Психозы у слепых. Шизофрения незрячих

Обновлено: 28.04.2024

Малоизвестный, но очень интересный факт: у людей, рожденных слепыми, не бывает шизофрении! На первый взгляд это утверждение звучит не очень правдоподобно и вызывает массу вопросов, в том числе главный: может быть, речь идет о простом совпадении, ведь слепорожденных людей не так уж много? Неужели за все время никто не обратил внимания на этот феномен? На самом деле, специалисты давно знают и изучают эту закономерность. Ведь именно она может помочь нам не только лучше понять болезнь, но и возможно, найти новый, неожиданный способ лечения шизофрении

Малоизвестный, но очень интересный факт: у людей, рожденных слепыми, не бывает шизофрении! На первый взгляд это утверждение звучит не очень правдоподобно и вызывает массу вопросов, в том числе главный: может быть, речь идет о простом совпадении, ведь слепорожденных людей не так уж много? Неужели за все время никто не обратил внимания на этот феномен? На самом деле, специалисты давно о нем знают, но до сих пор он не попадал в поле зрения широкой общественности.

Утверждать что у слепорожденных более здоровая психика, чем у большинства зрячих людей, нельзя: как известно, врожденная слепота не защищает от большинства психиатрических расстройств. Более того, люди, рожденные слепыми, чаще других страдают от тревожных расстройств, депрессии, нервной анорексии и аутизма. Но не от шизофрении! Причем «защищает» от шизофрении именно врожденная слепота, в отличие от слепоты приобретенной.

Интересно, что врожденный недостаток одного из других органов чувств так не «работает». Например, врожденная глухота не только не уменьшает, но по некоторым данным даже увеличивает вероятность появления галлюцинаций. Более того, среди людей, потерявших в детстве одновременно и зрение, и слух, случаи шизофрении встречаются относительно часто. Кроме того, уже известно, что потеря одного из шести чувств, причем в определенный период развития, влияет на проявление одного конкретного психиатрического заболевания. Этот любопытный факт подтверждается статистическими исследованиями и небольшим, но солидным списком научных работ (Silverstein et al., 2012; Sanders et al., 2003).

Возвращаясь к шизофрении, прежде всего нужно понять, есть ли разница между слепорожденным и человеком, ослепшим в зрелом возрасте. С научной и медицинской точки зрения разница есть, и заключается она в том, что мозг у них развивается по-разному.

В отличие от нервной системы мух и крабов, строение мозга позвоночных, в том числе человека, не записано целиком в ДНК. Описание всех соединений мозга человека (10 11 нейронов и 10 15 синапсов!) просто не поместилось бы в ДНК (10 9 азотистых оснований), наш мозг слишком сложен для этого. В этом смысле хромосомы содержат лишь общие правила, по которым нейроны из одних частей мозга пытаются установить соединения с другими. Тонкая же настройка нервных соединений, отладка и построение нейронных сетей происходят в процессе непосредственной работы мозга, начиная с внутриутробного периода и примерно до двадцатилетнего возраста.

В процессе «само-построения» мозг «рассчитывает» на поступление извне разного рода упорядоченной информации и готов использовать эту информацию для построения эффективных, «осмысленных» нервных соединений. Так, наша зрительная кора, расположенная в затылочной части мозга, «ожидает», что в определенный момент глаза начнут посылать ей информацию об окружающем мире. У зрячего человека упорядоченная информация от сетчатки постепенно обучает нейроны коры и помогает им выстроить нейронные сети, способные к анализу зрительной информации.

Если же эта информация не приходит, если глаза «молчат», то целые области коры не развиваются по «нормальному сценарию». Но вместо того, чтобы просто выключиться или прозябать в бесполезном бездействии, они переключаются на обработку других видов информации. В результате мозг слепорожденных, а также людей, ослепших в первые месяцы жизни, функционально будет отличаться от мозга большинства людей, включая тех, кто ослеп в сравнительно взрослом возра­сте. Зрительная кора слепорожденных весьма активна и «откликается», помимо прочего, на слуховые и тактильные (осязательные) стимулы. Так что, возвращаясь к нашему статистическому факту, акцент на слепорожденных означает только то, что одна из адаптивных, компенсационных перестроек, которые происходят в мозгу рано ослепших людей, каким-то образом придает им «иммунитет» против шизофрении.

На графике изображена модель того, как может соотноситься риск заболеть шизофренией в зависимости от изменения способности видеть. Авторы модели предполагают, что с уменьшением риска развития шизофрении связаны оба полюса: врожденная слепота и «ненормально» хорошее зрение. Пик риска развития шизофрении приходится на проблемное зрение, причем для лиц, исходно страдающих плохим зрением (слева от пика), риск шизофрении уменьшается при снижении способности видеть. А для лиц, имевших исходно хорошее зрение, впоследствии ухудшившееся (справа от пика), – наоборот, уменьшить риск шизофрении могут меры по возвращению способности видеть. По: (S. Landgraf, M. Osterheider, 2013)

Каков же механизм этого явления? Сказать наверняка сложно, но можно подметить существенные детали. Вероятно, ранняя слепота изменяет развитие когнитивных способностей человека в направлении, прямо противоположном тому, что наблюдается у больных шизофренией (или людей с врожденной предрасположенностью к этому расстройству). Ранняя слепота заставляет интенсивнее и точнее анализировать слуховую информацию, тогда как пациенты с шизофренией не сильны в различении звуковых нюансов. Слепые люди поневоле более внимательны к «звуковому пейзажу» и могут следить за развитием нескольких звуков одновременно.

