Селезенка при болезни Гоше. Амилоидная селезенка.

Обновлено: 02.05.2024

Болезнь Гоше является сфинголипидозом Сфинголипидоз Лизосомальные ферменты разрушают макромолекулы либо самой клетки (например, когда перерабатываются структурные компоненты клетки), либо захваченные извне. Унаследованные дефекты или недостатки. Прочитайте дополнительные сведения – наследственным нарушением метаболизма, которое возникает в результате дефицита глюкоцереброзидазы и приводит к накоплению глюкоцереброзида и родственных соединений. Симптомы и признаки варьируются в зависимости от типа, но чаще всего – гепатоспленомегалия или изменения центральной нервной системы. Диагноз ставят на основании анализа ДНК и/или анализа ферментов лейкоцитов. Лечение состоит в ферментозамещающей терапии глюкоцереброзидазой

Для получения дополнительной информации см. таблицу Некоторые сфинголипидозы Некоторые сфинголипидозы .

Глюкоцереброзидаза обычно гидролизует глюкоцереброзид до глюкозы и керамидов. Генетические дефекты фермента вызывают накопление глюкоцереброзида в тканевых макрофагах через фагоцитоз, образуя клетки Гоше. Накопление клеток Гоше в перивас-кулярных пространствах в мозге вызывает глиоз при нейропатических формах.

Выделяют 3 типа болезни Гоше, различающиеся по эпидемиологии, активности фермента и проявлениям.

Болезнь Гоше I типа

Тип I (ненейропатический) является наиболее распространенным (90% всех больных). Остаточная активность фермента максимальна. Евреи-ашкенази подвергаются наибольшему риску; 1/12 являются носителями. Возраст возникновения заболевания колеблется от детского до зрелого взрослого.

Симптомы и признаки болезни Гоше I типа включают спленогепатомегалию, костные заболевания (например, остеопению, болевые кризы, остеолитические повреждения с переломами), задержку роста, задержку полового созревания, кровоподтеки и пингвекулу. Носовые кровотечения и синяки в результате тромбоцитопении являются общими проявлениями.

Рентгенография показывает бросающиеся в глаза концы длинных костей (колбообразная деформация Эрленмейера) и кортикальное истончение.

Болезнь Гоше II типа

Тип II (острый нейропатический) является наиболее редким, и остаточная активность фермента при этом типе самая низкая. Начало заболевания приходится на период младенчества.

Симптомами и признаками болезни Гоше II типа являются прогрессирующим неврологическим ухудшением (например, ригидность, судороги) и смерть наступает в возрасте 2 лет.

Болезнь Гоше III типа

Тип III (подострый нейропатический) размещается между типами I и II по распространенности, активности ферментов и клинической тяжести. Заболевание возникает в любое время в детском возрасте.

Клинические проявления зависят от подтипа и включают прогрессирующее слабоумие и атаксию (IIIa), поражение костей и органов (IIIb) и надглазничный паралич с помутнениями роговицы (IIIc). Пациенты, которые доживают до подросткового возраста, могут жить в течение многих лет.

Диагностика болезни Гоше

Определение активности ферментов

Диагноз болезни Гоше устанавливается на основании анализа ДНК и/или ферментного анализа лейкоцитов. Выявление носителей и определение типов проводится при помощи анализа мутаций. Хотя биопсия не является необходимой, клетки Гоше – заполненные липидами макрофаги в печени, селезенке, лимфатических узлах или костном мозге, имеющие вид мятой тонкой бумаги – являются диагностическими. (Также см. Исследования при подозрении наследственных нарушений обмена веществ Начальное тестирование Большинство наследственных нарушений метаболизма (врожденные нарушения обмена веществ) являются редкими, и, следовательно, для их диагностики необходим более высокий индекс подозрения. Своевременная. Прочитайте дополнительные сведения ).

Лечение болезни Гоше

Типы I и III: замена фермента глюкоцереброзидазой

Иногда назначается миглустат, элиглустат, спленэктомия или трансплантация стволовых клеток или костного мозга

Замещение фермента внутривенным введением глюкоцереброзидазы эффективно при типах I и III, для типа II лечение отсутствует. Ферменты модифицируют для эффективной доставки в лизосомы. Пациенты, получавшие замещение фермента, требуют регулярного мониторинга уровня гемоглобина и тромбоцитов, регулярной оценки состояния селезенки и объема печени, КТ или МРТ, а также регулярной оценки состояния заболевания костей при исследовании скелета, двухэнергетической рентгеновской абсорбциометрии или МРТ.

