Учение опухолевых маркеров. Дифференцировка клеток

Обновлено: 28.04.2024

Основным направлением деятельности Клинико-диагностической лаборатории является исследование содержания онкомаркеров в сыворотке крови.

Опухолевые маркеры – специфические вещества (разной химической природы), являющиеся продуктами жизнедеятельности злокачественных клеток или клеток, ассоциированных со злокачественным ростом, и обнаруживающиеся в крови и/или моче онкологических пациентов. От соединений, продуцируемых нормальными клетками, они отличаются или качественно, или количественно.

Определение опухолевых маркеров позволяет диагностировать онкологическое заболевание на ранних стадиях его формирования, позволяет осуществлять мониторинг течения заболевания, диагностика рецидивов и метастазирования опухоли.

Стоит отметить, что каждой локализации опухолевого процесса может соответствовать повышение в крови уровня одного или нескольких маркеров.

В нашем центре исследуется широкий спектр онкомаркеров:

РЭА – раково-эмбриональный антиген

• мониторинг течения и лечения рака прямой кишки;
  • мониторинг опухолей желудочно-кишечного тракта, опухолей легких, опухолей молочной железы;
  • ранняя диагностика рецидивов и метастазов рака;
  • мониторинг в группах риска (цирроз, гепатит, панкреатит).

Альфа–фетопротеин (АФП, AFP)

• для диагностики и мониторинга лечения гепатоцеллюлярного рака;
  • для диагностики герминогенных опухолей;
  • для диагностики метастазов любой опухоли в печень;
  • для скрининга в группе высокого риска (цирроз печени, гепатит).

ХГЧ – хорионический гонадотропин

• для диагностики и мониторинга лечения трофобластических и герминогенных опухолей (применяется в сочетании с тестом определения АФП).

СА-19-9 - карбогидратный антиген 19-9

• для диагностики и мониторинга лечения рака поджелудочной железы;
  • для раннего выявления метастазирования опухоли поджелудочной железы;
  • для мониторинга рака толстой кишки, желудка, желчного пузыря и желчных протоков.

СА-72-4 – карбогидратный антиген 72-4

• для мониторинга бронхогенного немелкоклеточного рака легкого;
  • для мониторинга лечения и контроля течения рака желудка;
  • для диагностики рецидивов рака желудка;
  • для мониторинга лечения и контроля течения муцинозного рака яичников (в комбинации с лабораторными тестами определения РЭА и СА 125).

СА-125 – карбогидратный антиген 125

• для диагностики рецидивов рака яичника;
  • для мониторинга лечения и контроля течения рака яичника;
  • для диагностики новообразований родовых путей, брюшины, плевры.

СА-15-3 – карбогидратный антиген 15-3

• для мониторинга лечения и диагностики рецидивов рака молочной железы и легких.

НСЕ (NSE) - нейронспецифическая енолаза

• для диагностики и мониторинга лечения мелкоклеточного рака легкого, нейроэндокринных опухолей;
    для диагностики и мониторинга лечения нейробластомы ( в сочетании с РЭА).

SCC – антиген плоскоклеточной карциномы

• для мониторинга течения и эффективности терапии плоскоклеточной карциномы шейки матки.

CYFRA-21-1 – цитокератиновый фрагмент 21-1

• диагностика, мониторинг течения и терапии немелкоклеточного и плоскоклеточного рака легкого;
  • наиболее эффективный из всех известных маркеров для мониторинга течения мышечно-инвазивной карциномы мочевого пузыря.

ПСА (PSA) – простатспецифический антиген

• для диагностики и мониторинга лечения рака предстательной железы;
  • в качестве диспансерного теста у всех мужчин старше 50 лет.

Для определения уровней онкомаркеров используются следующие автоматические иммуноферментные анализаторы:

Иммуноферментный анализатор Cobas e 411
производства Roche Diagnostics GmbH, Швейцария

Учение опухолевых маркеров. Дифференцировка клеток

Открытие моноклональных антител и техники гибридизации, дальнейший прогресс иммуногистохимии и онкоцитогенетики, начавшийся в 60-е годы, привели к своеобразному ренессансу онкоморфологии — как практической, так и, особенно, теоретической. Быстро продвигается вперед учение об опухолевых маркерах. Промышленные базы высокоразвитых стран все увеличивают разнообразие и количество коммерчески доступных иммуногистохимических наборов, которые в свою очередь весьма интенсивно создаются и используются в лабораториях.