Кроме того, к наступлению взрослого возраста слепорожденные по сравнению со зрячими людьми развивают более цепкую и емкую кратковременную память и могут удерживать больше информации в долговременной памяти (что совсем не удивительно, если представить себе быт и ежедневные сложности слепого человека). У больных шизофренией, напротив, память ослаблена.

Слепота способствует и более тонкому контролю над движениями, и более глубокой интеграции проприорецептивных чувств («чувства тела»), которые, опять же, как правило, ослаблены при шизофрении. И напротив, «сильные стороны» пациентов с шизофренией – способность к абстрактному мышлению, перенесению свойств объектов на более широкие семантические категории, игра слов и изобретение новых слов – точно соответствуют «слабым сторонам» рано ослепших людей.

Таким образом, вырисовывается некая общая картина: слепота «подталкивает» людей к развитию именно тех когнитивных навыков и аспектов мышления, которые первыми страдают при шизофрении или даже способствуют ее развитию. И если слепота приходит рано, когда мозг еще достаточно пластичен, изменения в развитии мозга в качестве странного побочного эффекта «корректируют» проблемы, характерные для шизофрении.

Некоторые ученые, однако, интерпретируют этот статистический факт более изысканно. Возможно, дело не столько в том, что слепота погружает человека в мир изощренных когнитивных «тренировок» на остроту слуха и глубину памяти, но и в том, как именно мозг младенца реагирует на слепоту по сравнению с мозгом взрослого. Возможно, когда зрительные области коры оказываются вовлечены в обработку слуховой и тактильной информации, человеческий мозг оказывается в каком-то смысле более стабилен, почти «избыточен». В той ситуации, когда у зрячего человека височная кора будет напрямую общаться с теменной или лобной, у рано ослепшего те же потоки информации будут одновременно обрабатываться еще и зрительной корой, передаваясь по нескольким параллельным путям.

По статистике шизофренией в какой-то момент жизни заболевают 50—70 человек на 10 тыс. населения. Детская слепота встречается реже: в развитых странах из 10 тыс. детей слепы в среднем трое. Но детьми, как правило, считаются люди до 18 лет, а слепорожденными (в данном случае) можно считать тех, кто ослеп в раннем младенчестве, в возрасте примерно до шести месяцев. Можно грубо прикинуть, что таких людей примерно 1 на 100 тыс. Слепорожденных с шизофренией тогда должно быть примерно 1 на каждые 10 млн. Немного, казалось бы, но население мира – почти 7 млрд. Значит, в мире должно быть примерно 700 слепорожденных с шизофренией, но во всей врачебной литературе не описано ни одного такого случая

Возможно, разгадка заключается именно в том, что традиционно «сильные» у приматов зрительные отделы мозга оказываются глубже вовлечены в работу над самыми разными «не-зрительными» задачами, и эта «добавочная вычислительная мощность» делает работу мозга более надежной.

Ну и наконец, немного о практической семантике вопроса. Когда вдруг выясняется, что один недуг приводит к избавлению или уменьшению симптомов другого, ученые часто говорят о том, что «болезнь А защищает от болезни Б». Но надо понимать, что речь тут идет о теоретическом наблюдении, а вовсе не о призыве, скажем, «заражать» всех болезнью А для победы над болезнью Б. Вовсе нет! Но любая закономерность такого характера может помочь нам лучше понять обе болезни, а значит, в конечном итоге, найти способы лечения.

Так, например, известно, что гены, связанные с серповидноклеточной анемией, «защищают» от малярии, а больные системной волчанкой реже заболевают некоторыми видами рака. Оба факта – очень интересны, и их изучение может привести к неожиданным прорывам к борьбе с каждым из заболеваний. Так и в случае с не очевидной закономерностью, с которой мы вас познакомили: возможно, когда-нибудь именно она позволит найти новый, неожиданный способ лечения шизофрении.

Литература
Landgraf, Osterheider. “To see or not to see: that is the question.” The “Protection-Against-Schizophrenia” (PaSZ) model: evidence from congenital blindness and visuo-cognitive aberrations. Front Psychol. 2013 Jul 1;4:352.
Silverstein et al. Cognitive and neuroplasticity mechanisms by which congenital or early blindness may confer a protective effect against schizophrenia. 2012. Frontiers in psychology, 3.
Sanders et al. No blind schizophrenics: are NMDA-receptor dynamics involved? 2003. Behav. Brain Sci. 26, 103.

Психозы у слепых. Шизофрения незрячих


13 мая 2020, 00:22
Касьянов Евгений

Лечение слепых шизофреников - запоминающееся явление. Тем не менее, врачам, которые пролечили более десяти тысяч пациентов, было трудно вспомнить хоть одного такого.

– “The Adjustment of the Blind” Chevigny and Braverman (1950)

Вышеприведенные слова предполагают, что слепота является протективным фактором для шизофрении, и представляют собой первую формулировку этой гипотезы. С тех пор несколько авторов поддержали данную гипотезу, основанную на отсутствии случаев пациентов с шизофренией и слепотой на практике, и уточнили её, предположив, что протективный эффект может быть ограничен врожденной или ранней слепотой (в отличие от слепоты, приобретенной в более позднем возрасте) и, возможно, именно врожденной/ранней слепотой, вызванной поражениями зрительной коры (в отличие от слепоты, возникающей из-за периферических поражений глазного яблока).