Миглустат (100 мг перорально три раза в день), ингибитор глюкозилцерамид синтазы, снижает концентрацию глюкоцереброзида (субстрат для глюкоцереброзидазы) и является альтернативой для пациентов, которые не могут получить замещение фермента.

Элиглустат (84 мг перорально раз или два в день), другой ингибитор глюкозилцерамид синтазы также снижает концентрацию глюкоцереброзида.

Спленэктомия может быть полезна пациентам с анемией, лейкопенией, тромбоцитопенией, или когда размер селезенки вызывает дискомфорт. Пациентам с анемией может потребоваться переливание крови.

Трансплантация костного мозга или стволовых клеток обеспечивает окончательное излечение, но рассматривается только в крайних случаях из-за значительной заболеваемости и смертности.

Ключевые моменты

Болезнь Гоше является сфинголипидозом, развивающимся в результате дефицита глюкоцереброзидазы, который приводит к накоплению глюкоцереброзида.

Выделяют 3 типа, различающиеся по эпидемиологии, активности фермента и проявлениям.

Диагноз болезни Гоше устанавливается на основании анализа ДНК и/или ферментного анализа лейкоцитов. Носителей выявляют и типы различают при помощи анализа мутаций.

Лечение для типов I и III, включают в себя замещение фермента глюкоцереброзидазой, а иногда и назначение миглустата, элиглустата, спленэктомии или трансплантации стволовых клеток или костного мозга; нет никакого лечения для типа II.

Дополнительная информация

Ниже следует англоязычный ресурс, который может быть информативным. Обратите внимание, что The manual не несет ответственности за содержание этого ресурса.

Online Mendelian Inheritance in Man® (OMIM®) database: полная информация о генах и их молекулярной и хромосомной локализации

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Селезенка при болезни Гоше. Амилоидная селезенка.

О болезни Гоше, представляющей из-за ее относительной частоты наибольший клинический интерес, следует думать, когда преимущественно у женщин имеются медленно увеличивающаяся, часто достигающая огромных размеров селезенка и неопределенные клинические симптомы (утомляемость, слегка увеличенные лимфатические узлы, желтая вплоть до бронзовой окраска кожи, особенно в области голеней и на открытых местах, явления гиперспленизма в периферической крови в виде лейколонностью к кровотечениям (кровотечения из носа). Этот симптом отмечается в половине всех случаев (Medoff и Bayrd).

Часто на конъюнктиве имеются pinguiculae, клиновидные утолщения и пигментация конъюнктивы кнутри и кнаружи от радужной оболочки. При рентгенографии грудной клетки легочный рисунок усилен в виде сетки. Диагноз устанавливается при обнаружении в стернальном или селезеночном пунктате типичных клеток Гоше. Это клетки исключительно больших размеров (до 40); цитоплазма их широкая и в зависимости от степени созревания — базофильная, зернистая или почти бесцветная вследствие наличия накоплений (пенистые клетк и). Ядра круглые или звездчатые.

В то время как болезнь Ниман—Пика поражает только детей, болезнь Ханд—Шюллер—Кристиана наблюдается и у взрослых. Спленомегалия не столь выражена, как при болезни Гоше. В селезенке и костном мозгу обнаруживаются аналогичные клетки накопления. На первом плане — изменения костей, преимущественно черепа, которые рентгенологически имеют вид множественных, неправильных дефектов. Вследствие прямого давления на гипофиз и межуточный мозг часты внутрисекреторные нарушения (расстройства роста, несахарный диабет, адипозо-генитальная дистрофия). Характерна клиническая триада — несахарное мочеизнурение, экзофтальм и дефекты черепа. Содержание холестерина в сыворотке нормально.

болезнь гоше

Типично образование грануляционной ткани с отложением холестерина в ретикулярных клетках, благодаря чему возможна гистологическая диагностика Поражаются кости, лимфатические узлы, печень и селезенка.

Об отношении к моносимптомной медленно текущей эозинофильной костной гранулеме и к синдрому Letterer—Siewe, протекающему особенно злокачественно и остро (вследствие остроты течения встречается только в детском возрасте), которые являются лишь особыми формами болезни Ханд—Шюллер—Кристиана.

