Трансплантация островковых клеток поджелудочной железы

Обновлено: 28.04.2024

Увенчались успехом эксперименты по выращиванию островков поджелудочной железы вместе с сосудами прямо «в пробирке». Это открытие принципиально важно для успешной трансплантации островковых клеток поджелудочной железы при диабете I типа.

Национальный научный фонд (National Science Foundation) профинансировал многоуниверситетское исследование под руководством ученых из Школы инженеров Свансона Университета Питтсбурга (University of Pittsburgh Swanson School of Engineering), которые изучают использование плюрипотентных стволовых клеток человека (hPSC) для создания островков поджелудочной железы в лаборатории. Основной целью исследования является разработка метода выращивания васкуляризационных островков in vitro, в пробирке, что, по мнению исследователей, приведет к повышению жизнеспособности островковых клеток и усилению их функции после трансплантации.

«Это первая удачная попытка создать in vitro васкуляризированные органоиды — островки поджелудочной железы из hPSCs», — объясняет Ипсита Банерджи (Ipsita Banerjee), руководитель исследования. «Благодаря совместным усилиям мы разработали метод имплантации фрагментов кровеносных сосудов в островки. Путем васкуляризации островков до их трансплантации в организм они с большей вероятностью выживут и могут быстрее регулировать уровень глюкозы в крови».

Что такое островки и почему они жизненно необходимы?

Крошечные скопления клеток, называемые островками Лангерганса, расположены по всей поджелудочной железе, и позволяют органу производить инсулин. Группы таких клеток были обнаружены еще в 1869 ученым Паулом Лангергансом, в честь которого и были названы. Клетки островков концентрированы преимущественно в хвосте поджелудочной железы, и составляют 2% от массы органа. Всего в паренхиме насчитывается около 1 миллиона островков.

Выявлено, что у новорожденных островки занимают 6% от всей массы органа. По мере взросления организма удельный вес структур, имеющих эндокринную активность, снижается. К пятидесяти годам их остается всего 1-2%. В течение суток островки Лангерганса секретируют около 2 миллиграммов инсулина.

Диабет I типа приводит к тому, что иммунная система разрушает эти островки. В результате пациенты должны ежедневно принимать инсулин, чтобы поддерживать уровень сахара в крови. Слишком высокий уровень сахара может приводить к гипергликемии, диабетическому кетоацидозу и, если эти состояния не купировать — к смерти. Пациенты должны самостоятельно регулировать уровень сахара в крови на протяжении всей своей жизни. Либо искать возможность для замены неработающей поджелудочной железы или ее активной части — островков Лангенгарса.

Зачем островкам нужны сосуды?

Островки поджелудочной железы имеют очень высокие потребности в кислороде. При пересадке их нужно как можно скорее «подключить» к сосудам организма-реципиента, иначе они начнут очень быстро терять способность регулировать уровень глюкозы в крови и отмирать. Исследователи начали искать новые методы, чтобы ускорить васкуляризацию островков после трансплантации, и пришли к выводу, что проще «вырастить» сосуды еще до пересадки, в пробирке, прямо внутри группы островковых клеток.

В эксперименте была использована новая структурирующая система — специальный гидрогель для создания трехмерной конфигурации клеточной культуры, которая имитирует способ образования поджелудочной железы естественным путем.

«Гидрогель подобен строительным лесам, и он помогает наращивать ячейки структуры в трехмерном пространстве», — говорит доктор Банерджи. «Обычно плюрипотентные стволовые клетки hPSC представляют собой структуру неконтролируемой конфигурации, однако, используя гидрогель, разработанный нашим сотрудником в штате Аризона, мы можем создать точную многоклеточную архитектуру под названием« сфероиды». В отличие от обычной двумерной культуры островковых клеток, выращенной в чашке Петри, островковые сфероиды, выращенные на гидрогеле, полностью идентичны тем структурам, которые образуются в организме естественным путем».

Кроме применения непосредственно для трансплантации, создание жизнеспособных васкуляризованных островков поджелудочной железы за пределами тела может стать ценным инструментом для проверки эффективности и токсичности новых лекарств для лечения поджелудочной железы. Кроме того, васкуляризация органелл in vitro открывает новые горизонты в области трансплантологии.

«Принципы предварительного проектирования васкуляризации перед трансплантацией может применяться к любому типу ткани, а не только в случае поджелудочной железы», — говорит доктор Банерджи. «Когда донорские островки используются для трансплантации, часть из них гибнет в результате процедуры. Мы ожидаем, что меры, которые мы принимаем в лаборатории до того, как новые клетки будут пересажены в тело пациента, будут иметь огромное значение для регенеративной медицины следующего поколения».

Предшествующие исследования

Попытки стимулировать васкуляризацию островковых клеток в пробирке проводились и раньше. Так, в 2011 году были опубликованы результаты эксперимента американских ученых из Boston University, Brown University, Alpert Medical School , в котором они проверяли предположение, что стволовые клетки костного мозга стимулируют ангиогенез в островках поджелудочной железы. Для проверки этой гипотезы человеческие островки (100 на 1 мл) культивировали отдельно (контроль) или совместно с цельным человеческим костным мозгом (106 клеток на 1 мл) в течение 210 суток. При оценке в конце выращивания было обнаружено, что при ко-культивировании значительно возрастает содержание таких факторов ангиогенеза, как VEGF-a (535 vs 2 pg/mL), PDGF (280.79 vs 0 pg/mL), KGF (939 vs 8 pg/mL), TIMP-1 (4592 vs 4332 pg/mL) и ангиогенина (506 vs 97 pg/mL). При этом содержание ангиопоэтина-2 было ниже, чем в контроле (5 vs 709 pg/mL). Если при ко-культивировании удалить названные проангиогенные факторы, вызванная СК васкуляризация островков также снижается, что говорит о паракринном механизме воздействия этих клеток.

При вызванной стволовыми клетками васкуляризации наблюдалось значительное рассеивание эндотелиальных клеток и рост островков. Те островки, что уменьшались в размере, отличались слабой васкуляризацией. В течение всего периода культивирования наблюдалось выделение инсулина, что говорит о сохранении функции островков при взаимодействии со стволовыми клетками. Более того, при ко-культивировании наблюдалось значительное усиление генной экспрессии инсулина и глюкагона по сравнению с контролем — в 28,66 и в 24,4 раза соответственно. Это свидетельствует о том, что СК стимулируют и регенерацию эндокринных клеток.

Трансплантация клеток поджелудочной железы: прорыв в лечении сахарного диабета 1-го типа?

Положительные результаты III фазы клинических испытаний нового метода лечения пациентов с сахарным диабетом 1-го типа, заключающегося в пересадке клеток островков Лангерганса, можно назвать прорывом в лечении заболевания. Ученые Медицинской школы Файнберга Северо-Западного университета (Northwestern University Feinberg School of Medicine), США, считают, что данный метод является хорошим вариантом для пациентов с сахарным диабетом 1-го типа, у которых регистрируют случаи гипогликемии. Кроме того, специалисты утверждают, что трансплантация клеток поможет таким больным отказаться от пожизненного применения инсулина. Свои выводы ученые опубликовали на страницах журнала Американской ассоциации сахарного диабета (American Diabetes Association) «Diabetes Care».

Сахарный диабет 1-го типа составляет около 5% общего количества случаев диабета в США. Заболевание развивается при потере β-клетками поджелудочной железы свойства продуцировать инсулин, необходимый для утилизации глюкозы клетками организма. Больные сахарным диабетом 1-го типа вынуждены пожизненно применять инсулин для регуляции уровня глюкозы в плазме крови. Тем не менее даже при таком лечении уровень глюкозы в плазме крови продолжает колебаться, тем самым негативно влияя на работу организма человека.

В текущее исследование специалисты включили 48 пациентов с сахарным диабетом 1-го типа с гипогликемической неосведомленностью и частыми осложнениями из-за этого. Все пациенты перенесли хотя бы 1 трансплантацию островковых клеток от умершего донора. Сама процедура является минимально инвазивной и заключается в введении через небольшой катетер очищенных донорских клеток в портальную вену, которая переносит кровь в печень. Одной процедуры достаточно для того, чтобы клетки имплантировались в поджелудочную железу и через некоторое время начали вырабатывать инсулин. Однако до момента их полноценного функционирования пациент нуждается в регулярном введении инсулина и контроле уровня глюкозы в плазме крови.

В дальнейшем пациентам, нуждающимся в введении инсулина даже по прошествии 75 дней после операции (25 пациентов), проводили вторую трансплантацию. Ученые оценивали уровень глюкозы в плазме крови, наличие гипогликемической неосведомленности и случаев ее осложнений через 1 и 2 года после трансплантации.

Через 1 год после проведения операции у 88% пациентов отмечали уровни глюкозы в плазме крови, близкие к норме, гипогликемическая осведомленность была восстановлена и, как следствие, ее осложнений не регистрировали. Даже через 2 года этот эффект сохранялся у 71% пациента. Кроме того, через 1 год 52% пациентов смогли полностью отказаться от инсулина.

Однако существенной проблемой методики является необходимость в пожизненной иммуносупрессивной терапии, что в текущем исследовании привело к развитию побочных эффектов у 5 участников (снижение функции почек), у 2 из которых возникла инфекция, связанная с применением иммуносупрессивных препаратов.

Качество жизни пациентов после трансплантации клеток островков Лангерганса при сахарном диабете I типа

Сахарный диабет типа 1 (ювенильный диабет или «юношеский диабет») является заболеванием иммунной системы и поджелудочной железы. Дезинформированная иммунная защита разрушает островковые клетки поджелудочной железы. Пациенты, страдающие этим типом диабета, должны ежедневно вводить инсулин в течение всей жизни, который образуется поджелудочной железой у здоровых людей.

Альтернативным методом инсулинотерапии является трансплантация островковых клеток. Инсулин является единственным гормоном в организме человека, который способен переводить сахар из крови в клетки. Уровень сахара в кровотоке без инсулина значительно повышается, а с другой стороны, органы буквально голодают.

Первооткрывателем островков Лангерганса в 19 веке стал немецкий патолог Пауль Лангерганс. Островки составляют около 2 до 3 процентов массы поджелудочной железы. Около миллиона этих островков Лангерганса содержатся в поджелудочной железе здорового взрослого человека. От 60 до 80 процентов из них являются бета-клетками, которые секретируют инсулин. От 15 до 20 процентов — это альфа-клетки, которые выделяют глюкагон. Кроме того, существует другие клетки, которые высвобождают соматостатин или панкреатический полипептид.

Биологическая замена аутоиммунных разрушенных бета-клеток поджелудочной железы с помощью трансплантации поджелудочной железы или трансплантации островковых клеток поджелудочной железы в настоящее время является единственным терапевтическим методом для нормализации уровня сахара в крови без риска гипогликемии. Этот оптимизированный контроль уровня глюкозы в крови может предотвратить диабетические осложнения или ингибировать их прогрессирование. Трансплантация всего органа — это трудоемкое вмешательство, которое подходит только пациентам с сахарным диабетом (СД) 1-го типа, которым также необходима пересадка почки из-за диабетических осложнений. С другой стороны, трансплантация островковых клеток сравнительно проста.

Пересадка островковых клеток может значительно улучшить качество жизни людей с СД 1-го типа, страдающих тяжелой гипогликемией. В последние годы более 1200 человек во всем мире прошли подобное лечение.

Трансплантация островковых клеток может, в принципе, освободить пациентов с СД 1-го типа от ежедневной инсулинотерапии, хотя это и не является фактической целью. Лечение было технически возможным в течение нескольких лет, но оно редко выполнялось, поскольку доступно слишком мало донорских органов. Главный недостаток заключается в том, что пациенты должны пройти пожизненную иммуносупрессию, что может нанести вред их здоровью больше, чем обычные инъекции инсулина.

Таким образом к терапии, которая по-прежнему является экспериментальной, прибегают только в тех случаях, когда пациент вынужден принимать из-за пересадки почки иммунодепрессанты или с опасной для жизни гипогликемией. Многоцентровые исследования, проведенные в последние годы в США и Канаде, включали в себя 48 участников.

Все пациенты, несмотря на интенсивное наблюдение, перенесли, по крайней мере, одну угрожающую жизни гипогликемию в последние годы. В том числе и пациенты без остаточной секреции инсулина бета-клетками. Как сообщил Эрик Фостер из Университета штата Айова и его сотрудников, 42 из 48 пациентов (88 %), которые получили первую трансплантацию островковых клеток (некоторые из них требуют нескольких видов лечения), остались без тяжелых гипогликемических событий.

Островковые клетки в лаборатории удаляются из донорской поджелудочной железы, очищаются и затем вводятся в портальную вену пациента через катетер. Оттуда они мигрируют в печень.

Трансплантацию островковых клеток можно повторять несколько раз, пока клетки в печени не будут продуцировать достаточное количество инсулина. Только половина пациентов смогли полностью воздерживаться от ежедневных инъекций инсулина после операции. Однако это не было целью лечения.

Целью было избежать гипогликемии. В этом случае трансплантированные островковые клетки оказываются полезными, поскольку они могут уменьшить внутреннее производство инсулина при слишком высоком уровне терапевтического инсулина и, таким образом, предотвратить чрезмерное снижение уровня сахара в крови. Кроме того, ускоренная реакция выделения глюкагона, который мобилизует глюкозу из печени, играет определенную роль.

После трансплантации островковых клеток пациент полагается на так называемую иммуносупрессивную терапию для подавления реакции отторжения инородных клеток. Однако продолжительность жизни донорских клеток ограничена. Другим недостатком трансплантации островковых клеток является то, что количество донорских органов также ограничено.

У большинства пациентов вне зависимости от дополнительных инъекций инсулина успешно стабилизировался уровень сахара в крови.

Пациенты сообщили о снижении забот и тревог, связанных с их диабетом. Эти преимущества были важнее для пациентов, чем необходимость ежедневного приема иммунодепрессантов и контроля уровень сахара в крови несколько раз в день, что вызывало большие трудности, несмотря на все усилия.

Поджелудочные клетки, которые теперь используются для трансплантации островковых клеток, получены из донорских органов человека. Поскольку многие клетки теряются во время переработки, а трансплантировать необходимо большое количество, в настоящее время ведутся исследования по применению поджелудочных клеток свиньи в качестве трансплантата (так называемая ксенотрансплантация). Это может решить проблему, заключающуюся в том, что в настоящее время недостаточно доступной донорской поджелудочной железы. Первые эксперименты на животных уже были многообещающими.

Другим направлением в будущем может является выращивание в лаборатории островковых клеток поджелудочной железы из мезенхимальных стволовых клеток.

Основные термины (генерируются автоматически): поджелудочная железа, клетка, пациент, трансплантация, уровень сахара, инсулин, кровь, пересадок почки.

Возможности и проблемы трансплантации бета-клеток поджелудочной железы при сахарном диабете

На протяжении десятилетий проводятся исследования, направленные на возможность замещения у больных СД типа 1 утраченной функци и островков поджелудочной железы, восстановления функции инсулярного аппарата поджелудочной железы и нормальной регуляции углеводного обмена. Научные исследования проводятся по нескольким направлениям: аллогенная трансплантация поджелудочной железы или ее фрагментов; пересадка островко в поджелудочной железы, полученных от аллогенного или ксеногенного донора; разработка и создание искусственной поджелудочной железы.

Ключевые слова

Об авторах

Список литературы

1. Gruessner A., Sutherland D. Е. R., Pancreas transplants for United States and non US cases reported to International Pancreas Transplant Registry (IPTR) and to the United network for organ sharing (UNOS), In: Cecka M., Terasaki P (eds): Clinical transplants. 1997, Los Angeles, UCLA Tissue Typing laboratory, 1998

2. Ojo A. O., Meier-Kriesche H. U., Hanson J . A. et al., The impact of simultaneous pancreas- kidney transplantation on long-term patient survival / / Transplantation - 2001 -Vol.71 - P. 82-90

3. Reddy K. S., Stablein D., Taranto S. et al., Long-term survival following simultaneous kidney- pancreas transplantation versus kidney transplantation alone in patients with type 1 diabetes mellitus and renal failure / / Am J Kidney Dis - 2003 - Vol. 41 - P. 464-470

5. Najarian J . S., Sutherland D. E. R., Matas A. J. et al. Human islet transplantation: a preliminary report / / Ttansplant. Proc. - 1 977. - Vol. 9. - P. 233-236

6. Kumar A., Newstead C. G., Lodge J. P., Davidson A. M., Combined kidney and pancreatic transplantation: ideal for patients with uncomplicated type 1 diabetes and chronic rensl failure / / В M J . - 1999. - Vol. 31 8. - P. 886-887

7. Holohan T.V., The federal role in health technology assessment / / Lancet - 1996 - Vol. 348 - P. 1006-1007

8. Шумаков В.И., Блюмкин В. H., Игнатенко С. Н. И др., Культуры островковых клкток поджелудочной железы плодов человека и трансплантация их больной сахарным диабетом / / Пробл. Эндокринол. - 1 981. - №1. - стр.25-30

9. Шумаков В. И., Блюмкин В. H., Игнатенко С. H. И др. Результаты трансплантации культур островковых клеток поджелудочной железы больным сахарным диабетом / / Пробл. Эндокринол. - 1985. - №5. - стр.67-70

10. Ricordi С , Lacy Р. Е., Finke Е/ et al. Automated method for isolation of human pancreatic islets// Diabetes. - 1988. - Vol. 37. - P. 413-420

11. Ricordi C , Lacy P. E., Scharp D. W. et al. Automated islet isolation from human pancreas / / Diabetes. - 1989. - Vol. 38. - Suppl. l . - P . 140-142

13. Hering B. J . , Ricordi C , Islet transplantation for patients with type 1 diabetes / / Graft Review. - 1999. - Vol. 2. - P. 12-27

14. Bertuzzi F., Grohovaz F., Maffi P. et al., Successful transplantation of human islet in pecipients bearing a kidney graft / / Diabetologia. - 2002. - Vol. 45. - P. 77-84

15. Kenyon N. S., Fernandez L. A., Lehmann R. et al., Long-term survival and function of intrahepatic islet allografts in baboons treated with humanized anti-CD 1 54 / / Diabetes - 1999 - Vol. 48 - P. 1473-1481

16. Contreras J. L., Eckhoff D. E., Cartner S. et al., Tolerability and side effects of anti-CD3- immunotoxin in preclinical testing in kidney and pancreatic islet transplant recipients / / Transplantation - 1999 - Vol. 68 - P. 215-219

17. Shapiro A. M., Lakey J . R., Ryan E. A. et al. Metabolic control after insulin independence in solitary islet transplantation for type 1 diabetes mellitus / / Diabetes. - 2000a. - Vol. 49. - Suppl. 1. -

18. Shapiro А. М., Lakey J. R., Ryan E. A. et al. Islet transplantation in seven patients with type 1 diabetes mellitus using a corticoid-free immunosuppressive regimen / / N. Engl. J. Med. - 2000b. - Vol. 27. - P. 230-238

19. Ryan E. A., Lakey J., Rajotte R. V. et al. Clinical outcomes and insulin secretion after islet transplantation with the Edmonton protocol / / Diabetes. - 2001. - Vol. 50. - P.710-719

21. Alejandro R., Caulfield A., Fround T. et al., Insulin independence following transplantation of cultured human islets / / Cell Transplant. - 2001. - Vol. 10. - P. 520

22. Alejandro R., Ferreira J. V., Caulfield A. et al., Insulin independence in 7 patients following transplantation of cultured human islets / / Am J Transplant. - 2002. - Vol. 2. - Suppl. 3. - P. 227

23. Ricordi C , Fraker C , Szust J . et al., Improved human islet isolation outcome from marginal donors following addition of oxygenated perfluorocarbon to the cold storage solution / / Transplantation. - 2003. - Vol. 75. - P. 1524-1527

24. Ricordi C , Linetsky E., Molano R. D. et al., High level stable hemolymphopoietic chimerism and long term islet allograft survival following novel targeted bone marrow radioablation, bone marrow transplantation and co-stimulatory blockade / / Transplantation. - 2002. - Vol. 74. - P. 99

25. Molano R.D., Pileggi A., Berney T. et al., Prolonged islet allograft survival in diabetic NOD mice by targeting CD45RB and CD 154 / / Diabetes. - 2003. - Vol. 53. - P. 957-964

26. Pileggi A., Molano R. D., Berney T. et al., HO-1 induction in islet cells results in protection from apoptosis and improved in vivo function after transplantation / / Diabetes. - 2001. - Vol. 50. - P. 1983-1991

27. Embury J . , Klein D., Pileggi et al., Proteins linked to a protein transduction domain (PTD) efficiently transduce pancreatic islets / / Diabetes. - 2001. - Vol. 50. - P. 1706-1713

28. Shapiro A. M., Gallant H., Hao E. et al., Portal vein immunosupressant levels and islet graft toxicity / / Transplant Proc. - 1998. - Vol. 30. - P. 641-645

30. Berney Т., Molano R. D., Cattan P. et al., Endotoxin-mediated delayed islet graft function is associated with increased intra-islet cytokine production and islet cell apoptosis / / Transplantation. - 2001. - Vol. 70. - P. 125-1 32

31. Markmann J . , F., Rosen M., Siegelman E. S. et al., Magnetic resonance-defined periportal steatosis following intraportal islet transplantation / / Diebetes. - 2003. - Vol. 52. - P. 1591-1594

33. Moberg L., Johansson H., Lukinius A. et al., Poduction of tissue factor by pancreatic islet cells as a trigger of detrimental thrombotic reactions in clinical islet transplantation / / Lancet - 2002 - Vol. 360 - P. 2039-2045

Ученые предложили новую методику лечения диабета

Сахарный диабет - заболевание, приводящее к пожизненным инъекциям инсулина, инвалидности и фатальным осложнениям. Ученые из Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) приступили к разработке принципиально нового метода лечения этого недуга.

Александр Рюмин / ТАСС

Чтобы понять механизм технологии, нужно сказать о том, как работает поджелудочная железа, отчего возникает диабет. В этом органе есть так называемые бета-клетки, объединенные в островки, которые автоматически продуцируют инсулин в ответ на повышение уровня глюкозы в крови. При ряде аутоиммунных или хронических болезней общая их масса снижается, появляются функциональные нарушения в виде недостаточной выработки инсулина. Результат - повышение уровня глюкозы в сыворотке крови.

- Это инсулинопотребный сахарный диабет. Он возникает, если число островков уменьшилось на 80 процентов, - рассказывает заведующий кафедрой факультетской хирургии и трансплантологии, главный внештатный трансплантолог минздрава Нижегородской области Владимир Загайнов.

Ученый подчеркивает, что метод лечения диабета только один - трансплантация поджелудочной железы. Потребность в этой операции в России удовлетворяется на тысячные доли процента, что связано с дефицитом донорских органов. Во всех остальных случаях речь идет о компенсации заболевания с помощью инсулина. Однако даже пересадка сопряжена с необходимостью иммуносупрессивной терапии, чтобы организм пациента не отторгал донорский орган. А у нее есть свои минусы, особенно в отдаленном периоде.

Главная идея проекта - пересадка не всей поджелудочной железы, а только островков, состоящих из тех самых бета-клеток.

- Островки будут выделяться из донорской железы специальным способом. Даже если целая железа не годится для трансплантации, из нее можно попытаться выделить островки и пересадить их, - поясняет Владимир Загайнов.

В мире эту идею пытаются реализовать разными способами и с разной степенью успешности. Введение островков от донора требует все той же небезопасной иммуносупрессивной терапии. В ПИМУ ученые разрабатывают вариант пересадки клеток, заключенных в специальные пористые капсулы. В теории клетки приживаются и начинают вырабатывать инсулин. Человек излечивается от диабета. А поры капсулы достаточно малы, чтобы предотвратить атаку иммунных клеток организма, поэтому никакой иммуносупрессивной терапии не требуется. Важно, что речь идет о малоинвазивных операциях, а не о сложной трансплантации. Возможных вариантов несколько: введение в брюшную полость путем пункции либо введение в печень по воротной вене.

Первые эксперименты ученых из НИИ экспериментальной онкологии и биомедицинских технологий ПИМУ вместе с Институтом металлоорганической химии РАН оказались успешными.

- В отдаленной перспективе планируем проработать выращивание бета-клеток из стволовых, - говорит Владимир Загайнов. - Параллельно вместе с коллегами из Национального медицинского исследовательского центра трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова занимаемся легитимизацией технологии. Раньше в России за это никто не брался, поэтому трансплантация островков бета-клеток поджелудочной пока не вошла в список разрешенных, хотя в мире это уже существует. Надеемся, что в ближайшее время вопрос будет решен.

В 2022 году проект, выполняемый по госзаданию Минздрава России, завершится. Можно будет испытывать метод на животных, а затем заниматься регистрацией. На мой вопрос, когда лечение будет доступно российским пациентам, профессор Загайнов ответил кратко:

- Деклараций в жизни хватает, давайте заниматься делом.

Ольга Занозина, доктор медицинских наук, заведующая отделением эндокринологии Нижегородской областной больницы имени Семашко:

- Наряду с совершенствованием самих инсулинов, способов их введения в организм пациента, улучшением терапевтического обучения больных сахарным диабетом развивается и другое направление - трансплантационные технологии, позволяющие вводить бета-клетки островков поджелудочной железы, которые вырабатывают инсулин, в организм больного человека.

Положительный эффект достигается при виртуозном заборе, хранении и введении островковых клеток больному человеку. При успешном результате - почти полный контроль за гликемией, отсутствие гипогликемий и потребности в экзогенном инсулине. Вся эта работа требует ювелирного мастерства.