Это приводит к значительным научно-практическим результатам: усовершенствованы многие онко-морфологические классификации, решены многие неясные проблемы гистогенеза опухолей, значительно расширены представления о функциональных и формообразовательных потенциях тканей. Современная онкоморфологическая литература буквально наводнена новыми данными, требующими и подытоживания, и осмысления. Однако прежде, чем перейти к этому материалу, следует кратко остановиться на некоторых основных понятиях из биологии тканей и общей онкоморфологии.

Начнем с таких понятий, как дифференцировка, компетенция, интеграция, клон, дифферон, ткань. Далее мы часто ими пользуемся и, конечно, необходимо привести определения, кратко обозначить нашу позицию в отношении этих разноречиво трактуемых понятий. Придется ограничиться частными определениями, важными с точки зрения патоморфолога, и опустить эволюционно-биологические, биохимические аспекты.

дифференциация клеток

Подробные определения и сведения на этот счет представлены А. А. Клишовым и другими. В то же время некоторых генетических аспектов не избежать, ибо речь большей частью пойдет о тех механизмах дифференцировки и опухолевой прогрессии, которые имеют генетическую природу.

Итак, вначале о той нормальной дифференцировке, которая происходит в ходе физиологического обновления тканей. Ее можно определить как процесс реализации генетически обусловленной программы формирования определенного фенотипа (совокупности морфофункциональных признаков) клеток, отражающего их способность к тем или иным специфическим (профильным) функциям.

Для реализации этой программы стволовые клетки, которые в каждой обновляющейся ткани генетически фиксированы в недифференцированном состоянии и служат изначальным источником обновления, должны воспринять сигналы к делению. В определенных ритмах эти сигналы поступают из микроокружения — от клеток-соседей и из межклеточного матрикса — и включают механизм митоза. Производные стволовых клеток, различные камбиальные элементы — коммитированные бласты, монопотентные предшественники и др. — воспринимают уже сигналы и для деления, и для дифференцировки.

Как и стволовые клетки, они должны обладать для этого компетенцией, т. е. специфической чувствительностью к индуктивным сигналам из микроокружения. Эта чувствительность реализуется с помощью рецепторных систем восприятия сигналов на плазмолемме и систем передачи информации к соответствующим генам. Таким образом, в запуске механизмов естественного обновления тканей большую роль играет межклеточная интеграция — согласованное взаимодействие — в данном случае между камбиальными клетками и микроокружением.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Опухолевые маркеры

Опухолевые маркеры (онкомаркеры) – особые вещества, которые во многих (но не во всех!) случаях вырабатываются клетками опухоли в процессе их жизнедеятельности. Кроме того, они могут выделяться нормальными клетками организма в ответ на присутствие опухолевых клеток. Онкомаркеры могут обнаруживаться в крови, моче, стуле, опухолевой ткани и других средах (жидкостях) организма. На данный момент обнаружено и внедрено в клиническую практику большое количество опухолевых маркеров. Некоторые из них могут повышаться только при определенных видах злокачественных новообразований, другие – при многих разновидностях опухолей.

Для чего используются онкомаркеры?

В онкологии определение концентрации опухолевых маркеров используется в следующих целях:

• В процессе диагностического поиска, в тех случаях, когда подозревается наличие у пациента злокачественного образования. Так же они используются в процессе поиска первичной опухоли у пациентов с наличием метастатического поражения органов – например, повышение концентрации опухолевых маркеров может дать «подсказку» о природе случайно выявленного объемного образования в каком-либо органе, либо предположить локализацию первичной опухоли для облегчения её поиска;
  • Оценка эффективности проводимого лечения – так как во многих случаях концентрация опухолевых маркеров тесно связано с имеющимся объемом опухолевой массы (количеством живых опухолевых клеток), снижение их концентрации на фоне лечения может быть свидетельством эффективности проводимого лечения. Справедливо и обратное - повышение концентрации онкомаркеров на фоне лечения может быть признаком прогрессирования опухолевого процесса.
  • В некоторых случаях определение концентрации опухолевых маркеров в плазме крови применяется в процессе наблюдения за состоянием пациента после завершения этапа лечения для раннего выявления рецидива опухоли. Это может помочь своевременно начать лечение;
  • При отдельных опухолях концентрация онкомаркеров используется для определения прогноза течения заболевания и выбора тактики лечения.

Необходимо подчеркнуть некоторые недостатки этого диагностического теста. Опухолевые маркеры в небольшом количестве могут вырабатываться здоровыми клетками вне присутствия злокачественных клеток клеток. Колебания их концентрации в пределах нормальных значений не является свидетельством наличия какой-либо онкологической патологии. Повышение концентрации онкомаркеров и выход её за пределы нормальных значений может быть обусловлен наличием неопухолевых заболеваний. К примеру, β-ХГ может повышаться при беременности, а АФП – при неопухолевых заболеваниях печени, например, вирусных гепатита.

При использовнии опухолевых маркеров в качестве показателя эффективности лечения следует помнить о возможности так называемой "вспышки" - повышении их концентрации вскоре после введения лекарственных препаратов, в том числе - резкое увеличение концентрации опухолевых маркеров. Это обусловлено гибелью клеток опухоли и массивным выбросом онкомаркеров в кровь из погибших клеток и не является признаком неэффективности лечения.

Как определяется концентрация опухолевых маркеров?

Наиболее часто для определения их концентрации используется венозная кровь пациента. Практически во всех случаев эту процедуру производят перед началом лечения и, если выявляется её повышение, лечащий врач принимает решение использовать ли этот метод в дальнейшем. Если концентрация онкомаркеров используется для оценки эффективности лечения, то заборы крови для этого анализа выполняют регулярно, например каждые 2 курса лечения.

Какие онкомаркеры используются в настоящее время?

На современном этапе развития медицины известно множество веществ, которые вырабатываются опухолевыми клетками. В таблице ниже представлена информация по наиболее часто используемым онкомаркерам.

Онкомаркер Заболевание Для чего используется
Альфафетопротеин (АФП) Рак печени; Герминогенные опухоли яичка (рак яичка) или яичников В процессе диагностики – концентрация АФП может повышаться при данных заболеваниях; оценка эффективности лечения рака печени; определение стадии, прогноза у пациентов с герминогенными опухолями, оценка эффективности лечения.
Бета-хорионический гонадотропин человека (β-ХГЧ) Хорионкарцинома; Герминогенные опухоли яичка (рак яичка) или яичников определение стадии, прогноза течения заболевания, оценка эффективности лечения. Помимо крови для анализа может быть использована моча
Бета-2-микроглобулин (β2M) Множественная миелома; Хронический лимфолейкоз Определение прогноза и оценка эффективности лечения. Помимо крови для анализа может быть использована моча и спинно-мозговая жидкость
Простат-специфический антиген (ПСА) Рак предстательной железы Диагностика заболевания, оценка эффективности лечения, раннее выявление рецидивов
СА19-9 Злокачественные опухоли желудочно-кишечного тракта: Рак поджелудочной железы, желчного пузыря и желчевыводящих путей, рак желудка, рак толстой кишки Оценка эффективности лечения
СА-125 Рак яичников, рак маточной трубы, первичный рак брюшины Диагностика, оценка эффективности лечения, ранняя диагностика рецидивов
HE-4 Рак яичников, рак маточной трубы, первичный рак брюшины Диагностика, оценка эффективности лечения, ранняя диагностика рецидивов
Кальцитонин Медуллярный рак щитовидной железы Диагностика заболевания, оценка эффективности лечения, раннее выявление рецидивов
Раковый эмбриональный антиген (РЭА) Рак толстой кишки и некоторые другие опухоли Оценка эффективности лечения, диагностика рецидивов
ЛДГ Герминогенные опухоли яичка (рак яичка) и яичников, лимфомы, лейкозы, меланома, нейробластома Оценка стадии, прогноза течения заболевания и оценка эффективности лечения
Хромогранин А (ХгА) Нейроэндокринные опухоли Диагностика заболевания, оценка эффективности лечения, раннее выявление рецидивов
Нейрон-специфическая енолаза (НСЕ) Мелкоклеточный рак легкого; Нейробластома Диагностика заболевания, оценка эффективности лечения
Цитокератин 21-1 Рак легкого Выявление рецидивов
Фибрин/Фибриноген Рак мочевого пузыря Определение концентрации в мочеи используется для выявления рецидивов и оценки эффективности лечения
Иммуноглобулины Множественная миелома; Макроглобулинемия Вальденстрема Диагностика заболевания, оценка эффективности лечения, выявление рецидивов
СА15-3, СА27.29 Рак молочной железы В настоящее время используются редко, в некоторых случаях применяются для оценки эффективности лечения

Можно ли сдать кровь для того чтобы «провериться на рак»?

Идея диагностика и раннего выявления рака при помощи анализа крови выглядит крайне привлекательной – процедура анализа крови (или других сред организма) на онкомаркеры является простой в исполнении, дешевой, широко доступной и сопряженной с минимальными рисками вмешательства. Кроме того, это занимает мало времени, что удобно как для врача, так и для пациента. После того, как было показано, что объем опухолевой массы коррелирует с концентрацией опухолевых маркеров этой проблеме было посвящено множество исследований. Их целью было выяснить подходят ли онкомаркеры для скрининга на онкологические заболевания.

Любой диагностический тест характеризуются двумя характеристиками: чувствительностью и специфичностью.

Чувствительность – способность диагностического теста выявлять людей, у которых есть заболевание и не «пропускать» больных людей. Высокочувствительный тест будет выявлять большинство людей у которых есть заболевание, при этом возможны и ложно-положительные результаты, что означает положительный результат теста, когда в действительности заболевания нет. При использовании высокочувствительного, но низкоспецифичного теста (см. ниже) положительный результат теста будет означать не наличие заболевания, но необходимость «прицельного» обследования с целью его исключения. С другой стороны, если тест недостаточно чувствительным он может не выявить заболевания у человека (ложноотрицательный результат), у которого уже есть рак, что может привести к поздней диагностике.

Специфичность – вероятность того, что тест не приведет к ложноположительному результату – что у пациента с положительным результатом теста действительно есть заболевание. Если тест недостаточно специфичен он может дать положительный результат в отсутствие опухоли, что может привести к тому, что здоровый человек будет подвергнут ненужным обследованиям.

Хороший скрининговый тест, подходящий для раннего выявления опухолей, должен обладать высокой чувствительностью и специфичностью. К сожалению, опухолевые маркеры не отвечают таким высоким требованиям. На ранних стадиях опухолевого процесса их концентрация, как правило, остается низкой и определение онкомаркеров приводит к ложноотрицательным результатам. Повышение уровня онкомаркеров может быть вызвано неопухолевыми причинами, что также приводит к дополнительным трудностям в диагностике.

Тем не менее, опухолевые маркеры используются в некоторых случаях в процессе диагностики. Так, при выявлении новообразований в яичниках часто возникают диагностические трудности, связанные с тем, что биопсия этого органа, как правило, не производится. С целью отделения доброкачественных новообразований от злокачественных опухолей яичников разработан диагностический алгоритм ROMA, который на основании определения соотношения онкомаркеров HE-4 и CA-125 позволяет с достаточно высокой точностью определить вероятность наличия рака яичников.

Таким образом, определение концентрации онкомаркеров является широко применяемым диагностическим тестом в онкологии, однако не стоит забывать про ограничения этого метода. Само по себе повышение концентрации онкомаркеров не является диагнозом, равно как и нормальная концентрация опухолевого маркера не исключает диагноз рака. В некоторых случаях концентрация опухолевых маркеров остается нормальной даже на поздних стадиях рака. Кроме того, на ранних стадиях опухолевого процесса, концентрация онкомаркеров может не выходить за пределы нормальных значений. Результаты любых обследований должны быть интерпретированы лечащим врачом.

Примеры итоговых тестов и ситуационных задач

2. К особенностям доброкачественных опухолей человека можно отнести:

1. Склонность к метастазированию

2. Инвазивный характер роста

3. Существенное отличие структуры клеток от нормальных

4. Медленный характер роста

5. 100% перерождение в злокачественные опухоли

3. С современной точки зрения рак является:

1. Генетическим заболеванием

2. Инфекционным заболеванием

3. Воспалительным заболеванием

4. Заболеванием, возникшим после травмы

5. Вариантом нормы

4. Лекарственное воздействие на определенные механизмы, происходящие в опухолевых клетках, называется:

3. Таргетная терапия

4. Лучевая терапия

5. Комбинированная терапия.

5. Ранние клинические симптомы рака легкого могут быть при:

2.Перибронхиальном узловом типе центрального рака.

3.Перибронхтальном разветвленном типе центрального рака.

4.Эндобронхиальном узловом типе центрального рака.

5.Тип роста не имеет значения.

6. Ведущим методом получения материала для морфологической верификации диагноза центрального рак легкого является:

7. Какой метод специального противоопухолевого лечения практически не применяется в лечении мелкоклеточного рака легкого:

8. Операция выбора при центральном раке легкого:

3.Атипичная резекция легкого.

4.Торакоскопическая резекция легкого.

5.Радиочастотная термоаблация опухоли.

9. Каков минимальный объём хирургического вмешательства при раке щитовидной железы?

1. Энуклеация узла.

2. Резекция доли.

4. Гемитиреоидэктомия с резекцией перешейка.

5. Субтотальная резекция щитовидной железы.

10. Какая морфологическая форма рака щитовидной железы встречают наиболее часто?

1. Папиллярная аденокарцинома.

2. Фолликулярная аденокарцинома.

3. Медуллярный рак.

4. Недифференцированный рак.

5. Плоскоклеточный рак.

11. Какие лимфатические узлы наиболее часто поражаются метастазами рака щитовидной железы?

1. Вдоль внутренней яремной вены.

12. Колоректальный рак чаще встречается в возрасте:

13. В возникновении колоректального рака (алиментарная теория) ведущим фактором является:

1. Недостаток в пище белков, жиров, нитратов

2. Недостаток в пище жиров, углеводов

3. Избыток в пище белков, углеводов, жиров

4. Недостаток в пище грубой клетчатки

5. Совокупность пунктов 3 и 4

14. Наиболее частая локализация первичной опухоли при колоректальном раке:

1. Прямой и сигмовидной кишке

2. Анальном канале

3. Нисходящем отделе

4. Поперечно-ободочной кишке

5. Правой половине ободочной и слепой кишках

15. Плоскоклеточный рак прямой кишки лечится:

1. Только хирургически

2. Комбинированным методом

3. Лучевой терапией

5. Химиотерапия с дополнением иммунотерапией

16. Наиболее часто отдаленные метастазы костных сарком поражают:

2. Другие кости скелета

4. Подмышечные лимфатические узлы

5. Головной мозг

17. Наиболее часто остеогенная саркома локализуется:

2. Дистальном отделе бедренной кости

4. Головке малоберцовой кости

5. Проксимальном отделе бедренной кости

18. Наиболее часто среди костных сарком встречается:

2. Саркома Юинга

3. Злокачественная фиброзная гистиоцитома

4. Злокачественная остеобластокластома

5. Остеогенная саркома

19 У больной 22 лет при пальпации в левой молочной железе на границе верхних квадрантов определяется округлая, плотная, безболезненная опухоль 2 см в D. Наиболее вероятный диагноз:

1. Рак молочной железы

3. Саркома молочной железы

4. Листовидная опухоль

20. Осмотр и пальпацию молочных желез у женщин репродуктивного возраста целесообразно проводить:

1. первая половина менструального цикла

2. вторая половина менструального цикла

3. 7-10 день менструального цикла

4. 1-7 день менструального цикла

5. ежемесячно 1 раз независимо от дня менструального цикла

21. Для диагностики рака эндометрия наиболее достоверным методом исследования является:

1.УЗИ органов малого таза

2.цитологическое исследование аспирата эндометрия

3.раздельное диагностическое выскабливание матки с гистологическим исследованием

5.исследование опухолевых маркеров

22. Наиболее характерным маркёром для рака яичников является:

23. Перечислите симптомы, не соответствующие токсическим проявлениям при лимфомах (В-симптомы):

1. Ночные профузные поты

2. Повышение температуры тела свыше 38°С

3. Снижение массы тела на 10% и более за последние полгода

5. Боли за грудиной

24. Базальноклеточный рак кожи отличается:

1. Агрессивным течением

2. Ранним регионарным метастазированием

3. Длительным течением

4.Ранними метастазами в легкие

5. Плохим прогнозом

25. К первичному раку печени относится:

1. первичная лимфома печени

2. холангиоцеллюлярный рак

3. ангиосаркома печени

4. метастазы рака желудка в печень

5. гемангиома печени

26. Наиболее информативным и часто использующимся маркёром холангиоцеллюлярного рака является:

27. Классификация меланомы, учитывающая уровень инвазии слоев дермы:

28. Неходжкинские лимфомы наиболее часто развиваются из:

29. У больного 80 лет рак среднегрудного отдела пищевода II б стадии. Наиболее предпочтительным методом лечения является:

3.комбинированное лечение с предоперационной лучевой терапией

4.комбинированное лечение с послеоперационной лучевой терапией

5. паллиативная системная химиотерапия или лучевая терапия по радикальной программе

1. В клинику поступает больной 60 лет с жалобами на боли в костях таза, позвоночнике, плечевых костях, ребрах. При рентгенографии костей таза и позвоночника выявлены множественные остеобластические метастазы. Наиболее вероятный диагноз?

Ответ: Рак простаты с метастазами в кости.

2. В клинику поступает пациент 22 лет с жалобами на одышку, повышение t тела до 38С, ночную потливость, кожный зуд. При рентгенографии органов грудной клетки – расширение тени средостения до 10 см в поперечнике. При осмотре и пальпации определяется увеличенный до 2 см, безболезненный надключичный лимфоузел слева, выполнена его тонкоигольная аспирационная биопсия. При цитологическом исследовании в пунктате наряду с полиморфными клетками обнаружены гигантские многоядерные клетки Березовского-Рид-Штернберга. Диагноз?

Ответ: Лимфома Ходжкина.

3. У больного 50 лет в течение 6 месяцев тупые боли в эпигастральной области. Дважды отмечен «дегтеобразный» стул. Объективно отмечается бледность кожных покровов (НЬ крови 8,5 гр %). Пульс 98 ударов в минуту. Такое клиническое течение более всего характерно для какого заболевания?

Опухолевые маркеры: общие положения

Опухолевые маркеры

Опухолевые маркеры – это сложные вещества, чаще всего, глико- или липопротеиды. Опухолевые маркеры формируются внутри или на поверхности опухолевых клеток или же под действием опухоли происходит их индукция в других клетках. Таким образом, опухолевые маркеры попадают в кровеносное русло и определяются в периферической крови. Теоретически опухолевые маркеры должны продуцироваться только клетками злокачественной опухоли и не должны определяться у здоровых людей и у лиц с доброкачественными патологиями. Но в действительности не найдено ни одного маркера, специфичного только для опухоли.

Диагностическая значимость опухолевого маркера определяется тремя характеристиками:

• диагностической чувствительностью,
  • диагностической специфичностью,
  • дискриминационным уровнем (ДУ) или дискриминационной концентрацией (ДК).

ДУ представляет собой допустимую верхнюю границу концентрации опухолевых маркеров у здоровых людей и у пациентов с доброкачественными заболеваниями. Все значения маркера, которые превышают ДУ, считаются положительными или патологически повышенными.

Специфичность опухолевых маркеров представляет собой процентное выражение частоты истинно отрицательных результатов теста в группе здоровых индивидуумов или лиц с доброкачественными патологиями.

Чувствительность опухолевых маркеров представляет собой процентное выражение частоты истинно положительных результатов теста в группе онкологических больных.

При специфичности 95-98% чувствительность может колебаться в широких пределах – от 15% до 90% и более – для разных опухолевых маркеров и для одного и того же маркера в отношении разных патологий. Большинство циркулирующих опухолевых маркеров по причине недостаточной чувствительности и специфичности непригодно для выявления онкопатологии в бессимптомной популяции. Однако в группах повышенного риска с более высокой частотой данного заболевания использование опухолевых маркеров даёт возможность раннего выявления ряда опухолей.

Несмотря на ограниченное использование онкомаркеров в диагностике, они широко применяются в клинике. Опухолевые маркеры оказывают реальную помощь при оценке прогноза, оценке радикальности операции, мониторинге, получении дополнительной информации.

Прогноз. На момент диагноза опухоль изучают в плане прогноза заболевания. Уровни большинства опухолевых маркеров до лечения коррелируют с основными прогностическими факторами – размером опухоли, поражением лимфатических узлов, наличием или отсутствием метастазов, гистологическим типом и степенью дифференцировки опухоли и т.п. Для многих опухолевых маркеров показано их значение в качестве независимых прогностических факторов. Уровни большинства опухолевых маркеров на момент диагностирования имеют обратную зависимость с выживаемостью и длительностью безрецидивного периода.

Пациенты с высокими значениями маркера отличаются неблагоприятным прогнозом. Использование прогностических факторов и расчет прогноза приносят реальную пользу в лечении рака. Они представляют большой интерес не только для вычисления выживаемости, но также для подразделения пациентов на группы риска, где они будут получать дополнительную к оперативному лечению химиотерапию, призванную разрушить не обнаруженные при операции опухолевые образования, которые могут привести к появлению метастазов.

Для пациентов с хорошим и плохим ожидаемым прогнозом используют дифференцированные схемы лечения, которые отрабатываются в рандомизированных исследованиях. Это может позитивно отражаться на качестве жизни пациента, толерантности к терапии, эффективности лечения и рациональной экономии. По этой причине использование маркеров в качестве прогностических факторов является весьма желательным.

Оценка радикальности операции. После радикального удаления опухоли концентрация опухолевых маркеров в крови должна снижаться в соответствии с его периодом полужизни. Если скорость снижения маркера значительно ниже теоретической, то с большой долей вероятности можно предполагать наличие скрытых метастазов.

Мониторинг пациентов в ремиссии. После проведенного лечения пациент должен находиться под наблюдением онколога с обязательным регулярным определением опухолевых маркеров. При отрицательных значениях опухолевых маркеров рецидива не наблюдается. Повышение значений опухолевых маркеров с высокой степенью вероятности свидетельствует о рецидиве, клинические симптомы которого могут быть замечены лишь 3-6 месяцев спустя. Поэтому в некоторых случаях, например, при герминогенных опухолях, повышение опухолевых маркеров является достаточным основанием для начала химиотерапии, что позволяет улучшить отдалённые результаты.

Оценка эффективности лечения. Многочисленные литературные данные свидетельствуют о том, что регрессия опухоли сопровождается снижением сывороточного уровня соответствующего маркера. Отсутствие изменений или нарастание значений опухолевых маркеров даёт основание думать о резистентности опухоли к проводимой терапии и является основанием для пересмотра её тактики.

При интерпретации результатов следует учитывать множество факторов, способных влиять на сывороточный уровень опухолевых маркеров:

• наследственные,
  • расовые,
  • пол,
  • возраст,
  • физиологическое состояние,
  • циркадные ритмы и суточные изменения,
  • вредные привычки,
  • диагностические исследования (неинвазивные и инвазивные),
  • течение послеоперационного периода,
  • доброкачественные патологии,
  • лекарства.

Чрезвычайно важно также, каким методом определялся опухолевый маркер (и в этом контексте необходимо проводить его динамическое определение в одной и той же лаборатории). Это важно потому, что методы клинической химии определяют собственно вещество, тогда как иммунологические методы, основанные на использовании моноклональных антител, определяют отдельные эпитопы. Количество эпитопов на одной молекуле может широко варьировать у разных людей. Экспрессия эпитопов может значительно изменяться в зависимости от физических условий и структурных особенностей молекулы (например, при нагревании трудно определить сывороточный уровень СА125, но при этом может определяться активность СА199). Многие современные методы распознают отщеплённые от молекулы эпитопы, в результате чего можно получить трудно сравнимые как с клинической, так и с аналитической точек зрения результаты.

При рутинном определении опухолевых маркеров в разных лабораториях отличающиеся результаты могут быть функцией используемого метода. Например, при определении ХГЧ могут быть использованы анти-бета, анти-альфа и анти- бета/альфа антитела. В любом случае необходимо учитывать метод и факторы, которые могут вызывать ложноположительные результаты.

По материалам:
З.Г.Кадагидзе, к.б.н., В.М.Шелепова, д.м.н., профессор,