Недавно было проведено первое крупное эпидемиологическое исследование для проверки гипотезы о том, что слепота защищает от шизофрении, путем применения данных регистров всего населения Западной Австралии. В когорте из 467 945 пациентов в возрасте от 14 до 35 лет на момент получения психиатрических данных ни у одного из 66 детей с кортикальной слепотой, установленной до 6 лет, не было ни шизофрении, ни каких-либо других психотических заболеваний, а у 8 из 613 детей с врожденной/ранней «периферической слепотой» (причиной которой были офтальмологические диагнозы, такие как врожденная глаукома, пороки развития хрусталика и дистрофия сетчатки - состояния с различной степенью нарушения зрения) развилась психотическая симптоматика, но диагноз шизофрении не выставлялся. Авторы признали, что в исследовании есть ограничения, но заявили, что их результаты подтверждают гипотезу о том, что врожденная/ранняя кортикальная слепота является протективным фактором для шизофрении.

O.H. Jefsen et al. провели общенациональное популяционное исследование на основе данных из Датского национального регистра пациентов (содержащего диагностическую информацию о слепоте) и Датского центра психиатрических исследований (содержащего диагностическую информацию о психических расстройствах), чтобы проверить, является ли ранняя слепота защитной для развитие психотических расстройств.

В родовой когорте, состоящей из 2 500 332 человек, за которой следовали в общей сложности 47,5 млн. человеко-лет, было выявлено 460 случаев ранней слепоты, 10 440 случаев шизофрении и 19 716 случаев психотических расстройств. Исходя из 8100 человеко-лет наблюдения за пациентами с ранней слепотой и показателей распространенности психических расстройств, авторы исследования ожидали выявить 1-2 случая шизофрении и 3-4 случая психотических расстройств при условии, что у ранней слепоты не было защитного эффекта.

Авторы оценили необходимый размер выборки, в зависимости от того, насколько ранней может быть защитная слепота. Если бы ранняя слепота должна была полностью устранить риск шизофрении (отношение риска ∼.00), потребовалась бы когорта из приблизительно 3 000 000 человек, с достаточно длинным периодом наблюдения, чтобы достичь предполагаемой кумулятивной заболеваемости. Но если ранняя слепота только вдвое снижает риск шизофрении, потребуется когорта не менее 11 000 000 человек. Для изучения защитного эффекта ранней кортикальной слепоты, в частности, потребуется значительно большая когорта, поскольку это гораздо более редкое заболевание, чем ранняя слепота в целом. Такие цифры потенциально могут быть получены путем объединения данных из нескольких общенациональных регистров с длительным последующим наблюдением.

Таким образом, результаты данного исследования, которое является крупнейшим в своем роде. с продолжительностью наблюдения 47,5 млн. человеко-лет, продемонстрировали, что гипотезу о ранней слепоте, защищающей от психоза, в настоящее время не возможно проверить с использованием данных датского регистра. Поскольку все остальные опубликованные результаты также неубедительны, авторы исследования настоятельно рекомендуют не делать каких-либо выводов по этому вопросу на основе имеющихся данных.

Психозы у слепых. Шизофрения незрячих

Психозы у слепых. Шизофрения незрячих

Психотические нарушения у слепых изучены недостаточно. Имеющиеся в отечественной и зарубежной литературе отдельные статьи по данному вопросу носят общий характер, без анализа нозологической сущности описываемых наблюдений. Обобщения, как правило, делаются на небольшом клиническом материале. Нарушения при слепоте описаны В. П. Осиновым, который отмечал, что в структуре психотических переживаний у таких пациентов чаще встречаются бредовые идеи преследования, отравления и ревности. В болезненном состоянии они нередко совершают агрессивные действия с целью предупреждения «ожидаемого нападения», отказываются от пищи из-за боязни отравления, а порой высказывают бредовые суждения относительно неверности своей супруги или супруга.

В. А. Гиляровский описал у слепых с рождения особые галлюцинации в виде «псевдооптических феноменов», напоминающих «зрительные образы», а также галлюцинации шестого чувства в форме определения якобы грозящей больному опасности с примерной локализацией ее в пространстве.

В. Л. Sampaio пишет о своеобразных галлюцинаторных расстройствах у слепых, которые напоминали одновременно и псевдогаллюцинации (в определении Бумке), и «мечтания» или фантазии. Они были очень яркими, красочными, сценоподобными, статичными или же двигающимися. При этом больные испытывали страх какой-то надвигающейся опасности.

Несомненно одно: при слепоте встречаются все психопатологические симптомы, которые наблюдаются и у зрячих, однако многие из них имеют свои особенности, на которые и указывают вышеупомянутые авторы. Своеобразие их обусловлено зрительной депривацией и той органической (патоморфологической) основой, которая развивается в результате слепоты (Крогиус А. А., Замкина А. М., Новикова Л. А., Матвеев В. Ф., Козловская Г. В., Remvig J.].

Известно, что у слепых людей в пожилом возрасте на фоне церебрального атеросклероза или каких-либо других органических заболеваний ЦНС нередко возникает довольно своеобразный галлюциноз, впервые описанный швейцарским натуралистом С. Bonnet в 1769 г. Он описал его, основываясь на наблюдениях за своим 89-летним дедом (практически слепым в результате двусторонней катаракты, но в целом физически и психически вполне здоровым человеком), который испытывал зрительные галлюцинации, проявляющиеся в виде образов двигающихся людей, животных; нередко это были сценоподобные переживания. Дед расценивал эти галлюцинации как «видения» и четко их отграничивал от образов реальной действительности. В последующем синдром зрительных галлюцинаций при слепоте был назван синдромом Шарля Боннэ.

психозы у слепых

W. S. Colman обнаружил синдром Шарля Боннэ и у здоровых зрячих при ограничении зрительной чувствительности. Важно подчеркнуть, что зрительный галлюциноз наблюдается только у лиц с приобретенной слепотой. Зрительные образы в этих случаях обычно непрерывные, цветные и постоянно двигающиеся.

R. Burgenmeister, R. Tissot, J. de Ajuriquerra полагают, что для возникновения синдрома Шарля Боннэ требуются два условия: резкое падение остроты зрения и расстройство функции головного мозга. По данным I. С. Brust, M. M. Behrens, указанный синдром может наблюдаться также у пациентов с дефектами поля зрения.

M. Eileen McNamara, R. С. Heros, F. Boiler описали довольно необычное клиническое проявление синдрома Шарля Боннэ у женщины 64 лет, ослепшей в 50-летнем возрасте в результате двусторонней глаукомы. Сложные галлюцинации начались неожиданно, проявлялись в виде змей, которые ползли по головам и телам окружающих больную людей. Она понимала, что это «иллюзии», но, несмотря на это, у нее возникала тревога за окружающих. Галлюцинации прекращались только во время сна. В психическом статусе больной каких-либо расстройств, кроме указанного синдрома, не было обнаружено. При стационарном обследовании было установлено, что больная страдает доброкачественной опухолью гипофиза. После хирургической операции синдром Шарля Боннэ подвергся полной редукции.

W. Рорре, V. Sebek наблюдали 4 слепых больных с реактивным параноидом. Описаны также случаи развития у слепых с детства и ослепших в раннем детстве типичных аффективных расстройств с выраженным депрессивным симптомокомплексом и упорными суицидальными мыслями и тенденциями.

Нами (совместно с Д. Г. Теммоевым) обследовано 20 больных, страдавших шизофренией. По типу течения это были в основном случаи шубообразно протекающего эндогенного процесса. Все обследованные были мужчины в возрасте от 28 до 40 лет, состоявшие на учете в психоневрологическом диспансере по поводу шизофрении. В клинической картине преобладал депрессивно-ипохондрический или депрессивно-параноидный синдром с идеями отношения, ущерба. У 5 больных были довольно упорные суицидальные мысли и тенденции. Характерно, что во время этих болезненных состояний возникали явления дереализации и деперсонализации.

У 3 больных отмечались бредовые идеи ревности, и основной причиной госпитализации были их неправильное поведение и агрессивность по отношению к супругам.
Слуховые галлюцинации обнаружены у 10 обследованных. Обращали на себя внимание аутичность больных, их стремление уйти от беседы, из-за чего возникали определенные сложности при наблюдении за динамикой состояния. Во время обострения психической симптоматики у больных значительно нарушалась ориентировка в окружающей среде, что затрудняло их обслуживание в стационаре и особенно в домашних условиях.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Слепота защищает от шизофрении


Арсений Сергеевич Хахалин — кандидат биологических наук, профессор Бард-колледжа, Аннандейл-на-Гудзоне, штат Нью-Йорк, США. Автор и соавтор 10 научных работ.

Малоизвестный, но очень интересный факт: у людей, рожденных слепыми, не бывает шизофрении! На первый взгляд, это утверждение звучит не очень правдоподобно и вызывает массу вопросов, в том числе главный: может быть, речь идет о простом совпадении, ведь слепорожденных людей не так уж много? Неужели за всё время никто не обратил внимания на этот феномен? На самом деле, специалисты давно о нем знают, но до сих пор он не попадал в поле зрения широкой общественности.

Утверждать, что у слепорожденных более здоровая психика, чем у большинства зрячих людей, нельзя: как известно, врожденная слепота не защищает от большинства психиатрических расстройств. Более того, люди, рожденные слепыми, чаще других страдают от тревожных расстройств, депрессии, нервной анорексии и аутизма. Но не от шизофрении! Причем «защищает» от шизофрении именно врожденная слепота, в отличие от слепоты приобретенной.

Интересно, что врожденный недостаток одного из других органов чувств так не «работает». Например, врожденная глухота не только не уменьшает, но, по некоторым данным, даже увеличивает вероятность появления галлюцинаций. Более того, среди людей, потерявших в детстве одновременно и зрение, и слух, случаи шизофрении встречаются относительно часто. Кроме того, уже известно, что потеря одного из шести чувств, причем в определенный период развития, влияет на проявление одного конкретного психиатрического заболевания. Этот любопытный факт подтверждается статистическими исследованиями и небольшим, но солидным списком научных работ (Silverstein et al., 2012; Sanders et al., 2003).

По статистике, шизофренией в какой-то момент жизни заболевают 50–70 человек на 10 тыс. населения. Детская слепота встречается реже: в развитых странах из 10 тыс. детей слепы в среднем трое. Но детьми, как правило, считаются люди до 18 лет, а слепорожденными (в данном случае) можно считать тех, кто ослеп в раннем младенчестве, в возрасте примерно до шести месяцев. Можно грубо прикинуть, что таких людей примерно 1 на 100 тыс. Слепорожденных с шизофренией тогда должно быть примерно 1 на каждые 10 млн. Немного, казалось бы, но население мира — почти 7 млрд. Значит, в мире должно быть примерно 700 слепорожденных с шизофренией, но во всей врачебной литературе не описано ни одного такого случая.

Возвращаясь к шизофрении, прежде всего нужно понять, есть ли разница между слепорожденным и человеком, ослепшим в зрелом возрасте. С научной и медицинской точки зрения разница есть, и заключается она в том, что мозг у них развивается по-разному.

В отличие от нервной системы мух и крабов, строение мозга позвоночных, в том числе человека, не записано целиком в ДНК. Описание всех соединений мозга человека (10 11 нейронов и 10 15 синапсов!) просто не поместилось бы в ДНК (10 9 азотистых оснований), наш мозг слишком сложен для этого. В этом смысле хромосомы содержат лишь общие правила, по которым нейроны из одних частей мозга пытаются установить соединения с другими. Тонкая же настройка нервных соединений, отладка и построение нейронных сетей происходят в процессе непосредственной работы мозга, начиная с внутриутробного периода и примерно до двадцатилетнего возраста.

В процессе «само-построения» мозг «рассчитывает» на поступление извне разного рода упорядоченной информации и готов использовать эту информацию для построения эффективных, «осмысленных» нервных соединений. Так, наша зрительная кора, расположенная в затылочной части мозга, «ожидает», что в определенный момент глаза начнут посылать ей информацию об окружающем мире. У зрячего человека упорядоченная информация от сетчатки постепенно обучает нейроны коры и помогает им выстроить нейронные сети, способные к анализу зрительной информации.

Если же эта информация не приходит, если глаза «молчат», то целые области коры не развиваются по «нормальному сценарию». Но вместо того, чтобы просто выключиться или прозябать в бесполезном бездействии, они переключаются на обработку других видов информации. В результате мозг слепорожденных, а также людей, ослепших в первые месяцы жизни, функционально будет отличаться от мозга большинства людей, включая тех, кто ослеп в сравнительно взрослом возра­сте. Зрительная кора слепорожденных весьма активна и «откликается», помимо прочего, на слуховые и тактильные (осязательные) стимулы. Так что, возвращаясь к нашему статистическому факту, акцент на слепорожденных означает только то, что одна из адаптивных, компенсационных перестроек, которые происходят в мозгу рано ослепших людей, каким-то образом придает им «иммунитет» против шизофрении.

Риск заболеть шизофренией в зависимости от изменения способности видеть («Наука из первых рук» №1(61), 2016)

На графике изображена модель того, как может соотноситься риск заболеть шизофренией в зависимости от изменения способности видеть. Авторы модели предполагают, что с уменьшением риска развития шизофрении связаны оба полюса: врожденная слепота и «ненормально» хорошее зрение. Пик риска развития шизофрении приходится на проблемное зрение, причем для лиц, исходно страдающих плохим зрением (слева от пика), риск шизофрении уменьшается при снижении способности видеть. А для лиц, имевших исходно хорошее зрение, впоследствии ухудшившееся (справа от пика), — наоборот, уменьшить риск шизофрении могут меры по возвращению способности видеть. По: S. Landgraf, M. Osterheider, 2013

Каков же механизм этого явления? Сказать наверняка сложно, но можно подметить существенные детали. Вероятно, ранняя слепота изменяет развитие когнитивных способностей человека в направлении, прямо противоположном тому, что наблюдается у больных шизофренией (или людей с врожденной предрасположенностью к этому расстройству). Ранняя слепота заставляет интенсивнее и точнее анализировать слуховую информацию, тогда как пациенты с шизофренией не сильны в различении звуковых нюансов. Слепые люди поневоле более внимательны к «звуковому пейзажу» и могут следить за развитием нескольких звуков одновременно.

Кроме того, к наступлению взрослого возраста слепорожденные по сравнению со зрячими людьми развивают более цепкую и емкую кратковременную память и могут удерживать больше информации в долговременной памяти (что совсем не удивительно, если представить себе быт и ежедневные сложности слепого человека). У больных шизофренией, напротив, память ослаблена.

Слепота способствует и более тонкому контролю над движениями, и более глубокой интеграции проприорецептивных чувств («чувства тела»), которые, опять же, как правило, ослаблены при шизофрении. И напротив, «сильные стороны» пациентов с шизофренией — способность к абстрактному мышлению, перенесению свойств объектов на более широкие семантические категории, игра слов и изобретение новых слов — точно соответствуют «слабым сторонам» рано ослепших людей.

Таким образом, вырисовывается некая общая картина: слепота «подталкивает» людей к развитию именно тех когнитивных навыков и аспектов мышления, которые первыми страдают при шизофрении или даже способствуют ее развитию. И если слепота приходит рано, когда мозг еще достаточно пластичен, изменения в развитии мозга в качестве странного побочного эффекта «корректируют» проблемы, характерные для шизофрении.

Некоторые ученые, однако, интерпретируют этот статистический факт более изысканно. Возможно, дело не столько в том, что слепота погружает человека в мир изощренных когнитивных «тренировок» на остроту слуха и глубину памяти, но и в том, как именно мозг младенца реагирует на слепоту по сравнению с мозгом взрослого. Возможно, когда зрительные области коры оказываются вовлечены в обработку слуховой и тактильной информации, человеческий мозг оказывается в каком-то смысле более стабилен, почти «избыточен». В той ситуации, когда у зрячего человека височная кора будет напрямую общаться с теменной или лобной, у рано ослепшего те же потоки информации будут одновременно обрабатываться еще и зрительной корой, передаваясь по нескольким параллельным путям.

Возможно, разгадка заключается именно в том, что традиционно «сильные» у приматов зрительные отделы мозга оказываются глубже вовлечены в работу над самыми разными «не-зрительными» задачами, и эта «добавочная вычислительная мощность» делает работу мозга более надежной.

Ну и наконец, немного о практической семантике вопроса. Когда вдруг выясняется, что один недуг приводит к избавлению или уменьшению симптомов другого, ученые часто говорят о том, что «болезнь А защищает от болезни Б». Но надо понимать, что речь тут идет о теоретическом наблюдении, а вовсе не о призыве, скажем, «заражать» всех болезнью А для победы над болезнью Б. Вовсе нет! Но любая закономерность такого характера может помочь нам лучше понять обе болезни, а значит, в конечном итоге, найти способы лечения.

Так, например, известно, что гены, связанные с серповидноклеточной анемией, «защищают» от малярии, а больные системной волчанкой реже заболевают некоторыми видами рака. Оба факта — очень интересны, и их изучение может привести к неожиданным прорывам в борьбе с каждым из заболеваний. Так и в случае с неочевидной закономерностью, с которой мы вас познакомили: возможно, когда-нибудь именно она позволит найти новый, неожиданный способ лечения шизофрении.

Литература:
1. Landgraf S., Osterheider M. «To see or not to see: that is the question». The «Protection-Against-Schizophrenia» (PaSZ) model: evidence from congenital blindness and visuo-cognitive aberrations // Frontiers in psychology. 2013. V. 4:352. doi: 10.3389/fpsyg.2013.00352.
2. Silverstein S. M. et al. Cognitive and neuroplasticity mechanisms by which congenital or early blindness may confer a protective effect against schizophrenia // Frontiers in psychology, 2012. V. 3:624. doi: 10.3389/fpsyg.2012.00624.
3. Sanders G. S. et al. No blind schizophrenics: are NMDA-receptor dynamics involved? // Behav. Brain Sci. 2003. V. 26:103. doi: 10.1017/S0140525X03420025.

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»


Эта брошюра выпущена в рамках проекта "Внедрение в России идей независимой жизни инвалидов" наряду с двумя другими – "Движение независимой жизни" и "Инвалиды: терминология и этикет". Все три дополняют друг друга.

"Инвалидность – это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным - и мне, и другим"
(из интервью с Еленой Дунаевой, инвалидом I группы, г.Ухта)

Цель данной брошюры – познакомить людей, главным образом, тех, кто по роду деятельности сталкивается с самыми разными людьми, с некоторыми самыми распространенными видами инвалидности. Мы не претендуем на то, чтобы это издание считалось энциклопедией или медицинским справочником – оно не предназначено для специалистов-медиков, хотя источники, которыми мы пользовались, вполне достоверны. При составлении брошюры мы обращались за материалами в организации, которые работают с людьми, имеющими те или иные формы инвалидности. Выражаем этим организациям и их сотрудникам нашу благодарность: президенту благотворительной организации инвалидов Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. , Московскому обществу рассеянного склероза, ответственному секретарю журнала Всероссийского Общества Глухих "В едином строю" Т.М. Тукузовой, организации "Даунсайд Ап", директору Новосибирской региональной библиотеки для слепых и слабовидящих Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. , президенту РООИСБ "Астом" В.Г. Суханову и Р. Оршанскому (Благотворительный фонд поддержки стомированных больных "Колон").

Отдельное спасибо Л.Н. Индолеву и сотрудникам "Перспективы", которые внесли полезные замечания. Кроме того, источниками материалов для брошюры послужили публикации на сайтах российских и зарубежных организаций инвалидов, а также материалы, опубликованные в виртуальной библиотеке НКО

Одна из главных причин, порождающих стереотипное и, в основном, негативное отношение к инвалидам, - это отсутствие доступной информации о них. Есть масса специальной литературы, адресованной медикам, однако она не может и не должна быть предназначена для обычного читателя. Тем не менее, очень многим людям такая информация будет полезна. Часто незнание приводит к неверным действиям, а еще чаще – к нежеланию общаться. Из-за этого окружающие часто игнорируют инвалидов, а те, кто сталкивается с ними по роду деятельности, полагаются на свои знания и здравый смысл. Мы хотим предоставить информацию, которая позволит снять напряженность, которая время от времени неизбежно возникает у любого человека при встрече с незнакомым и непривычным.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Это определение - из Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ", принятому в ноябре 1995г.

Определение из "Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов", принятых на Генеральной Ассамблее ООН в декабре 1993 г.: "Люди могут стать инвалидами вследствие физических, умственных или сенсорных дефектов, состояния здоровья или психических заболеваний."

Еще есть определение инвалидности, принятое международным сообществом инвалидов и имеющее существенное отличие от приведенного выше. На русский язык оно переводится так: "Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни."

Люди, использующие инвалидные коляски

Инвалидными колясками пользуются люди:

после тяжелой травмы позвоночника;

перенесшие ампутацию нижних конечностей;

с тяжелой формой детского церебрального паралича (ДЦП);

с тяжелой формой рассеянного склероза

после перенесенного инсульта, полиомиелита или другого заболевания, приведшего к нарушению функций нижних конечностей.

Травма позвоночника

При некоторых тяжелых переломах позвоночника происходит повреждение спинного мозга, который отвечает за двигательную активность конечностей (рук и ног), вследствие чего происходит их паралич. Позвоночник может быть сломан в разных местах (на различных уровнях). Уровень поражения указывает на отдел спинного мозга, ниже которого чувствительность и движения нарушены или отсутствуют. Их отсутствие может быть полным или частичным, постоянным или временным. Последствия травмы позвоночника бывают различными – в зависимости от того, какая часть спинного мозга повреждена и насколько.

Параплегия означает, что спинной мозг поврежден в любом месте, ниже шейного отдела. В результате у человека с параплегией не работает нижняя часть тела и нижние конечности, а также часть внутренних, "тазовых" органов. На своем “сленге” инвалиды называют таких людей “спинальниками”.

Тетраплегия означает, что спинной мозг поврежден на уровне шейного отдела. В результате повреждения у человека полностью или частично не действуют и лишены чувствительности руки и ноги (греческое слово “тетра” означает “четыре”). В данном случае у людей могут быть повреждены также органы дыхания, терморегуляции, "тазовые" органы. Такого человека еще называют "шейником".

(Из книги Бернадетт Феллон "Теперь ты парализован…" в переводе В.М. Труфанова – "Болезнь и я", выпуск 1, г Пермь, 1996 г.)

" , выпуск 1, г Пермь, 1996 г.)

Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич (ДЦП) - термин, который используется для описания группы хронических состояний, связанных с координацией движения и мускульным тонусом. Эти состояния обусловлены поражением одного или нескольких отделов мозга в течение внутриутробного периода, непосредственно после рождения или в раннем детстве. Церебральный паралич - состояние не прогрессирующее, однако, при определенных условиях может развиваться, могут наступать улучшения, ухудшения или сохраняться стабильность. ДЦП не может передаваться другим людям, не является заболеванием и не должно считаться таковым. Хотя ДЦП нельзя вылечить в общепринятом смысле, тренинги и терапия могут привести к улучшению функций.

ДЦП характеризуется неспособностью полностью контролировать координацию движений и мышечную силу. В зависимости от того, какой отдел мозга поражен, может произойти резкое мускульное напряжение (спазм), непроизвольные движения, “танцующая” походка. Кроме того, могут возникать также анормальные ощущения и восприятия, нарушения зрения, слуха и речи, припадки, задержка в умственном развитии.

Чаще всего причины, приводящие к ДЦП, появляются во внутриутробном периоде, причем они не связаны с наследственностью. Такие состояния называются врожденным церебральным параличом. Менее распространены состояния, которые возникают в течение первых двух лет жизни. Они связаны с черепно-мозговыми травмами при родах, авариях, падениях или мозговыми инфекциями.

Существуют три основные вида ДЦП:

спастический (напряженные и затрудненные движения);

атетоидный (непроизвольные и неконтролируемые движения)

атаксический (нарушение чувства баланса и ощущения глубины).

В некоторых людях все эти виды могут сочетаться.

Людям, имеющим ДЦП, могут потребоваться услуги поддержки - например, услуги персональных помощников, терапия, тренинги, услуги для независимой жизни, консультирование, транспорт, программы отдыха и досуга, работа и так далее. Люди, имеющие ДЦП, могут посещать школу, работать, создавать семью и жить вполне самостоятельно.

(Перевод текста, написанного в 1997 г. организацией United Cerebral Palsy)

Рассеянный склероз

неврологическое заболевание, не зависящее от возраста человека и приводящее к различным стадиям инвалидности – от легкой степени с нарушением двигательной активности и частичной потерей зрения до полного обездвижения. Психических изменений в человеке не происходит. Основными признаками болезни являются:

пошатывающаяся ("танцующая") походка, что вызывает передвижение с помощью костылей или трости;

слабое зрение и очень быстрая утомляемость;

Люди с рассеянным склерозом зачастую сталкиваются с непониманием со стороны окружающих, особенно - представителей органов милиции. Это связано с пошатывающейся походкой, из-за которой представители милиции часто задерживают людей с рассеянным склерозом по обвинению в пьянстве или наркомании.

Информация предоставлена Московским Обществом рассеянного склероза

Нарушение зрения может быть различной степени – от тотальной слепоты, что встречается редко, до частичной слепоты, когда человек не может различать цвет и форму, но может видеть свет. Среди детей, обучающихся в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% - потеряли зрение в результате несчастных случаев и остальные являются слабовидящими, имеющими тенденцию к ухудшению зрения. При определенной подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут достаточно свободно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и вообще ничем не отличаться от остальных людей. В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки-поводыря.

Школы для слепых дают знания в полном объеме средней школы и выдают аттестаты зрелости стандартного образца. В этих школах учатся немного дольше, чем в обычных (5 лет в начальной школе), поскольку дополнительный год дается на обучение ориентированию на местности и изучение шрифта Брайля (объемный шрифт, позволяющий человеку читать тексты пальцами, на ощупь). Выпускники поступают в институты и университеты, а затем работают по самым различным специальностям – в юридических конторах, диспетчерских и справочных службах, издательствах, банках, бюро переводов и т.д. В России традиционными для незрячих являются престижные профессии массажиста и композитора-аранжировщика.

Одним из основных мифов, касающихся невидящих людей, является представление о том, что практически все невидящие люди склонны к ясновидению и телепатии. Однако, людей, склонных к ясновидению и телепатии, среди незрячих примерно такой же процент, как среди видящих людей. Этот миф не имеет под собой реальной основы. С другой стороны, в силу развития повышенной чувствительности к окружающей среде, необходимой для успешного ориентирования, незрячие обращают внимание на такие вещи, как колебания воздуха, звуковую информацию, чего люди зрячие не замечают.

(По материалам, предоставленным директором Новосибирской региональной библиотеки для слепых и слабовидящих Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. )

Статистикой установлено, что примерно у 10% населения любой страны есть различные формы нарушения слуха. Исходя из степени потери слуха, неслышащие люди делятся на глухих (но не глухонемых! Этот термин часто используется людьми, однако ошибочно, потому что если человек не слышит, это не значит, что он не может общаться), слабослышащих, позднооглохших, тугоухих. Причинами глухоты чаще всего бывают родовые травмы, инфекционные заболевания, последствия применения некоторых медикаментов, контузий во время военных действий и т.д. Впрочем, стать слабослышащим можно и в результате длительного воздействия шумов, недолеченного отита и других причин. В некоторых случаях возможно повышение слуха медикаментозными средствами. В любом случае частичной компенсацией может стать слуховой аппарат. Не слышащие от рождения дети, как правило, посещают специальные детские сады, обучаются в спецшколах-интернатах. Высшее образование для инвалидов по слуху доступно в нескольких вузах страны: в Москве – это МГТУ им. Баумана (там создан социально-реабилитационный центр) и МПГУ (бывший педагогический институт им. Ленина, где создана спецгруппа на дефектологическом факультете); Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, межрегиональный реабилитационный центр в Санкт-Петербурге.

Есть способ воспитания слабослышащих детей в домашних условиях по системе кандидата педагогических наук Э.И. Леонгард. Воспитание глухих детей по этой системе позволяет им развить речевое общение и речевой слух, успешно обучаться в обычных средних школах, получать высшее образование в обычных вузах.

(По материалам, предоставленным Т.М. Тукузовой, ответственным секретарем журнала Всероссийского Общества Глухих "В едином строю")
Синдром Дауна

Синдром Дауна впервые описан во второй половине XIX в. Синдром относится к хромосомным аномалиям: у человека с синдромом Дауна не 46, а 47 хромосом. При этом хромосомный набор у родителей может быть абсолютно обычным. Медициной до сих пор точно не установлены причины появления у некоторых эмбрионов лишней хромосомы. В большинстве стран сегодня наличие лишней хромосомы не рассматривается как болезнь.

Ребенок, родившийся с синдромом Дауна, имеет характерную внешность – лицо монголоидного типа, несколько уменьшенный череп, иногда – непропорционально короткие конечности. Синдром Дауна означает, что малыш будет развиваться несколько медленнее, чем его сверстники и позже проходить общие этапы развития. Ему будет трудно учиться, но он сможет делать большую часть того, что делают все другие дети: ходить, говорить, читать и писать. У разных людей с синдромом Дауна разные умственные способности, разное поведение и физическое развитие. Каждый обладает уникальной индивидуальностью, как любой другой человек. Они могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они проходят обучение по программе ранней помощи, если получают специальное образование, медицинское обслуживание и позитивное отношение общества. При соблюдении этих условий люди с синдромом Дауна разрушают один из основных стереотипов – о том, что все они не способны понять другого человека и не обучаемы. Сейчас в России действуют организации, которые помогают родителям воспитывать детей с синдромом Дауна.

(По материалам организации ДАУНСАЙД АП)

Психиатрические заболевания связаны с расстройством центральной нервной системы. Человеческий мозг контролирует восприятие (зрение, слух), память, мышление, речь, равновесие, возникновение и проявление чувств (эмоций), дыхание и т.д. Любая из этих функций и их синхронная работа могут быть нарушены в результате психического заболевания. С другой стороны, хронические психические заболевания схожи в определенном смысле с любой другой хронической болезнью, например, сердечно-сосудистой болезнью или диабетом. На сегодняшний день не выявлена главная причина возникновения душевного расстройства, но известно множество обстоятельств, провоцирующих начало болезни, улучшающих или ухудшающих течение психического заболевания.

Признаками психических заболеваний являются:

возникновение резко выраженных изменений в повседневном поведении (избыток или отсутствие сна, аппетита, появление рассеянности, заторможенности или избыточной возбужденности, не характерной для человека раньше);

затруднение мышления и общения;

мания, навязчивые состояния (упорные и ничем не оправданные попытки развернуть какую-либо деятельность, не подходящую к месту и времени, доминанта какой-либо идеи и т.д.);

Читайте также: