Е. Dauson, 1971), до 50-55 % (Н.Н. Зислина, Э.С. Ополинский, М.Г. Рейдибойм, 1972 и др.) Отмечается отсутствие альфа-ритма, преобладание либо генерализованных медленных волн тета- и дельта-диапазона, либо высокочастотной активности; пароксизмальные вспышки высокоамплитудных дельта-волн, иногда - веретенообразные вспышки бета-волн в лобных отделах. Преобладание билатерально-синхронных разрядов высокоамплитудных тета- и дельта-волн в передних отделах мозга указывает на дисфункцию диэнцефальных и верхнестволовых структур (Ю.Г. Демьянов, 1970 и др.). Достаточно часто встречается снижение порога судорожной готовности, субклиническая эпилептическая активность (G. Grossmann, W. Schmitz, 1969 и др.) Наблюдаются и очаговые корковые нарушения, чаще в теменных отделах коры (Д.Н. Исаев, К.Д. Ефремов, С.М. Пукшанская, 1974 и др.), Н.Л. Горбачевская и Н.Л. Новинская (1976) отмечают преобладание пароксизмальной активности в левом полушарии.

Исследование зрительных вызванных потенциалов (М.Н. Фишман, 1979) выявляет незрелость коры головного мозга, наиболее выраженную в ее лобных отделах, и особенно левого полушария; имеются указания на несформированность, незрелость системы сенсорного анализа высших интегративных центров. Таким образом, изменения ЭЭГ свидетельствуют о незрелости мозга, в первую очередь его корковых отделов, нередко сочетающейся с признаками локального поражения мозговых структур.

Церебрально-органическая недостаточность у глухих

Задержки психического развития — пограничные с умственной отсталостью (олигофренией) состояния, т. е. промежуточные формы интеллектуальной недостаточности между дебильностью и нормой.

Задержки психического развития, связанные с незрелостью психики и мозговых структур, рассматриваются как отдельные группы состояний с патологией развития (именно так они трактовались в МКБ-8 и МКБ-9) либо как синдром, входящий в структуру того или иного неврологического, психического или соматического заболевания (МКБ-10).

Распространенность задержек психического развития в детском населении (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8—10 % в общей структуре психической болезненности. Задержки психического развития, естественно, в качестве синдрома встречаются значительно чаще.

Психические нарушения при задержках психического развития проявляются в виде отставания развития различных сфер психической деятельности — моторной, познавательной, эмоционально-волевой, речи с раннего возраста вследствие замедления созревания соответствующих структур головного мозга.

Диагностирование задержки психического развития возможно с первых месяцев жизни В одних случаях на первый план выступает задержка развития эмоциональной сферы, в других преобладает задержка развития интеллекта в виде пограничной умственной отсталости Последнее иногда сочетается с признаками недоразвития лобных и теменных долей мозга на ЭЭГ [Благосклонова Н. К. и др., 1994].

Замедление созревания психических функций может варьировать от легкой степени до выраженной. При легкой степени задержки психического развития становление возрастных навыков запаздывает в пределах одного возрастного периода; при средней степени становление возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, коммуникативных взаимодействий и других нервно-психических функций задерживается более чем на один возрастной период; при тяжелой степени отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных периода.

При легкой степени задержки психического развития выявляются и признаки компенсации отстающей функции. При задержке развития средней степени, при сохраняющейся тенденции к компенсации сроки развития психических функций значительно отстают от нормативов. Тяжелая степень задержки развития, как правило, не содержит в своей структуре элементов компенсации, и задержка психического развития характеризуется не только ретардацией, но и разного рода аномалиями Данный тип задержки психомоторного развития обычно отражает последствия внутриутробного или интранатального повреждения головного мозга, и эти случаи являются наиболее сложными в дифференциально-диагностическом отношении, особенно в плане отграничения от умственной отсталости.

Главные клинические признаки задержек психического развития (по М. Ш. Вроно): запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.