Амилоидную селезенку, отличающуюся особой плотностью, следует иметь в виду при продолжительных, хронических нагноительных процессах. Решающее диагностическое значение имеет наличие отложений амилоида в других органах, обнаруживаемых при игольной биопсии, и результаты пробы с конгорот по Bennhold.
О гепато-спленомегалическом липоидозе (эссенциальной гиперлипемии).

Абсцесс селезенки встречается редко. Предположение о нем может возникнуть при наличии стойкой, четко ограниченной, локальной болезненности — спонтанной и при давлении. Так как абсцесс селезенки большей частью возникает как осложнение ее воспалительного увеличения, общие симптомы (лейкоцитоз и т. д.), указывающие на инфекцию, не однозначны. Иногда абсцесс селезенки приходится отграничивать от гораздо более частого инфаркта селезенки, который также может вызвать очень сильные боли. Инфаркты селезенки образуются при эндокардитах различного генеза, а также при очень больших увеличениях селезенки, особенно при лейкозе. Часто прослушивается периспленический шум трения.

- Вернуться в оглавление раздела "Профилактика заболеваний"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Болезнь Гоше

Болезнь Гоше — редкое генетическое заболевание, встречающееся у одного человека из 50 тысяч. В основе болезни Гоше лежит наследственный дефицит активности фермента (глюкоцереброзидазы), участвующего в переработке продуктов клеточного метаболизма (обмена веществ). В результате недостаточной активности этого фермента в клетках накапливаются непереработанные отходы метаболизма, и клетки принимают характерный вид клеток Гоше или «клеток накопления». Накопление происходит в селезенке, печени, почках, легких, мозге и костном мозге.

Заболевание болезнь Гоше впервые описал в 1882 г. французский студент-медик Филипп Шарль Эрнст Гоше (P.C.E. Gaucher). Студент обнаружил характерные клетки, накапливающие нерасщепленные жиры, у больного с увеличенной селезенкой. Позднее эти клетки были названы клетками Гоше, а заболевание, в честь описавшего его доктора — болезнью Гоше.

Международный день болезни Гоше приурочен к 26 июля, именно в этот день родился Филипп Гоше.

Болезнь Гоше. Три типа.

Болезнь Гоше

Первый тип — это наиболее частый тип, он встречается более чем в 90% случаев. Симптомы болезни Гоше этого типа могут проявляться в раннем возрасте или в зрелом возрасте и включают в себя: увеличение печени и увеличение селезенки (гепатоспленомегалия), слабость скелетных костей (поражение трубчатых костей скелета), анемия, тромбоцитопения и лейкопения, поражение почек, усталость.

Второй тип — это острый нейронопатический, наиболее тяжелый. Обычно начинает проявляться на протяжении первых шести месяцев со дня рождения. Симптомы болезни Гоше этого типа включают в себя: увеличение печени и селезенки, обширные повреждения головного мозга, нарушения движения глаз, судороги и ригидность конечностей, слабая способность сосать и глотать.

Третий тип болезни Гоше — это хронический нейронопатический, когда наряду с гепатоспленомегалией идет поражение центральной нервной системы, но в отличие от второго типа заболевания, симптомы поражения центральной нервной системы появляются чуть позже. Основные симптомы включают увеличение селезенки или печени, судороги, нарушение координации, проблемы с дыханием, скелетные нарушения, нарушения движения глаз, заболевания крови, включая анемию.

Болезнь Гоше. Симптомы.

— Увеличение селезенки. Она может быть больше обычной в 25 раз. Может уменьшать аппетит, оказывать давление на живот

— Частые носовые кровотечения

— Долго незаживающие ранки и царапины

— Сильная боль в суставах и костях, зачастую в тазобедренных и коленных суставах

— Частые переломы конечностей

— Сонливость или бессонница

Болезнь Гоше. Диагностика.

Сбор анамнеза и жалоб заболевания (уточнение времени появления первых симптомов заболевания, как они прогрессировали с течением времени).

Заподозрить заболевание можно при случайном выявлении увеличения печени и селезенки (например, по данным УЗИ), угнетении кроветворной системы (изменения в анализах крови: снижение уровня гемоглобина, тромбоцитов, появление нетипичных клеток крови), появлении симптомов поражения костей.

На следующем этапе проводятся специальные исследования для подтверждения диагноза:

• ферментный анализ – определение уровня фермента (глюкоцереброзидазы) в лейкоцитах и клетках кожи, что позволяет с абсолютной точностью установить диагноз;
  • биохимический анализ крови (снижение активности β-глюкоцереброзидазы, повышение уровня хитотриозидазы);
  • исследование костного мозга (наличие характерных клеток Гоше);
  • молекулярные исследования на уровне генов (выявление генетического нарушения);
  • рентгенография и компьютерная диагностика (магнитно-резонансная томография) костей, так как возможно наличие зон с меньшей плотностью, имеющих специфические признаки для данного заболевания.

Болезнь Гоше. Лечение.

Болезнь Гоше поддается успешному лечению с помощью ферментозаместительной терапии.

Болезнь Гоше

Существует два препарата для проведения ферментозаместительной терапии: имиглюцераза и велоглюцераза. Это два препарата различных фармакологических фирм, но они действуют примерно одинаково. Клинические исследования по сравнению велоглюцеразы и имиглюцеразы показали, что результаты на лечении пациентов этими двумя препаратами одинаковы, оба препарата имеют хорошую эффективность и переносимость. Недавно проводились клинические испытания нового препарата для болезни Гоше российского производства. Они показали равную эффективность препарата.

Выбор препарата осуществляется врачом.

Цели лечения – предупреждение необратимого поражения костно-суставной системы и других жизненно важных органов (печень, легкие, почки); регресс или ослабление цитопенического синдрома, сокращение размеров селезенки и печени.

Дозы ферментозаместительной терапии каждому пациенту назначают индивидуально. Но схема введения у всех примерно одинакова — 1 раз в 2 недели. Позднее, при наличии явных улучшений, капельницы могут назначить и раз в месяц. Все изменения в дозах и частоте применения препарата проводятся исключительно врачами орфанного отделения Гематологического научного центра.

Контроль эффективности заместительной ферментной терапии проводится на основе общего анализа крови (1 раз в 1-3 месяца), биохимии крови (1 раз в 3-6 месяцев), а также наблюдения общего состояния в Гематологическом научном центре.

Начиная с 2018 года в России у пациентов с болезнью Гоше появилась новая форма лечения — таблетированная. Таблетки для лечения болезни Гоше нужно принимать ежедневно 2 раза в день.

Эхография селезенки у детей и подростков

ФГУ Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии Минздравсоцразвития, г. Москва.
Российская детская клиническая больница, г. Москва.

Журнал "SonoAce Ultrasound"

Содержит актуальную клиническую информацию по ультрасонографии и ориентирован на врачей ультразвуковой диагностики, выходит с 1996 года.

Клинико-эхографическая семиотика

Селезенка редко поражается первично, но практически всегда изменяется при гематологических, онкологических, иммунных, сосудистых, инфекционных, системных заболеваниях. Однако обнаружить эти изменения непросто. Ситуацию с выявлением патологии селезенки и возможностью динамического наблюдения радикально изменили ультразвуковые исследования.

Селезенка - уникальный орган даже по своему генезу. Все непарные органы нашего тела закладываются по средней линии. Селезенка - исключение. Она появляется на 4-й неделе внутриутробного развития из мезенхимального выпячивания на левой стороне дорсального мезогастрия из клеток как поверхностной, так и глубокой мезенхимы. На 20-й неделе гестации в селезенке появляются очаги гемопоэза. Селезенка - лимфатический орган, включенный в систему кровообращения. Это единственный лимфатический орган, где существуют теснейшие связи лимфатической ткани, кровеносных сосудов и клеток ретикулоэндотелиальной системы [1]. Кровообращение в селезенке не менее уникально, есть два типа кровотока по селезенке - открытый и закрытый. При закрытом типе циркуляции центральная артерия снабжает кровью белую пульпу, кровь проходит непосредственно через маргинальную зону синусов и дренируется в венозные синусы. При открытом типе циркуляции центральная артерия снабжает кровью красную пульпу и распадается на капилляры, дренирующиеся в паренхиму. Только оттуда кровь попадает в венозные синусы, собирающиеся в трабекулярные вены и впадающие в области ворот в общую вену селезенки. По закрытому контуру проходит 10% поступающей крови, по открытому - 90%. Смешанный тип циркуляции обусловливает фазовость изображения селезенки при компьютерной или магнитно-резонансной сосудистой томографии. Первоначально в раннюю артериальную фазу селезенка предстает негомогенной, позднее, в позднюю артериальную или венозную стадии, - гомогенной.

Функционально и анатомически селезенка полностью формируется только к юношескому возрасту. Так, белая пульпа у детей составляет 30% массы селезенки, у взрослых - 15-20%, после 50 лет - еще меньше. У взрослых селезенка весит около 150 г, у стариков - 100 г. За сутки через селезенку проходит около 300 л крови. Красная пульпа (трабекулярная масса) выполняет функцию депонирования крови, белая пульпа - лимфатический орган.

Развитию ребенка во взрослого и затем инволюции взрослого крепкого человека в старика свойственна физиологическая дискордантность, т. е. разные органы в разные возрастные периоды развиваются или инволюционируют с разной скоростью. При пересчете на массу тела у 10-летнего ребенка лимфоидной ткани в 2 раза (!) больше, чем у 20-летнего крепкого молодого человека [2]. Селезенка - чрезвычайно вариабельный орган. У 0,1% людей селезенка отсутствует (аспления). У большинства таких индивидуумов эта аномалия никак не проявляется. По-видимому, в ряде случаев имеется не истинная аспления, а гетеротопия селезенки. Эхография иногда дает ложноотрицательные заключения при асплении, так как смещенная левая доля печени может быть принята за несуществующую селезенку. Наилучшим методом выявления атопии селезенки является сцинтиграфия с технецием-99m. Истинная аспления может сочетаться с центральным положением печени, трехдолевыми легкими, мальпозицией тонкой кишки.

Возможна полиспления. Наличие дополнительных селезенок может сочетаться с двухдолевыми легкими, трахеоэзофагеальной фистулой, отсутствием или гипоплазией желчного пузыря, атрезией двенадцатиперстной кишки, мальпозицией тонкой кишки, атрезией ануса. Очень редко встречаются сочетания асплении с синдромом Денди - Уокера, расщеплением неба и верхней челюсти, миеломенингоцеле, отсутствием левого надпочечника, гипоспадией. Почти у каждого четвертого имеется дополнительная селезеночная ткань. Чаще всего она обнаруживается в области ворот селезенки, хвоста поджелудочной железы, брыжейки, lig. Colicolienalis, на придатках и в мошонке. Дополнительная селезенка, простирающаяся к почке, симулирует опухоль почки.

Эктопия селезенки может быть как врожденной (наличие дополнительных селезенок или смещение закладки единственной селезенки), так и приобретенной. В последнем случае эктопия может быть при разрыве диафрагмы и смещении селезенки в грудную полость или смещении селезенки в грудную полость при грыже Бохдалека. Описан даже инфаркт селезенки при ее ущемлении в грыжевом отверстии [3].

Селезенка достаточно хорошо фиксирована лиеногастральной и лиеноренальной связками. При отсутствии лиеноренальной связки появляется феномен так называемой подвижной селезенки. Не исключен заворот селезенки (иногда самостоятельно разрешающийся). У детей заворот селезенки чаще всего встречается в возрасте до 1 года, среди взрослых он свойственен женщинам 20-40 лет. Провокаторами могут быть травма, беременность, спленомегалия. Заворот селезенки ведет к нарушению оттока крови, увеличению размеров селезенки, гиперспленизму и ее инфаркту. При допплеровском исследовании кровоток в области ворот селезенки не определяется. Очень редко заворот селезенки приводит к перекруту хвоста поджелудочной железы. Из других аномалий селезенки известна спленогонадная ассоциация. Аномалия только левосторонняя, возникает на 5-6-й неделе внутриутробной жизни. Она обусловлена либо минимальными воспалительными спайками между закладками гонады и селезенки с последующей транслокацией части селезеночной ткани в мошонку, либо тесным контактом закладочных клеток селезенки и половой железы. В большинстве случаев селезенка и яичко в мошонке или селезенка и яичник дискретны и связаны только нежным соединительнотканным жгутиком (дискретный тип спленогонадной ассоциации). При непрерывном типе ассоциации гонада и селезенка связаны селезеночной тканью или фиброзным тяжем с включенными в него дополнительными селезенками. Обычно ортотопно расположенная селезенка не изменена. В редких случаях спленогонадная непрерывная ассоциация сочетается с аномалиями конечностей, челюстей, дополнительными долями легких и печени, атрезией ануса. 50% всех диагностированных случаев спленогонадной ассоциации приходятся на мальчиков до 10 лет. Клинически аномалия проявляется безболезненным увеличением левого яичка без признаков отека мошонки и первоначально трактуется как грыжевое выпячивание. Эхографически обнаруживают дополнительное небольшое (1-2 см в диаметре) образование, расположенное в непосредственной близости от яичка и отличающееся от него по эхотекстуре. Возникают дифференциальнодиагностические сложности при исключении полиорхидии, экстрагонадной опухоли, эпидидимита. Сцинтиграфия с технецием-99m, накапливающимся в селезенке, помогает заподозрить эктопированную селезеночную ткань. Однако окончательный диагноз можно поставить только по результатам операции. Важно, что эхографические находки позволяют избежать орхоэктомии. У девочек аномалия обнаруживается случайно при эхографических исследованиях.

Обилие анатомо-топографических особенностей и сопряженность многих функций в сравнительно небольшом объеме объясняют изменение селезенки в ответ на широкий набор факторов: инфекционных, иммунных, гемодинамических и т. д. Но все они приводят к изменениям размера селезенки и ее плотности.

Термин «спленомегалия» широко применяется для обозначения той или иной степени увеличения селезенки. При спленомегалии различной этиологии в селезенке происходят и разные структурные изменения. Так, при нарушениях оттока крови из селезенки (портальная гипертензия, сдавление v. lienalis) общая длина синусов в результате их новообразования резко увеличивается, а поперечник оказывается меньше, чем в норме. Число клеток стенок синусов уменьшается (на единицу площади стенки синуса, или см²), общее число фагоцитоактивных клеток резко увеличивается. При спленомегалии в ответ на усиленный внутриселезеночный распад эритроцитов увеличиваются расширяются тяжи пульпы с увеличением фагоцитирующих клеток и гиперплазией клеток синусов.

Спленомегалия типична для: аминоацидурии гипердибазической типа I; амилоидоза; Бадда - Киари синдрома; Байлера болезни; бетта-талассемии гомозиготной; болезней накопления холистеринэстеров и триглицеридов; триметиламинурии; винилхлоридной болезни; Вольмана болезни; синдромов Фелти и болезни Стилла; G1M-ганглиозидоза типа I; болезней Гоше, Нимана - Пика и Леттерер - Зиве; гликогеновой болезни (особенно типа 4); иминодипептидурии; прогрессирующей липодистрофии; альфа-маннизидоза; мевалонацидемии; муколипидоза типов II и III; мукополисахаридоза типов IН, II, VI и VII; нейтропении; POEMS-комплекса; сиалидоза; сфероцитоза; синдрома Симпсона - Голаби - Бемеля; Танжера болезни; Циммермана - Лабанда синдрома; симптомокомплекса Штауффера; инфекционных, ревматических заболеваний, гемолитических состояний и портальной гипертензии.

Ультразвуковые исследования являются первыми, а нередко и завершающими при исключении патологии селезенки.

Капсула селезенки чрезвычайно тонкая, поэтому не визуализируется. Но благодаря капсуле изображение края селезенки предстает очень четким, хотя бывает сложно, особенно у полных пациентов, отграничить латеральный край селезенки от брюшной стенки. От капсулы селезенки в паренхиму отходят тончайшие соединительнотканные прослойки, которые намечают деление на дольки, хотя полностью дольчатого строения нет, поэтому орган очень хрупкий, особенно при спленомегалии, когда соотношение паренхимы и соединительной ткани резко изменяется в пользу первой составляющей. В норме эхографическое изображение селезенки гомогенное. Эхогенность селезенки у новорожденных, детей раннего и младшего возраста ниже, чем у взрослых, что объясняется слабым развитием трабекулярной ткани и полностью повторяет возрастную динамику эхоструктуры лимфатических узлов. Эхогенность ворот селезенки выше, чем ее паренхимы. В самой селезенке при использовании датчиков с частотой излучения 3-5 МГц регистрируется большое количество мелких линейных или точечных сигналов. Использование датчиков высокой частоты (13 МГц) позволило доказать, что эти сигналы являются отражением ультразвука от лимфоидных фолликулов (белой пульпы). Коэффициент корреляции с гистологическими находками оказывается очень высоким (r=0,71; p=0,03) [4]. Построение изображения в различных режимах открывает новые перспективы в возможностях оценки структуры селезенки. Ультразвуковое изображение селезенки в режиме МРТ позволяет лучше визуализировать паренхиму, убрать посторонние сигналы (рис. 1).

УЗИ селезенки в обычном режиме

а) Изображение селезенки при ультразвуковом сканировании в обычном режиме. В паренхиме определяется множество дополнительных эхосигналов.

Болезнь Гоше: самое главное - вовремя диагностировать

В октябре в России отметили Международный день болезни Гоше. Это редкое наследственное заболевание, связанное с нарушением метаболизма. Из-за дефицита фермента у пациентов с болезнью Гоше клеточные "отходы" накапливаются в органах, нарушая их нормальное функционирование.

В октябре в России, как и во всем мире, отмечается Международный день болезни Гоше. Это заболевание названо в честь французского врача Филиппа Гоше, который в 1882 году первым обнаружил и подробно описал это заболевание.

Дефицитный фермент

Болезнь Гоше — редкое наследственное заболевание, которое связано с нарушением метаболизма в особых структурах клеток — лизосомах. Эти структуры участвуют в расщеплении сложных молекул. Но из-за дефицита у пациентов с болезнью Гоше фермента, который участвует в переработке продуктов клеточного метаболизма, в клетках накапливаются не переработанные "отходы" метаболизма. Перегруженные "отходами" клетки накапливаются в селезенке и печени, а также в костях, костном мозге, почках, нарушая их нормальное функционирование.

Современным ученым известно несколько сотен мутаций, влияющих на выработку фермента, и с этим связано то многообразие симптомов, которое отмечается у пациентов. Наиболее ранний и часто встречающийся признак заболевания — увеличение селезенки. Считается, что при отсутствии терапии селезенка может увеличиваться до 20% от общей массы тела. Кроме того, болезнь Гоше поражает опорно-двигательную систему: у пациентов развивается остеопороз, деформируются кости, их мучают сильные хронические костные и суставные боли.

Долгое время лечение болезни Гоше было симптоматическим: больным давали обезболивающие, переливали кровь, удаляли селезенку. Но это не помогало остановить развитие болезни. Ситуация начала меняться, когда в 1966 году исследованиями в области ферментозаместительной терапии занялся доктор-биохимик из Национальных институтов здравоохранения США в Бетесде (штат Мэриленд) Роско Брэди. Разработанный им препарат был успешно введен первому пациенту, принявшему участие в экспериментальной терапии, Брайану Берману. После начала лечения новым препаратом, состояние Брайана стало улучшаться. У него вдвое повысился уровень гемоглобина, а печень и селезенка уменьшились до нормальных размеров.

По статистике, на сегодняшний день распространенность болезни Гоше в мире составляет 1 случай на 50 тысяч населения. В Российский регистр больных с болезнью Гоше включено 456 человек, из них около 100 — дети. В большинстве стран мира пациенты с этим диагнозом уже в течение нескольких десятилетий получают ферментозаместительную терапию — внутривенное введение недостающего фермента глюкоцереброзидазы. С 2006 года болезнь Гоше была внесена в государственную российскую программу "7 нозологий", и для граждан России лечение этого заболевания также стало доступным и бесплатным.

Алексей, 37 лет.

Первые отклонения в моем здоровье мои родители заметили, когда мне было 4 года: у меня были частые носовые кровотечения, быстро уставал, становился вялым. Родители обратились к врачу. Мне повезло, что врачи поставили верный диагноз достаточно быстро. Ведь в 90-е годы мало что было известно о болезни Гоше. Мне, как и многим людям с подобным диагнозом, удалили селезенку: на тот момент считалось, что это было единственно правильным решением приостановить развитие заболевания. Кровотечения из носа у меня действительно стали происходить гораздо реже. Но начали разрушаться кости. Все сильнее стали болеть ноги, суставы. В 1999 году пришлось согласиться на операцию по замене сустава. О том, что это — следствие болезни Гоше, я узнал только в 2008 году, когда сломал вторую ногу. К тому моменту у меня резко ухудшилось состояние здоровья и практически год я провел в Московском гематологическом центре. Там я и получил свою первую терапию, необходимую при болезни Гоше. Сейчас, благодаря современной терапии, все изменилось. Конечно, без двух суставов приходится ходить с палочкой. Тем не менее, стараюсь получать от жизни все.

Юрий, 49 лет.

Я узнал о своем диагнозе в 33 года, хотя симптомы этой болезни у меня проявлялись уже в детстве: часто носом шла кровь, чувствовал вялость. Потом стал увеличиваться в объеме живот, как потом оказалось, из-за активного роста объема селезенки. С годами живот вырос так сильно, что мне физически было тяжело: мне трудно было завязывать шнурки, иногда не мог вздохнуть полной грудью. С возрастом симптомы становились все более явными. Правда, усталость я списывал на работу, но носовые кровотечения становились все более частыми: иногда в течение часа я должен был менять ватные тампоны одни за другими. Лечение болезни Гоше стало доступным в России только с 2007 года. До этого времени никакого лечения я не получал. Это было самый сложный период в жизни — осознавать, что твое здоровье ухудшается с каждым днем, и лечение где-то существует, но получить ты его не можешь. Это твое время. А болезнь прогрессирует. Инъекции я начал получать в Москве. Конечно, в отношении пациентов с диагнозом Гоше сейчас все иначе: в клинике постоянно проводятся плановые обследования, состояние организма рассматривается в комплексе. Сегодня я чувствую себя практически здоровым, не сравнить с тем периодом, когда лечения не было.

Евгения, 55 лет.

Мне диагноз поставили в 20 лет. Случайно, во время медицинского осмотра, у меня обнаружили увеличенную селезенку. Анализ крови оказался ужасным. В городе Орле, где мы жили, врачи поставить диагноз не могли. Анализы крови были такими плохими, что врачи спрашивали у моей мамы: "Девочка уже лежит?" Но я в целом в это время жила полной жизнью и сдавала сессию. И вроде не чувствовала никаких ухудшений здоровья. Правда, стоило мне пораниться, кровь могла очень долго не останавливаться. Во время одного из приемов врач-гематолог посоветовал моей маме увезти меня в большой город. Мы переехали в Санкт-Петербург, где после пункции костного мозга диагноз Гоше был поставлен сразу. Лечением в то время был единственный метод — удаление селезенки. В 1993 году она у меня была удалена. На этом лечение закончилось до 2007 года. Не могу сказать, что меня тревожили боли или какие-то еще симптомы, сопутствующие этой болезни. Если не считать частых переломов: тазобедренный сустав, шейка плеча, фаланга мизинца. Но поскольку я знала об этой своей особенности, я старалась быть осторожной. Сейчас я регулярно получаю препарат, показатели крови относительно нормализовались, значительно уменьшилась печень. И проблем, связанных именно с Гоше, я никаких не чувствую.

Жизнь без ограничений

"Заболевание Гоше было включено в федеральную программу лекарственного обеспечения и уже более десяти лет, согласно этой программе, Минздрав РФ каждый год закупает эти лекарства и осуществляет их поставку в регионы, — продолжает он. — Безо всяких финансовых сложностей, без перерывов, благодаря этой системе сотни человек имеют возможность получать терапию от такого серьезного заболевания". Как говорит Денис Беляков, многим пациентам лечение помогает возвращаться к обычному образу жизни, работать и даже заниматься экстремальными видами спорта.

Заместитель директора Института гематологии, иммунологии и клеточных технологий Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии, иммунологии им. Дмитрия Рогачева Минздрава РФ (НМИЦ ДГОИ), профессор Наталия Сметанина утверждает, что постановка диагноза в России осуществляется с учетом всех международных стандартов, абсолютно бесплатно и в кратчайшие сроки. Но, по ее словам, единственную сложность в ряде случаев представляет распознавание заболевания на ранних стадиях.

При этом НМИЦ ДГОИ предпринимает все возможное для решения этой проблемы. "Ежемесячно специалисты нашего Центра выезжают в регионы, где читают лекции врачам разных специальностей (педиатрам, онкологам, гематологам, хирургам), консультируют пациентов. В беседе с врачами из регионов мы акцентируем их внимание, что увеличение печени, селезенки, изменения анализа крови — не всегда означает злокачественное заболевание, что это может быть и редкая патология, в том числе и болезнь Гоше", — уточняет Наталия Сметанина.

Что касается лечения, то, по словам профессора, российские пациенты получают такие же препараты для ферментозаместительной терапии, как и в любой другой стране мира. "У нас уже много лет существует государственная программа "7 нозологий", по которой все пациенты, не зависимо от возраста, обеспечиваются современными лекарственными препаратами в полном объеме. Поэтому, безусловно, мы можем говорить о хороших результатах лечения: цели ферментзаместительной терапии достигаются в ожидаемые сроки — как правило, в течение года-полутора. И если человек относится к своему лечению ответственно, он выглядит вполне здоровым, ведет привычную жизнь, учится, работает. Дети, родители которых соблюдают рекомендации врача, нормально растут и развиваются, и могут позволить себе совершенно все то же самое, что и их сверстники", — подчеркнула Наталия Сметанина.