Этиологические факторы задержек психического развития подразделяются на конституционально-генетические, церебрально-органические и психосоциальные. Некоторые врожденные и наследственные прогрессирующие заболевания нервной системы в первые годы жизни так же манифестируют задержкой психомоторного развития, но в этих случаях речь идет о соответствующем синдроме, динамика которого определяется основным болезненным процессом. В некоторых случаях легких степеней задержки психического развития отмеченные нарушения в процессе последующего развития ребенка исчезают и диагноз ретардации психических функций снимается.

Различают первичные и вторичные задержки психического развития [Журба Л. Т., 1980; Лебедев Б. В, 1981; Маслова О И, 1991; Горюнова А В, 1994]. Первичные задержки церебрально-органического генеза являются наиболее распространенными нарушениями развития. В их основе лежат гипоксические, травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания, эндокринопатии и др.), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта. Вторичные задержки нервно-психического развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца), сопровождающихся церебральной недостаточностью в виде минимальной мозговой дисфункции. Обменные нарушения и связанные с ними токсические и гипоксические воздействия при хронических соматических заболеваниях в сочетании с неустойчивостью регуляции гомеостаза особенно в раннем возрасте приводят к поражению нервной системы и приостановке психофизического развития. Отличительным признаком вторичных задержек психического развития является наличие в их структуре аффективных расстройств и замедленного формирования положительных эмоциональных реакций. В этих случаях на фоне низкого эмоционального тонуса наблюдается отставание адекватных форм общения со взрослыми, долго не развивается эмоционально-игровой характер коммуникаций, отсутствуют подражательные жесты, адекватная мимика, задержаны начальные этапы речевого развития. Выход из данных состояний часто бывает скачкообразным через ускоренное развитие задержанных функций.

Особый вариант нарушений представляет задержанное развитие с диссоциированностью (расщеплением) и дисгармоничностью (неравномерностью) развития отдельных психических функций. Наиболее характерным для этого варианта является сочетание неравномерной задержки психических функций с аутизмом. Этот вариант задержки психического развития является предвестником будущей психической патологии (аутизма, детской шизофрении и др.).

При некоторых формах задержек психического развития большое место в клинической картине занимают неврологические нарушения с гипервозбудимостью, гипертензионными, гидроцефальными, судорожными и церебрастеническими явлениями, а также с мышечной гипотонией и др. В других случаях доминирует отставание интеллектуального развития. Последнее необходимо отличать от состояний дефекта, наступивших вследствие психических заболеваний (в первую очередь детской шизофрении и последствий органических заболеваний мозга).

Детские неврологи [Журба Л. Т., Мастюкова Е. М., 1981] ввели понятие неспецифической, или доброкачественной, задержки развития, которая обусловлена замедлением темпа созревания морфо-функциональных структур головного мозга, и специфической задержки, которая обусловлена поражением головного мозга.

В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общих психических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций. У детей же старше 3 лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов.

Обоснованным является отнесение (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова) к вторичным задержкам (без изначального церебрального органического дефекта) нарушений психического развития при некоторых формах патологии зрения и слуха, после тяжелой и длительной психотравмирующей ситуации, при дефектах воспитания, особенно в условиях депривации и др. Последние исследования в области психической депривации, особенно сенсорной (слепота, глухота) и в результате сиротства, показывают, что выраженность депривационных задержек развития зависит от возраста ребенка. Если соответствующий фактор воздействует с первых месяцев жизни, то он непосредственно влияет на нервную систему. Но в тех случаях, когда слепота и глухота являются врожденными, они сами по себе уже отражают патологию головного мозга, т. е. в этих случаях речь идет о первичной церебральной патологии [Лангмейер И., Матейчик 3., 1984; Калинина М. А., 1995; Проселкова М. Е., Козловская Г. В., 1995; Строганова Т. А., 1995, и др.].

Существует деление задержек психического развития на тотальную, при которой созревание моторных и психических функций отстает более или менее равномерно, и парциальную, когда на первый план выступает отставание в развитии какой-либо одной функции.

Термин «тотальная задержка» чаще применяется по отношению к глубоким степеням умственной отсталости, а при пограничных формах чаще употребляется термин «парциальная задержка».

Парциальные задержки обычно обусловлены упоминавшимся выше физиологическим феноменом гетерохронии мозга, т. е. неодновременным созреванием мозговых структур, что создает возможность диспропорциональности и асинхронности развития некоторых функций вплоть до задержек формирования их. Наиболее наглядным примером являются различные варианты парциального отставания в двигательном или речевом развитии. Среди них выделяют моторные алалии, дислалии и дизартрии, диспраксии в раннем и дошкольном возрасте, которые в дальнейшем выступают как дисграфии, дискалькулии и дислексии. При ограничении двигательного пространства (иммобилизации) наблюдается отставание в формировании стато-кинетических функций, тогда как психические и речевые функции развиты нормально, а иногда даже в большей степени. Аналогичные взаимоотношения складываются при дефиците зрительно-слуховых и когнитивных стимулов.

К парциальной форме задержки психомоторного развития относится задержка развития экспрессивной и импрессивной речи или их смешанные формы, что в раннем детском возрасте встречается особенно часто. Это связано с тем, что у детей первых лет жизни при разном времени созревания структур головного мозга, обеспечивающих сложную интегративную функцию речи, имеется основа для физиологического несоответствия между семантической, смысловой и речедвигательной функциями. При отсутствии оптимального речевого контакта это и обусловливает появление различных речевых расстройств. Задержка речи на доречевом этапе заключается в позднем появлении интонационной выразительности крика, бедности и редкости голосовых реакций, отсутствии или позднем появлении первых лепетных слов и звукосочетаний, первых слов, первых фраз. Эти отклонения могут возникать на фоне своевременного формирования внутренней речи, но обычно сочетаются с задержкой семантической стороны речи. В одних случаях они свидетельствуют о нарушении только моторного компонента речи, а в других указывают на расстройства сенсорного восприятия, фонематического слуха, гнозиса и являются ранними признаками интегративных расстройств высших психических функций — чтения, письма, счета.

Возрастные особенности задержек психического развития характеризуются возвращением на предыдущий уровень развития, т. е. предыдущий возрастной период.

Так, на первом году жизни возможно отставание формирования двигательных функций, угасания некоторых безусловных рефлексов и формирования установочных, цепных симметричных и асимметричных рефлексов положения и выпрямления. Замедлено и часто непоследовательно формирование таких двигательных актов, как удержание головы, переворот туловища, сидение, вставание, ползание, ходьба и др. Развитие интегративных психомоторных, т. е. целенаправленных, осознанных двигательных актов, также отстает. Если речь идет о детях второго полугодия жизни, то обычно очевидными становятся такие отклонения, как поздняя фиксация взгляда, слабое прослеживание за предметами, отставание зрительно-моторной координации, снижение познавательных интересов, недостаточность предречевых этапов речи. Незрелость эмоционально-волевой сферы выражается в позднем появлении улыбки и комплекса оживления, в запаздывании дифференциации эмоциональных реакций на окружающее, в изменении общей психической активности.

На 2-м году жизни при сохраняющейся задержке статических и кинетических функций на первый план выступает недостаточность познавательной деятельности и речи. Это проявляется в снижении ориентировочных реакций внимания и исследовательского интереса, в отсутствии или недостаточности подражания, вялости игровой деятельности, затруднении приобретения навыков самообслуживания, недостаточном понимании обращенной речи и запаздывании появления первых слов.

Если задержка психомоторного развития к 3 годам не регрессирует, то характерным в этот период является отставание речевых функций, недостаточность познавательной и игровой деятельности и несформированность возрастных форм поведения. Фразовая речь отсутствует или бедная с аграмматизмами и неправильным произношением, нет речевого подражания. Затруднено освоение навыков самообслуживания. Игра остается примитивной, нет ее усложнения или оно идет замедленно. Запас возрастных сведений и умений недостаточен, наблюдаются слабость первичных обобщений, отсутствуют идентификация пола, способность выделять существенные признаки предметов, нет дифференцированного интереса к интеллектуальным формам игры. Моторные функции могут оставаться незрелыми, выражены диспраксические отклонения.

Существует точка зрения, согласно которой клиническая картина задержек психического развития определяется присущими разным возрастным периодам формами нервно-психического реагирования. Так, В. В. Ковалев (1988) выделяет следующие уровни возрастного реагирования: соматовегетативный — у детей от рождения до 3 лет, психомоторный — от 4 до 7 лет, аффективный — от 5 до 10 лет, эмоционально-идеаторный — от 11 до 17 лет. Хотя это деление, естественно, несколько искусственно, оно позволяет понять многие особенности психопатологии детского возраста. В последние годы в этой области выделены новые комплексы разнообразных психических симптомов и синдромов, имеющих свои общие закономерности, наблюдаемые в раннем детском возрасте и мало описанные в общей психиатрии.

Исходя из основных факторов риска развития психического дизонтогенеза по В. В. Ковалеву, задержки психического развития можно разделить на 3 клинические группы: 1) типичная задержка развития недифференцированного генеза, при котором имеют место равномерная или парциальная ретардация в целом или отдельных психических функций на фоне неврологических симптомов минимальной мозговой дисфункции или без таковых. Эта форма легкообратимая и маловыраженная; 2) задержка психического развития церебрально-органического типа, характеризующаяся выраженностью нарушений развития (средней и большей степени), сочетанием с неврологическими симптомами и частичной обратимостью отклонений; 3) задержка психического развития депривационного генеза при сенсорной депривации (у слепых и глухих) и деприваций материнской эмоциональной, когнитивной, микросоциальной и др. (у детей-сирот). Последние две формы нарушений психического развития в последние годы были изучены особенно подробно. В условиях слепоты и глухоты с первых лет жизни у детей наблюдается особая форма задержки психического развития (с одновременной дисгармонией, дизритмичностью и искажениями развития) в виде «дезадаптационного синдрома», развивающегося в раннем возрасте и достигающего своей наибольшей выраженности в период первого возрастного криза (2,5—3,5 года), который в последующем трансформируется в особое развитие личности дефицитарного типа [Козловская Г. В., 1971; Матвеев В. Ф., Барденштейн Л. М., 1975; Строганова Т. А., 1994]. Аналогичные особенности были отмечены у детей-сирот, воспитывающихся в условиях детских домов с первого года жизни. У них также выявлены характерные задержки психического развития с нарушением не только темпа, но и последовательности этапов развития, с отчетливыми, эмоциональными (депрессивными) реакциями и нарушениями общения в виде депривационного парааутизма. К возрасту 3—3,5 лет у детей-сирот с рождения формируется синдром сиротства (депрессия, парааутизм, двигательные стереотипии и др.), который к пре- и пубертатному возрасту складывается в характерное дефицитарное развитие личности [Башина В. М., Проселкова М. Е., Козловская Г. В., 1996; Калинина М. А. и др., 1997].

Рассмотренные задержки психического развития характеризуются обратимостью многих расстройств, т. е. относительно благоприятным прогнозом. В одних случаях такая задержка может полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания — скачок в развитии или через запоздалое развитие, в других может сохраняться некоторое недоразвитие той или иной функции или происходит компенсация другими, иногда акселерированными функциями. В некоторых случаях остаются проявления синдрома минимальной мозговой дисфункции и такие расстройства, как гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания), специфические расстройства школьных навыков. Задержка психического развития в детстве может стать и основой патохарактерологических нарушений развития личности.

Задержанное психическое развитие церебрально-органического генеза

Связь особенностей клинико-психологической картины органического инфантилизма у детей с преобладающим фоном настроения. Факторы, препятствующие формированию познавательной деятельности. Анализ результатов нейропсихологического исследования детей.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.11.2016
Размер файла 16,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тема: Задержанное психическое развитие церебрально-органического генеза

  • Задержанное психическое развитие церебрально-органического генеза
  • Нейропсихологическое исследование ЗПР церебрально-органического генеза

Задержанное психическое развитие церебрально-органического генеза

ЗПР церебрально-органического генеза имеет наибольшую значимость для клиники и специальной психологии ввиду выраженности проявлений и частой необходимости специальных мер психолого-педагогической коррекции.

Причины церебрально-органических форм ЗПР (патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни) в определенной мере сходны с причинами олигофрении. Это сходство определяется органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. ЗПР значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опасности их грубого недоразвития.

Признаки замедления темпа созревания часто обнаруживаются уже в раннем развитии этих детей и касаются почти всех сфер, в значительной части случаев вплоть до соматической. Преобладание более поздних сроков поражения обусловливает наряду с явлениями незрелости почти постоянное наличие и признаков повреждения нервной системы. Поэтому в отличие от олигофрении, которая часто встречается в виде неосложненных форм, в структуре ЗПР церебрально-органического генеза почти всегда имеется набор энцефалопатических расстройств, свидетельствующих о повреждении нервной системы.

Церебрально-органическая недостаточность определяет и клинико-психологическую структуру самой ЗПР в отношении незрелости как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. Эмоционально-волевая незрелость представлена в виде так называемого органического инфантилизма. В отличие от психики ребенка более младшего возраста или проявлений конституционального инфантилизма при органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием живости и яркости, определенной примитивностью. Грубая внушаемость отражает органический дефект критики. При явном преобладании игровых интересов над учебными, в игре выступают однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения. Особенности клинико-психологической картины органического инфантилизма в значительной мере связаны с преобладающим фоном настроения. У детей с повышенным эйфорическим настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне имитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности.

инфантилизм настроение познавательный нейропсихологический

Нейропсихологическое исследование ЗПР церебрально-органического генеза

Помимо описанной эмоционально-волевой незрелости в формировании задержки психического развития органического генеза значительная роль принадлежит другим факторам, препятствующим формированию познавательной деятельности.

Познавательная деятельность нарушается и в связи с энцефалопатическими расстройствами, чаще всего явлениями церебральной астении. Повышенная истощаемость лежит в основе ослабленной умственной работоспособности, в первую очередь внимания. У многих детей познавательная деятельность страдает от двигательной расторможенности, аффективной возбудимости, апатико-адинамических явлений.

Недостаточность описанных эмоциональных и интеллектуальных нарушений по своему характеру и степени выраженности неодинакова у различных детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. У одних больше выступает эмоционально-волевая незрелость, у других -- мозаичная недостаточность отдельных корковых функций, энцефалопатические расстройства.

В зависимости от того, преобладают ли в клинической картине явления выше описанной эмоционально-волевой незрелости либо функциональные нарушения интеллектуальной деятельности, задержка психического развития церебрально-органического генеза условно разделена на две основные группы: первая - с преобладанием явлений органического инфантилизма; вторая - с преобладанием нарушений познавательной деятельности.

У детей при органическом поражении ЦНС значительно чаще наблюдается многомерная картина церебральной недостаточности, связанная с поражением незрелого мозга, несформированностью и поэтому большей уязвимостью его различных систем, в том числе сосудистой и ликворной.

В исследованиях И.Ф. Марковской, В.В. Лебединского и О.С. Никольской, И.Ф. Марковской нейропсихологический анализ ВПФ у детей с ЗПР проводился с точки зрения трех параметров:

1) недостаточности - динамической организации психических функций (нарушения тонуса, устойчивости, подвижности);

2) парциальной недостаточности отдельных, «частных» корковых функций (гнозиса, праксиса, речи и т. д.);

3) недостаточности регуляторных процессов, обеспечивающих инициирование, программирование, контроль.

Сравнительное нейропсихологическое исследование детей обеих вышеуказанных групп обнаружило значительную разницу в характере и степени дефицитарности высших корковых функций.

Нейропсихологическое исследование детей первой группы -- с преобладанием явлений органического инфантилизма -- обнаружило мозаичный и преимущественно динамический характер нарушений высших корковых функций, обусловленность их дефицитарности низким психическим тонусом, повышенной истощаемостью, недостаточностью автоматизации движений и действий. В графических пробах, в том числе в письме, при истощении иногда возникал тремор, появлялись макро и микрографии. Фиксация внимания на технической стороне действия часто приводила к увеличению ошибок в письме -- слитному написанию отдельных слов, недописыванию элементов букв, нарушению усвоенных ранее грамматических правил. Легкие расстройства речевой моторики проявлялись в затруднении проговаривания сложных слов. Недостаточность речевой моторики, трудности дифференциации фонем в серийном потоке, негрубые нарушения зрительно-моторной координации -- все вместе нередко препятствовало автоматизации и упрочению навыков чтения и письма. Отмечались трудности механического запоминания. Первичных нарушений зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, фонематического слуха не наблюдалось.

Регуляторные функции были нарушены в звене контроля. Особенно показательными были конфликтные задания, выполнение которых страдало из-за импульсивности. Однако при этом дети правильно повторяли инструкцию, верно оценивали свои ошибки. Усиление речевого контроля, включение внешних опор приводило к нормализации действий. Эти данные коррелируют с результатами исследований А.Р. Лурии, Е. Д. Хомской, В.В. Лебединского, А.Д. Кощелевой, показавших, что наблюдавшиеся у таких детей нейродинамические трудности снимались при усилении речевой регуляции (проговаривании в громкой речи выполняемого действия).

Нейропсихологическое исследование детей второй группы с выраженными нарушениями познавательной деятельности и энцефалопатичеокими явлениями обнаружило более выраженные расстройства.

Так, грубее и чаще, чем у детей первой группы, был характер динамических нарушений: явления повышенной лабильности и истощаемости перекрывались инертностью с наличием персевераторных явлений. Наряду со стойкими динамическими трудностями наблюдалась и первичная дефицитарность ряда высших корковых функций.

В пробах на зрительный гнозис возникали трудности восприятия усложненных вариантов предметных изображений, а также букв. В пробах на праксис часто наблюдались персеверации при переключении с одного действия на другое. При исследовании пространственного праксиса часто отмечались плохая ориентировка в «правом» и «левом», зеркальность в написании букв, трудности в дифференцировке сходных графем. При исследовании речевых процессов нередко обнаруживались расстройства речевой моторики и фонематического слуха, слухоречевой памяти, затруднения в построении развернутой фразы, малая речевая активность.

Нарушения регуляция проявлялись не только в звене контроля, как у детей первой группы, но и программирования. Однако положительный эффект отработки речевых формул действия (В.В. Лебединский, А.Д. Кошелева, 1974) позволяет предположить, что и у детей второй группы недоразвитие регуляторных корковых систем в значительной мере вторично и находится в связи с большей выраженностью и грубостью нейродинамических расстройств, недостаточностью речи и других отдельных корковых функций.

Подобные документы

Состояние проблемы развития памяти у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Исследования проблемы в отечественной психологии. Изучение особенностей запоминания у детей с ЗПР в различных видах деятельности. Анализ результатов исследования.

курсовая работа [156,5 K], добавлен 08.05.2012

Понятие, классификация и диагностика задержки психического развития (ЗПР). Особенности личности детей с ЗПР. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием. Познавательная и мыслительная деятельность детей с ЗПР.

курсовая работа [65,0 K], добавлен 23.10.2010

Специфические закономерности психического развития детей с нарушением слуха. Особенности развития познавательной сферы детей с проблемами слуха: внимание, память, мышление и восприятие. Факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы глухих детей.

реферат [38,5 K], добавлен 05.12.2010

Исследование особенностей развития психики у детей. Изучение основных форм и психологической структуры олигофрении. Анализ системы обучения для умственно отсталых детей. Обзор нарушений познавательной деятельности вследствие повреждений головного мозга.

реферат [22,1 K], добавлен 06.06.2012

Особенности развития личности подростков с резидуально-органическими расстройствами. Характеристика адаптационного потенциала у подростков с психопатоподобными нарушениями резидуально-органического генеза. Изучение психосоциального развития личности.

Читайте также: